зачем нам нужны депутаты
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Зачем нам нужны эти депутаты? Государственная дума, которую вы не знаете.
Кто заседает в нашей Государственной Думе? О чем они думают и думают ли вообще? Все мысли только о народе. О себе и подумать то некогда. Не доедают, не досыпают. Все думают и думают. Наткнувшись на некоторую информацию, я была мягко говоря в шоке от того, что творится в нашей Государственной Думе. У меня возникли некоторые вопросы, на которые не нашлось нормального ответа. Но хватит лишних слов. Перейдем к теме статьи.
Если немного покопаться в интернете, то можно найти много забавных и если вдуматься, то не очень, фотографий. На них наши «многоуважаемые» депутаты сидят и развлекаются в своих креслах, особо видимо не заморачиваясь вопросом о том, где они находятся.
Я более чем уверена, что сейчас найдутся особо сердобольные люди, которые скажут, что многие из этих фотографий сделаны во время перерывов, когда просто нечем заняться. И они имеют полное право дурачиться в свободное время как им вздумается.
На это у меня есть два аргумента :
Вы можете посмотреть на этот скандальный и вопиющий случай абсолютного безразличия к своему государству и народу. Идет обсуждение проекта федерального бюджета. Тут вообще без комментариев:
А вы только вдумайтесь, сколько подобных событий не попали под прицел телекамер и фотокамер и мы про них не знаем. Было-бы забавно увидеть «напряженный» рабочий день слуг народа.
Идем дальше. Сейчас будет забавный и грустный факт одновременно. Но сначала для справки. Для того чтобы законопроект попал в Совет Федерации, он сначала должен пройти 3 чтения в Государственной Думе. В течение этих чтений происходит всесторонний анализ и обсуждение будущего законопроекта. Вносятся замечания и конструктивные предложения по его улучшению.
Так же, очень важным моментом является возраст депутатов Государственной Думы. Если посмотреть поверхностно, то можно подумать, что все там с этим в порядке. А если присмотреться, то порой попадаются такие кадры, от которых возникают не только вопросы, но и полное недоумение.
Про то, какие зарплаты получают наши депутаты, можно прочитать здесь.
Фотография и ролик взяты из поисковых систем Яндекса.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зачем нужны депутаты, если они не могут сказать ни одного слова против президента и силовиков
Нынешний созыв Госдумы по беспомощности и бездарности, похоже, обгонит даже парламент шестого созыва (который прозвали «бешеным принтером»). А все потому, что, как отметил председатель «Яблока» Николай Рыбаков, этой Госдуме выпала «честь» синхронизировать российское законодательство с путинской редакцией Конституции и вообще «первоиюльской» политической реальностью.
Речь идет о множестве федеральных законов, которые призваны претворить в жизнь путинские поправки к Конституции, и которые в последние две недели рассматривает парламент. Но каждый важнейший для страны закон принимается буквально за считаные дни, без всякого обсуждения и экспертизы. Ни одного слова против президента и силовиков депутаты сказать не могут. Тогда зачем они нужны?
Рыбаков призывает народ гнать эту Госдуму поганой метлой — благо новые парламентские выборы уже скоро, в 2021 году.
Зампред «Яблока» Борис Вишневский изучил законопроекты, принятые на этой неделе. Например, о Конституционном суде. В результате внесенных поправок сократится число судей КС, а уволить судью станет еще легче. Более того, авторы законопроекта хотят запретить судьям КС публично разглашать мнение, отличное от большинства коллег, — «особое мнение» станет тайным.
Параллельно, власти не забывают готовиться к предстоящим выборам. Народной поддержки у них нет, так что приходится думать о манипуляциях. Последние избирательные «новеллы» начали принимать на региональном уровне (в соответствии с новыми федеральными нормами).
Так, новые законы могут лишить права наблюдать за региональными и местными выборами граждан из других регионов. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова назвала это «избирательным крепостным правом». По сути, эта норма противоречит конституционному праву россиян контролировать избирательный процесс, в то время как они свободны в своих передвижениях и выборе места жительства.
В завершение хотим порекомендовать документальный фильм медиапроекта «Запас прочности» о карельском историке Юрии Дмитриеве, осужденном на 13 лет заключения.
Зачем в России депутаты?
Без «громоотвода» разряд негатива пронижет всю «вертикаль». Зато с оным, даже не «царь хороший, бояре плохие», а «челядь» напортачила
Это мнение бытует, ибо старательно привносится — не слишком ли дороги «народные слуги», и вообще, к чему такая блажь? Речь, конечно же, о депутатах и прежде всего — Государственной Думы. Мы сейчас не будем говорить про идеал. Про законотворчество не для власти, а для общества. Про легитимность сакрализующую легальность. Про взаимоконтроль разделённых законодателей и исполнителей. Про дискуссии, в ходе которых и должен определяться социальный баланс, когда каждый должен чем-то поступиться, но никто не должен проиграть.
Увы, ничего подобного нет и в ближайшее время, вряд ли предвидится. По целому ряду причин с наиглавнейшей — сохранением святой «стабильности» для машинистов «высших эшелонов». Отечественная политоЛохия именует это «консенсусом элит», ибо любые политические «колебания» чреваты потенциальным спросом за управленческие просчёты, чего допустить ни как не можно. Поэтому, требуются «спокойные» для спокойствия. Чтоб не столько писали «буквы закона», сколько занимались оформлением. Однако, помимо юридического «дизайна» и выписывания правовых «вензелей», существует у российских парламентариев и другая функция, поважней.
Если за 10 лет проанализировать исследования организаций, занимающихся изучением общественного мнения, то все они от ВЦИОМа до «Левады»* отражают характерную особенность. Доверие респондентов к таким государственным институтам, как президент, правительство, губернаторский корпус всегда в 1,5−2 раза выше, нежели чем к Государственной Думе и Совету Федерации. Причём, нижняя палата парламента РФ у населения котируется ещё меньше, чем верхняя.
Оно вроде бы интуитивно объяснимо, ведь именно с депутатов начинается информационная цепочка по внедрению тех или иных решений. Однако другие властные «звенья» тоже «причём» — сенаторы закрепляют, президент фиксирует. Ну, а далее «исполнительская вертикаль» — от кабинета министров до чиновников и охранителей — занимаются тем, что называется «правоприменительной практикой».
Казалось бы, даже самый совершенный механизм, эталонно спроектированный, и собранный без ошибок может заклинить в неумелых руках. Не зря народная мудрость гласит — дело было не в бабине, остолоп сидел в кабине. В этом смысле претензий к «водителям» должно быть не менее чем к «конструкторам», но, согласно практически всем социологическим замерам, последние всегда «виноватее» первых.
Возразят — да вы взгляните на этих «конструкторов», собранных в нижней палате № 6 и № 7 (по порядковому номеру Созыва, так как рассматривается период за 10 минувших лет). Это они-то должны предоставить обществу «идеальные чертежи»? Ну, лишнего я, конечно, на них наговаривать не стану, не для того, выборная система в России постоянно «улучшается», чтобы хотя бы иногда выигрывали все, а не только лишь некоторые. Сложно метать в «дурака» с теми, кто объявляет козыря не по раскладу, а на своё усмотрение. Впрочем, сейчас не о правилах игры, а о том, кто крайний.
Депутаты бесят электорат, не потому что они «хуже» чиновников. Просто они более медийно открыты, например, содержание парламентариев (здесь не только зарплата) гораздо проще посчитать, нежели, скажем, затраты на администрацию президента.
Непопулярные инициативы тоже намеренно ассоциируются в общественном сознании с конкретными фамилиями «народных слуг», мол, это они всё придумали, а остальные «одобрямсы», либо читать не умеют, либо смысла не понимают, когда подписывают и исполняют. Да и все скандалы выносятся «из избы» на Охотном ряду не в пример громче по сравнению с остальными «башнями» власти.
Всё вышесказанное отнюдь не в защиту «качества депутатского материала» (при отрицательном отборе, с ним всё ясно), а на понимание, для чего «слуги» нужны в таком виде. В условиях накапливающегося негатива без соответствующих «громоотводов», отрицательный разряд «недоверия» пронижет всё сверху донизу. А так, даже не «царь хороший, бояре плохие», а какая-то «челядь» напортачила, которую никому не жалко. И под шумок, в проброс «спасительный вывод»: всем должны заниматься «профессионалы».
Вот, кто такие эти «профессионалы», особенно когда в Основном законе государства до сих пор записано: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными» (статья 32). В сей принцип уже внесены коррективы — не все и не всегда, хотя в Конституции русским по белому значится: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Любой нижестоящий правовой акт, не может расширительно толковать и противоречить вышестоящему, но кого у нас волнует юридическая иерархия и «верховенство закона».
Забавно другое, как ненавязчиво общество приучают к мысли, что государственное управление не для всех. Дескать, не каждая «кухарка» и так далее. Вот какое образование должно быть у потенциального президента: военное, экономическое, юридическое, либо все сразу? Времени-то хватит (не для диплома получения, а для глубокого изучения)? А новый губернатор, он, в чём предпочтительнее «профессионал» — в дорожном покрытии или ставке рефинансирования? А кому «профессионально» писать законы для Интернета?
Сословно-монархическое управление сошло на нет, не потому что «закончились» монархи или «разбежались» сословия. А за неэффективностью при возрастании человеческой популяции и увеличивающихся в связи с этим потоках информации. Однако в Российской Федерации, возникшей на разделе собственности, понадобилось закрепить новый «статус-кво», отсюда возврат к прежним установкам «правления немногих».
Наверное, с эпохи Смутного времени, отечественные широты не видывали столь анти-национальной и примитивной элиты, как последние 30 лет. Когда-нибудь историкам понадобится краткий определяющий термин для обозначения и этого периода, думаю, что «Мутное время» в самый раз.
Осовременить «бояр» эвфемизмом «профессионалы» — и прозит! Депутаты же своим примером должны подтверждать «сословное правило», соглашаясь с функционалом «козлов отпущения», дискредитируя «выборность». Все опросы общественного мнению подтверждают — «козлов» не любят, ими можно пожертвовать. В отличие от «пастухов», коим «доверяют».
* «Левада-центр» решением Минюста РФ от 5 сентября 2016 года включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента.
Зачем нам нужны депутаты?
На самом деле, депутат – это не свадебный генерал, не клоун по вызову, и даже не дорогостоящая подтанцовка для Главы исполнительной власти. Это лицо, выбранное гражданами в органы власти, чьей задачей, как правило, является контроль за исполнительной властью, представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Вы, наверное, удивитесь, но в полномочиях депутатов не прописаны обязанности восторгаться губернатором и, не глядя, голосовать за любые инициативы, исходящие от него. Парламент – это юридически равноправный орган власти наряду с исполнительной властью. И, по своей задумке, он должен быть оппозиционным правительству, обязан критически подходить к деятельности чиновников, контролировать выполнение законов, принятых депутатами.
Если открыть Конституцию Республики Тыва, то там можно найти, к примеру, Статью 98 об «Организации работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 101 о «Статусе депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 102 о «Законодательной инициативе Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 103 о «Полномочиях Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».
Кроме Конституции в нашем регионе имеется ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА от 17 января 2011 года N287 ВХ-I «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», в котором подробно расписаны все права и обязанности депутата. Газетная площадь не позволяет цитировать огромный многостраничный текст Закона, но вы всегда сможете найти его в открытом доступе.
Впрочем, некоторые пункты стоит озвучить.
Например, в Статье 103 Конституции РТ:
8) утверждение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва республиканского бюджета, контроль за его исполнением;
Это главная функция депутата, влияющая на жизнь всего населения. Но когда в последний раз вы слышали дискуссию о принятии бюджета? По-моему, со времен разгрома команды Василия Оюна никаких споров в стенах Верховного Хурала не бывало. С одной стороны общий объём бюджета растёт из года в год, а с другой – население нищает с той же скоростью, с какой растёт бюджет. И куда уходят дополнительные средства – депутаты не спрашивают и нам не рассказывают.
10) определение порядка использования земли и других природных ресурсов республиканского значения, охраны объектов истории, культуры и природы, передачи объектов государственной собственности Республики Тыва в муниципальную;
Земля – это один из важнейших вопросов нашего региона. При немалой территории Тувы и не слишком высокой плотности её заселения, оказывается, очень трудно получить землю для строительства жилья. Куда ни плюнь – попадёшь на землю какого-нибудь даргалара. А депутаты как бы нипричём.
13) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва;
Любая продажа за бесценок государственной собственности в угоду отдельных чиновников происходит при попустительстве депутатов. Если бы они были не бессловесными марионетками, у нас бы не было таких ситуаций, когда здания фабрик и гостиниц вдруг оказывались в руках всем известных начальников.
14) установление республиканских налогов, а также порядка их взимания, определение порядка выпуска республиканских займов и ценных бумаг;
Депутаты могут влиять на размеры поборов с населения. Облегчить положение наиболее бедных, упростить фискальное давление на бизнес для немногочисленных предпринимателей. Но не пользуются этим правом, без споров и обсуждений принимая всё спущенное с правительства. Единственное – не забывают пробить какие-нибудь очередные льготы и преференции себе любимым и своим спонсорам. Например, при остром дефиците бюджета Глава, при молчаливом согласии депутатов, взял да и освободил китайскую компанию «Лунсин» на 10 лет от налогов, которые только в 2017 году составили 700 млн. рублей.
15) назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва;
16) назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва и иных лиц, если это предусмотрено федеральным законом, на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Республики Тыва, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва;
То есть, депутаты должны управлять кадровыми назначениями на ключевых должностях в правительстве. Но сегодняшние «избранники» этим правом не пользуются.
В Законе Республики Тыва «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», в Статье 9 написано:
1. Депутат Верховного Хурала поддерживает постоянную связь с избирателями округа, от которого он избран, ответственен перед ними и подотчетен им.
3. Депутат Верховного Хурала регулярно информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Но вдруг в 2017 году наши депутаты дописали в эту Статью ещё один пункт:
9. Правительство Республики Тыва определяет специально отведенные места для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, а также определяет перечень помещений, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Тыва для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, и порядок их предоставления. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, и порядок их предоставления.
Этот пункт №9, по сути, отменяет предыдущие пункты Статьи и показывает всю ничтожность и убогость нынешнего состава Верховного Хурала. Народная поддержка своих избирателей – это главная защита и опора любого депутата. Но они голосованием за эту поправку добровольно вручили свои намордники с поводками в руки чиновников, над которыми и должны были надзирать. И теперь губернатор будет решать где, когда и с кем депутаты смогут встречаться.