зачем нам даются испытания эпидемией
Христос сказал: будут моры…
Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 1
Больные испанским гриппом, США
«Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. λοιμοὶ) – это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот – они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что повальные болезни с Его пришествием не прекратятся. Как не исчезнут землетрясения, то есть природные катаклизмы, и глады, то есть социальные бедствия. Таков закон жизни вне Рая. С тех пор, как человек внес в мир заразу греха, мир поражает человека заразой инфекций, микробов, болезнетворных бактерий.
Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.
У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.
Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:
Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.
Откуда пандемии?
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир
Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.
Таков закон жизни вне Рая.
За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.
За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.
За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.
Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть
Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.
Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.
О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.
Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.
Не думай, что вне Рая ты будешь жить и радоваться, не болеть, не умирать. Жизнь вне Рая – не жизнь, а борьба за выживание. Побеждая одну болезнь, мы непременно встретим новую, ранее неслыханную. Ибо нельзя обойти приговор: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), нельзя благоденствовать на земле, которая «терния и волчцы произрастит» за твой грех (Быт. 3: 18).
Болезни как мудрое попущение Божие
Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.
Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.
Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.
Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.
Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души
«Утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15). Адам, будучи чист от греха, погиб при беспечальной жизни. Мы же при грехах своих как спасемся, если пребудем в беспечности?
Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.
Христианство не есть комфорт
Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.
Когда христианство становится комфортабельным, то Господь посылает испытания, сокрушающие комфорт. «Вы всё еще спите и почиваете?» – обращается к нам Спаситель (Мк. 14: 41). А мы не знаем, что и ответить Ему. Привыкли к свободе, к тому, что всё есть и всё можно, храмы открыты, права наши защищены, вокруг штиль, так что можно, кажется, и поспать. Нет, Господь попускает нам шторм, чтобы мы пробудились.
Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.
Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.
Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие
Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.
Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?
«Не смотрите большими глазами страха» — что святые говорили об эпидемиях
Приблизительное время чтения: 6 мин.
«Фома» собрал слова святых, которые были свидетелями эпидемий и бедствий, часто гораздо более страшных, чем нынешняя пандемия.
Святитель Филарет Московский (1783–1867)
Из проповедей во время эпидемий холеры в Москве
Примечайте спасительное действие покаяния. Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред алтарем.
Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть.
Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не «во вретище», то в простоту. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, бескровную жертву, приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы.
Преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1979)
Из эссе «Прогресс в мельнице смерти»
Преподобный Иустин (Попович)
Какой-то космический заговор существует против нашей планеты, поскольку нигде во вселенной не умирают, как на земле. Остров смерти, единственный остров смерти, на котором умирают, — вот что такое печальная звезда наша. А над ней, вокруг нее и под ней кружат бесчисленные мириады звезд, на которых нет смерти, на которых не умирают. Со всех сторон бездна смерти окружает планету нашу. Где тот путь, который начинается на земле, а не ведет к обрыву смерти? Где то существо, которое может избежать смерти на земле? Все умирают, всё умирает на этом жутком острове смерти. Нет судьбы, печальнее земной, нет трагедии, отчаяннее человеческой.
Священномученик Киприан Карфагенский (прибл. 200–258)
Из «Книги о смертности»
Священномученик Киприан Карфагенский
Кормчий узнается во время бури; воин испытывается в сражении. Нечем хвалиться, когда нет опасности. Истина выходит наружу во время столкновений с бедами.
Правда, некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками: как будто христианин для того только и уверовал, чтобы бедствия не касались к нему, и он, при наслаждении мирским временным счастием, свободный от всяких зол, сохранен был для будущей радости! Смущает некоторых то, что нынешняя смертность есть общая для нас с другими: да что же в этом мире, пока по закону первого рождения остается еще общая у нас плоть, не есть общее для нас с другими? Доколе мы находимся здесь, в мире, дотоле мы связаны с родом человеческим одинаковостию плоти, а отделяемся духом. И потому пока это тленное не облечется в нетление и это смертное не облечется в бессмертие (1 Кор 15:53); пока Христос не приведет нас к Богу Отцу: до тех пор все немощи плоти будут для нас общи со всем родом человеческим. Так, тощая земля, не давши урожая, производит общий голод; так, при покорении какого-либо города неприятелем, все граждане подвергаются плену. Во время продолжительной засухи недостаток воды чувствуется одинаково всеми; когда разбивается корабль о скалы — все без изъятия, плывшие на нем, терпят кораблекрушение. Подобным образом глазная болезнь, лихорадочные припадки, расслабление всех членов не могут не быть общими для нас с прочими людьми, пока в этом веке мы носим с ними одинаковую плоть.
Не видна ли вся польза и необходимость настоящей моровой язвы, которая представляется столь страшною и жестокою, из того, что она исследует правоту каждого и испытывает помыслы человеческого рода, открывая, служат ли здоровые больным; любят ли искренно ближние родных своих; жалостливы ли господа к рабам, подвергшимся немощи; не оставляют ли врачи больных, умоляющих о помощи; укрощают ли свою свирепость жестокосердые; угашают ли в себе хищники, хотя из страха смерти, ненасытимый пламень гибельного сребролюбия; гордые, преклоняют ли свою выю; нечестивые смягчают ли свою дерзость; богатые, умирающие без наследника, отказывают ли что-нибудь бедным своим братьям?
Святитель Григорий Двоеслов (540–604)
Из «Речи к народу о смертности» во время чумы в Риме
Святитель Григорий Двоеслов
Священномученик Дионисий Александрийский (190–265)
Из послания к Александрийцам во время чумы
Священномученик Дионисий Александрийский
Ныне всё — слезы, все плачут, город стонет от жалобных криков по причине множества умерших и ежедневно умирающих. И как написано ο первенцах египетских, так и ныне настал вопль великий. В городе нет дома, где не было бы умершего.
Весьма многие из наших братьев от избытка любви и братолюбия не щадили самих себя и поддерживали друг друга, безбоязненно наблюдали за больными, неутомимо ухаживали за ними и, служа им ради Христа, вместе с ними радостно умирали, исполняясь страданиями других, привлекая на себя болезнь от своих ближних и добровольно принимая на себя их мучения.
Авва Дорофей (505–565 или 620)
…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани — всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы — поскольку есть Его воля на разорение города — сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.
Чем полезны испытания
Верующая в Храме Христа Спасителя в Москве / Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Никакая человеческая жизнь не проходит без скорбей. Одни периоды кажутся внешне благополучными, спокойными, а другие — более тревожными.
Думаю, каждый вспомнит из рассказов знакомых и личного опыта случаи, когда в размеренной жизни многое внезапно менялось: падали доходы, возникали проблемы с работой, близкие люди проявляли себя с худшей стороны и так далее. Когда неприятные обстоятельства нарушают повседневный уклад, человек внезапно ощущает себя одиноким, растерянным. Невольно возникают вопросы: «Зачем на меня обрушились эти трудности? Почему все не могло продолжаться так, как я к этому привык?»
Испытания, с одной стороны, заставляют сильно тревожиться, а с другой — являются причиной нравственных открытий человека. Многие люди, пережившие трудности, признаются, что жили до этого словно в оцепенении. Во внешне благоустроенной жизни, как в результате оказалось, было не все в порядке. Дни, месяцы, годы казались рутинными, существование не несло особого смысла. Апатия, тоска, бессмысленность — состояния, которые посещали человека, когда он оставался с собой один на один. Выхода из ситуации не было, поэтому он старался, по крайней мере, о ней не думать: активно работать, обеспечивая себе хотя бы комфорт и достаток.
Внезапно постигшая неприятность напоминает вскрывшийся нарыв. В большинстве случаев она является решением назревших духовных проблем. Человек нередко свыкается с грехом, ленится с ним бороться, откладывает на долгое время необходимость пойти в храм, исповедоваться. Трудности нередко подталкивают человека к решительным действиям и становятся средством к исцелению от греха. Так, преподобный Ефрем Сирин высказывал мысль, что, подобно «стечению облаков», скорби вначале делают «воздух мрачным», но, как только дождь пройдет, становится тихо и ясно. Так, отмечает святой, и душевная скорбь омрачает мысли, но, как только молитвой и слезами «выйдет наружу, тогда производит в душе большую ясность, низведя в ум молящегося, подобно некоему лучу, мысль о Божией помощи».
Бывает, наоборот, человек постоянно находится в гуще событий. Одни яркие впечатления сменяют другие. Дополнительным развлечением становится пристрастие к алкоголю, компьютерным играм, просмотру фильмов. Без этой бурной жизни образуется пугающая пустота. Постепенно развлечения наскучивают, а ощущение опустошенности охватывает все сильнее.
В этом случае трудности способствуют тому, чтобы человек расставил верные приоритеты: хотя бы на время отвлекся от внешней мишуры и подумал о духовной жизни. В то же время испытания помогают избавиться от пресыщения. У преподобного Антония Великого есть емкое высказывание о том, что человек способен ощутить радость только после скорби. «Несладко пьет тот, кто не томился жаждою, несладко ест, кто не голодал. Так и вечными благами не насладимся мы, если не презрим маловременные», — говорил святой.
Перемены в жизни нередко затрагивают не только самого человека. Они влияют и на его взаимоотношения с окружающими. В сложные жизненные периоды человек в большей степени способен оценить труд, искренность, любовь друзей и родственников, проявить к ним ответные чувства. Иногда испытания, напротив, опережают значительную опасность, выявляя корыстные намерения окружающих: жажду славы, денег, власти.
Случается, что страдания одного человека могут вразумлять и других людей. Подтверждением этому становится эпизод из жизни праведной Аглаиды Римской. Внезапная весть о мученической смерти святого Вонифатия настолько поразила богатую римлянку, что она раздала все имение нищим и ушла в монастырь, где до своей смерти подвизалась и приносила Богу покаяние за прежнюю греховную жизнь.
После того как скорби отступают, некоторые люди могут найти в себе мужество и признать: испытания имели смысл. Они, разрушившие привычную жизнь, принесшие множество тревог, одновременно были и помощью. По мысли святителя Григория Богослова, существуют два основных смысла испытаний: во-первых, они случаются для того, чтобы человек исцелился от скверны греха, а, во-вторых, являются средством для духовного возрастания. В этом случае людям, незаслуженно перенесшим скорби, Господь дарует особую славу и великую награду в Царстве Небесном (ср. Мф. 5:12).
Синдром заложника: Почему QR-пандемия в России по-настоящему опасна
Манипулировать людьми очень просто, если вызвать у них чувство страха или чувство вины. QR-коды – слишком удобный способ контроля за обществом, поэтому мало сомнений в том, что ковид уйдёт, а коды и другие формы сегрегации останутся. Чем это обернётся для нашего общества?
Новгородская область в понедельник объявила о продлении локдауна ещё на неделю. Весьма вероятно, что это решение в ближайшие дни подхватят и другие регионы. Тем более что глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании президиума Координационного совета при правительстве России по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции однозначно заявила, что одной недели будет совершенно недостаточно для того, чтобы переломить данную ситуацию.
Врачи отмечают, что у переболевших ковидом наблюдаются серьёзные психические последствия, но очевидно, что освещение пандемии в СМИ, а также заявления чиновников и экспертов сказываются на психике абсолютно всех людей, включая тех, кто не болел ковидом и вообще отличается завидным физическим здоровьем.
Пандемия закончится, а уйдут ли ограничения?
Во-первых, серьёзным испытанием для душевного спокойствия любого человека является сама ситуация неопределённости. Никто не знает, какие новые ограничения будут введены не просто на следующей неделе, а на следующий день. Невозможно с достаточной уверенностью планировать ни поход в кино или театр, ни туристическую поездку в другой город или страну, ни рабочую командировку. В любой момент правила могут измениться, причём действующее законодательство и даже Конституция игнорируются. Возможно всё.
Во-вторых, это страх. Запугивание началось с самого начала пандемии, когда мало кто понимал, что такое этот ковид, и продолжается до сих пор. Причём, поскольку ни один человек не может долго и с одинаковой интенсивностью бояться одного и того же, градус запугивания нарастает и нарастает. Никто не может объяснить, почему по мере роста числа вакцинированных и появления у врачей опыта лечения заболевших людей смертность не просто не снижается, а растёт. Объяснить не могут, но пугать красной зоной получается отлично.
В-третьих, это культивирование и навязывание чувства вины непривитым и стимулирование чувства превосходства у тех, кто привился, ревакцинировался и теперь в социальных сетях требует немедленно поголовно привить всех, не останавливаясь ни перед чем.
Из этого следует четвёртое – сегрегация, разделение людей на первый и второй сорт. Непривитых объявляют убийцами – преднамеренными разносчиками заразы – и призывают лишить их всех базовых прав, включая оплаченное ими из собственных же налогов лечение. Тех, кто привился сам, но считает это личным делом каждого и выступает против обязательной принудительной вакцинации, тоже записывают в «антиваксеры» и травят. Чтобы неповадно было.
Нет ни малейших сомнений в том, что пандемия закончится – так было всегда, – уверена Анна Шафран. – Но уйдут ли введённые в связи с борьбой с вирусом ограничения, куар-коды и другие приметы нового времени? И неужели кто-то добровольно откажется от методов манипулирования людьми, которые сейчас обкатываются в большинстве стран мира?
Все эти наболевшие вопросы в студии «Первого русского» ведущая Анна Шафран обсудила с руководителем Центра кризисной психологии и вице-президентом Международной профессиональной ассоциации психологов Михаилом Хасьминским. По видеосвязи к беседе присоединилась и член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр.
Манипулировать можно страхом и чувством вины, но последствия будут катастрофические
Анна Шафран: – Год назад здесь, на Царьграде, вы говорили, что нагнетание в обществе страха ведётся методами социальной психологии и это по-настоящему опасно. У людей развивается синдром заложника, они травмированы страхом перед заболеванием и мерами властей больше, чем самой эпидемией. Скажите, что-нибудь изменилось за прошедшие полтора года?
Михаил Хасьминский: – По сути, ничего не изменилось, хотя эффективность запугивания снизилась. Постоянно запугивать невозможно, порог ощущения опасности снижается, люди адаптируются к ситуации и их невозможно снова заставить надеть маски или, например, мыть руки по 30 секунд и так далее.
Как известно, манипулировать можно двумя вещами – страхом и чувством вины, и именно это используется по полной. Но сейчас манипуляция уже не выглядит столь эффективно. Но, как я и предполагал, начинаются катастрофические последствия такого давления на людей.
Посмотрите на детей, в какой обстановке они учатся – то дома, то в школе. Как в таких условиях можно вести воспитательную работу? Как будет формироваться мировоззрение? А другие важнейшие навыки? На эти вопросы ответов нет.
В то же время, как сообщают различные источники, повышается уровень депрессивных состояний, суицидов – как у детей, так и у взрослых. Но мало кого это интересует, а ведь надо заниматься комплексной реабилитацией.
Нам говорят – иди и вакцинируйся. Так объясните, зачем это надо? Насколько безопасна вакцина? Как помогают в борьбе с ковидом QR-коды? Ответов нет. Вместо этого начинается жёсткий прессинг: не вакцинирован – никуда не пустим. И далеко не все люди понимают, что вот так происходит деление на людей одного и другого сорта.
– То есть речь идёт о том, что постулируется такое почти религиозное отношение к проблеме, когда недостаточное количество статистических данных и фактов перекрывается просто необходимостью, чтобы люди верили.
М.Х.: – Да, нужна какая-то безусловная вера. Исследований, как я понимаю, нет. Почему я должен верить, условно говоря, Поповой? Почему я должен верить в то, о чём известно только на словах?
– Поясним для зрителей. Очень часто встречаются противоречия между тем, что говорит, например, Анна Попова, и между тем, что опубликовано в авторитетном международном журнале «Ланцет». Вот один из недавних случаев – по поводу того, переносят ли вакцинированные вирус или не переносят, например.
М.Х.: – Если бы не было противоречащих заявлений, если бы всё базировалось на доказательной медицине, как ты будешь спорить с доказательствами? С какими-то вещами невозможно спорить. Законы физики, к примеру, объективны. А здесь каждый субъективно пытается что-то говорить, и многие из них врут или не понимают, зачем они это говорят. Я не знаю, кто врёт, но когда один говорит одно, другой говорит другое, то, естественно, любой человек подумает, что здесь что-то не так.
И очень важно в нынешней ситуации, на мой взгляд, сохранять критичное отношение вообще ко всему, во всём сомневаться. Может быть, то, что говорят, – это правда, а может быть, и неправда. Поэтому надо собирать дальше доказательства, сопоставлять какие-то данные между собой и делать уже выводы. Но к этому способны, к сожалению, далеко не все.
– И важно ещё сохранять внутреннее спокойствие. Но к этому мы вернёмся.
Всё это – антиконституционная сегрегация населения
– Сейчас я хотела бы задать вопрос Анне Швабауэр. Мы наблюдаем ещё одно новое для нас явление – это система QR-кодов, которая вводится в нашей стране в разных регионах. Анна, я знаю, вы подготовили доклад «Система QR-кодов как запрет на реализацию базовых прав граждан». Вы не могли бы пояснить, что прежде всего постулируется в этом докладе, о чём идёт речь и что мы должны для себя уяснить на этот счёт?
Анна Швабауэр: – Действительно, сейчас по всем регионам вводится система QR-кодов. В частности, в Петербурге, чтобы посетить спортивные или культурные мероприятия, зайти в кафе или рестораны, необходимо предъявлять QR- код. То есть для того, чтобы купить своему ребёнку одежду, мать должна получить этот QR-код. Это антиконституционная сегрегация населения в нашей стране, поражающая в правах миллионы сограждан.
Возникает вопрос: а как реализовывать свои гражданские права тем, у кого есть законное право на отказ от прививки, которая пока ещё у нас добровольная? Получается, здоровые люди, которые не сделали себе прививку, они поражены в правах. Они вообще стали у нас самыми бесправными. Самые здоровые люди стали самыми бесправными.
Непонятно, что делать людям, которые не имеют смартфонов для предъявления QR-кодов, людям, которые не желают регистрироваться на Портале госуслуг, а все эти QR-коды делаются только там. Многие переболели ковидом в лёгкой форме дома, а в итоге у них нет никаких документов о перенесённом заболевании, а значит, и QR-код они не получат.
Анна Швабауэр (справа). Фото: Совет Федерации / council.gov.ru
А что делать тем, кто не желает получать QR-код по религиозным соображениям? Все эти люди, а их миллионы, оказались просто за бортом жизни, можно сказать. Им оставили право минимально обеспечивать свою жизнедеятельность походами в продуктовые магазины.
В итоге что мы получаем? Мы получаем две группы граждан, имеющих QR-код и не имеющих такового, соответственно, первая группа обладает правами по Конституции, вторая группа лишена. Мы получаем нарушение статьи 19 Конституции, в которой сказано, что государство гарантирует равенство прав и свобод граждан вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств. А тут получается, что с правами у нас только люди, имеющие QR-коды.
Где федеральный закон, в котором написано про QR-коды? Оно вообще незаконно, это понятие. Оно вообще нерусское. Что такое «куар»? У нас государственный язык русский. И вообще-то характерно, что многие оценивают этот QR-код как аусвайсы, которые выдавали на оккупированных территориях, и слово-то само нерусское.
В общем, тут можно продолжить юридическое обоснование. Самое главное, что идёт сегрегация граждан, и это очень опасно, это серьёзная угроза провокации гражданских беспорядков в нашей стране. Надеемся, что чиновники придут в себя и отменят все эти нормы.
Мы наблюдаем атомизацию общества, разделение идёт прямо по семьям
– К сожалению, мы наблюдаем в социальных сетях огромное количество комментариев на этот счёт – по поводу QR-кодов и по поводу того, что слово нерусское. Действительно, людям не нравится то, что происходит.
Михаил, продолжая эту тему QR-кодов, насколько ненормальна ситуация, при которой общество разделяется на тех, у кого этот код есть, и тех, у кого его нет? Каковы могут быть психологические последствия для общества того, что мы сегодня наблюдаем, и сможем ли мы их быстро преодолеть?
М.Х.: – Я думаю, что нет. Это называется атомизация. Я сейчас не буду говорить о расчеловечивании. Но разделение происходит между группами людей. И это не только непривитые или привитые, имеющие QR-коды или нет. Разделение происходит даже в семьях, между соседями.
И тогда получается, что мы все разные и смотрим друг на друга как на врагов и на волков. А вот это, к сожалению, потом в норму уже не придёт. Невозможно сейчас злиться на человека и желать ему чего-то нехорошего, а потом, когда опасность пройдёт, снова всем задружиться. Нет, вот эти обиды и дальше будут всех разделять.
– Давайте сделаем акцент на том, что именно в семьях идёт разделение. Люди начинают враждебно относиться друг к другу.
М.Х.: – Не только в семьях. И мне так кажется, что это будет ещё всё углубляться. Потому что хорошо, если бы просто это произошло, неделя была бы, все посмотрели – и всё в норму пришло. Так это тоже уже происходит больше года.
Мне в этом плане очень импонирует позиция того же белорусского президента. Посмотрите, там нет завалов никаких в больнице, там нет никаких локдаунов. Там всё нормально решается. Ответственность перекладывается на каждого члена общества за его выбор – прививаться или нет, носить маски или не носить. А у нас – как с малыми безответственными детьми обращаются, при этом ничего не объясняют. Но мы же не дети!
Людям надо проявлять гражданскую активность, чтобы не чувствовать себя ущемлёнными
– Анна, а как можно противостоять этим нарушениям гражданских прав и свобод, какие методы юридической борьбы существуют, которыми могли бы воспользоваться те граждане нашей страны, которые чувствуют себя ущемлёнными в этой ситуации? Что им делать?
А.Ш.: – Самое главное, проявлять активную гражданскую позицию, не опускать руки и не думать, что всё пропало. Во-первых, у нас общественный уполномоченный по защите семьи собирает сейчас подписи под открытым письмом президенту против сегрегации населения вот этими QR-кодами и принудительной вакцинации. Все могут зайти на ресурс общественного уполномоченного по защите семьи в Telegram-канале, в соцсети «ВКонтакте» и поставить свою подпись.
Кроме того, очень важно направлять свои личные обращения в органы власти. Стоит писать прокурору как региона, так и генеральному прокурору. И если уж совсем ситуация какую-то критическую точку переходит, то и в суды можно обращаться.
Недавно мы принимали поправки к Конституции, там говорилось о том, что в нашей стране создаются условия для взаимного доверия государства и общества, статья 75.1. А QR-коды лишают людей доверия к государству. Это реальная угроза национальной безопасности. Вот об этом надо подумать.
– Михаил, можно ли, с вашей профессиональной точки зрения, назвать те методы борьбы с ковидом, которые мы наблюдаем сегодня, манипулятивными?
Одни говорят одно, другие – другое, а договориться между собой не могут
М.Х.: – Они и есть манипулятивные, здесь даже нет никаких сомнений. Один одно говорит, второй другое говорит. Они даже между собой договориться не могут. Но даже когда они решат наконец-то договориться между собой, у них ничего не получится, потому что нет целостной картины, какую надо презентовать. У того, кто врёт, всё равно будут противоречия. И поэтому как там ни договаривайся, если ты будешь врать, то ты всё равно не сможешь этого сделать в чистом виде.
А при нынешних условиях, имея интернет, социальные сети, мессенджеры, эта информация разлетается и получается уже такая ментальная контратака. То есть хотят одно, потом им задают вопросы, они не могут на них ответить, люди это видят, число таких людей, у которых возникают всё-таки вопросы, растёт.
Это сначала с самого все были в шоке так называемого отрицания. Вот ещё чуть-чуть, мы маски сейчас наденем и вот походим в масках три недели – и всё нормально, всё вернётся. Люди не успевали осознавать вот этого масштаба. Сейчас всё изменилось. Теперь уже многие к этому привыкли и готовы уже реальность воспринимать трезво, понимая, что тут не так что-то. А информация между тем множится, а ответов как не было, так и нет. Я бы посадил всех этих экспертов – иммунологов, вирусологов – за круглый стол, пускай между собой договариваются.
– Это интересный момент, мы действительно за весь год не увидели большой научной конференции, которая предполагает широчайшего спектра мнений. Такое мероприятие, кстати говоря, не было инициировано и той самой ВОЗ, на которую все ссылаются.
М.Х.: – Это правда серьёзный вызов: много людей умирает, мы же не можем этого отрицать. Я, например, не отношу себя к каким-то антивакцинаторам, но вы мне ответьте на вопросы – и я буду вашим большим сторонником. Только что-то не ответили.
Стравить людей несложно, а потом начнётся драка, мы это уже видели
– Но дело в том, что очень много привитых людей, которые не приемлют ситуацию вот этого нагнетаемого разделения. Мы все советские люди, делали из года в год прививки, которые положены. Но сейчас речь ведь идёт о том только, что недопустимо разделять общество.
Скажите, эта разбалансировка общества, которую мы сегодня наблюдаем, она характерна только для нашей страны? Она чем-то отличается от того, что происходит в Западной Европе, Восточной Азии? Можно какое-то сравнение провести?
М.Х.: – Я не знаю ни одного человека в своём окружении, который скажет, что он принципиально против прививок. Такого человека я буду считать невменяемым. Но мы же здесь говорим не о прививках в целом.
А что касается разделения, я не знаю, что происходит в Юго-Восточной Азии, не являюсь экспертом по этим мировым областям, но я могу сказать, что для нашей страны, к сожалению, это опыт далеко не первый.
Возьмём, например, Гражданскую войну, вспомните, как мы разделялись в тех же 90-х годах – как просто народы, которые между собой жили в дружбе, согласии, мире, в полном взаимопонимании, вдруг в один момент стали смотреть друг на друга как на врагов и начиналась такая драка, что мы теряли тысячи людей.
Стравить одного человека с другим несложно. И многие некритичные люди легко стравливаются. Далеко за примером и ходить не надо: посмотрите на Украину. Людей стравили друг с другом, а кто-то получил свои бонусы – у любой такой травли всегда есть выгодополучатели.
Любое разделение заканчивается плохо, нередко даже войной. И надо делать всё абсолютно, чтобы не было этого разделения. Я соглашусь, что это вопрос национальной безопасности. Если мы разделимся, если мы начнём друг на друга смотреть через прицел, то в итоге мы просто друг друга уничтожим.
А решение есть – оно в объективной правде. Покажите мне её – и мы не будем драться. Соберите экспертов за круглым столом, дайте им всем высказаться. Пусть они между собой всё обсудят, и в прямом эфире это показывайте, как вот в 90-е годы показывали съезды народных депутатов.
Но меня интересует ещё один вопрос. Вы посмотрите, сколько в соцсетях деструктивного контента, сколько ментальных вирусов, сколько возможностей всё это пропагандировать!
— Да, ту же педофилию, наркоманию.
М.Х.: – Да что угодно! Но почему не убирают педофильские сайты, почему их не убирают, если так легко убрать источники, в которых пишут против истории с коронавирусом?
– Действительно, нестыковка наблюдается. А как психологически противостоять людям этому давлению? Что делать человеку?
М.Х.: – Прежде всего не надо поддаваться панике, надо успокоиться. Для этого можно дыхательную гимнастику даже использовать. Когда ты чувствуешь, что эмоции тебя захватывают, значит, тобой очень легко манипулировать. Нельзя манипулировать человеком, которого не захватывают эмоции. И конечно, надо критичность в себе развивать, анализировать все за и против. Хладнокровно, никуда не торопясь, не надо вот «бросай мешки, вокзал уходит».
– Иными словами, держаться трезвого взгляда на вещи и максимально хладнокровным быть в эти непростые суровые дни.
М.Х.: – Святые отцы вообще говорили о том, что трезвение – это не в смысле невыпивание алкогольных напитков, трезвение – это просто трезвое видение себя и окружающей действительности. Потому что если у тебя всё искажено под воздействием каких-то СМИ или ещё кого-то, то ты не сможешь нормально и адекватно оценить эту реальность, а потому ты совершишь ошибку обязательно.
Завершая программу, Анна Шафран напомнила, что Владимир Путин, объясняя на форуме “Валдай”, почему он выступает против принудительной вакцинации, произнёс следующие слова:
Я уже говорил, что у нас обязательной вакцинация становится, если она занесена в общенациональный календарь. Но вакцинация против коронавирусной инфекции в общенациональный календарь не внесена. Поэтому она не является обязательной. В соответствии с действующим законом региональные власти имеют право вводить обязательную вакцинацию в связи с ростом эпидемии по рекомендациям главных врачей в отношении отдельных категорий граждан. Это у нас и происходит. Но дело ведь не в обязательности, я на самом деле не поддерживаю обязательность. Вот почему: потому что любое навязанное решение можно обойти. Ну, будут справки покупать.
Удивительно, что губернаторы, когда вводят ограничения, не вспоминают эти слова главы государства, отметила Шафран. Достаточно открыть Facebook или любую другую социальную сеть, чтобы понять: многие запреты не соблюдаются, игнорируются или люди находят пути обхода.
Впрочем, беды бизнесменов из-за локдауна или QR-кодов – всё это, скажем прямо, мелочи на фоне, во-первых, деградации и эрозии законодательства, а во-вторых, беспрестанного психологического пресса. Люди видят, что законы не соблюдают чиновники, которые совершенно не заботятся о том, чтобы запреты и предписания хоть как-то соответствовали Конституции.
Ситуация, когда людям одновременно навязывают правовой нигилизм и повышенную тревожность, взорваться может в любой момент, и взорваться так, что мало не покажется никому. Участившиеся драки в транспорте и конфликты автомобилистов, когда люди без какой-либо серьёзной причины прибегают к насилию, не думая о последствиях, – одно из ярких проявлений этого массового психоза.
Давайте выдохнем, успокоимся и ответим себе на вопрос: а кому выгодно, чтобы граждане России были постоянно на взводе и готовы в любой момент начать крушить и ломать? Кому это выгодно?
Программа «Шафран» на «Первом русском» выходит дважды в неделю по вторникам и четвергам в 16:00. Не пропустите!