зачем люди идут в колледж
Зачем люди идут в колледж после 10 11 класса
7 причин идти учиться в колледж после девятого класса.
1. Осознанный выбор будущей профессии.
Первый вопрос, который я задаю своим студентам на занятии: «Почему вы выбрали именно эту специальность?». Когда я только начинала преподавать, я была почти уверена, что первокурсник скажет «Не хочу учиться в школе». Пообщавшись со студентами, а именно они толкнули меня на написание этого поста, я поняла, что это далеко не так. Да, конечно, находились и те, кто не хотел учиться в школе. Но таких было мало.
Многие шли осознанно, по стопам родителей, или просто из любви к труду. Сейчас огромное количество специальностей, которые можно получить в колледже.
Механики, бурильщики, медицинские сестры — это классика.
В колледже обучают сейчас на СПО и флористов, специалистов банковского дела, маркетологов, кинологов, специалистов IT–технологий.
А кто сказал, что айтишник это не престижная специальность?!
2. Грамотно организованный учебный процесс
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» сказал Альбер Камю, и с ним сложно не согласиться. Занятия в старших классах современной школы — это натаскивания на экзамен. Школа сильно оторвана от реальной жизни. Учебники, оборудование, всё морально устарело. Система образования не успевает догонять мировые стандарты, а школы не успевают подстраиваться под государственные.
В колледже программа 10-11 класса проходится за год, и поверьте, за год легко можно освоить программу, если не отвлекаться на ЕГЭ. Со второго курса начинаются профильные специальности. В колледже нет времени на глупые, ненужные переписывания параграфов учебников, всё в сжатой и доступной форме.
Сегодня учиться в колледже не стыдно. Старая схема «школа — вуз — хорошая работа» уже не подходит. Многие родители и дети теперь осознанно выбирают колледж и техникум. Я проработала здесь несколько лет и хочу рассказать о главных преимуществах среднего образования.
3. Отсутствие мандража перед ЕГЭ.
Хотели сделать хорошо, а получилось как всегда. Давайте будем откровенны, хотя ЕГЭ по задумке и должен был упростить поступление абитуриента из глубинки в хороший вуз, но в итоге всё усложнили. Преподавание в глубинке и в столичной школе сильно различаются.
С 2022 года обязательным будет сдача иностранного языка. Я окончила школу в 2012 году, и уровень знания моего английского сложно было назвать даже «elementary», моя преподаватель старалась дать нам материал, но это было сложно сделать в условиях быстро меняющегося мира с помощью учебника 99-го года выпуска и старой кассетной магнитолы. Моя младшая сестра учится у этого же педагога, с этим же учебником и этой же магнитолой, которая и сейчас зажёвывает кассеты. Так о каком введении обязательной сдачи иностранного может идти речь?!
Статьи для р о дителей
Двадцать лет назад считалось, что среднее специальное образование выбирают ребята, не склонные корпеть над книгами. Учишься на тройки? Иди в колледж! Однако в последнее десятилетие ситуация изменилась. Так, если верить исследованию НИУ ВШЭ 2019 года, доля молодых людей, которые каждый год поступают в средние специальные заведения, выросла до 51,7% и превысила число студентов вузов.
В начале двухтысячных в колледжи и техникумы шел только каждый третий девятиклассник, а в 2019 году туда устремилось уже более половины девятиклассников.
Мы заручились поддержкой Екатерины Балабановой, бывшего старшего методиста и преподавателя СПб ГБПОУ «Петровский колледж», чтобы лучше рассмотреть вопрос.
Оказалось, что причин отправиться в колледж после девятого класса действительно много.
Зачем идти в колледж
Сэкономить время: тратить от четырех до шести лет на диплом — это долго
Сегодня обучение стало стремительным и постоянным. Онлайн-курсы, программы переподготовки, освоение новой специальности — при полном погружении в учебу освоить нужные навыки можно за несколько месяцев. Времена, когда ты пять лет учился, а потом применял знания на практике, канули в лету.
При этом странно тратить годы на получение корочки, тогда как даже в IT-сфере профессию можно получить гораздо быстрее. Так колледж становится более гибким решением, который позволяет менять свою стратегию.
Жанна,
мама двоих детей 13 и 20 лет
Мой старший сын поступил в колледж и опытным путем выяснил, что выбранная специальность абсолютно не для него.
Отучился год и сейчас переводится на другую специальность. В вузе это было бы более дорогим удовольствием.
Получить более солидный статус ученика по сравнению со школой
Одно дело быть учеником какого-то класса, совсем другое — учиться по специальности.
Екатерина Балабанова,
бывший старший методист и преподаватель СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
Большинству учеников нравится более взрослое отношение к ним.
Например, наш директор запрещал употреблять по отношению к студентам слова «дети», «ребята» и т. п.
Одно из самых показательных различий в отношении — беременность. В 11-м классе она выглядит как катастрофа и для ребенка, и для школы. А беременность на втором курсе колледжа почему-то такой же паники не вызывает.
Быстрее разделаться с программой и подрабатывать
В колледже школьная программа 10–11-го классов изучается за один год, а со второго курса студенты осваивают профессию. В результате многие уже с третьего курса подрабатывают. «Наши студенты (из тех, кто хотел) после зимней практики на третьем курсе продолжали работать в местах прохождения практик», — говорит Екатерина.
Наталья,
Мой сын учился в колледже и рад, потому что прошёл программу 10–11 классов за год. Получил профессию, научился ответственно подходить к учебе благодаря преподавателям. Получил опыт сдачи экзаменов и написания курсовых.
В отличие от одноклассников, которые остались в школе и усиленно два года натаскивались учителями на сдачу ЕГЭ. Минус нервы и здоровье. Сейчас студент колледжа МГИМО. И 1-й курс МГИМО ( Одинцово).
Изменить неудачную роль в коллективе
Колледж — это новый коллектив, в который ты приходишь в более сознательном возрасте. Тебе не приходится тащить за собой прозвища из пятого класса и ту историю, когда ты случайно снес фикус в кабинете директора.
Здесь есть шанс уйти и от старых проблем, и от надоевших моделей поведения. «Очень много школьных хулиганов и двоечников становятся отличниками и активистами в колледже», — замечает Екатерина.
За что колледжи ругают
Не помогают сдать ЕГЭ
Да, студенты колледжа не сдают ЕГЭ, и это прекрасно. Но если они собираются после колледжа пойти в вуз, то им необходимо самостоятельно сдать ЕГЭ — колледж в этом не помогает. Нужно заранее самостоятельно подать заявку, организовать себе не только процесс сдачи, но и подготовку к экзамену. Сами экзамены проходят досрочно — в апреле — и часто совпадают с последней сессией. И есть риск, что знаний для ЕГЭ окажется недостаточно.
Майя,
мама двоих сыновей
Мой сын в прошлом году встал перед выбором: по баллам, казалось, мог пройти в вуз на случайную специальность или подать документы в колледж на ту, что его интересовала.
Выбрал среднее образование, учится.
Среда не готовит к новым образовательным свершениям
В колледжах не поощряют продолжать обучение в вузе. Конечно, официального документа о том, что колледжи препятствуют в этом своим студентам, нет. Но фактически у колледжа в отчетах есть показатели «трудоустройство после колледжа» и «продолжение обучения в вузе». В Министерстве считают, что если ребёнок не трудоустроился, а пошёл учиться дальше, значит, его плохо научили. Эти показатели играют важную роль в прохождении аккредитации колледжей.
Риск не успеть с поступлением и угодить в армию
Изменение закона об образовании 2010 года ослабило цепь, на которой над студентами-мальчиками висит вечный дамоклов меч. По новому законодательству отсрочка от армии предоставляется только один раз. На практике это выглядит так:
Так что есть смысл продумать, как выстроить свой образовательный маршрут с учетом приходящих время от времени повесток из военкомата.
И все-таки: что в итоге?
Все это актуально для тех, кто уходит в колледж после 9-го класса. После окончания колледжа легче учиться в институте. У студентов уже сформированы все необходимые навыки: они знают, как готовиться и сдавать сессии, писать курсовые и дипломы, проходить практику, они более осознанны в выборе учебного направления и поэтому учатся осмысленно и увлеченно.
Екатерина Балабанова,
бывший старший методист и преподаватель СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
Большинству выпускников мы советовали выбирать в вузе направление, которое даст больше профессиональных возможностей в будущем, в том числе в плане трудоустройства.
Например, наши юристы шли на менеджмент или на государственное управление, переводчики — на туризм или гостиничный сервис. Так они расширяли свой кругозор, чтобы быть еще более привлекательными сотрудниками для будущих работодателей.
Что касается 11-классников, то идти в колледж стоит, только если ребёнок осознанно выбирает какую-то прикладную специальность: парикмахер, сварщик, дизайнер. Если же в планах дальше идти в институт — есть смысл подумать. Учёба в колледже не перезасчитывается в высших учебных заведениях, так что после колледжа придется проходить то, что ты уже изучил.
Правда, это правило касается общеустановленных норм. Согласно им, выпускники колледжей поступают на первый курс. Однако закон оставляет возможность учебным заведениям принимать студентов сразу на второй или третий курс. Если окажется, что в программе колледжа уже был похожий набор предметов, то с учебной частью вуза можно попробовать договориться.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.