зачем колготки в балете
Что артисты балета надевают под трико для идеального рельефа?
Балет – это прекрасный вид искусства, который восхищает зрителя и переносит его в прекрасный «воздушный мир». Нас восхищает плавность, грациозность и легкость парящих по сцене артистов. Они передают танцем эмоции и сюжет спектакля. Нас завораживают образы, которые примеряют на себя герои-танцоры.
Балет с каждым годом совершенствуется и развивается. Конечно, для нас балет – это что-то прекрасное, что «радует наш глаз». Но вот для артистов балета – это тяжелый труд и изнуряющие тренировки. Они проводят большую часть своей жизни в хореографических залах, выполняя сложные «па».
Но не только тренировки приносят «неудобства» актерам балета.
Хотелось бы немного уточнить о специальных атрибутах, которые надевает каждый танцор (мужчина) балета под лосины. Это нужно, чтобы сравнять «определенную» часть мужского тела. Еще она защищает и позволяет не смущать зрителей.
Большинство думают, что танцоры просто надевают очень узкие плавки. Но это не так. Они используют «специфические штучки», к которым привыкают много лет.
Этот специальный предмет балетного одеяния называется «данс-белт». Спереди у него мягкая коробочка, которая ровняет выступающую часть тела. А сзади тонкая веревочка. Эта «вещица» больше похожа на разновидность женского нижнего белья.
Данс-белт защищает танцора от случайных ударов балерины во время танца и «выравнивает» выступающую часть тела. Поправлять данную экипировку на людях и сцене нельзя.
Будущим балетным танцорам не говорят об этом приспособлении. И знакомят их с ним, когда мальчик уже «втянулся» в балет.
Но, как известно «красота требует жертв», как и искусство. И даже такие неудобства, как данс-белт и пуанты не могут сломить стремление к «прекрасному».
От пачки до шопенки – азбука балетной одежды
Помните Керри Брэдшоу в заставке к сериалу «Секс в большом городе»? Розовое боди и тюлевая юбка, как у балерины? Это самое известное, но далеко не единственное признание важнейшей роли балета в современной моде.
Начало этого влияния приписывают, и совершенно заслуженно, антрепризной труппе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, с которой началось повальное увлечение Европы русской культурой. Влияние художников, оформлявших спектакли, уже 100 лет чувствуется в коллекциях домов моды.
Именно дягилевский балет переодел всех в насыщенные цвета, люрекс и перья, во многом подтолкнул корсеты из женский шкафов и изгнал излишнюю строгость – из мужских. Со временем эволюционировали костюмы. Эстетика танца требовала большего обнажения тела, и если вначале сценические костюмы мало отличались от одежды зрителей, то постепенно персонажи дворцовых сказок стали переодеваться в трико и короткие пачки.
Классический костюм балерины из «балетов наследия» состоит из трико, пачки, головного убора, пуантов, иногда рукавчиков. Нередко на сцене требуется максимальное обнажение, и тогда в ход идут бесшовные боди или маечка и трусы телесных оттенков, которые не сильно видны из зрительного зала.
Пачка
Тюлевая юбка, посаженная на кольца, которые держат ее горизонтально над полом и открывают ноги балерины, и пришитый к юбке лиф. Он застегивается сзади на крючки, расположенные в разные стороны, чтобы, наклоняясь назад и вперед, балерина не оголилась.
Пуанты
Знаменитые твердые туфли, в которых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Кстати, у них есть рабочее название «пальцы», или по-ленинградски – «каски». Они обтянуты шелком, каждая балерина самостоятельно обшивает пятачки исходя из своего удобства, а также ленты и резинки, чтобы туфельки сидели на ножке плотно.
Трико
Плотные белые или розовые колготки со специальным отверстием на ступне, сделанным для удобства надевания на стопу вкладышей, защищающих ноги от мозолей. У мужчин также есть трико, оно больше напоминает лосины, под них надевают бандаж, чтобы все мужские прелести были собраны и не мешали выполнять прыжки и пируэты.
Комбинезон и юбка, все Dior. Прическа: Евгений Трефилов для Redken. Макияж: Кирилл Шабалин/YSL Beauty
Балетки
В народе их зовут чешками, но все-таки этот термин ближе к гимнастической обуви. В балетных мягких туфельках балерины отрабатывают свои па у станка и на середине зала, а также исполняют современную хореографию.
Шопенка
Такое название закрепилось за трехслойной объемной юбкой длиной до щиколотки после появления романтического балета «Шопениана». Балерины в таких юбках предстают невесомыми созданиями, летящими, как пух от уст Эола. В шопенках танцуют разные балеты, в том числе «Жизель».
Хитон
Свободное платье, которое бывает разной длины и фасона, в нем может танцевать кордебалет или главная героиня.
Туфли
На устойчивом пятисантиметровом каблуке туфли с ремешком используются на репетициях и в спектаклях, где есть совмещенные с классической хореографией характерные или народные танцы.
Гетры и лосины
Еще гетры называют шерстянками. Их надевают только в репетиционном зале вместе со штанами «сауна», в которых танцовщицы разогреваются.
Только с недавнего времени спортивные лосины активно используются балеринами в работе, а бренды спортивной одежды стали предлагать более тонкие и облегающие модели. Комбинезоны для йоги очень удобны для репетиций с партнером, поэтому спортивная мода пользуется все большей популярностью у танцовщиков.
Комментируя мои фотографии перед выступлениями, подписчики в инстаграме часто спрашивают, что за сапожки у меня на ногах. Их называют чунями. Балерина в пуантах обувает иногда чуни, как валенки, чтобы в любой момент их снять или передвигаться по театру босиком, для отдыха ног.
Купальник
Кстати, боди балерины называют купальником. Некоторые танцовщицы стали сами создавать целые коллекции купальников, юбочек, одежды для разогрева, которые пользуются успехом у коллег.
Собираясь на репетицию, я всегда беру с собой спортивную футболку или термоводолазку, толстовку без капюшона (он мешает при вращениях), жилет, спортивные штаны-«сауна», длинные и короткие гетры, купальник и лосины, а также чуни и целую сумку всяких аксессуаров и мелочей, необходимых для подготовки к встрече с публикой.
Что такое мужская красота в балете?
Людовик XIV в роли Солнца в «Балете ночи». Именно потому его и называли «Король-солнце»
То, о чём все думают, но стесняются спросить:
2. Такой атрибут мужской красоты как плечистость и мощные руки, в балете не очень актуален. Хотя сила танцовщикам очень нужна. Им приходится делать сложные поддержки с улыбкой на лице, и балерина не всегда весит 40 кг, иногда попадается и Волочкова.
Не стоит искать в балете красоту Шварценеггера. Любуемся пластичностью торса, гибкостью, выразительностью движения рук, а не бицепсами и накаченными грудными мышцами.
3. Лицо танцовщика в балете всегда было делом если не десятым, то пятым. Ни Нуреев, ни Барышников не были красавцами. В конце концов, есть грим. Но в 21 веке приятность черт стала иметь большое значение. Многие балетные танцовщики делают себе параллельную карьеру на модельном подиуме или в рекламе. Это, конечно, замечательно, если бы не характерный стандарт этой мужской красоты. Например, такая балетная Лолита мужского рода:
Хотя есть и традиционные красавцы со всеми элементами мачизма на радость женщинам. Хотя не только лицом они хороши, здесь полный комплект красоты и сексуальности:
Бразильский танцовщик Марсело Гомес
Американец Джеймс Уайтсайд
Бенджамин Мильпье (кстати, муж Натали Портман)
4. Грань между мужской и женской красотой в балете всегда был довольно тонка. Эта грань совсем истончилась в последнее время. В мировом балете часто мужчины танцуют традиционные женские партии (в 19 и начале 20 века всё было ровно наоборот).
Посмотрите, танец отличный, заодно и потренируете свою сексуальную толерантность)
«Встречаетесь с партнерами?», «Голова не кружится?», «Лучшее средство от мозолей?». Задаем дурацкие вопросы балерине
При знакомстве молодые люди спрашивают у балерин, могут ли они сделать шпагат, и зря так поступают. Артисткам уже надоело. Мы красавчики, ничего такого не спросили и вообще вели себя в Большом театре Беларуси максимально хорошо. Артистка кордебалета Диана Рожкова сразу обозначила себя смелой девушкой и заявила, что не боится улететь в оркестровую яму. Просто потому, что балерины работают по центру сцены, а ее край — это для стендапа, который в академических театрах пока не практикуют. Призраки, пенсионный возраст, романы с партнерами и лучшее средство для лечения мозолей — почувствуйте нашу любовь к бредовым вопросам.
— Если у балерины перевес, ее пускают на сцену?
— Смотря какой перевес. У каждой балерины есть норма. Общепризнан следующий стандарт: минус 120 от роста. Но все немножечко сложнее. Нужно учитывать возраст балерины и ее рост: 178-сантиметровой артистке крайне трудно весить 50 килограммов, надо же где-то брать силы и энергию для работы. В подобных случаях граница допустимого не столь строгая.
Но нас постоянно взвешивают, контролируют, чтобы все были в форме. И в принципе, общая часть труппы показывает примерно одинаковые значения — 47—50 килограммов. Кто-то весит 51—52, 52 — своеобразная граница, которую стараются не нарушать.
— Балерины поджирают?
— Перед спектаклем, если он предполагает много прыжков и бега, едим минимально. Тело должно быть максимально легким. Допустим, обед — это кусочек мяса, салат, гарнир по желанию и что-то сладкое, чтобы мозги работали эффективнее, с горячим чаем.
В общем и целом, стараемся питаться правильно. Хотя после спектакля можно прийти домой и ночью навернуть пиццы. Просто нужно понимать соотношение физнагрузки, которую мы получаем, и количества потребленных калорий. Я работаю в нескольких местах и везде отдаюсь максимально. Значит, могу позволить себе прямо постоянно жевать и не сильно задумываться, что я ем. Хочется вредного — будет вредное. Просто от полезной пищи организму больше толку.
В моем представлении самый сложный спектакль — «Лебединое озеро». После него можно съесть все. Но слона навернуть не получится. После спектакля в первую очередь мучит жажда. Приходя в магазин, скупаешь воду. Сразу не до еды. Но в целом это как спорт: если не ешь — значит, работаешь некачественно. Энергию же надо откуда-то брать.
— В опере есть призраки, а в балете?
— Нет, я ни одного не встречала.
— Есть лишний билет?
— Как правило, нет. Но вопрос задают часто — я всех отправляю в кассы. Артисты не знают ничего о количестве проданных билетов. По крайней мере в кордебалете так. Солисты могут получить какие-то пригласительные, но это не очень распространенная практика.
— Можете передать привет со сцены?
— Могу и иногда очень хочу, особенно если знаю, где сидят мои близкие. Так и хочется что-то сделать, но все движения должны быть в контексте спектакля. Посреди «Лебединого озера» поднять крыло и начать махать родственникам в любом случае не станешь. Это может быть какой-то деликатный жест, о котором вы предварительно условитесь со своим зрителем, и он среагирует на увиденное.
Правда, не факт, что ты при этом видишь зал. Все зависит от освещения — оно разное для разных постановок. Когда сцена не очень наполнена светом, все видно. Правда, мы зрителя не разглядываем. Есть задача смотреть поверх голов. Мы как бы находимся в глубине спектакля, но с посылом зрителю.
— Что такое рабочий день балерины?
— По-разному. Иногда весь свой рабочий день можно назвать одним неприличным словом. Потому что очень тяжело. А иногда ты порхаешь и получаешь постоянное удовольствие. Восприятие работы зависит от спектакля, над которым работаешь прямо сейчас.
А вообще, кордебалет приходит на работу к 10:00. Как правило, в 9:30, потому что надо переодеться и разогреться перед уроком классики. С 10:00 до 11:00 — урок классики. До 14:00 — репетиция. Перерыв — с 14:00 до 18:00.
В это время кто-то занимается бытовыми вопросами, кто-то преподает, кто-то в студиях танцевальных работает, кто-то занимается репетиторской работой, кто-то спортсменов консультирует. Все очень по-разному. У меня вот был опыт: помогала бодибилдерам. Они ограничены в плане пластики и растяжки. Так что стало модно обращаться к специалистам, чтобы подготовить произвольные программы. Весело было, как будто медвежатам движения показываешь. Очень хорошие ребята, очень старались.
Если вечером спектакль, надо появиться примерно к 18:00. Ты постепенно готовишься: грим, прическа, костюмы. И в 19:00 все начинается. В воскресенье спектакль начинается в 18:00, все сдвигается на час.
— Сколько балерина может заработать?
— Как и в любой профессии, чем больше ты занят, тем больше денег. Чтобы держать себя в отличной форме, хватает. Получается от 300 до 800 рублей. Может, 900 — потолок, если ты задействована во всех спектаклях. Это артисты кордебалета. У солистов зарплата выше. Но точно не скажу какая. Мы редко делимся этой информацией друг с другом.
— Халтуры бывают?
— Да, но я слово это не люблю. Халтура — это что-то плохо выполненное, а нас приучают делать качественно.
В последнее время стал популярен образ балерины. Иногда зовут на свадьбы или корпоративы каких-то крупных компаний. И это не просто выйти и покрутиться. Стали заказывать какие-то грандиозные и очень эффектные номера. Красивые костюмы, большой масштаб, сильная музыкальная обработка — может быть и так.
Но этим занимаются далеко не все. Каждый решает для себя. У кого-то масса вопросов бытового характера, у меня вон студия. Для многих подработки на корпоративах — это уже нет. А для студенческих лет — очень актуально.
— Балеринам пенсионный возраст тоже продлили?
— Нет, слава богу, мы еще можем уйти из профессии красивыми и молодыми. Приблизительно в 40 лет. Начало карьеры — в 18—19. Стаж работы — 20 лет. А если декрет, то годы нахождения в нем артистка должна доработать.
Отпуск у нас 48 дней, только летом. Весь год идет активная работа театра. Максимальное количество артистов должно находиться здесь. У нас зима — важный период, когда труппа уезжает на гастроли.
Летом какое-то время уходит на реабилитацию, потому что за год появляются вопросы со здоровьем. Колени отвалились или спина болит — у каждого свое.
— Выступали когда-нибудь на уколах?
— И не раз. Спектакль — замены нет, еще и зрители свои сидят в зале. Уйти со спектакля — без вариантов. Были очень разбиты пальцы на ногах. Когда балерина работает, чаще всего разбиваются ногти — до очень крупных гематом. Сильно болят. По ощущениям, это нестерпимо и не сравнимо ни с чем. Ты продолжаешь прыгать всем весом на ногтях, а все движения нужно делать легко и воздушно. Так что без обезболивающего никак.
Это укол — либо в место, которое болит, либо в мышцу. Нам колют «Кеторол» или другие препараты. У нас в театре есть врачи, которые всегда рядом и всегда могут оказать помощь. Обезболивающее держит часа четыре. Можно позволить себе нагрузку и какие-то сложные вещи. Можно забыть про проблемы на срок примерно до шести часов. Это точно.
— Балерине есть смысл делать педикюр?
— Есть. Сейчас очень много модных покрытий, они действительно крепкие, долго держатся. Это своего рода барьер. Можно избежать всех этих ужасных историй про отбитые ногти.
Вряд ли балерины могут шокировать мастеров по педикюру. Плюс я стараюсь человека предупредить, что там все нормально. Просто профессия накладывает отпечаток. На косточках есть натруженные мозоли, которые визуально кажутся деформацией суставов. Но это самая настоящая трудовая мозоль. Как от ручки на пальце, если долго писать. То есть я говорю мастеру: «Танцую, это мой рабочий инструмент, там все нормально».
Бывает, снимаешь пуанты после спектакля, а они полны крови. Необязательно, чтобы были повреждения, просто от нагрузки может лопнуть какой-то сосудик. Но не литрами мы эту кровь вычерпываем. Естественно, понемножку.
И поверьте, каждая артистка следит за ножками. На педикюр приходит не Фредди Крюгер. Это обычные ноги. Просто натруженные. Потому никакой катастрофы. Картинки, которые бьются в интернете, с жуткими разодранными пятками, вывернутыми наизнанку пальцами — это что-то сказочное. Нужно совсем не следить за собой, чтобы довести себя до такого состояния.
— Лучшее средство от мозолей?
— Я спасаюсь розовым маслом. Мало кто знает, но если просто покапать на мозоль эфирное розовое масло (говорю об откровенной ране), то все очень быстро затягивается. Можно жить.
Знаете, я не считала, сколько метров пластыря тратит за сезон одна балерина. Но вы же понимаете, что количество приличное. Если заблаговременно подумать о ногах и внимательно следить за ними, конечно, пластырь можно сэкономить. Но когда что-то все-таки случилось, начинается лечение. Это катушки пластырей и тейпов — метров по 5—10.
— Дома перед зеркалом танцуете?
— Да, те же движения, что и на дискотеке. Только не балет, совсем не балет. Я целыми днями исполняю его на работе и слушаю классическую музыку, но музыка эта, кстати, не надоедает. Просто есть композиции, которые нравятся и которые совсем не нравятся.
— Голова не кружится?
— Кружится при резких сменах положения. Есть очень амплитудные движения. Нужно после долгого статического состояния резко изменить позу. В такие моменты, бывает, начинает шатать. Учитывая покат сцены, кажется, что не удержишься. Но потом собираешься и все-таки остаешься в нужном положении.
Самое интересное, что после фуэте никогда не падала. Фуэте — это вращение на одной ноге. В балете это считается трюком, потому что только сильнейшие артистки владеют им. И важно не столько умение выполнять движение, сколько количество повторов. Минимум 32 — это признанная норма для ведущей солистки. Но сейчас чистые фуэте крутят редко. Это двойные или тройные туры с переменой положения рук. Чтобы произвести впечатление на зрителя, движение максимально усложняют.
А падала я конкретно во время фуэте — прямо на пятую точку. Хорошо, что это было еще в училище перед госэкзаменами. А еще партнер меня как-то ронял. Правда, искренне следом падал под меня, чтобы я не разбилась. Естественно, руки иногда устают. Видимо, где-то мышца подрасслабилась, чуть-чуть не удержал. Возможно, рука с купальника соскользнула. Выбор одежды для репетиций не всегда бывает удачным. Но снова-таки партнер шлепнулся первее, так что я приземлилась на него сверху.
— Артисты балета мутят друг с другом?
— У нас есть семейные пары, есть ребята, которые встречаются. Да, это очень широко распространено. Потому что постоянно рядом, сутками в театре, многие интересы только здесь. Но для меня это табу. Думаю, было бы тяжело постоянно находиться вместе и дома, и на работе.
— Почему балет так долго идет?
— Раньше было долго. Спектакли шли по четыре-пять часов. Это тяга из прошлого. Это достояние искусства. А для современного зрителя их укорачивают. Все понимают, что смотреть на балет некогда, но очень важно окультурить людей. Потому многие постановки сжимают.
— А мужикам из балета трико не натирает?
— Это спросите у мужчин. Есть другой элемент одежды, с которым имеются проблемы. Но он очень личный. Вряд ли артисты станут об этом говорить.
— В футболе и политике все разбираются, а в балете?
— Тоже все, но не все об этом знают. Просто балет — это же не только танцы. Это и музыка, и декорации, и вся атмосфера театра. У нас, в принципе, большинство людей не доходило до театра. И новые знакомые удивляются, когда узнают, где я работаю: «А у нас есть такое?» Хотелось бы, чтобы такого было меньше.
Что танцовщик надевает под трико
Наверняка многие из вас видели ступни балерины. Ну, хотя бы в интернете. Сердце сжимается, когда видишь женскую ножку, пострадавшую от танца в пуантах. Но при этом не все знают, что представителям сильной половины балетного сообщества тоже приходится нелегко. Их профессиональная экипировка тоже, знаете ли, не особенно удобная.
Что мы видим на ногах у танцовщиков? Трико. Не колготки! (как некоторые называют этот предмет одежды) И наверняка многие из вас задумывались хоть раз (да-да, не поверю, что это не так) о том, что же надевает артист балета под трико?
Если бы мальчики, занимающиеся танцами, знали, что их ждет на пути к славе, то, возможно, не рвались бы так в балетные школы. В младших классах этих школ будущим Нуреевых и Цискаридзе разрешают танцевать в плавках. Наверное для того, чтобы не спугнуть.
Но потом мальчики подрастают, и в их жизни появляется он. Это приспособление называется дэнс-белт. По своей сути это пояс. Но… с некоторыми сюрпризами.
Впереди у этого атрибута красуется специальная коробочка. Она достаточно плотная, поэтому позволяет защищать мужчин от неловких движений балерины.
А вот сзади у этого приспособления располагается подобие веревочки. Ну так себе, наверное, удовольствие её заправлять.
В общем, дэнс-белт сглаживает любые непредвиденные ситуации на сцене. И рельеф выпуклых мест, опять-таки, подчеркивает. Любо-дорого посмотреть. Вот и получается, что наряду с многочасовыми тренировками у станка и репетициями, отсутствием личной жизни и нехваткой времени балетным мужчинам приходится терпеть и такую вот экипировку. Впрочем, это уже кажется мелочью.