зачем клиническому психологу профильная математика
Профильный или базовый уровень по математике необходим при поступлении на направление «Психология» и «Клиническая психология»?
Вопрос: Я бы хотела узнать, профильную или базовую математику мне нужно сдавать на факультет психологии и факультет клинической психологии?
Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны:
Благодарю Вас за интерес, проявленный к Санкт-Петербургскому государственному университету.
Обращаю Ваше внимание на то, что обучение в СПбГУ проводится не на факультетах и в институтах, а по основным и дополнительным образовательным программам. С информацией о том, почему нельзя обучаться на факультетах, Вы можете ознакомиться здесь.
При поступлении на основную образовательную программу бакалавриата по направлению «Психология» и на программу специалитета « Клиническая психология» необходимо предоставить результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам: биология, математика (профильный уровень), русский язык.
Подробная информация о приёме на обучение в 2017/2018 учебном году будет опубликована на официальном портале СПбГУ в сроки, установленные Минобрнауки России. Следите за обновлением информации на официальном портале СПбГУ. Информация о приёме прошлых лет размещена здесь.
Вся необходимая информация о приёме публикуется в соответствующем разделе на официальном портале СПбГУ.
Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.
Как поступить на психолога?
Профориентация,помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Выбор профессии — одно из самых сложных решений, которое приходится принимать школьнику в 11 классе. Помочь в данной ситуации может живой пример — деятельность взрослых, которые находятся рядом. Например, в той же школе есть как преподаватели по разным предметам, так и бухгалтер, заместитель, директор, социальный педагог, логопед, психолог. Как же поступить на психолога и кому подойдет эта профессия?
Чем занимается психолог?
Мы часто слышим о работе психолога — в фильмах, в учебных заведениях или от знакомых. Уже по самому названию профессии можно предположить, что он занимается психикой человека, то есть помогает решить психологические проблемы.
Под психологами большинство людей по ошибке подразумевают иных специалистов, не всегда понимая, чем они отличаются:
А кто же такой психолог? Это специалист, не обязательно с медицинским образованием, занимающийся консультированием психически здоровых людей, испытывающих эмоциональные затруднения, кризисные состояния или желающих изменить свою жизнь.
Где работает психолог?
Ошибочно полагать, что психологи чаще всего занимаются частной практикой. Конечно, сейчас такая деятельность стала гораздо популярнее, но на самом деле психолога можно встретить в любой сфере, подразумевающей взаимодействие людей. Если вы боитесь, что не сможете после окончания вуза найти себе место работы — знайте, что это не так.
Как называются направления обучения для психолога?
Если вы прочитали о деятельности и месте работы психолога, и у вас не возникло чувства скуки, страха или сомнения, значит, психология может оказаться тем самым правильным выбором. Для начала, следует определиться с областью обучения. Согласно приказу Министерства образования РФ, направлениями подготовки психологического образования являются:
Как поступить на психолога?
Куда поступать психологу?
Насколько психолог не редкая профессия, настолько не редки и университеты, где обучают психологии. А между тем, от выбора зависит многое. Для кого-то это вопрос престижа диплома, для кого-то — специализация и интересные практики, для третьих важно расположение рядом с домом (хоть мы такое и не одобряем!).
Делимся с вами списком лучших вузов Москвы, где можно получить диплом психолога.
Какие экзамены сдавать?
Как мы уже говорили, список предметов ЕГЭ, как и минимальные баллы, в разных вузах не совпадают. Самые распространенных комбинаций среди экзаменационных предметов для психологии всего три:
Важно: чтобы не снизить свои шансы на поступление, следует заранее ознакомиться с информацией по каждой образовательной программе на сайте университета.
Перечень вступительных испытаний на программы по психологии в МГУ
Но сдачей ЕГЭ по разных предметам всё может не ограничиться. Так что не стоит забывать про ДВИ (как правило, по биологии). Для подготовки к сдаче ДВИ советуем не пренебрегать дополнительными занятиями в школе, которые часто устраивают преподаватели для сдающих их предмет — это практично и не затратно. Можно нанять репетитора из вуза, в который вы собираетесь поступать, так как он знает, что может пригодиться на ДВИ. Для занятий по ДВИ также можно записаться на курсы при самом вузе, но надо учитывать, что тогда это будут групповые, а не персональные занятия.
О чем еще не стоит забывать, так это о дополнительных возможностях помимо ЕГЭ. Даже если вы сдадите экзамен на отлично, конкуренция все равно может оказаться слишком сильной. Тогда вам пригодится дополнительные баллы, которые школьники собирают заранее: за наличие аттестата с отличием, сдача ГТО, участие в профильных конкуренциях, спортивные заслуги. Не говорим уже про то, что победа в некоторых олимпиадах может сделать вас студентом в обход высоких баллов ЕГЭ.
Поступить на психолога не так уж и сложно. Как и в любом деле, здесь важнее всего планирование, тщательная подготовка и уверенность в том, что вы на правильном пути.
Зачем клиническому психологу профильная математика
Вообще, попасть на собственно психологию без профильной математики сейчас практически невозможно, т.к.по федеральным законам есть чётко установленный набор ЕГЭ. Поэтому без математики Вам могут предложить максимум психолого-педагогическое образование, например, психология и педагогика девиантного поведения, но в дипломе будет написано «социальный педагог», а не психолог.
Показать полностью. Однако есть вузы, которые могут самостоятельно устанавливать набор вступительных испытаний, РАНХиГС как раз один из таких вузов, поэтому у нас есть специалитет «Психология служебной деятельности», при поступлении там не требуется математика (только русский, обществознание и биология), и по выходу выдается диплом:
б) диплом по психологической специальности, в нем будет написано «ПСИХОЛОГИЯ служебной деятельности», а не педагогика.
На программе есть 10 бюджетных мест (пока конкурс невысокий, поэтому есть реальные шансы туда зачислиться). Плюс есть большое количество скидок, если немного не дотянули по баллам прошлогодний порог, то можно получить скидку до 75%,т.е.платить примерно 38тыс.руб за семестр,что является самым выгодным вариантом среди всех психфаков Москвы на очном отделении. Также важно иметь ввиду, что при освобождении бюджетных мест(кто-то отчисляется) на это бюджетное место переводят студентов по рейтингу из этой же группы, а не из других вузов или направлений.
Зачем клиническому психологу профильная математика
Лаврикова Марина Юрьевна, Первый проректор по учебной работе
Все вопросы, касающиеся обучения, отчисления, переводов и восстановления в СПбГУ
Зелетдинова Эльвира Анваровна, И. о. проректора по учебно-методической работе
Образовательные программы, документационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методические стажировки, запросы справок о содержании программ и дисциплин
Бабич Александр Вячеславович, Проректор по воспитательной работе и организации приема
Все вопросы, касающиеся поступления, внеучебной деятельности, организации работы центра языкового тестирования, Академической гимназии, колледжа физической культуры и спорта, медицинского колледжа и военного учебного центра.
Бойко Наталья Геннадьевна, Начальник Учебного управления
Организация учебного процесса, практик, аттестаций, учет успеваемости, переводы и восстановления, запросы справок об обучении, образовании
Хуршудян Александр Леонович, Начальник Управления по организации приема
Поступление, проведение олимпиад школьников, довузовская подготовка
Старостенко Владимир Андреевич, Директор центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ
Онлайн-курсы
Соловьева Мария Александровна, Начальник Управления образовательных программ
Образовательные программы, документационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методические стажировки, запросы справок о содержании программ и дисциплин
Намозова Светлана Шарудиновна, Начальник Управления по организации спортивной деятельности
Спортивные мероприятия, объекты и клубы
Савинов Владимир Александрович, Начальник Управления по работе с молодежью
Внеучебные мероприятия, конкурсы, стипендии, об оказании материальной помощи, волонтерских проектах
Финансовая, хозяйственная деятельность
Чернова Елена Григорьевна, Первый проректор
Все вопросы о финансовой и экономической деятельности СПбГУ
Кузьмин Константин Анатольевич, Заместитель по эксплуатации материально-технической базы первого проректора
Работа эксплуатационных служб Университета, обеспечение функционирования зданий, техническое оборудование СПбГУ, ремонтные работы и заявки, организация работы комендантов
Михайлов Дмитрий Владимирович, Начальник Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий
Техническое состояние общежитий, обеспечение условий проживания
Севрюков Сергей Юрьевич, Начальник Управления-службы информационных технологий
Информационные технологии, техническая поддержка, телефония, интернет
Иванов Максим Валерианович, Проректор по капитальному строительству
Строительство объектов СПбГУ, проведение капитального ремонта и реконструкций объектов недвижимого имущества СПбГУ
Шингиреева Светлана Владимировна, Начальник Управления по организации питания в СПбГУ
Организация питания в СПбГУ
Трофимова Елена Алексеевна, Начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля — главный бухгалтер
Начисление стипендий и заработных плат, вопросы бухгалтерского учета, запрос финансовых справок
Научная деятельность и экспертная работа
Микушев Сергей Владимирович, Проректор по научной работе
Все вопросы, касающиеся научной деятельности СПбГУ
Лебедева Елена Витальевна, Начальник Управления научных исследований
Конкурсы, гранты, премии для ученых. Научные исследования, аффилиация с СПбГУ
Лосев Александр Евгеньевича, Директор Научного парка СПбГУ
Научый парк СПбГУ, его оборудование, возможности и порядок использования
Попов Антон Владимирович, Директор Центра экспертиз СПбГУ
Экспертная деятельность СПбГУ, порядок заказа экспертизы, подготовка экспертных заключений
Дмитрикова Екатерина Александровна, Директор междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности
Контрольно-надзорная деятельность в СПбГУ
Мероприятия, связи с общественностью, взаимодействие с партнерами и международная деятельность
Тульсанова Ольга Леонидовна, Заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора
Организация мероприятий, работа с партнёрами СПбГУ, организация художественных съемок на территории СПбГУ
Скороспелова Дарья Игоревна, Начальник Управления по связям с общественностью
Информационная политика СПбГУ, взаимодействие с представителями СМИ, поддержка сайтов СПбГУ, официальных сообществ в социальных сетях
Андрюшин Сергей Владимирович, Заместитель ректора по международной деятельности
Международные соглашения, партнёрские проекты
Безопасность
Грязнов Дмитрий Владимирович, Заместитель ректора по безопасности
Обеспечение безопасности, пропускной режим, паспортно-визовый отдел, миграционный учет иностранных граждан
Ученые советы и Ученые степени
Гнетов Александр Валентинович, Ученый секретарь Ученого совета СПбГУ
Процедура присуждения ученых степеней в СПбГУ, организация защит
Правовые вопросы и интеллектуальная собственность
Пенов Юрий Витальевич, Заместитель ректора по правовым вопросам
Все правовые вопросы СПбГУ, работа контрактной службы, закупки, реализация политики в сфере учета и использования недвижимого имущества, организация работы по сдаче в аренду недвижимого имущества СПбГУ
Карданов Арсен Наурбиевич, Начальник Главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности СПбГУ
Интеллектуальная собственность, патентование, трансфер технологий, товарные знаки
Персонал, работа в СПбГУ, работа с выпускниками
Еремеев Владимир Валерьевич, Проректор по организации работы с персоналом
Кадровая политика СПбГУ, социальная защита
Морозова Светлана Васильевна, Начальник Управления кадров
Кадровый учет работников, оформление заявлений, перевод на другие должности, увольнения
Морозов Андрей Владимирович, Начальник Управления по работе с персоналом
Приём на работу, рабочий процесс и его условия, конкурсы на замещений должностей
Андрюшин Сергей Владимирович, Врио начальника Управления по работе с выпускниками
Работа с выпускниками СПбГУ
Предоставление архивных справок и выписок
Усеинова Лаура Ефимовна, Начальник Организационного управления
Документооборот в Университете, предоставление архивных справок и архивных выписок
Библиотечная и издательская деятельность
Карпова Марина Эдуардовна, Директор Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького
Научная библиотека имени М. Горького, библиотечные фонды, предоставление доступа к ресурсам Научной библиотеки СПбГУ (электронные журналы, доступ к базам данных)
Лебедкина Елена Викторовна, Директор Издательства СПбГУ
Издательская деятельность СПбГУ, книги и книжные магазины, организация работы типографии СПбГУ
Медицинская деятельность
Федотов Юрий Николаевич, Директор Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ
Вопросы о работе медицинской клиники СПбГУ
Руководители учебно-научных подразделений
Директора Институтов
Балова Ирина Анатольевна, Директор Института химии
Даудов Абдулла Хамидович, Директор Института истории
Дергунова Ольга Константиновна, Директор Института «Высшая школа менеджмента»
Кузнецов Никита Всеволодович, Директор Института философии
Пую Анатолий Степанович, Директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
Чистяков Кирилл Валентинович, Директор Института наук о Земле
Черниговская Татьяна Владимировна, Директор Института когнитивных исследований
Казакова Елена Ивановна, Директор Института педагогики
Тимошенко Алефтина Сергеевна, Директор Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования
Деканы факультетов
Белов Сергей Александрович, Декан Юридического факультета
Иванов Сергей Владимирович, Декан факультета математики и компьютерных наук
Корышев Михаил Витальевич , И. о. первого заместителя декана Филологического факультета
Гергиев Валерий Абисалович, Декан Факультета искусств
Ковальчук Михаил Валентинович, Декан Физического факультета
Кудрин Алексей Леонидович, Декан Факультета Свободных искусств и наук
Курочкин Александр Вячеславович, И. о. декана Факультета политологии
Маргания Отар Леонтьевич, Декан Экономического факультета
Новикова Ирина Николаевна, Декан Факультета Международных отношений
Петросян Леон Аганесович, Декан факультета Прикладной математики — процессов управления
Пиотровский Михаил Борисович, Декан Восточного факультета
Разов Александр Игоревич, Декан Математико-механического факультета
Рубцова Светлана Юрьевна, Декан факультета иностранных языков
Скворцов Николай Генрихович, Декан Факультета социологии
Тихонович Игорь Анатольевич, Декан Биологического факультета
Шаболтас Алла Вадимовна, Декан Факультета Психологии
Щербук Юрий Александрович, Декан Факультета стоматологии и медицинских технологий
Пчелин Иван Юрьевич, И.о. декана Медицинского факультета
Руководители других учебно-научных подразделений
Андрианова Дарья Дмитриевна, Директор Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ
Завгородний Александр Васильевич, Начальник Военного учебного центра
Лукина Светлана Михайловна, И.о. заведующего кафедрой физической культуры и спорта
Математика в психологии
В бытийном восприятии даже высокообразованных в других сферах людей психология часто занимает место своеобразного шаманства. Порой и в популярной литературе постулируется несоответствие психологии классическим научным принципам повторяемости результата эксперимента и возможности развития теорий различными группами исследователей вне зависимости от принадлежности к научной школе. Однако подобные утверждения лишь демонстрируют недостаточность знаний авторов и их поверхностное знакомство с психологией.
Математика, которой оперирует психология, требует довольно высокого уровня понимания. Для анализа данных в психологии используется матричное исчисление, вероятностные и статистические подходы, теории распределений и другие математические области, в которых задействована обширная понятийная база и сложные уравнения. Серьёзные психологические исследования в обязательном порядке опираются на математические расчёты, и в рамках научных публикаций указываются принципы этих расчётов, границы применимости, оцениваются погрешности вычислений и возможные ошибки.
Математика в психодиагностике
С помощью психометрии психолог может и качественно, и количественно решить две важнейшие диагностические задачи:
1. Выявить свойства психики клиента:
— Определить степень развития конкретного психологического свойства у конкретного человека.
— Выявить особенности поведения, которые определяются этим свойством.
— Проанализировать границы эмоциональных реакций, зависящих от этого свойства.
— Установить влияние свойства на обший психологический статус.
2. Обозначить выраженность или слабость свойства психики в сравнении с другими людьми:
— Провести сравнение степеней развитости психологического свойства у различных людей.
— Определить вхождение с статистические границы нормы или отклонение от показателей, принятых за норму.
— Сделать вывод о необходимости психокоррекции, психотерапии.
Математика как инструмент определения нормы
Понятие «нормы» в психологии трактуется как с позиций некоего усреднённого показателя, которому соответствует большая часть популяции, так и с точки зрения индивидуальной нормы, соответствующей оптимальному функционированию конкретной личности. В некоторых публикациях можно встретить представление о норме как об некоем эталоне, идеальном во всех отношениях. Однако такие построения носят больше абстрактный характер, а реальная практика опирается на суммы психических характеристик личности, каждая из которых может сильно отклоняться от условной нормы, но в целом психика будет стабильной за счёт общей функциональности.
Сбор и получение массивов данных об общих показателях является одной из важных задач современной исследовательской психологии. Вместе с накоплением численных данных постоянно происходят и пересмотры тех или иных норм, и определения новых взаимосвязей различных характеристик. Наличие отклонений от условных средних норм является для психодиагноста важным маркером в поиске психических качеств, определяющих характер и эмоциональный статус клиента. Не в каждом случае отклонения являются показателем, который играет существенную роль в тех или иных психических проявлениях, но на первом этапе диагностики и изучения всех этих проявлений психологу важно о них знать.
Количественные данные, выраженные числами и формулами, весьма разнообразны и могут быть собраны различными способами. Тесты и оценочные суждения, ответы на вопросы с использованием шкал и графов, арифметический подсчёт лексических форм различной эмоциональной окраски, время ответов и решения задач, и даже физиологические показатели состояния здоровья могут быть посчитаны и обработаны для получения комплексной суммарной оценки. Такие наборы данных, собранные выборкой участников, могут давать средние показатели, а данные по одному клиенту будут демонстрировать динамику изменений психического состояния во времени.
Статистические и вероятностные методы математики активно используются в исследовании психологических особенностей личности в составе группы, в том числе и в масштабах нации, страны, планеты. Чем больше и репрезентативнее выборки, по которым строится расчёт, тем точнее результат. Данные продолжают накапливаться, и психология больших групп стала активно развиваться с началом комплексного статистического учёта данных в сети интернет. Так называемые массивы больших данных (big data) оперируют колоссальным и прежде непредставимым количеством информации о личных характеристиках, стереотипах поведения, взаимодействиях людей в масштабах миллионов человек. Данные эти ещё требуют своего осмысления и понимания, хотя их уже активно используют маркетинговые компании и медийные структуры.
Математика в психокоррекции и психотерапии
Психокоррекционные программы наиболее развиты в индивидуальном консультировании, групповой работе с психологами-тренерами и в деятельности педагогов-психологов. В каждом из вариантов статистические и вероятностные методы применяются как для разработки конкретной программы, так и для определения результата работы. В индивидуальной психокоррекции важно сопоставление достигнутых результатов с теми, что были получены на более ранних этапах работы. В групповой работе важны как индивидуальные показатели, так и общее продвижение группы.
Что касается педагогико-психологической коррекции, то в ней ключевым фактором помимо фиксации достижений поставленных целей является оценка индивидуальной скорости развития ребёнка, темп набора знаний в разных областях, выявление количественных факторов показателей психического развития, позволяющих прогнозировать будущие профессиональные достижения.
Сопоставление показателей, полученных с помощью математических подходов, является критерием качества психотерапевтической помощи. Однако в формализации показателей и применении их к конкретной индивидуальной практике терапии есть свои сложности. Статистические расчёты могут рассматриваться как значимые лишь в длительной практике с регулярным сбором данных. Постоянное и частое обращение к тестированию или получению тех или иных показателей может нарушать целостность программы, в то время как редкие или частично собранные данные не могут быть обработаны с достаточной достоверностью результата. Та же проблема возникает при работе малых групп. Современные компьютерные технологии ускорили и облегчили сбор и анализ данных, однако актуальность вопросов интерпретации активно обсуждается в научных кругах.
Проблема слабой математической подготовки психологов
Многие психологические проблемы взрослых вырастают из непреодолённых детских страхов и эмоциональных травм. Однако несмотря на внедрение психологов в штаты школ, планомерной работы в этом направлении практически не ведётся, не говоря уже всерьёз об использовании разумной математики. Диагностические срезы и общероссийские проверочные работы, единые госэкзамены создают масштабную базу данных о высших, средних и низших показателях успеваемости и способности школьников решать набор типовых задач в стрессовых условиях. Это интересная статистика, однако она cпециализирована на оценках и галочках.
В рамках отдельных школ предпочтительнее разработка собственных тестовых программ, акцент в которых ставится не на знания, а на адаптацию ребёнка к школьной среде, уровень его самооценки и стрессоустойчивости. Математические методы прекрасно работают для детей, так как их психика меняется быстро и промежуточные результаты всегда показательны. Однако фактически применение таких методов часто формально и полученные данные не анализируются в контексте реальной ситуации в школе или детском коллективе.
В индивидуальном консультировании взрослых часто преобладает интуитивный или формально-рациональный подход, получение количественных данных многие психологи считают трудоёмким и избыточным. А многие тренинговые программы изначально не предполагают какого-либо контроля результата, предпочитая внушать слушателям мысль о достижении этого результата без реальных аналитических усилий.
Ограниченность использования математики психологами разных уровней часто зиждется на банальном незнании математики самими психологами. Математические методы преподаются лишь в серьёзных вузах на специальностях клинической психологии, но отсутствие системных знаний не позволяет студентам вникнуть в математические тонкости, большинство с трудом ориентируется в терминах и обозначениях. Фразы о дисперсном распределении или статистической вероятностих воспринимаются как нечто непонятное, и в дальнейшем математика исключается из практической работы, что существенно ограничивает возможности научного подхода и адекватного анализа результатов.
Применение математических методов в практике психолога-консультанта
В краткосрочном консультировании по вопросам личных и семейных отношений, карьеры, каких-либо житейских проблем психологи редко обращаются к математике, в этом не возникает необходимости. Однако при ведении многомесячной глубинной терапии, в случае психотерапии ряда кризисных состояний и депрессий важно изучение динамики психо-эмоциональных характеристик личности, и в этом случае фиксация тех или иных численных показателей, а затем их математическая обработка способны дать наглядный результат работы. В зависимости от полученных результатов психолог может оценить эффективность выбранного метода терапии и внести в него коррективы при необходимости.
Отдельно следует упомянуть о детских психологах и педагогах-психологах, деятельность которых постоянно опирается на численные показатели развития ребёнка, от прямых показателей физического развития до более сложных параметров интеллектуального и эмоционального роста. Возможность комплексного изучения этих показателей группой психологов детского сада, школы, детской поликлиники могла бы позитивно повлиять на качество взаимодействия всех тех общественных структур, внутри которых ребёнок растёт и развивается. Однако пока такие возможности рассматриваются лишь в рамках научных публикаций в тематической прессе.
Важную роль в доступности и распространении математических методов играет компьютеризация и развитие автоматизированных систем обработки информации. Многочисленные игровые тесты, серьёзные и не очень, программы расчётов и составления графиков, диаграмм значительно упростили работу психолога в плане сбора, хранения и обработки информации. Уже сегодня доступны достаточно серьёзные диагностические программы как медицинского, так и психологического профиля. Вероятно, впереди появление программных комплексов с расширенными возможностями как для клиента, так и для психолога-консультанта.
Татьяна Селянинова, психолог. 2017
Литература:
• Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
• Капустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников. // Перспективы Науки и Образования, 2013, №5
• Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования, 2013.