зачем кладут камни на рельсы
Все гениальное просто: почему в России посыпают щебнем железнодорожные пути
Щебень вдоль железной дороги
Даже самые осведомленные путешественники не раз задавались вопросом, почему зона вокруг железнодорожных рельсов повсюду засыпана колотыми разнородными камнями.
Щебень нужен для того, чтобы сохранять рельсы на месте, надежно фиксировать существующие ж/д пути. Такая задача не из легких, потому что шпально-рельсовые плети имеют тенденцию к смещению по ряду внешних причин. А камни, несмотря на свою кажущуюся неустойчивость, помогают уплотнить площадь вокруг железнодорожной колеи. Этот материал на сегодняшний день признан как самая удобная и экономичная основа для укрепления магистралей. Щебень помогает путям не сдвигаться и четко сохранять свое место в процессе эксплуатации.
Причины смещения рельсов
Неустойчивость положения железнодорожного полотна, его структурные нарушения могут быть спровоцированы различными факторами. В их числе:
Балласт защищает железную дорогу от всех неурядиц. Данный термин заимствован из морской практики. Там камни применяются для фиксации судов на месте.
Прочность железнодорожного полотна
Некоторые задумываются, почему бы не использовать для укрепления магистралей бетон или асфальт, а не хаотично разбросанные камни? Не опасна ли их россыпь для локомотивов? Но именно толстый слой щебня поддерживает многотонные составы и предотвращает рост дикой растительности и сорняков. Еще двести лет назад инженеры придумали, как упрочнять фундамент железной дороги. Для этого нужно:
Для чего вдоль железнодорожных путей насыпают камни
Если вы когда-нибудь забирали с собой камни с железнодорожных путей или раскидывали их вокруг, то лучше больше так не делайте. От этих невзрачных камешков зависит целостность железной дороги
Что это за камни и для чего они нужны
Начнем с того, что камни, которые вы видите рядом с железнодорожными путями, называются балластом. Они формируют рельсовое полотно, на которое укладываются железнодорожные шпалы. Балласт насыпают в пространство между шпалами и другими рельсовыми опорами, заходя за контур рельсов.
Балласт служит целому ряду целей. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур, а соответственно, гарантирует, что рельсы останутся на месте при перегоне сверхтяжелых поездов.
Он также играет важную роль в сдерживании растительности, которая может ослаблять почву под железнодорожными путями. Еще одной важной функцией балласта является то, что он защищает рельсы от затопления. Это не означает, что балласт полностью изолирует пути от воды, но он облегчает дренаж, чтобы жидкость не размывала землю.
В целом, от конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожных путей, уровень максимальных скоростей движения поездов, сроки службы рельсов, скреплений и шпал, а также затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.
Какие камни можно использовать в качестве балласта
На первый взгляд может показаться, что сотрудники железных дорог просто собрали в округе камни и засыпали ими пути. Но это не так. В качестве балласта можно использовать только конкретные камни. Например, если вы положите гладкую круглую гальку в балласт, то во время движения поезда камни будут скользить и скатываться, а значит не смогут поддерживать рельсы и шпалы. В связи с этим для балласта нужно выбирать материалы, которые будут соответствовать определенным требованиям. Они должны быть:
Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень?
Если вы хотя бы раз путешествовали по железной дороге или просто проходили мимо железнодорожных путей, то замечали, что рельсы возвышаются над насыпью из щебня, в простонародье — щебенки. Давайте разберемся, что представляет собой эта самая щебенка и почему при строительстве основания для путей используют именно ее.
Что такое щебень
Щебень — это сыпучий материал с зернами размером более 5 мм, который получают путем дробления горных пород — например, гранита или известняка, гравия и даже строительного мусора. В зависимости от размера зерен щебень используется в качестве покрытия для пешеходных дорожек и детских площадок, при производстве бетона и бетонных конструкций, строительстве зданий, мостов и магистралей, а также железных дорог — в частности, при строительстве основания для железнодорожных путей. К слову, железнодорожники используют один из самых крупных видов щебня — размер каждой фракции составляет от 25 до 60 мм. И чаще всего вдоль путей выкладывают гранитный щебень, который отличается повышенной прочностью и морозостойкостью.
Зачем нужен щебень на железной дороге
Все просто: щебень, или щебеночный балласт нужен для того, чтобы зафиксировать рельсы и шпалы на одном месте. И задача эта не из легких, ведь железнодорожные пути могут двигаться — например, из-за перепадов температуры, осадков, движения составов и вибрации, которую создают поезда. Также щебень защищает пути от затопления — во время сильных дождей или в период паводка.
Балласт укладывают под шпалы — для этого строители используют шпалоподбивочную машину. Затем балласт при помощи электробалластера распределяют по уровню рельсо-шпальной решетки и уплотняют при помощи балластоуплотнительных и выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. Наконец, балластораспределительная машина перераспределяет щебень, засыпает пустоты и удаляет лишние зерна с рельсов и шпал. Надо отметить, что щебенка требует регулярной очистки — с этой задачей прекрасно справляется щебнеочистительная машина, которая восстанавливает упругость балласта во время ремонта путей.
Почему же при строительстве железных дорог используют именно щебень? Все дело в форме и структуре самих камешков — каждый из них имеет неровные края и шероховатую поверхность. Это позволяет фракциям крепко «держаться» друг за друга и не позволять железнодорожному полотну «расползаться» и терять форму под воздействием внешних факторов.
Ранее стало известно, когда состоится запуск движения поездов по Крымскому мосту.
Вот почему железнодорожные рельсы посыпают щебнем. Ни за что не догадаешься!
Поезда на сегодняшний день — один из самых важнейших видов транспорта на сегодня, являющийся порой единственным способом попасть в некоторые части мира, а также когда дело касается путешествий в деревни и на природу.
В поездах можно путешествовать как на огромные расстояния (достаточно вспомнить Транссибирскую ЖД магистраль длиной 9288 км), так и между населенными пунктами, расположенными рядом друг с другом. И все это по очень бюджетным ценам, доступным практически каждому.
Поезда были изобретены около 200 лет назад…
…чтобы сегодня превратиться вот в такие высокоскоростные поезда.
Но даже если вы — заядлый любитель попутешествовать на поезде — вы все равно наверняка задавались вопросом, почему площадь вокруг рельс на железнодорожных путях всегда завалена небольшими камнями?
Ведь, казалось бы, камни — достаточно неустойчивая основа для любого вида транспорта. Не лучше было бы использовать, например, бетон, асфальт или что-то еще, что не выглядит так непредсказуемо, как хаотично разбросанные по земле камни?
Камни? Почему именно камни?
Несмотря на свою кажущуюся неустойчивость, камни на сегодняшний день — наиболее удобная и экономически эффективная основа для заполнения площади вокруг железнодорожной колеи. Благодаря щебню она сохраняет четко свое место и не сдвигается с него несмотря ни на что.
Любой участок ЖД пути может изменить свое положение вследствие воздействия высоких температур, жары, мороза, землетрясений или даже вырастающих в неугодных местах сорняков. Малейшее влияние любого из этих факторов может быть опасным для любого локомотива, проходящего через данный участок. Но благодаря щебню колея не меняет своего месторасположения даже несмотря на влияние, которое оказывает любой из вышеперечисленных факторов.
Вот что может случиться с железнодорожными путями, если не покрывать их щебнем…
При строительстве путей камни высыпают плотным слоем вокруг колеи, чтобы сохранить точное направление. Поезда рабочих должны проехать по путям на небольшой скорости. Целью этого является в том числе помочь камням плотно расположиться на своих местах, чтобы они не могли двигаться в разные стороны.
Поезда рабочих проезжают на небольшой скорости по новым колеям, чтобы помочь недавно засыпанным камням плотно расположиться на своих местах.
Именно поэтому щебенка — наиболее подходящий материал для покрытия площади вокруг железнодорожных путей. Теперь вы знаете это и можете поделиться с людьми, которые только задаются этим вопросом.
Вы об этом никогда не задумывались: зачем нужны камни на железнодорожных путях
Поезда являются одним из самых популярных видов транспорта. Относительно недорогой по цене, четкий график и много места для комфортной поездки, во время которой вы можете наслаждаться видами из окна. А вы когда-нибудь задумывались над тем, почему на железнодорожном пути всегда лежат камни?
Предлагаем вам узнать, зачем нужны камни, какую функцию они выполняют и какую форму должны иметь камни, которые используют на железнодорожных путях.
Балласт колеи
Камни, которые лежат вблизи железных дорог, в совокупности называются балластом колеи. Основная его функция – удерживать железнодорожные шпалы. Балласт упаковывают между ними – снизу и по бокам.
Со своей стороны шпалы держат рельсы в вертикальном положении. Они расставлены на определенном расстоянии, перпендикулярно железной дороге. Ранее шпалы изготавливали из дерева, но сейчас, как правило, они бетонные.
Какое именно камни используют
Любые камни для железнодорожной дороги не подойдут. Например, если вы положите в балласт гладкую округлую гальку, тогда она покатится вниз, когда будет проезжать поезд. В таком случае, камни не будет выполнять свою основную функцию – обеспечивать солидарность путям.
Учитывая этот факт, камни должно быть конкретного типа. Именно поэтому в балласте используют острые и обрезные камни, которые остаются на месте во время вибраций.
Для чего еще нужен балласт
На самом деле балласт колеи имеет ряд целей:
Камни защищает колею от воды и растительности / Фото unsplash
Техника уменьшения вибраций
Из-за значительных вибраций во время движения скоростных локомотивов чрезмерное использование железнодорожных линий для перевозок создает угрозу для зданий, расположенных вблизи них. Кроме того, сильный шум от поездов создает дискомфорт для прилегающих районов.
Для минимизации этих вибраций применяют достаточно простую технику зажима с использованием динамического поглотителя вибраций. Он состоит из сверхпрочного этилен-пропиленового каучука, который имеет высокую устойчивость к нагреванию, воде и других механических деформаций. Это позволяет существенно уменьшить вибрации и свести к минимуму шум от поездов.