зачем казаки женились на турчанках
Кого брали в жены вольные казаки, от которых пошёл сильный и самобытный народ
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На заре возникновения вольного казачества казаки в большинстве своем не имели семей. Опасная и тревожная жизнь, которую они вели, совершенно не располагали к семейной жизни. Женщины и дети были большим бременем для воинственных мужчин. Но с течением времени, жизнь брала свое и удалые казаки начали обзаводиться женами.
Пленницы-ясырки в большинстве своем были мусульманками из зажиточных, богатых, а частенько и благородных семейств. Поэтому своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и привносили в быт казачьих общин культуру и обычаи своих стран.
Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.
Следует также отметить, что пренебрежительное отношение к женщинам жестоко пресекалось в казацких общинах. К примеру, за изнасилование казака могли и казнить. Отношения между казаком и казачкой были равноправны и уважительны. А после гибели мужа жена имела полное право на его имущество и даже тогда, когда казака казнили свои же. Также она могла рассчитывать на пожизненную заботу общины.
К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.
«Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить.
Воинственные казачки
Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.
Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.
Знатные казачки из высшего общества
Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей — семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.
Образы женщин казачек в искусстве
Образ красавицы чужестранки, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру посредством преданий и легенд, литературы и живописи. Это и «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, и многие другие.
Зачем казаки женились на турчанках
Образ иноземной красавицы, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру. Это и полуфольклорная «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова. Неужели казаки действительно женились на пленных турчанках?
Причины демографические
А на ком ещё было жениться самым первым представителям славного казачьего сословия, если первоначально казаками называли себя разные беглые из более северных областей России люди? С XVвека сюда, на Дон, и к низовьям Волги уходила всякого рода лихая публика. Убегали от притеснений помещика, от несправедливости царских чиновников, а иной раз и спасаясь от заслуженной кары. Была даже поговорка «С Дону выдачи нет», которая и звала сюда все новых беглецов. Слова «казак» и «разбойник» были практически синонимами.
Первые казачьи поселения имели характер чисто мужских союзов, объединенных общей необходимостью выжить на границе русских земель, и проводивших жизнь в постоянных стычках с врагом. Вероятно, были среди первых русских поселенцев на донских землях и женщины, но таковых было очень немного. Поэтому казаки брали себе в жены иноверок, представительниц племен, с которыми жили по соседству и, зачастую, воевали. Это были не только турчанки, но и татарки, черкешенки, ногайки.
Жениться на такой девушке казак мог, только оповестив о своем решении казачий круг. Отказ в заключении брака со стороны круга последовать, конечно, мог, но случалось такое довольно редко. Трудно казаку без жены! Детей от таких смешанных браков называли болдырями. А теперь вспомним, какое распространение получила фамилия Болдырев, и поймем, как часто случались такие браки.
Причины политические
Кстати говоря, одежда турецких полонянок сильно повлияла и на традиционный костюм казачек. В казачьих станицах еще до средины прошлого столетия бытовал кубелек – платье, покрой которого повторяет традиционную женскую турецкую одежду.
Причины поэтические
И, разумеется, брали в жены турчанок и разных черкешенок по любви, из-за их красоты. Конечно же, ясырку могли оставить на положении прислуги, полонянки. Но могли и жениться, если собой уж очень хороша и пришлась по сердцу. Так ведь некрасивых и нелюбых, надо думать, и в полон не брали. Зачем такую тащить в родной курень за тридевять земель?
Позднее, уже в XIX столетии браки с ясырками стали редкостью. В казачьей среде укрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. К этому времени в казачьих областях обосновалось очень много старообрядцев, которые вообще очень строго относились ко всем иноверцам. Да и нужды особенной искать жену на стороне более не возникало. Потомки турчанок, татарок, черкешенок и русских обильно заселили эти места, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.
Однако, память о прабабушках-ясырках сохранилась. Среди казаков и сегодня не редкость такие фамилии, как Турчиновы и Татариновы, и подобные этим.
Зачем казаки женились на турчанках
Донские казаки со времён Ивана Грозного играли важнейшую роль в истории России. Об их жизни и подвигах сложено много песен и стихов, написано немало прозы, а в народном сознании укоренился образ казака как лихого рубаки на вороном коне. Тем не менее некоторые факты об этих вольных людях до сих пор остаются малоизвестными.
Любители турчанок
Казачество на берегах Дона начинает складываться с XV века. Молодые крестьяне, не желающие работать на барина, искали здесь вольной жизни. Изначально казацкое общество состояло практически из одних мужчин. Поэтому вопрос с женщинами был для них очень актуален.
Выручали постоянные набеги на соседей, прежде всего на Турцию. Несмотря на то, что османы были злейшими врагами донцов, казаки часто брали в жёны турчанок, которых смогли захватить в качестве трофеев во время набега. Смешанные браки у обитателей донских степей были в порядке вещей.
Только с 1568-го по 1878-й год Россия воевала с Турцией семь раз. Активными участниками всех этих конфликтов были донские казаки. И это не считая привычных набегов на турецкие владения. Так, во время атаки турецкого поселения на побережье Таганрогского залива в 1635 году донцы захватили в плен 1 735 турецких женщин. Всех их казаки позже взяли в жёны.
Среди вольного народа турчанок называли ясырками, а детей, который рождались от таких смешанных браков, – болдырями. Отсюда, кстати говоря, и пошла фамилия Болдырев.
С русской поведёшься – опозоришься!
Как это ни странно, но жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почёте. Даже во второй половине XVIII века, когда на южные земли массово хлынули переселенцы из центральной части страны, свободолюбивые казаки старались дистанцироваться от пришедших на Дон русских. Переселенцев они рассматривали как угрозу своей самобытности.
Если же донец всё-таки брал в жены русскую или украинку, то он покрывал позором себя и свой род. Естественно, родственники такие союзы очень не приветствовали. Поэтому в случае смерти мужа на войне община могла отвернуться от овдовевшей женщины и её детей. При этом жениться казаки старались рано – до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на службу.
Мужское воспитание
Воспитание будущих воинов у донцов было максимально строгим. Драться казак должен был уметь, когда ещё едва начинал говорить. Как правило, мальчика учили рукопашному бою с трёхлетнего возраста.
Обереги в ушах
Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьёзное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец – единственный сын у одинокой матери, в правом – что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.
Красота и сила
Казачки по праву считались самыми красивыми женщинами. Этому способствовало многовековое смешение представителей разных этнических групп. Казацкие женщины обладают пламенными чёрными глазами, «полными жизни щеками» и «величайшей опрятностью в одежде», отмечал исследователь Василий Сухоруков.
Первый женский праздник
У казаков был обычай почитать мать-казачку в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Это первый женский праздник в России, причём появившийся задолго до того, как 8 марта стало красным днём календаря.
Чёрное пятно
Историк Кирилл Александров отмечает, что во время Великой Отечественной войны за немцев воевало около 80 тысяч казаков, по большей части донских. В начале 1942 года начали создаваться крупные соединения казаков – полки и дивизии.
Примечательно, что идеологи Третьего рейха считали донцов потомками остготов – германского племени, населявшего равнины Восточной Европы. А раз так, то они считались «истинными арийцами».
Донской «терминатор»
Один из самых известных казаков с Дона был Козьма Крючков – приказной Третьей кавалерийской дивизии. Народную славу он снискал в конце июля 1914 года, когда вместе с тремя товарищами натолкнулся на немецкий конный разъезд – 27 человек.
Крючков получил 16 ран, которые, к счастью, не представляли угрозы для жизни. За этот подвиг отважный казак был награждён Георгиевским крестом.
Почему донские казаки женились на турчанках
Донские казаки со времён Ивана Грозного играли важнейшую роль в истории России. Об их жизни и подвигах сложено много песен и стихов, написано немало прозы, а в народном сознании укоренился образ казака как лихого рубаки на вороном коне. Тем не менее некоторые факты об этих вольных людях до сих пор остаются малоизвестными.
Любители турчанок
Казачество на берегах Дона начинает складываться с XV века. Молодые крестьяне, не желающие работать на барина, искали здесь вольной жизни. Изначально казацкое общество состояло практически из одних мужчин. Поэтому вопрос с женщинами был для них очень актуален.
Выручали постоянные набеги на соседей, прежде всего на Турцию. Несмотря на то, что османы были злейшими врагами донцов, казаки часто брали в жёны турчанок, которых смогли захватить в качестве трофеев во время набега. Смешанные браки у обитателей донских степей были в порядке вещей.
Только с 1568-го по 1878-й год Россия воевала с Турцией семь раз. Активными участниками всех этих конфликтов были донские казаки. И это не считая привычных набегов на турецкие владения. Так, во время атаки турецкого поселения на побережье Таганрогского залива в 1635 году донцы захватили в плен 1 735 турецких женщин.
Среди вольного народа турчанок называли ясырками, а детей, который рождались от таких смешанных браков, – болдырями. Отсюда, кстати говоря, и пошла фамилия Болдырев.
С русской поведёшься – опозоришься!
Как это ни странно, но жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почёте. Даже во второй половине XVIII века, когда на южные земли массово хлынули переселенцы из центральной части страны, свободолюбивые казаки старались дистанцироваться от пришедших на Дон русских. Переселенцев они рассматривали как угрозу своей самобытности.
Если же донец всё-таки брал в жены русскую или украинку, то он покрывал позором себя и свой род. Естественно, родственники такие союзы очень не приветствовали. Поэтому в случае смерти мужа на войне община могла отвернуться от овдовевшей женщины и её детей. При этом жениться казаки старались рано – до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на службу.
Мужское воспитание
Воспитание будущих воинов у донцов было максимально строгим. Драться казак должен был уметь, когда ещё едва начинал говорить. Как правило, мальчика учили рукопашному бою с трёхлетнего возраста.
Обереги в ушах
Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьёзное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец – единственный сын у одинокой матери, в правом – что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.
Красота и сила
Казачки по праву считались самыми красивыми женщинами. Этому способствовало многовековое смешение представителей разных этнических групп. Казацкие женщины обладают пламенными чёрными глазами, «полными жизни щеками» и «величайшей опрятностью в одежде», отмечал исследователь Василий Сухоруков.
Первый женский праздник
У казаков был обычай почитать мать-казачку в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Это первый женский праздник в России, причём появившийся задолго до того, как 8 марта стало красным днём календаря.
Чёрное пятно
Историк Кирилл Александров отмечает, что во время Великой Отечественной войны за немцев воевало около 80 тысяч казаков, по большей части донских. В начале 1942 года начали создаваться крупные соединения казаков – полки и дивизии.
Примечательно, что идеологи Третьего рейха считали донцов потомками остготов – германского племени, населявшего равнины Восточной Европы. А раз так, то они считались «истинными арийцами».
Донской «терминатор»
Один из самых известных казаков с Дона был Козьма Крючков – приказной Третьей кавалерийской дивизии. Народную славу он снискал в конце июля 1914 года, когда вместе с тремя товарищами натолкнулся на немецкий конный разъезд – 27 человек.
Крючков получил 16 ран, которые, к счастью, не представляли угрозы для жизни. За этот подвиг отважный казак был награждён Георгиевским крестом.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зачем казаки женились на турчанках
Образ иноземной красавицы, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру. Это и полуфольклорная «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова. Но литература литературой, а если на самом деле: неужто так часто казаки женились на пленных турчанках? И если да, то почему?
Причины демографические
А на ком еще было жениться самым первым представителям славного казачьего сословия, если первоначально казаками называли себя разные беглые из более северных областей России люди? С XVвека сюда, на Дон, и к низовьям Волги уходила всякого рода лихая публика. Убегали от притеснений помещика, от несправедливости царских чиновников, а иной раз и спасаясь от заслуженной кары. Была даже поговорка «С Дону выдачи нет», которая и звала сюда все новых беглецов. Слова «казак» и «разбойник» были практически синонимами. Первые казачьи поселения имели характер чисто мужских союзов, объединенных общей необходимостью выжить на границе русских земель, и проводивших жизнь в постоянных стычках с врагом. Вероятно, были среди первых русских поселенцев на донских землях и женщины, но таковых было очень немного. Поэтому казаки брали себе в жены иноверок, представительниц племен, с которыми жили по соседству и, зачастую, воевали. Это были не только турчанки, но и татарки, черкешенки, ногайки. Жениться на такой девушке казак мог, только оповестив о своем решении казачий круг. Отказ в заключении брака со стороны круга последовать, конечно, мог, но случалось такое довольно редко. Трудно казаку без жены! Детей от таких смешанных браков называли болдырями. А теперь вспомним, какое распространение получила фамилия Болдырев, и поймем, как часто случались такие браки.
Причины политические
Кстати говоря, одежда турецких полонянок сильно повлияла и на традиционный костюм казачек. В казачьих станицах еще до средины прошлого столетия бытовал кубелек – платье, покрой которого повторяет традиционную женскую турецкую одежду.
Причины поэтические
И, разумеется, брали в жены турчанок и разных черкешенок по любви, из-за их красоты. Конечно же, ясырку могли оставить на положении прислуги, полонянки. Но могли и жениться, если собой уж очень хороша и пришлась по сердцу. Так ведь некрасивых и нелюбых, надо думать, и в полон не брали. Зачем такую тащить в родной курень за тридевять земель?
Позднее, уже в XIX столетии браки с ясырками стали редкостью. В казачьей среде укрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. К этому времени в казачьих областях обосновалось очень много старообрядцев, которые вообще очень строго относились ко всем иноверцам. Да и нужды особенной искать жену на стороне более не возникало. Потомки турчанок, татарок, черкешенок и русских обильно заселили эти места, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.
Однако, память о прабабушках-ясырках сохранилась. Среди казаков и сегодня не редкость такие фамилии, как Турчиновы и Татариновы, и подобные этим.