зачем идти наблюдателем на выборы
Как стать наблюдателем на выборах?
Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?
Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.
Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.
Кто такие наблюдатели
Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:
Как озеленить дом
Полномочия наблюдателей
У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:
А вот что наблюдатели делать не могут:
То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.
Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.
Как стать наблюдателем
Есть несколько способов стать наблюдателем.
Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.
Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».
Движение «Голос» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента
На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.
Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.
Порядок назначения наблюдателей довольно простой:
Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.
Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:
Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.
Стоит ли становиться наблюдателем
Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.
Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.
Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году
Избирательный участок | Явка | Наблюдатели |
---|---|---|
2400 | 19% | Есть |
2401 | 23% | Есть |
2402 | 21% | Есть |
2403 | 61% | Нет |
2404 | 21% | Есть |
Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.
«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»
Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.
Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.
Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.
Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.
В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.
А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.
Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
«Наблюдатель – друг избиркома», интервью члена ЦИК России Игоря Борисова
«Наблюдатель – друг избиркома»,
интервью члена ЦИК России Игоря Борисова
1 марта 2009 года в 79 субъектах Российской Федерации пройдет более 3360 избирательных кампаний различного уровня и местных референдумов. Одним из наиболее актуальных вопросов остается тема наблюдения на избирательных участках в день голосования. На вопросы по данной теме ответил член ЦИК России Игорь Борисов.
Каковы правовые основы деятельности наблюдателей?
В избирательном законодательстве установлены гарантии реализации избирательных прав граждан, а одним из элементов этих прав является наблюдение за избирательными процедурами.
Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а так же право участвовать в выдвижении кандидата, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательной комиссии, включая установление итогов голосования, определение результатов выборов в порядке, установленном законом (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Право граждан осуществлять наблюдение также закреплено и на региональном уровне в соответствующих законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта России и в органы местного самоуправления.
На избирательном участке в день голосования, при досрочном голосовании, при пересчете голосов может присутствовать достаточное количество наблюдателей, даже превышающее по численности состав избирательной комиссии: кандидаты, их представители, члены комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, которых могут назначать как партии, участвующие в выборах, так и кандидат. Официальные представители СМИ также могут без каких-либо ограничений находиться на избирательном участке и собирать информацию для своих редакций о ходе голосования и подсчете голосов.
Являются ли наблюдателями представители СМИ?
Представитель средств массовой информации не является наблюдателем не только по определению, но и по статусу, связанному с предоставленными ему законом правами и полномочиями. Как журналист он должен информировать население об электоральных процедурах и выборах в целом.
Некоторые заблуждаются, считая, что журналист по статусу является наблюдателем. Согласно статье 51 Федерального закона «О средствах массовой информации» журналистам запрещено собирать информацию для каких либо организаций, не являющихся СМИ. То есть фактически журналист может действовать в интересах только своей редакции, но не в интересах кандидата, партии или правозащитной организации.
Однако присутствие журналиста на избирательном участке позволяет процесс голосования и подсчета голосов сделать открытым и гласным, так как все, что будет им замечено (включая фото- и видеоматериалы), может быть обнародовано в средствах массовой информации без какой-либо цензуры и редактуры. То есть, по сути, журналист – это «глаз» народа (наблюдатель) на избирательном участке.
Что должен делать наблюдатель, если он уверен, что обнаружил ошибки в действиях участковой избирательной комиссии?
В случае обнаружения каких-либо недостатков, отклонений от процедур, предусмотренным законом, наблюдатели имеют право обращаться к должностным лицам участковых избирательных комиссий, а также в вышестоящие избирательные комиссии для устранения ошибок и неточностей. Эти обращения могут носить как устный характер, так и оформляться в письменном виде. Комиссии обязаны рассматривать эти заявления и принимать меры к устранению нарушения законодательства. Именно такими действиями наблюдатели, не вмешиваясь в процесс организации выборов (это прерогатива избирательных комиссий), должны способствовать реализации избирательных прав граждан при голосовании и подсчете голосов.
Как можно стать наблюдателем?
Для того чтобы стать наблюдателем на избирательном участке, необходимо получить соответствующее направление. Такое направление могут дать кандидат, баллотирующийся по данному избирательному округу, либо политическая партия, участвующая в выборах. Избирательное законодательство предусматривает возможность оплаты работы наблюдателя из средств избирательного фонда кандидата или партии.
Мы замечаем, что в последнее время гражданское общество начинает активно участвовать в наблюдении за выборами. Начиная с федеральных выборов 2007–2008 годов (выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации), Российским фондом свободных выборов в субъектах Российской Федерации развертываются пункты «горячей линии» связи с избирателями, на которые поступают обращения избирателей и участников избирательного процесса во время голосования и подсчета голосов. Основной задачей пунктов общественной «горячей линии» является организация прямого взаимодействия с избирательными комиссиями и органами власти для оперативного реагирования на обращения граждан и оказания им практической помощи в решении возникающих проблем, связанных с реализацией избирательных прав. Операторы «горячей линии» работают в тесном взаимодействии с организаторами выборов.
При Общественной палате Российской Федерации создана Ассоциация «Гражданский контроль», которая занимается вопросами мониторинга электоральных процедур, используя свою уникальную методику. Через эту организацию также можно принимать участие в процедурах контроля в ходе избирательной кампании.
Что должен делать наблюдатель в день голосования?
В отличие от членов избирательных комиссий, наблюдатель не имеет нормативно установленных обязанностей (в законе установлены только его права).
Большинство партий уже имеют свои методики и инструкции по наблюдению. ЦИК России, заинтересованная в безупречном исполнении установленных законом процедур, со своей стороны, оказывала содействие участникам избирательного процесса и разрабатывала рекомендации для наблюдателей, проводила занятия с представителями партий, снимала учебные фильмы с целью повышения правовой грамотности участников избирательного процесса, в том числе и наблюдателей, подготовила несколько рекомендаций в общих чертах (по запросу ЦИК России готова предоставить весь имеющийся материал в электронном виде).
Наблюдателю необходимо прийти в участковую избирательную комиссию до начала голосования и исполнять свои обязанности за соблюдением установленных процедур с начала работы избирательной комиссии и до окончания установления итогов голосования. Действующее законодательство не оставило никаких лазеек для того, чтобы исказить волю избирателя. Если все процедуры будут осуществляться согласно закону, то результат будет точно соответствовать волеизъявлению граждан сообразно отметкам, которые они поставили в своих бюллетенях.
Задача наблюдателя контролировать деятельность участковых избирательных комиссий, указывать, если комиссия отступает от требований закона. Не следует забывать, что члены участковых избирательных комиссий работают не на постоянной основе, а привлекаются к работе по организации голосования только периодически. Члены участковых избирательных комиссий – это наши соседи, учителя, врачи, сотрудники различных учреждений. Работа в избирательной комиссии – не их профессиональная деятельность, поэтому естественно, при достаточно сложном и детально регламентированном избирательном процессе неизбежны погрешности. А если еще и вспомнить общее число организаторов выборов (на выборах в федеральные органы власти работает около одного миллиона членов избирательных комиссий), то по теории вероятности непреднамеренные отклонения просто не могут не случаться. Поэтому мы всегда признательны наблюдателям за конструктивные подсказки.
В случае обнаружения ошибки в действиях избирательной комиссии необходимо уведомить должностных лиц комиссии (это председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии) о выявленных недостатках. Например, наблюдатель заметил, что на избирательном участке размещены агитационные материалы какой-либо партии или кандидата. Участковая избирательная комиссия в данном случае должна принять меры, чтобы такие агитационные материалы были сняты.
Если возникают какие-то сомнения в действиях участковой избирательной комиссии, требующие дополнительного изучения ситуации, а сама участковая избирательная комиссия не может разрешить этот вопрос по разным причинам (например, ввиду разночтений норм, установленных региональным и федеральным законодателем), то необходимо вмешательство вышестоящей избирательной комиссии. Наблюдатель может позвонить по телефону или написать заявление (жалобу) в вышестоящую избирательную комиссию для содействия и принятия соответствующих мер.
Так, недавно в ЦИК России рассматривались жалобы регионального отделения одной из политических партий на постановления Избирательной комиссии Владимирской области. Мы обнаружили, что законодательство Владимирской области в некоторых случаях не соответствовало федеральному законодательству, поэтому потребовалось вмешательство ЦИК России. Подобные случаи возможны и на местах, поэтому надо не стесняться, а следует обращаться в вышестоящие комиссии.
Вместе с тем мы много раз обращались к наблюдателям с убедительной просьбой не копить заявления и жалобы до окончания голосования, потому что избирательные процессы носят необратимый характер и после окончания голосования нельзя будет помочь избирателям в реализации их конституционных прав, а благородные цели наблюдения будут «выброшены в корзину» как исписанные листки бумаги. Поэтому следует оперативно принимать меры и при необходимости ставить в известность вышестоящие избирательные комиссии, вплоть до ЦИК России, которые обязаны принимать меры по защите избирательных прав граждан.
В какое время следует приходить наблюдателю в день голосования?
Остается ли наблюдатель после закрытия избирательного участка?
Сразу после закрытия избирательного участка начинается процедура подсчета голосов. Наблюдатель должен (если он действительно хочет наблюдать) внимательно следить за действиями участковой избирательной комиссии именно на этом этапе, несмотря на усталость после целого дня голосования. Поспешность, невнимательность при подсчете голосов (как со стороны организаторов, так и со стороны наблюдателей) зачастую приводит к судебным разбирательствам. Наблюдатель должен дождаться окончания подсчета голосов, получить заверенную копию итогового протокола и убедиться, что в территориальной избирательной комиссии протокол из участковой избирательной комиссии принят и данные введены в ГАС «Выборы». При обнаружении неточностей или ошибок может быть составлен повторный протокол либо произведен повторный подсчет голосов. Наблюдатель в случае внесения изменений в протокол должен получить окончательный вариант итогового протокола, соответствующий действительному волеизъявлению граждан.
А как относятся к наблюдателям организаторы выборов?
В ЦИК России считают, что наблюдатель – лучший друг избиркома. И это действительно так. В ноябре 2007 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации учредила медаль имени петербургского правозащитника Н.М. Гиренко, которая зарегистрирована в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации под номером 3819. Присуждением награды отмечается практический вклад наблюдателей в обеспечение свободных и справедливых выборов в Российской Федерации. Первые награждения медалью проходили только по итогам федеральных избирательных кампаний, а претенденты на медаль выбирались исключительно из числа российских и иностранных (международных) наблюдателей. В сентябре этого года ЦИК России приняла решение о присуждении Памятной медали имени Н.М. Гиренко также по итогам региональных выборов. Номинироваться на награду кроме наблюдателей теперь могут и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Право выдвижения кандидатур на награждение принадлежит политическим партиям и их региональным отделениям, общероссийским общественным объединениям, Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам субъектов Российской Федерации, членам ЦИК России с правом решающего голоса, региональным избирательным комиссиям.
Сбор документов, их рассмотрение и принятие решения осуществляет Попечительский совет по награждению Памятной медалью. В Попечительский совет кроме представителя ЦИК России входят представители общественных организаций. Попечительский совет рассматривает заявки и принимает решение о награждении самых активных наблюдателей. Активных не с точки зрения тех, кто больше всех шумел на избирательном участке, а тех, кто оказал реальное содействие и помощь. Попечительский совет определяет не более пяти кандидатур для награждения Памятной медалью по результатам Единого дня голосования.
За какие заслуги обычно вручается Памятная медаль?
Заслуги наблюдателя заключаются в содействии организаторам выборов в реализации избирательных прав граждан, а не в срыве выборов, как это понимают отдельные «правозащитники», требуя от Попечительского совета отдать медаль «наблюдателю», в отношении которого правоохранительными органами проводится проверка.
Хочу привести пример из Псковской области. Наблюдатели заметили, что в списке для голосования вне помещения для голосования были включены граждане, которые не изъявляли желания проголосовать «на дому». Избирательная комиссия, как это выяснилось впоследствии, оказала медвежью услугу своим избирателям – внесла избирателей в соответствующий список и хотела всех обойти по квартирам. В соответствии с законодательством, если избиратель включен в списки для голосования вне помещения для голосования, ему избирательный бюллетень не выдается на избирательном участке. Поэтому избиратели, придя на избирательный участок, не могли получить на руки избирательный бюллетень по причине внесения их в списки голосующих вне помещения. Наблюдатели оперативно обратились в суд, который в течение часа принял решение об аннулировании указанных списков. Грамотные действия наблюдателей позволили реализовать избирательные права граждан на конкретном избирательном участке. Такие действия наблюдателей приветствуются ЦИК России и даже, как я уже заметил, поощряются.
Перед организаторами выборов и наблюдателями стоит одна главная задача – обеспечить строго в рамках действующего законодательства достоверное волеизъявление избирателей в интересах дальнейшего поступательного развития нашего демократического государства.
Зачем идти наблюдателем на выборы
Права и обязанности наблюдателей
В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?
Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Какие действия вправе совершать наблюдатель?
Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:
знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;
наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.
Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?
При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).
Какие действия запрещено совершать наблюдателю?
Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:
выдавать избирателям бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?
Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:
наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;
увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;
участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;
по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.
Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?
Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.
Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).
Жалоба может быть устной и письменной.
Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.
В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.
Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.
Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.