зачем ходить в церковь каждое воскресенье
Зачем нужно ходить в церковь каждое воскресенье
Если вы считаете себя христианином, то на вопрос: почему надо ходить в церковь в воскресенье – вы должны знать четкий ответ. Ходить в воскресенье в церковь не должно быть для вас просто следованием традиции, это должно быть желанием вашей души.
Откуда взялось постановление ходить каждое воскресенье в церковь?
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужна Библия. Решение любого вопроса в жизни христианина должно начинаться со Слова Божьего. Оно указывает нам правильное направление и не позволяет сбиться с истинного пути.
Библия
Ветхий Завет и седьмой день
В Библии уже в первой книге Бытие мы сталкиваемся с установлением Божественного порядка в отношении дней недели. Творец шесть первых дней недели посвятил «работе» — Он сотворил землю за эти дни, но в седьмой день Бог почил от всех своих дел, Он освятил его от всех остальных дней (Быт 2:2-3).
Далее, в Ветхом Завете четвертая из 10 заповедей, данных Моисею на горе-Синае, гласит следующем образом: Исход 20:8-11. Втор 5:12-15.
Ветхий завет. Книга Исход 20 глава
Бог неслучайно поместил в главные десять заповедь — заповедь шесть дней работай, а седьмой день отдыхай. Он знал, что люди по своей природе склонны к суете, если человек в течение недели занят всякими делами, мероприятиями, то ему просто нужна остановка, ведь без нее он будет похож на белку в колесе. Человеку нужно периодически останавливаться, чтобы иметь возможность подумать о вечном, о душе, и самое главное о Боге.
Кроме того, Бог есть Бог ревнитель, если человек посвящает большое количество времени всем остальным делам, то неужели Он не может своему Творцу выделить только один день. Итак, можно сказать, что Бог заповедал соблюдать эту заповедь по двум причинам:
Как рекомендовал Бог проводить этот день покоя говорится в Исаия 58:13-14, но у всех людей есть склонность впадать в крайности.
Ветхий Завет. Книга Исая 58 глава.
Крайности в почитании седьмого дня
Как известно, в календаре евреев седьмым днем недели была суббота (Шаббат). Кто был в Израиле знает, как ревностно блюдут до сих пор этот день ортодоксальные евреи, более того все светское общество подчиняется этим законам.
Иудеи в своей ревности выполнить каждую букву закона дошли до того, что существовал ряд правил, которые они придумали, чтобы тщательно исполнять эту заповедь, например:
В настоящее время для ортодоксальных евреев очень актуален вопрос- как разогревать горячие блюда в субботу, чтобы не нарушать Шаббат и многие из них едят пищу, не подогревая. Кроме того, на сегодняшний день в Шаббат нельзя пользоваться любыми электроприборами, транспортом и деньгами!
Новый Завет и отношение к седьмому дню
Приход Иисуса Христа на землю внес существенные изменения в понимании субботы. В Евангелиях написано очень большое количество столкновений Иисуса Христа с фарисеями, когда Он, по их мнению, публично нарушал субботу. Иисус не подчинялся человеческим установлениям насчет субботы. Он открыто нарушал сложившиеся Иудейские традиции и постановления, вот некоторые примеры:
Все, что сказал Господь относительно почитания седьмого дня актуально и сегодня для христиан, другой вопрос: почему у христиан стало воскресенье, а не суббота седьмым днем.
Почему у христиан воскресенье стало главным днем, а не суббота?
После вознесения Христа первые христиане стали ходить по субботам в Иерусалимский храм или в синагогу, однако вскоре иудеи не могли терпеть христиан, и они отлучали их от синагоги. По этой причине они стали собираться отдельно в первый день недели или воскресенье, почитая этот день, в который наш Спаситель воскрес.
Почему сейчас так мало христиан ходят в церковь по воскресеньям?
Основные возражения людей, которые не ходят каждое воскресенье в церковь следующие:
Ответ: вы не можете в душе выйти замуж, кушать, заниматься спортом. Все это означает, что вера в Бога требует внешнего выражения, если вы верите, то вы должны соответствующим образом жить, а если ваша вера никак не проявляется в практической жизни, то вы вовсе и не верите.
Ответ: название этого дня уже напоминает нам о празднике Пасхи, ведь воскресенье названо оттого, что в этот день воскрес Иисус Христос, таким образом на каждой неделе, приходя в церковь, у нас есть возможность вспомнить о самом большом событии в мире – воскресении Иисуса Христа и о Его победе над смертью.
Ответ: человек всегда найдет время на очень важное, любые дела он может отложить ради самого важного. Другой вопрос, а является ли Бог для вас самым важным? В воскресенье у нас всегда стоит выбор между Божьим и человеческим, и последствия нашего выбора будут говорить громче наших слов: кого мы любим и ценим больше всего – себя любимого или Иисуса Христа.
Ответ: когда приходит первоклассник в школу, он не сразу понимает все, что там говорится и происходит, так и смысл богослужений раскрывается спустя годы, после первого прихода в церковь
Воскресную службу можно сравнить с кульминацией и эпилогом рабочей недели. Ходить на богослужения по будням – это подготавливать душу к основной, центральной воскресной службе. В воскресенье нужно обязательно ходить, а по будням — по возможности.
Человеческие мысли говорят громче правильной молитвы – можно выучить бесчисленное множество правильных молитв, но так и не приблизиться к Богу. Можно каждое воскресенье ходить в церковь и так и не приблизиться к Богу. Но для христианина не должно быть достаточно домашней молитвы, церковная, совместная молитва укрепляет нашу веру. Христианин не может быть сам по себе, Христос создал Церковь, как сообщество верных ему людей, Он не создавал общество индивидуалистов.
Конечно, все эти вопросы могут беспокоить светских людей, но для людей — серьезно думающих о христианстве, нужно ходить в церковь каждое воскресенье, ведь без этого он просто не сможет расти духовно.
Современные опасности для христианина при почитании седьмого дня
Современный мир с его научно-техническим прогрессом не прошел бесследно и для христианства. Появилась много новых возможностей, которые сделались соблазном для христианина:
Выводы
Христианин по возможности должен ходить в церковь каждое воскресенье. Время, потраченное на богослужение должно приносить добрый плод познания и приближения к Христу. Давайте не забывать, что главные заповеди христианства – это любить Бога все своим существом и ближнего, как самого себя. Ходить в церковь каждое воскресенье – это один из способов выразить свою любовь к Богу, наряду с домашними молитвами и чтением Божьего Слова.
В заключении статьи хотелось бы вспомнить прошлое столетие и Октябрьскую революцию. Это было время борьбы с Богом, религией и церковью. Большевики хотели устранить привычку людей ходить по воскресеньям в церковь, они вводили массовые субботники на Пасху и другие праздники. Кроме этого, они хотели переделать рабочую неделю, и сделать воскресенье рабочим днем. Простые верующие, несмотря на страшные гонения, старались приходить по воскресеньям в церковь и они должны быть в этом для нас примером. Мы живем в то время, когда нам ничего не угрожает, однако, мы почему-то не хотим ходить в церковь по воскресеньям, мы не ценим эти возможности и будем нести за это определенные последствия.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Богослужения в храме совершаются каждый день, и даже не единожды. Есть на свете люди такого уровня и образа жизни, которые бывают в храме ежедневно. Но большинство наших сограждан бывает в храме гораздо реже. Какова же «норма», и можно ли вообще в таком случае говорить о норме? Священное Писание, Предание и даже постановления Соборов эту норму утверждают: как минимум один раз в неделю.
Сделать один из дней недели «днем Господним», освятить каждую неделю года – это заповедь, данная нам Богом:
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10).
Как помочь детям полюбить дом Божий?
Если мы спрашиваем сами себя, зачем каждую неделю приводить детей в храм, это положение само по себе может быть ответом. Но, как ни крути, вопросы остаются, и вопросы непростые. Например: может быть, все это история про взрослых, а не про детей? Все-таки малыши – люди маленькие, не способные к благочинному поведению, зато способные быстро уставать и утомлять окружающих. А подростки? Они выглядят достаточно большими, но устают иногда ничуть не меньше малышей, и чинное поведение тоже не всегда про них. А ведь хотелось бы не просто присутствия детей на службе, но чтобы они постепенно научились понимать, сознательно принимать происходящее в храме. А как помочь детям полюбить дом Божий.
Не думаю, что могу предложить готовые универсальные ответы. Попробую в нескольких статьях поразмышлять над этими вопросами, посмотреть на некоторые возможные решения этих непростых, но жизненно важных моментов. Начнем, конечно, с теории и истории.
Дети участвовали в богослужениях с древних времен
Иногда можно услышать такое мнение: церковное богослужение вообще не предполагает присутствия детей, по крайней мере маленьких. «Таскать детей на службы» – явление новомодное и «неблагочинное».
О многих святых мы знаем, что они, будучи детьми, любили богослужения
В древнейшем памятнике христианской письменности, «Постановлениях апостольских» (подписаны именем святителя Климента Римского, составлены не позднее IV века), описываются молитвенные прошения об оглашенных и дается такое пояснение:
Как детский пост – это заступничество невинных детей за виновных взрослых, так и детская молитва за кающихся взрослых оказывается особенно важной для всей Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом, описывая церковное богослужение:
В Постановлениях апостольских описана очень упорядоченная организация церковного богослужения, расписано – кто, когда и что должен делать, чтобы во время службы соблюдалось благочиние. И вот каков этот порядок во время Евхаристического канона:
От лица апостола Иакова начало этого центрального момента богослужения описано так:
К сожалению, не совсем ясно, какой возраст детей имеется в виду, ведь границы детства в разное время, в разных ситуациях были разными. Детям, стоящим у амвона, может быть и 7, и 12 лет (вряд ли больше 12, так как, например, в IV веке в Римской Империи 12 лет для девочки – обычный возраст обручения, это уже начало юности). И все-таки призыв к женщинам взять детей на руки показывает, что дети достаточно маленькие. Не углубляясь в дебри истории педагогики и истории Церкви, забывая о том, что был период отказа от Крещения младенцев, остановимся на этом: церковное богослужение, причем богослужение очень «чинное», с древних времен предполагало присутствие достаточно маленьких детей.
Участие в богослужении – часть религиозного образования детей
Служба в Храме на Рождество. Художник: Владимир Воронов
То, что можно условно назвать «религиозным образованием детей», складывается из многих вещей. Начало этого образования – жизнь самих родителей, жизнь по вере и в Церкви, и, соответственно, устроение всего дома в этих ценностях. Затем – обучение вербальное, обучение основам веры, Священному Писанию, Закону Божию. И вот еще одна, неотъемлемая часть этого образования: участие детей в церковном богослужении.
Святитель Феофан Затворник писал:
Святитель Иоанн Златоуст призывает родителей, в первую очередь, конечно, отцов, наставлять детей в вере, изучать с ними Священное Писание. Посещение церкви в учении святителя оказывается частью домашнего обучения Писанию, завершающим этапом «занятия» дома:
Здесь и прямой призыв – «веди ребенка в церковь». И вот это милое: «взяв за руку». И еще важное: посещение богослужения – в радости. И практичное, о чем я подробно рассказывала не раз, описывая подготовку детей к праздникам: дома мы изучаем некий сюжет из Священного Писания, а в храме это же сюжет прочитывает диакон во время чтения Евангелия и объясняет священник во время проповеди.
О том, что детей необходимо брать с собой на богослужения, о том, что детей приводить в храм должны именно родители, о необходимости соединять домашнее и церковное образование в самом широком и глобальном смысле – об этом святитель также говорил:
«На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь (ἐκκλησίαν) – не заставляем никогда; если же однажды или дважды дитя придет туда, то остается там напрасно, тщетно, без пользы и для забавы. Нет, не так должно быть; но как, посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках, так должны мы поступать, и в церковь посылая, или, лучше, приводя их.
Посещение ребенком церковного богослужения – необходимый элемент образования ребенка
Здесь, по-моему, святитель исчерпывающе объяснил, зачем детей приводить в храм, и зачем «не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить».
Посещение ребенком церковного богослужения – необходимый элемент образования ребенка. В первую очередь детей, конечно, таинственным образом в буквальном смысле образовывает Дух Святой участием в таинствах. Также во время богослужения любые «религиозные» знания не просто закрепляются, а буквально оживают. И еще важный момент: домашнее обучение, домашняя молитва – это область частная; церковное богослужение выводит все это из частной сферы в общественную.
Воскресная литургия и ритм жизни
Упорядоченность жизни – это много всего разного. Но, в числе прочего, это определенный режим, упорядоченность-ритмичность жизни семьи. Например, простые циклы жизни: день, неделя, год. Привести эти циклы в порядок, задать этим циклам вектор – обратить их к Богу, освятить.
Когда человек один, он освящает свою личную жизнь. Когда человек живет в общности семьи, то задача – освятить жизнь всего дома. Как можно все это делать всей семьей, как учесть особенности и способности каждого члена семьи в таком «освящении» – это вопрос очень важный, но… второстепенный. Главное здесь – все-таки расставить приоритеты. Решить: мы хотим, мы постараемся освятить каждый день своего дома, каждую неделю, каждый год. А как именно мы это сделаем, чтобы это было сейчас нам всем по силам, чтобы не сломало никого из нас, не сломало отношения в семье, а наоборот, укрепило, – это уже решается индивидуально, по ситуации.
Однозначно решить для себя: каждое воскресное утро мы встречаем в храме
Чтобы регулярность была регулярной, часто достаточно этой уверенности, этого решения: приходить в храм каждую неделю. Например, однозначно решить для себя: каждое воскресное утро мы встречаем в храме. Не планировать никаких дел на это время: ни папе, ни маме, ни детям. У каждого из нас свои ситуации в жизни, но один из вариантов – не записывать детей на занятия, которые проходят по утрам в воскресенье, искать альтернативу на субботу, на вечер четверга и т.п. Если у родителей, у старших детей планируется какое-то мероприятие, встреча – назначать их на время после богослужения; для этого можно приехать в какой-то храм поближе к месту этого важного мероприятия. Если предстоит поездка куда-то далеко – искать, где поблизости от нашего маршрута будет находиться храм. Пару лет назад в жизни нашей семьи случилось настоящее приключение – мы всей семьей ездили на машине в Европу. И, составляя план этого «галопом по Европам», мы все воскресные планы подстроили под воскресные литургии. Это был совершенно замечательный опыт – в других странах видеть не только знаменитые памятники, фьорды, музеи и заповедники, но побывать в наших родных храмах, и не как туристы – а как свои…
«Особым испытанием для православных христиан стало ограничение доступа мирян к участию в общественном богослужении и даже невозможность посещения храмов. Это обстоятельство побуждает всех нас вновь задуматься о том, какое значение в нашей жизни имеет храмовое богослужение, совместная молитва собрания учеников Христовых», – говорится в послании Синода.
Послание, адресованное и клиру, и мирянам, предупреждает:
А еще, конечно, бывает и так, что храмы закрываются в принципе, и в пределах досягаемости вообще нет храмов. А еще мы можем болеть, да и вообще, неотменимые и непереносимые дела тоже случаются в нашей жизни, и иногда они случаются по воскресеньям. А бывает и так, что пойти в храм всей семьей нереально, потому что это ценность – только для папы, а для взрослых детей и для мамы это не ценность вообще.
Но если мы говорим о православной семье, а не о семье, в которой кто-то из членов верующий, то имеет смысл сразу, с самого начала составлять расписание семьи в соответствии с ритмом церковной жизни. Иначе участие в богослужении перестанет быть для нас нормой, оно станет исключением.
Воскресное богослужение как привычка
«Просто привычку» в области духовного модно осуждать. Но привычка – это невероятно важная вещь. Особенно с педагогической точки зрения. Привычка становится частью «природы» человека, с привычкой невероятно тяжело бороться. Моя бабушка говорила: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Не только взрослый человек, но и ребенок может с помощью регулярного повторения приобрести привычку материться, привычку давать подзатыльники младшей сестре, привычку высмеивать или унижать людей, привычку играть в компьютерные игры, привычку просто держать в руках смартфон и проверять раз в две минуты, а «вдруг новый лайк» или «сообщение». Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность взрослеющего человека.
Именно поэтому так важно прививать детям и самим себе привычки хорошие. Не так уж и страшно, когда это «просто привычки». Привычка говорить «спокойной ночи» вроде бы не добродетельная, мы и не объясняем ее детям – просто сами с ними прощаемся, просто приучаем детей: скажи папе спокойной ночи. На автомате, просто так ребенок привыкает желать доброй ночи родителям. Но это уже – определенная культура, это ежедневное соотнесение себя со своими родителями, это просто доброе движение в сторону окружающих людей. Это уже – формирование личности.
Психолог и невролог Виктор Франкл писал о привычке такие важные слова:
Безусловно, здорово и правильно, когда религиозная жизнь осмысленная, когда она идет одновременно от ума, устремленного к Богу и от сердца, горящего ко Христу. Но когда и «просто по привычке» – это уже добро и благо, а не «ужас и вообще профанация».
Для малыша привычка бывать в храме помогает не бояться блестящих бородатых священников, странных звуков и запахов. Практичная привычка, которая поможет просто самим родителям находиться в церкви. Привычка, которая поможет приводить ребенка и к духовному, – в первую очередь регулярно причащать малыша. Конечно, это не значит, что привыкший к храму малыш никогда не испугается чего-то, никогда не устроит истерику на службе. Но все же, если ребенок с рождения в храме, он «от сосцов матери» воспринимает храм как пространство жизни.
Для детей постарше привычка каждое воскресенье бывать в храме – это уже формирование культуры. Определенная культурная парадигма, которая именно в этом возрасте, для детей 5–10 лет, формирует то, что называется «родной культурой» человека. Да, это не личная встреча с Богом, это совсем не духовная жизнь маленького человека. Но когда ребенок растет в подобном ритме жизни, то это формирует его как человека православной культуры. Куда бы ни пошел дальше в своей жизни этот человек, но храм, церковное богослужение навсегда останутся в его сознании и подсознании как его детство, его родная среда. Даже его Родина.
Когда ребенок растет в подобном ритме жизни, то это формирует его как человека православной культуры
Не совсем так, но похоже привычка работает и по отношению к взрослым членам семьи. Если нет привычки регулярно, всей семьей приходить в храм, если мы приходим на службу не каждое воскресенье, то посещение церковного богослужения оказывается… особенным событием в нашей жизни. И это, конечно, здорово. Но в случае с простыми, не особенно высокодуховными людьми, вроде меня самой, может происходить совсем другая история. Когда в идее «ходить в храм и причащаться совершенно необходимо, но не обязательно делать это по расписанию, каждую неделю» ключевым оказывается не обязательно.
И получается: сегодня я не выспалась, в следующий раз малыш капризничает, потом слишком холодно, а потом, конечно, жарко. Вообще: каждый день не высыпаемся – хоть в воскресенье бы высыпаться! Или наоборот: всю неделю на работе, едва до дома дойдешь – спать пора, так хоть в воскресенье какие-то домашние дела переделать бы: полы перемыть, огородом заняться, машину на сервис отогнать…
Кажется, идея ходить в храм по расписанию слишком приземленная и не духовная? Но именно расписание задает ритм. Именно расписание позволяет регулярно, всей семьей приходить на богослужение. Иначе всегда найдутся причины – непридуманные, важные причины не прийти в храм.
Ни в коем случае не пытаюсь сказать, что уважительных причин не бывает. Еще как бывает. Но среди наших сограждан регулярно бывают в храме, участвуют в таинствах, по разным подсчетам, от 3% до 5% людей, в то время как считающих себя православными в 10 раз больше. И похоже, что чаще всего люди не посещают регулярно храм просто потому, что не считают это важным или обязательным.
С подростками все, конечно, сложнее. О подростках мы поговорим отдельно. Но стоит заметить такой момент: привычка к регулярному посещению храма может сыграть здесь свою добрую роль. Если в семье психологически комфортно, спокойно, если отношения с родителями хотя бы «нормальные», подростки просто продолжают двигаться вместе с родителями, с младшими и старшими братьями и сестрами по… привычным рельсам. Если в семье принято каждое воскресенье, каждый праздник встречать в храме, то обычно утром просто все проснулись, все оделись, все сели в машину, все приехали в храм. Обсуждают «что надеть», «что брать с собой», «куда пойти после храма» – но не вопрос «пойти ли в храм». Не говорю, что это прямо рецепт, и прямо универсальный – но все же это может помочь.
Литургия – мост в жизнь Вечную
Вся эта ритмичность, регулярность посещения храма нужна в первую очередь для того, чтобы по-настоящему постоянно участвовать в церковном богослужении и приобщаться всей семьей Святых Таин.
Конечно, молиться можно и дома. И нужно молиться дома, и иногда бывает полезно церковные службы прочитывать дома. В недавней карантинной истории опыт домашнего богослужения оказался невероятно важным для многих и многих православных семей. Но все же в нашей жизни должно быть и церковное, общественное богослужение, о чем нам только что напомнил Священный Синод. Об этом говорили, писали многие богословы, отцы Церкви. Приведу только простые слова преподобного старца Паисия:
Бывать на богослужениях в храме, приобщаться Святых Таин, приводить детей в храм – это просто… жить
Но, конечно, вопросов еще очень и очень много. Ведь даже если мы регулярно приходим в храм, если приносим в храм малышей с самого рождения – это не значит, что все будет просто. Как справиться с грудным ребенком во время службы? Чем занять скучающего четырехлетнего малыша? Что делать, если старшеклассники учатся 6 дней в неделю по 18 часов в сутки, и воскресенье – единственная возможность поспать подольше? И, в конце концов, мы же не просто постоять, поприсутствовать приходим в храм – как же объяснить детям значение происходящего во время богослужения? Попробуем разобраться в следующих статьях. Так что продолжение следует.
[1] «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (80 правило VI Вселенского Собора).
[2] Паисий Святогорец, преподобный. О молитве. Том IV. Глава 2.
[3] Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. М.: Дар, 2007. С. 88.
[5] Собрание древних литургий восточных и западных… С. 98.
[7] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1996. С. 28.
[9] Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как родителям воспитывать детей своих. § 41 // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М. 1994.С. 185.
[10] Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя» (1 Тим. 5, 9), и о воспитании детей, и о милостыне// Собрание поучений, С. 338, также Полное Собрание Творений, Т. 3, Кн. 1, С. 340.
[11] Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя Церковь. М., 1992. С. 145.
[12] См. Сапрыкина А.А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/1972
[13] Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием// https://pravoslavie.ru/133553.html
[15] Виктор Франкл. Основы экзистенциального анализа и логотерапии // Виктор Франкл. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции. М., 2016. С.109.
[16] Паисий Святогорец, преподобный. Там же.
[17] Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. С-Пб., 1894.
[18] Вениамин (Федченков), митрополит. Беседы о литургии. Беседа 14.