зачем географию учить коль извозчик довезет
Зачем географию знать?
Совершенно случайно наткнулся: 14 апреля – двести семьдесят пять лет Фонвизину (1745-1792). Вроде бы известный писатель, а дата не на слуху. Да и спорен год рождения: старят его иные, как и Крылова, на год-другой.
Но так или иначе, а из его столетия он больше всех в нашей памяти. Что, например, осталось из поэзии Ломоносова? «Науки юношей питают, отраду старым подают». Не будем о том, во что «ослоумы» это переделали. Или из Державина: «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездАми». Куда как актуально, однако многие приписывают Крылову. Что ещё? Сумароков: «И птицы держатся людского ремесла». (То есть воровать умеют.) Возможные варианты: «и немцы (янки, негры, чукчи и т. д.) держатся» того же самого. Но это для любителя.
Денис Иванович оставил больше: и нарицательного Митрофанушку, и его с матушкой «умные» речи. Кто не слыхал? «Не хочу учиться – хочу жениться!» Или: «Дверь прилагательна».
Не забылось и это: «Зачем еоргафию знать?» Многие продолжают: «Кучер довезёт». Не так! «Извозчики-то на что?» – вопрошает госпожа Простакова. Разница есть. Кучер – господский слуга: если он с юных лет при этом деле, то географию знает не лучше своих господ. Извозчик – другое дело. Пусть он и крепостной, на заработки отпущенный: из родной деревни добрался до города, где есть спрос, возит разных людей на различные расстояния. В пути и увидишь, и наслушаешься.
Адам Адамыч Вральман, Митрофанушкин учитель, как раз был кучером. Он, однако, служил у разных хозяев, от родной Германии, в ту пору раздробленной, доехал до наших краёв. Многого нахватался. При этом наверняка он грамотен.
Впрочем, для таких, как господа Простаковы, всякий немец – большой учёный.
В наши дни – прогресс: не то что извозчик – космонавт не довезёт, так прокатит. Правда, не всякому по карману. При этом самому придётся стать космонавтом – каким-никаким.
А всё-таки географию знать стоит. Хотя бы для того, чтобы извозчика не принять за космонавта. Или ещё за кого. Много таких: образовательный уровень не выше, чем у того же Вральмана, а уж так преподнесёт! Учите историю исключительному по нему: как он, Адам Адамыч наш доморощенный, где-то что-то предотвратил, чему-то посодействовал. А потом (вместо того чтобы стать рейхсканцлером) подался в собеседники к простаковской скотнице Хавронье.
Трудно не услышать такое, не прочитать. Легко – пока ещё – переключиться. Даже высказать мнение. И нетрудно напомнить иному холую, в какой стороне почти что от всей России находится Санкт-Петербург. (Да и Москва – не на Дальнем Востоке и не в Сибири.) А также напомнить, что Россия от Швеции отличается несколько меньше, чем от Греции и тем паче Израиля. Как раз в свете географии – физической. Только сперва самим надо её вспомнить. А что-то забывши – суметь задать вопрос тому же интернету.
Но для этого русский язык не худо знать. И не по Вральману.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Дебилизация России и новые Митрофанушки
Митрофанушка: «Для чего учить географию,
если есть извозчик, который всегда довезет».
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1781)
Эти дяди и тёти – мессия!
Митрофанушка так ликовал.
ОБэЖэ, физкультура, Россия
И долой навсегда интеграл.
Математику, физику, русский
Не придётся мне больше учить.
Уменьшает нам школа нагрузки,
Все предметы не надо зубрить.
Калькулятор мгновенно считает,
Прощевайте царица наук.
И грамматику WORD исправляет,
Запятую я мигом найду.
Старшеклассникам школа предложит,
Выбирай шесть предметов на вкус.
Пусть химичка меня не тревожит,
К её колбам теперь не вернусь.
— А что это за 10 предметов?
— Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире. Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».
Чему будут учить старшеклассников
Обязательные предметы:
— ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»
Предметы на выбор:
— Русский язык и литература, родной язык и литература
— Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
— Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)
— Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
— Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)
— Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы — для национальных республик)
grraen
Алексей Якименко
Прежде всего родители наняли для юного маркиза воспитателя; воспитатель, мужчина весьма представительной внешности и совершенный невежда, не мог ничему научить своего подопечного. Отец хотел, чтобы сын изучил латынь, мать этого не хотела. Рассудить их они просили некоего сочинителя, прославившегося к тому времени своими приятными произведениями. Пригласили его к обеду. Хозяин дома начал с того, что обратился к гостю со словами:
– Сударь, поскольку вы знаете латынь и бываете при дворе…
– Что вы, сударь, какая латынь! Да я ни звука не знаю по-латыни, – отвечал остроумец. – Как известно, на родном языке говоришь гораздо лучше, если остаешься верен ему и не обременяешь себя знанием иностранного. Взгляните на наших дам, у них ум гораздо приятнее чем у мужчин, их письма во сто раз изящнее, и этим превосходством, сравнительно с нами, они обязаны именно тому, что не знают латыни.
– Вот видите? Говорила же я! – подхватила хозяйка. – Я хочу, чтобы мой сын стал человеком остроумным, чтобы он преуспевал в свете. Теперь вам ясно, что, знай он латынь, он совсем пропал бы. Скажите на милость, разве оперы и комедии представляют на латинском языке? Разве в суде выступают на латинском языке? Разве на латинском языке объясняются в любви?
Хозяин, обезоруженный этими доводами, признал свою несостоятельность, и было решено, что молодому маркизу не стоит тратить время на Цицерона, Горация и Вергилия. Но что же он станет изучать? Ведь надо же ему что-то знать. Не познакомить ли его чуточку с географией?
– А на что она ему? – возразил воспитатель. – Когда маркиз пожелает отправиться в свои поместья, неужели почтари не найдут дороги? Будьте покойны, не заблудятся. Для путешествий нет нужды в буссоли, и из Парижа в Овернь люди отлично добираются, не ведая, на какой они широте.
(Вольтер «Жанно и Колен» 1764)
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.
Зачем географию учить коль извозчик довезет
«Умри, Денис, а лучше не напишешь!» – сказал, по легенде, князь Потёмкин автору «Недоросля» после премьеры. «Сатиры смелый властелин», острослов, щёголь и персонаж исторических анекдотов, Денис Иванович Фонвизин окончил свою жизнь в параличе и долгах. 14 апреля исполняется 275 лет со дня его рождения.
Денис Иванович Фонвизин
Из ливонских рыцарей
Пушкин в 1824 году писал брату: «Не забудь фон-Визина писать Фонвизин. Что он, нехристь?! Он русский, из прерусских русской!»
Как известно, предки русского комедиографа принадлежали к числу рыцарей Ливонского ордена. Во время войны с Россией сын и внук Вальдемара фон Визина Пётр и Денис были приняты Иваном Грозным на русскую службу. Верные семейной традиции, Фонвизины, в том числе отец и дед писателя, становились людьми военными.
Герб дворян фон Визиных
Иван Андреевич Фонвизин, служивший и во флоте, и на суше, был души весьма отзывчивой. Чтобы спасти брата, наделавшего неоплатные долги, он в пору «цветущей своей юности» женился на 70-летней вдове Огарёвой и в течение двенадцати лет «старался об успокоении её старости».
Во второй брак он вступил уже по склонности сердца. Мать будущего писателя, Екатерина Васильевна, тоже происходила из семьи военных: отцом её был контр-адмирал и участник турецкой войны Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов.
Брак был счастливым, у них родилось восемь детей. Денис, второй ребёнок и первый сын, родился 14 (3 по старому стилю) апреля 1745 года и был назван в честь своего предка – ротмистра Дениса Петровича, награждённого за военные доблести во время Смуты.
Пуговицы вместо шпаргалки
С XVI века потомки суровых рыцарей Фонвизины жили в Москве, в Печатниках (в Печатниковском переулке). Десяти лет от роду Денис с младшим братом Павлом (который впоследствии станет директором Московского университета) поступают в гимназию при этом университете, располагавшуюся недалеко от Кремля.
Учителя, по воспоминаниям Фонвизина, не слишком их утруждали. И экзамен в латинском классе ученики смогли выдержать лишь потому, что преподаватель показал им, какому спряжению соответствует та или иная пуговица на его кафтане и камзоле, и в решительный момент дотрагивался до «правильной» застежки.
А вот учитель географии нашить пуговиц не озаботился. «Товарищ мой спрошен был, куда течет Волга? „В Чёрное море“, – отвечал он; спросили о том же другого моего товарища. „В Белое“, – отвечал тот. Сей же самый вопрос сделан был мне. „Не знаю“, – сказал я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили», – рассказывает Фонвизин о своём триумфе.
Как бы то ни было, Денис считался одним из лучших учеников гимназии: золотые медали, похвальный лист, речь «о наилучшем способе к обучению языков» на немецком языке и поездка в Санкт-Петербург в конце 1759 года. Братья Денис и Павел «фон Визины» оказались в числе «избранных учеников», представленных основателю университета Ивану Шувалову. Тот подвёл Дениса к Ломоносову, который, узнав о латинской специализации юного гимназиста, «с великим красноречием» заговорил о пользе латинского языка.
Закончив университетское обучение, 17-летний Денис мог переводить с трёх языков – латинского, немецкого и французского.
«Бригадирша ваша всем родня»
Молодого переводчика определяют на службу в Коллегию иностранных дел. Он выполняет дипломатические поручения (едет в Северную Германию с миссией), занимается литературными переводами (басни Эзопа, «Метаморфозы» Овидия, несколько песен «Илиады» Гомера), а главное – он влюблён в театр. Первое представление он увидел в Петербурге ещё гимназистом, где, «потеряв благопристойность», хохотал над шутками «великого комедиянта» Якова Шуйского.
Фонвизин начинает с переводных комедий, а в 1769 году пишет пьесу со сценами из российской жизни – «Бригадир».
« По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего “Бригадира”. Вы удивительно хорошо читаете!» – ласково говорит императрица Екатерина в гоголевской «Ночи перед Рождеством» человеку «с полным, но несколько бледным лицом», одетому в «скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами». Имя автора «Бригадира», по мнению Гоголя, должно быть известно любому отечественному читателю.
Пьесу о галломане Иванушке и бригадирше Акулине Тимофеевне, его матушке, Фонвизин, искусный чтец, действительно читал самой Екатерине: она была довольна и «всемилостивейше приветствовала» автора за его искусную декламацию.
«Бригадирша ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тётушку, или какую-нибудь свойственницу… я удивляюсь вашему искусству, как вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали однако роль её столь интересною, что все хочется её слушать», – отметил граф Никита Панин, всесильный екатерининский вельможа, наставник великого князя Павла Петровича, который вскоре взял Фонвизина к себе на службу и стал его покровителем.
Любовь к таинственной москвичке
Денис Иванович не был красавцем – невысок, полноват, да ещё постоянные мигрени с молодых лет, предвестники будущего удара. Однако он был признанным франтом. Носил соболий сюртук, туфли с большими пряжками, украшал платье живыми цветами.
Денис Фонвизин, гравюра XIX в.
О своей первой влюблённости в 16 лет он писал с юмором: с девицей, «о которой можно сказать: толста, толста! проста, проста!», он рассматривал эстампы соблазнительного содержания, но дальше этого дело не зашло – «желал бы я преподать ей и физические эксперименты, но не было удобности: ибо двери в доме матушки её ни одна не затворялась». Фонвизин заскучал и охотно общался с её матушкой, «которую целая Москва признала и огласила набитою дурою». Эти встречи не прошли для Фонвизина даром: матушка неизвестной москвички и стала прототипом знаменитой Бригадирши.
Настоящая любовь настигла его в 23 года: страсть к неизвестной москвичке, которая была замужем за военным, стоявшим с полком недалеко от Москвы. Добродетельная женщина хранила верность мужу, не давала молодому влюбленному «ни малейшего повода к объяснению» и призналась в своей любви только во время их последней встречи. В автобиографии «Чистосердечное признание» Фонвизин настаивает на чистоте их отношений и утверждает, что любовь к этой женщине он пронёс через всю жизнь.
Женился он в 30 лет на своей ровеснице, купчихе, вдове поручика Хлопова. Вести её дело по получению наследства в 300 тысяч поручил ему граф Панин. Расторопный Денис Иванович употребил всё своё красноречие, но тяжбу не выиграл: его будущая невеста была вынуждена довольствоваться некоторой денежной компенсацией и огромным петербургским домом на Галерной улице.
На решающем судебном заседании стряпчий заявил Фонвизину в лоб, что он-де защищает любовницу. И хотя между ним и Хлоповой ничего не было, Денис Иванович ответил, что женится на ней. Екатерина Ивановна стала для Фонвизина «его Катей», которую он любил, был предан и окружил самой нежной заботой. Детей у них не было.
«Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков»
Так писал «Драматический словарь» о премьере «Недоросля», состоявшейся в Петербурге в 1872 году.
Титульный лист издания комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Идея пьесы возникла у Фонвизина во время путешествия по Европе; так что безграмотная Простакова цитирует, сама не подозревая, героев Руссо и Вольтера.
Для нас сегодня любимые герои – Митрофанушка, само имя которого стало нарицательным, с его бессмертным «не хочу учиться, а хочу жениться», и его матушка, госпожа Простакова: «Зачем учить географию? Извозчик есть, он довезёт куда надо!».
Однако, по словам самого автора, своим успехом его «Недоросль» обязан бесконечным нравоучительным разговорам Стародума с добродетельными персонажами, а не уморительно смешным разглагольствованиям Скотинина и Митрофана.
В ту эпоху с удовольствием читали длинные рассуждения о пользе добродетели, а звериная грубость отрицательных фонвизинских персонажей вызывала недоумение.
Зачем географию учить коль извозчик довезет
Тувинская правда запись закреплена
ЗАЧЕМ ГЕОГРАФИЮ ЗНАТЬ.
Зачем географию знать, если извозчик и так довезет? Все помнят эту крылатую фразу из известного произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Попытаюсь и я ответить на этот вопрос, так часто задаваемый моими учениками. Самое главное для школьников и их родителей — понять, насколько нужна география в повседневной жизни?
Хотя бы для того, чтобы элементарно поддержать беседу или поиграть в города, чтобы ориентироваться во времени и часовых поясах, чтобы не объяснять землетрясения, наводнения, цунами, молнии гневом богов и знать, почему летом день длиннее, а зимой короче. Чтобы знать, на южную или северную сторону выходят окна вашей квартиры, куда лучше поставить аквариум и в какой комнате раньше зацветет орхидея. И, наконец, чтобы учащиеся выпускных классов определились с выбором профессий, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.
Возникает вопрос, в каких же профессиях может пригодиться география и в чем заключаются их суть? Я знакомлю своих учеников с наиболее интересными специальностями, которые в настоящее время востребованы как в нашей стране, так и за рубежом.
Начнем с профессии агронома. Перед ним стоит задача не только увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы, уметь их выводить, но и управлять жизнедеятельностью растений. Специалисты экологии и охраны природы работают в заповедниках, учреждениях природоохранного характера, биологических, географических, природоохранных научных учреждениях и вузах. Лесник — первая рабочая должность лесной охраны. Помимо охраны леса, он участвует во всех лесохозяйственных работах.
Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и занимаются решением многих народнохозяйственных проблем. Климатологи изучают роль климата в природных процессах, работают над выбором морских путей и авиатрасс, учитывая климат, а также мест для строительства санаториев, которые позволяют значительно увеличить эффективность лечения. Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками — геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах, выполняют операцию, которая называется нивелированием. В первую очередь они выполняют топографическую съемку для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций.
Профессия метеоролога относится к числу редких. Он непременный участник различных экспедиций. В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации — спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд хозяйства. Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление об её распространении. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров. Картографы разработывают и создают различные карты, атласы и глобусы.
После того, как я познакомила выпускников 9-х и 11-х классов с этими специальностями, я провела опрос: какие профессии, на их взгляд, самые актуальные и какие они могли бы выбрать для себя. Оказалось, большинство девятиклассников обратили внимание на профессию ландшафтного дизайнера, делее — метеоролога и геодезиста. А среди выпускников 11-х классов многие также хотели бы работать в качестве ландшафтных дизайнеров, но и не оставили без внимания профессии климатолога и метеоролога. Менее интересны для учащихся 11-х и 9-х классов профессии лесника и картографа. Это и не удивительно, ведь не каждый городской молодой человек готов работать в дикой природе, хотя и такие желающие есть.
Также был проведен сравнительный анализ востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством в Центральной России и Сибири, и сделан вывод. В Центральной России эти профессии более востребованы, так как климат там благоприятный и процент сельского хозяйства выше.
География — это просторы Тувы и России, это наша огромная планета. Когда изучаешь географию — ты и метеоролог и археолог, геолог и гидрограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию? Каждый ответит на этот вопрос сам. Но куда без географии? Никуда!
Наталья НИКИТИНА,
учитель географии кызылской школы № 1
#образование_тп