зачем фехтовальщикам тросы на спине
Сталь на проводе. Из чего состоит экипировка профессионального фехтовальщика
«Спортивная смена» рассказывает, какой у шпаги клинок, сколько стоит защита и зачем в поединках используют электронику
Оружие
Главная неприятность в фехтовании – поломка клинка. Марагеновый сплав, из которого делают клинки для шпаг, – очень дорогой материал, который, помимо прочего, используют при строительстве центрифуг для обогащения урана. Поэтому в России и США пристально следят за производством, экспортом и импортом этого сплава. Марагеновый клинок гибок и прочен, выдерживает до 15 тыс. сгибаний. Обычный тренировочный выдерживает 3–4 тыс. сгибаний, стоит 1 000 рублей.
Выпуклый кругляшок перед рукоятью называется гардой и переводится с французского как «защита». Её диаметр фиксированный – 13,5 см. Стоит она порядка 300 рублей. Чтобы не травмировать руку, в гарду вставляют мягкую прокладку, которая стоит 100 рублей. Во время фехтования уколы в гарду не считаются.
Электрооборудование
В спортивном фехтовании на шпагах засчитывается укол в любую часть тела противника, кроме затылка. Усилие должно быть не менее 500 г, то есть просто касание не считается. Уколы фиксирует электронная система.
От наконечника шпаги – «стакана» – через весь клинок идут провода, которые проходят сквозь отверстие в гарде и подключаются к тройнику. К нему же подключается личный провод спортсмена, продолжающий электрическую цепь. Он входит в рукав куртки фехтовальщика, выходит из неё на спине и подключается к аппарату, который связан с обоими соперниками. При уколе цепь замыкается и загорается фонарь. При обоюдном уколе – когда соперники касаются друг друга с разницей менее чем в 0,05 секунды, – очко достаётся каждому из фехтовальщиков.
Одежда
Какой‑то стандартной обуви в фехтовании нет, поэтому на помост можно выходить в любых кроссовках.
Требования
Вся одежда фехтовальщика должна быть белого цвета. Этот стандарт появился ещё до введения электронной фиксации уколов. Тогда наконечники шпаг смазывали краской. Выигрывал тот, у кого было меньше отметин.
На решётке маски допускается рисовать флаги и другие изображения.
Все команды в фехтовании в честь основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена и страны – родоначальницы фехтования даются на французском языке.
А ещё почитайте материал Олега Гончаренко про экипировку профессиональных бадминтонистов.
Электрокуртки, маски и уколы. Неожиданный взгляд на фехтование в гиде «Матч ТВ»
На Олимпиаде много видов спорта, которые заслуживают нашего внимания, но есть один, выделяющийся среди всех, — фехтование. В нем и мрачная романтика его происхождения (еще в 16-м веке во Франции), и современные технологии на страже объективного судейства (куртки с электродами), и прямой контакт спортсменов между собой, но без контакта как такового — актуально во время пандемии, кажется. Наконец, постоянно звучит слово «укол», да еще и правила говорят: кто сделал больше уколов, тот и победил. Забавная параллель с вакцинацией.
Предлагаем вам вооружиться перед просмотром трансляций из Токио. Выбирайте: рапира, шпага или сабля? А мы объясним, как отличить их друг от друга.
Рапира
В фехтовании на рапирах существует так называемая правота атаки и правота защиты.
Преимущество определяет арбитр. Он контролирует весь процесс и останавливает действия, когда аппарат, регистрирующий уколы, дает сигнал об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем поединок продолжается. В соревнованиях рапиристов нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.
Шпага
Уколы в фехтовании на шпагах разрешено наносить во все части тела соперника, кроме затылка. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий, правоты атаки и защиты. Аппарат не фиксирует укол, нанесенный позже другого более чем на пять сотых секунды. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.
При этом усилие, приложенное к шпаге, должно быть не менее 500 г, то есть просто касание не считается.
Сабля
Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.
Удары и уколы фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях в чем-то похож с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесенных ударах или уколах. Главная разница в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы. Поскольку от ударов сложнее защититься, бой становится гораздо более динамичным.
Экипировка
Экипировка фехтовальщика состоит из защитного костюма белого цвета, сшитого из облегченного кевлара. Это волокно используется еще в армировании автомобильных шин и при производстве бронежилетов.
Стандарт, что фехтовальщики выходят на дорожку в белом, сформировался еще до введения электронной фиксации уколов. Тогда наконечники шпаг смазывали краской, и побеждал тот, у кого было меньше цветных меток на одежде.
Рапиристы надевают на костюм сверху специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, показывающие поражаемую поверхность спортсмена.
Технологии для фехтования
На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь. Она образуется проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы. К гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги — для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.
При уколе цепь замыкается и загорается фонарь.
Клинки для шпаг делают из марагенового сплава — очень дорогого материала, который в том числе используется при строительстве центрифуг для обогащения урана.
Марагеновый клинок прочный и гибкий, он выдерживает до 15 тысяч сгибаний. Обычный тренировочный клинок выдерживает до четырех тысяч сгибаний, но и стоит значительно дешевле марагенового сплава.
Состав сборной России на Олимпиаде-2020
Сабля, мужчины — Камиль Ибрагимов, Константин Лоханов, Вениамин Решетников, Дмитрий Даниленко (выступит только в командном турнире)
Сабля, женщины — Софья Великая, София Позднякова, Ольга Никитина, Светлана Шевелева (командный турнир)
Шпага, мужчины — Сергей Бида, Сергей Ходос, Павел Сухов, Никита Глазков (командный турнир)
Шпага, женщины — Виолетта Колобова, Айзанат Муртазаева, Юлия Личагина, Виолетта Храпина (командный турнир)
Рапира, мужчины — Кирилл Бородачев, Антон Бородачев, Владислав Мельников, Тимур Сафин (командный турнир)
Рапира, женщины — Инна Дериглазова, Аделина Загидуллина, Лариса Коробейникова, Марта Мартьянова (командный турнир)
О принципах фехтования: часть 2. Техника.
В прошлом посте я рассказал об общих принципах бездоспешного поединка и о подготовке атаки. Я думал перейти к оружию, потом к доспехам и так далее, но понял, что придется все-таки подробнее рассказать о технике. Иначе пришлось бы регулярно делать отступления, что вряд ли бы хорошо отразилось на структуре повествования.
Капо Ферро: секунда и секста (2-я и 6-я позиции).
Удар (польская сабля):
1) Остановить клинок
2) Изменить траекторию движения клинка так, чтобы она перестала быть угрожающей
3) Убрать свою тушку из-под удара
Или, например, ударить ногой (Ганс Тальхоффер).
Также от дистанции зависит то, насколько просто взять защиту. Чем больше дистанция, тем большее расстояние требуется пройти клинку, а значит, тем дольше длится атака. Соответственно, тем больше времени отреагировать и взять защиту.
Как видите, от дистанции зависит многое. Поэтому во время поединка фехтовальщики часто перемещаются вперед-назад, выбирая дистанцию для атаки, уходя от контратаки, сокращая когда ситуация располагает и разрывая если становится слишком опасно. Движение обычно происходит короткими быстрыми шагами, как правило работает правило «лучше сделать три маленьких шага, чем один большой».
В качестве иллюстрации отличное видео клуба «Золотой Сокол» г. Челябинск.
Я не имею отношения к данному клубу и даже не смотрел видео перед написанием поста, поэтому совпадение по некоторым основным пунктам можете считать косвенным подтверждением их справедливости 🙂
Пост получился длинный, и, возможно, много непонятного, но без этого будет сложно объяснять, например, об особенностях боя тесаком против шпаги (спойлер: разные дистанции).
Фехтование
88 постов 1.1K подписчиков
Правила сообщества
Уважай своего собеседника.
Реклама не приветствуется.
Наглые лжецы, провокаторы, неадекваты и прочие тролли отправляются на плаху бана.
Очень интересно, спасибо.
Охуенно! Я Д’Артаньян!
Это т9, зятем вас не считаю)
Ох, где ты был, когда я всё это для комикса гуглил, охреневая от терминов и в итоге забубенив отсебятину.
Автор, молодец! Я бы так написать не смог, скатился бы либо в гротеск, либо в излишнюю академичность. А тут в целом задорно и информативно для непосвящённых. Пиши ещё!
Ну если с посохом против рапиры можно и «пробить» блок
Все это также далеко от боевого фехтования, как ушу от драк в баре.
Как отправить почтой саблю?
Как отправить доставкой такой предмет, есть советы? Даже не думал, что проблемы возникнут, мне СДЭКом присылали текстолитовую саблю, знакомым стальные.
Фото в доспехах
И.Н. Петрухин | О Латных турнирах и Техниках боя в Средние века и Ренессансе
Полумеч, срубание ремешков, вот это вот все.
Как Толкинисты придумали историческое фехтование
Прошу всех данную статью воспринимать как нарративный источник. Всё, что здесь написано, автор наблюдал лично, сначала в городе Новокузнецке (года с 2002), а потом и в Томске. Статья пишется, как ответ на неожиданный фуллхаус из свидетелей Настоящего Исторического Фехтования в комментах под показательным роликом клуба Черный Отряд.
Видео с тренировки клуба Черный Отряд
Как говорится, ударим дубиной просвещения в таблет сектантству!
Итак, уважаемые бугуртоиды, хемодовы и прочие настоящие Исторические Реконструкторы! Кто-то из вас предпочёл забыть, а кто-то по-молодости и не знал, но историческое фехтование придумали не вы. Лично мне этот термин принесли… толчки, то бишь толкинисты. Это такие ребята, которым настолько понравился Властелин Колец, что они начали собираться в парках и играть в него. В том числе пытаясь и фехтовать. Просто, если вы действительно занимаетесь историей, неплохо уже было бы понимать, что ничего не возникает из пустоты, а всегда развивается, отвечая на проблемы, которые возникают на тех или иных стадиях развития.
А вот так могла выглядеть имитация ножа
И всё бы хорошо, однако, каста бойцов, которая участвовала во всех этих движухах исключительно ради получения и раздавания тумаков, заколебалась от следующих вещей:
1. Очень разнообразное вооружение у участников ролевых игр. Вы могли потратить состояние на доспех, а кто-то приехал в пафосной занавеске. При этом, этот урод может вас бить в полную силу, а вы вынуждены его гладить, теряя скорость атаки.
3. Какой-то сраный отыгрыш. Вы вонзаться приехали, а вам нельзя. Переговоры там, дипломатия….
Берем железные дрыны и херачимся в полную силу, пока кто-то не упадёт. Устраиваем турниры и массовые замесы. И никаких магов, отыгрыша и ролевых игр. Красота!!
Одновременно с этим, люди начали немного взрослеть и терять интерес к фэнтези. Более интересным стала реальная история. По сути, люди перешли от косплея Саурона и Сарумана, к косплею Ричарда Львиное сердце и Саладина. От хоббитов, к английским лучникам, поскольку это кажется более серьезным и взрослым. Так появились реконструкторы.
Вот к примеру великолепный именно реконструкторский фестиваль Русборг.
Ну, а ролевики, тем временем, продолжали сражаться на текстолите или дюрале (чуть жестче чем текстолит, зато дольше держится), регулярно травмируя на играх магов в занавесках.
На этом развитие исторического фехтования не остановилось, потому что озвученные выше проблемы не были решены полностью.
Для ролевых игр осталась проблема травмоопасности на играх, поскольку вы не можете одеть всех в доспехи. Ну или можете, но тогда у вас получится не ролевая игра с магами и эльфами, а Макарена (околоисторическая крупная Ролевая Игра, Новосибирск). И тогда пришел его величество Ларп!
Есть всего два реально результативных приёма:
1. Разбежаться и торцануть.
2. Зацепить алебардой и уронить.
И это, заметьте, лучшие моменты, лучшего события!
Как ответ на эту скудность, появились Хема (HEMA, анг. Европейское Историческое Фехтование) и СМБ (современный мечевой бой).
Вот так исторично у нас выглядит боец Хема. Я можно не буду объяснить, что это тоже, мягко выражаясь, никакая не историчность, а современное развлечение по мотивам? Или есть дебилы, которым это надо доказывать?
Они позволяют отработать базовые вещи на противнике без доспеха. Часть народа решила: если нам и так весело, нахрена платить больше?? И придумала СМБ, с вот таким снаряжением:
Чёт тоже кстати на реконструкцию не тянет, да?
Фехтование в латах
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о фехтовании в полных латах и принципах латного турнира Братства Архистратига Михаила
Новое слово в историческом фехтовании?
Регулярно в комментариях к моим и не только постам всплывает один и тот же вопрос: «а какие шансы у современного фехтовальщика против средневекового мастера в реальном бою?» Вообще, этот вопрос уже разбирали такие известные люди как Сергей Витальевич Уколов, Клим Александрович Жуков, но я тоже внесу свои пять копеек.
Как и в любой пирамиде, здесь каждый следующий уровень ограничен предыдущим. Не имея хорошей физической формы, практически невозможно отточить технику. Со слабой техникой арсенал тактических приемов сильно сокращается. А будучи не в состоянии придумать план победы, сложно держать позитивный настрой.
Физподготовка у спорстмена скорее всего будет лучше. Все же качественное питание, современные методики тренировки и т.д.
Например, ИСБшники практически не умеют колоть и защищаться от уколов. А HEMAисты как правило не умеют бить руками-ногами и не владеют борцовской техникой. Да, знаю, что в рамках HEMA есть и борьба, но я говорю именно о фехтовальных дисциплинах. А древний мастер наверняка умеет и то, и другое.
Древний мастер, в отличие от спортсмена, знает именно как нанести противнику реальный вред. Поэтому у него значительно больше шансов победить «по своим правилам».
Daily drawings
Виды фехтования
Для адептов того или иного вида сразу заявлю, что я не собираюсь топить за что-то одно. Еще я не рассматриваю восточные единоборства типа кендо, спочан или нагинатадзюцу, поскольку знаю про них крайне мало. В обзоре будет только «европейское» фехтование.
1) Олимпийское (спортивное) фехтование.
То, что ранее просто называлось фехтованием. Да и сейчас ряд снобов-ретроградов консервативно настроенных личностей могут сказать, что это единственный нормальный вид фехтования.
Оружие позволяет выполнять подобные выкрутасы, чем весьма активно пользуются
Впрочем, ни в коем случае нельзя сказать, что спортфех бесполезен. Как показала практика, спортивщики, перешедшие в истфех, становятся весьма сильными бойцами. По крайней мере, очень хорошо двигаются. Да и в ДФ и спортивной HEMA (о них ниже) не гнушаются использовать двигательную базу из спортфеха.
2) ИСБ (исторический средневековый бой)
Корни этого направления лежат в военно-исторической реконструкции. Сюда включены несколько дисциплин, как парных, так и командных. Объединяет их то, что бойцы сражаются в настоящих (почти) доспехах. Это, кстати, единственный известный мне вид фехтования «на результат», где столько внимания уделяется внешнему виду снаряжения.
3) СМБ (современный мечевой бой).
Зародился как облегченная версия ИСБ, где вместо доспехов и стальных мечей используется рукопашная защита и мягкие палки. Фактически, ею же и является, хотя в последнее время появляются дисциплины, заимствующие элементы ДФ/HEMA (о них ниже).
4) ДФ и HEMA (дуэльное фехтование и Historical European Martial Arts, Исторические Европейские Боевые Искусства)
Строго говоря, это два различных вида, но различия у них скорее исторические и идеологические. В том, что касается непосредственно спорта, они практически совпадают.
И все равно это наиболее близкое к спортивному из исторических видов фехтования.
5) Артистическое фехтование
Данный вид фехтования стоит особняком, поскольку основан на совершенно иных принципах. Тут фехтовальщики не соперники, а партнеры, и цель не «убить» противника, а продемонстрировать как можно более красивый бой. Примерно как в спортивных танцах.
Несмотря на кажущуюся простоту, красивое фехтование требует очень хорошей техники. При хорошем исполнении номер может быть не хуже сцены из фильма.
Как можно догадаться, бой в стиле «Звездных Войн». Разновидность артфеха, хотя во Франции недавно саберфайтинг был включен в его состав. Вроде бы есть также саберфайтинг «на результат», но насколько мне известно, он мало распространен.
На дополнительные вопросы готов ответить на вопросы в комментариях.
Небольшое дополнение.
В этот раз просто фото, но я соберусь и сделаю большой пост.
На всякий случай, это спортинвентарь и ни разу не ХО.
Поэтому задавайте вопросы, по возможности постараюсь/постараемся ответить. И как задать тег- HEMA, и Кветунь?
Двигаем потихоньку спортивное фехтование в массы.
У меня откуда-то целых 5 подписчиков. Не знаю зачем я вам, держите несколько наших работ.
Дага, клинок для левой руки в пару к основному.
Федершверт, двуручный тренировочный клинок. Он длинный, двуручный и весомый.
О доспешном бое
Если раньше я писал в основном о бездоспешном поединке, то сейчас рассмотрю бой в доспехах. Для начала, что такое вообще доспехи? Многие при этих словах представляют себе что-то такое:
Это, безусловно, доспехи, но тех времен, когда америка была уже открыта а на поле боя все больше рулили баталии пехоты. Да и стоили они сопоставимо с этой самой баталией (утрирую, конечно). А большую часть временного промежутка и большая часть вояк использовала гораздо более простые типы доспеха. Поэтому говоря «доспех», я подразумеваю не только то, что на картинке выше, но и то, что на картинке ниже.
Как все таки поразить противника, если тот в доспехе? Тут есть варианты:
2) Нанести заброневое поражение
3) Атаковать область, не защищенную доспехом
Атака области, не защищенной доспехами
Особенно хорошо этот способ работает если противник обездвижен. Поэтому в технике доспешного боя большое внимание уделялось борьбе.
В итоге любой, кто планировал участвовать в ближнем бою, старался обзавестись хоть каким-нибудь доспехом. По крайней мере чтобы корпус и голову защищал.
По традиции, пройдусь по распространенным мифам и заблуждениям. Как правило, они касаются именно рыцарских доспехов.
3) Доспехи сковывали движения. Нормальные боевые доспехи имели либо гибкие части (кожа, кольчужное полотно, либо большое количество отдельных частей. В итоге подвижность если и страдала, то не сильно. Конечно, художественной гимнастикой в доспехах не особо займешься, но все, что могло потребоваться в бою делать можно было.
Баянометр ругался на картинки, но, так как они носят исключительно иллюстративный характер, это же допускается?
Продолжаю рассказывать о фехтовании, в первую очередь на примере бесдоспешного поединка. В этой части я постараюсь рассказать о том, на каком оружии он мог вестись, какими свойствами оно обладало и почему это было именно так.
Нетрудно заметить, что перечисленные три пункта противоречат друг другу. Приходится искать компромиссы. И сделать это можно по-разному. В первую очередь засчет разных «схем» вооружения.
У человека две руки. Значит, вооружиться можно следующими способами:
1) Взять в каждую руку по оружию
Начнем с последнего.
Одно одноручное оружие
Этот способ при прочих равных проигрывает остальным двум и распространен был обычно или когда или вторая рука зачем-то нужна (управлять лошадью, цепляться за снасти на корабле) или когда вероятность боя слишком мала, чтобы дополнительно обременяться. Ну или просто дань моды, если говорить о поздних дуэлях.
Какие требования предъявляются к оружию? Во-первых, оно должно годиться как для атаки, так и для защиты. Значит, оно должно быть:
2) Достаточно прочным, чтобы не сломаться при взятии защиты
3) Иметь защиту кисти, как наиболее уязвимой при защитах части тела
Кавалерийские сабля и палаш
Немцы парни брутальные, и в то время, как их итальянские, французские и английские коллеги убивали друг друга на дуэлях шпагами, они это делали двуручными мечами. Со временем все-таки пришлось перейти на рапиры, однако традиция осталась. Сейчас в HEMA используются тренировочно-турнирные варианты длинного меча под звучным названием «федершверт». На картинке именно он.
Традиционные клише и заблуждения
Вот, в общем-то и все. Получилось галопом по Европам, и все равно много. Как всегда, конструктивная критика приветствуется. Заодно расскажите, нормально ли читать такие посты, надо ли больше/меньше подробностей, мб вообще лучше разбивать на несколько постов и т.п.
Rapier & dagger
О принципах фехтования
Дело в том, что когда один из бойцов начнет атаку, может произойти следующее:
1) Противник успеет ударить раньше
2) Противник возьмет защиту и ударит в ответ
3) Противник, будучи раненым, успеет нанести более серьезное ранение
Немного поясню последние два пункта. После удачно взятой защиты обороняющийся оказывается в выгодном положении, так как атакующий раскрыт и находится на удобной дистанции. Впрочем, тут масса нюансов, которые на пальцах не объяснить. Что касается последнего, то если раненый боец, например, мог начать атаку до ранения, а инерцию никто не отменял. Впрочем, тут тоже куча нюансов.
Получается, чтобы провести успешную атаку, надо:
1) Убедиться, что противник не ударит раньше.
Как было бы в реальности? Скорее всего, атаку подготавливали еще дольше. Ведь ставки выше, а значит риск приемлем гораздо меньший.
А что мы, как правило, видим в фильмах? Долгий обмен ударами, прерываемый на реплики и акробатику. Подобный обмен ударами называют парад-рипост и используют в качестве упражнения, но не более.
К сожалению, очень сложно на словах расписать как строится подготовка атаки, но кое-что можно уяснить. Например, что она должна быть быстрой. Ведь чем больше происходит времени от начала до конца, тем больше у противника времени среагировать. Поэтому глубокие замахи, удары в прыжке и с разворота и прочая акробатика в бою малоприменима.
Получилось довольно длинно, но я не знаю, как короче. Я недавно на пикабу и не знаю, как заходят подобные форматы и просто настолько узкие темы. Буду рад обратной связи.
Сколько стоит заняться «неспортивным» фехтованием, часть вторая.
Всем привет!
В прошлом посте я рассказал про фехтование на смягчённом оружии, сейчас же речь пойдёт о Historical European Martial Arts аКа HEMA.
Попробую рассказать о том, что это такое на примере расшифровки аббревиатуры по буквам.
Плюсы:
— очень интересный и красивый вид фехтования с богатейшим бэкграундом, сочетающий в себе не только спортивный, но и исторический и научный подходы;
— можно (и нужно!) путешествовать по всей Европе, знакомиться с новыми людьми и бить их)
Там HEMA-клубов очень много, движение сильнО и постоянно проводит мероприятия различного уровня, где рады видеть россиян.
(В США этот вид фехтования также популярен, но туда я пока что не добрался);
— дорого. Хороший защитный комплект (без оружия) стоит никак не меньше 35К, а без него в ряде школ даже до отработках в паре не допустят;
— долго. Хотя, может это и плюс, ведь если всё легко даётся, ты перестаёшь это ценить?)
Снаряжение, необходимое для занятий: