зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней

Псалтирь по усопшим — для чего, когда и как читается

Что такое Псалтирь?

Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.

Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета.

В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.

Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.

Структура Псалтири

Православная Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет в тексте на евреейском. 151-й псалом на славянский язык был переведен с греческого. Все псалмы для удобства их использования собраны в 20 разделов, которые называются кафизмами (глава, раздел) (от греческого слова «кафизо » — «сижу»). При их чтении, согласно Церковному Уставу, разрешается сидеть.

Псалмы учат восхвалять Господа в любых жизненных ситуациях. Свою актуальность эти тексты не теряют и в современном мире. Во многих псалмах прослеживается пророческий характер. Это «Откровение внутри Откровения».

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

«Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Псалтирь, 21:8-9).

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

«Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого».

Духовная польза Псалтири

Еще с ветхозаветных времен Святые Отцы относились к Псалтири как к руководству в прославлении Господа. Поэтому псалмы всегда широко и активно употреблялись в церковном богослужении. Из них состоит бо́льшая часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы, полностью или отдельные стихи из них, читаются во время Божественной Литургии, на молебнах.

Апостол Павел в своих Посланиях советовал христианам петь псалмы (Послание к Ефесянам, 5:19, Послание к Колоссянам, 3:16). Он считал это особенно полезным для вразумления. Пение псалмов в раннехристианские времена воодушевляло верующих во время гонений на Церковь. Также псалмы читали во время различных трудов и занятий, как назидание во время отдыха.

Блаженный Иероним (4-5 век) писал:

«Земледелец, идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

В любое время и в любых обстоятельствах чтение Псалтири считалось приятным и полезным занятием.

Псалтирь по усопшим — для чего читают

После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).

Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.

Начать читать Псалтирь по усопшим дома желательно сразу после «Последования по исходе души». Эти тексты можно найти в полном православном молитвослове.

Заупокойный псалом

Самым длинным псалмом из всей Псалтири является псалом 118. Он один составляет 17 кафизму. В Православии именно его считают заупокойным, используют как особое моление Господу о душе умершего.

Каждый стих псалма 118 проникнут мыслью, что единственное спасение можно найти только у Бога. Для этого необходимо исполнять Святую Его волю, беседовать с Ним, прося просветить, вразумить, укрепить, избавить от различных неприятностей, восстановить при падении, избавить от врагов. Здесь заключено все упование человека на Божие милосердие.

В Православии 118 псалом входит в состав погребальной и заупокойной службы. Исполнение его с припевами «Аллилуия» после каждого стиха свидетельствует об уверенности в победе над смертью, которую верующие получили через искупительную жертву и Воскресение Спасителя.

Как читается Псалтирь по усопшим

В православных богослужебных книгах нет определенных указаний, каков должен быть порядок чтения Псалтири по усопшем. Но так называемая Следованная Псалтирь содержит в себе объединенные в кафизмы псалмы. Каждая кафизма поделена на славословия без всяких добавлений. Обычно в конце этой Псалтири размещены особые тропари и молитвы, которые читаются после окончания кафизмы. Определенного порядка поминания усопших при чтении Псалтири нет. На практике употребляются различные молитвы. Читать Псалтирь по усопшим может любой верующий.

После прочтения начальных молитв следует читать первую кафизму. При отметке «Слава» нужно произнести:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! (трижды). Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имя усопшего православного христианина в родительном падеже).

В начале следующей части кафизмы, произносится:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Затем — очередная часть кафизмы. При следующей «Славе» идет повторение молитв об усопшем.

При чтении Псалтири за упокой в конце кафизмы после «Отче наш» покаянные тропари необходимо заменить на тропари по усопшим: «Со духи праведных… В покоище Твоем Господи…Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…» Текст этих тропарей можно найти в конце Псалтири в «Последовании по исходе души от тела». Затем следует прочесть «Господи помилуй» (40 раз) и молитву по кафизме.

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

И читается очередная кафизма.

По окончании кафизмы или всей Псалтири нужно прочесть молитвы “После прочтения…”.

Источник

О чтении Псалтири по усопшим

В Пра­во­слав­ной Церк­ви издрев­ле суще­ству­ет бла­го­че­сти­вый обы­чай чте­ния Псал­ти­ри над телом умер­ше­го миря­ни­на, мона­ха и диа­ко­на. (Над умер­шим архи­ере­ем и свя­щен­ни­ком чита­ют не Псал­тирь, а Еван­ге­лие). Псал­мы чита­ют­ся непре­рыв­но (кро­ме вре­ме­ни, когда совер­ша­ют­ся на гро­бе пани­хи­ды или литии) до погре­бе­ния усоп­ше­го и в память его после погре­бе­ния. Чте­ние Псал­ти­ри совер­ша­ет­ся cра­зу же после совер­ше­ния пер­вой панихиды.

Совер­шать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим может вся­кий бла­го­че­сти­вый миря­нин. Чте­ние Псал­ти­ри, явля­ясь молит­вою за усоп­ше­го, одно­вре­мен­но име­ет целью дать уте­ше­ние и нази­да­ние живым, уте­ша­ет скор­бя­щих о почив­шем и обра­ща­ет их молит­вы о нем к Богу. Чте­ние Псал­ти­ри долж­но совер­шать­ся бла­го­го­вей­но, неспеш­но, со уми­ле­ни­ем и сокру­ше­ни­ем сер­деч­ным, не торо­пясь, со вни­ма­ни­ем, вни­кая в читаемое.

В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ни­ях запо­ве­да­но совер­шать псал­мо­пе­ния, чте­ния и молит­вы по усоп­шим в день тре­тий, девя­тый и соро­ко­вой. Но пре­иму­ще­ствен­но уста­но­ви­лось обык­но­ве­ние читать псал­мы по усоп­шим три дня или сорок дней, вклю­чая день кончины.

В наших бого­слу­жеб­ных кни­гах нет опре­де­лен­ных ука­за­ний о поряд­ке чте­ния Псал­ти­ри по усоп­шим. Соглас­но ста­рин­ной прак­ти­ке, чте­ние Псал­ти­ри за упо­кой пред­ва­ря­ет­ся чте­ни­ем кано­на за умер­ших мно­гих или за еди­но­умер­ше­го, после кото­ро­го начи­на­ет­ся чте­ние Псал­ти­ри. По про­чте­нии всех псал­мов опять про­чи­ты­ва­ет­ся заупо­кой­ный канон, после кото­ро­го сно­ва начи­на­ет­ся чте­ние с пер­вой кафизмы.

В совре­мен­ной прак­ти­ке реко­мен­ду­ют начи­нать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим с пред­на­чи­на­тель­ных молитв и тро­па­ря “Глу­би­ною муд­ро­сти…”. По окон­ча­нии Псал­ти­ри чита­ют Канон о усоп­шем. При этом каж­дая кафиз­ма начи­на­ет­ся молит­во­сло­ви­ем “При­и­ди­те, покло­ним­ся..”, а закан­чи­ва­ет­ся тро­па­ря­ми покой­ны­ми и молит­вой, поло­жен­ной после каж­дой кафиз­мы. На каж­дой Сла­ве чита­ет­ся молит­ва “Помя­ни, Гос­по­ди Боже наш…”.

Источник

Почему принято читать Псалтирь по усопшим родственникам.

Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим?

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. usopshim. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-usopshim. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка usopshim.

Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.

С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.

Подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.

В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.

Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.

Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.

Почему во время чтения кафизм можно сидеть?

Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.

Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?

Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.

В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?

Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.

Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.

Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.

Источник

О молитве за умерших. Чтение Псалтыри до сорокового дня

Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:

Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76

Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.

Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.

Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…

Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:

Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. . зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка .1 лист Новгородской Псалтыри — древнейшей книги Руси

Чтение Псалтыри по умершим

Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других — нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. 1410176576.9799Psaltyr. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-1410176576.9799Psaltyr. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка 1410176576.9799Psaltyr.Псалтырь

В предисловии к канону за единоумершаго говорится:

Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…

В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. 1410176554.6515640px Chludov david. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-1410176554.6515640px Chludov david. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка 1410176554.6515640px Chludov david.Разворот Хлудовской псалтыри (IX век) с изображением сочинителя — царя Давыда, играющего на арфе и побеждающего диких животных и врагов

Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется «Канон за единоумершаго (ую)». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).

Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именнотот, кто замолитвует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (трижды).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс)

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь»), а по каждой «Славе» читается «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

Глас 8-й. Песнь 1, ирмос «Воду прошед…»

Запев: Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Твоего (ея) (имя рек), (поклон в пояс). «Отверзи уста моя…»

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…».

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

Глас 4-й «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс)

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)

И далее молитва «Помяни Господи Боже…»

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Источник

На все случаи жизни: как молиться по Псалтири дома?

Мы часто говорим о пользе чтения Псалтири. Зачем нам читать Псалтирь? Как правильно поминать живых и усопших по книге пророка Давида? И почему важно приглашать к своей молитве других христиан? Сегодня мы расскажем Вам, как молиться по Псалтири самостоятельно.

Зачем вообще читать Псалтирь?

Ради спасения своей души, разрешения непростых жизненных ситуаций, здравии близких и упокоении душ родственников. На самом деле, Псалтирь – одна из самых универсальных священных христианских книг. Складывалась она как сборник гимнов человека к Богу покаянного, просительного, благодарственного и хвалебного характера. Кроме того, Псалтирь описывала исторические события, происходившие с еврейским народом в ветхозаветное время. А еще в этой книге зашифрованы аллюзии на подвиг Христа.

Дословно «Псалтирь» переводится как «Книга хваления». А поскольку большая часть псалмов принадлежит пророку Давиду, то и Псалтирь принято обозначать за его авторством. Книга, кем бы она ни читалась, всегда будет разговором человека с Богом. Интересно, что Псалтирь в новозаветное время легла в основу христианского богослужения. Как Вы можете заметить, на службе в храме, а также во время совершения тех или иных таинств обязательно читаются один или несколько псалмов.

На Руси, а ранее и на христианском Востоке, по Псалтири могли молиться отдельно, читая книгу о здравии и упокоении ближних. Книгу использовали как в монастырях, так и в миру. По Псалтири длительное время детей обучали грамоте, а молитвенное правило дома вполне могло состоять только из этих ветхозаветных текстов. Святые отцы в разные эпохи подчеркивали силу молитвы псалмов Давида: «Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири».

Как приступить к молитве?

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. mailservice 1 4. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-mailservice 1 4. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка mailservice 1 4.

Итак, если Вы решили самостоятельно читать Псалтирь, нужно ознакомиться некоторыми правилами ее чтения. Во-первых, существует некоторый «график» чтения по церковному уставу. Но сразу нужно сказать, что можно не привязываться к нему, пока не будет привычки молитвы по Псалтири. Ожидаемо, что будут пропуски. Поэтому, чтобы не сбивать Вас, заранее посоветуем, что возможно молиться по книге с первой кафизмы (то есть с первой главы) и далее «двигаться» подряд по мере прочтения. Но приведем уставные особенности, если Вы вдруг сразу соберетесь следовать указаниям.

В воскресенье: 1, 2, 3, 17
В понедельник: 4, 5
Во вторник: 7, 8
В среду: 10, 11
В четверг: 13, 14
В пятницу: 19, 20
В субботу: 16, 17

Как видим, некоторых кафизм просто нет в недельном круге богослужения. Зато целиком Псалтирь вычитывается во время Великого поста.
С чего начать чтение? С начальных молитв. Вот они:

«Молитвами святых отец наших…»,
молитва Святому Духу («Царю Небесный»)
Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)
тропари (глас 6) – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще…»
Слава: «Честное пророка Твоего, Господи, торжество…»
Ныне: «Многая множества моих…»
молитва Святой Живоначальной Троице.

Скорее всего, Вы будете читать Псалтирь по книге. Там есть раздел «молитвы перед началом чтения Псалтири» или что-то подобное. Даже в онлайн-версии возможно такое приложение. Ничего сложного здесь нет. А теперь рассмотрим случаи, как поминаются на кафизмах живые и усопшие.

Как читать Псалтирь о здравии?

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. mailservice 2 3. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-mailservice 2 3. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка mailservice 2 3.

Начали читать первый псалом любой из кафизм, затем следующий и уперлись к выделенное красной строкой или даже цветом слово «Слава». Что это? Целый молитвенный шифр… Здесь читаем:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)

А далее начинаем поминать тех, кто нам дорог. Строгих указаний на это нет. Главное, попросить Бога:

Спаси, Господи, и помилуй рабов твоих (имена) и даруй им мирная Твоя и премирная благая (даруй им земные Твои и небесные блага).

Надо отметить, что здесь мы можем и изменить, и расширить предмет просимого. Например, произносить «Исцели, Господи, раба Твоего Иоанна и даруй ему крепко здравия…» и так далее, в зависимости от состава нашей просьбы. Здесь очень важно понимать, что разговор с Богом – очень личный и искренний. Тексты псалмов и молитв глубоки и универсальны, но вот наши прошения – крайне индивидуальны. И, наверное, вот в этот момент стоит помолиться Богу своими словами.

Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И переходим к следующей части кафизмы. На очередной славе повторяем то, что было указано выше.

Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)

После «Отче наш» читается указанный в Псалтири тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва (указана в тексте).
Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы «Приидите, поклонимся…» (Трижды).

Как читать Псалтирь об упокоении?

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. mailservice 3 3. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-mailservice 3 3. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка mailservice 3 3.

Молитвы чтения Псалтири об усопших не отличаются, за исключением короткого, но центрального мотива чтения: человек в данном случае уже молится об умершем или умерших. Соответственно, добавляется особая молитва. Чтение ее приходится на «Славах» по тому же принципу, что и о живых:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)
Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

А после вставляем молитву о тех, кого с нами сейчас нет:

Помяни, Господи Боже наш, в ве́ре и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – «новопреставленного») раба Твоего [или: рабу Твою́], брата нашего [или: сестру нашу] (имя) и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Здесь ничего своего придумывать не стоит. Загробный мир отличается от нашего, там душам усопшим нужны уже совсем другие блага, о которых мы часто забываем. Поэтому читайте данную молитву как есть. И продолжайте:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И далее кафизма оканчивается, как указано в варианте о здравии. Там к чтению добавятся заупокойные тропари. Но в современных Псалтирях все эти тексты искать не нужно, они написаны после кафизм.

Как завершить молитву?

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. mailservice 4 2. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-mailservice 4 2. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка mailservice 4 2.

Очень просто. Читаем следующие молитвы:

Достойно есть
Слава Отцу, и ныне
Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Вот так Вы свое правило и окончили. Когда соберетесь читать Псалтирь вновь, неважно, в тот же день или в другой, повторите указанные правила.

Кого пригласить себе в сомолитвенники?

зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. mailservice 5 4. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней фото. зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней-mailservice 5 4. картинка зачем читать псалтырь по усопшим до 40 дней. картинка mailservice 5 4.

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), говорит Господь в Священном Писании. Именно поэтому верующие собираются на богослужение в храм. Смысл подаваемых в церковь записок на литургию, молебен, сорокоуст, панихиду и тот же Псалтирь заключен как раз в объединении усилий молящихся для прошения у Бога помощи.

На чтение Псалтири, как правило, подают записки в монастырь. И здесь существует несколько причин. Во-первых, одно из главных занятий иноков – молитва. Считайте, что приглашаете себе в помощь профессионалов. У них есть для этого время, есть настрой, который отличается от состояния постоянно спешащего и бегущего мирского человека. Вы можете пропустить день или несколько дней чтения Псалтири. Возможно, что-то не дочитаете. Где-то ум будет рассеянным. В монастыре таких рисков гораздо меньше.

Во-вторых, Псалтирь в монастырях читается круглосуточно, 7 дней в неделю. Молитву по Псалтири потому и называют «сильной», что данное правило по древней традиции в монастырях исполняется без перерывов даже ночью. В назначенное время к аналою в храме приходит инок, сменяет предшественника и продолжает читать Псалтирь. Да, на каждой «Славе» он из раза в раз поминает Ваших близких. И так делают все следующие иноки. Представляете, какая защита!

В-третьих, прося монахов помолиться о ближних, Вы делаете пожертвование в пользу обители. Это очень большое дело. Надо сказать, что творить милостыню за ближнего, живого или усопшего, дело очень полезное. Вы совершаете доброе дело как бы за него, и тем самым помогаете его душе.

Поэтому, собравшись читать Псалтирь, мы очень рекомендуем Вам подать записку в один из 5-ти русских монастырей. Пусть молитва оберегает Вас и Ваших близких круглые сутки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *