зачем человек копирует другого человека
Почему человек копирует поведение другого с точки зрения психологии
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
В каждой компании есть две группы людей. Одни ведут себя так, как им нравится, как они считают нужным. Другие пытаются их копировать. Проявляется это в одинаковой походке, жестах, выражении лица, одежде. Причин, почему человек копирует поведение другого человека, множество. Со своей стороны, мы расскажем тебе о нескольких из них.
Копирование поведения другого человека
У каждого человека в жизни был момент, когда он начинал быть похожим на других людей. Он выбирал себе такую же одежду, изменял осанку, походку, занимался теми же видами спорта, читал те же книги, следовал той же диете. Это – нормальный этап личностного развития и бояться его, значит, лишать себя возможности меняться и расти.
Часто процесс копирования происходит бессознательно. Его запускает ощущение очарования другими людьми, их харизма. Ты перестаешь контролировать свои жесты, мимику. Действуя, как они, стремишься стать к ним ближе, ищешь пути, чтобы они приняли тебя в свой мир.
Но было бы ошибкой утверждать, что копирование поведения может быть только бессознательным. Часто имитация и повторение действий других – проявления сознательного поведения. Вспомни, не приходилось ли тебе уточнять у официанта незнакомого ресторана, какое блюдо пользуется самой большой популярностью и заказывать именно его.
Или, прежде чем идти в книжный магазин, ты читала отзывы о книгах и выбирала покупку, основываясь на положительной рецензии большинства читателей. В последнем случае ты, возможно, выстраивала целую стратегию выбора — просматривала отзывы, знакомилась с отрывками книг, другими произведениями автора.
Почему человек копирует другого
Копирование поведения – сложный психологический процесс, основная цель которого облегчить адаптацию человека в обществе. Давай попробуем разобраться с конкретными причинами, которые заставляют его вести себя, как другие.
Желание понравиться
Психологами подтвержден тот факт, что людям больше нравится тот человек, который движется как они, использует те же жесты и мимику. Бессознательно рождается ощущение, что ему можно доверять, он – такой же, как ты, не противостоит тебе, не несет опасности.
Обрати внимание, пары, прожившие много лет вместе, становятся похожими друг на друга. Основное сходство связано именно с одинаковыми движениями и жестами. У супругов похожие улыбки, сходные походки
Неуверенность в себе
Человек, который не понимает себя, не знает, кто он такой в этом мире или боится признаться в своих недостатках, автоматически начинает копировать других. Так ему легче приспособиться, принять решение, совершить выбор. Он делает то, что делают окружающие, а потому не выделяется из их массы, ни за что не несет ответственности.
Подражание в психологии
Сознательная стратегия
Бывают люди, которые сознательно выбирают поведение, повторяющее действия других. Цель – продемонстрировать конформизм, послушность, доказать, что они ничем не отличаются от других и имеют полное право быть членами группы, компании, общества. Так могут вести себя также исследователи-социологи, психологи при проведении экспериментов, представители силовых структур.
Имитация может иметь целью посмеяться или даже поиздеваться над другими. Человек выбирает себе жертву, повторяет ее жесты и мимику, часто преувеличивая некоторые особенности.
Обучение
Следующая важная причина копирования поведения – обучение. На практике студенты волей-неволей начинают вести себя, как преподаватель или старший специалист. Имитируют движения, походку, тембр голоса. Особенно ярко это заметно в больницах, когда вместе со старшим врачом в палату степенно входит стайка студентов.
Развитие
Эта причина очень схожа с обучением, но связана она с другими акцентами. Развиваясь, человек, обретает не только новые знания и умения; он растет, как личность.
Есть люди, которые с самого детства знают, какие они, что им интересно и кем они хотят стать. Другие проходят тернистый путь, на котором им приходится сравнивать себя с окружающими, заставлять себя копировать их. Только пройдя его, они осознают свою уникальность и непохожесть на других, начинают это ценить.
Проблемы с информацией
Проблема может носить двоякий характер – иногда информации слишком много, в других ситуациях ее очень мало.
Например, ты пришла в большой магазин одежды, где от разнообразия товаров разбегаются глаза. В отделе блузок их тысячи, все из разного материала, разного фасона, качества. Ты не можешь просмотреть и проверить каждую, бессознательно начнешь смотреть, что выбирают, примеряют другие. Полагаешь при этом, что, возможно, они каким-то образом отфильтровали информацию и выбрали лучший товар.
При недостатке сведений ты опять же затрудняешься с выбором. У тебя нет твердых оснований сделать тот или иной шаг, ты начинаешь суетиться, поддаешься панике, страху. И тут, как глоток воздуха, появляется кто-то, кто не потерял голову, принял решение и готов стать примером. Для восстановления душевного равновесия, даже если подражание противно твоей натуре, ты копируешь его действия.
Желание быть похожим на кого-то
Есть периоды в жизни, когда тебе хочется походить на кого-то. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте и юношестве. Но не чужды этому и более люди в возрасте.
Представь себе элегантную даму 40 лет, тоненькую, как березка, ухоженную, в красивой одежде с аккуратной прической. Ее легкая походка привлекает мужчин и женщин. На нее оборачиваются, о ней говорят. Признайся, что ты ловила себя на мысли о том, как хотела бы быть такой же, как она.
Негативные стороны копирования чужого поведения
Часто жизнь, когда ты ее копируешь с поведения другого человека, кажется легче и надежнее. Тебе не нужно слишком много думать самой, принимать решения, делать выбор. Чувствуешь себя комфортно и спокойно.
Но есть у такого поведения и недостатки:
Ведь в этот момент живешь чужой жизнью, выбираешь чужие интересы. Например, компания подружек собралась в ресторан, ты по привычке идешь с ними, хотя в это время в книжном магазине проходит встреча с писателем, которая могла бы быть тебе интересной. Шаг за шагом ты отдаляешься от того, что нравится тебе в пользу того, что предпочитают другие.
Не всем нравится, что кто-то ведет себя так же, как они. Кого-то это раздражает, другие смеются про себя, третьи начинают презирать подражателей, которые, с их точки зрения, не могут принять самостоятельное решение. Заметь, в любой компании внимание привлекает яркий, независимый человек, способный что-то создать, придумать. Унылое, пусть даже умелое, копирование быстро становится очевидным и разрушает интерес.
Ты пытаешься делать так, как другие, но не видишь в этом смысла и логики. Идешь по накатанной дорожке, не замечая, что находится по сторонам.
Каждый раз, достигая какой-то точки в своей жизни, ты будешь осознавать, что ничего в ней не изменилось, все такое же тусклое, как было раньше. И что самое страшное – не видишь никаких зацепок в будущем.
К ней ведут, например, попытки носить одежду, которая тебе совсем не идет.
Человек часто копирует поведение других людей. Имитация помогает ему скрыть неуверенность в себе, мысли о собственной неполноценности, позволяет адаптироваться к окружающему миру или попытаться добиться популярности.
Мы часто копируем кого-то
Почему человек кого то копирует, подражает и не проявляет свою индивидуальность?
Почему человек произвольно начинает копировать других людей?
Когда человек долгое время совместно живет или работает с кем-то, он часто становятся похожим на окружающих в круге общения.
Каждому человеку достаточно сложно составить точное представление о том, в какой мере он копирует кого-то и насколько он живет в согласии с собой. Часто мы приписываем собственные способы поведения, которые нам не нравятся, своим авторитетам (начальникам, близким) и ставим себе в заслугу только то, что для нас ценно. Все же и нам, иногда, приходится признать внутреннее сходство с авторитетами (с начальниками, близкими), чтобы продумать и решить, что нам мешает и причиняет боль, что сковывает нас, а что привлекает.
Что же значит быть самим собой? Как осознать себя как личность? Как осознать своё отличие от других?
Если мы наблюдательны, то наше окружение демонстрирует нам, как они живут, что делают, как себя ведут, что для них является важным и ценным. В этом богатом запасе способов поведения, ценностей и точек зрения мы должны выбрать то, что нам хочется перенять. При этом необходимо учитывать, что для нашей жизни представляет наибольшее значение. Продумайте, как вы можете использовать в своей жизни то, что хотим перенять от авторитетов, близких, родителей. Запишите свои мысли.
Такие самоописания отражаю то, что называется самооценкой или самовосприятием
Расскажите об этом вашему другу, что именно вы решили сохранить и от чего хотите избавиться. Представьте, что бы сказали о ваших ценностях, поведении ваши авторитеты. Знают ли ваши авторитеты, что вы уважаете выбранные ими установки. Всё дело в вашей популярности. Возможно вы неверно интерпретируете поведение окружающих, или вы застенчивы, или легко склоняетесь к агрессивным реакциям. Возможно вам необходим тренинг по социальным навыкам и он сгладит некоторые негативные проявления.
Самооценкой, вы определитесь в пяти областях: внешняя привлекательность, социальная приемлемость, адекватное поведение, успехи в работе и личной жизни. В итоге вы сделаете оценку чувства собственного достоинства.
Розенберг (Rosenberg, 1986)создал шкалу самооценки:
1. В целом я собой доволен.
2. Временами мне кажется, что я ничего собой не представляю.
3. Я нахожу в себе ряд хороших качеств.
4. Я способен поступать не хуже большинства людей.
5. Я чувствую, что гордиться мне нечем.
6. Иногда я чувствую себя бесполезным.
7. Думаю, что я отличный человек, по крайней мере, не хуже других.
8. Хотелось бы иметь возможность больше уважать себя.
9. В конечном счете я склонен чувствовать себя неудачником.
10 Я отношусь к себе положительно.
Надо помнить, что развитие человека происходит на протяжении всей его жизни и всегда есть возможность продолжать внутренне расти, отдаваться работе. С возрастом социальная активность и познавательные функции не претерпевают изменений (теория активности Neugarten et ai.,1968), если есть здоровье и удовлетворенность жизнью. Основное достояние человека в том, что познавая себя, мы накапливаем знания и мудрость продолжая социальную активность во всех видах частной и социальной деятельности.
Викарное научение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vikarnoe_nauchenie
Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.
Что влияет на викарное научение
Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов:
• Семейное
Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение может быть усвоено им от собственных родителей.
• Субкультурное
Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.
• Символическое
Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии.
Важнейшим является тот факт, что такая агрессия обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за которое другой получают вознаграждение.
Вероятность научения возрастает, если:
• Демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
• Тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.
Подражание
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подражание — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения.
•
В психологии
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
• в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
• в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
• в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
• в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности
В искусстве]
Основная статья: Мимезис
Подражание авторами произведений искусства как природе, так и друг другу (плагиат, пародия).
В обучении языкам
Естественный метод — обучение посредством подражания — самый древний метод обучения языкам, которым пользовались ещё до возникновения школ. В школах же господствовали классические лексико-грамматические методы. Однако уже в 19-м веке начали появляться так называемые коммуникативные методы, авторы которых (Берлиц, Гуэн и другие) ставили задачу — научить человека говорить бессознательно, не задумываясь, не строя фразы и не переводя в уме слово за словом.
Развитием коммуникативных методов явился метод суггестопедии Георгия Лозанова, появившийся в 1960-е годы в Болгарии. На его основе российские учёные-языковеды Игорь Шехтер и Галина Китайгородская создали свои оригинальные подходы к обучению языкам: И. Ю. Шехтер — «эмоционально-смысловой подход», Г. А. Китайгородская — «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива».
Мимесис
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мимесис, или мимезис, (др.-греч. — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
•
Античность
Владислав Татаркевич выделяет четыре основных значения для греческого слова в классический период:
1. первичное (обрядовое)
2. подражание способу действия природы (Демокрит)
3. простое копирование (Платон)
4. творческое воспроизведение (Аристотель)
Обряд
Древнейшее из них, как показали уже кембриджские ритуалисты и в особенности Джейн Эллен Харрисон, было далеко от «подражания» и относилось к культовому действу жреца дионисийских мистерий, составлявшему синкретическое единство танца, музыки и пения. Первичное значение, таким образом, было скорее «выразительное представление».
Демокрит
В V веке до н. э. слово «мимесис» из языка культа пришло в философский язык. Для Демокрита это скорее технический, чем эстетический термин: люди в ткачестве подражают пауку, в строительстве — ласточке, в пении — лебедю и соловью. Такое понятие особого распространения не получило, а позже появлялось у Гиппократа и эпикурейцев, особенно у Лукреция. «Материалистическая» линия Демокрита-Лукреция возрождается в позитивистской социологии Гюстава Ле Бона (англ.)русск. И Габриэля Тарда («психология толп (англ.)русск.»), а оттуда проникает в историософию Арнольда Тойнби и философию Рене Жирара.
Платон]
У Платона встречается и старое обрядовое значение термина, но постепенно под влиянием Сократа он начинает применять его по отношению к скульптуре, живописи и поэзии; сначала ограниченно (например, «подражательной» называл лишь трагедию, аэпическую поэзию — описательной), но в конечном счете расширяет его рамки до всех трех искусств полностью.
При этом мимесис становится у Платона актом пассивного копирования внешней стороны (видимости) вещей. С его точки зрения, подражание — это не тот путь, который ведет к истине.
Аристотель
Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.
Он различал три вида подражания, которые пришли в эстетику европейского искусства. Он говорил, что поэт, как и художник, или «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть».
Эллинизм
Теория подражания была продуктом классической эпохи в Греции. Эллинистическая и римская эпохи в принципе ее сохранили, но вместе с тем выдвинули против нее возражения и контрпредложения. Например, Филострат Старший считал воображение действием более мудрым, чем подражание, ибо подражание определяет единственно то, что увидено, а воображение то, что не видели.
Средние века
Ранние и крайние христианские мыслители, такие как Тертуллиан, считали, что Бог запрещает делать какие-либо рисунки этого мира; схожим образом думали иконоборцы. От таких крайностей схоласты были свободны, зато они считали, что духовные узоры выше, ценнее материальных. При таких предпосылках теория подражания отошла на второй план, а термин «подражание» (лат. imitatio) употреблялся редко. Однако он возрождается у гуманистов XII века. Иоанн Солсберийский в согласии с древними определяет изображение как подражание. Классический же тезис, что «искусство подражает природе» («ars imitatur naturam») прежде всего провозглашал без ограничений великий последователь Аристотеля Фома Аквинский.
Ренессанс
В эпоху Возрождения подражание вновь стало основным понятием теории искусств, а теория подражания достигла своего апогея. С начала XV века теория подражания была воспринята пластическими искусствами (Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Джироламо Кардано). В отношении литературы понятие подражания используется с середины XVI века, после усвоения «Поэтики» Аристотеля.
Теория подражания сохраняла свои позиции в теории искусств по крайней мере на протяжении трех столетий. Все же в этот период она не была однородной теорией, и не только потому, что в теории пластических искусств (англ.)русск. у нее был один оттенок, а в поэтике — другой (более школьный). С самого начала одни ее понимали по Аристотелю, а другие — по Платону. В интерпретации Альберти искусство более подражало законам природы, чем ее внешнему виду. В интерпретации Скалигера — ее нормам. Торквато Тассо, серьёзно интересовавшийся подражанием в поэзии, знал, что в искусстве оно является сложной процедурой, поскольку слова (parole) повторяют понятия (concetti), и лишь потом они повторяют вещи (cose).
Нововведением Ренессанса, важным в последствиях, был тезис: подражать следует не только природе, но также и прежде всего тем художникам, которые лучше других умели ей подражать, то есть древним. Девиз подражания античности появился уже в XV веке, а в конце XVII он почти вытеснил девиз подражания природе. Это было наибольшее изменение в истории понятия подражания. Теорию искусства из классической оно превратило в академическую. Принцип подражания появлялся и в двойной, компромиссной формуле: следует подражать природе, но так, как ей подражала античность, то есть лепить по образцуАполлона Бельведерского, писать как Цицерон. В XV и XVI веках стремились к имитации античности прежде всего в поэзии, а в XVII и XVIII — в пластических искусствах.
Баттё
Венцом теории подражания стала книга Шарля Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (Les beaux arts reduits; un seul principe, 1746), обобщившая принципы теории и раздвинувшая ее рамки также на архитектуру и музыку. Баттё считал подражание, с одной стороны, достоверным копированием природы, а с другой — выбором в натуре, подражанием исключительно прекрасной природе.
Реализм
Но уже Дидро подвергает теорию подражания существенной коррекции: он считает, что хорошее искусство воссоздает действительность не прекрасную, но настоящую. Это уже начаток теории реализма, процветавшей в XIX веке. Она замещает требование подражания природе метафорой отражения и лозунгом познания. Это заметно и в творческой практике Стендаля и Бальзака, и в манифестах Шанфлёри, и в трактате Чернышевского. Несмотря на различия, реализм был новой версией старой теории: идеей мимесиса повседневной реальности в ее социально-экономических аспектах.
Цитаты
• «Я чувствую, что литература должна отражать жизнь, и что ее модус — это классический акт мимесиса, подражания действию», — Роджер Желязны.
Повторюшки и чудики. Почему люди копируют друг друга и всегда ли это хорошо
Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.
В своих чудачествах Форрест Гамп не стремился прослыть оригиналом – он просто был самим собой. И внезапно стал примером для подражания. Кадр из фильма «Форрест Гамп». 1994
Как‑то раз я стал фотографировать из окна самолета закат. Люди, прекрасно видевшие этот закат и не обращавшие на него никакого внимания, вдруг начали громко восторгаться им и тоже его снимать.
Затем в другой части Boeing я проявил нездоровый интерес к странной гигантской ручке на стене самолете. Никаких табличек, надписей, картинок рядом с ней не было. Решив, что это поручень, я стал за него держаться прямо во время полета на 11 000 метров. И тут же на нем повисли дети, которым всю дорогу было на него плевать.
Потом я узнал, что это был рычаг аварийного выхода. Несколько месяцев я гадал, почему мы с детьми не сгубили самолет. Потом одна знакомая стюардесса объяснила мне, что во время полета открыть этот выход физически невозможно: из‑за скорости под 1000 километров в час сопротивление снаружи слишком велико.
В сафари‑парке в Тунисе мы начали фотографировать кактус с красивыми желтыми цветами. Другие туристы, даже не думавшие об этом кактусе, вдруг массово занимают очередь, чтобы тоже его снять. Хотя вокруг полно кактусов не хуже – и без очереди. Но дураков нет: раз движуха вокруг того кактуса, значит, его и надо снимать.
При входе в метро люди часто идут мощным потоком через одну и ту же дверь, хотя им там явно тесно. Другие двери кажутся им закрытыми на замок. Чтобы не ждать, я пробую открыть соседнюю дверь, вхожу в нее – и часть людей устремляется за мной. Примерно так же создаются новые социальные нормы.
Лет пять назад я попал в странную историю. У метро «Университет» в Москве люди долго не могли перейти Ленинский проспект. Светофор упорно показывал пешеходам красный, а машинам – зеленый. Сначала люди терпеливо ждали. Подумаешь, широкая улица, постоять пару минут нормально. Где‑то с третьей по пятую минуту лица людей стали выражать недоумение: «А где, собственно, зеленый. »
Минуты с шестой все уже прекрасно понимали: светофор сломался. Но люди продолжали ждать, ничего не делая. А что тут сделаешь. Машины прут и прут широким потоком, причем быстро. Им зеленый. Подъезжая к перекрестку, они же не знают, что мы тут ждем уже больше пяти минут. И что, если они сами по доброй воле не остановятся, мы не перейдем вообще никогда. А значит, и к метро никогда не попадем. Дорожной полиции, разумеется, рядом не было. Видно, нашлись дела поинтереснее или повыгоднее.
Все теряли терпение, но никто ничего не делал. И тут я решился на отчаянный шаг. Улучив момент, когда в сплошной колонне машин возникла недолгая пустота, я шагнул на проезжую часть. Увидев, что машины тормозят, я шагнул еще. И тут все 100 человек дружно ломанулись за мной, будто только и ждали этой возможности. Вся толпа перешла дорогу. Только кучка хипстеров заливалась смехом: «А‑а‑а, чего париться? Премся все на красный!» Видимо, они лишь недавно подошли, не знали, в чем дело, потому и глумились. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», – подумал я. Они остались ждать зеленого, упустив эту драгоценную возможность. Я не знаю, сколько еще часов они ждали и в какой момент их смех сменился на слезы. «Горе от ума», – подумал я.
Этой осенью я увидел в метро девушку, красиво исполнявшую романтичную песню раннего Валерия Меладзе. Все равнодушно шли мимо, никто даже не смотрел. Я начал снимать певицу на видео. Вокруг стали собираться люди, певице начали подкидывать деньги. Конечно, раз снимают, значит, точно что‑то хорошее.
Мы даже не представляем себе, как сильно влияем на других людей как в мелочах, так и в важных жизненных стратегиях.
|
Быть с большинством – безопасно, но скучно. Фото Pixabay |
По словам ученых, 85% людей – конформисты. Или, как сказали бы дети, «повторюшки». Хорошо это или плохо? Одни с байроническим презрением обзывают их «стадом». Другие с умным лицом завзятого объективиста возражают: «В любом случае это необходимо. Если бы общество состояло целиком из нонконформистов, оно бы не смогло существовать. Каждый тянул бы в свою сторону. Крылова читали – «Лебедь, Щука и Рак»?».
Как же на самом деле? Если бы первобытные люди всегда подвергали решения большинства сомнению и долгому критическому анализу, они бы просто вымерли. Представьте: вы просыпаетесь ночью от какого‑то шума, видите, что все куда‑то бегут, – и тут начинаете думать: «А зачем мне куда‑то бежать? Почему я должен быть, как все? Я что, стадо. Сперва разберусь, что к чему, а потом уже сам (! ) решу, что мне делать». В этом случае у вас есть все шансы быть убитым враждебным племенем или милыми и пушистыми, но очень голодными пещерными львами и саблезубыми тиграми. Ну, или никогда не перейти Ленинский проспект.
С другой стороны, если бы каждый пещерный человек твердо решил никогда ни в чем не выделяться, мы бы до сих пор жили в пещерах. Никакое развитие было бы невозможно.
Что тут сказать? Не худший вариант, но, очевидно, и не лучший. Такая позиция не дает обществу опуститься и деградировать, но не дает особо и развиваться. Кто знает, может быть, именно поэтому активное культурное и техническое развитие человечества шло лишь последние несколько тысяч лет, когда ярких людей перестали постоянно гнобить, хотя сам человек существует на Земле уже 2,6 миллиона лет, а человек разумный – 200 тысяч лет.
Любопытно, что и сейчас наибольших успехов добиваются те цивилизации, где ценится индивидуальность (например, США, Канада, Австралия) или даже существует определенный культ чудачества (Британия). А наиболее отсталыми цивилизациями являются те, где даже минимально высунуться опасно для жизни (Северная Корея).
Впрочем, в обществе, где все норовят выпендриться, оригиналом будет тот, кто ведет себя естественно. «Почему ты не делаешь ни тату, ни пирсинг?» – «Хочу подчеркнуть свою индивидуальность».
Нельзя полностью игнорировать условности, так как в мире, на 85% состоящем из конформистов, это обойдется вам слишком дорого. Но не стоит быть и рабом условностей, молиться на них. Нужно понимать всю их относительность.
Так, в жизненных вопросах, где нет единственной истины, психологи определяют объективность как коллективную субъективность, то есть мнение большинства. Вторят им и психиатры. Норма, возглашают они, это статистическая типичность. Если в данное время в данном месте принято ходить по улице ногами, значит, нормален тот, кто ходит ногами. Если принято ходить на руках, значит, человек, идущий ногами, будет фриком и даже психом, которому лечиться надо. «Аптека за углом», – скажут ему тамошние журналисты.
Как говаривал Набоков, полезно помнить, что в определенном обществе в определенную эпоху каждый из нас был бы предан смертной казни строго по тогдашним законам и при полной поддержке тогдашнего большинства.
Быть всегда с большинством безопасно, но скучно, это путь к потере личности, к потере – или необретению – себя. Да и след в истории так оставить невозможно. Но и вечно противопоставлять себя большинству, даже если это большинство право, как‑то глупо и попахивает подростковщиной. Да и это, по сути, тоже зависимость от большинства. Зрелый гармоничный человек знает и чувствует, когда согласиться с большинством, а когда возразить и настоять на своем.
Это можно сравнить с возрастной психологией. Ребенок считает, что родители всегда правы. Подросток – что они всегда ошибаются. И только взрослый понимает, когда родители правы, а когда ошибаются.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.