зачем чацкий уехал за границу
Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»
Одинокий борец за правду или отвергнутый неудачник?
Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга. Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.
О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?
Чацкий и «фамусовское» общество
Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.
Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого. Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества. Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.
Чацкий и Молчалин
Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника. Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки. Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность. Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.
Чацкий и Софья
Искреннее чувство главного героя стало для него не меньшей проблемой, чем конфликт с обществом. Признавая, что у него «ум с сердцем не в ладу», он вел себя с возлюбленной непоследовательно, одновременно жестко критикуя всех ее близких и удивляясь ответной холодности к нему. Чацкий и Софья выросли вместе, — и это много для них значило. Но по собственной воле покинув родные края на целых три года, Александр Андреевич почему-то не счел необходимым хотя бы раз написать девушке, наивно полагая, что долгая разлука никак не навредит их отношениям.
Как и стоило ожидать, девочка выросла, списала все радости прошлого на «детскую дружбу» и завела нового воздыхателя. А вот вечные насмешки и злословие Чацкого по-прежнему задевают и огорчают ее. Поначалу она пытается уколоть бывшего возлюбленного: «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть». Но потом окончательно в нем разочаровывается и в одночасье решает отомстить за нанесенную обиду, распустив слух о сумасшествии Чацкого. Он же остается верен себе — и самым жестоким образом открывает Софье глаза на истинную сущность Молчалина. Судьбы молодых людей окончательно расходятся: ненавистное Чацкому общество поглощает Софью, а он сам удаляется от него.
Победитель или побежденный?
Изменив в своей пьесе канонам классицизма, Грибоедов наделил Чацкого чертами реалистического и романтического героя. Отчасти поэтому в финале персонаж вынужден покинуть высший свет и уехать из Москвы, утратив и прежнюю любовь, и остатки расположения окружающих. Но вопрос о том, кем же в итоге остается Чацкий — победителем или побежденным, — не так прост, как кажется на первый взгляд.
С одной стороны, в финале «Горя от ума» происходит совершенно не характерная для комедий того времени вещь: порок остается безнаказанным, а единственный положительный герой перестает доказывать свою правоту. С другой — «фамусовскому» обществу так и не удается «сломать» Чацкого, и он остается самим собой: начитанным, честным, правдивым, желающим другим блага не на словах, а на деле. Герой оказался таким живым и правдоподобным, что и мнения критиков на его счет разделились. В то время как Александр Пушкин и Михаил Дмитриев, открыто симпатизируя Чацкому, все же отказывали ему в уме, Иван Гончаров считал его полноправным победителем, нанесшим «смертельный удар» по старым порядкам и проложившим дорогу к позитивным изменениям для других.
Фразы героя, ставшие крылатыми
Известно, что первым читателем пьесы стал Иван Андреевич Крылов, и высказался он о ней так: «Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» И оказался прав: полностью комедия была опубликована только через много лет после смерти автора, в 1862 году. А вот Александр Сергеевич Пушкин выразил другую мысль. «О стихах не говорю, — отметил он, — половина — должны войти в пословицу». И тоже оказался прав. Ниже мы приведем лишь самые известные из реплик Чацкого, ставшие крылатыми выражениями:
• Карету мне, карету!
• А судьи кто?
• Служить бы рад — прислуживаться тошно.
• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
• Свежо предание, а верится с трудом.
• Дома новы, а предрассудки стары.
• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
• И все-таки я вас без памяти люблю.
А вот знаменитая фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен» — на самом деле неточная цитата из стихотворения Гаврилы Романовича Державина «Арфа». Сам Державин, скорее всего, вдохновлялся трудами Овидия и Гомера, от которых, по-видимому, и пошла римская пословица: «Dulcis fumus patriae» (букв. «Сладок дым Отечества»).
«Монологи Чацкого или почему он уезжает из Москвы»
«Монологи Чацкого или почему он уезжает из Москвы»
Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний». Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому.
Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.
Чацкий оставляет город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлес-товы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха:
* Будь плохонький, да если наберется * Душ тысячки две родовых. * Тот и жених.
Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы». Князь и княгиня Тугоу-ховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер:
* К нам на вечер, в четверг, проси скорее * Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
Когда же узнает, что он не богат, то кричит: «Князь, князь! Назад!» Фамусов восхищается своим дядей, который «…на золоте едал, сто человек к услугам». Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:
* То бережешься, то обед: * Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:
* Кто хочет к нам пожаловать, — изволь. * Дверь отперта для званых и не званных. * Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях: * Поетем, матушка, мне прафо не под силу, * Когда-нибуть я с пала та в могилу.
Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:
* Лгунишка он, картежник, вор. * Я от него все двери на запор… * Но в то же время благодарит его за двух арапчонков: * Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье * Двоих арапченков на ярмарке достал.
Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца «угождать всем людям без изъятья». Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как «в чинах мы небольших». Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Чацкий замечает:
* Там моську вовремя погладит. * Там впору карточку вотрет.
Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:
* От скуки я взяла с собой
* Арапку-девку да собачку * Вели их накормить ужо, дружочек мой, * От ужина сошли подачку.
Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем «распродают поодиночке». Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость:
* Вчера просилась спать — отказ. * «Ждем друга». * Нужен глаз да глаз. * Не спи, покудова не скатишься со стула.
Чацкий бежит из города, где служат «лицам, а не делу», на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: «Поди-ка послужи». Сам же он, «достигнув степеней известных», службой не интересуется, а только подписывает бумаги:
* А у меня, что дело, что не дело. * Обычай мой такой: * Подписано, так с плеч долой.
Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:
* Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; * Об них как истинный философ я сужу: * Мне только бы досталось в генералы. * Молчалин «дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками: * Ну как не порадеть родному человечку!
В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:
* Ученье — вот чума, ученость — вот причина. * Что нынче пуще, чем когда, * Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Княгиня Хлестова уверена, что в институте «…упражняются в расколах и безверье». По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить «…по-нашему: раз, два». Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем:
* Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; * Ни звука русского, ни русского лица * Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.
Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет!» Боятся они не дурных поступков, а того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусов-ским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят:
* Он службу вдруг оставил, * В деревне книги стал читать. * Родственник княгини Хлестовой: * Чинов не хочет знать! * Он химик, он ботаник, * Князь Федор, мой племянник.
Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.
В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Комедия «Горе от ума» отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.
«К вам Александр Андреич Чацкий!»
Почему Чацкий уехал из москвы-сочинение,примерно на целый листКомедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русскийписатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» — реалистическоепроизведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний». Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому.Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.Чацкий оставляет город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлес-товы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха:
более месяца назад
Почему чацкий вынужден бежать из москвы?
klassreferat.ru
Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний». Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому. Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы. Чацкий оставляет город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлестовы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених. Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы». Князь и княгиня Тугоуховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер: К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он! Когда же узнает, что он не богат, то кричит: «Князь, князь! Назад!» Фамусов восхищается своим дядей, который «…на золоте едал, сто человек к услугам». Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство: То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы: Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных. Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях: Поетем, матушка, мне прафо не под силу, Когда-нибуть я с пала та в могилу. Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого: Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор… Но в то же время благодарит его за двух арапчонков: Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье Двоих арапченков на ярмарке достал. Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца «угождать всем людям без изъятья». Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как «в чинах мы небольших». Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Чацкий замечает: Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку.Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем «распродают поодиночке». Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость: Вчера просилась спать — отказ. «Ждем друга». — Нужен глаз да глаз. Не спи, покудова не скатишься со стула. Чацкий бежит из города, где служат «лицам, а не делу», на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: «Поди-ка послужи». Сам же он, «достигнув степеней известных», службой не интересуется, а только подписывает бумаги: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Молчалин «дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками: Ну как не порадеть родному человечку! В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Хлестова уверена, что в институте «…упражняются в расколах и безверье». По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить «…по-нашему: раз, два». Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем: Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями. Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет!» Боятся они не дурных поступков, а того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусовским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому Что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят: Чин следовал ему: Он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. Родственник княгини Хлестовой: Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным. В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Комедия «Горе от ума» отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.
За что Чацкий осуждает Москву? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Столкновение Чацкого и Москвы с ее фамусовским обществом было неизбежно. Разногласия возникают сразу же после приезда Чацкого в дом Фамусова после его трехлетнего путешествия по Европе. Конфликт постепенно набирает обороты и усугубляется любовной драмой, крушением надежд Чацкого на личное счастье. Главный герой вступает в борьбу за свои идеалы, которые полностью противоположны взглядам фамусовской Москвы.
Происходит противостояние «века нынешнего» в лице передового дворянства, представителем которого является Чацкий, и «века минувшего» в лице крепостников во главе с Фамусовым. Все, что восхваляет Фамусов, Чацкий осуждает. В отличие от Чацкого, Фамусов полностью удовлетворен праздной жизнью дворянской Москвы. Фамусов — защитник старых устоев, приверженец крепостничества, а Чацкий протестует против крепостников и крепостного права.
Фамусов и Молчалин видят в государственной службе лишь источник личных выгод, они служат чинам, а не делу. Они не видят ничего зазорного в прислуживании, в то время как Чацкому прислуживаться тошно. Именно поэтому он уходит со службы. Чацкий с радостью служил бы родине, но не хочет прислуживаться начальству.
Фамусовское общество пренебрежительно относится ко всему национальному и народному, рабски подражает внешней западной культуре. Чацкий же обеспокоен развитием национальной культуры. Фамусовская Москва измеряет значимость человека количеством крепостных душ и его происхождением. Чацкий же видит ценность человека в его личностных характеристиках. Для Фамусова и ему подобных мнение аристократического общества является непогрешимым, а Чацкий отстаивает свободу мысли и право каждого человека открыто высказывать свои убеждения.
Чацкий резко критикует произвол, деспотизм, лесть, лицемерие и пустоту жизненных интересов московского дворянства. Он со своими идеями врывается в мир Фамусова, словно вихрь. Но его взгляды опасны для сложившихся устоев, обществу проще признать Чацкого сумасшедшим, чем попытаться понять и принять его. Каждый остается при своем мнении, и Чацкий покидает Москву.
История Чацкого
Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ‒ Александр Андреевич Чацкий.
Этот молодой человек рано остался без родителей. Давний друг его отца, Павел Афанасьевич Фамусов, принял Чацкого в своем доме. Чацкий жил в доме Фамусовых как член семьи, и рос вместе с дочкой господина Фамусова, Софьей.
Дети жили вместе, вместе получали домашнее образование, и постоянное нахождение вместе привело Чацкого и Софью к влюбленности.
Дети выросли, и Чацкому стало скучно в доме Фамусовых. Он жаждал взрослой жизни, самостоятельности, хотел развиваться. Поэтому за три года до начала событий Чацкий уезжает за границу, учится. В дом Фамусовых он не посылает о себе вестей. Софья обижается, что Чацкий так резко расстался с ней и не писал.
Александр Андреич возвращается спустя 3 года в дом Фамусовых. Он хочет увидеться с Павлом Афанасьевичем, к которому испытывает привязанность, и с Софьей, которую он любит до сих пор. На девушке он хотел жениться.
Однако при разговоре с Фамусовым выясняется, что Чацкий совсем не поддерживает образа жизни высшего светского общества и его устоев: не служит, не принимает старых нравов, не заводит полезных знакомств. Поэтому Фамусов разочаровывается в бывшем воспитаннике и считает его глупым и недостойным руки его дочери.
Софья встречает героя холодно. Кроме обиды и непонимания она ничего не испытывает к бывшему возлюбленному. Кроме того, девушка любит Молчалина и не хочет стать женой Чацкого.
На званом вечере в доме Фамусова Чацкий позволяет себе колкие высказывания в сторону гостей. Его признают сумасшедшим. Раздосадованный герой покидает Москву.