Высоцкий спасибо что живой кадры
Фильмы и Сериалы 12+
«Высоцкий. Спасибо, что живой»: что осталось за кадром фильма
Замысел
Работа над идеей и сценарием фильма шла около пяти лет. Картина рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни артиста: конец 1970-х, на который пришелся пик славы Высоцкого, был одновременно и временем физического и морального истощения музыканта. Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита. В основу легли реальные события — гастроли в Узбекистане в июле 1979 года, когда у Владимира Высоцкого остановилось сердце.
Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет — киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/5/large/7345_large_f40fad47a9.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Изначально проект назывался «Мой черный человек» по строкам из стихотворения Высоцкого, но по мере работы менялся сценарий, развивалась история, что привело и к изменению названия фильма. Оно было подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».
Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, — своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980 году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах.
Персонажи
На момент выхода фильма в прокат (2011 год) личность актера, исполнившего главную роль, была главной интригой. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого, не появлялся на мероприятиях для прессы, его имя не упоминалось в информации о фильме, создатели картины намеренно делали из этого секрет. Удалось это благодаря сложному пластическому гриму, визуальным эффектам и искаженному при помощи технических средств голосу актера. Официально Сергей Безруков признался, что именно он сыграл в фильме, лишь год спустя.
Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который все это время оставался безымянным исполнителем. Я считаю, что Сергей Безруков — один из лучших наших актеров, он сверхпрофессиональный человек. Те уникальные задачи, которые были перед ним поставлены, ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Это огромный труд и большая актерская работа! Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино.
Другие персонажи, появившиеся в фильме, скорее собирательные образы, чем конкретные люди. Сева Кулагин, которого сыграл Иван Ургант, это и Всеволод Абдулов, и Иван Дыховчиный, и Борис Хмельницкий. Образ Татьяны Ивлевой, последней возлюбленной Высоцкого, которую сыграла Оксана Акиньшина, тоже далек от конкретного человека.
Наша Татьяна — это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/6/large/7346_large_be038471cf.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
На другие роли были приглашены ведущие российские актеры: Андрей Смоляков, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Анна Ардова, Марина Александрова. Одну из первых крупных ролей сыграл режиссер Дмитрий Астрахан, который до конца съемочного периода не мог сжиться с тем, что не он главный на площадке, и каждый раз после команды «Снято!» наперегонки с Петром Бусловым бежал к режиссерскому креслу.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/7/large/7347_large_fb5e691e78.jpg»> Изображение © Monumental Pictures, Дирекция кино, ЗАО
Локации
Картину снимали в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший СССР. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.
Узбекский аэропорт, куда прибывает на гастроли команда Высоцкого, снимали в белорусском Бресте. Администрация объекта с радостью пригласила киношников, потому что надеялась на то, что для фильма они оплатят ремонт. Но радость была недолгой, потому что ремонт делали «под 1979 год».
Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 1970-х — начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/1/large/7351_large_9d8c83ac8c.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
В самом Узбекистане съемки проходили в Бухаре и Самарканде. В бухарском Доме культуры снимали концерт, который должен был состояться в июле 1979 года и стал одним из ключевых эпизодов фильма. В массовку подобрали людей, который купили билеты на тот злополучный концерт, но так и не увидели выступление Высоцкого.
У нас там были смены по 16 часов, и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену, искренне ему хлопали по семь, по десять дублей. И каждый раз аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише.
Съемки в Самарканде, бывшей столице Тамерлана, «подмешивали» в кадры, отснятые в Бухаре. То есть, герой мог идти по бухарской улице, а, повернув за угол, оказывался в Самарканде. На это съемочная группа пошла намеренно — хотелось иметь как можно больше красочной натуры в кадре.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/8/large/7348_large_592fe048c5.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Павильонные съемки совпали со смогом от лесных пожаров, который накрыл в Москву летом 2010 года. Работа продолжалась, несмотря на то, что в помещениях перегорали кондиционеры.
Всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что мы делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.
В павильоне были сняты сцены в квартире музыканта, обставленной предметами, которые предоставил музей Высоцкого на Таганке.
Грим и костюмы
Грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа, около полутора часов уходило на то, чтобы его снять. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное: на создание уникальной технологии грима ушло шесть месяцев. CGI-графика и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить актера к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.
Грим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще одного миллиметра. Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2/large/7352_large_5fff7285ff.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
В работе над костюмами была выбрана золотая середина: часть предметов одежды была сшита специально для проекта, часть художники искали на блошиных рынках и у коллекционеров. Настоящим раем для костюмеров оказался Узбекистан, потому что местные жители с удовольствием приходили на съемки в выходных костюмах и платьях из 1970-х, которые они бережно хранили все это время.
художник по костюмам
Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, рубашки-марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 1970-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/9/large/7349_large_370eb7255a.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Техника и реквизит
Оператор-постановщик Игорь Гринякин использовал для работы раритетные советские объективы. Это дало возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Когда эти объективы установили на современную камеру, получилась конструкция весом около 30 килограмм. В последний раз такая техника использовалась на съемках киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова в 1968-72 годах.
Раритеты появлялись и непосредственно в кадре: в Узбекистане нашли старые автомобили ГАЗ-21, давно снятые с производства, самолет АН-12 1960-х годов выпуска, перевозивший из Афганистана «груз 200», также летает в фильме, хотя на данный момент введен запрет на его использование. А вот Mercedes, на котором ездит герой, — точная копия автомобиля Высоцкого. Продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав ее индивидуальный номер (VIN-код), заказали точно такой же автомобиль. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.
Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, — я говорю про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому, — будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/0/large/7350_large_4b902210b1.jpg»> Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures
Андрей Смоляков и Владимир Ильин (справа)
Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев
Monumental Pictures, ДИРЕКЦИЯ КИНО, Россия, 2011
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните роли Николая Караченцова?
Актёрские байки: Евгений Леонов
ТЕСТ: Угадайте, кому из героев фильма «Свадьба в Малиновке» принадлежит цитата?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Алисы Фрейндлих?
Журнал
Интересные факты о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Главной интригой фильма было имя исполнителя главной роли — со всей съёмочной группы была взята подписка о неразглашении, актёр не появлялся на площадке без грима и даже в титрах его имя не указывалось… Когда вышли первые рекламные ролики, зрители начали гадать кто бы это мог быть и чаще всего звучали имена Владимира Вдовиченкова и Алексея Кравченко. После премьеры многие узнали Сергея Безрукова, но сам актёр рассекретился только спустя полгода после премьеры. В фильме он появляется ещё в одной роли — актёра Юры.
Изначально фильм собирался снимать Александр Митта, который знал Владимира Высоцкого и снимал его в исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В главной роли режиссёр видел Никиту Высоцкого, но тот отказался, а работать с другим актёром Митта не захотел. Тогда ещё фильм планировали назвать «Чёрный человек» — по названию одного из стихотворений Владимира Высоцкого, но позже названием стала строчка из этого стихотворения:
«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: „Спасибо, что живой“».
Затем картину возглавил режиссёр и сценарист независимого кино Игорь Волошин — это ему принадлежит идея оживить Высоцкого при помощи компьютерной графики, но вскоре тоже отказался. В результате режиссёрское кресло занял Петр Буслов, известный по фильмам «Бумер» и «Бумер. Фильм второй».
Грим создавали полгода. Изучив фотографии из архива Владимира Высоцкого, художник Пётр Горшенин создал точную копию лица, а затем сделал тонкую маску из воска и пластилина с учетом особенностей мимики. С этой маски он сделал форму, в которую заливался сложный силиконовый состав. В результате получился комплект из пластических деталей — лоб, нос, щеки, подбородок, которые потом наносили на лицо актёра. Ежедневный грим занимал 4 часа, и примерно полтора часа уходило на его снятие. На экране грим дополняла компьютерная графика.
Реквизит собирали, что называется, «с миру по нитке». Белые концертные брюки Высоцкого купили в бутике Gucci.
Красное поло было сшито в количестве 10 штук по лекалам рубашек Prada.
«Мерседес-Бенц» 1974 года выпуска нашли в Германии. Давно снятые с производства «Волги» и «Жигули» нашли в Узбекистане.
Кожаные куртки Высоцкого копировали по фотографиям, а вещи для остальных героев искали по секонд-хендам и «блошиным рынкам».
Костюмы для массовки жители узбекских городов приносили из дома — у многих сохранились аутентичные платки, халаты, обувь, тюбетейки. Многие пришлось покупать прямо на месте, так как массовка была разной и одеваться она должна по-разному. Например, для людей на улицах были нужны национальные костюмы, для тех, кто стоял в очереди в ОВИР требовались городские костюмы, а для массовки в аэропорту надо было одеть «спортсменов», «дембелей», «цыган», «пионеров» и многих других…
У многих героев фильма были реальные прототипы. Личный врач Высоцкого, реаниматолог Анатолий Федотов, выведен под именем Анатолия Нефёдова — его играет Андрей Панин.
Прототипом Севы Кулагина в исполнении Ивана Урганта стали два друга барда — Иван Дыховичный и Всеволод Абдулов.
Павел Леонидов в исполнении однофамильца Максима Леонидова — импресарио Владимир Гольдман.
Татьяна Ивлева, которую сыграла Оксана Акиньшина, — художник по костюмам Оксана Афанасьева, позже ставшая женой Леонида Ярмольника.
В основу фильма легли события, которые случились в июле 1979 года. У Владимира Высоцкого были тяжёлые гастроли в Узбекистане — в день приходилось давать по пять концертов, постоянно переезжать, выступать на жаре. В Бухаре барду стало плохо в гостиничном номере, он потерял сознание и случилась остановка сердца, но постоянно дежурящему при нём врачу Анатолию Федотову удалось реанимировать Высоцкого.
Ташкентский аэропорт снимали в Бресте, узбекский рынок сняли в Самарканде — для этого попросили местных жителей принести предметы быта, а Дом Культуры был самый настоящий. Это был тот самый Дом культуры в Бухаре, где в 1979 году выступал Владимир Высоцкий. В массовке были люди, которые тогда присутствовали на концерте.
После премьеры были очень неоднозначные отзывы — фильм хвалили и ругали и зрители, и кинокритики, и особенно горячо высказывались те, кто был знаком с Владимиром Высоцким лично. Известно, что очень резко о фильме отзывалась Марина Влади… Несмотря на споры, или даже благодаря им, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» показал один из самых успешных стартов в российском кино — при бюджете в 12 млн. долларов он собрал 11 млн. только за первые выходные. Все затраты на съёмки и рекламу фильма окупились за две недели.
Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 24.09.21
трейлер >>
критика
Журнал «Коммерсантъ Weekend», №46 (3642), 02.12.2011
Deutsche Melle
Кино | 08.12.2011
В декабре в России и Германии состоялась премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». У немецкого зрителя, помимо трудностей с переводом, фильм вызвал эффект дежавю, когда на экране пустили слезу коварные гэбисты.
В фильме разыграна остросюжетная драма по мотивам реальных событий, охватывающая пять дней из жизни легендарного актера театра и кино, трибуна и поэта Владимира Высоцкого. События происходят летом 1979 года во время концертного турне в Узбекистане, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями.
В онлайновом издании еженедельника Spiegel Маттиас Шепп (Matthias Schepp) пишет: «Фильм стоил девять миллионов долларов. Во что были вложены эти деньги, сразу видно: миллион продюсеры потратили на сложный грим. При этом использовалась посмертная маска Высоцкого, более 500 фотографий были занесены в компьютерную программу, отснятый материал оптимировали с помощью трехмерных компьютерных технологий, так называемой CGI (Computer-Generated Imagery). Впервые в кино было реконструировано всем хорошо известное лицо. Эксперимент можно считать успешным».
Lost in translation
Но даже после устранения «трудностей перевода» фильм, по его мнению, оставляет желать лучшего: «Вместо того чтобы быть обычным биопиком, фильм, снятый на манер триллера с трэшевыми интерлюдиями, застревает в нескольких днях из жизни знаменитого барда». Киноблогер рекомендует немецким кинозрителям ознакомиться с биографией и творчеством Владимира Высоцкого до того, как идти в кино, потому что «фильм Петра Буслова не дает зрителю ни малейшего шанса».
Впрочем, кинокритик находит и хвалебные слова в адрес создателей фильма: «Большим достоинством следует считать то, что напряжение, рождающееся из фабулы, получает сильный эмоциональный заряд через фигуру главного персонажа, который подан исключительно положительно. Разбитый наркотиками Высоцкий сохраняет свое достоинство. Чем хуже он себя чувствует физически, тем больше его концертное турне напоминает мученический путь святого, движимого верой в свое призвание. Фильм рисует жизнь Высоцкого как самопожертвование, которое возвращает человечность гнетущей советской реальности. Даже спецслужбист не остается равнодушным и переживает переоценку ценностей (по испытанному рецепту, который уже прекрасно зарекомендовал себя в фильме «Жизнь других».
Рыцарь без страха и упрека
По заказу нового времени
Но что именно составляло ауру Высоцкого? Ответ на этот вопрос тщетно пытается найти в фильме Буслова обозреватель издания Filmdienst Ральф Шенк (Ralf Schenk): «За кадром остались мечты и грезы о социализме с человеческим лицом, амбивалентность отношений между властью и искусством. Вместо этого фильм делает ставку на грубую игру в кошки-мышки с показными эффектами, в которой всемогущие гэбисты плетут коварный заговор, но терпят поражение, сломленные могучей духовной и физической силой певца. Все это банально и поверхностно, даже без попытки воссоздать переменчивую атмосферу тех лет. Фильм и не стремится передать надорванный шарм, поэзию и боль поэта, а использует его исключительно как центральный элемент остросюжетной драмы».
По поводу «управляемой демократии»
По итогам первой прокатной недели в Германии фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» в десятку самых популярных фильмов не попал. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Владимира Высоцкого, как отмечают немецкие обозреватели, в Германии толком не знают. Жаль только, что, клюнув на сравнения легендарного советского барда с Сержем Генсбуром, Бобом Диланом и Вольфом Бирманом, немецкий зритель, проведя два часа в кинозале, так и не поймет, за что же так любили и любят эти загадочные «русские» Владимира Высоцкого.
Автор: Элла Володина
Редактор: Дарья Брянцева
Как снимали «Высоцкий. Спасибо, что живой»
1. Особенности узбекского национального автомобиля
Красный баллон в багажнике — с газом. На газу машина и ездит. Это же Узбекистан. Нефти здесь нет, с бензином, соответственно, напряженка, а газа — сколько угодно.
«Загриповать» камеру на языке киношников — значит зафиксировать на какой-то конструкции, в данном случае машине. Электричество поступает от китайского генератора, закрепленного тут же, сверху.
3. Водить обучали на месте
Предполагалось, что играть водителей будут узбекские актеры. Однако на месте выяснилось, что водить автомобиль никто из них не умеет. В итоге на одну из ролей взяли простого узбекского водителя (не артист, зато уж точно не угробит на скорости ни других исполнителей, ни раритетное авто). Остальные учились вождению в процессе съемок. Доходило до импровизации. «На ишака пересажу», — в сердцах бросил исполнитель одной из главных ролей такому горе-водителю. Вошло в фильм. Звучит убедительно.
4. Отлично сохранились
Снятые с производства раритетные «Волги» и «Жигули», которые использовались на съемках в Узбекистане, — это не отрихтованное реконструированное старье, а что называется, авто в масле. Новехонькие, часто ни разу не использованные, даром что 70-х годов выпуска.
1. Проводное управление
Красный провод тянется от камеры на заднее сиденье, сервопривод позволяет управлять камерой режиссеру или оператору.
Сцену в машине режиссер Петр Буслов ведет, лежа на заднем сиденье — щелкает «хлопушкой» и, чтобы не попасть в кадр, тут же падает на сиденье, где уже лежит оператор.
backseat driver — назойливый советчик, человек, который, сидя на заднем сиденье, всю дорогу учит водителя рулить.
3. Следите за выражением лица
В другом эпизоде машина несется через пустыню, Высоцкий сидит рядом с водителем весь на взводе, не человек — оголенный нерв. И это не только потому, что в образе. Зрители не увидят, но на протяжении всей сцены исполнитель главной роли держит руку на колене узбекского водителя (того самого, которого играет узбекский водитель). И щиплет водителя за коленку, чтобы тот не забывал подавать положенные по роли реплики.
4. Боковое освещение
Справа на задней двери закреплен свет, который работает в кадре солнцем (круглосуточно, от пятикиловаттного аккумулятора).
1. Одна песчинка убивает рулон пленки
Большая часть территории Узбекистана, где проходили съемки, — это пустыня. Удивительные, почти инопланетные пейзажи, сумасшедшие цвета и красота, убийственная в буквальном смысле. Песок — безжалостный убийца кинопленки, куда хуже воды или снега. Песчинка, попавшая на киноленту, оставляет царапины, удалить которые невозможно, в итоге весь отснятый за день материал на выброс.
2. Проверка на морозоустойчивость
Вечереет. Температура опускается, съемочная группа кутается в куртки, а актеры Андрей Смоляков и Владимир Ильин — в тонких рубашечках. По сюжету жаркое лето.
3. Музейный экспонат
Камера, которой снимает оператор Игорь Гринякин — совершенно уникальная, ручной работы, весит больше 30 кг. Сама камера — суперсовременная, а объективы — анаморфот советского призыва. Таскать 30 килограммов на себе — удовольствие ниже среднего. Но есть и плюсы. Камера такая тяжелая, что не дрожит и не скачет при ручной съемке. Снимаешь с рук, а идет плавно, как по рельсам.
Грубо говоря, анаморфот — это система линз, которая позволяет снимать широкоэкранное кино в аналоговом режиме, без применения цифровой технологии. Картинка приобретает особую глубину и чистоту. В общем, анаморфот — это очень круто. Западные киношники его вовсю используют, а наши завидуют, потому что не могут себе позволить (объективы Panаvision современному российскому кино не по карману). Между тем в советское время у нас анаморфот использовали чуть не на каждой картине. Объективы выпускало производственное объединение ЛОМО (ныне компания «Элит»), до сих пор известное во всем мире. Например, Януш Камински (постоянный оператор Спилберга) на вопрос «Что вы знаете в России?» отвечает: «Водка, матрешка, „Элит“».
1. Дмитрий Астрахан постоянно занимал место Буслова
Петр Буслов, возвращаясь к режиссерскому креслу, чаще всего находил в нем Дмитрия Астрахана: режиссер Астрахан, впервые очутившись по другую сторону камеры и прекрасно сыграв в картине, по привычке после каждой сцены садился просматривать отснятое.
2. Не сходя с места
На компьютере сразу же идет техническая обработка отснятого материала — предмонтаж.
3. В кадре — Высоцкий
Высоцкий принимает живое участие в производственном процессе.
4. Съемочная группа
На фото также оператор Игорь Гринякин, Максим Леонидов, исполнительный продюсер Станислав Довжик.
1. Высокое напряжение
На авансцене — Высоцкий, у которого через полчаса самолет. Не по фильму — по жизни. Вечером актер — исполнитель главной роли — должен быть в Москве. Все на взводе: снимать надо хорошо и быстро. В итоге сцена получается в высшей степени живая, нервная, с высоким градусом напряжения.
2. Дом культуры пришлось ремонтировать
Когда съемочная группа приехала в этот Дом культуры, оказалось, что вентиляция в нем давно не работает, как, впрочем, и канализация. Администрации пришедшего в упадок ДК повезло: киношники все починили.
3. 500 статистов ежедневно
Каждый день было задействовано более 500 человек массовки, хотя съемки по времени совпали с уборкой хлопка, а найти статистов во время уборочной — целая проблема. Все в поле.
Всех нужно одеть, обуть, накормить и еще загримировать. Каждого из пяти сотен. Костюмы образца 79-го года для массовки частично привезли из Москвы, частично нашли на месте.
Смены длились по 16 часов, однако никто из статистов и не порывался уйти. Высоцкому аплодировали, как живому, после каждого дубля (которых бывало и по семь, и по десять). Впрочем, был и вполне практичный интерес: платили массовке хорошо. По местным меркам большие деньги.
4. Красная ковровая дорожка
Та, что лежит на сцене, — раритет советской эпохи. Имелась в каждом ДК. 30 метров ковра ручной работы извлекали и стелили по случаю приезда важных партийных лиц.
1. У детского пруда
Боло-хауз — так называется комплекс, на фоне которого снимают сцену героев Панина и Урганта. Хауз — это вовсе не дом, а пруд по-узбекски. Боло-хауз означает «детский пруд».
2. Умные рыбы не желают становиться ухой
Хаузы — это глубокие колодцы, искусственные водоемы, и вода в них достаточно холодная. Однако днем на солнцепеке температура воды повышается настолько, что рыба, живущая там, легко могла бы свариться от жары, если бы не уплывала в трубы.
3. Источник заболеваний
Боло-хауз — один из немногих сохранившихся в Бухаре подобных водоемов: большинство осушили в 1930-х после прихода советской власти, так как они были не только источниками питьевой воды, но и рассадником инфекций.
Мечеть и минарет, входящие в комплекс Боло-хауз, явно испытали на себе влияние индийской архитектуры. Двадцать деревянных колонн, которые держат потолок айвана — открытой части мечети, — отражаются в пруду, поэтому местные жители называют мечеть мечетью сорока колонн. Кстати, Боло-хауз — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Один из самых красивых объектов и одна из самых красивых сцен фильма. Здесь использовали, в частности, нарочито ненатуральный свет, причем в большом количестве. Пересвечивали сознательно. Передозировка дала совершенно магический эффект.
Это один из самых холодных съемочных дней. Съемочная группа (справа на мостках) в теплых ватных халатах поверх свитеров. Панин и Ургант — в рубашках на голое тело. В другой ситуации под рубашками было бы термобелье. Но здесь номер с бельем не проходит: все на просвет, будет заметно.
1. Земля в иллюминаторе
Сцену с самолетом снимали на одном из подмосковных военных аэродромов. Фотография сделана из самолета АН-12.
2. Настоящий «Черный тюльпан»
Этот АН — подлинный «Черный тюльпан». Летал из Москвы в Афганистан и обратно с печально известным грузом 200 на борту.
Несмотря на солидный возраст, самолет полностью исправен и летает. Однако недавно полеты старых самолетов, в том числе и АН-12, запретили в связи с участившимися катастрофами — сейчас бы снять его полет не удалось.
3. Правильный тон лица пограничников
На ферме сидят солдаты-пограничники, которых гример готовит к съемкам — к определенному типу пленки нужно подбирать соответствующий тон лица.
4. Температурный режим
В самолете сейчас +70 (это лето 2010-го, адская жара, побиты все температурные рекорды). Когда съемка заканчивается, а группа выходит наружу, где всего-то +40, наступает ощущение, что вышли из дому на мороз. В первый момент хочется накинуть что-нибудь теплое…
1. Заброшенный лепрозорий
Это поселение — бывший лепрозорий. Жизнь в нем давно остановилась, лечебное учреждение заброшено уже много лет назад. Атмосферу пришлось воссоздавать силами статистов и художников.
Например, на фотографии видны участники съемок — овцы. Неподалеку стоят их хозяева, следят за своими животными, чтобы с теми во время съемочного процесса ничего не случилось.
3. Отполированное временем
За многие десятилетия, что поселение пустовало, пустыня буквально отполировала постройки и ландшафт. Этот объект нашли во время очередной экспедиции в ходе подготовки к съемкам. Странное очарование этого места, ощущение покинутости, обреченности, которое здесь чувствуется почти физически, во многом определило лирическую линию в фильме.
4. В пустыне не всегда жарко
1. История с географией
Ташкент снимали не только в Ташкенте, но и в Минске, и в Бресте, и в Москве… Бухару — тоже не только в Бухаре. Есть сцены, где герои идут по бухарской улице, сворачивают за угол и — опа! — оказываются в Самарканде.
2. Вдохновлялись искусством
Художники картины, создавая атмосферу Узбекистана, изучили вдоль и поперек творчество таких художников, как мастер-традиционалист Петр Беньков и гений авангарда Александр Волков (его знаменитая «Гранатовая чайхана» выставлена в Третьяковской галерее).
3. Древности в кадре — цитадель Арк
Съемка ведется на фоне внушительных стен цитадели Арк, самой древней достопримечательности Бухары. В крепости находилась резиденция эмира. Редуты сужаются кверху, чтобы в случае нападения противника уменьшить зону обстрела.
4. За мощными стенами — руины
В 1920-м Красная Армия вошла в Бухару. При штурме города, которым руководил лично товарищ Фрунзе, была задействована авиация — первые бомбардировщики. В результате дворец эмира был превращен в руины. Дворец потом частично восстановили, а Фрунзе здесь до сих пор не любят.
5. Местный транспорт
Ишаки в кадре — это не реквизит, а реальное и очень популярное средство передвижения в современной Бухаре.
1. Съемки с исторической точностью
17 смен было отснято в Бухаре, в том самом Доме культуры, где в 1979 году должен был выступить Владимир Высоцкий, но из-за событий, о которых снят фильм, концерт не состоялся.
На фото видна поворотная сцена Дома культуры. Сцена — типовая, да и сам ДК — тоже, такие были по всему Советскому Союзу.
3. Одним не обойдешься
На одном кране «загрипованы» две камеры, видно второго оператора.
4. Естественные фильтры
Свет фильтруется через красный занавес и создает напряженную атмосферу сцены, в которой участвуют Высоцкий и герои Андрея Панина и Максима Леонидова.
5. Почти 30 лет спустя они его увидели
Среди массовки были те люди, которые купили в 1979 году билет, пришли на концерт, но так и не увидели Высоцкого.
1. Весь вечер за роялем
График съемок был очень напряженным. Этот эпизод — редкое исключение. У Ивана Урганта неожиданно образовалось свободное время. И почти весь день он сидел у рояля, играл в свое удовольствие, входил в образ. В результате была снята одна из лучших сцен фильма и, несомненно, лучшая сцена с Ургантом.
Это не просто галстук. Это галстук игровой. Он должен быть в кадре вместе с артистом. Во время очередного переезда с объекта на объект продюсер один из игровых галстуков потерял. Дублера у галстука не было, и художнику по костюмам Екатерина Шапкайц пришлось срочно связываться с помощниками в Москве, а тем — добывать такой же галстук и отправлять в Узбекистан.
3. Почти 30 лет спустя они его увидят
Среди массовки были люди, которые купили в 1979 году билет, пришли на концерт, но так и не увидели Высоцкого. В следующей сцене они его увидят.
1. Подходящая натура
Со съемками аэропорта возникли проблемы: в России они либо современные, либо окончательно убитые. Идеальный аэропорт эпохи конца 70-х нашелся в белорусском Бресте.
2. Застрявший в 70-х
Этому аэропорту не повезло: он одним из последних получил государственную премию СССР в области архитектуры, и его объявили памятником культуры. А значит, там даже лампочку нельзя выкрутить без решения специальной комиссии. Зато повезло съемочной группе: благодаря премии аэропорт оказался законсервированным на десятилетия.
3. Вопросы иммиграции
4. Восстановленные приметы эпохи
Указатели «Телефон», «Туалет», «Выход» не аутентичные — они были изготовлены специально для фильма по фотографиям 70-х годов.
5. Пока актеры отдыхают
На фотографии — репетиция съемки: оператор на кране-стрелке снимает «стенд-инов», которые заменяют на время репетиции актеров.
6. Белорусы были разочарованы
Другие сцены снимались в аэропорту Минска. Поначалу там обрадовались, что кинематографисты им сделают ремонт. Но пришлось разочаровать белорусов: ремонт сделали, но в стиле 1979 года.
Известно, что Высоцкий любил машины и высокую скорость. До «Мерседеса» у него были «Жигули», которые артист разбил и после ремонта продал, потом «Рено» — его Марина Влади купила на деньги, вырученные от съемок в рекламе какого-то мыла, то есть на «мыльные пузыри», и, наконец, «БМВ» с иностранными номерами, принадлежавший Влади – Высоцкий ездил на нем по доверенности.
А 8 июля 1976 г. в картотеке Краснопресненского отделения ГАИ появился первый «Мерседес» — «Даймлер-Бенц» 1974 г. выпуска, NN двигателя и шасси — 11028-10023792, цвет «голубой металлик», модель 450 W 116. Именно эту машину киношникам пришлось разыскивать для съемок.
Оригинальный автомобиль найти не удалось – его след обрывается в 1989-м году в Грузии. Для того чтобы найти максимально похожую машину, продюсеры картины подняли архивные документы, ПТС «Мерседеса» и установили VIN код. В Москве и Санкт-Петербурге поиски не увенчались успехом. Решено было искать в Германии. Проблема заключалась в редком цвете машины: хотелось найти аутентичный «голубой металлик». Похожий автомобиль оказался в Дрездене. Фото «Мерседеса» отправили Никите Высоцкому, сыну Владимира Семеновича и автору сценария картины. После его одобрения машину стали перегонять в Россию: раритет хоть и был на ходу, но решили не рисковать и отправили его на эвакуаторе. Машина оказалась точь-в-точь как та, что была у Высоцкого, только двигатель у него был мощнее – 4 литра против 2,6 у найденного «близнеца».
В игровом «Мерседесе» пришлось поменять переднюю панель, чтобы даже магнитола была один в один как у Высоцкого. Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем, в дороге репетировал под магнитолу, учил роли. Как правило, за «Мерседесом» и рядом с ним пристраивались другие машины. Увидев (а если окна были открыты – то и услышав) Высоцкого, водители старались держаться поближе к его авто, чтобы послушать артиста. Высоцкий страстно любил свои машины и держал их идеальном состоянии. Киношники восстановили лако-красочное покрытие кузова, навели глянец, а реальный возраст машины помог добиться ощущения, что ею пользовались каждый день. После съемочного дня «Мерседес» чистили, пылесосили, накрывали чехлом и отгоняли на эвакуаторе в гараж.
Уникальная машина полюбилась не только художникам, но и всем членам съемочной группы. Однажды во время проб на закрытой территории в районе московского Северного речного вокзала оператор Игорь Гринякин предложил актеру проехать до ворот, чтобы снять машину в движении. На «Мерседесе» закрепили две камеры и актер с оператором уехали, оставив съемочную группу ждать. Шло время, но машина не возвращалась. На территории съемок ее не нашли. Пришлось отправляться в «погоню»: допустить, чтобы машина разъезжала по Москве с актером в гриме, оператором и двумя камерами без сопровождения, было невозможно. Нашли беглецов неподалеку: Игорь Гринякин так увлекся съемками, что решил попробовать снять машину и на реальной трассе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов