Врата эдема что это такое
Врата эдема что это такое
Лидерами американской секты «Небесные врата» были пара техассцев — Маршалл Эпплуайт и его «родственная душа» Бонни Неттлз. Первый родился в религиозной семье и окончил семинарию, после чего захотел стать профессиональным певцом (Эпплуайт обладал баритоном, так что у него были все шансы), но не смог и стал преподавать музыку в Алабамском университете, из которого его выгнали за гомосексуальную связь со студентом. Неттлз же до встречи с Эпплуайтом работала в одной из больниц Хьюстона медсестрой. Оба они удачно сошлись на том, что считали себя новыми избранными, а Эпплуайт вообще объявил себя Иисусом.
Секта просуществовала с 1975-го до 1997 год, и за это время ее лидеры несколько раз сменили мировоззрение, а количество постоянных последователей возросло до нескольких десятков. «Постоянных» — потому что всего из культа уходили, потом возвращались и снова уходили несколько сотен человек.
Даже у фанатиков порой возникали сомнения: Эпплуайт и Неттлз сперва называли себя избранными и обращались в своем учении к отдельным отрывкам из Библии, затем стали смотреть с последователями фантастические сериалы и научные передачи, а после этого заявили, что Эдем — это далекая планета, на которую обязательно нужно улететь.
Этот безумный дядя — Маршалл Эпплуайт. Доверились бы человеку с такими глазами?
В 1995 году, после продолжительной кочевой жизни, когда вся община ночевала то в заброшенных домах, то в трейлерных парках, Эпплуайт (Неттлз к тому моменту скончалась от рака) купил 40 акров земли в Нью-Мехико, из шин и дерева вместе с последователями построил здание и назвал его «Земным кораблем». Именно на нем фанатики и должны были улететь на планету Эдем. В то же время Эпплуайт начал убеждать своих последователей в том, что им следует отказаться от сексуальных желаний, и вместе с семью членами культа сделал орхиэктомию. Остальных он убедил надеть одинаковую одежду и похоже подстричься, чтобы разницы между мужчинами и женщинами в общине было как можно меньше.
Закончилось это все массовым самоубийством 38 членов секты в 1997 году. Незадолго до этого Эпплуайт узнал о том, что к Земле приближается комета Хейла-Боппа и решил, что это космический корабль, на котором он вместе с последователями улетит на Эдем. На этом же корабле, по его мнению, находилась Неттлз и пришельцы.
«Ветвь Давидова»
Американская секта «Ветвь Давидова» образовалась в 1955 году — после того, как внутри церкви Адвентистов седьмого дня произошли подряд несколько расколов из-за появления нового пророка. Члены культа считали, что в мире одно за другим исполняются библейские пророчества, и в связи с этим ждали Второго пришествия Христа.
Довольно долгое время про «Ветвь Давидова» особо не говорили ни на телевидении, ни в газетах. Человеком, при котором секта прославилась на весь мир, стал Вернон Уэйн Хоуэлл. Он стал членом культа, когда ему было 22 года, и почти сразу же вступил в любовную связь с престарелой главой общины, Лоис Роден. На это, по понятным причинам, крайне негативно отреагировал сын Роден — Джордж, из-конфликта с которым Хоуэллу пришлось покинуть общину. Правда, каким-то образом Хоуэлл увел за собой больше двадцати последователей — и для них он стал новым лидером. Чтобы соответствовать статусу, Вернон назвался иначе: имя он выбрал в честь царя Израиля Давида, а фамилию — в честь персидского царя Кира, которого древние евреи называли Кореш. Вот так и появился новый лидер религиозной организации «Ветвь Давидова» Дэвид Кореш.
Тейлор Китч в роли Кореша в сериале «Трагедия в Уэйко».
И еще один кадр из сериала.
Известно, что матери Кореша не было еще и 15 лет, когда она забеременела. Отцом Дэвида оказался 20-летний парень, который после рождения сына ушел к другой несовершеннолетней. Кореш отвратительно учился в школе, был малограмотным, но зато без труда выучил текст Нового Завета. И в 19 лет повторил «достижение» отца — от него забеременела 15-летняя девочка. Самого Кореша, по слухам, изнасиловали подростки, но это не точно.
«Аум Синрике»
Японская «Аум Синрике», запрещенная в России террористическая организация, — одна из самых крупных религиозных сект в мире. Разные источники по-разному оценивали количество последователей, но всего счет шел на тысячи — и не только в Японии. В среднем на родине у лидера культа, Сёко Асахары, по его собственному признанию, было около 10 тысяч последователей. Еще порядка 50 тысяч человек по всему миру тоже называли себя членами секты, из них около 30 тысяч — в России.
Созданием своего учения Асахара стал заниматься с 1977 года, и сперва это привело к образованию не самой опасной общины «Аум Синсэн-но-кай» («Общество людей духовно развитых и обладающих сверхъестественными силами»). Это потом Асахара «достиг в Гималаях окончательного освобождения и просветления», а его «общество» превратилось в огромную религиозную организацию «Аум Синрике» с несколькими офисами по всей Японии.
Поначалу никто и не думал, что последователи «Аум Синрике» занимаются чем-то криминальным — Асахара в 1990 году даже попытался вывести «деятельность» культа в официальное поле и вместе с последователями решил баллотироваться в Палату представителей Парламента Японии. У него ничего не вышло, и тогда он решил добиться власти и донести до народа свои мысли иначе.
Первую масштабную террористическую атаку члены «Аум Синрике» провели в июне 1994 года. В японском городе Мацумото они выпустили газ зарин, из-за чего погибли семь человек, и еще 200 жителей пострадали. Однако известной на весь мир секта стала в марте 1995 года — после теракта в токийском метро. Последователи Асахары устроили газовую атаку с применением того же зарина, в результате чего погибли 12 человек, несколько десятков отравились, и примерно у тысячи граждан начались проблемы со зрением.
Всю верхушку «Аум Синрике» задержали, нескольких человек, включая самого Сёко Асахару, приговорили к смертной казни, однако приговоры в исполнение до сих пор не привели. В 2000 году несколько российских членов секты под руковоством москвича Дмитрия Сигачева запланировали устроить в Японии серию терактов, если власти откажутся отпускать Асахару, однако сектантов задержали и посадили в тюрьму.
В начале 2000-х секта сменила название на «Алеф» и попыталась оправдаться, но в Евросоюзе, США, Канаде, России и странах-членах ОДКБ она до сих пор считается запрещенной террористической организацией.
«Храм народов»
Американская организация «Храм народов», образованная в 1955 году, сразу вызвала у большинства жителей США подозрения — во многом потому, что ее основатель, проповедник Джим Джонс, принимал в общину людей любого статуса и, что важнее, любой расы. В середине прошлого века этот ход в американском обществе смотрелся странно. Идея «Храма народов» заключалась в объединении христианства с элементами коммунизма и социализма.
Из-за недовольства местных жителей и слухов о том, что лидер секты «зомбирует» людей, Джонс перебрался вместе с последователями сперва в Калифорнию, а затем в южно-американское государство Гайана — в поселение Джонстаун, основанное на арендованной земле и названное в честь Джонса. В поселке построили дома, лесопилку, детский сад и клуб; община стала жить по своим правилам, которые диктовал сам Джим Джонс.
Far Cry 5 и прообразы для внутриигровой секты.
Новая Far Cry удивила многих своих неожиданным сеттингом. Я нахожу этот сеттинг крайне безбашенным, ведь отличных и ужасающих примеров безумных сект более чем достаточно. Ниже я проиллюстрирую несколько американских сект, которые могли быть прообразами для внутриигровой секты «Врата Эдема». Сами тоталитарные секты ничем друг от друга особо не отличаются, кроме той каши, которую они заварили, так что рассматривать будем в основном громкие события сект США XX века.
Нельзя упустить мимо внимания одно из самых громких событий в истории США – «Ветвь Давидова».
«Ветвь Давидова» это тоталитарная, деструктивная секта. Деструктивная значит, что внутри секты её членам причинялся моральный, психический и/или физический вред, а так же секта активно вредила обществу или подозревалась в этом. Это крайняя форма тоталитарной секты Она была создана в середине 50-х. Появилась она не с пустого места, а после раскола в другой секте — «Адвентисты седьмого дня», но это уже
Вернёмся к «Ветви Давидовой». Ужас там… Хотя нет. Пи*дец там творился на протяжении сорока лет, до 1993-го года, но, про это позже. В 1990-м году на пост главы секты встал харизматичный Вернон Хавелл, когда предыдущий глава секты зарубил топором человека, посчитавшего себя мессией и его обвинили в убийстве, после чего он сел в тюрьму.
Сукин сын знал на что давить и благодаря его речам и харизме секта в считанные месяцы выросла в разы. Сектовед Рик Росс говорил: «Нет ни малейшего сомнения в том, что его организация является крайне деструктивной сектой (…) Я сравнил бы его с Джеймсом Джонсом (…) Дэвид Кореш – это типичный лидер секты (…) Они все одинаковы. Посмотрите на одного — и вы получите представление обо всех. У них присутствуют серьёзные психические отклонения, они проявляют симптомы пограничного расстройства личности, и характеризуются дефицитом моральных качеств (…) Никто по своей воле не вступает в подобного рода отношения (…) Мы имеем дело с обманом и манипуляциями, производимыми лидером секты, в результате которых, не видя общей картины, человек понемногу увязает всё глубже и глубже.»
ФБР начало осаду их главного поместья «Маунт Карамел»
Когда к «Маунт Кармел» приблизились фургоны с федеральными агентами, они не заметили ни одного давидианца. По мнению агентов, это был плохой знак. Транспорт, как и планировалось, остановился перед фасадом поместья. Первыми из фургонов вышли бойцы, которые должны были отпугнуть собак огнетушителями. Одновременно начали выходить агенты, находившиеся во втором фургоне. В этот момент на пороге входной двери появился Хавелл и прокричал: «Что происходит?» Сотрудники правоохранительных органов представились, сообщили, что у них имеется ордер на обыск, и приказали лечь сектанту на землю но Хавелл заскочил в дом, захлопнул за собой дверь и сектанты сделали агентам
Агенты отступили в поисках укрытия.
Дело запахло керосином и на дело приехали ФБР, а это уже серьёзно. Они и Синатру им транслировали, и броневиками пугали, и на прицеле поместье держали, но осада стояла. Спустя 51 день после начала осады полиция пригнала танки и слезоточивый газ, который, возможно, инициировал пожар. Возможно, поджог инициировали сами сектанты, но факт остаётся фактом — Хавелл и остальные, кроме спасшихся 20 человек, погибли. Их или застрелили, или они сгорели. Всего погибло 82 члена секты, в том числе и дети, аж до младенческого возраста.
Это событие как минимум может стать отличным прообразом для захвата очередной «крепости» (Ну, как те из Far Cry 4, а как максимум отличной миссией.
Общество, отделившееся от остальных, сколько жести они понатворили, ууу. Глава «Семьи» Чарльз Мэнсон был осужден на девять пожизненных. И умер он, кстати, лишь в ноябре 2017-го года, совсем недавно. Эти люди похоронили хиппи не только как культуру метафорически, но порой и буквально. Однако, «Семья» имела некоторые характерные черты для секты. Мэнсон давал каждому новичку новое имя и жили они отдельно от всех. Действовала «Семья» с легендарного «Лета любви» 1967-го года до 1969-го года. Они принимали к себе всяких хиппи и отшельников. Мэнсон в своей философии заимствовал идеи Церкви процесса Последнего суда, последователи которой, совмещали в своём учении элементы христианства и дьяволопоклонничества. Они считали, что Сатана примирится со Христом, и в конце мира они вместе будут судить человечество. Кроме того, при создании «Семьи» Мэнсон использовал свои собственные толкования саентологии, идеи которой он изучал, находясь в тюрьме. Своих последователей Мэнсон учил, что они — реинкарнация первых христиан, подразумевая, что сам он является Христом. Он часто рассказывал, как представляет себя на кресте с гвоздями, вбитыми в ноги и руки и дьяволом в одном лице. Они не жили на каком-то ранчо или ферме, а ездили по стране — оборудовали под себя школьный автобус.
Убивали они людей по-приколу, в большинстве своем. Однако, удачи им не занимать. В 67-м году музыкант Дэннис Уилсон (барабанщик The Beach Boys), проезжая на машине увидел на дороге двух женщин — Патрисию Кренуинкел и Эллу Джо Бейли — и отвёз их к себе домой. Вернувшись поздно ночью с репетиции, он обнаружил в своём доме около дюжины других женщин и Чарльза Мэнсона. Он позволил «Семье» жить у себя в особняке и даже еду им покупал. Познакомил с продюсером, давал записывать свою музыку. Однако, год иждивения «Семьи» осточертел музыканту и он выгнал ребят, после чего они поселились в ранчо. Некоторые женщины из «Семьи» по приказу Мэнсона занимались сексом с почти ослепшим 80-летним владельцем ранчо Джорджем Спэном. За это он позволял им жить бесплатно. На ранчо члены «Семьи» пели песни, занимались групповым сексом, служили мессы дьяволу, употребляли наркотики, а также резали животных и пили их кровь.
Конец света Мэнсон называл «Хелтер скелтер», как в песне Битлз. Говорил, что начнётся межрасовая война, где чёрные победят белых.
Их подготовка к войне началась с убийства драгдиллера Бернарда Кроу. Мэнсон считал его главой «Чёрных пантер» и приказал установить оборону на ранчо с патрулём, Блекджеком и, кхм, вы поняли. После этого события пошла череда убийств «Семьи». Только стоит подметить, что убийства являлись не частью культа, а чисто локальными конфликтами. Кто-то что-то кому-то в городе задолжал и шайка членов «Семьи» убили этого кого-то. Сам «бацка» показал как надо делать 9 августа 1969-го года.
Сам Мэнсон персонаж безумно колоритный, но не отменяет того факта, что он полнейший психопат.
Лично мне будет интересно посмотреть на этого злодея.
Он будет минимум так же колоритен, как и Пэйган Мин, которого в Far Cry 4 было безумно мало
Не будем вскрывать тему сатанинских сект, сект буддистских, сайентологическую церковь ведь они однозначно к сеттингу Far Cry 5 отношения не имеют. По крайней мере пока что мы не знаем, что они там будут. А если и будут, то это точно не «Врата Эдема». Вообще, эти два примера для сеттинга сект в США вполне исчерпывающие, если не учитывать исключенные исключения выше. Секты были довольно однообразные, ведь метод шаблонный — метод рабочий. На них, пожалуй, и закончим. Я откланяюсь, мир вашему дому! Дополните в комментариях, исправьте, оцените, всем буду рад!
Проект «Врата Эдема»
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Артём Сундрин
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
«Святая Земля» распространилась по всему северному пространству!
Согласно указу Императора от 18.09.2021 п.8 «Признать святой землёй территории от Энджел Пайна до Лас-Вентураса (пригород Сан-Фиерро, Сан-Фиерро, пригород Лас-Вентураса и Лас Вентурас)», отныне на этих землях распространяется влияние культа «Врата Эдема», благодаря «Иоану»
Показать полностью.
Восточный регион потерпел изменения. Со «святой земли», был выслан местный управленец «Уолтер» для распространения религии в ближайших государствах.
Отныне, регион был взят под контроль братом «Кеншином», что в грешниках видит потенциал для своих исследовательских достижений.
В южном регионе сообщаются о частых нападениях со стороны эдемщиков. Их агрессивная активность усилилась после недавних задержаний в святыне «Отца». Ситуацию прекрасно описывает поговорка: «Не буди спящего дракона», но политических интригантов и прочих лиц, видимо, это не особо беспокоит.
В главной святыни был опубликован список грешников, за кем теперь будут охотится эдемщики на своих землях.
Список составлен из лиц:
Alex Volf
Raymond Bethers
Jake Diaz
Lina Sokolova
По заверениям организации, этот список будет расширяться в связи с осквернением святой земли агентами из фбр.
Проект «Врата Эдема» запись закреплена
В Империи изменения.
——————————————————————————————
На территории династии «Барс», перед имперским дворцом, расположился социал-демократ Маркус Лорвейн на самопровозглашённой должности «Губернатор города».
Появилась вероятность для возникновения новой конфронтации с Имперским правлением, что способно ввести в государстве новые беспорядки в погоне за властью.
Показать полностью.
1) Отныне, в южном регионе правление «Исаева» перешло к брату «Менсону», что стал первым барьером для грешников, посягнувших на святую землю.
3) Теперь, в северном регионе, на месте пропавшей без вести «Веры», жители стали рассказывать об «Иоане». Он стал рупором пропаганды Эдема, чьи речи заманивают новых последователей со всей Империи в руки «Отца».
Организация преследует только мирные цели и предлагает каждому «спасение» будучи церковью на «святой земле».
*для фсбшников
— Проект «Врата Эдема» является вымышленной организацией из игры «Far Cry 5», обыгранная людьми в рамках ролевой игры San Andreas Multiplayer и ничего общего с реальностью не имеет. Любые совпадения случайны.
Глава четвертая. Эдем
4.1. Сад в Эдеме
И насадил Ягве Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал ( Быт. 2:8 ).
Итак, Ягве Бог насадил для человека рай в Эдеме.
Итак, райский сад не сотворен, не произрос сам, но произведен особым действием Божиим, которое антропоморфно обозначено словом насадил. Есть в этом и особый смысл. Человек создается по образу Божию, как творческое существо. Он не будет жить просто, как часть природы, питаясь ее произрастаниями и живя в ее норах и пещерах. Он будет владычествовать над природой и возделывать ее, не приспособляясь к ней, но приспособляя ее к себе. Он не рот будет наклонять к пище, но пищу подносить ко рту. Рай не лес, а сад, ибо насажден. По блаж. Августину, он будет строить Град Божий, или Цивилизацию Божию. Это только потом грады и цивилизация извратятся, но потому и извратятся, что изначально были предназначены к человеческому бытию. Бог Сам становится первым «Земледельцем», чтобы насадить сад для человека-земледельца. Бог Сам создает нечто искусственное (сад в Эдеме), как Изрядно-художник (образ из одной крещальной молитвы), чтобы вселить в него человека искусств. Искусственный сад – Богом определенное место обитания первого человека. Так, имеют свое оправдание сады, дома, посуда и все остальное, творимое человеком. Не цивилизация грех, а греховна цивилизация падшего человека. Стремящиеся же поставить человека в животное состояние, отрицая всякую цивилизацию, как, например, Анастасия (см. о ней книги Владимира Мегрэ) в Томской области, противоречат замыслу Божию о человеке. И, наоборот, безмерная спиритуализация, стремящаяся к упразднению материального плана человеческого бытия, также далека от подлинной духовности и есть манихейство и гностицизм, но не православие.
Рай и Эдем понятая не тождественные. Эдем – это определенная местность на земле, а рай – это богонасажденный сад в Эдеме. גנ־בעדן (ган бе Эден). Еврейское «ган» означает «сад» или «место, огражденное решеткой». LXX переводят παράδεισον έν Εδεμ (парадисон ен Эдем). Слово παράδαισος, которое потом перейдет в Вульгату и другие европейские языки (по-немецки Paradies), было заимствовано семьюдесятью толковниками из персидского языка (pairidesa) и означает «сад», а точнее – место для прогулок, окруженное земляным или каменным валом, т.е. место огражденное. Это соответствует немецкому «Umzeunung», даже, в некотором отношении, русскому «огород», как месту огороженному. Только вместо прозы русского «огорода» здесь сад, место для прогулок. От этого же слова происходит и слово «парк» – место прогулок и отдыха. Этимология русского слова «рай» не вполне ясна. Это слово производят от санскритского rау – богатство, или rayis – дар, владение. Итак, «рай» – это дар Божий, данный во владение человеку, его богатство, прочно отождествляемое с библейским садом в Эдеме, а также Царством Божиим на небе.
Как должно понимать библейское повествование о рае – буквально, как о некоем саде на земле, Эдеме, или это иносказание и понимать следует духовно, аллегорически?
Этот вопрос изначально обсуждался в Церкви.
Сказанное о рае понимали, преимущественно, духовно такие учителя и отцы церкви, как Филон Александрийский (еще дохристианский учитель), св. Папий Иерапольский, св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, Пантен Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский. Видно, что к аллегорическому пониманию особенно склонны были александрийские учителя. При этом, следует сказать, что некоторые из указанных учителей, говоря о духовном понимании рая, вовсе не отрицали его вещественного существования в буквальном значении библейского текста.
Чрезмерный аллегоризм Оригена в понимании дней творения был даже соборно осужден. Появилась опасность суждения, что Бог и не есть Творец видимого мира. Поэтому, позднейшие отцы «золотого века патристики» и, в особенности, учителя антиохийской школы настаивали на буквальном понимании рая, как сада на земле. Это такие отцы, как прп. Ефрем Сирин, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Епифаний Кипрский, Феодор Антиохийский, Севериан Гавальский, Евсевий Эмесский, св. Кирилл Александрийский. Говоря о буквальном понимании рая, однако, и эти отцы вовсе не чужды его духовно-таинственного значения.
Приведем два примера святоотеческий рассуждений о буквальном и иносказательном понимании библейского повествования о рае.
Помимо образа души, другие отцы усматривали в раю, в саду Едемском образ Церкви, Царствия Божия. Для отцов святителей, рай – это мир церковный, для преподобных отцов – это мир души.
Как соотнести сад в Едеме и рай, как царство небесное – это тайна. С одной стороны, сад, который когда-то был на земле и которого, по крайней мере, после потопа, уже нет – это явно не те райские обители, в которые вселяются души праведников. А, с другой стороны, таинственно и духовно: рай, из которого изгнан был Адам, – тот же самый, в который введен был раскаявшийся на кресте разбойник.
Бытописатель указывает и место райского сада в Эдеме – на востоке.
Первое и прямое значение указания на востоке определяет место расположения сада в Эдеме, относительно места, где получил откровение Моисей (г. Синай), или относительно Святой Земли. Св. Филарет Московский отмечает: «Он [Моисей. – Г.Ф.] полагает Рай в Едеме. на востоке, в отношении к стране, в которой он пишет, или к Земле Обетованной, которую имеет в мыслях».
С другой стороны, св. Филарет Московский находит своеобразное указание на землю будущего Эдемского сада в описании первого дня творения. «В описании первого дня полагается прежде вечер и потом утро. Дабы понять возможность сего порядка времени, зритель миросоздания пусть поставит себя мысленно на той черте, которая, по образовании земли, должна составлять ее очертание, и в том месте, где должен быть насажден рай; потом пусть вообразит, что новосотворенный свет, проникая сквозь неустроенное вещество до оной черты, является от этой точки зрения на Востоке. Время, протекшее от начала творения до явления света, есть Моисеев первый вечер, сумрак или ночь; явление новосотворенного света – утро; время, в которое он должен оставить горизонт Эдема, – конец первого дня».
Господь насадил райский сад в Эдеме на востоке. Существуют на Земле северный и южный полюсы. А где восток? Географически это место относительное. Только относительно чего-то можно говорить о востоке или западе. Но исторически, этнографически, культурологически и даже духовно существует понятие «востока». Мы говорим о восточной культуре, восточных народах и даже просто о «востоке». И это то место, которое высветил на земле первый луч света, то место, где впервые начался и кончился день, то место, где насадил Ягве Бог рай в Эдеме – на востоке! Вот почему и мы, в Сибири или в Америке, говорим о земле Эдема, где был рай, о Междуречье Тигра и Евфрата и прилегающих к ним землях, как о Востоке!
После того, как насажден был сад (рай) в Эдеме на востоке, Господь Бог поместил там человека, которого создал.
Рай – насажден, он может быть разрушен.
Рай – не природная стихия, он искусно сотворен для человека.
Не по естеству человек из рая, а по дарованию.
Человек введен в рай, он может быть из него и изгнан.
О том помни, человек.
4.2. Древо жизни и древо познания добра и зла
И произрасти Ягве Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ( Быт. 2:9 ).
Бытописатель пишет о многих обычных деревьях, насажденных Богом в саду Эдемском для питания и радости человеку, а также о двух особых деревах посреди сада (рая).
Далее описываются два особых дерева посреди рая Божия.
Первое древо – древо жизни.
Согрешивший человек лишен плодов древа жизни.
Христос-Мессия принес Царство. В Его Царстве во святой Церкви, посреди, плодоносит древо крестное, древо животворящее, древо жизни. Плод животворящего крестного древа – Плоть и Кровь Христа, принимаемые во здравие души и тела, дарующие жизнь вечную в живом Боге.
В Новом Небесном Иерусалиме среди улицы его. древо жизни, двенадцать (раз) приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 ).
Так, это таинственное древо (жизни) является в начале, середине и завершении домостроительства нашего спасения.
Второе древо – древо познания добра и зла.
Это древо – поистине камень преткновения для взыскующего человеческого ума. Почему Бог насадил его? Что оно такое? Почему? почему? – ищет ум, а совесть согрешившего бьется в груди, как птица, заключенная в клетку.
Почти все святые отцы сводят действие этого древа не к особенному губительному свойству его плодов, а к средству испытания свободы воли Адама, его послушания или непослушания заповеди Божией. При этом, разные учителя раскрывают различные аспекты этой сложнейшей богословской проблемы, тяжелейшей проблемы жизни каждого человека.
עץ הדעת טוב ורע (эц га-даат тов ва-ра) – древо познания добра и зла.
Слово добро, «тов» неоднократно встречается в описании дней творения мира. Бог творит мир хорошо (тов), добро. Но что же такое «ра» – зло? «Ра» на еврейском языке означает «то, что ломает». То есть, это не иное, по отношению к «тов», начало, а разрушение единого начала. Есть красота, добро, хорошее (тов) творение Божие и возможность человеческого участия в нем. А есть и разрушение, разламывание творения. В чем будет участвовать человек?
Согласно еврейскому словоупотреблению (сопряженное сочетание, смихут) несколько существительных могут объединяться так, что каждое последующее определяет предыдущее. Например, «бейт (дом) га-авва (отец)», что значит «дом (кого?) отца». Перед последним словом цепочки зависимых существительных стоит определенный артикль «га».
На основании отмеченного значения еврейского выражения, иудейский толкователь Маймонид (XII в.) считал, что древо несло людям не «познание добра и зла», а познание, в смысле избыточного, вредного знания, создающего противоречивые стремления, раздирающие душу человека.
И действительно, добро и зло – это не вопрос знания, это вопрос нравственности. Добро и зло рождаются не в уме, а в сердце, как и Христос говорил: из сердца исходят злые помыслы. ( Мф. 15:19 ). Потому и неправы были французские просветители XVIII века и их последователи, считавшие, что знанием, просвещением можно упразднить зло. Оно и родилось не от знания! Знание не рождает и не упраздняет зло.
Слово «даат», познание означает не «разделение» или «различение». Человек, по промыслу Божию, конечно же, должен был уметь различать добро и зло, т.е. знать о них, это не было запрещено. Запрещено было познать (даат) добро и зло. Можно отметить, что в тексте Адам познал Еву, жену свою ( Быт. 4:1 ) употреблено это же слово. Адам здесь не узнал о Еве, а познал ее, соединился с ней, «уведал» ее. Так, Адаму и ранее было запрещено не знание о добре и зле, не различение их, а вкушение их, соединение со злом и познание его, сопряжение воли с «ра» (со злом), которое ломает «тов» (добро).
Вполне согласно с точным значением еврейского текста (по Б. Берману) понимал древо познания добра и зла, в свое время, св. Григорий Нисский, толковавший Септуагинту. Причем, согласие это выражается в обоих моментах. Употребленное 70 толковниками слово γνώσιν (ведение) в названии запрещенного древа, св. Григорий понимает в смысле еврейского «даат» не просто как знание, а, именно, как расположение к угодному. Знание же, в смысле различения, есть, по св. Григорию, благо и относится к совершеннейшему духовному состоянию. И далее, второй момент. Именно, различать (знать) добро и зло, по св. Григорию Нисскому, человек-то и разучился. Зло непривлекательно в откровенном виде. Оно украшается добром и тем – привлекает человека. Человек оказывается обольщенным и имеет внутреннее самооправдание – творя зло, сам считает, что делает добро. Делать же зло, понимая, что это зло, все-таки слишком тяжело для совести человека и требует крайней степени духовного повреждения.
Древо жизни, согласно Соломону ( Прит. 3:18 ), прп. Максим Исповедник отождествляет с мудростью, со способностью высшей природы человека – его ума, различать славу вечных вещей от тления преходящих вещей. Древо же познания добра и зла прп. Максим соотносит, наоборот, с низшей частью человека – его телесной чувственностью, ищущей приятностей для тела и избегающей телесных мук. Первое ведет к жизни, второе – к смерти. У прп. Максима отчетливо проступает характерное для Востока отношение к умной деятельности, как к благой, а к телесной – как порочной. При этом, он, однако, вполне удерживается от крайностей манихейства (материя, сама по себе, зло) в православном учении.
Прп. Максим Исповедник: «Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший Божественную заповедь – не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.
Подобным образом учит и блаж. Августин.
Утвердив сначала факт, что и древо жизни, и древо познания добра и зла были реальными деревьями в Эдемском саду, блаж. Августин раскрывает далее их нравственное и даже аллегорическое значение.
Касательно древа жизни, блаж. Августин приводит, в основном, его аллегорическое значение. Так, он пишет: «Прочие деревья служили для него [человека. – Г.Ф.] питанием, а древо жизни – таинством, означавшим не что иное, как премудрость, как сказано [о премудрости. – Г.Ф.]: древо жизни для тех, которые приобретают ее ( Прит. 3:18 )». И далее: «Премудрость – не тело, а потому и не дерево; а что в телесном раю премудрость могла быть обозначаема через дерево, т.е. телесную тварь, как некоторое таинство. » – это очевидно для блаж. Августина и невероятно лишь для тех, кто не видит духовные таинства и смыслы в телесных предметах. Еще блаж. Августин говорит, что «Премудрость, т.е. Христос, представляет собою древо живота в раю духовном, куда был послан разбойник ( Лк. 23:43 ), но для обозначения ее, было сотворено древо жизни и в раю телесном».
Св. Иоанн Дамаскин излагает и несколько иную мысль, согласно которой древо познания давало человеку разумение своей природы, что хорошо и благо для совершенных, и через преждевременность – пагубно для несовершенных в благочестии.
Св. Филарет Московский, согласно со св. отцами, видит пагубное действие вкушения плодов дерева познания добра и зла, в связи с нарушением особенного Божия назначения (заповеди), т.е. в связи с непослушанием человека. Но, в отличие от большинства отцов, св. Филарет допускает и мысль о пагубном действии плодов дерева познания в связи с особым свойством самого дерева.
4.3. Райские реки
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат ( Быт. 2:10–14 ).
Практически все святые отцы подчеркивают буквальное понимание свидетельства бытописателя о райских реках.
Св. отцы, исходя из, современных им, представлений об устройстве земли, пытались даже реально себе представить, как это все было. По свидетельству Писания, одна река, выходившая из Едема, разветвлялась потом на четыре рукава. Но поименованные реки, как известно, имеют каждая свое независимое начало, находящееся даже весьма далеко друг от друга. Объяснения отцов, в данном случае, конечно, гипотетические, предположительные, ибо ни богооткровенным, ни научным знанием, в данном случае, не владели ни древние св. отцы, ни мы теперь. Блаж. Августин представлял себе это, например, так. Место рая весьма удалено. Там разделялся единый поток райской реки. Далее эти реки проходили где-нибудь под землей, протекая целые страны, а потом в разных местах выходили наружу, где и известны теперь источники этих рек. Исходя из сегодняшних представлений, нам легче предположить, что картина поверхности земли резко изменилась после всемирного потопа, и потому, хотя реки эти сохранились, но географический облик их весьма изменился. А, впрочем, мы и не пытаемся себе особенно представить, как все это было, а больше оставляем место тайне Божией, веруя, однако, вместе со св. отцами, что все это буквально было.
Древние св. отцы, да и позднейшие комментаторы Библии, пытались отождествить указанные в Писании райские реки с известными нам ныне.
Имя одной реки Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
פישון (Пишон), что означает «полноводный» (Лопухин), «множество» (Иосиф Флавий), «распространение» (Берман). Ныне неизвестна река с таким наименованием. Древние расходились во мнениях об этой реке. Одни (Иосиф Флавий, блаж. Августин, св. Иоанн Дамаскин) считали, что это река Ганг. Земля Хавила, что значит «роскошь», где золото – это, в таком случае, Индия. Другие (прп. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст) считали, что это река запада – Дунай.
Современный исследователь И.Ш. Шифман 210 считает, что река Пишон отражает смутные сведения об одной из великих рек Африки или Индии. Последнее совпадает с мнением древних о Ганге. Золотоносную страну Хавила Шифман относит к Аравии или Африке.
Другой точки зрения придерживался св. Филарет Московский. Он считал, что река Фисон есть река Аракс, стекающая с Араратского нагорья и, через Куру, впадающая в Каспийское море. Хавила, по св. Филарету, есть отечество народа, от которого Каспийское море называлось Хвалынским.
Ассирийская клинопись свидетельствует о существовании Вавилонского канала Пизану. У греческих авторов этот канал известен под названием Паллокопас. Такие исследователи, как Делич, Якимов, Лопухин находили возможным райскую реку Пишон отождествлять с этим каналом. Это мнение усиливалось упоминанием в клинописных текстах земли Ард-эль-Хавилот (Хавила?) близ Персидского залива. Слабым местом этой точки зрения является то, что Пизану не река, а искусственный канал, сделанный людьми, и, конечно, уже после потопа.
Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш.
Несмотря на единогласное мнение древних, некоторые из позднейших исследователей предлагали мнения другие.
Другое мнение основано на том факте, что Нимрод, сын Хуша, захватил власть в Месопотамии. Кушиты становятся преобладающим племенем после вавилонского столпотворения в шумеро-аккадской народности Месопотамии (библейской долины Сеннаар). В клинописных текстах они именуются «кассу». Если Кассу – то же, что Куш, то и Гихон может быть отождествлен с Вавилонским каналом Гухану. Так думали уже упомянутые библейские комментаторы Делич, Якимов, Лопухин.
Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею.
חדקל (Хиддекель), LXX переводит Τίγρις (Тигрис) – название известной реки Тигр. Она, река Тигр, протекает пред Ассирией, или, точнее, Хиддекель (Тигр): он, идущий перед Ашуром. Под Ашуром (Ассуром) лучше всего понимать город на восточном берегу Тигра, давший наименование и всей стране Ассирии. И древние отцы, и современные комментаторы однозначно понимают здесь восточную реку Месопотамии – Тигр.
Что означало в древности само слово «Хиддекель» не вполне ясно. Иосиф Флавий, например, объясняет таким образом: «Тигр же (назван) – Тиглатом, чем определяется нечто узкозаостренное». В современном еврейском языке «Хиддекель» употребляется в смысле наименования реки Тигр.
Четвертая река Евфрат.
Итак, можно отметать три варианта попытки отождествления райских рек с известными ныне.
Вариант древний, святоотеческий: Ганг, Нил, Тигр и Евфрат, или – Дунай, Нил, Тигр, Евфрат.
Вариант св. Филарета Московского: Аракс, Аму-Дарья, Тигр и Евфрат.
Вариант комментаторов, на основании свидетельств Ассирийской клинописи: Тигр и Евфрат с Вавилонскими каналами Пизану и Гухану.
Исследовав суждения о райских реках, естественно задать вопрос: Так где же был сад Эдемский? Где был рай? Могут ли быть увенчаны успехом поиски местонахождения рая на земле?
Остается некоторая тайна. Вместе со св. Филаретом Московским можно сказать, что «нельзя утверждать, что следы Рая совершенно изглажены потопом или другим образом». А, с другой стороны, нельзя однозначно твердо сказать, что райский сад был вот здесь, или там. Сам св. Филарет считал, что место рая «с вероятностью, можно искать около Месопотамии, Сирии или Армении, на востоке». На горах Арарата, где позднее остановился Ноев ковчег, откуда вновь начнется расселение рода человеческого, где ныне в вечных льдах застыли горные пики, в этой, как бы, парящей над землей, ледяной пустыне, видится и мне место некогда цветущего райского сада. Там рай «лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием» 216 был обиталищем первого человека. Но не сохранил этот сад человек, не сохранил и себя.
Человек изгнан из рая.
А цветущие растения обратились в ледяные узоры.
От земли Эдема расходятся два рога Благодатного полумесяца – две земли свершений Божиих. Земля Междуречья, земля доавраамовых праотцов, долина Сеннаар. И Земля Святая, Земля Обетованная, которая будет дана Аврааму. Но и в изначальных, допотопных, временах можно найти следы этих двух земель, исходящих от Эдема, двух рогов Благодатного полумесяца.
Вот восточный рог: И пошел Каин от лица Ягве, и поселился в земле Нод, на восток от Эдема ( Быт. 4:16 ).
А вот западный: По свидетельству книги Еноха на горах Аманы (см. Песн. 4:8 ) жили еще до потопа первые верующие люди, почему LXX и переводит это наименование: άρχήσ πίστεως из начала веры. Амана – южная вершина одной из Ливанских гор. Не потомки ли Сифа поселились там? Каин и его потомки ушли от лица Господня, потомки же Сифа искали Его.
Своеобразное духовное толкование райских рек дает равви Берман. Река выходит из сада Эдена четырьмя потоками. Тора указывает на четыре направленна, которыми человек, в случае своего грехопадения, может уйти из сада.
Человек может уйти из сада Эдемемского по направлению реки Пишон. Это направление ведет в землю Хавила, что значит «роскошь». Там золото и драгоценные камни. Итак, человек теряет рай путем богатства и роскоши. И, не само по себе богатство худо, не золото и камни, а служение богатству человеческой самости. Оно превращает добро во зло («тов» в «ра») и путает их. Пишон значит «распространение». По Раши – это разливающийся, выходящий из берегов поток. Таково самовоздвигание через богатство.
Человек может уйти из сада Эдемского с бурной и напористой рекой Гихон – со страстью к блуду. Куш, потомство Хама, Эфиопия – символ чувственности, похоти, страстей. Похоть, выдающая зло за добро, также производится не безличностной плотью, телом, а, обманывающей себя, самостью человека.
Человек увлекается потоком Хиддекель, означающим реку Тигр, он идущий перед Ашуром. Ашур (Ассирия), Тигр – символ власти, завоевания, кровопролития, имперства. Человек теряет рай через душевную страсть властвования. Своеволие вновь перемешивает и путает добро и зло.
Путь Прата – это путь обращения всей земли человеком в рай.
Увы, человек ушел иными путями, неся земле не благословение, а проклятие.
Золото и драгоценные камни земли Хавила.
Райская река Фисон обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс ( Быт. 2:11–12 ).
Хавила – роскошная земля, богатая золотом.
Кроме того, упомянуты два вида драгоценных камней.
Кроме того, земля Хавила была богата камнем.שהם (шогам), или, по переводу Вульгаты: onychinus (оникс) – зеленый камень, изумруд (смарагд).
Св. Иоанн Златоуст отмечает духовное значение золота и камней бдолах (анфракс) и шохам (оникс). Духовное значение этих райских драгоценных камней он находит из сопоставления с священными принадлежностями первосвященника.
Итак, райская земля Хавила, та, где золото, и золото хорошее, несла в себе славу имени Божия Ягве (יהוה). Драгоценности этой земли – анфракс и смарагд предызображали Мессию, Христа Царя и Первосвященника Божия царства.
Золото – Божественная слава имени Божия.
Анфракс – огненный камень. Огню свойственно жечь и светить, а царю – наказывать и миловать. Таков Царь Эдема, Царь и Лев колена Иудина.
Смарагд (изумруд) – зеленый камень. Зеленый цвет– цвет жизни и вечности, даруемой Первосвященником небесных благ ( Евр. 9:11 ).
Райского злата, анфракса и смарагда лишился Адам – их возвращает Адамову роду Мессия Христос, Царь и Священник.
Как и древо жизни, так и райская река имеет свое таинственное евангельское и апокалиптическое значение.
Из Едема выходила река для орошения рая. Воды этой богозданной реки напояли деревья и цветы рая, Едемского сада, богоуготовленного места обитания первого человека. В тени райского древа жизни, орошаемого Божьей рекой, зачиналось Царство Божие в новосозданном мире. Там Бог являлся Адаму.
Для падшего Адама, древо жизни расцвело на Голгофе. Древо жизни, древо крестное. И от прободенного ребра Распятого истекли кровь и вода ( Ин. 19:34 ). То заструилась река жизни, возрождающая водою и духом входящих в Царство Мессии. Открылся Источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Раздался зов. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Эта река разделилась на четыре потока. Четвероевангелием благодать Духа Святого разлилась, вернула к жизни все концы земли.
И во дне восьмом, в Новом Иерусалиме, сходящем с неба от Бога, один из семи ангелов показал Иоанну Богослову, тайнозрителю, чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни. ( Откр. 22:1–2 ). Как сад в Эдеме соединял новосозданные небо и землю, в нем Бог являлся Адаму, от него Царство Божие, струящимися четырьмя потоками, должно было благодатно оживить сотворенные небо и землю, так и Новый Иерусалим, скиния Бога с человеками, где Он будет обитать с ними ( Откр. 21:3 ), орошается светлой, как кристалл, рекой жизни – источником вечной жизни нового неба и новой земли.
4.4. Возделывание и хранение сада в Эдеме
И взял Ягве Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 ).
Введенный Богом в рай человек, становится в особое отношение к земле, растениям и животным сада Эдемского. Землю и растения он должен был возделывать и хранить, а животным дать имена. В результате же, он должен был получить жену Еву. Так человек должен был пройти некий путь восхождения от земли, растений, животных к, подобному себе, человеку. И через все это, и во всем этом иметь Богообщение.
Итак, Адам должен был, по введении в сад Эдемский, возделывать его и хранить его. Толкователи Писания раскрывают различные значения этого Адамова делания в раю.
О возделывании Эдемского сада, как земледелии, и его духовном значении для человека рассуждает св. Филарет Московский: «Человек введен в Рай возделывать его. Хотя неповрежденная природа, конечно, была богата и без пособия искусства, и, хотя человек всего менее долженствовал служить своему телу; однако, Бог назначает ему простой земледельческий труд:
а) дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания;
б) дабы, сколько можно далее, отстоял от опасного чувствования самодовольства и независимости;
в) и дабы видимое совершенствование земных произведений, посредством труда, приводило ему на мысль возможность и долг возделывать собственное сердце, для принесения Богу совершеннейших плодов преподобия и правды.
Итак, видим, что рассуждение некоторых христиан о том, что земледелие есть результат грехопадения и Каиновой цивилизации, что оно не богоугодно и, с упразднением Христом клятвы за грех, упраздняется, что оно привязывает человека к земле в духовном плане и производит идолов и идолопоклонство, – несостоятельно! Попытка перешагнуть через земледелие есть шаг в прелесть. Не земледелие небогоугодно, а существует небогоугодное отношение к земледелию или в виде его отрицания, или, наоборот, в превращении попечения о плоти в похоть ( Рим. 13:14 ), в своеобразное землестрастие, действительно порождающее идолов.
Еще св. Филарет четко говорит о хранении Эдемского сада от себя самого, ибо кто, как не сам человек, оказался тем хищником, который, через свое невоздержание, не в рай превратил землю, а навлек на нее Божие проклятое. И, наконец, главное – человек должен был хранить сад от искусителя диавола, древнего змия.
Берман дает толкование этого текста на основании его точного звучания в оригинале на еврейском языке.
Равви Берман находит три возможных слова женского рода, о которых могла бы идти речь в этом тексте. Первое – «адама», почва сада в Эдене. Но, поскольку на этой почве (адама) произросло и древо жизни, то рассуждать о том, что бы значило возделывание ее, он находит неуместным. Не нам возделывать почву древа жизни и рассуждать о том, что бы это значило. Другое слово женского рода здесь Эден. Возделывать и хранить «Эден», высший план человеческого бытия – мысль темная и, по равви Берману, так же неуместная.
Думается, однако, что прекрасные мысли равви Бермана о возделывании и хранении души (нешамы) вполне можно было бы сочетать и с возделыванием почвы (адамы) Сада Эденского. Возделыванием почвы (адамы) сада нас вовсе не обязывает ставить вопрос о почве (в духовном смысле), на которой вырастает древо жизни. Буквальное значение райских деревьев и, соответственно, почвы, в простом, естественном смысле, нисколько не противоречит духовному, аллегорическому и таинственному значению сада и всего, что в нем.
Некоторые св. отцы относят повеление Бога человеку возделывать и хранить, к исполнению и хранению заповеди невкушения от древа познания добра и зла.
Согласное с прп. Ефремом Сириным мнение излагает и св. Иоанн Златоуст в «Беседах о творении». Но это мнение противоречит его же мнению в истолковательных «Беседах на книгу Бытия» (см. выше). Там говорится о возделывании и хранении, как о земледелии, здесь же – это отрицается. В связи с этим, следует напомнить, что «Беседы о творении» находятся в разряде приписываемых св. Иоанну Златоусту, и не исключено, что правы патрологи, считающие автором этих «Бесед» Севериана, епископа Гавальского. Севериан Гавальский – современник Златоуста и был в числе его противников.
Многоразличие смысла находил в обязанности первого человека возделывать и хранить сад в Эдеме блаж. Августин. Он рассуждает о значении труда и, в частности, земледелия для человека. Что есть труд? – осуждение за грех или некое благо, потребное и несогрешившему?
. И он [шестикрылый серафим. – Г.Ф.] мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
С тех пор, как вечный Судия Мне дал всеведенье пророка.
Что это? Божественное вдохновение? В смысле богооткровенных пророков, как Моисей или Исайя. Нет. Но это Божественное вдохновение заповеданного Адаму труда возделывать райский сад в Эдеме.
Далее, блаж. Августин развивает свои мысли о труде человека, прилагая и рассуждения о хранении.
Адам, человек, был введен Богом в сад Эдемский, в рай, чтобы возделывать его и хранить его. С тех пор, в каждом человеке, и, в особенности, в мужчине, живет труженик и воин. Это земное призвание человека. Муж-человек должен трудиться и охранять Божий сад – сад души, сад семьи, сад земли, сад Царствия Божия.
4.5. Видение Еноха Праведного
Некогда был восхищен в рай св. апостол Павел.
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – (только) не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2–4 ).
Видение апостола Павла отражает представление иудеев о семи небесах. На третьем из них – рай. На небо был взят праведный Енох ( Быт. 5:24 ). В «Книге Еноха Праведного» («Славянском Енохе») описано, как Енох восходил на небо, проходя все семь небес. На третьем небе он видел рай.
«И взяли меня (Еноха) оттоле мужи те и возвели на третье небо; и поставили меня посреди Рая.
Вид же места того красоты незнаемой есть: всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие.
И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и древо то отменно благовонием своим несказуемым. И другое древо подле, масличное, точащее елей непрестанно. И всякое древо благоплодно, и нет там древа бесплодного, и на всем месте том благословение. Ангелы же, хранящие Рай, светлые весьма, немолчными гласами сладкопения своего служат Богу на всякое время.
– Сколь благо место сие!
Отвечали мне мужи те:
Иосиф Флавий. Иудейские древности, т.1. Минск, «Беларусь», 1994., гл.1–3.
Также и Вульгата переводит слово «керем» – «а principio», т.е. «в начале».
Ефрем Сирин, святой. Творения, ч. 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, с. 231.
О книге Бытия, кн. 8, гл. 3.
На книгу Бытия, беседа 13, п.3.
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 40
Замена «н» на «м» в слове Эден произошла в LXX, а оттуда и в славянском и русском текстах – Эдем. На европейских языках, вслед за еврейским – Эден, так по-немецки – «Garten in Eden».
О книге Бытия, кн. 8, гл. 3.
О книге Бытия, кн. 8, гл. 1, п. 1.
На кн. Бытия, беседа 13, п. 3.
Макарий Египетский, Великий, преподобный. Новые духовные беседы. М., «Интербук», 1990. Беседа 27, п. 3.
Там же. Слово 4, гл. 5
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867., с. 39
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. Ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991, стр. 59.
Беседы о творении мира, беседа 5, с. 422.
Беседы о творении мира, беседа 5, с. 423.
На кн. Бытия, беседа 13, п. 4.
Как пушкинская старуха, после всех дарований золотой рыбки, вновь оказалась у разбитого корыта.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 4.
Феодорит, епископ Киррский, блаженный. Изъяснение трудных мест Божественного Писания, т. 1 (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, И. Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон). М., Издательский Совет РПЦ, 2003, ч. 1, с. 27.
На кн. Бытия, беседа 13, п. 4.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 5, п. 11.
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 40–41.
Приведенный текстологический анализ дан по Берману [Берман Б.И. Библейские смыслы, книга первая, М., 1997, с. 43–44].
В русском переводе слово «познание» употреблено в наименовании древа. Св. Григорий же употребляет в наименовании древа слово «ведение» (γνώσιν), противопоставляя его слову «познание» (έπιστήμιν).
Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995, с. 65–66
Максим Исповедник, преподобный. Творения, кн. 2, Вопросоответы к Фалассию, ч. 1, вопросы 1–55. Изд. «Мартис», 1993, вопр. 43.
Раннехристианские отцы церкви. Мужи апостольские и апологеты. Антология. Дидахи, св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, Пастырь Ерма, Татиан, Афинагор, св. Феофил Антиохийский, св. Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Послание к Диогнету. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1978, п. 12.
Интересно, что блаж. Августин считает древо познания яблоней, о чем не говорит Св. Писание, но что общепринято в народе.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 6, п. 12.
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 41–42
Димитрий Ростовский, святой. «Летопись». Ч. 1 и ч. 2. Изд. Василий Сопиков при Императорской Академии художеств, СПб, 1796, с. 26.
На кн. Бытия, беседа 13, п. 4.
Августин блаженный, еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, «Паломник», 1997, кн. 8, гл. 7.
Шифман И.Ш., д.и.н. Учение. Пятикнижие Моисеево. Изд. «Республика», М., 1993, с. 270
Иосиф Флавий. Иудейские древности, т.1. Минск, «Беларусь», 1994, кн. 1, гл. 1, п. 3.
Старший сын Хама – Хуш ( Быт. 10:6 ), его потомки – хушиты (эфиопы).
Ветхий Завет, перевод с древнееврейского, книга Бытия, пер. и комментарии М.Г. Селезнева, РБО, 2001, с. 69.
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 40.
Иуд. древности, кн. 1, гл. 1, п. 3.
Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука: Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований. Изд. Православного Братства «Неопалимая купина», М., 1996, с. 142–143.
Иоанн Златоуст, святой – Севериан, епископ Гавальский. Беседы о творении мира. Творения Иоанна Златоуста. Изд. П. П. Сойкин, «Русский паломник», 1915. Беседа 5, с. 426–427.
Берман Б.И. Библейские смыслы, книга первая, М., 1997, с. 45–47.
Ветхий Завет, перевод с древнееврейского, книга Бытия, пер. и комментарии М.Г. Селезнева, РБО, 2001, с. 69.
Иоанн Златоуст, святой – Севериан, епископ Гавальский. Беседы о творении мира. Творения Иоанна Златоуста. Изд. П. П. Сойкин, «Русский паломник», 1915, беседа 5, с. 427.
История показывает, что народы, вера которых благословляет труд, как Богоделание, как теургию – процветают; там же, где труд воспринимается как нечто второстепенное или даже мешающее Богообщению – там нищета, голод, неустройство.
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святой. Творения, т. IV, кн. 1 и кн. 2, Изд. СПб. ДА, 1898. На кн. Бытия, беседа 14, п.2.
Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с.42.
Берман Б.И. Библейские смыслы, книга первая, М., 1997, с. 47–48.
Максим Исповедник, преподобный. Творения, кн. 1, Богословские и аскетические трактаты. Изд. «Мартис», 1993. Главы о любви, вторая сотница, 11.
Ефрем Сирин, святой. Творения, ч. 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, с. 232.
Иоанн Златоуст, святой – Севериан, епископ Гавальский. Беседы о творении мира. Творения Иоанна Златоуста. Изд. П. П. Сойкин, «Русский паломник», 1915, беседа 5, с. 424.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 8, п. 15.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 9, п. 17.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 10, п. 20, 22.
О кн. Бытия, кн. 8, гл. 10, п. 23.
От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тыс. н.э., переводы С.С. Аверинцева, ред. Д.С. Лихачев, МИРОС, М., 1994. Книга Еноха Праведного, гл. 5, с. 102–103.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»