Впо или спо что это
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования.
Содержание
Среднее профессиональное образование в России
Образовательные учреждения СПО
В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).
В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [1] :
7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).
С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:
Приём в образовательные учреждения СПО
Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военной службе» [2] не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.
Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием
Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
Что такое среднее образование – отличие от высшего
Довольно большую область в системе образования занимает средняя ступень. Она является ключевой и самой обширной в жизни человека. Если брать все среднее образование, то в среднем оно занимает до 8 лет учебы.
Это довольно большой срок, не правда ли? Давайте подробно рассмотрим, что под собой подразумевает среднее образование.
Также сравним данный этап обучения с высшей ступенью – вузовским образованием.
Что такое среднее образование?
Чем отличается общее среднее образование от среднего профессионального
Отличие средне-специального образования от среднего профессионального
Отличие среднего образования от высшего
Разновидности учебных заведений среднего образования
Как получить полное среднее образование после 9 класса?
Как поступить в вуз после среднего образования?
Как легко сдавать работы на «отлично»?
Что такое среднее образование?
Прежде всего давайте разберемся, что такое среднее образование в полном смысле. Среднее образование представляет собой большой период обучения. Начинается он с перевода ученика школы в пятый класс.
В это время учащийся начинает приобретать начальное среднее образование. Все 4 года до конца 9 класса в школе он учит общеобразовательные программы. Многие школьники чувствуют тяжесть от новых предметов: геометрия, физика, химия, алгебра и т.д. Поэтому начинают прогуливать и решают после 9 класса уходить из школы. Кажется, что вот там-то их ждет взрослая жизнь.
Наконец после сдачи ОГЭ можно взять свои результаты и аттестат об общем среднем образовании и отправиться в приемную комиссию. Только вопрос: а куда поступать? В техникум, колледж или ПТУ? А чем отличается средне-специальное от среднего профессионального?
И еще множество вопросов начинают мучить бедного подростка. Если вы стремитесь скорее стать взрослым, то заранее определитесь со своей будущей специальностью. Тогда вам даже не придется особо задумываться.
Итак, следующий этап среднего образования займет у учащегося еще 3-4 года. Первые 1.5-2 курса будет изучение тех же предметов, что и в 10-11 классах. Затем будущего специалиста вводят в профессию и присваивают ему квалификацию.
На этом среднее образование заканчивается. Перед выпускником возникает новая дилемма: отправляться на работу или поступать на высшее образование. Это сложный выбор, который может повлиять на будущее нашего специалиста. Ведь возможно ему предложат повышение в карьере, а диплома о «вышке» у него будет. И повышение пройдет мимо работника. Но это уже совершенно другая история.
Теперь вы знаете, что такое среднее образование и почему оно так долго длится. Это самый долгий уровень получения образования. Для сравнения: начальное образование длится с 1 по 4 класс. Высшее образование – 4 года бакалавриата + 2 года магистратратуры (всего 6).
Чем отличается общее среднее образование от среднего профессионального
Общее среднее образование завершается, когда ученик сдал ОГЭ и получил аттестат с оценками. Он может продолжить учебу в школе и получить полное среднее образование, либо может продолжить обучение уже в специальных учреждениях: в техникуме, училище, ПТУ или академии.
Общее образование не дает выпускнику школы никакой специальности. Он не может устроиться на ту работу, где требуется квалификация. Если студент все-таки откажется от дальнейшего обучения, то максимум, куда он сможет пойти работать – это грузчиком или охранником в магазин.
Конечно, если у молодого человека есть предпринимательские способности и капитал, то он может открыть свое частное дело. Однако и для ведения бизнеса необходимо знать основы менеджмента и маркетинга. Иначе долго такое дело не простоит.
К тому же юного бизнесмена смогут обмануть дельцы с большим опытом. Поэтому рекомендуем все же задуматься над получением диплома или хотя бы прослушиванием курсов по какой-либо специальности.
К примеру, молодые девушки учатся делать маникюр и брови, начинают изучать парикмахерское дело. Это довольно прибыльно в настоящее время, врать не будем.
Для юношей открыты двери курсов по узким специальностям: слесарь, механик, плотник, водитель. Все это может помочь устроиться даже на высокооплачиваемую работу. Ведь таких специалистов сейчас не найти. Большинство все-таки стремится поступать в гуманитарные вузы, на IT-направления и т.д.
Конкуренции у тех, кто закончил специальное образование, почти не будет. Поэтому это довольно верное решение на сегодняшний день.
Однако если вы решили заканчивать только курсы, то далеко на этом не уедешь. Работодатели все-таки просят, чтобы у вас был на руках не только сертификат курсов, но и какой-нибудь диплом. Поэтому подумайте над дальнейшим образованием, куда вы хотите поступать. А мы расскажем о различиях среднего специального и среднего профессионального образования.
Отличие средне-специального образования от среднего профессионального
Не многие выпускники школ после 9 класса знают, что различают два вида линий для среднего образования. Можно пойти получить средне-специальное образование (ССО) и среднее профессиональное (СПО).
Чтобы получить среднее специальное образование, необходимо поступить в училище или закончить курсы. Обычно средне-специальное образование получают
1. Квалифицированные рабочие – это
2. Работники общественных услуг –
Для первой категории студентов обучение длится около 3 лет. За это время ученик получает глубокие знания по своей специальности и может приступить к работе уже во время учебы. Преподаватели оценят такой подход и будут только поддерживать студента.
Вторая категория лиц заканчивает курсы за 2-3 месяца. Максимум нужно учиться полгода. Поэтому им необходимо тщательно подыскивать себе работу. Обычно без опыта таких людей не берут. Однако если курсы были пройдены несколько раз в разных местах и у разных мастеров, то это уже будет показывать опыт.
Раньше ПТУ считалось начальным средним образованием, теперь оно стало специальным. Это связано с тем, что престиж ПТУ в наше время упал. В представлении людей в училище идут только те, кто учился на «двойки» и «тройки». Однако это не так.
Чтобы хорошо получать сегодня, можно освоить лишь профессию сварщика и зарабатывать на этом около 50-70 тысяч в месяц. Специалистов катастрофически не хватает.
Зато многие выпускники после 9 класса идут получать среднее профессиональное образование. Престиж решает все. Поэтому поступить в техникум на бюджет – это большая заслуга для выпускника школы.
К среднему профессиональному образованию относятся техникумы и колледжи.
Выпускникам можно выбрать из 400 специальностей и учиться около 4 – 4,5 лет. Многие продолжают учебу уже в высших образовательных учреждениях. Выпускникам техникумов в некоторых вузах предоставляют возможность закончить образование по ускоренному курсу.
Около двух лет студенты техникумов изучают общеобразовательные предметы. Так они заканчивают общее среднее образование. Затем переходят к изучению своей профессии. Когда студенты получают заветный диплом о среднем профессиональном образовании, то они отправляются работать и поступают на заочное отделение вуза.
Чем же отличаются средне-специальное и среднее профессиональное образования? Как вы уже поняли, техникумы и колледжи до сих пор более престижны для современного поколения.
Лучше поступить в школу МВД или в военное училище, чем пойти учиться на сантехника. Однако миру нужны рабочие специалисты. Ведь все в нашей бытовой жизни держится на крепких рабочих руках.
К тому же для работников с образованием ссуза большие предприятия предоставляют льготы на проезд и питание.
Общежитие гораздо легче получить именно в училище, чем в техникуме. К тому же конкурс на поступление не высокий. После ссуза можно сразу идти работать по специальности и не думать о высшем образовании. Лучше получать разряд и опыт. Это больше ценится в работнике.
Выпускник ПТУ точно также может поступить на учебу в вузе. Только для него это не сыграет большой роли. Ведь профессия просто рабочего востребована в наши дни как никогда. Среди молодежи даже ходит выражение – «вокруг одни дизайнеры, работать на заводах некому».
Таким образом, теперь вы знаете, что более востребованы сегодня выпускники со средним специальным образованием. Но все так же более престижным остается среднее профессиональное образование.
Отличие среднего образования от высшего
Высшее образование – это уже следующая ступень после среднего. Студент, окончивший ссуз или получивший СПО, уже может работать по своей специальности. А может пойти учиться дальше в университет.
Выпускников школ после 11 класса вуз ждет без диплома о техникуме. Однако и одиннадцатиклассники могут поступить в ссуз при желании или в безвыходной ситуации.
Выпускники 9 классов не могут поступить сразу в университет. Обязательно должно быть пройдено какое-либо промежуточное звено.
Высшее образование дает возможность получить руководящую должность, получить более глубокое освоение профессии. Поэтому в настоящее время работнику не удастся получить повышения, пока у него не будет диплома о высшем образовании.
Если вы уже получили среднее образование, то можете отложить поступление до лучших времен. Для тех, кому нужно начать зарабатывать как можно быстрее – это подходящий вариант. К тому же можно лучше подготовиться к поступлению в университет.
Разновидности учебных заведений среднего образования
Мы уже назвали несколько видов учебных заведений среднего образования. Давайте остановимся на их определениях.
Техникум и колледж – это практически одинаковые учреждения. Они выпускают специалистов, которые могут работать по своей профессии.
Здесь студенты 2 года получают полное среднее образование, а оставшиеся 2 года изучают саму квалификацию, проходят практики и т.д.
Они почти ничем не отличаются. В основном абитуриенты выбирают не между колледжем и техникум, а между программами обучения.
ПТУ – профессиональное училище. Здесь готовят работников по узкой специальности.
Академия МВД, военные училища, кадетский корпус – это все учебные заведения, которые готовят защитников государства. Кстати, в кадетский корпус поступают после 8 класса.
Чтобы поступить после 9 класса в учебное заведение, рекомендуем обратиться к интернету. Посмотрите, в каком заведении вы сможете поступить ту специальность, которая вам интересна. Обязательно посмотрите, какие экзамены нужно сдать и какой балл набрать для поступления.
Так, вы сможете получить среднее профессиональное образование.
Как получить полное среднее образование после 9 класса?
Чтобы получить среднее специальное образование, нужно поступить в училище. Необходимо принести аттестат и пройти собеседование.
Чтобы получить среднее профессиональное образование, необходимо в приемную комиссию принести свой аттестат, а также результаты ОГЭ.
Как поступить в вуз после среднего образования?
Поступить в вуз можно либо после 11 класса и сдачи ЕГЭ, либо после получения диплома о среднем профессиональном образовании.
После техникума, колледжа или училища вам потребуется сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.
Обычно вступительные экзамены приравниваются к тестированию на базе знаний 11 класса. Поэтому ничего сложного вас не ждет. Демонстрационные варианты можно найти на сайте университета.
Среднее профессиональное образование – это уже рабочая квалификация. Вы можете поступить в университет по совершенно другой специальности и изучить новую профессию.
Как легко сдавать работы на «отлично»?
Получая среднее образование, необходимо сдавать письменные работы, как и в университете. Студентов ожидают курсовые, рефераты и дипломная работы.
Многие учащиеся начинают подрабатывать уже во время учебы. У них нет столько времени, чтобы писать большие работы.
Поэтому многие заказывают готовые курсовые и дипломные, либо скачивают их из интернета.
Однако не все знают, что в техникумах и колледжах проводится обязательная проверка на уникальность текста. Поэтому многие попадаются на плагиате. Некоторых студентов отчисляют, других заставляют переписывать и сдавать уже на следующий год. А ведь это означает потерю
Чтобы у вас не возникало проблем со сдачей письменных работ, можете заказать профессиональное повышение оригинальности текста на нашем сервисе.
Всего за 1 минуту наша программа Антиплагиат Киллер сделает так, что заимствования станут незаметными для системы проверки плагиата. Что интересно, ваш текст никак не изменится. Перекодируется внутренняя часть файла.
Наш сервис killer-antiplagiat абсолютно автоматизирован, и вам не придется обращаться к кому-либо и ожидать, пока специалисты ответят.
Если вам нужно 70-80% уникальности – укажите этот показатель.
Даже если раньше ваш документ показывал 2-3% самостоятельности – это не имеет значения. За одну минуту вы получите готовый документ.
Если хотите убедиться, что программа действительно работает, то попробуйте бесплатное повышение 2 страниц. Так, вы убедитесь, что это действительно быстро и надежно.
Из этой статьи вы узнали, что такое среднее образование. Это самый большой учебный этап в жизни человека. Он начинается с 5 класса и заканчивается после получения диплома о среднем профессиональном образовании.
Получать среднее профессиональное образование стоит тем, кому нужно скорее устроиться на работу и зарабатывать деньги. Больше всего на рынке труда ценятся и лучше оплачиваются рабочие специальности. Поэтому в настоящее время получать рабочую профессию выгодно.
Высшее образование по сравнению со средним дает возможность продвигаться по карьере и занимать руководящую должность.
Вуз или техникум: куда поступать, чтобы удачно трудоустроиться и хорошо зарабатывать?
Привет, Хабр! Прошлым летом мы опубликовали статью о результатах мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Проект получил активную поддержку от вузов и всех заинтересованных сторон, благодаря чему за прошедший год был проведен ряд улучшений.
Во-первых, были собраны и обработаны данные о выпускниках вузов 2014 и 2015 годов. Данные за 2015 год были обработаны и опубликованы буквально несколько дней назад (возможно, кто-то из читателей заметил недавние публикации в СМИ на эту тему). Так что теперь можно анализировать результаты мониторинга сразу за три года, прослеживая динамику показателей. Но об этом мы расскажем подробнее в следующей статье.
Во-вторых, были собраны, обработаны и опубликованы на портале spo.graduate.edu.ru данные о выпускниках среднего профессионального образования 2013 и 2014 годов выпуска. Для тех, кто не очень разбирается в официальных терминах, – это выпускники «колледжей», «техникумов» и т.п. Вот о результатах этого мониторинга, а также об их сравнении с результатами мониторинга вузов мы и поговорим в данной статье.
Мы старались как можно подробнее рассказать о проекте, поэтому статья получилась довольно объемной и поэтому разделена на несколько частей. В первой мы вкратце поговорим о том, что такое среднее профессиональное образование и что следует ожидать от него. Во второй речь пойдет о результатах мониторинга. Отдельный важный раздел посвящен попытке сравнить результаты выпускников среднего профессионального образования с результатами выпускников вузов. Иными словами, попытаемся хотя бы частично ответить на извечный вопрос «Так ли важно высшее образование?», но с объективной, новой точки зрения, опираясь на сухие цифры.
Если лень читать теорию и прочие пояснения, то можно перейти сразу к самому интересному — результатам, но настоятельно рекомендуем ознакомиться хотя бы с методикой исследования.
Теоретическая часть
Что такое СПО?
Для начала разберемся с терминами, чтобы верно понимать друг друга. Что вообще такое среднее профессиональное образование? Как следует из названия, это, прежде всего, профессиональное образование.
Ведущей задачей данного уровня образования является обучение учащихся за максимально короткий срок ключевым навыкам и знаниям, которых будет достаточно для начала трудовой деятельности. На некоторые специальности можно поступить уже после 9-го класса. Таких выпускников сейчас часто называют «рабочие кадры» или «синие воротнички», т.е. люди, которые работают руками на заводах, складах, в парикмахерских, магазинах и т.д.
Иногда считается, что СПО больше направлено только на получение рабочих или не требующих глубоких знаний специальностей. Однако это не совсем так. Многие, хотя и далеко не все, специальности, которым можно обучиться по программам высшего образования, доступны и в СПО. Конечно, учебные программы и интенсивность подготовки при этом будут отличаться. Следует заметить, что многие вузы также могут обучать по программам среднего профессионально образования.
Здесь и далее под специальностью мы будем понимать «укрупненную группу специальностей и направлений подготовки». Подробнее можно посмотреть в справочниках ФГОС 3+:
Для простоты изложения далее по тексту мы будем называть всех выпускников, получивших среднее профессиональное образование, «выпускниками СПО» или «выпускниками техникумов», а получивших высшее образование, – «выпускниками ВО» или «выпускниками вузов». Хотя формально это и не совсем верно, зато сразу всем понятно.
Стереотипы, особенности, ожидания
Среднее профессиональное образование, как правило, считается менее престижным, чем высшее. Соответственно, считается, что и зарплаты, и трудоустройство у выпускников СПО хуже, чем у получивших высшее образование. Однако, в какой-то момент, начало становиться популярным мнение о возрастающей ценности на рынке труда кадров рабочих специальностей. Речь идет, конечно, о высококвалифицированных профессиях, например, оператор станка с ЧПУ. И, если верить официальным заявлениям, популярность СПО в последние годы действительно растет, в том числе за счет таких проектов, как Worldskills.
Беглый анализ положения дел на рынке труда показывает, что верен скорее первый из стереотипов. Для этого воспользуемся всем известным порталом hh.ru и отберём вакансии, в которых требуется «среднее специальное» или «среднее профессиональное» образование. А затем сравним с теми, где нужно «высшее образование». Рисунок ниже подтверждает, что в основном специалисты с высшим образованием «стоят» дороже:
Рисунок 1. (Данные на 04.07.2017 по региону Россия)
Если посчитать средние предлагаемые зарплаты, то за специалиста с ВО предлагают суммы приблизительно в
Это очень грубая оценка рынка труда. Хотя бы потому что кроме hh есть порталы, специализирующиеся на вакансиях именно для людей с СПО, и там ситуация может отличаться.
При этом нельзя забывать, что у многих специальностей СПО тоже есть «фриланс». Например, всем знакомый пример сантехника, берущего деньги за работу себе в карман, или бригады рабочих, делающих ремонт без оформления договора. Оценить эти доходы и их долю с помощью официальных данных, к сожалению, невозможно.
География обучения
Очевидно, что и средняя заработная плата, и доля трудоустройства сильно зависят от региона. Для начала посмотрим на различия в географическом распределении выпускников. Равномерно ли распределяется популярность ВО и СПО по регионам России? Как оценить, какое образование «преобладает» в регионе? Построим зависимость доли выпускников СПО и ВО от общей численности населения. Учитывая, что не все регионы одинаково хорошо заполнили данные для мониторинга, будем использовать данные официальной статистики министерства (данные взяты за 2014 год, для 2013 года ситуация примерно такая же), а не данные мониторинга.
Рисунок 2
Красным отмечены подписанные регионы. Это регионы, где «перекос» в сторону того или иного образования составляет 2 и более раза. Конечно, в глаза бросаются две наши столицы – это два крупных города, имеющих явный перекос в сторону «вышки».
Теперь посмотрим немного с другого ракурса: рассчитаем долю выпускников, обучавшихся в конкретном регионе, от общего выпуска по соответствующему уровню образования:
Рисунок 3
Большинство точек расположились вдоль прямой, наклоненной примерно под 45 градусов к оси абсцисс — то есть в большинстве городов «вклад в производство» выпускников по программам ВО и СПО примерно одинаков. Но, как и следовало ожидать, Питер и Москва снова выделяются на общем фоне сильным численным перевесом в сторону высшего образования. Однако не стоит упускать из виду, что и по абсолютному числу выпускников СПО эти регионы в лидерах.
Значит, фактор географии следует обязательно учитывать при сравнении показателей ВО и СПО: ведь в Москве и Петербурге ситуация на рынке труда лучше, чем в большинстве регионов. Таким образом, значительной части выпускников вузов будет легче трудоустроиться благодаря «хорошему» расположению их образовательных организаций. В отличие от их коллег из техникумов.
Методика мониторинга
1) Данные, представленные на портале, имеют множество разрезов. Их анализ можно производить различными способами и методами. Мы всячески приветствуем всех, кто хочет выполнить самостоятельный анализ наших данных. Все они бесплатно доступны на graduate.edu.ru для скачивания в различных форматах (требуется регистрация).
Ниже приведен лишь один из вариантов такого анализа, позволяющий в первом приближении оценить результаты, а также сравнить показатели мониторингов СПО и ВО. Целью данной статьи являлся не глубокий научный анализ данных, а краткое знакомство читателей с проектом, его результатами и примерами возможного анализа.
2) Для тех, кто нечасто имеет дело со статистикой. В общем случае, когда речь идет о статистических закономерностях, мы не можем говорить о том, что является причиной, а что — следствием. Хорошие доходы и относительная легкость в трудоустройстве выпускников престижного вуза NN не доказывает исключительную заслугу вуза в этом. Поскольку в престижные вузы поступает множество талантливых и способных учеников, вполне вероятно, что они достигли бы таких же или еще больших высот, обучаясь в другом вузе. Ответ на такие вопросы – тема отдельного большого исследования.
Тем, кто не читал нашу первую статью по этой теме, рекомендуем с ней ознакомиться. Если не с результатами, то хотя бы с методикой мониторинга. Это поможет избежать лишних вопросов.
Если читать лень, то ниже краткое содержание методики:
1) Проект был запущен в позапрошлом году совместно с несколькими министерствами и ведомствами.
2) Данные о выпускниках (специальность, дата рождения, год выпуска и т.д.) заполняют сами образовательные организации в ФИС ФРДО.
3) Затем проверенные и корректные данные передаются в Пенсионный фонд (за исключением продолживших обучение на следующем уровне образования и иностранцев), который возвращает информацию о том, кто какую зарплату получает и в каком регионе работает. Таким образом, учитывается только «белая зарплата».
P.S. Если вы знаете, как достоверно без опросов и блэк-джека узнать «черную зарплату», приглашаем вас со своими идеями в комментарии, ФНС будет очень рада такому проекту, а мы будем рады его реализовать. 😉
В ходе выполнения проекта по СПО мы получили данные о выпускниках 2013 года выпуска и «отследили» их трудоустройство в 2013, 2014 и 2015 годах. То же самое было сделано с выпускниками 2014 года выпуска для 2014 и 2015 годов трудоустройства соответственно. Для простоты в дальнейшем мы будем заменять фразу «выпускники 20хх года выпуска в 20уу году трудоустройства» на «20хх-20уу». Например, «2013-2013», «2013-2015».
К сожалению, не все организации реализующие программы СПО внесли сведения в ФИС ФРДО. В отличие от мониторинга трудоустройства по «вышке», где данные были поданы примерно по 99% выпускников, в ходе этого проекта удалось получить данные лишь по
2/3 выпускников. Это вносит некоторые искажения в результаты, но не мешает оценить картину в целом (мы проводили ряд статистических проверок, которые показали, что средняя доля трудоустройства не зависит от объема выпуска). Будем надеяться, что в следующий раз образовательные организации подойдут к вопросу подачи данных более ответственно.
В каких разрезах может быть проведен анализ? Сбор данных с образовательных организаций — непростое и небыстрое дело. Поэтому если для вузов нам удалось ввести дополнительные разрезы собираемых данных для выпускников 2014 года, то для СПО их нет. О чем идет речь, станет понятно из следующей таблицы:
Таблица 1. Разрезы данных.
Основные результаты
Наконец, перейдем непосредственно к полученным цифрам. Посмотрим на сводную таблицу результатов мониторинга по России в целом:
Таблица 2. Общие результаты мониторинга СПО
Таблица дает представление о порядке цифр. Те, кто помнят предыдущую статью, сразу обратят внимание на относительно невысокую долю трудоустройства и на уровень заработной платы, который оказался ниже среднего уровня по стране (напомню, что у выпускников вузов зарплата примерно равняется средней по России).
Но нам интересно не только само по себе СПО, но и его сравнение с «вышкой». Для этого посмотрим на графики, позволяющие сравнить два этих вида образования по России в целом (для выпускников «вышки» данных по трудоустройству в год выпуска нет):
Рисунок 4. Здесь и далее приведены данные по всем выпускникам, кроме продолживших обучение (если не указано иное).
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Из рисунков можно сделать несколько выводов:
1) Чем больше лет прошло с момента выпуска, тем больше доля трудоустройства и зарплата. Кстати, обратите внимание, что у СПО более высокий рост доли трудоустройства со временем. Есть гипотеза, что это связано с большим числом выпускников, уходящих в армию после выпуска. Но в этой статье мы не будем на ней останавливаться. К тому же, как уже говорилось выше, анализ динамики показателей по годам – тема нашей следующей статьи.
2) У выпускников высшего образования выше как заработная плата, так и доля трудоустройства. Результат вполне ожидаемый, причем разрыв в зарплате почти в 1,5 раза, это даже больше «хэдхантеровского».
3) Выпускники СПО младше, чем выпускники ВО примерно на 4 года. Сам средний возраст довольно высокий: 22,5 и 26,5 лет соответственно. Это не должно смущать: во-первых, не все получают образование сразу после школы, а во-вторых, среди выпускников вузов много получающих на второе высшее.
Вот и все, казалось бы. На графиках выше уже приведено сравнение двух уровней образования. Получили вполне конкретный результат – выпускники вузов лучше трудоустраиваются, получают более высокую зарплату. Но сильная разница в возрасте выпускников, различия между специальностями, а также наши географические изыскания в самом начале статьи говорят, что это была лишь средняя температура по больнице, и сравнивать СПО и ВО вот так вот напрямую — нельзя. Что ж, попробуем рассмотреть вопрос чуть детальнее.
Детальное сравнение ВО и СПО
Перейдем к главному – детальному сравнению двух уровней образования. Сравнение «в лоб» не работает, как мы видели выше. Значит необходимо отобрать те сегменты выпускников ВО и СПО, которые мы можем корректно сравнить между собой.
В следующем разделе будет описана методика сравнения, самые нетерпеливые могут его пропустить и перейти сразу к результатам.
Подготовка данных
Сравнивая выпускников ВО и СПО, мы сравниваем людей, не просто получивших разное образование, но и имеющих разные социально-демографические характеристики:
1) Высокие показатели «вышки» могут быть во многом обусловлены доминированием этого вида образования в Москве и Питере – городах с хорошей (относительно других регионов) ситуацией на рынке труда, где больше возможности и выше зарплаты. Значит, необходимо корректировать расчеты с учетом региона трудоустройства выпускника. Эту особенность мы учтем в нашей метрике, используемой для сравнения (см. ниже).
2) Среди выпускников вузов много получавших второе высшее образование, а также тех, кто обучается заочно или «на вечерке». Обе эти группы имеют очевидное преимущество, так как на момент выпуска из вуза они уже, скорее всего, имеют опыт работы, то есть начинают карьеру не «с нуля». Значит, надо убрать из выборки всех получающих не первое высшее.
3) Среди выпускников вузов встречаются иностранцы, результаты трудоустройства которых редко оказывают положительную динамику на средние показатели. Значит, надо убрать из выборки всех иностранцев.
Таким образом, нам необходимо отобрать выпускников, удовлетворяющих следующим условиям: граждане РФ, очники, получавшие образование впервые. Это позволит несколько выровнять социально-демографические характеристики в обеих выборках.
Как видно из Таблицы 1, все эти данные (гражданство, получение второго высшего, форма обучения) у нас есть для выпускников ВО 2014 года, но нет для выпускников СПО. Впрочем, это не критично ввиду следующих особенностей:
• в отличие от студентов «вышки», из всех получающих СПО по данным официальной статистики только около 16% обучаются не на очной форме обучения;
• получение второго среднего профессионального образования гораздо более редкая ситуация, чем получение второго высшего;
• число иностранных студентов в системе СПО и вовсе колеблется в районе погрешности.
Следовательно, можно допустить, что выпускники СПО удовлетворяют этому отбору по умолчанию и в полном объеме, а из выпускников вузов отберем только тех, кто подходит под описанные выше условия. И далее, если не указано иное, мы будем подразумевать под «выпускниками ВО» именно «отфильтрованных» выпускников.
Посмотрим, дал ли такой отбор нужный нам эффект (напомню, что такая фильтрация стала возможна, начиная лишь с 2014 года выпуска):
Рисунок 7.
Из графика возрастов видно, что мы сравниваем уже гораздо более близкие друг к другу категории граждан. Но, несмотря на то, что средние возраста выборок теперь более близки друг к другу, этого недостаточно. Во-первых, разница все еще больше года, что достаточно много, а, во-вторых, внутри выборки все равно могут встречаться сильно различающиеся по возрасту выпускники.
Значит, нам нужно поискать такие случаи, когда оба выпускника и ВО, и СПО закончат обучение в примерно одинаковом возрасте. За продолжительность обучения в основном отвечает квалификация специалиста (бакалавр, магистр, специалист среднего звена и т.д.).
На длительность обучения также влияет и специальность выпускника. Кроме того, кажется очевидным, что сравнивать надо выпускников, работающих примерно в одинаковых областях (странно сравнивать повара с медицинским работником, даже если они закончили обучение в абсолютно одинаковом возрасте).
Подводя итог, мы будем сравнивать выпускников одинаковых специальностей, возраст которых в момент выпуска примерно одинаков: они потратили на обучение одно и то же количество времени и начинают карьеру условно «с чистого листа». То есть необходимо найти такие сочетания специальностей и квалификаций, для которых возраст выпускников отличался бы несильно (за допустимое примем расхождение в 1 год). Получается своеобразный INNER JOIN выпускников ВО и СПО по условию равенства специальности и возраста окончания обучения.
Чтобы исключить выбросы, уберем из сравнения пары «специальность-квалификация», по которым выпускников в одном из уровней образования было менее сотни. Тогда в сравнении будет участвовать 54 пары.
Метрика сравнения
Как мы помним из прошлой статьи, у нас есть два основных показателя трудоустройства – средняя заработная плата и доля трудоустройства. Для объективного сравнения было бы неплохо учитывать их оба. При этом заработную плату необходимо учитывать как скорректированную на уровень средней заработной платы региона, в котором трудоустроился выпускник. Дело здесь не только в высоких зарплатах жителей столичных мегаполисов, но и, например, в высоких средних зарплатах северных регионов. Выпускник, получающий 50 тысяч в Ростове и на Камчатке, – это две большие разницы.
Таким образом, оценка трудоустройства будет считаться для каждой пары «специальность-квалификация» по формуле:
где:
• – зарплата выпускников по этой специальности и квалификации в i-ом регионе трудоустройства;
• n – число регионов, в которых трудоустроились выпускники данной специальности и квалификации;
• ДТ – доля трудоустройства для этой специальности и квалификации в целом по России.
• Ср. ЗП – соответствующие средние заработные платы за 2015 год по регионам и в целом по России (по данным Росстата).
Простыми словами: мы корректируем зарплату выпускников по каждой специальности и квалификации на уровень зарплат в регионе, в котором они трудоустроились, и на долю трудоустройства выпускников этой специальности.
Результаты сравнения
Наконец, результаты сравнения: в целом, распределение оценок трудоустройства, как и ожидалось, в пользу высшего образования. Для начала посмотрим на их распределение:
Рисунок 9.
Но судя по графику, преимущество ВО нельзя назвать разгромным. Поэтому посмотрим данные таблицы для лучшего понимания ситуации:
Таблица 3. Для экономии места в пост мы вывели только лучшие и худшие строки.
Полная версия таблицы доступна по ссылке. Таблица сгруппирована так, чтобы можно было удобно сравнить результаты по специальностям. Интерактивная версия таблицы в первом комментарии.
Можно обратить внимание, что в некоторых случаях возраст у выпускников базового уровня подготовки выше, чем у выпускников повышенного уровня. Скорее всего, это связано с особенностями длительности обучения на конкретных направлениях подготовки в рамках соответствующих УГСН.
Как и ожидалось, для большинства (но не для всех) специальностей более высокую оценку получили выпускники ВО. В семи случаях «победили» представители СПО, а еще в семи преимущество «вышки» довольно мало (до 2 тыс. руб.). Таким образом, можно говорить, что существуют такие специальности, получение среднего профессионального образования по которым в общем случае не менее «выгодно», чем получение высшего.
Естественно, речь идет только о сравнении в рамках существующих показателей. Конечно же, в каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально. Первая (как и любая другая) строчка таблицы не должна восприниматься студентами-ядерщиками как доказательство неверности выбора уровня образования :). Также необходимо помнить, что равенство специальностей между двумя уровнями образования означает лишь общую сферу деятельности, но не абсолютную идентичность полученных профессий.
Сравнение выпускников одного вуза
Мы не могли не включить в статью своеобразный «бонус-трек» — анализ вузов, обучающих по одной и той же УГСН как по программам ВО, так и по программам СПО. Вдруг бывает такое, что выпускники СПО трудоустраиваются лучше, чем их сверстники из буквально соседней аудитории?
Пойдем проторенной дорогой и найдем такие случаи, когда возраст выпускников обоих уровней образования примерно одинаков. Только в этот раз вместо разреза квалификации мы будем использовать сам вуз. Кроме того, теперь нет необходимости учитывать регион трудоустройства, поэтому ограничимся долей трудоустройства и средней заработной платой. Также мы исключим слишком маленькие выпуски (деление по парам «специальность-вуз» получается более мелким, чем по парам «специальность-квалификация», поэтому за пороговое значение берем не 100 человек, а 30). На всякий случай, хочется предупредить абитуриентов и их родителей, что эти результаты уж тем более не стоит воспринимать как единственно верное руководство к действию при выборе «вуз или колледж?».
По традиции, сначала распределения, которые вновь идут в пользу ВО, и вновь преимущество не кажется критичным:
Рисунок 10. Распределение доли трудоустройства у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.
Рисунок 10. Распределение средней з/п у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.
А вот и сам список таких вузов:
Таблица 4.
Полная версия таблицы доступна по ссылке.
Ситуация похожа на ту, которая была и при сравнении пар «специальность-квалификация». Общая «победа» снова за ВО. Однако то, что некоторым специальностям СПО удалось обойти ВО как по доле трудоустройства, так и по средней заработной плате, кажется очень занимательным фактом. Надеюсь, данная таблица не демотивирует будущих специалистов по сельскому хозяйству из КГТУ 🙂
Выводы
Мы кратко ознакомили вас с результатами мониторинга трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального образования и провели небольшое сравнение с результатами аналогичного мониторинга по «вышке». Не устаем напоминать, что это лишь одна из возможных методик сравнения, и приветствуем всех, кто решил воспользоваться нашими данными для самостоятельного анализа (напомним еще раз адрес нашего портала – graduate.edu.ru).
Одно можно сказать точно, несмотря на все допущения: СПО проигрывает ВО, но не «всухую». Нельзя забывать и о «черных», и о «серых» зарплатах. Вполне вероятно, что у выпускников СПО их роль в формировании дохода значительно выше, что может сократить преимущество ВО.
К сожалению, пока что нам приходится игнорировать в наших сравнениях один из важнейших факторов – динамику изменения показателей трудоустройства. Например, быстрый рост заработной платы может вполне компенсировать ее низкий первоначальный уровень.
Будем надеяться, что проект мониторинга продолжится и будет развиваться в последующие годы, что позволит отслеживать и динамику, и большее число разрезов. Спасибо за внимание!