Воровство в школе что делать

Воровство в школе — что делать?

Содержание статьи

Не каждый ребенок готов сразу рассказать родителям, что у него украли деньги или вещи в школе. Как только это становится известно, действовать следует незамедлительно. Что именно необходимо предпринять родителям при обнаружении факта воровства в учебном заведении, расскажем в нашем материале.

Порядок действий при воровстве в школе

Прежде всего, о факте воровства в школе необходимо поставить в известность классного руководителя ребенка либо руководство учебного заведения. Делать это следует официально (под роспись), с фиксацией обращения в специальном журнале школы, либо при свидетелях. В противном случае, вы не сможете доказать, что информация о правонарушени была доведена до адресатов.

Обратите внимание!

Школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Получив данные сведения, учебное заведение должно провести внутреннее расследование и принять соответствующие меры, как минимум — побеседовать с найденным воришкой и его родителями. Если самостоятельно выявить вора не удалось, о факте хищения должно быть сообщено в полицию.

Если школьное руководство не реагирует на требование родителей разобраться в ситуации, нужно предпринять следующие шаги:

В нем необходимо заявить о свершившимся факте воровства и нежелании сотрудников школы участвовать во внутреннем разбирательстве, их игнорировании обращения родителей. Чтобы не затягивать ситуацию, достаточно составить письменную коллективное жалобу и подойти на личный прием к руководителю ведомственной структуры образования.

Обратите внимание!

Подаваемое заявление должно быть зарегистрировано, как входящий документ, иначе в дальнейшем подтвердить факт обращения не представляется возможным.

Сделать это можно на личном приеме, путем почтового отправления заявления, или направить заявление через официальный сайт прокуратуры.

Анонимные обращения прокуратура, как и любой другой государственный орган, рассматривать не обязана.

В ситуациях, когда в школе произошло хищение ценной вещи или денежных средств, необходимо сообщить о воровстве в полицию. Заявление оставляется в любом отделении, отказать в его принятии дежурный сотрудник не имеет права. Заявителю выдается на руки талон-уведомление, в котором указывается информация о принятом и зарегистрированном обращении (в том числе, указывается дата принятия).

Если дежурный полиции не выдал талон-уведомление, либо на втором экземпляре заявления не проставлена отметка о его принятии, в дальнейшем на бездействие полиции жаловаться бессмысленно, так как вы не сможете подтвердить сам факт обращения.

Обратите внимание!

Максимальный срок рассмотрения заявления в любой государственной структуре — тридцать дней. По его окончанию заявителю обязаны дать письменный официальный ответ, который он вправе обжаловать в случае несогласия.

Варианты развития событий после обращения к руководству школы, полицию или прокуратуру могут быть следующие:

Будет проведена воспитательная работа — с детьми поговорят подростковый медиатор и психолог, а родители несовершеннолетнего вора полностью возместят ущерб пострадавшей стороне;

Если ему на момент совершения хищения уже было четырнадцать лет, а стоимость украденного составила не менее 5 тыс. рублей, возможно привлечение к уголовной ответственности.

Как правило, к несовершеннолетним в виде уголовного наказания за кражу применяется штраф от 1 тыс. до 50 тыс. рублей, либо в размере дохода подростка, если тот имеет самостоятельный заработок, за период от 2 недель до полугода. Взыскание может быть обращено и на его имущество. Заплатить штраф могут принудить и родителей преступника, но только с их согласия и при наличии соответствующего решения суда.

Обратите внимание!

Подросток, впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может избежать уголовной ответственности, если примирится с потерпевшей стороной. При этом он обязан возместить ущерб от кражи в полном объеме.

Если юному вору на момент совершения преступления еще не исполнилось 14 лет, в зависимости от характера совершенного деяния, социальной адаптации малолетнего, его могут поместить в специальное учебно-воспитательное заведение. Это происходит, когда ребенок имеет отрицательные характеристики, неоднократно попадался на преступных деяниях, психически нестабилен и живет в проблемной семье. В большинстве случаев, юный вор и его родители проходят комиссию по делам несовершеннолетних.

Обратите внимание!

Несовершеннолетний преступник ставится на учет в ПДН, а семья — в органах опеки и попечительства.

Какой бы ни была личность вора, ситуацию с кражей нельзя замалчивать. Как минимум, она должна быть вынесена на обсуждение родительского комитета и педагогического совета школы. Более того, обсуждения должны быть должным образом запротоколированы. Это позволит иметь на руках подтверждающие документы свершившегося преступного деяния, а также закрепить данные свидетелей, которые в будущем могут дать необходимые показания. Такие меры имеют не только сильный воспитательный и профилактический эффект, но и сдерживают оступившегося подростка от новых преступных действий.

Ситуацию с кражей в школе вещей или денег нельзя пускать на самотек. Любому родителю важен его ребенок, поэтому необходимо защитить его права и пресечь преступное поведение юного нарушителя. В противном случае это может привести к неблагоприятным последствия — юные преступники зачастую продолжают свои действия и могут с простой кражи переключиться на побои, психологически давить на сверстников и т.д.

Если в вашей школе есть вор, педагоги и директор не реагируют на происходящее, а вы не знаете, как урегулировать конфликт и защитить своего ребенка — наши юристы вам помогут. Они объяснят порядок действий, расскажут в какой орган обратиться для разрешения ситуации и как правильно подготовить заявление.

Источник

Кто виноват? Что делать с воровством в школе

Воровство в школе что делать. v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon. Воровство в школе что делать фото. Воровство в школе что делать-v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon. картинка Воровство в школе что делать. картинка v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon.

«В нашей школе такого нет» — как правило, учителя неохотно рассказывают о случаях краж. Особенно, если виновны дети, особенно, если репутация школы страдает.

К нам в проект Pro. Школу приходят письма с вопросом о правомерных действиях учителя в таких случаях. Что делать учителю, если произошла кража? Разве это уже такая редкость, что дети могут брать чужое? Когда еще нет четкой границы между социальными правилами, между ответственностью за свои поступки и наказанием, когда не очень понимаешь, что такое кража и моральный кодекс.

В каждой второй школе случаются кражи, а у каждого пятого учителя пропадали личные вещи (это данные статистического опроса, которые провел «Фонд Максима Степанова» среди 560 учителей в июле 2019 года). Как должен в таких ситуациях действовать учитель? Если сейчас вам кажется, что ответ очевиден, не торопитесь. Мы опросили педагогов, и варианты решения ситуации были очень разные. Как оказалось, кража – ситуация неоднозначная.

«Я не брал!« Детективы в учительской

«Я была шокирована», «Не могла поверить», «Давно знала, что она на это способна», «От этого мальчика всегда стоит ждать проблем», — реакция учителей на кражу в классе может быть разной. Кто-то реагирует спокойно и почти хладнокровно с выдержкой известного судьи вызывает на допросы подозреваемых. Кто-то тактически проводит собеседования и сердечные разговоры. Есть такие, которые созывают общие линейки и публично стыдят маленького вора. Как действовать в рамках юридических норм и законов? Да так, чтобы не забывать об отношениях с детьми и не навредить? Ведь часто ученики могут отрицать свою причастность, утверждать, что ничего не брали и вообще не знают, о чем речь. Стоит здесь играть в детектива и устраивать допрос?

Первое, что необходимо сделать, — разобраться в причине кражи. Особенно, если это не единичный случай.

Воровство в школе что делать. v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon. Воровство в школе что делать фото. Воровство в школе что делать-v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon. картинка Воровство в школе что делать. картинка v kakom poryadke dejstvovat esli v shkole u rebenka ukrali telefon.

Откуда у кражи ноги растут

1. Дети не понимают, что кража — это преступление.

Ситуация банальная: ребята увидели расстегнутый рюкзак одноклассника, залезли к нему, нашли деньги и спрятали где-то. Это сознательная кража или злая шутка? Психологи уверяют, что дети до подросткового возраста — лет 13-14 — не всегда понимают морально-этические аспекты. Им трудно предвидеть последствия своих поступков и почувствовать эмпатию.

Что делать? Не называть детей ворами в таких случаях. Это слишком строгий ярлык. Необходимо пояснить, что подобные действия, в первую очередь, вредят самим детям, влияют на отношение к ним и доверие. Что кража имеет серьезные последствия и вообще карается законом.

2. Семейные проблемы и ситуация в семье.

Увы, часто дети воруют не от лучшей жизни. Ситуации, когда в раздевалках пропадают кроссовки, деньги на обед или телефоны, – почти обыденные. Если заглянуть за дверь обычных школ, там учатся далеко не дети самых обеспеченных родителей. И часто, чтобы выявить причины кражи, достаточно поговорить с учеником и найти точки соприкосновения, выразить поддержку и заодно выяснить реальные потребности ребенка: возможно, вообще здесь необходима помощь социальных служб?

«У нас был случай, когда оказалось, что у детей систематически пропадали мелкие деньги. Когда нашли виновного мальчика – все сразу набросились на него, он не отрицал, что воровал эти деньги. Конечно, все знали, что он из тяжелой семьи, думали – на сигареты или алкоголь деньги спустил. А оказалось, он покупал есть себе и брату. Эта ситуация сильно изменила меня и весь наш педколлектив», – Анна, преподаватель английского языка.

Что делать? Спокойно поговорить с ребенком, если у вас дружеские отношения. Или найти учителя/психолога, которому ученик доверяет. Необходимо дать ребенку понять, что в школе у ​​него нет врагов и он может найти поддержку, попросить о помощи. К сожалению, часто без специальных служб не решить подобных ситуаций, и учитель не может контролировать жизнь детей вне школы. Без изменения отношений в семье или детском доме (если дети живут без родителей) изменить поведение детей практически невозможно.

3. Стадное поведение

Иногда кражи – еще одно проявление взросления. Желание быть крутым, обратить на себя внимание, получить уважение сверстников: может быть много причин для такого поведения. К сожалению, иногда ученики используют кражу как буллинг – чтобы обвинить другого. Психологи предупреждают, что дети, которые не виноваты, очень болезненно воспринимают обвинения других и тяжело переживают всеобщее осуждение, если не могут доказать свою непричастность. Если причиной кражи стала злая шутка – реакция должна быть быстрой и достаточно критической.

Что делать? Учитель должен поговорить с виновным и объяснить, что кража тянет за собой ответственность и дальнейшие последствия. Играть в строгого копа, конечно, не стоит. Но серьезный разговор крайне необходим, чтобы напомнить ученику – за подобные поступки есть реальные юридические наказания.

4. Кризисная ситуация

Иногда дети тоже попадают в малоприятные истории. Их могут буквально шантажировать другие ученики, наказывать родители, угрожать взрослые. Это не только сюжеты из криминальной хроники – это реальные истории дворов и улиц. Дети, которые не знают, как действовать и где искать деньги, могут быть в отчаянии и не слышать поддержки. Их легко напугать и ввести в заблуждение. Именно поэтому они идут на кражу.

Что делать? И снова на помощь приходит разговор. Спокойный, очень конфиденциальный и доверительный. Как правило, увидеть, что ребенок напуган, довольно легко. Здесь важно тихо выявить реальную причину, понять, почему произошла кража, и не допустить огласки ситуации, чтобы не ухудшить и к тому уязвимое психологическое состояние ученика. Учитель должен реагировать на подобные ситуации, дать знать родителям, психологу, или при необходимости в соответствующие службы. Но, в первую очередь, завоевать доверие ребенка и поддержать его.

Учитель на страже: чего не стоит делать

1. Устраивать публичное воспитание

Любая ситуация должна решаться только между сторонами – виновник, жертва, родители сторон. Если кража была серьезной, например, дорогой телефон или большая сумма денег, все равно не устраивайте экзекуцию. Есть вы и родители, есть на крайний случай полиция.

2. Проверять вещи детей

Учитель не имеет права копаться в личных вещах детей. Вы только можете попросить их самостоятельно все показать или получить согласие родителей на подобные процедуры.

3. Оставаться в стороне

Учитель – не следователь, но обратить внимание на кражу необходимо. По крайней мере, поговорить с детьми или сообщить об этом родителям, если разговор с учениками не принес результатов.

Можно ли все исправить?

Самое простое, что может сделать учитель, – попросить виновного вернуть украденные вещи или деньги. Это правильная психологическая тактика. А еще – воспитательный момент. Если вы точно знаете, кто виноват, поговорите с учеником и убедите, что это останется между вами, если подобное не повторится.

Если вы не знаете, кто совершил кражу, можете попробовать обратиться к классу и попросить анонимно вернуть вещи. Как правило, дети возвращают украденное. В случае, когда забрали деньги и потратили их, необходимо возместить сумму или договориться о какой-то форме обмена. Если, например, виновник попросит прощения.

Все зависит от ситуации, но есть простой алгоритм действий:

если ситуация разовая и кража незначительная – попросите вернуть вещи и проведите воспитательную беседу.

Если ситуация повторяется – следует сообщить родителям, опекунам или администрации школы и серьезно поговорить с детьми, выяснить причины такого поведения.

Если это серьезная кража и возместить ее невозможно – готовьтесь, что здесь возможны проблемы с родителями и заявления в полицию.

В любом случае, помните, что задача учителя – не судить и не выносить приговоры. Вы можете быть шокированы, удивлены, но должны реагировать и говорить с детьми о том, что произошло. В прошлый раз мы говорили с вами о том, как изменилась бумажная работа учителя. Если у вас возникают какие-либо юридические вопросы, пишите специалистам проекта Pro. Школу.

Источник

Современное образование

Последние статьи на сайте:

Если ребенок ворует в школе, инструкция по воспитанию

Воровство в школе что делать. v shkole2. Воровство в школе что делать фото. Воровство в школе что делать-v shkole2. картинка Воровство в школе что делать. картинка v shkole2.

Кто виноват?

Основанием для кражи могут служить разные мотивы, исходя из которых, можно выделить следующие типы воровства:

1. Клептомания

Клептомания (с гр. ОС»О»ОВВ­ПР‚П„ОВВµО№ОР. вР‚» воровать, и ОС˜ОВВ±ОР. ОР‡ОВВ± вР‚» безумие, страсть) – болезненная страсть человека к воровству. У клептомана желание украсть приходит импульсивно, как приступ. Для такого человека не важно, что брать, его привлекает сам акт кражи, который снимает эмоциональное напряжение и внутренний дискомфорт, причем удовлетворение, которое он испытывает при этом, сродни наркотическому кайфу. Вещи, которые берет клептоман, его абсолютно не привлекают, он их складирует, иногда попросту забывая о них. Лечится это заболевание психиатром и встречается довольно редко. Однако если поступки вашего ребенка подходят под данное описание, то выход один – обратиться к специалисту.

2. «Своровать однажды»

В данном случае мы имеем дело со «спонтанной» кражей. Поддавшись искушению, ребенок берет чужую вещь и, будучи разоблаченным, испытывает мощнейший стресс. Как правило, у таких детей сформированы нормы социального поведения, они знают, что такое хорошо и плохо, умеют контролировать свои импульсные порывы. Акт воровства происходит не преднамеренно, и ребенок, впоследствии, искренне раскаивается.

Еще одной причиной спонтанной кражи может стать желание ребенка самоутвердиться и почувствовать свою значимость, завоевать авторитет в группе, и если иных способов реализоваться он не находит, то решается на столь неблаговидный поступок.

Привлечь внимание родителей – следующая причина, по которой ребенок может пойти на воровство. Чаще всего это происходит с детьми младшего школьного возраста. Родители слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточное количество времени. «Как дела в школе? Хорошо. Молодец! Плохо, получил двойку? А, ну, давай рассказывай, что произошло». Постепенно ребенок начинает понимать, что негативные поступки привлекают больше внимания близких людей. И тогда чадо совершает кражу, дабы его «заметили». Ему не нужны эти деньги (вещи), ребенку необходимо общение с родителями, пусть даже это будет и негативный контакт, но направлен он будет на Него.

3. Систематические кражи

Это – наиболее волнующий родителей тип воровства. Ребенок ворует часто и в разных ситуациях. При этом он понимает, что брать чужое – это нехорошо, однако отказаться от порыва «стащить» что-либо не может. Для таких детей характерны проблемы во всех видах деятельности связанных с волевым усилием: вовремя сесть за уроки, держать личные вещи в порядке, почистить зубы. Ему сложно соблюдать правила в коллективных играх, подчиняться ограничениям во времени и пространстве. Именно не зрелость функции самоконтроля, недоразвитие волевой сферы, приводит к тому, что ребенок начинает брать без разрешения вещи, которые ему понравились либо воровать деньги, чтобы приобрести желаемое. Часто сами того не понимая, родители делают «медвежью услугу», пытаясь подменить самоконтроль ребенка собственными контролирующими действиями, привлекая к этому и педагогов: «Он такой неорганизованный, Вы уж за ним проследите». А в результате вырастает человек, у которого отсутствует самодисциплина и волевые качества.

Что делать?

Так, если в семье дружеская атмосфера и родители достаточно адекватны, то начать нужно с того, что уделять больше внимания и любви ребенку. Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

И наконец, несколько общих правил, о которых должны знать все родители:

И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Источник

Православная Жизнь

Как реагировать на детские кражи и на ком лежит ответственность за них, кому нужно сообщать о таких ситуациях и как предотвратить их повторение.

Воровство в школе что делать. c4177786529bc928e14727b1d5c8d7aa 1430916026jpg. Воровство в школе что делать фото. Воровство в школе что делать-c4177786529bc928e14727b1d5c8d7aa 1430916026jpg. картинка Воровство в школе что делать. картинка c4177786529bc928e14727b1d5c8d7aa 1430916026jpg.

Некоторое время назад мне написала преподаватель воскресной школы и попросила поднять тему детского воровства. Автор письма рассказала, что об этой проблеме не говорят, но это не мешает ей быть очень распространённой не только в мирской среде, но и в обществе людей православных. Особенно неприятными ей кажутся ситуации, когда родители не реагируют на кражи своих детей, а порой и сами не возвращают взятые на время вещи. Мы поговорили с протоиереем Владимиром Шутовым и попросили его прокомментировать ситуации, описанные в письме.

Нельзя молчать

Я был глубоко поражён фактом, что проблема детского воровства остро стоит не только в обычных школах, но и в школах воскресных. Представляю, какую боль это приносит родителям и воспитателям, и потому особенно ценно, что они находят силы смело говорить об этом. Ведь если замалчивать проблему, это приведёт только к её усугублению. Мы будем почивать на лаврах, думая, что у нас всё хорошо — а потом недоумевать, почему вокруг воруют и откуда берутся преступники.

Конечно, ситуация очень тяжёлая, потому что бороться со всем этим злом в глобальных масштабах мы не можем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, — мы побеждаем; когда она удаляется от нас, — мы побеждаемся». Но в отдельных случаях, которые возникают непосредственно в нашей юрисдикции, мы должны приложить все усилия, чтобы побороться за души детей и их родителей — и за свои души, не дав им остаться равнодушными.

В основе проблемы — лицемерие и равнодушие

При изучении некоторых случаев детского воровства порой поражает лицемерие взрослых. Именно оно в паре с равнодушием составляет главную причину того, что происходит с детьми. Если ребёнок совершил кражу, пусть маленькую, а родители не обратили на это внимания или сделали вид, что не заметили совершённого, это очень плохо. Конечно же, детскому воровству нужно противодействовать. Если родитель обнаружил, что ребёнок так поступил, он должен акцентировать на недопустимости такого поведения и наказать его — чтобы избежать больших ошибок и более сложных ситуаций.

Ребёнок должен понимать, что всё в мире взаимосвязано, и если он кого-то чего-то лишил, то и с ним произойдёт так же. Если он осознает это в детстве, ему будет проще во взрослой жизни. Возможно, многие родители не согласятся со мной, но мне кажется, что при строгом, но справедливом наказании будет важный результат: ребёнок осознает свой проступок, испытает стыд, а за стыдом может прийти покаянное чувство. Это как духовная прививка, которую родители делают во избежание серьёзных заболеваний. Она может быть болезненной, как любой укол, но без неё ребёнка ждут большие беды.

Вторая проблема — родители скрывают проступок ребёнка. Я глубоко убеждён, что так поступать нельзя. Дело в том, что совершивший кражу ребёнок зачастую не понимает, что сделал что-то плохое, для него этот поступок морально нейтрален. Именно родители и их реакция дают ему понять, что он поступил плохо. Это как в ситуации, когда ребёнок произносит плохие слова. Он услышал их где-то и употребляет, не понимая смысла, и только благодаря негативной реакции взрослых осознаёт, что лучше их не использовать.

Если ребёнок совершил кражу, а родители не отреагировали на это, он будет продолжать. Родители не понимают, что активировали мину замедленного действия. Нужно разъяснять им это. Если это люди верующие, надо обращаться к ним через призму Священного Писания. Есть заповедь «не кради» — значит, мы как христиане обязаны её выполнять. В жизни святого Ефрема Сирина был случай, когда его обвинили в преступлении, которого он не совершал. Он сидел в темнице и горевал, и тогда Господь послал к нему ангела, который сказал: «Помнишь, в детстве вы угнали козу у бабушки? Она была вам не нужна, вы загнали её в лес, где её съели волки — и никому не сказали об этом? Теперь тебе придётся расплачиваться за тот поступок». Детям нужно рассказывать такие случаи, чтобы они с детства понимали, что кража — это зло, это грех, требующий покаяния и исправления.

Как быть преподавателю воскресной школы, если кто-то из учеников ворует?

Нужно непременно на такую ситуацию отреагировать. Прежде всего — уведомить родителей ребёнка. Если они ничего не предпримут, нужно сказать о случившемся кому-то из начальствующих — директору, священнику, настоятелю храма. Как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). То есть надо действовать постепенно: сначала поговорить с директором воскресной школы, если не поможет — с настоятелем храма.

Я бы посоветовал поговорить также со своим духовником, чтобы он дал совет, как действовать в такой ситуации. Но я убеждён, что нужно расширять диапазон информирования об этом происшествии, а не замалчивать его. Возможно, если родители не реагируют на происходящее, духовник даст совет подключить к решению проблемы благочинного или вовлечь неравнодушных прихожан, которые помогут повлиять на ситуацию. Очень горько, если родители покрывают воровство, не стремятся компенсировать пропажи и помочь своему ребёнку исправиться. Но говорить об этом непременно надо. Не кричать, не ругать ребёнка, а разговаривать с родителями и всеми, кто имеет на него влияние.

Дилемма Раскольникова и современность

Эта ситуация актуальна и для нашего общества: если голодный украдёт хлеб в супермаркете — он преступник, а укравший миллионы — национальный герой. У нас всё перевёрнуто с ног на голову. А ведь прав классик, который сказал: если общественный деятель незаконным путём присвоит капитал и потом частично отдаст его на благо общества, то это не искусный политик, а искусный вор. У нас такое искусство возносится в подвиг и заслугу — и, конечно, это влияет на детей, потому что при таких взглядах размывается граница между добром и злом. Как ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, если, что скрывать, даже сами родители порой воруют, и это для них норма? Нет, они не отнимают вещи у людей, но им не зазорно украсть у государства, у подчинённых, у предприятия.

Не только образовывать, но и воспитывать

Ребёнка, не устоявшего перед соблазном взять чужое, можно понять. Такие ситуации были везде и всегда. Но всё-таки раньше детей в этом плане воспитывали намного серьёзнее, чем в наше время. Сейчас школа не воспитывает, у неё только образовательная функция, но одно без другого невозможно. В этом вопросе я полностью согласен с Макаренко, который утверждал, что на первом месте должно быть воспитание, а на втором — образование. Невоспитанный, но высокообразованный человек может принести много бед обществу.

Школа не объясняет детям, что воровать недопустимо. Дома родителям некогда заниматься воспитанием и вести беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. А в некоторых семьях отцы сами нечестно зарабатывают, в итоге далеко не каждый папа может сказать ребёнку, что он свои дом, автомобиль и телефон купил на зарплату. Так чего же мы хотим от детей?

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Кто на самом деле виноват?

Окружающие ребёнка люди должны обратить внимание прежде всего на себя и задуматься, чем они его спровоцировали. Возможно, не объяснили причин, по которым у него нет той или иной вещи, может быть, проявили жадность по отношению к нему. А может, при распределении средств внутри семьи некоторые её члены — дети — не получили должного финансового внимания. У нас ведь часто как? Папа может себе позволить потратить часть зарплаты на то, чтобы выпить с друзьями пива, а ребёнок не может себе позволить ничего — он ведь не зарабатывает. И если родители игнорируют его потребности, это ни к чему хорошему не приведёт. Бюджет семьи должен быть распределён между всеми её членами — в том числе и теми, которые пока не могут заработать. Это важно.

Конечно, многое зависит от того, что за кража случилась: это было впервые — или стало закономерностью? Что именно было украдено? От этого зависит и поведение взрослых, и степень взыскания. Одно дело, если ребёнок крадёт конфету или апельсин — он может делать это от голода или потому, что просто не видит таких угощений дома. Другое дело — если ребёнок, имеющий телефон, присвоит себе ещё один. Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны озадачиться не только вопросом наказания, но прежде всего — выяснения причин воровства.

Статусные вещи в жизни подростка

Родители часто идеализируют своих детей. Им сложно поверить, что их ребёнок может украсть. Тем более сложно поверить в это родителям верующим, которые с пелёнок причащали своих малышей, водили на службы, о которых молились. Но соблазниться может каждый, независимо от уровня церковности семьи.

Ещё очень важно понять следующее: детям, начиная с определённого возраста, важно иметь вещи, которые в их среде считаются статусными. Как правило, это смартфоны, но может быть что-то ещё. Они очень переживают, когда у них нет того, что есть у всех. Их очень травмируют насмешки из-за старомодной одежды или кнопочного телефона. Потом они повзрослеют, и им будет важно другое, но в подростковом возрасте важно дать им желаемый гаджет или одежду. Подростки жестоки и встречают по одёжке.

Я знаю ситуацию, когда девочка-подросток уходила из дома и шла гулять, прогуливая школу, потому что была из бедной семьи и стыдилась своего внешнего вида. То, что нам может показаться глупостью, для них — трагедия. Статус взрослого человека определяется другими вещами, а вот статус ребёнка в круге его общения, к сожалению, зависит от того, есть ли у него телефон. Так, может быть, стоит услышать его и помочь в этом вопросе?

Стоит ли обращаться в полицию?

Если мы говорим о воскресной школе, я не думаю, что это правильное решение. Всё-таки у нас должны быть другие методы воздействия. Что касается общеобразовательной школы, то здесь важно рассматривать каждый случай индивидуально. И обязательно учитывать, что люди в полиции работают разные. Мне встречались разные работники органов, и я, основываясь на своём опыте, могу утверждать, что далеко не все способны работать с детьми. Если вам знаком человек образованный, эмоционально выдержанный, неравнодушный — тогда пожалуйста: он, скорее всего, сможет повлиять на ребёнка. Но такие люди — большая редкость сейчас.

Мы тоже соблазняем

Обсуждая проблему детского воровства, нужно задуматься вот ещё о каком аспекте: не вводим ли мы сами в соблазн малышей, давая своим детям в школу дорогие игрушки и гаджеты, которые мало кто из одноклассников может себе позволить? Думаю, скромность — очень хорошее качество, которое нужно воспитывать и в себе, и в детях. В этой связи мне вспоминаются дневниковые записи Николая II, которые он делал во время своего обучения. Он писал, что кофе со сливками им давали только по выходным. В обычные дни они пили его с молоком, в постные дни — без добавок. Понятно, что будущий император пил кофе со сливками два раза в неделю не потому, что их у него не было, а потому, что его воспитывали как человека, который должен думать о других людях. Это хороший урок всем нам.

Да, некоторые могут многое себе позволить. Но надо задумываться, как наши поступки в связи с этим могут повлиять на окружающий мир. Если они родят соблазн — вспомните, что об этом говорит Господь: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Не надо демонстрировать своё богатство. Мне кажется, что на уровне воскресной школы такие вопросы должны решаться ещё при приёме ребёнка. Одно дело — светская школа, хотя и там нужно стараться придерживаться определённых рамок. А в воскресной школе вектор воспитания должен быть направлен в сторону вечных ценностей. Там недопустимо бахвалиться богатством. Почему? Потому что главное — это любовь между нами, а «любовь не превозносится» (1 Кор. 13:4). У нас же многие люди превозносятся, хвастают достатком, и это действительно ранит тех, кто живёт сейчас очень тяжело. А ведь мы приходим в храм ко Христу. Чем перед Ним бахвалиться?

За детским воровством стоят проблемы взрослых

За проблемой детского воровства стоит множество других проблем, причём это проблемы взрослых, а наказывают ребёнка. Но если он что-то взял без спроса или украл — это сигнал, что произошёл сбой. Это красная лампочка для всех нас — родителей, преподавателей, священников. Значит, что-то в нашей системе не так, надо что-то отрегулировать. А делать ребёнка козлом отпущения — это очень неверно.

Родителям очень трудно принять факт, что их ребёнок ворует. Им стыдно за него, и этот стыд часто находит выход в жестокости: они стремятся наказать его так, чтобы больше неповадно было. Но жестокость не приведёт ни к чему хорошему. Сегодня отлупите, а послезавтра он вам ответит тем же.

Если вы получили информацию, что ребёнок что-то украл, прежде всего надо поговорить с ним. Потом — разобраться, что вы чувствуете: и по отношению к ситуации, и по отношению к ребёнку. Нужно стараться смотреть на всё через призму любви — ведь это ваш ребёнок, это отражение вашего поведения и вашего воспитания. Хочется его ударить — так бейте себя!

Что делать — и чего не делать ни в коем случае?

Родителям нужно действовать по двум направлениям. Во-первых, решить вопрос с пострадавшей стороной: либо вернуть украденную вещь, либо компенсировать её стоимость. Они жаждут крови — постарайтесь успокоить их, но не обещанием суровой расправы над провинившимся. Никаких показательных порок, оскорблений, унижения и тому подобного. Обещайте разобраться и повлиять. Во-вторых — нужна очень серьёзная работа по анализу причин кражи и проблем, приведших к ней, определению мер наказания и так далее.

Частичная уголовная ответственность грозит ребёнку с четырнадцати лет. До тех пор его никуда не посадят, а за проступки накажут родителей. Надо адекватно на это реагировать. К сожалению, у нас в обществе мало об этом говорят. Ворующий ребёнок — это ребёнок, в воспитании которого что-то упущено. Все дети проходят через соблазны, и мы обязаны их к этому готовить.

Мы уже говорили, что не надо идеализировать своих детей и думать, что «где-то дети воруют, а с моим такого никогда не случится». Хорошо, если так, но профилактическую беседу провести нужно, и не одну. Да, может быть нелегко. Придётся и примеры привести, и на тяжёлые вопросы ребёнка ответить — например, почему папа говорит одно, а живёт по-другому. Или признать, что папа не может обеспечить ему айфон последней модели. Детям всё надо объяснять, очень важно быть честными с ними. Следует говорить, что вы понимаете их нужды и желания, сочувствуете, что не имеете возможности приобрести то, что он хочет, но постараетесь как-то решить эти вопросы. Тогда детям будет легче пережить ситуацию, когда что-то очень желаемое им недоступно.

Беседовала Екатерина Щербакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *