Вопрос что нужно сделать в индивидуальном коучинге относится к этапу
Основные этапы индивидуальной коучинговой сессии.
Это основные этапы прохождения коучинга. Время на прохождение всего процесса варьируется от клиента к клиенту и зависит как от особенностей клиента, так и от сложности поставленной задачи. Клиент может также попросить коуча о дополнительных, поддерживающих встречах, на которых будут обсуждаться особенности продвижения клиента к цели. И в этих встречах коуч придерживается тех же принципов, что и во время основных сессий.
Коучинг предполагает как индивидуальную работу с отдельными сотрудниками предприятий, так и групповую. В настоящее время в России предпочитают работать с топ менеджментом. В развитых европейских странах и США и Канаде круг лиц, индивидуально проходящих коучинг существенно шире. Групповой коучинг менее известен. Организационно групповой коучинг напоминает тренинговую группу, основанную на принципах коучинга, описанных ранее. В ряде случаев в организации используется не весь процесс коучинга, с последовательной отработкой отдельных этапов, а его основные элементы. В настоящее время в организации расширяется использование нового типа наставничества, позволяющего не просто передавать опекаемому сотруднику имеющиеся знания, но и создавать условия для становления сотрудника конкретной организации.
С системной точки зрения, организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные внутренние компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает связь со своим окружением. Для современных организаций это особенно актуально в связи с очень быстро протекающими изменениями в окружающем мире. Коучинг, с этой точки зрения, и наставничество, как «мини-коучинг», являются прекрасным инструментом для достижения этого согласия, а использование групповых коучинговых технологий для обучения будущих наставников перспективным педагогическим приемом.
Вопрос что нужно сделать в индивидуальном коучинге относится к этапу
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
1. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …
2. Вопрос «Что нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу…
3. Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри что получается» называется
4. Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …
5. Одним из условий образования малой группы является …
6. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это …
11. Свойства общей моторики различных частей тела изучает
13.- это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
14. Согласно …, тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи, является лидером
15. Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения
16. …член группы наиболее болезненно переживает изменения, происходящие в коллективе
17. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется…
18. Сущность эффекта… заключается в формировании нереалистичного восприятия другого
19. Члены коммуникационной сети …чаще всего бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом
20. Член группы, который направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса, действует исходя из роли
21. Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это …
22. Ваша студенческая группа является разновидностью … группы
23. Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу …
24. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является
27. Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность называется
30. К предпосылкам сплоченности можно отнести …
31. … – это характеристика единства, прочности и устойчивости взаимодействий в группе Привязанность
32. Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется …
36. На этапе командообразования, который носит название «. », межличностные отношения характеризуются поляризацией членов команды, возникновением конкуренции между членами команды и разногласий с лидером, когда идет активное оспаривание точек зрения других членов команды и наблюдается нарушение командных норм
37. Процедура, позволяющая выявить статус человека в конкретной группе, – это …
41. Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует..
42. На рисунке (б) схематически изображен … стиль управления
52. Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах …
55. Архетип … досконально изучает фундаментальные законы науки и метафизики, чтобы понять, как преобразовывать ситуации, влиять на людей и превращать видение в реальность
56. В просоциальных ассоциациях формируется … стиль лидерства
57. Если человек отслеживает время, всегда знает, который час, то можно говорить о наличии у него метапрограммы, связанной … восприятием времени
58. Характерные способы организации информации и концентрации нашего внимания в окружающем и внутреннем мире называются …
59. Форма наставничества, которая связана с инструктажем и показом (по принципу «Делай, как я»), – это …
60. В трудах Роберта Розенталя описан …
61. Непосредственное или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре называется …
Тесты на тему «Командная работа и лидерство. Лидерство. Тест с ответами Синергия.»
2. Архетип … досконально изучает фундаментальные законы науки и метафизики, чтобы понять, как преобразовывать ситуации, влиять на людей и превращать видение в реальность
• Мага
• Мудреца
• Правителя
• Творца
3. Ваша студенческая группа является разновидностью … группы
• Лабораторной
• Неформальной
• Официальной
• Условной
6. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера,
– это …
• Власть вознаграждения
• Власть информации
• Власть примера
• Традиционная власть
• Харизматическая власть
8. Вопрос «Что для этого нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу …
• Анализа текущей ситуации
• Наработке вариантов возможных действий
• Постановки целей
• Реализации и контроля
9. Вопрос «Что нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу…
10. Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу
…
13. В трудах Роберта Розенталя описан …
• Механизм самореализующегося пророчества
• Прием «лифт-тест»
• Эффект Пигмалиона
16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно оно должно…
• взывать главным образом к страху
• не слишком отличаться от мнения реципиента
• часто видоизменяться
• часто повторяться
19. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется…
• Вербальное общение
• Внушение
• Директивное общение
• Невербальное общение
21. К предпосылкам сплоченности можно отнести …
• Враждебные отношения
• Наличие общей территории
• Совместимость
• Совместную деятельность членов группы
• Срабатываемость
22. К ценностным функциям имиджа относят
• Затенения внешних недостатков
• Комфортизацию межличностных отношений
• Межличностную адаптацию
• Преодоление возрастных рубежей
• Психотерапевтическую функцию
23. Лидеры, принадлежающие к типу «Соединяющие точки»,…
• Способны быстро оценить большое количество переменных, иногда из совершенно разных областей, чтобы решить проблему или подать идею усовершенствования
• Считают первоочередными вопросы ценности и пользы для бизнеса
• Увлечены своей работой и «воспламеняются», когда речь заходит об их роли или конкретном проекте, над которым они работают
• Являются, как правило, прирожденными системными мыслителями, образно говоря, они видят весь лес, а не одно дерево или только кору на дереве
24. Личностные качества и навыки пристально изучались в рамках…
• поведенческой теории лидерства
• системной теории лидерства
• ситуационной теории лидерства
• теории черт
• трансформационной теории лидерства
26. Наибольшую известность получила типология трёх стилей лидерства, автором которой является…
• Врум-Йеттон-Яго
• Кен Бланшар
• Курт Левин
• Манфред Кете де Врис
• Поль Херси
• Ренсис Лайкерт
32. Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют…систему кодирования и декодирования информации
33. Одна из форм обучения на рабочем месте акцент которой делается на практическую составляющую, называется…
34. Одним из условий образования малой группы является …
• Групповая открытость
• Дифференциация
• Изолированность членов группы друг от друга
• Наличие общей территории
35. Определите порядок прохождения ступеней лидерского роста, предложенных М. Кетс де Врисом:
• Внутреннее лидерство
• Командное (или тактическое) лидерство
• Системное (или стратегическое) лидерство
• Ситуативное (или контекстуальное) лидерство
36. Основанием для выделения карьерного коучинга, бизнес-коучинга, коучинга личной эффективности и лайф-коучинга служит …
• Область применения
• Формат проведения
• Характеристика клиента
37. Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей
• Вознаграждения
• Принуждения
• Традиций
• Харизмы
• Эталона
38. Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …
• Гирперактивностью
• Эффектом социальной ингибиции
• Эффектом социальной фасилитации
• Эффектом установки
39. Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует..
• О склонности к сотрудничеству
• Об интересе к общению
• О занятости собственными мыслями
• Об агрессивность
• Об отвлеченности от разговора
40. Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует…
• О неуверенности, смущении, боязливости, стыде
• О сомнении, недоверии
• О внутренней вовлеченности при изложении своих мыслей
• О наступившей готовности к активности
• О концентрации, замкнутости
41. По мнению представителей… лидером является тот. Кто лучше организует группу для решения конкретной задачи.
• Системной теории лидерства
• Ситуационной теории
• Трансформационной теории лидерских качеств
42. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
• Мнениями
• Нормами
• Целями
• Ценностями
44. Расположите в порядке следования этапы осуществления наставничества
• Обратная связь
• Показ
• практика
• рассказ
45. Расположите степени мобилизационной готовности организма в последовательности их возникновения:
• «а ведь я устал»
• Лихорадочные действия
• Напряжение организма таково, как будто именно сейчас решается вопрос жизни и смерти
• Неготовность, нежелание что-то делать
• Оптимальная готовность к любому действию, точка отсчета вашей готовности что- то сделать
• Человек спит, все мышцы расслаблены и находятся в состоянии покоя
46. Расставьте теории лидерства в последовательности их возникновения (по Р. Дафту):
• Вероятностные (ситуационные) теории
• Поведенческие теории
• Теории великого человека
• Теории взаимоотношений (системные)
• Теории влияния
• Теории личностных качеств
47. Свойства общей моторики различных частей тела изучает …
• Кинесика
• Лингвистика
• Проксемика
• Просодика
• Такесика
49. Согласно системной теории лидерства, основные системные требования, предъявляемые к лидеру группы.
• Координация активности группы, обеспечение безопасности членов, поддержание веры в будущее
• Координация активности группы, определение целей деятельности, контроль соблюдения групповых норм
• Координация деятельности группы, организация ее функционирования, мотивация членов на достижение высоких результатов, контроль исполнения
50. Согласно …, тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи, является лидером
• ситуационной теории лидерства
• теории черт
• трансформационной теории лидерства
• теории лидерских качеств
• системной теории лидерства
51. Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения
• Информативную
• Коммуникативную
• Координационную
• Контактную
• Побудительную
52. Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность, называется…
• Лидерством
• Мотивацией
• Руководством
• Стимулированием
53. Стратегия принятия решения, связанная с ведущей репрезентативной системой, относится к такой метопрограмме, как.
• «врата сортировки»
• Время
• Мотивация
• Направленность
• Способ организации информации
54. Сущность эффекта… заключается в формировании нереалистичного восприятия другого
56. Теория, в которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом, является…
• системной теорией лидерства
• ситуационной теорией лидерства
• структурной теорией лидерства
• теорией черт лидерства
• функциональной теорией лидерства
• харизматической теорией лидерства
57. Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется
• Самовнушением
• Самоограничением
• Саморегуляцией
• Самоубеждением
• Самоуправлением
58. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает …стили руководства
• Демократический, авторитарный и либеральный
• Диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный
• Диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный
• Диктаторский, попустительский и коллегиальный
59. Установите последовательность этапов осуществления наставничества:
• Обратная связь
• Показ
• Практика
• Рассказ
60. Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания:
• А Лидерство как черта
• B Лидерство как деятельность
• C Лидерство как статус
• D способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей
• E один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия
• F ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное белее эффективными результатами деятельности
61. Установите соответствие между источниками власти и механизмами их влияния
• Вознаграждение >
• Должность >
• Информация >
• Компетенции >
• Пример >
• Принуждение >
62. Установите соответствие между механизмами влияния и источником власти
• Знание >
• Традиции >
• Умения и навыки >
• Харизма >
67. Член группы, который направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса, действует исходя из роли…
• Вдохновителя
• Инициатора
• Контролера
• Оценщика
• Погонщика
68. Члены коммуникационной сети …чаще всего бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом
• Колесо
69. Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется.
• Динамической характеристикой личности
• Самооценкой
• Самосознанием
• Установкой
• Я-концепцией
70. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …
• Бурления
• Зарождения
• Равновесия
• Функционирования
71. …член группы наиболее болезненно переживает изменения, происходящие в коллективе
74. …- это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
• Автокинетический феномен
• Влияние меньшинства
• Конформизм в малой группе
• Лидерство в малой группе
75. … – это характеристика единства, прочности и устойчивости взаимодействий в группе
• Идентификация
• Коллективизм
• Конформизм
• Привязанность
• Сплоченность
4 стадии процесса коучинга
Данная статья предназначена для тех, кто интересуется коучингом, хочет понять, что это такое и для каких целей подходит.
А так же для тех кто обучает других людей и использует метод коучинга.
После прочтения у вас появиться понимание
Для разбора возьмем модель коучинга состоящую из 4х стадий.
Для успешного достижения нужного результата необходимо, что в каждая стадия данного процесса была выполнена в полном объеме.
Стадия 1. Собираем информацию и делаем анализ ситуации.
Чтобы начался процесс коучинга требуется, чтобы потенциальный клиент
— осознал текущую ситуацию, в которой он находится сейчас;
— принял для себя решение о необходимости что-то поменять в своей жизни
— выбрал для себя наставника.
Наставник — коуч выступает связывающим звеном между настоящим положением вещей и желаемым будущим клиента. Он помогает совершить этот переход. Коуч выступает проводником. Он помогает клиенту сделать это максимально быстро и с комфортной для клиента скоростью. Клиент сам выбирает для себя скорость движения, но при этом выполнение каждого его шага контролируется наставником. И как видим в этом симбиозе очень важно желание самого клиента достичь конечной цели. А коуч выступает опорой, на навыки и опыт, которого можно опереться.
Если клиент хочет получить конкретные навыки в определенной области, то потребуется четкое их описание. То есть, чтобы чего-то достигнуть – надо знать, что конкретно будет нужным результатом. Любой результат надо оцифровать, задать конкретные измеримые параметры. А также оцифровать текущее положение вещей.
Потому что каждый человек под одним и тем же словом ил понятием понимает и представляет для себя разные результаты.
Для одного научиться ездить на машине – это стать Шумахером, для второго это переехать из одного пункта в другой без аварии.
На стадии 1 при имеющемся желании клиента, задаются определенные стандарты текущей ситуации и желаемого положения. Что коуч и клиент стали разговаривать на одном языке.
Стадия 2. Задаем параметры ответственности.
Все хорошо знают, что за свои действия или бездействия люди несут ответственность.
Если нет ответственности, то нет и нужного результата. Клиент должен принять на себя ответственность за результаты. Он сам планирует свое движение и ему отводится активная роль в этом движении. За него никто ничего не делает. Коуч выступает в роли советника по вопросам планирования. При этом он не прямо говорит это плохо или это не правильно. Если коуч видит явные не стыковки в плане он задает уточняющие вопросы, которые позволяют клиенту это осознать. При составлении личного плана развития необходимо чтобы в нем были отражены следующие вопросы:
В настоящее время некоторые компании просят своих сотрудников составить план личного развития. План личного развития должен фокусироваться на одной – двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть, в коротки сроки.
Каждую цель клиент прописывает таким образом, чтобы она соответствовала критериям SMART:
Specific — конкретная;
Measurable — измеримая;
Achievable — достижимая;
Realistiс — реалистичная; второй вариант Relevant – релевантная, соотносимая с другими задачами
Timed — определенная по времени
Подробнее здесь http://as-coach.ru/11-sovetov-dlya-dostizheniya-celi/
Стадия 3. Реализация плана
Для реализации плана можно использовать различные стили, техники и навыки. Однако наставник должен использовать только то, что соответствует конкретной ситуации и у конкретного клиента. А также применяемые стили и техники должны соответствовать личным навыкам самого коуча.
Самыми важными все же остаются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов.
Ситуации в коучинге могут быть абсолютно разными. Клиент может быть совершенно неопытным или иметь опыт и навыки в осваиваемой теме.
Подход к данным клиентам будет значительно отличаться по стилю взаимодействия. Так для неопытных лучше будет работать «директивный» стиль коучинга, а для опытных «свободный», в котором коуч больше является наблюдателем и контролером исполнения заданий плана, представляя обратную связь и задавая нужные вопросы.
Стадия 4. Оценка результативности.
Оценка подразумевает анализ и выводы по плану личного развития после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его клиент осуществляют совместно.
Ключевые вопросы здесь следующие:
Коучинг — реализуем ваши желания. Записаться на бесплатную консультацию через форму обратной связи.
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.