Волонтерство в школе что дает
Путь волонтера: чему могут научить в школах волонтерства
Многие благотворительные организации не просто набирают команду волонтеров и бросают их на поле добровольческой деятельности, они еще и обучают тех, кто хочет бескорыстно помогать другим, необходимым навыкам и умениям. О том, чему, как и зачем учат волонтеров, корреспонденту проекта «Год волонтера» рассказали в ресурсном центре «Мосволонтер» и благотворительном фонде «Арифметика добра».
Со знанием дела
Безусловно, для того чтобы волонтерские практики были эффективны, к их организации нужно подходить со знанием дела, профессионально. Поэтому мы уделяем огромное внимание обучению как организаторов добровольчества, представителей некоммерческого сектора, так и волонтеров», — говорит директор ресурсного центра «Мосволонтер» Ирина Швец.
«Мосоволонтер» реализует программы общего и функционального обучения волонтеров. На них можно научиться, например, коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, узнать, как правильно управлять большими потоками людей, отработать другие важные и полезные навыки.
В ресурсном центре готовят менеджеров и тренеров волонтерской деятельности: программа «Волонтерский менеджмент» направлена на формирование управленческих компетенций и личных лидерских качеств волонтерских тим-лидеров, а программы «Школа презентаторов» и «Тренинг тренеров» учат не только разрабатывать и проводить тренинги волонтерской тематики, но и вдохновлять аудиторию, заряжать ее энергией добрых дел, добавляет Швец.
«Все обучающие программы ресурсного центра «Мосволонтер» позволяют повысить самомотивацию и сформировать столь необходимые и востребованные сегодня soft skills: коммуникацию, работу в команде, управление временем», — говорит Швец.
Она отмечает, что обучение волонтеров — неотъемлемая часть их участия в мероприятиях в столице. Они проходят как простой инструктаж, так и многоступенчатые программы обучения.
К чемпионату готовы
Масштабную подготовку городские волонтеры прошли в преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
В рамках общего обучения волонтеры прошли тренинги и мастер-классы, научились быстро ориентироваться в большом городе, узнали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, общаться со СМИ и помогать людям с инвалидностью.
Помимо общей была реализована и функциональная подготовка — волонтеры изучали особенности тех или иных функций. Добровольцы прошли обучение на объекте и отработали полученные знания на практике.
По ее словам, все эти знания пригодятся волонтерам не только на конкретном мероприятии, но и в повседневной жизни.
«Наши программы помогают не только раскрыть личностный потенциал, но и, что самое немаловажное, дают возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути», — заключает Швец.
Из волонтеров в наставники
Благотворительный фонд «Арифметика добра» помогает детям-сиротам найти семью, а также социализироваться и адаптироваться — для этого организация занимается развитием образования, культуры и спорта в детских домах.
Несколько лет назад в фонде начали готовить социальных волонтеров. Им рассказывали об особенностях детей-сирот, как с ними взаимодействовать, беречь себя в сложных ситуациях и другом.
«Сейчас программа подготовки социальных волонтеров переросла в более глубокое направление — наставничество. Это тоже волонтерская деятельность. Мы обучаем наставников, готовим к встрече с подростками. В отличие от волонтера, наставник вступает в отношения с подростком надолго, минимум на один год. Его задача — помочь молодому человеку освоиться в окружающем мире, подготовиться к самостоятельной жизни, быть проводником и другом в жизненных перипетиях», — рассказывает руководитель программы «Наставники» Анастасия Сорокина.
Она добавляет, что подготовка в школе наставников позволяет волонтерам многое узнать о себе, своем взаимодействии с родными и детьми.
«Зная причины поведения детей, лишившихся заботы родителей и проживших в детском доме, мы становимся терпимее и внимательнее. Эти знания с успехом используются в обычной жизни. Мы считаем, наша программа в том числе решает просветительскую задачу», — утверждает Сорокина.
Дополнительный материал «Волонтёрство» для развития волонтёрского движения в школе
ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Пушилина Е.А., Пушилин М.С.
Методическое пособие по организации волонтёрской работы в образовательной организации, стр.27.
Данное методическое пособие «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезно социальным педагогам, педагогам – организаторам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в МБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества. Данное пособие содержит описание основных этапов развития школьного добровольчества и рекомендации по их реализации (как рассказать школьникам о добровольчестве, как организовать информационную кампанию по привлечению новых участников и провести вводное занятие для заинтересовавшихся, как выстроить текущую деятельность волонтёра и партнерские отношения). В пособии представлены лучшие практики школьного добровольчества, примеры мероприятий, по реализации развития волонтёрской деятельности в школе. В пособии представлено описание проектов и информационно-методических материалов, которые могут быть полезны педагогу и школьнику-активисту при развитии добровольческой деятельности. Надеемся, что опыт и технологии, которые мы предлагаем в нашем пособии, помогут Вам в работе по развитию волонтерского движения нашей страны, вашего города и вашей школы!
ОТ АВТОРОВ
Пушилин Максим Сергеевич. 24 года. Педагог – организатор МБОУ «СОШ № 32» АМО. Волонтёр с 2010 г. Волонтер Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы». Волонтёр Иркутского регионального волонтёрского центра. Волонтёр чемпионата мира по бенди среди девушек в г. Иркутске. Волонтёр предвыборного штаба В.В. Путина, впоследствии принимал участие в инаугурации. Был волонтёром Эстафеты огня зимней Универсиады в г. Иркутске и волонтером в г. Красноярске.
Участник международного форума Байкал 2019. Член Молодежного парламента Ангарского городского округа второго созыва.
Для добрых дел нет точного времени.
Пушилина Елена Анатольевна. Учитель физики, руководитель волонтёрского отряда МБОУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА 5
ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬНИЧЕСТВО В ШКОЛЕ 5
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА 6
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКА В ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО 6
Из истории ВОЛОНТЁРСТВА 6
ОСНОВЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
Принципы волонтёрской деятельности 7
Обязанности волонтёра 8
Заповеди волонтёра 8
ВИДЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 9
СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 10
КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 10
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО 11
МОТИВАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА 12
ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
ЛИДЕРЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ 13
ЛИДЕРЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО 13
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ 14
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 17
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ 17
КТО ТАКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ И ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ? 17
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 20
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ 22
ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 24
Добро творите. Рук не опускайте. Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте, Что многое зависит лишь от нас!
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей нуждающимся в этом людям или обществу в целом. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. В любом своем проявлении помощь, не направленная на извлечение выгоды, гуманна по своим идеям. В современной западной социологии «волонтёрство»
(Volenteerism) применяется для обозначения добровольного
труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет собой возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
• внутренняя психологическая потребность быть нужным;
• потребность в общении и уважении;
• развитие лидерских способностей;
• способ поделиться своим опытом;
• защита своих прав и интересов;
• возможность жить интересной и яркой жизнью;
• потребность в самореализации;
• потребность в профессиональном опыте и т.д.
На сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬНИЧЕСТВО В ШКОЛЕ
Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Волонтерская деятельность в школе является важным ресурсом для реализации программы воспитания и социализации обучающихся, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации детской инициативы. Вовлечение в волонтёрское движение детей будет способствовать формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской Федерации. Распространение добровольческих практик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтёрству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтёрства. Волонтёрская деятельность для школьника — это возможность самореализации в помощи другим, общение и социализация.
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Для эффективного становления школьного волонтёрства и вовлечения ребёнка школьного возраста в добровольческую деятельность и социальные практики следует реализовать в педагогической деятельности создание условий для последовательного прохождения ребенком ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
1. Знакомство с добровольчеством.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.
3. Практическое участие в добровольческой деятельности.
4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы.
5. Всесторонняя поддержка волонтерскими центрами и некоммерческими организациями.
Смысловым финалом реализации программы должно стать расширение понимания ребёнком феномена «добровольчество» и демонстрация ему его возможностей в развитии человеческого, творческого и инициативного потенциала.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКА В ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО
Вовлечение ребёнка в добровольчество надо начать со знакомство с историей ВОЛОНТЁРСТВА и ДОБРОВОЛЬНИЧЕСТВА, с основными принципами волонтёрской деятельности.
Из истории ВОЛОНТЁРСТВА
История добровольчества в России и за её пределами пишется всё время, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем. Для включения ребёнка в волонтерскую деятельность необходимо выяснить его интересы и внутренние потребности. Например, ребенок хочет стать известным художником, в таком случае ему предлагается участвовать в организации культурных мероприятий, побывать событийным волонтером на выставках, концертах, творческих мероприятиях и мастер классах. При выявлении интересов можно использовать методы:
Школьнику необходимо рассказать о видах волонтёрской деятельности через знакомство с социально-значимыми проблемами. Необходимо дать ребенку возможность принять участие в различных видах волонтерства, чтобы он мог выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка. Важно, чтобы данная деятельность не была для школьника обязательной, недопустимо, чтобы педагоги принуждали к выполнению добровольных действий. Участие в волонтерских акциях может быть только инициативой самого школьника.
ОСНОВЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принципы волонтёрской деятельности
1. Добровольность – никто не может быть принужден к занятию волонтёрской деятельностью. Волонтёрская деятельность осуществляется по собственной инициативе волонтёра.
2. Безвозмездность – волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе.
3. Уважение – волонтёр уважает достоинство, личностные и культурные особенности людей.
4. Ответственность – волонтёр несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков.
5. Самосовершенствование – Волонтёр всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков.
7. Нравственность – волонтёр соблюдает морально-этические принципы.
1. Волонтёр имеет право выбора того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее интересной.
2. Волонтёр имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта.
3. Волонтёр имеет право на признание и справедливую оценку его вклада, а также на учет времени, затраченного на волонтёрскую деятельность.
4. Волонтёр имеет право на обеспечение его безопасности.
5. Волонтёр имеет право ознакомления с критериями отбора для того или иного мероприятия.
6. Волонтёр имеет право на предварительное обучение, если это необходимо для проведения мероприятия.
7. Волонтёр имеет право на получение экипировки, если это предусмотрено условиями проведения мероприятия.
8. Волонтёр имеет право на предоставление бесплатного питания, если работает в течение длительного времени.
9. Волонтёр имеет право на транспортировку, если выполнение его обязанностей происходит в ночное время суток (с 22.00 до 06.00). Обязанности волонтёра
1. Волонтёр обязан соблюдать законодательство Российской
2. Волонтёр не имеет права вести политическую и/или религиозную пропаганду на мероприятиях, в которых принимает участие.
3. Волонтёр обязан уважительно относиться к другим участникам мероприятия, в том числе к персоналу учреждений, с которыми ведется сотрудничество, а также к другим волонтёрам.
4. Волонтёр не имеет права препятствовать подготовке и проведению мероприятия.
5. Волонтёр обязан согласовывать все свои действия в рамках реализации мероприятия с координатором, ответственным за это мероприятие.
6. Волонтёр не имеет права публично обсуждать и осуждать деятельность координаторов и/или организаторов мероприятия. Все возникающие вопросы обсуждаются наедине с координаторами и/или организаторами мероприятия.
7. Волонтёр не имеет права распространять конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе подготовки и проведения мероприятия.
8. Волонтёр обязан представлять отчет о своей деятельности (особенно финансовой, если для выполнения задания были затрачены материальные средства). Все виды финансовой деятельности должны обсуждаться.
1. Будь верен общему Делу.
2. Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело.
3. Понимай задачу, которую ты выполняешь.
4. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.
5. Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.
6. Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.
7. Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.
8. Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
9. Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души.
ВИДЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Охват волонтёрами различных областей жизни очень широк.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Добровольцы этого направления деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, детям блокадного Ленинграда, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании и волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.
На базе образовательных учреждений необходимо оказывать помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в
организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники. Учащиеся-волонтёры могут подключиться к проведению тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развива ются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогает им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для успешной адаптации к повседневной жизни в обществе. Контакт с волонтёрами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.
Волонтёры-учащиеся также могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:
• организовать праздник, мастер-класс
• прибраться, помыть, почистить
• провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.
И многое другое, даря тем самым заботу и принося радость, нуждающимся.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одна из основных сфер волонтёрства – это природоохранная деятельность.
Волонтёры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): уборка мусора, установление аншлагов и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами незаконной вырубки деревьев, строительством, уплотнительной застройкой, загрязнением воды, воздуха, почвы). Проводят встречи со школьниками на экологические темы, занимаются сбором информации, сбором подписей, участвуют в международных программах Гринпис и многое другое. Волонтёрство в общественной организации помогает людям найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эковолонтёрства, как:
• подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;
• уборку парков, лесов, берегов водохранилищ;
• помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);
• изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.
СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Появление инфраструктуры для подготовки волонтёров к крупным международным спортивным событиям способствует качественному проведению состязаний.
КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одним из интереснейших направлений волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и:
— помощь в организации масштабных культурноразвлекательных мероприятий;
— рассадка гостей на различных мероприятиях;
— работа с музеями и галереями по взаимодействию с
Как правило, работа волонтёров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтёрах, которое регламентирует требования к волонтёру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтёр несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтёром принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.
Добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач:
— организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия;
— систематизируют объекты хранения;
— помогают во внедрении информационных технологий;
— общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации.
Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтёров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтёров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтёром в музее, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтёрскую книжку.
Активную политику в отношении привлечения волонтёров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеевучастников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. По итогам проведенных мероприятий волонтёры получают благодарственные грамоты, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.
Все мы являемся гражданами своей страны и обязаны исполнять долг по защите своих индивидуальных интересов, и интересов страны в целом.
Гражданско-правовое волонтёрство включает в себя:
• помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.). Волонтёры
отвечают за рассадку, движение гостей на различных мероприятиях, взаимодействуют с администрацией, муниципальными округами и другими государственными и общественными организациями, которые занимаются гражданско-правовой проблематикой;
Как правило, работа волонтёров в тех общественных институтах, где занимаются правами человека, состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных форумов, конференций, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим волонтёры получают ряд преимуществ:
• приглашения на различные мероприятия;
• выступления с докладами;
• большая юридическая и правовая грамотность;
Примерами работы волонтёров в гражданскоправовом секторе могут быть:
o работа с общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль»;
o работа волонтёров в дни голосования и т.д.
На данных мероприятиях добровольцы осуществляют ряд задач:
• встреча гостей форумов в аэропортах, железнодорожных вокзалах и т.д.
• работа с представителями СМИ;
• организация и контроль над тем, как будут доставлять членов делегации и журналистов на мероприятия и обратно;
• наблюдение за соблюдением прав избирателей и работой избирательных комиссий;
• организация пресс-конференций и семинаров;
• помощь во внедрении информационных технологий;
• общение с избирателями, представителями власти; участие в конференциях и активную научную деятельность.
На данном этапе надо познакомить школьника с различными направлениями волонтёрства посредством обсуждения социально-значимых тем, а также через включение в процессы решения социально-значимых проблем, как правило, связанных с городом его проживания, школой обучения, территориальными особенностями. Здесь можно использовать методы:
• Уроки добра, проводимые волонтерами. На уроках затрагиваются социально значимые задачи общества (участие в защите экологии, борьба с нищетой, сиротством, помощь людям с ограниченными возможностями и т. п.), рассказывается о волонтерстве и волонтерских акциях, имеющихся организациях, возможностях для самореализации ребенка через добровольчество, о полученном опыте и перспективах развития движения.
• Видеолектории, посвященные теме добровольчества в России и за рубежом.
• Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
• Викторины на социально значимые темы, такие как экология, здоровье, семья, распространенные заболевания и т. д.
• Конкурсы поделок, эссе, проектов, посвященные темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.
Для вовлечения в добровольческую деятельность можно вовлечь школьника в решение социально-значимых задач современности, посредством вовлечения в социальную практику во время уроков и во внеурочной деятельности. В это время школьник выполняет задания, решает проблемы, взаимодействует с другими и окружающей действительностью. Здесь можно применить методы:
• Ролевые и интерактивные игры. Педагоги и школьники-волонтеры проводят их как на уроках обществознания, ОБЖ, биологии, географии и др., так и во внеучебное время — в рамках проведения Дня здоровья, Субботника, различных праздников. Школьник, играя в определенную игру, знакомится с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев проявляет интерес к волонтерской деятельности.
• Квесты или кейс-методы. Чаще всего они организуются школьниками-волонтерами и привлеченными студентами-волонтерами для семей и классных коллективов. Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
• Деловые и интерактивные упражнения/ игры на темы «Энергосбережение», «Семейный бюджет», «Организация события». Проводятся в рамках тематических недель и декад, способствуя вовлечению школьников в решение социальных проблем.
• Тематические общешкольные мероприятия для заинтересовавшихся.
• Распространение материалов волонтерских центров, просмотр видеокурсов, обзор интернет-ресурсов о добровольчестве.
• Создание стендов, рубрик, посвященных добровольчеству, на интернет-ресурсах школы.
МОТИВАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА
Формировать мотивацию участия в волонтёрской деятельности у школьника можно также через организацию досуга, участие в акциях, проектах, в конкурсах и мероприятиях, которые помогают ученику разнопланово и интересно проводить время, осуществлять различную деятельность в новой сфере, а часто и в новом месте. Процесс формирования мотивации можно осуществлять через дружбу и взаимодействие с единомышленниками. Волонтёров обычно объединяет общность интересов, единые ценности. Волонтёрские мероприятия способствуют сплочению ребят, расширению круга знакомств и друзей. Можно мотивировать ребёнка тем, что он приобретёт полезные знакомства. В данном случае имеются в виду знакомства, необходимые для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. Включаясь в социальные практики, ученик знакомится с представителями различных профессий: спортсменами, общественными деятелями, деятелями культуры и искусства, госслужащими. Часто эти люди играют значительную роль в дальнейшей судьбе молодежи. Для формирования мотивации можно рассказать школьнику о общественном признании. В подростковом возрасте наиболее значимо становится признание сверстников. В старшем подростковом возрасте молодые люди задумываются об общественном признании, значимости своей личности. Перспектива приобретения практических навыков так же формирует мотивацию школьника. Реализуя социальные проекты и акции, обучающийся приобретает практику, своеобразный опыт работы по организации мероприятий, обучению младших школьников, оказанию первой помощи, экологическую практику и др. Данные навыки, особенно если они учтены в электронной волонтерской книжке, могут помочь при поступлении в университет, трудоустройстве на работу. Развитие необходимых личностных качеств и компетенций также является убедительным доводом участия в волонтёрской деятельности. Одним из наиболее важных результатов для ученика и ОО (в соответствии с ФГОС) при реализации волонтерских практик становится развитие личностных качеств и компетенций, необходимых для эффективной жизни в XXI веке, таких как любознательность, инициативность, настойчивость, умение решать практические задачи, навыки целеполагания, креативность, лидерские качества, умение работать в команде и коммуникативные навыки, менеджмент. Помощь в личностном и профессиональном самоопределении так же укрепит мотивацию школьника к участию в волонтёрской деятельности. Реализация волонтерской деятельности в школе рассматривается как один из наиболее эффективных способов личностного и профессионального самоопределения. Школьник на практике пробует тот или иной вид деятельности, осознаёт, что у него получается лучше, понимает, что ближе его внутреннему миру, еще больше подкрепляет свой выбор будущей профессии или, наоборот, получает возможность его переосмыслить. Мотивировать обучающегося можно через реализацию его духовных потребностей. У каждого ребенка есть внутренняя потребность помогать, «делать этот мир лучше», занимаясь волонтерской деятельностью, ученик реализует духовные потребности, становится добрым, милосердным, искренним и чувствующим. Реализация своей идеи может стать сильным стимулом в добровольческой деятельности. Самый важный мотив в человеческой жизни — самоактуализация (самореализация). Участвуя в социальной практике, организуя различные события, ребёнок может осуществить свою мечту, претворить любую идею в жизнь. Для эффективной организации добровольческой деятельности важно:
1. Учесть все подгруппы мотивации и разработать педагогические практики для внедрения каждой из них.
2. Выявить приоритетные подгруппы мотивации для каждого ребенка и использовать это для постановки индивидуальных целей и построения индивидуальных траекторий развития в добровольческой деятельности.
ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИДЕРЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
На этом этапе необходима организация работа с лидерами международного, всероссийского, областного, городского и школьного добровольчества: тематические смены и форумы, грантовые конкурсы, региональные и федеральные советы.
ЛИДЕРЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Михаил Александрович Новиков (24 июля 1989, г. Ангарск Иркутской области, РСФСР, СССР) — кандидат биологических наук (2017), член Молодёжного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области (с 2013), председатель Молодёжного парламента при Думе Ангарского городского округа .
В 2011 окончил биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета по специальности физиология. С 2011 – младший научный сотрудник ФГБУ «Восточно-сибирский научный центр экологии человека» (город Ангарск), преподаватель естественно-научных дисциплин (СОШ №40, город Ангарск). С февраля 2013 – помощник депутата Думы Ангарского муниципального собрания В.С. Иванца, руководитель инициативной группы «ЭкоАнгарск». С 2014 – заместитель председателя совета молодых учёных и специалистов ФГБНУ «Восточносибирский институт медико-экологических исследований». Заместитель председателя Ангарской УИК №84. Заместитель председателя молодёжного парламента при Думе Ангарского городского округа 4-го созыва (2013-2015).
Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства в Иркутской области в номинации «общественная деятельность» (2013). Победитель конкурса проектов Международного молодёжного лагеря «Байкал 2020» в направлении «Молодёжь. Лидерство и политика» (2013). Победитель конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи (2014). Факелоносец эстафеты олимпийского огня «Сочи2014».
Увлечения: посткроссинг, нумизматика, путешествия.
Иван Сергеевич Комельков (11 марта 1990, п. Новонукутский Нукутского район а ) — заместитель председателя Молодёжного парламента города Ангарска созыва 2016–2019. Депутат Молодёжного парламент а при
Законодательном собрании Иркутской области 1-го и 2-го созывов .
С отличием окончил Ангарский педагогический колледж по специальности «иностранный язык» (2011), с 2012 — студент ЕАЛИ МГЛУ (ныне Иркутский институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ).
Лауреат премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2011). Благодарность Председателя Законодательного собрания Иркутской области. Благодарность министра образования Иркутской области. Победитель областного смотра-конкурса «Студент года 2010» среди студентов СПО. Лауреат III степени конкурса-фестиваля в рамках международного проекта «Широка страна моя Родная», г. Иркутск. Лауреат областных конкурсов чтецкого мастерства.
Увлечения: театр (актёр молодёжного любительского театра «Новые Люди», г. Ангарск); настольный теннис, вольная борьба.
На данном этапе школьники, заинтересовавшиеся волонтерской деятельностью, включаются в акции, проекты и события, которые предлагают им педагоги и опытные волонтеры-школьники.
Стоит отметить, что единая информационная система «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф) позволяет найти волонтерские организации и мероприятия, проекты в любом регионе России. Благодаря данному ресурсу можно связаться и присоединиться к понравившейся добровольческой инициативе и/или организации, а также вести учет своих достижений и добрых дел в электронной волонтерской книжке.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ
Организация волонтёрской деятельности в школе не может быть осцществлена без создания инфраструктуры, формирования новых школьных волонтерских объединений и форматов их взаимодействия с возможными партнерами.
Труд волонтёров в России и волонтёрское движение, по сравнению с США и другими странами распространен крайне слабо. Для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций он практически не применяется.
При этом всегда остро стоит вопрос обучения волонтёров. И здесь, в первую очередь, есть потенциальное поле для тесного взаимодействия государственных и общественных структур.
Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в настоящее время разработан новый для российской практики механизм регистрации и учета волонтёров – «Личная книжка волонтёра» (ЛКВ). ЛКВ преимущественно содержит сведения о трудовом стаже своего обладателя, его поощрениях и дополнительной подготовке. В ЛКВ предусмотрено, что сведения вносит в книжку соответствующая организация, в которой работает или проходит обучение волонтёр и заверяет подписью ответственного лица и печатью данной организации.
Однако в своем большинстве активисты и руководители волонтёрских организаций пока занимают осторожную позицию. В первую очередь, это связано с непонятным для них статусом данного документа. Волонтёрам пока не ясно – что дает, чему служит, для чего вообще нужен этот «паспорт».
В ряде европейских стран, зафиксированная в «паспорте волонтёра» работа засчитывается работодателем как официальная практика в таких профессиях, как педагог, воспитатель, врач, медицинский работник и т.д. «Паспорт волонтёра» облегчает поступление в высшие учебные заведения и дает некоторые льготы при оплате обучения.
Для реализации различных организационных и информационных задач можно приглашать участников различных молодежных и волонтёрских проектов. Проведение семинаров по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглых столов по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации способствует чёткому проектированию волонтёрской деятельности.
При организации волонтёрского движения также необходимо организовать взаимодействие с общественными организациями (партнерами).
Такая деятельность предполагает проведение ежемесячных информационнопросветительских встреч для кураторов образовательных учреждений, групповые встречи для обучающихся. Подобные встречи направленны на формирование команды волонтёров и развитие личностных качеств учащихся, необходимых для успешной реализации волонтёрских идей, формирование активной жизненной позиции детей и подростков.
Необходимо продумать участие в акциях, конкурсах и проектах в соответствии с избранным направлением волонтёрской деятельности.
В плане волонтёрской деятельности должны присутствовать экскурсии и мастерклассы на базе организаций-партнеров. Представители организаций могут участвовать в сборах волонтёров-школьников, в соответствии с тематикой волонтёрской деятельности.
Участие в городских, районных акциях, мероприятиях, конкурсах, фестивалях волонтёрской направленности с целью обмена опытом обогащает и наполняет волонтёрскую деятельность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В соответствии с Концепцией развития добровольчества в России, деятельностью Ассоциации волонтерских центров и Российского движения школьников можно выделить следующие направления волотерской деятельности, которые целесообразно реализовывать в образовательных организациях общего образования:
> социальное патронирование детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
> социальное патронирование пожилых людей;
> педагогическое сопровождение (воспитательная поддержка детей и подростков);
> социально-психологическая поддержка (добровольные психологические службы);
> спортивная и туристическая работа;
> досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);
> краеведение, реставрационные работы, развитие местного туризма;
> оказание профессиональных услуг лицам и организациям, нуждающимся в социальной помощи (юридические, финансовые, управленческие и прочие услуги специалистов) и т.д. Все виды добровольческой (волонтерской) деятельности можно представить в виде следующих направлений:
> Социальное волонтерство (оказание адресной помощи различным категориям граждан). >Событийное волонтерство (организация/участие в проведении крупных городских/федеральных событий).
> Медицинское волонтерство (профессиональная медицинская волонтерская деятельность).
> Культурно-просветительское волонтерство (просвещение населения посредством участия в проведении, например, выставок и концертов).
> Волонтерство в чрезвычайных ситуациях (например, помощь сотрудникам МЧС России в устранении лесных пожаров или последствий землетрясений).
> Корпоративное волонтерство (участие сотрудников компаний в волонтерской деятельности).
> Серебряное волонтерство (участие лиц в возрасте от 55 лет и старше в добровольческой деятельности).
> Инклюзивное волонтерство (вовлечение людей с инвалидностью в волонтерскую деятельность).
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ
КТО ТАКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ И ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ?
Для того чтобы понять, правильно ли школьник понимает, чем волонтеры отличаются от остальных людей, нужно сначала вместе с ним разобрать определение, что представляет собой волонтерская (добровольческая) деятельность как таковая. Под волонтерской (добровольческой) деятельностью предлагается понимать одну из форм социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на региональном, федеральном или международном уровнях, способствующую личностному росту и профессиональной самореализации. Здесь же нужно оговориться, что понятие «доброволец» исконно русского происхождения, а «волонтер» — заимствование из французского языка с тем же значением, мы предлагаем рассматривать как синонимы, поскольку суть деятельности одна и та же. В случае рассмотрения этого вопроса со школьниками, акценты эффективнее сместить на их собственное понимание термина «волонтер» («доброволец») и выведение из набора мнений общего определения, которое может звучать так: «Волонтер» («доброволец») — это человек, который безвозмездно и по собственному желанию помогает людям в решении проблем, работая индивидуально с теми, кто нуждается в помощи, а также участвуя в социально значимых мероприятиях».
Следующий вопрос, который также важно обсудить с самого начала — «Какими качествами важно обладать добровольцу (волонтеру)?». Для ответа на этот вопрос рекомендуется разделить школьников на несколько подгрупп и дать им задание: «С помощью фломастеров в течение 15 минут создайте на листе ватмана портрет настоящего добровольца, написав рядом важные для него качества. Далее поделитесь с одноклассниками полученными результатами и объясните, почему именно эти качества должны быть присущи добровольцу».
Среди качеств волонтера могут быть, например, названы:
1. Искренность — искреннее желание помочь любому в случае необходимости, без ожидания официального приглашения и пользы для себя.
2. Вовлеченность — доброволец разумно жертвует своими потребностями ради достижения общей цели. Например, иногда задерживается на рабочем месте, чтобы доделать порученную срочную работу.
3. Ответственность — он понимает всю важность поручения и то, что на него надеются, ему доверяют определенную часть работы. В соответствии с этим он делает все, чтобы не подвести.
4. Коммуникабельность и отзывчивость — умение общаться и вовремя помогать нуждающимся людям.
5. Терпимость к мнению, отличающемуся от своего собственного, если оно помогает достичь общей цели.
6. Исполнительность — стремление волонтера выполнять поручения в соответствии с инструкцией и вовремя.
7. Стрессоустойчивость — умение эффективно справляться со сложными ситуациями и достигать цели и т.д. Существенным элементом данного занятия может стать обсуждение вопроса: «В каких же мероприятиях участвуют добровольцы (волонтеры)?»
Для того, чтобы учащиеся лучше поняли, что их ожидает в дальнейшем, нужно рассказать им, что, став волонтером, можно:
> пройти специальное обучение;
> разработать, защитить и реализовать свой проект;
> принять участие в различных мероприятиях, связанных с добровольчеством.
Определяющим моментом в беседе со школьниками о волонтерстве является дискуссия, о том, почему стоит заниматься волонтерской деятельностью. Педагог может назвать и обсудить с детьми значимость для них следующих мотивов:
2. Улучшение жизни окружающих людей.
3. Приобретение опыта работы.
4. Использование неиспользованных навыков.
5. Приобретение новых навыков.
6. Возможность выбраться из дома.
7. Изменение статуса-кво.
8. Возможность быть активным и вовлеченным. 9. Возможность встретиться с другими людьми.
10. Возможность испытать чувство того, что ты кому-то нужен.
11. Возможность попробовать себя в новом деле.
12. Возможность установить профессиональные контакты.
13. Возможность попробовать разные жизненные стили.
14. Обретение чувства уверенности в себе.
15. Получение удовлетворения от работы.
16. Использование хобби на хорошее дело.
17. Решение новых проблем.
18. Возможность учиться быть ответственным.
19. Следование традиции.
20. Возможность стать победителем.
21. Возможность проводить время весело.
22. Получение признания других.
23. Применение своих талантов и способностей.
24. Воплощение мечты в реальность.
25. Помощь друзьям и близким.
26. Возможность быть личностью, а не элементом.
27. Воодушевление других.
28. Возможность познакомиться с другими людьми с теми же ценностями.
29. Возможность отдать то, что ты получил.
30. Возможность показать, что тебе не все равно.
Кроме этого, стоит поговорить с учащимися о том, можно ли быть настоящим волонтером (добровольцем), если постоянно ждать официальных приглашений помочь, искать пользы для себя, и при этом в повседневной жизни не обращать внимание на просьбы других незнакомых людей. В заключение беседы можно показать учащимся ролик об Ассоциации волонтерских центров России, который можно найти на главной странице сайта http://авц. рф/.
Организация мероприятий для волонтеров Внутренние мероприятия проводятся преимущественно для решения 3 задач: 1. Обучение волонтеров. 2. Командообразование и формирование корпоративной идентичности. 3. Мотивация волонтеров к активной деятельности. Эти мероприятия должны включать в себя систему стимулирования и быть направлены на достижение целей не только отряда, но и каждого его члена в рамках выстраивания их индивидуальных траекторий развития. Обучение волонтеров Для полноценного существования и эффективной реализации мероприятий добровольческим отрядом необходимо проводить образовательные программы для его членов и активистов. Существует множество интересных методов обучения волонтеров-школьников: • Тренинг.
Систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. • Кейс-метод, или метод ситуаций. Техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. • Деловая игра. Способ определения оптимального решения различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников. • Инструктирование. Мягкий способ организационного воздействия, заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий человека, в предостережении от возможных ошибок и т. д. Обычно инструктирование принимает форму консультационной, информационной и методической помощи человеку, направленной на защиту его прав и свобод. • Рабочий инструктаж. Практика обучения на рабочем месте, включающая выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения; объяснение и демонстрацию процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте. Базовое содержание информационного блока, отрабатываемого в ходе обучения волонтеров-школьников и выполнения ими специальных тренинговых упражнений: • Определение понятия «волонтерство». • Качества волонтера. • Определение соответствия себя образу волонтера. • Особенности добровольческого опыта. • Понятие команды. Особенности работы в команде. • Основы социального проектирования. Практика подготовки проекта к реализации. • Реализация собственного социального проекта. Образовательная программа для добровольческого отряда включает в себя следующие блоки: 1. Мотивация. В данный блок необходимо включать: 1) фасилитационные сессии для работы над идеологией и смыслами добровольческого отряда; 2) тренинги на командообразование; 3) игры и интерактивные упражнения для позитивного отношения к добровольческой деятельности. 2. «Мягкие» навыки (soft skills). В данный блок могут быть включены следующие образовательные элементы: 1) семинары по проектному менеджменту; 2) тренинги «Лидерство» и «Команда и командные роли»; 3) тренинг «Развитие коммуникационных умений»; 3) тренинги по развитию ораторского мастерства; 4) геймификация и игротехника; 5) тренинг «Эффективное разрешение конфликтов». 3. Навыки для конкретных областей деятельности (hard skills). В данный блок включаются семинары и мастер-классы, направленные на развитие тех умений и навыков, которые необходимы именно для данного добровольческого отряда (мастер-классы «Изготовление кормушек», «Изготовление дидактических пособий для работы с детьми с ограниченными возможностями», тренинги «Работа со СМИ», «SMM» и т. п.). Пример базовой образовательной программы по подготовке школьного добровольческого отряда приведен в методических рекомендациях Российского движения школьников. Командообразование и формирование корпоративной идентичности Школьный волонтерский отряд — это прежде всего команда. У каждого детского объединения, помимо определенного на организационном сборе имиджа, существует набор элементов, которые могут сплотить и объединить коллектив. Часть из них формируется стихийно: ритуалы, система условных сигналов, корпоративный сленг, корпоративный юмор. А часть можно культивировать целенаправленно: так, организация развлекательных мероприятий, праздников, встречи и совместный отдых вне текущих сборов волонтерского отряда способствуют сплочению детского коллектива. Можно подчинить цели командообразования некоторые обучающие занятия, сделав их сквозными. Например, предварять или завершать каждое текущее занятие занятиями по игротехнике и разучиванию песен. Важно разговаривать с ребятами о ценностях и смыслах добровольчества.
Для таких разговоров подойдут следующие формы педагогической работы: огоньки, беседы, кинолектории (просмотр фильма с обсуждением).
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЛОНТЕРСКУЮ
Ппроект для ветеранов «Машина времени. Все лучшее прошлого — в будущее». Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся и пожилыми людьми, ветеранами, инвалидами по разработанному плану в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.
Ппроект «Книга Памяти». В рамках проекта обучающиеся изучают архивные документы своей семьи о родственниках — участниках ВОВ, активно взаимодействуют с общественной организацией «Дети войны». В рамках проекта организуются творческие встречи, вечера поэзии, панельные дискуссии, митинги. Дети не только рассказывают о своих интересах, мечтах, о современных игрушках и сладостях, но и с интересом слушают рассказы «Детей войны» и ветеранов о детстве, мечтах, смысле жизни. Создается банк адресной помощи ветеранам.
Ппроект «Здоровым быть престижно!». В рамках проекта ведется профилактическая работа через участие школьников и подростков, «требующих особого внимания» в организации и проведении флешмобов и акций, тренингов и информационных палаток, спортивных соревнований и подвижных перемен, недель профилактики. Вовлечение подростков, «требующих особого внимания» в такую деятельность имеет положительно-
воспитательный эффект. Одной из тем проекта «Театральная весна» всегда является тема «Будь здоров!».
Ппроект «Зимний сад» и «Школьный парк». В течение учебного года обучающиеся ухаживают за растениями, птицами, выращивают рассаду, занимаются исследовательской деятельностью, селекцией. В рамках проекта реализуются акции «Осенний лист», «Мы чистим мир», «Мы рядом!» и др. В летний период для разбивки цветников, поливки и поддержания территории школы в чистоте создаются дополнительные волонтерские группы. Волонтеры могут порадовать подшефных ветеранов, подарив им клумбу или балконные кашпо с цветами.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Цель: Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы. Инструкция: убирается один стул и ведущий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: в брюках, в юбке, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.д. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге. Игры на знакомство и сплочение.
Привет! Я рад тебя видеть…Педагог: «Начните, пожалуйста, ходить по комнате, а я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку, при этом сказав: ”Привет! Я рад тебя видеть…”, и посмотреть в глаза человеку». В этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой начнете здороваться с кем-то еще. Вам нужно поздороваться как можно с большим количеством человек.
Поздороваться по. В этой игре вам необходимо подключить свою фантазию и придумать различные смешные способы, как здороваются животные, люди различных профессий и т.
п. и провести этот ритуал приветствия в группе. Забавно будет придумать свой способ здороваться, чтобы он был уникальным и только среди участников этой группы.
Мы идем в поход. Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т. д.
Я люблю делать. Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например: «Я не умею играть на гитаре, как Андрей. Меня зовут Рома, и я люблю играть в футбол».
Построения. Ведущий предлагает всем построиться в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например:
1. Постройтесь по цвету глаз — от самых светлых к самым темным.
2. Постройтесь по числам и месяцам рождения — от 1 января до 31 декабря.
3. Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен и др. Я умею, могу научить, хочу научиться.
Игроки сидят в кругу. Каждый пишет на листочке ответы на три вопроса: что я умею? чему могу научить? чему хочу научиться? Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1–2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).
Педагог дает домашнее задание будущим волонтерам:
1. Познакомиться с проектами Ассоциации волонтерских центров: «Х шагов до Бро», обучающим курсом «Академия АВЦ Школы», проектом Ассоциации волонтерских центров и Российского движения школьников «Школа гражданской активности».
2. Придумать пример добровольческой акции либо задания для организационного сбора (пять правил волонтера, название отряда, элементы имиджа и т. п.).
Игра «Дракон ловит свой хвост» Цель: Разрядить обстановку, совместное командное взаимодействие, позитивное окончание занятия. Описание игры. Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытает
ся ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне. Психологический смысл игры. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Викторина «Кто как разговаривает?» Задание — вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери: > голубь… (воркует); > глухарь… (токует); > утка… (крякает); > филин… (ухает); > гусь… (гогочет); > журавль… (курлычет); > воробей… (чирикает); > ворона… (каркает); > индюк… (кулдыкает); > лиса… (лает); > медведь… (ревет); > коза… (блеет); > конь… (ржет); > свинья… (хрюкает); > олень… (хоркает); > слон… (трубит); > комар… (пищит, крыльями); > кузнечик… (стрекочет); > шмель… (жужжит, гудит); > пчела… (жужжит, гудит).
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
Работа над сплочением коллектива. Упражнение «Щепка на реке». Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети — это вода одной реки. Теплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д.
Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.
Знакомство участников в группе. Упражнение «Ладошки». Педагог предлагает участникам взять «ладошки» — заготовки из бумаги. По центру участник пишет свое имя. А на пяти пальцах пишет то, о чем он хотел бы поделиться с остальными: увлечения, чем гордится, где учится, что читает. Далее дети презентуют свои «ладошки» по кругу и приклеивают их с помощью скотча в общий круг-заготовку (10 мин).
Человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает. Как мы получаем информацию: > 1% через вкус; > 2% через осязание; > 3% через обоняние; > 11% через слух; > 83% через зрение.
Как мы запоминаем информацию: > 10% когда читаем; > 20% когда слушаем; > 30% когда видим; > 50% когда видим и слышим; > 80% когда говорим; > 90% когда говорим и делаем.
Упражнение на эмоциональную разрядку «Голова-плечи-колени-пальцы». Педагог показывает движения и произносит слова. Задача участников не просто повторить за ведущим, но и сделать это с поступательным ускорением темпа.
ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. (ред. От 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
2. Тематические материалы по волонтёрству («дети группы риска», работа с пожилыми людьми и пр.) http://children.spb.ru/russian/volonter/volonter.htm
3. Сайт благотворительного фонда «Детские судьбы»
4. Сайт РОФ «Доброе дело». Пилотный проект по дистанционному обучению сотрудников и волонтёров геронтологических некоммерческих организаций, которые
непосредственно работают с пожилыми людьми http://www.dobroedelo.ru/vrc/kurs/default.asp
СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. «Российский красный крест-независимая, некоммерческая и неправительственная организация, направленная на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
4. AIЕSEК – это международная организация молодых людей по всему миру, поддерживающая их в стремлении развить свой лидерский потенциал и сделать
2. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».
4. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – М.,2001.
6. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты.
8. Полатайко С. Волонтёры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.
9. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
11. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.