Во что можно поиграть в куклы

Сюжеты игр с Барби

Последовательность действий, составляющих сюжет игры.

Во что можно поиграть в куклы. 3924. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3924. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3924.

В 3-летнем возрасте игры с Барби состояли, как правило, из трех действий: куклы встали, поели и поспали (не считая действий, инициированных экспериментатором). Данный сюжет мог несколько раз повторяться. Лишь в одной игре кукла выходила пить пиво, не уточнив куда. В играх с обычными куклами ряд игровых действий был более длинным: куклы встали, поели, отвели ребенка в детский сад или «Макдоналдс», вернулись, поспали. Сюжеты игр с обычными куклами были более развернуты, чем с Барби.

Во что можно поиграть в куклы. 3922. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3922. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3922.

Во что можно поиграть в куклы. 4361674. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4361674. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4361674.

Во что можно поиграть в куклы. 4251191. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251191. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251191.

Во что можно поиграть в куклы. 4251281. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251281. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251281.

Во что можно поиграть в куклы. 4451790. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4451790. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4451790.

Во что можно поиграть в куклы. 4256223. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4256223. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4256223.

Во что можно поиграть в куклы. 4214123. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4214123. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4214123.

Во что можно поиграть в куклы. 4216963. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4216963. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4216963.

Во что можно поиграть в куклы. 4467182. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4467182. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4467182.

Во что можно поиграть в куклы. 4461454. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4461454. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4461454.

Во что можно поиграть в куклы. 4262335. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4262335. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4262335.

Во что можно поиграть в куклы. 3925. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3925. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3925.

В 6 лет в играх с Барби было зафиксировано наибольшее число составляющих сюжет игровых действий (от 10 до 29); сюжет удлинялся за счет действий, связанных с заботой о внешнем виде куклы и ее красоте. В играх с обычными куклами число игровых действий меньше, чем в играх с Барби (от 15 до 21), однако сюжеты и этих игр были хорошо развернуты и типы тем незначительно отличались от типов тем игр с Барби. Одна часть сюжетов игр с обычными куклами была более развернутым вариантом игр детей в возрасте 5 лет. Вторая часть сюжетов была качественно иной из-за цепочки действий кукол в роли самостоятельных, почти взрослых подружек.

В 7 лет дети в трех следующих друг за другом играх с Барби разыгрывали три разные темы (в «подружек», в «свидание Кена и Барби», в «свадьбу»), которые все вместе составляли, по сути, одну длинную последовательность действий (от 10 до 20) единственного сюжета, содержание которого состояло в переходе от «девушек» к «женам» («мамам»). После «свадьбы» девочки вносили в игру куклу маленького ребенка и заботились о нем как мамы.

Во что можно поиграть в куклы. 3926. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3926. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3926.

В играх с обычными куклами число игровых действий (от 16 до 17) особенно не отличалось от числа действий 6-летних детей.

В отличие от игр с Барби в играх с обычными куклами три последовательности действий в идущих друг за другом трех играх могли быть не на одну, а на три разные темы, а могло быть и так, что девочки продолжали во второй игре сюжет первой.

Эти темы не были связаны со смысловым переходом.

Семантические пространства

Поляризация игрового пространства на два семантических мира способствует пониманию ребенком смысла человеческих действий и отношений [12]. Прояснение отношений между полами требует противопоставленности двух пространств: 1) детского («своего»), которое локализовано в отграниченном пространстве родительского дома; 2) взрослого («иного»), имеющего свою специфику, к которой следует отнести и четко отделенную от глаз других людей интимную жизнь. Однако мы полагаем, что не только отделение смысловых пространств, но и постижение специфики жизни в каждом из них помогает ребенку прояснить отношения между полами. По этой причине мы обращали внимание на то, как при возникновении поляризации пространств дети выделяют границу между ними и как они обустраивают каждое из пространств.

Во что можно поиграть в куклы. 2880120. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-2880120. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 2880120.

Во что можно поиграть в куклы. frh74 01. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-frh74 01. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка frh74 01.

Во что можно поиграть в куклы. 712i wftgl. sl1500. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-712i wftgl. sl1500. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 712i wftgl. sl1500.

Во что можно поиграть в куклы. frh75 01. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-frh75 01. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка frh75 01.

Во что можно поиграть в куклы. 4361674. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4361674. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4361674.

Во что можно поиграть в куклы. 325643. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-325643. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 325643.

Во что можно поиграть в куклы. 4687293. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4687293. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4687293.

Во что можно поиграть в куклы. 4251191. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251191. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251191.

Во что можно поиграть в куклы. 4251281. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251281. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251281.

Во что можно поиграть в куклы. 4451790. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4451790. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4451790.

Во что можно поиграть в куклы. 3923. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3923. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3923.

Дети 5 лет расширили пространство дома: построили ванную и гостиную; кроме того, они впервые отделили спальню родителей от спальни детей. Начиная с 6 лет дети для кукол экспериментатора выделяли уже не комнату, а отдельный дом («у нее будет другой дом»). Стены домов специально не строили (например, из кубиков); они физически существовали только в том случае, если дети помещали дом внутри какого-либо предмета мебели (например, на полке, под стулом), что происходило довольно часто.

Первое отделение внешнего («чужого») пространства от дома («своего») происходило на четвертом году жизни, когда сами дети выделяли два места, куда можно выходить из дома (работа, магазин). В этом возрасте новые места часто предлагал взрослый (цирк, театр, зоопарк). В 4-5-летнем возрасте дети сохраняли ранее освоенные «места» и добавляли к ним новые (танцы, прогулочные места, ЗАГС, аптека, больница, парикмахерская). К 7 годам дети уже хорошо дифференцировали «чужое» (внешнее по отношению к дому) пространство (в этом отражались представления детей об окружающем их реальном внешнем мире). Например, от хорошо дифференцированного внутреннего пространства дома Барби дети отграничивали дом или квартиру кукол экспериментатора, магазин, кино и церковь.

Четкое определение границы «своего» пространства, отделяющей его от всего остального («иного» пространства), появилось у детей в 4 года в играх с обеими куклами и обозначалось чаще всего словами («то будет дом моей куклы»). Граница дома в виде стен могла появляться и раньше, если ребенок обустроил дом внутри какого-то предмета мебели (книжной полки) или использовал готовый кукольный дом («Розовый дом» Барби). Дети старшего возраста (5-6 лет) в играх с Барби предпочитали именно готовые домики, а в играх с обычными куклами они четко словами отграничивали «свое» пространство от близко находящегося внешнего пространства (обычные куклы были гораздо больше, чем Барби, и не помещались в домике или на полке шкафа).

Дети 3 лет с обеими куклами развертывали игру в основном в «своем» пространстве (в доме), а освоение «чужого» чаще происходило по инициативе взрослого. Он, во-первых, предлагал новые «места», куда можно выходить из дома (т.е. называл новые смысловые точки во внешнем пространстве, например зоопарк), и, во-вторых, «подталкивал» выход ребенка в «чужое» пространство (гак, его кукла пошла в «цирк» или в «лес»). Игра детей 4 лет также, как правило, проходила в «своем» пространстве, однако дети уже начинали осваивать и «иное» пространство. Взрослый в играх с детьми 4 лет вносил разнообразие в выстраиваемое ребенком внешнее пространство (так, его куклы ходили в «Макдоналдс»).

Дети 5 лет заметно отличались от младших детей. Они были самостоятельнее в дифференциации внешнего («чужого») пространства и выходах за пределы «своего»: инициатива взрослого постепенно снижалась. В этом возрасте появились различия между играми с Барби и играми с обычными куклами. С Барби дети в основном играли в «чужом» пространстве, но они еще часто возвращались в «свой дом». В играх с обычными куклами дети совсем не играли в «своем» пространстве, а активно «жили» в «чужом». В 6-7 лет дети практически самостоятельно (без инициативы взрослого) выделяли все новые места в «ином» пространстве, обживали его, и игра происходила именно в «чужом», а не «своем» пространстве. Количество разных мест в «ином» пространстве достигало 11 (у всех детей 5-7 лет, играющих с обычными куклами).

Переходы границы между семантическими пространствами

Контекст понимания перехода через границу связан с понятийной интерпретацией строения акта развития [9]. Событие здесь понимается как открытие совершённого действия, как двойной (одновременный) переход между «своим» и «иным», реальным и идеальным; при этом данный переход является не столько пространственным, сколько смысловым. В сюжетно-ролевой игре такой переход связан с открытием смыслов человеческого поведения [12].

Переход границы способствует прояснению отношений или смыслов действий лишь в том случае, когда ребенок специально строит этот переход, а не осуществляет его «походя», на фоне интереса к чему-то другому. Нас интересовала форма игрового перехода и его Произвольность.

Во что можно поиграть в куклы. 3927. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3927. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3927.

Наблюдая, как дети обыгрывают «свое» и «иное» пространства и переходят границу между ними, мы выявили три качественно разных физических передвижения в игровом пространстве:

1) передвижение внутри одного, как правило, «своего» пространства (из «кухни» в «спальню»);

2) выход за пределы «своего» пространства в несколько мест в «чужом», «ином» (выход в «магазин» или «ресторан» и возврат «домой»);

Во что можно поиграть в куклы. 145778. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-145778. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 145778.

Во что можно поиграть в куклы. 4111995. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4111995. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4111995.

Во что можно поиграть в куклы. 4251191. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251191. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251191.

Во что можно поиграть в куклы. 4251281. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4251281. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4251281.

Во что можно поиграть в куклы. 4451790. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4451790. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4451790.

Во что можно поиграть в куклы. 4256223. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4256223. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4256223.

Во что можно поиграть в куклы. 4214123. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4214123. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4214123.

Во что можно поиграть в куклы. 4216963. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4216963. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4216963.

Во что можно поиграть в куклы. 4467182. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4467182. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4467182.

Во что можно поиграть в куклы. 4461454. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-4461454. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 4461454.

Инициатива

Инициатива ребенка

Тактика экспериментатора состояла в том, чтобы предоставить ребенку как можно больше самостоятельности, поменьше вмешиваться в его свободный игровой выбор. Мы обращали внимание на то, какую роль ребенок отводит кукле (мамы, красавицы, женщины, работницы и т.п.).

Во что можно поиграть в куклы. 3928. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3928. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3928.

Во что можно поиграть в куклы. 3929. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3929. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3929.

Что касается игровых действий, выражающих представление ребенка об интимных отношениях между полами, то они появились только в играх с куклой Барби. Это были действия, когда куклы ложились вместе в одну кровать (иногда еще и голыми), целовались и ребенок себя в этот момент вел неестественно, например хихикал, смеялся, поглядывал на экспериментатора. Мы зарегистрировали всего четыре таких действия, когда две 6-летние девочки играли в «мужа и жену».

Инициатива взрослого

Как мы уже упоминали, экспериментатор предоставлял детям возможность действовать самостоятельно. Чем старше были дети, тем меньше взрослый проявлял инициативу. Он был инициативен в следующем: предлагал новые места в «ином» семантическом пространстве и переходил туда из «своего» пространства. Однако дети самостоятельно выделяли «иное» пространство как место проживания кукол взрослого.

Повторы тем игр, игровых действий и их смысловая нагрузка

Повторы тем

Повторы действий

Во что можно поиграть в куклы. 3930. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3930. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3930.

Действия, характерные для еды, сна, посещения магазина и работы, просмотра телепередач, и отчасти гигиенические процедуры (действия, многократно повторяющиеся и в обычной жизни) совершались одинаково часто в играх с обоими куклами во всех возрастах.

В играх с обычными куклами приблизительно одинаково часто повторялись действия выхода во внешний мир (детский сад, работа, дельфинарий, цирк), а также действия, связанные с заботой о внешнем вид»; (переодевание, причесывание; посещение парикмахерской и т.д.).

В играх с Барби игровых тем было значительно больше, чей в играх с обычными куклами, поэтому повторяющихся действий, соответствующих той или иной теме, было меньше, и этот показатель становится недостаточно информативным.

Мы сравнивали содержание игр с двумя типами кукол: с Барби и обычной куклой. Основой для сравнения служила гипотеза о форме игры, «нормативной» для отображения отношений между полами.

Во что можно поиграть в куклы. 3931. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3931. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3931.

Во что можно поиграть в куклы. 3932. Во что можно поиграть в куклы фото. Во что можно поиграть в куклы-3932. картинка Во что можно поиграть в куклы. картинка 3932.

Как квалифицировать то, что одним из содержаний игр с куклой Барби являются отношения полов? Хорошо это или плохо? Взрослые от ребенка требуют соответствующего полу поведения, но для этого необходимо, чтобы ребенок его опробовал. Дети это могут сделать в игре только с такими куклами, которые им кажутся взрослым мужчиной или женщиной. В том, что дети с Барби так разыгрывают отношения мужчин и женщин, нет ничего плохого; наоборот, это правильное, соответствующее их возрасту понимание. Кроме того, свадьба является далеко не единственным сюжетом игр с Барби. В этих играх есть много другого, что составляет содержание жизни ребенка и чему дети уделяют много внимания. Дело не в Барби, а в мере разумности и ответственности взрослых, приоткрывающих детям отношения между полами в реальной жизни.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что Барби сама по себе не стимулирует не соответствующий дошкольному возрасту интерес к половой жизни. Скорее, игра с ней позволяет ребенку осмыслить те отношения между полами, которые он видит в окружающем его мире. Детям нужны разные игрушки, которые выполняют много различных функций.

Вместе с тем Барби у нас не вызывает особых симпатий. Критика нами данной куклы состоит не в том, что она стимулирует разыгрывание половых отношений, а в том, что она несет в себе штамп. Барби представляет собой массовую «красоту», не имеющую индивидуальности. Мы подозреваем, что массовость такого клише может сформировать у девочки штампованный идеал красоты. В подростковом возрасте это может привести к проблемам, связанным, например, с адекватной самооценкой.

Литература

1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. № 4, 1998.

2. Антонова М.А. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста: Дипломная работа, защищенная в МГППУ. М., 2002,

3. Ершова Г.Г. Игра как способ развития моделирующего мышления // Мир психологии. 1998. №4.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5. Лосева В.К., Лунькон А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.

7. Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.

8. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый век. 2000. № 6.

9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психологи отечества. М., 1997.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

12. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.

13. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1997.

Источник

Во что можно поиграть в куклы

Дорогие взрослые! Возможно, вам покажется странным, но играть c куклами ребенка надо учить. Причем, это относится не только к девочкам, но и к мальчикам. Это не означает, что у мальчика должно быть много кукол. Достаточно хотя бы одной в дидактических целях. Во-первых, полезно учить ребенка играть в различные сюжетные игры, тематика которых взята из «взрослой жизни». Во-вторых, играя с куклой в детстве, в мальчике подсознательно воспитываются отцовские чувства: он тренируется обращению с младенцами, что во взрослой жизни перенесется на его будущего ребенка. Такой папа не будет бояться взять малыша в руки, опасаясь навредить ему, он будет знать, как обращаться с ребенком и естественно воспринимать процедуры по уходу за ним. В-третьих, иметь дома в числе игрушек хотя бы одну куклу неплохо еще и потому, что, наверняка, в гости к вашем малышу будут приходить не только друзья-мальчики, но и девчушки тоже. Они, скорее всего для разнообразия, с удовольствием поиграют и в «мальчишечьи» игры, но и кукла может оказаться очень даже кстати.

Чтобы научить ребенка играть c куклами, вы должны увлечь ребенка игрой. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать и кормить, прокатите вместе с ребенком куклу в машине, положите куклу спать, предварительно покачав ее на руках и спев ей колыбельную, создайте такую игровую ситуацию, в которой кукла бы расстроилась или расплакалась от боли. Пусть малыш ее пожалеет и утешит. Играя с ребенком, проговаривайте абсолютно все ваши действия. Кстати, используя в играх предметы-заменители (к примеру, вместо мыла – деталь от домино, вместо тарелочек – детали от мозаики, перевернутые вверх дном, и пр.), вы развиваете ассоциативное, образное восприятие ребенка, находчивость и смекалку. Не забывайте также по ходу игры задавать различные вопросы, тем самым вы будете способствовать развитию речи вашего ребенка. Разумеется, подобные игры можно проводить не только с куклами, но и с любыми другими игрушками-зверюшками.

Уже начиная с полутора лет, ребенок способен производить разного рода функциональные действия с игрушками. Малыш уже не просто манипулирует машинкой, а катает ее, затем нагружает, разгружает, либо баюкает куклу, кормит, прикладывая к ее ротику ложечку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия фрагментов его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослым.

Для того чтобы ребенок научился играть в сюжетные игры, требуется ваше активное участие с неизменным позитивным настроем. Пока ребенок маленький (лет до трех-четырех), инициатива в игре чаще принадлежит взрослому. Он начинает сюжет игры, в ходе которой, имея в руках один или несколько персонажей, взрослый обращается с вопросами и предложениями к другим персонажам, которые в руках у ребенка. Взрослый тем самым направляет игру. Однако необходимо постепенно вовлекать ребенка в построение и развитие сюжетной линии, поощряя его инициативу и подхватывая идеи, предложенные им. Ребенок постарше, как правило, способен выстраивать сюжетную линию самостоятельно. Он сам раздает роли действующим лицам, сам продумывает и подбирает «реквизит». Взрослый теперь становится ведомым, ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия с вверенными ему персонажами. Однако будет и интереснее, и полезнее, если взрослый будет принимать частичное участие в выстраивании сюжетной линии, а не просто занимать пассивную позицию, но при этом ни в коем случае не подавляя инициативу ребенка.

Когда в руках играющего взрослого «говорят» персонажи, необходимо изменять голос; когда же взрослый обращается к ребенку с предложениями по ходу игры, он доложен говорить своим голосом, не изменяя его. Вскоре и малыш начнет также изменять голос при произнесении речи за персонажей, что послужит прекрасным тренингом для его голосового аппарата.

Источник

Как научить ребёнка играть в куклы?

Как научить ребёнка играть в куклы?

Прищепёнок Наталья Сергеевна

методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно слышать высказывание о том, что их дочь/внучка не играет в куклы. Возраст при этом называется разный — три, четыре, пять лет.Говорят: «Мы покупаем ей кукол, а она не играет. Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы. В такой игре ребёнок выражает себя — опыт, знания и переживания, вкладывает в уста куклы свои мысли, осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы — это очень важно!

Кукла — способ занять ребёнка или средство для развития?

Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка. Как хорошо — сидит целый день играет, никому не мешает.Хорошо с одной стороны: ребёнок учится самостоятельности.Но: у ребёнка ещё нет достаточно жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.

Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека. Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы. Для двухлетнего ребёнка общение с куклой — подражание. Кукла — это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые. Подскажите ребёнку, что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу, спойте ей колыбельную.

Зачем кукле много вещей

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами. Возникает потребность делать всё вместе с куклой. Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты — домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла — засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир со взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации из жизни и помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. А так как жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.

Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками, ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёсочки и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары — у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл — например,спортсменка: фигуристка, теннисистка, наездница, сноубордистка. Или коллекция «Профессии» — стилист, учительница, певица. И соответствующие аксессуары у каждой Анастасии свои, и игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней организовывать можно разные.

Только мало просто показать ребёнку, как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может так и «застрять»на этапе выполнения манипулятивных действий: просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета.

Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет. Да потому что не знает, как! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно. А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Ибо ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.

Игра «Дочки-матери» как психологический тест

«Дочки-матери», наверное, самая вечная из всех игр с куклами. Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери» воссоздают систему отношения в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок, что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.

Надо ли играть мальчишкам в куклы?

Замечательно подходят мальчишкам куклы по профессиям,символизирующие мужские профессии: военные, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной профессии аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона, куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие. Замечательно, если у ваших кукол есть свои кукольные бытовые предметы — стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы, а наоборот, поощряйте это их желание!

Игра в куклы — великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка. Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше — ведь игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребёнка, то есть, практически основой его жизни.

Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа «Ладушки»имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *