В чем трудности профессионального становления учителей старшего поколения
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.
Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.):
— экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);
— ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);
— компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);
— саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);
— методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);
— коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);
— сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);
— функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);
— психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);
— геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).
Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.
Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.
Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.
Специалисты выделяют ряд функций,присущих самовоспитанию:
— компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);
— адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);
— развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).
Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.
По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления:
— фаза оптации (период выбора профессии);
— фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);
— фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);
— фаза интервала (приобретение профессионального опыта);
— фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);
— фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);
— фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).
Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.
Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.
Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей Программа «Я и ТЫ» Подготовил воспитатель стационарного отделения Дмитриева Лариса Ивановна Вязьма 2016 год Пояснительная.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет». Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Тема: «Формирование ценностей здорового образа жизни на основе сотрудничества воспитанников со взрослыми и сверстниками» Цель: обеспечить.
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).
Развитие успешности педагога Выступление на педсовете. «Развитие успешности у педагога» Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью.
Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Семинар-практикум «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Автор Долгова Татьяна Васильевна, старший воспитатель.
Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.
Тренинг «Развитие эмоционально-экспрессивного поведения педагога» Цель: развитие коммуникативной, визуальной, вербальной экспрессии. Приветствие Упражнение «Разговор без слов» Участникам предлагается.
Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС» ГОРОДА КОСТРОМЫ Эссе «Личность.
СТАТЬЯ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме развития профессионализма педагога в современных условиях. Раскрыты направления работы, направленные на овладения навыками профессиональной готовности педагогов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, государственный стандарт образования, функциональный и личностный аспекты, личность педагога.
В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных п о дсистем – профессионализма деятельности (функциональный аспект) и профессионализма личности (личностный аспект). Функциональный, или деятельностный аспект профессионализма педагога раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе дополнительного профессионального образования. Личностный аспект раскрывается в сформированности профессионально значимых качеств и способностей педагога, ценностей и мотивов педагогической деятельности, направленных на творческую самореализацию в профессии.
К сожалению, в большинстве случаев, выпускники школ не способны применить на практике знания для решения конкретных жизненных ситуаций. Поэтому, перед современным педагогом стоит задача – подготовить выпускника к роли гражданина, который способен «найти свое место под солнцем» и адаптироваться к переменчивым условиям современного общества [ 2 ].
Прежде чем ответить на вопрос «Как этого добиться?», необходимо дать определение понятиям «компетентность» и «профессиональная компетентность».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов дает такую трактовку компетентности: «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области» [5, с. 105].
По утверждению О.А. Булавенко, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение, так как большинство профессиональных ассоциаций и органов лицензирования отстраняют от практической деятельности тех, чья некомпетентность доказана [2, с. 1].
Определение понятия «профессиональная компетентность» не имеет единого мнения. Ведь это сложное образование, в которое входит комплекс умений, знаний, свойств и личностных качеств. Все это приводит к обеспечению оптимальности, эффективности и вариативности построения учебного процесса.
Процесс развития профессиональной компетентности педагога в последнее время стал предметом пристального внимания таких ученых, как: В.А. Сластенин, О.Г. Красношлыкова, Л.М. Никитина, В.И. Загвязинский, В.Н. Лебедев, Е.В. Андриенко, О.А. Булавенко, Е.Н. Бондаренко, В.А. Метаева, В.Д. Шадриков и др. Исследователи ставят перед собой целью изучение профессиональных качеств педагога, а также условия их формирования и оценки. «Белым пятном» остается нечеткость разграничения «профессионала своего дела» от обычных людей [3].
В современных условиях учитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество работы.
Изменение миссии человека в обновленной системе диктует новые требования к личности – стать истинным гражданином общества в профессиональной подготовке.
Поэтому перед учителями муниципального образовательного учреждения стоят задачи качественного уровня образования и профессиональной деятельности, которые отвечают современным требованиям обновленного общества.
На данном этапе развития образовательного пространства педагог выполняет роль режиссера или источника информации.
Это объясняет внимание к природе образования и развития профессионализма педагога, его успешной личности, тенденциям его педагогического мастерства. Прежде всего, тщательному анализу подлежит общая образовательная система, ее главная задача – создать наилучшие условия для самопознания, саморазвития, самореализации своей сущности каждым участником учебно-воспитательного процесса.
Перспективной считаем в данном контексте видение системы работы учителя и его профессиональное становление как важнейший фактор сотрудничества в достижении тех результатов, которые определены Государственным стандартом образования.
Ориентируясь на вышесказанное, утверждаем, что система профессиональной деятельности учителя – это продуманное использование совокупности взаимосвязанных типов и видов учебных занятий, содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые функционируют как одно целое.
Такая системная модель подчинена определенным ритмам и правилам функционирования. В дальнейшем она определяет динамику деятельности учителя в системности и технологичности действий.
В работе ставим перед собой задачу обосновать, что профессионализм педагога – это важный функциональный продукт творческой, научно-теоретической и практической деятельности.
Механизм жизнедеятельности системы становления и развития высокого профессионализма, успешной личности учителя сохраняет общую логику творческого процесса.
Следовательно, формирование успешной личности учителя является процессом решения множества личных и педагогических задач, подчиненных формированию личности, ее мировоззрению, убеждений, сознания, поведения.
В работе приоритетным считаем педагогические проблемы и задания, которые являются главным содержанием подобного функционирования.
Выделим одну из приоритетных проблем психолого-педагогической науки – это поиск внутренних, личностно-духовных резервов учителя, раскрытие природы, структуры, функций, генезы «Я – концепция» как важного структурного элемента личности. Основную концептуальную парадигму проблемы «Я – концепци я » сформулировали представители западной гуманистической психологии Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс. Различают позитивную и негативную «Я – концепцию». Как указывает Р. Бернс, позитивную можно обозначить по 3 факторам: твердая уверенность в расположенности к другим людям; уверенность в способности к любому виду деятельности; чувство личной значимости [ 4, с. 67 ].
Учитель такой концепцией позитивно относится к самому себе и к своему окружению. Принятие «Я – концепция» учителя как сложную динамическую систему его представлений о себе как личности и субъекта профессионально-педагогической деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленности когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов дает возможность выделить, на мой взгляд, круг эмпирических показателей. Они раскрывают ее глубинное содержание и характер [ 4, с. 70 ].
Личное представление позитивной «Я-концепция» учителя современной школы показываем в виде цветка (табл.2), которая, полагаем, будет позитивно трансформироваться под влиянием взаимоотношений в системе «администрация МОУ – учитель», ибо административный корпус непосредственно осуществляет гражданско-государственный контроль, оценивает и корректирует педагогическую деятельность [ 4, с. 69 ].
Таким образом, проблема профессиональной компетентности кадров всегда была актуальной. Поэтому каждый должен совершенствовать и иметь собственную программу саморазвития.
Программа саморазвития личности учителя включает 4 фазы или блока:
1. диагностика: информация о профессиональной подготовке педагога (тестирование и опросник);
2. коррекция: выбрать правильные формы и методы для реализации творческого потенциала;
3. инновационная фаза: применение новых педагогических технологий на практике;
4. итог: публикация полученных результатов.
Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 29.01.2018
Статья просмотрена: 2263 раза
Библиографическое описание:
Арымбаева, К. М. Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема / К. М. Арымбаева, Ж. А. Кенжебаев, Молдабек Аяпов. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13697/ (дата обращения: 14.12.2021).
В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.
Ключевые слова: личность, учитель, профессиональные качества, личностные качества, воспитание, образование, компетентность, гуманность, интеллегентность, активность.
In the article examined to the tendency of modern education, that influences on the professional and personality becoming of future teacher, on development of creative individuality, capabilities and interests.
Keywords: personality, teacher, professional qualities, personality qualities, education, education, competence, humanity, activity.
Повышение качества подготовки учителей является ключевой идеей модернизации непрерывного педагогического образования.
Проблема профессионального становления учителя была актуальной во все времена и во всех странах мира, так как педагогические кадры являются тем основным звеном, от деятельности которых зависит эффективность системы образования и государства в целом. В связи с модернизацией современного образования, с ее диверсификацией значительно усложнились педагогические задачи учителей.
Идеалом учителя XXI века является учитель-исследователь — инициатор педагогических нововведений, способный выполнять функции первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять алгоритмическую деятельность с творческим поиском, учитывать особенности обучающихся в условиях дифференцированного обучения, сравнивать эффективность различных методов, приемов и средств обучения при решении одних и тех же дидактических задач; оценивать психологическую направленность и уровень воздействия тех или иных приемов на психические процессы обучающихся; ежедневно разрешать десятки проблемных педагогических ситуаций; проводить исследования в рамках различных концепций, сопоставляя противоположные точки зрения.
Характерной тенденцией современного профессионального образования является его гуманизация, направленность на развитие способностей и интересов личности, развитие её творческой индивидуальности.
Осознание педагогом самого себя в окружающем мире и свободный выбор жизненного пути позволяют через внутренние усилия самопознания прийти к профессионально-личностному успеху, к пониманию другого человека.
Реформы образования требуют инициативных, конкурентоспособных педагогов, умеющих совершенствовать свой педагогический потенциал, влиять через семью и школу на решение социальных проблем, улучшать духовную и нравственную атмосферу общественной жизни.
Так, ученые В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко считают востребованными новые ценности профессионального образования: саморазвитие, самообразование и самореализацию. Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.
За годы реформ изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст.
Эти тенденции определяют необходимость осмысления в современных условиях целей, содержания и путей профессионально-личностного становления педагога.
Для исследования особенностей профессионально-личностного становления будущего учителя на современном этапе необходимо проанализировать и выявить педагогический смысл понятия «профессионально-личностное становление», выявить условия и раскрыть основные факторы, влияющие на данный процесс.
В педагогике и психологии термин «профессиональное становление личности» рассматривались в работах Е. И. Исаева, А. Б. Каганова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Б. Гаргай, Э. Ф. Зеера, Л. М. Митиной, В. И. Слободчикова.
На становление личности будущих учителей влияют разные факторы: географические, климатические условия, наследственность, окружающие человека материальные и духовные условия, система образования, семья, активность самой личности, случайные обстоятельства, критические события. «Профессиональное становление педагога» — индивидуальный путь личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии.
В процессе профессионального становления «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [1. с. 86].
Педагог может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самообразованием, самосовершенствованием. Профессиональное становление студента охватывает длительный период жизни будущего педагога, в ходе которого меняются жизненные и профессиональные планы, социально-экономические условия, приоритеты образования.
Авторы рассматривают профессиональное становление личности как процесс, в котором временно и последовательно сменяются периоды, ступени, стадии.
Так, К. Маркова выделяет три этапа: этап адаптации к своей профессии, этап самоактуализации в профессии, этап творческого преобразования. На первом этапе возникают адаптационные трудности методического, психологического характера. Этап самоактуализации в профессии связан с состояниями дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствия своего профессионального уровня ожиданиям окружающих. Выход из кризиса в развитии профессионального творчества [1].
Опираясь на исследования зарубежных авторов, Б. Гаргай, выделяет пять стадий профессионального становления. Первая стадия — начинающие педагоги-практики. Они ориентированы на внешние рекомендации, т. к. имеют небольшой опыт работы и боятся совершить ошибку. Вторая стадия наступает после 2–3 лет работы в школе. Учителя, хотя и испытывают трудности в работе, но уже стремятся к анализу своей педагогической деятельности и определению ее смысла. На третьей стадии педагоги приобретают определенные умения, навыки и могут справиться с неординарными ситуациями. После 5–8 лет работы учителя вступают в период профессионального мастерства, для которого характерно умение видеть педагогические проблемы и успешно их решать. Пятая стадия наступает, когда педагоги отработали в школе более десяти лет [2].
В профессионально-личностном становлении ученый Э. Ф. Зеер выделяет семь стадий. Автор подчеркивает, что переход от одной стадии профессионального становления к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния равновесия. Это приводит к кризисам профессионального становления. Он выделяет семь кризисов: кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис профессионального выбора, кризис профессиональной адаптации, кризис профессионального роста, кризис профессиональной карьеры, кризис социально-профессиональной самоактуализации на стадии мастерства, кризис утраты профессиональной деятельности [3].
Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессионального становления имеют объективные факторы: смена ведущей деятельности, изменение социальной ситуации. На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении [3].
Кризисы побуждают педагога искать новые пути реализации профессиональной биографии, новые траектории профессионального и личностного становления. Профессиональное и личностного становления педагога рассматриваем «как поступательную активную деятельность, направленную на формирование педагогической позиции как достижения единства личностных и профессиональных смыслов, на развитие профессионального сознания в единстве с профессиональным поведением как результатом диагностического освоения педагогической культуры» [4].
Профессионально-личностное становление учителя — сложный, длительный процесс, ведущий к профессионализму. «Профессионализм учителя — это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей учителя, его профессионально-значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» [4, с. 98].
Знания, умения, способности педагога, готовность к постоянному саморазвитию являются важнейшими показателями профессионального и личностного становления. Профессионализм педагога, его мастерство обнаруживается главным образом в том, как он учит и воспитывает, как формирует у обучающихся интерес к добыванию знаний, как включает их в творческий процесс, какими путями реализует образовательные цели и задачи. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем современными педагогическими технологиями.
Таким образом, показателями профессионального и личностного становления будущего учителя являются высокий уровень теоретико-методологической компетентности; опыт работы с научной информацией; владение комплексом психолого- педагогических технологий; рефлексивные умения и навыки; анализ, обобщение опыта, выступления, публикации; активная педагогическая позиция; непрерывное самообразовательное чтение; знания, умения, готовность к постоянному саморазвитию.