учиться у лучших бесценно
«Учиться у лучших» и другие мифы про обучение, которые нас тормозят
Весь мир сел на карантин, и образовательные программы обрели второе дыхание. Курсы, вебинары, мастер-классы и прямые эфиры. Сегодня обучают даже те, кто и не думал ни о чем подобном еще полгода назад. Хотя и до недавних событий на дефицит информации жаловаться не приходилось. Сегодня в коробку «школа» упаковываются не только знания и навыки, но и даже (якобы) ваш конкретный результат на выходе.
Казалось бы, мы должны жить в эпоху великого прорыва всех и вся. Но статистика не меняется. Абсолютное большинство людей не могут не то что совершить рывок — они не могут даже решить свои повседневные проблемы средней сложности. Растут не результаты, а невротизм и число обращений к психологам.
В чем же тогда подвох?
Почему такое бурное распространение знаний и обучение конкретным навыкам не стали панацеей? И не улучшили ситуацию? Почему по-прежнему только один-два студента с потока (а то и с двух) становятся звездами в своем деле, и не важно — обучались они в лучшем ВУЗе страны, захолустном институте или новомодной онлайн-школе, а добрая часть их товарищей по обучению вообще не может освоиться в изученном деле?
Я попробую рассмотреть этот вопрос через призму распространенных мифов, которые бытуют сегодня в теме обучения.
4 МИФА ПРО ОБУЧЕНИЕ, КОТОРЫЕ НАС ТОРМОЗЯТ
Учиться у лучших
Это один из самых модных и самых наивных мифов нашего времени, что учиться надо якобы у лучших. И даже тот очевидно бросающийся в глаза факт, что олимпийские чемпионы не учатся у олимпийских чемпионов, не помогает тем, кто в это верит, посмотреть правде в глаза.
А правда в том, что если уж учиться у лучших, то лучших в методологии конкретного предмета, а не лучших в самом предмете. Это разные навыки и разные интересы. Да, иногда они совпадают. И чемпионы еще и тренируют чемпионов. Но это скорее исключение, а правило таково: есть звездные спортсмены, а есть звездные тренеры. И это разные люди.
Навык и его передача — не одно и то же, и вы запросто встретите людей, которые имеют прекрасные результаты в каком-то вопросе, но совершенно не могут этому адекватно научить. И наоборот, когда человек, который не очень хорошо плавает, по ее же собственным словам, уже 20 лет каждый год приводит нашу сборную по синхронному плаванию к олимпийскому золоту. Это история Татьяны Покровской – тренера нашей сборной. Посмотрите короткое интервью, где она говорит о том, что порой теоретики в должности тренера даже лучше сильных спортсменов.
Оставаясь в примере спорта, можно рассмотреть это наглядно с разных сторон. Сегодня все и всех учат фитнесу, например. Но посмотрите, кто учит. Как правило, люди, которые сами занимаются спортом с раннего возраста.
Тренеру по фитнесу, которая с 18 лет ходит в спортзал, невозможно на собственном примере понять женщину, которая после 30 впервые прикасается к своим мышцам.
Вот и получается: можешь как я (как я делаю или как я это понимаю) — молодец. Не можешь — ленивая, безвольная, не любишь свое тело. Особенно, если у такого тренера много поклонников, разве будет она разбираться в каждом конкретном случае и корректировать свой подход? У нее и так большая очередь. Проще перейти к следующей, а эту «неумеху» предоставить самой себе. Хотя женщина, которая не занималась спортом до 30 лет, кардинально (я повторяю — кардинально) отличается от тех, кто успешно занимались им с детства, или от тех, кому 20. Плюс состояние, в котором она сегодня находится, и ее предрасположенности. У одной есть спортивный талант и его достаточно легко разбудить в любом возрасте, а у другой почти полностью потерян контакт с телом и его надо восстанавливать годами через стратегию маленьких шагов. Но это, согласитесь, долгий кропотливый труд.
Тренеру проще выставить свои личные красивые формы на всеобщее обозрение и сыграть на стереотипе «надо учиться у лучших» и «если я смогла достичь такого, значит, обязательно и ты сможешь». Не факт. Далеко не факт, что этот человек владеет не только знаниями, но и мастерством передачи знаний и, что немаловажно, любит учить других людей так же, как любит тренировать свое тело.
Конечно, такая трактовка открывает пространство для мошенничества. Мол, если самому не надо в совершенстве владеть предметом, а можно сразу учить, то и отлично. Ведь пообещать большие результаты — не то же самое, что их достичь.
И мы, порой бессознательно, используем идею про «учиться у лучших» именно как средство защиты от таких нечистоплотных учителей, которые раньше времени нарекают сами себя мастерами. Но вопроса это не решает. К поистине лучшим, то есть к тем, кто может не себя обучить, а именно вам передать знание или навык, такая дорога редко приводит. И мы опять упираемся в унылое для многих, но зато действительно эффективное: надо разбираться в каждом конкретном случае. Опираться на свои особенности. Перебирать варианты. Формул нет.
А мыслить категориями «она хорошо выглядит после 40, значит, и меня научит хорошо выглядеть после 40». Или «он зарабатывает миллион, значит, и я тоже обязательно заработаю миллион, пройдя у него обучение» — тупик. Возможно, ты просто сольешь свое время и деньги, что происходит постоянно и повсеместно.
При этом, да, крутые тренеры и преподаватели, которые и вправду ускоряют результаты и без силы знаний которых не обойтись, — существуют. И да, олимпийским чемпионом без тренера не становятся. В равной мере как и у одного крутого тренера далеко не все воспитанники — олимпийские чемпионы.
Гарантия результата
Еще один миф, что высокий результат якобы можно гарантировать. Вам обещают конкретные прибыли, большие цифры скинутых килограммов или удивительные свершения в выбранном деле. Все очень просто. Это продает. Продает много и продает легко. Поэтому сегодня это так распространено. Одни используют силу подобного предложения во вполне корыстных целях, а другие просто повторяют за лидерами рынка, даже не отдавая себе отчета, чем именно они занимаются. В итоге мы пришли к тому, что ученики сами ищут и требуют гарантий высоких результатов.
Но посмотрите на самые лучшие учебные заведения страны и мира. Максимум, что они могут действительно гарантировать, — это должный уровень знаний и диплом специалиста в этом вопросе, если вы пройдете все экзамены. И не более того. Станете ли вы звездным юристом после самого звездного вуза, зависит в большей степени от вас, а сможете ли удерживать позиции на протяжении десятилетий — так подавно.
Если вы заглянете в юридическую компанию с высоким статусом и узнаете, кто что оканчивал, да, вы услышите перечень хороших учебных заведений. Но не одних и тех же. А если соберете всех учащихся с одного потока одного вуза и рассмотрите их результаты в профессии, вы удостоверитесь, что обучение — это всегда только часть ваших результатов. Иногда весомая часть, если вы хорошо закончили очень престижное учебное заведение, а иногда малая часть, если вы получили образование среднего уровня. Но и в том, и в другом случае основную роль играет ваша личность и ваши усилия. К самому средненькому обучению можно добавить столько личного огня и страсти, что по факту вы добьетесь невероятных результатов, а шикарное образование легко сливается собственной инерцией и глупостью.
Никакой вуз и не обещает сверхрезультатов своим ученикам, зато многочисленные онлайн-школы выстраивают свои маркетинговые стратегии в этом поле. Гарантии, что именно после этого обучающего продукта у вас появятся навыки и результаты высокого уровня в том или ином вопросе — очень и очень заманчивы. Только таких гарантий нет и быть не может.
Знаете, какой самый простой способ это проверить?
Тот, кто вам гарантирует высокий результат на одном продукте, сам не имеет ТОГО ЕДИНСТВЕННОГО, кто дал ему его высокий результат.
Да, сейчас многие инфлюенсеры используют схему продвижения своих звездных учеников, чтобы доказать, что их продукты отлично работают. Это тоже отлично продает. Но посмотрите на самого учителя. У него почти во всех случаях нет своего единственного учителя. Замечали?
Тот, кто обещает вам результаты там, где их обещать невозможно — большие заработки, гарантированный успех в профессии, здоровье без болезней и прочие чудеса, — не имеет одного учителя, который бы его так же «научил до результата». В лучшем случае такие тренеры и преподаватели перечисляют многочисленные обучающие программы, разные имена или традиции, если речь о теле. А иной раз не упоминается вообще никого. А почему? Да очень просто.
Чтобы добиться сверхрезультатов, надо иметь очень много источников обучения на первом этапе. Не одну золотую программу, которая «доведет тебя до результата», а десятки и сотни крутых и не очень, самых разноплановых курсов по этой теме и около.
Одни дадут тебе основу, другие — несколько важных крупиц, третьи удачно скорректируют курс в тот момент, когда ты грешным делом подумаешь, что «все понял».
Большой вау-результат — это всегда микс знаний из разнообразных источников, которые человек пропустил через себя. А не один единственный, пусть и самый лучший на рынке, курс «до результата».
И любой лидер рынка, который выдает гарантии результата, опровергает эту мысль своим же примером. Он либо вообще не раскрывает источников, у которых учился — и это встречается чаще всего. Либо называет несколько имен, несколько курсов или несколько направлений, но чтобы он сам обучился у кого-то до результата а теперь и вас до результата дотянет — такого почти не найти.
Можно научиться всему
Этот миф эксплуатируют по отношению к конкретному навыку. Вряд ли мы найдем кого-то, кто мыслит категориями «я могу научиться всему», скорее всего таких людей нет. Но в каждом конкретном случае человеку кажется, что если он этого хочет — ему это доступно. И это, конечно, коварный миф.
«Вы можете научиться писать, просто тренируйтесь каждый день. Писательство — это навык»
«Вы можете открыть свой популярный проект в Instagram — просто изучите теорию и действуйте»
Человек не желает осмыслять свои сильные и слабые стороны, признавать свою неуникальность и трезво задуматься о возможности того или иного пути лично для него, а авторы проектов и рады подлить масла в огонь.
«Ты — особенный, ты — можешь, просто делай»
К тому же, мы живем во времена личных брендов, а личный бренд развивается за счет ассоциаций себя с привлекательным персонажем. Чувствуя родство с какой-то персоной из интернета, человеку кажется, что он сможет так же. И понеслось — огромное количество людей сегодня изучают то, что им совсем не свойственно и заведомо для них провально, даже не замечая этого. Они тратят уйму времени и средств, бьются лбом в стену и заканчивают в кресле психотерапевта. И это, как мне кажется, еще хороший расклад.
А на самом деле ты можешь одно, но не можешь другое. И это нормально. Все, у кого что-то сносно получается, находятся в естественной для себя колее. Кто-то нашел ее методом тыка, другие — через анализ. Кому-то повезло и все срослось быстро, иным требовалось время для экспериментов. Но это никогда не «я могу все». Только:
Я могу то, что могу, а что не могу — то не могу.
Только с четвертого раза я смогла засетапить в меру востребованный блог — Re‑self.ru. Сначала был ЖЖ с личными заметками, он имел свой круг читателей, но быстро уткнулся в потолок своего развития, который я не могла пробить годами. Затем была попытка делать туристический портал. И еще одна идея сайта по работе в Азии, которая была хоть перспективна, но не очень мила мне лично. И только с четвертой попытки и через четыре года практических, а не умозрительных экспериментов я нашла ту тему и ту форму, которую я и хочу делать, и, что немаловажно, могу.
В этом году блогу будет восемь лет, а у меня по-прежнему тем для статей в заметках всегда больше, чем я успеваю писать и выкладывать. Но для этого мне пришлось оставить позади несколько своих «не могу».
Обучение — это всегда хорошо
Обучение без практики — как еда без движения. Осядет целлюлитом на мозгах. Вы станете хуже усваивать новую информацию, плохо ловить инсайты, не сможете нормально черпать смысл. Даже вдумчиво прочитать интересный лонгрид будет в тягость – только скроллить. Вы будете становиться все менее и менее поворотливым, то есть конкретные действия будут даваться все сложнее и сложнее, зато получать информацию будет хотеться все больше и больше…
Знания надо применять.
Да, обучение – это хорошо и в идеале должно быть регулярным, но только при условии такого же интенсивного использования полученных навыков. Двигаться больше, чем потреблять – универсальная формула здорового метаболизма. И ментального в том числе.
ПОСЛЕВКУСИЕ
Еще пять копеек на тему «учиться у лучших». В своей жизни я видела только двух женщин, кто реально выглядит значительно моложе своего возраста. Не на пару лет, а значительно моложе. Когда и близко не определишь точный возраст. Понятно, что есть миллион женщин, которые думают, что они выглядят значительно моложе своего возраста, но я не о них.
Это были две разные, не знакомые друг с другом, девушки уже хорошо за 30 лет. Но обе действительно выглядели лет на 10 младше своего реального возраста. Одна без детей. Другая — с двумя. И обе они (в разное время и в разных обстоятельствах) одинаково ответили на мой приватный вопрос: «Поделись секретом».
Каждая из них сказала:
К вопросу о том, что женщина, которая очень круто выглядит, может научить вас тому, как круто выглядеть, осталось только выпить, съесть, сделать, подышать, медитировать, ну и так далее, какая там ниша еще не занята. Человек, который может вас продвинуть в этом вопросе, существует, но все не так просто, как его личная продвинутость. И закопаться придется изрядно. Хотя всегда есть и легкий, но бесплодный путь.
Для себя лично я уже некоторое время назад выработала правило «только не у звезд». Когда я ищу себе обучающую программу по некой теме, я всегда ищу крепкого в вопросе человека, но обязательно не суперзвезду. Звезды зашиваются. Их несет. «Раз так много клиентов и столько денег, значит, я — точно прав». Они начинают бронзоветь в своих убеждениях, теряя внимательность и гибкость.
Совсем другое дело — люди крепкие в своем деле, но не коронованные. Они дают намного больше. Хотя понятно, что и на это правило найдется свое исключение. И в каждом конкретном случае надо опять разбираться отдельно. Формул нет. Зато мифы, которые способны увести тебя далеко от твоих истинных возможностей и интересов, есть.
Георгий Анаркулов: «Чтобы быть лучшим, надо учиться у лучших»
Георгий – воспитанник Пермского клуба «Молот». В 6 лет он впервые оказался в УДС «Молот» и по сей день хоккеист не меняет своих клубных предпочтений: в сезоне 2015/2016 ХК «Молот-Прикамье» закрепил права на своего воспитанника, подписав с вратарём трёхлетний контракт.
В марте 2016 года молодой голкипер удачно дебютировал в плей-офф ВХЛ, отразив 24 из 27 бросков по своим воротам. Матч розыгрыша плей-офф между командами «Молот-Прикамье» и «Рязань» завершился победой молотобойцев со счётом 4:3.
Ранее юный кипер также пробовал свои силы в регулярном чемпионате ВХЛ, выступая засмоленский «Славутич». Две из трех игр, проведённых Анаркуловым в воротах, увенчались успехом для смолян. Неожиданным поворотом в его карьере явился переход в систему ХК Нефтехимик в сезоне 2016/2017. Открылись новые двери, а значит и новые возможности.
В семье не было цели вырастить из меня профессионального спортсмена. Просто пришло время найти мне занятие и брат посоветовал хоккей. Сейчас задумался над вопросом, и скажу так: в баскетболе себя не вижу, хоккей целиком и полностью поглотил меня.
— Поделитесь общими впечатлениями от перехода в систему «Нефтехимик».
Решение о переходе в другой клуб оказалось для меня неожиданным. Готовился к новому сезону в «Молот-Прикамье», даже не думал, что всё так получится. Позвонили, позвали к руководству. Сказали, что еду на просмотр в Нижнекамск. И вот я здесь.
— Верно ли, что в «Молот-Прикамье» Вы не видели для себя большой перспективы на будущее в связи с отсутствием команды КХЛ? Теперь, когда Вы в системе Нефтехимика, есть возможность проявить себя и перейти в основу. Это так?
Конечно, с переходом открылись новые перспективы. Как всегда буду доказывать: работать имаксимально выкладываться на тренировках.
— Ваши чувства во время своего дебюта в ВХЛ в ответственном матче между Рязанью и Молотом? Волнение, страх, уверенность, сомнение. Ваши эмоции в тот момент.
Было одно желание – доказать всем, что если ты молодой, это не значит, что не можешь играть на таком уровне. От меня ждали взрослой игры, я её продемонстрировал. Эмоции и чувства отбросил в сторону. На личном опыте знаю, что они мешают самому главному, сосредоточенности.
— Вы провели несколько игр за Смоленский клуб. Как Вы оказались в «Славутиче» и каково впечатление?
Отправили в Смоленск на месяц, чтобы почувствовал уровень. Провёл игры 3, понравилось. Почти всех всех ребят знал лично, так что быстро влился в коллектив.
— В матче между «Славутичем» и «Тамбовом» Вы защищали ворота смолян с первых секунд игры, и, к сожалению, не совсем удачно. После первого периода последовало решение тренера сделать замену, и тогда на ворота встал Артём Гвоздик. Далее последовали два победных матча. В них, наоборот, Вы сменили Гвоздика.
Проанализировав Ваши игры в Славутиче, можно сделать вывод, что более успешно Вы выступаете, когда Вам дают шанс исправить положение команды после неудачного выступления напарника. С чем связан такой результат? Случайность или закономерность?
Неудачное выступление в матче с «Тамбовом» – скорее результат акклиматизации. Когда более или менее адаптировался, дела пошли значительно лучше. Напротив, вторым играю, как правило, хуже. Ещё по школе помню, никогда не играл на замене.
— О Вас можно услышать характеристику вроде этой: «Исполинские габариты и феноменальная растяжка позволила Георгию Анаркулову вытащить «мёртвую» шайбу». Что по вашему мнению, помогает Вам совершать «сейвы»?
Звучит слишком громко. (cмущенно). Мой результат – следствие длительных тренировок и работы на собой.
— Как Вы относитесь к присутствию родных на Ваших матчах? Пребывание семьи на играх дает Вам уверенность или, наоборот, лишний повод для волнения?
Семья – безусловно моя поддержка, до и после матча. В момент игры абстрагируюсь от внешнего мира. Есть только я, команда и атакующий соперник. Все мысли о шайбе и моей концентрации.
— Чем вратари, как личности, отличаются от полевых игроков?
Вратари, как показывает практика, более спокойны и стрессоустойчивы. Бывают исключения, но это редкость. Что нужно полевым для хорошей игры? Импульс, задор, азарт. Вратарь в этом не нуждается. Всё строится на внимании, сосредоточенности и спокойствии.
Целеустремлённость, выдержка и скромность. Георгий немногословен и сдержан. Хоккеист не демонстрирует свою жизнь напоказ, поэтому узнать о его планах на будущее и раскрыть его человеческие качества было непросто. Но мы всё же попытались.
Отчасти согласен…Хотя нет, один пункт не про меня. Я не импульсивен. Меня довольно сложно вывести из себя. Самоконтроль необходим на вратарской позиции.
— Совершаете ли Вы какой-нибудь ритуал перед ответственной игрой? Если да, то какой?
Пожалуй, это очень личное. Если о моём ритуале узнают все, возможно, он перестанет приносить мне удачу.
— Судя по Вашему профилю ВК, нельзя сказать, что Вы ведете активную жизнь в социальных сетях. Расскажите о своем отношении к онлайн пространству.
Захожу в сеть исключительно для того, чтобы пообщаться и быть в курсе последних новостей. О том, что происходит в моей жизни распространяться в социальных сетях не считаю нужным. Я думаю так: если кому-то интересны подробности, я не прочь поделиться ими лично.
— Какой видите свою жизнь через 10-15 лет?
Конечно хочу попасть в КХЛ, а там будет видно.
— Чем планируете заниматься после окончания спортивной карьеры? Попробуете себя в политике, бизнесе, тренерстве или же предпочтете сделать паузу и наверстать упущенное время в кругу самых близких?
Может попробую себя в качестве предпринимателя. Постараюсь уделять время своей семье. Но это пока только в планах, жизнь сама куда-нибудь приведёт.
— Кто является Вашим кумиром?
Есть такое выражение: «Чтобы быть лучшим, надо учиться у лучших». Сергей Бобровский для меня достойный пример. Однако, я бы сказал так « Учись у лучших и оставайся собой». Индивидуальность никто не отменял.
— Расскажите о своих взаимоотношениях с отцом?
Мы находим с отцом общий язык. Излюбленная тема, конечно, спорт. Скажем так: папа всегда « в теме». Он состоит во всех спортивных сообществах в социальных сетях и порой узнаёт о последних новостях быстрее меня. Меня это очень радует (улыбается). С детства отец отнесся к моему увлечению спортом с полной серьезностью и пониманием. Хоккей занял первое место не только в моей жизни, но и в его. За это очень ему благодарен.
— Какой спорт помимо хоккея Вам нравится?
Бывает смотрю матчи сборной России по футболу. Болею не за отдельный клуб, а за страну.
— Тогда о наболевшем. Что скажите об игре нашей сборной на Евро-2016? Ваши пожелания российскому футболу.
Нужно менять состав. Пусть лучше молодые опыта набираются.
— Планируете ли Вы получать образование? Какое и где?
В данный момент учусь в Пермском педагогическом колледже физической культуры и спорта. Вряд ли удивлю кого-то своими планами получить образование по специальности тренера.
— Cамый яркий момент в Вашей карьере.
Пока в голову приходит только мой дебют в ВХЛ. Но всё ещё впереди. Задайте мне этот вопрос
через пару лет и, надеюсь, мне будет, что вам рассказать.
Сегодня Георгий мотивирован на профессиональный рост и победы. Его терпение указывает на то,
что успех – это лишь вопрос времени, а настойчивость и работоспособность помогает юному
голкиперу правильно использовать это время.
Мы, в свою очередь, желаем Георгию и дальше не менее успешно отражать все атаки команд
соперника. А мы продолжим следить за его профессиональной жизнью.
«Учиться у лучших» и другие мифы про обучение, которые нас тормозят
Весь мир сел на карантин, и образовательные программы обрели второе дыхание. Курсы, вебинары, мастер-классы и прямые эфиры. Сегодня обучают даже те, кто и не думал ни о чем подобном еще полгода назад. Хотя и до недавних событий на дефицит информации жаловаться не приходилось. Сегодня в коробку «школа» упаковываются не только знания и навыки, но и даже (якобы) ваш конкретный результат на выходе.
Казалось бы, мы должны жить в эпоху великого прорыва всех и вся. Но статистика не меняется. Абсолютное большинство людей не могут не то что совершить рывок — они не могут даже решить свои повседневные проблемы средней сложности. Растут не результаты, а невротизм и число обращений к психологам.
В чем же тогда подвох?
Почему такое бурное распространение знаний и обучение конкретным навыкам не стали панацеей? И не улучшили ситуацию? Почему по-прежнему только один-два студента с потока (а то и с двух) становятся звездами в своем деле, и не важно — обучались они в лучшем ВУЗе страны, захолустном институте или новомодной онлайн-школе, а добрая часть их товарищей по обучению вообще не может освоиться в изученном деле?
Я попробую рассмотреть этот вопрос через призму распространенных мифов, которые бытуют сегодня в теме обучения.
4 мифа про обучение, которые нас тормозят
Учиться у лучших
Это один из самых модных и самых наивных мифов нашего времени, что учиться надо якобы у лучших. И даже тот очевидно бросающийся в глаза факт, что олимпийские чемпионы не учатся у олимпийских чемпионов, не помогает тем, кто в это верит, посмотреть правде в глаза.
А правда в том, что если уж учиться у лучших, то лучших в методологии конкретного предмета, а не лучших в самом предмете. Это разные навыки и разные интересы. Да, иногда они совпадают. И чемпионы еще и тренируют чемпионов. Но это скорее исключение, а правило таково: есть звездные спортсмены, а есть звездные тренеры. И это разные люди.
Навык и его передача — не одно и то же, и вы запросто встретите людей, которые имеют прекрасные результаты в каком-то вопросе, но совершенно не могут этому адекватно научить. И наоборот, когда человек, который не очень хорошо плавает, по ее же собственным словам, уже 20 лет каждый год приводит нашу сборную по синхронному плаванию к олимпийскому золоту. Это история Татьяны Покровской – тренера нашей сборной. Посмотрите короткое интервью, где она говорит о том, что порой теоретики в должности тренера даже лучше сильных спортсменов.
Оставаясь в примере спорта, можно рассмотреть это наглядно с разных сторон. Сегодня все и всех учат фитнесу, например. Но посмотрите, кто учит. Как правило, люди, которые сами занимаются спортом с раннего возраста.
Тренеру по фитнесу, которая с 18 лет ходит в спортзал, невозможно на собственном примере понять женщину, которая после 30 впервые прикасается к своим мышцам.
Вот и получается: можешь как я (как я делаю или как я это понимаю) — молодец. Не можешь — ленивая, безвольная, не любишь свое тело. Особенно, если у такого тренера много поклонников, разве будет она разбираться в каждом конкретном случае и корректировать свой подход? У нее и так большая очередь. Проще перейти к следующей, а эту «неумеху» предоставить самой себе. Хотя женщина, которая не занималась спортом до 30 лет, кардинально (я повторяю — кардинально) отличается от тех, кто успешно занимались им с детства, или от тех, кому 20. Плюс состояние, в котором она сегодня находится, и ее предрасположенности. У одной есть спортивный талант и его достаточно легко разбудить в любом возрасте, а у другой почти полностью потерян контакт с телом и его надо восстанавливать годами через стратегию маленьких шагов. Но это, согласитесь, долгий кропотливый труд.
Тренеру проще выставить свои личные красивые формы на всеобщее обозрение и сыграть на стереотипе «надо учиться у лучших» и «если я смогла достичь такого, значит, обязательно и ты сможешь». Не факт. Далеко не факт, что этот человек владеет не только знаниями, но и мастерством передачи знаний и, что немаловажно, любит учить других людей так же, как любит тренировать свое тело.
Конечно, такая трактовка открывает пространство для мошенничества. Мол, если самому не надо в совершенстве владеть предметом, а можно сразу учить, то и отлично. Ведь пообещать большие результаты — не то же самое, что их достичь.
И мы, порой бессознательно, используем идею про «учиться у лучших» именно как средство защиты от таких нечистоплотных учителей, которые раньше времени нарекают сами себя мастерами. Но вопроса это не решает. К поистине лучшим, то есть к тем, кто может не себя обучить, а именно вам передать знание или навык, такая дорога редко приводит. И мы опять упираемся в унылое для многих, но зато действительно эффективное: надо разбираться в каждом конкретном случае. Опираться на свои особенности. Перебирать варианты. Формул нет.
А мыслить категориями «она хорошо выглядит после 40, значит, и меня научит хорошо выглядеть после 40». Или «он зарабатывает миллион, значит, и я тоже обязательно заработаю миллион, пройдя у него обучение» — тупик. Возможно, ты просто сольешь свое время и деньги, что происходит постоянно и повсеместно.
При этом, да, крутые тренеры и преподаватели, которые и вправду ускоряют результаты и без силы знаний которых не обойтись, — существуют. И да, олимпийским чемпионом без тренера не становятся. В равной мере как и у одного крутого тренера далеко не все воспитанники — олимпийские чемпионы.
Гарантия результата
Еще один миф, что высокий результат якобы можно гарантировать. Вам обещают конкретные прибыли, большие цифры скинутых килограммов или удивительные свершения в выбранном деле. Все очень просто. Это продает. Продает много и продает легко. Поэтому сегодня это так распространено. Одни используют силу подобного предложения во вполне корыстных целях, а другие просто повторяют за лидерами рынка, даже не отдавая себе отчета, чем именно они занимаются. В итоге мы пришли к тому, что ученики сами ищут и требуют гарантий высоких результатов.
Но посмотрите на самые лучшие учебные заведения страны и мира. Максимум, что они могут действительно гарантировать, — это должный уровень знаний и диплом специалиста в этом вопросе, если вы пройдете все экзамены. И не более того. Станете ли вы звездным юристом после самого звездного вуза, зависит в большей степени от вас, а сможете ли удерживать позиции на протяжении десятилетий — так подавно.
Если вы заглянете в юридическую компанию с высоким статусом и узнаете, кто что оканчивал, да, вы услышите перечень хороших учебных заведений. Но не одних и тех же. А если соберете всех учащихся с одного потока одного вуза и рассмотрите их результаты в профессии, вы удостоверитесь, что обучение — это всегда только часть ваших результатов. Иногда весомая часть, если вы хорошо закончили очень престижное учебное заведение, а иногда малая часть, если вы получили образование среднего уровня. Но и в том, и в другом случае основную роль играет ваша личность и ваши усилия. К самому средненькому обучению можно добавить столько личного огня и страсти, что по факту вы добьетесь невероятных результатов, а шикарное образование легко сливается собственной инерцией и глупостью.
Никакой вуз и не обещает сверхрезультатов своим ученикам, зато многочисленные онлайн-школы выстраивают свои маркетинговые стратегии в этом поле. Гарантии, что именно после этого обучающего продукта у вас появятся навыки и результаты высокого уровня в том или ином вопросе – очень и очень заманчивы. Только таких гарантий нет и быть не может.
Знаете, какой самый простой способ это проверить?
Тот, кто вам гарантирует высокий результат на одном продукте, сам не имеет ТОГО ЕДИНСТВЕННОГО, кто дал ему его высокий результат.
Да, сейчас многие инфлюенсеры используют схему продвижения своих звездных учеников, чтобы доказать, что их продукты отлично работают. Это тоже отлично продает. Но посмотрите на самого учителя. У него почти во всех случаях нет своего единственного учителя. Замечали?
Тот, кто обещает вам результаты там, где их обещать невозможно — большие заработки, гарантированный успех в профессии, здоровье без болезней и прочие чудеса, — не имеет одного учителя, который бы его так же «научил до результата». В лучшем случае такие тренеры и преподаватели перечисляют многочисленные обучающие программы, разные имена или традиции, если речь о теле. А иной раз не упоминается вообще никого. А почему? Да очень просто.
Чтобы добиться сверхрезультатов, надо иметь очень много источников обучения на первом этапе. Не одну золотую программу, которая «доведет тебя до результата», а десятки и сотни крутых и не очень, самых разноплановых курсов по этой теме и около.
Одни дадут тебе основу, другие — несколько важных крупиц, третьи удачно скорректируют курс в тот момент, когда ты грешным делом подумаешь, что «все понял».
Большой вау-результат — это всегда микс знаний из разнообразных источников, которые человек пропустил через себя. А не один единственный, пусть и самый лучший на рынке, курс «до результата».
И любой лидер рынка, который выдает гарантии результата, опровергает эту мысль своим же примером. Он либо вообще не раскрывает источников, у которых учился — и это встречается чаще всего. Либо называет несколько имен, несколько курсов или несколько направлений, но чтобы он сам обучился у кого-то до результата а теперь и вас до результата дотянет — такого почти не найти.
Можно научиться всему
Этот миф эксплуатируют по отношению к конкретному навыку. Вряд ли мы найдем кого-то, кто мыслит категориями «я могу научиться всему», скорее всего таких людей нет. Но в каждом конкретном случае человеку кажется, что если он этого хочет — ему это доступно. И это, конечно, коварный миф.
«Вы можете научиться писать, просто тренируйтесь каждый день. Писательство — это навык»
«Вы можете открыть свой популярный проект в Instagram — просто изучите теорию и действуйте»
Человек не желает осмыслять свои сильные и слабые стороны, признавать свою неуникальность и трезво задуматься о возможности того или иного пути лично для него, а авторы проектов и рады подлить масла в огонь.
«Ты — особенный, ты — можешь, просто делай»
К тому же, мы живем во времена личных брендов, а личный бренд развивается за счет ассоциаций себя с привлекательным персонажем. Чувствуя родство с какой-то персоной из интернета, человеку кажется, что он сможет так же. И понеслось — огромное количество людей сегодня изучают то, что им совсем не свойственно и заведомо для них провально, даже не замечая этого. Они тратят уйму времени и средств, бьются лбом в стену и заканчивают в кресле психотерапевта. И это, как мне кажется, еще хороший расклад.
А на самом деле ты можешь одно, но не можешь другое. И это нормально. Все, у кого что-то сносно получается, находятся в естественной для себя колее. Кто-то нашел ее методом тыка, другие — через анализ. Кому-то повезло и все срослось быстро, иным требовалось время для экспериментов. Но это никогда не «я могу все». Только:
Я могу то, что могу, а что не могу — то не могу.
Только с четвертого раза я смогла засетапить в меру востребованный блог — Re‑self.ru. Сначала был ЖЖ с личными заметками, он имел свой круг читателей, но быстро уткнулся в потолок своего развития, который я не могла пробить годами. Затем была попытка делать туристический портал. И еще одна идея сайта по работе в Азии, которая была хоть перспективна, но не очень мила мне лично. И только с четвертой попытки и через четыре года практических, а не умозрительных экспериментов я нашла ту тему и ту форму, которую я и хочу делать, и, что немаловажно, могу.
В этом году блогу будет восемь лет, а у меня по-прежнему тем для статей в заметках всегда больше, чем я успеваю писать и выкладывать. Но для этого мне пришлось оставить позади несколько своих «не могу».
Обучение — это всегда хорошо
Обучение без практики — как еда без движения. Осядет целлюлитом на мозгах. Вы станете хуже усваивать новую информацию, плохо ловить инсайты, не сможете нормально черпать смысл. Даже вдумчиво прочитать интересный лонгрид будет в тягость – только скроллить. Вы будете становиться все менее и менее поворотливым, то есть конкретные действия будут даваться все сложнее и сложнее, зато получать информацию будет хотеться все больше и больше…
Знания надо применять.
Да, обучение – это хорошо и в идеале должно быть регулярным, но только при условии такого же интенсивного использования полученных навыков. Двигаться больше, чем потреблять – универсальная формула здорового метаболизма. И ментального в том числе.
Послевкусие
Еще пять копеек на тему «учиться у лучших». В своей жизни я видела только двух женщин, кто реально выглядит значительно моложе своего возраста. Не на пару лет, а значительно моложе. Когда и близко не определишь точный возраст. Понятно, что есть миллион женщин, которые думают, что они выглядят значительно моложе своего возраста, но я не о них.
Это были две разные, не знакомые друг с другом, девушки уже хорошо за 30. Но обе действительно выглядели лет на 10 младше своего реального возраста. Одна без детей. Другая — с двумя. И обе они (в разное время и в разных обстоятельствах) одинаково ответили на мой приватный вопрос: «Поделись секретом».
Каждая из них сказала:
К вопросу о том, что женщина, которая очень круто выглядит, может научить вас тому, как круто выглядеть, осталось только выпить, съесть, сделать, подышать, медитировать, ну и так далее, какая там ниша еще не занята. Человек, который может вас продвинуть в этом вопросе, существует, но все не так просто, как его личная продвинутость. И закопаться придется изрядно. Хотя всегда есть и легкий, но бесплодный путь.
Для себя лично я уже некоторое время назад выработала правило «только не у звезд». Когда я ищу себе обучающую программу по некой теме, я всегда ищу крепкого в вопросе человека, но обязательно не суперзвезду. Звезды зашиваются. Их несет. «Раз так много клиентов и столько денег, значит, я — точно прав». Они начинают бронзоветь в своих убеждениях, теряя внимательность и гибкость.
Совсем другое дело — люди крепкие в своем деле, но не коронованные. Они дают намного больше. Хотя понятно, что и на это правило найдется свое исключение. И в каждом конкретном случае надо опять разбираться отдельно. Формул нет. Зато мифы, которые способны увести тебя далеко от твоих истинных возможностей и интересов, есть.