у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо

Педагогические задачи. Задача 1 «У меня была любимая учительница

Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя химии? Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

Какой метод обучения был избран учителем для изучения теории относительности? В чем суть и при каком условии он достигает цели?

Часть 2.

1. Урок как основная форма организации обучения. Требования к уроку.

2. Классификация уроков.

3. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся).

4. Анализ (самоанализ) урока. Основные направления анализа урока (цели урока, уровень и характер деятельности учащихся, методы и средства обучения, принципы, требования к уроку, содержание учебного материала).

Литература

1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.,1981.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.

4. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.

5. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Практикум:

Задание 1. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?

1) Способ достижения конкретной дидактической цели;

2) Совокупность знаний, умений и навыков;

3) Внешнее выражение процесса обучения;

4) Способ контроля учебной деятельности.

Задание 2. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия «форма организации обучения»Что общегоВ чем расходятся
«…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)
«…Форма организации обучения предполагает … упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М. Чередов)
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (И.П. Подласый)

Задание 3.Как Вы считаете, есть ли прямая связь между определенной формой организации обучения и эффективностью учебно-воспитательного процесса? Почему?

Задание 4. Как Вы считаете, можно ли устранить основное противоречие классно-урочной системы между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности? Каким образом?

Педагогические задачи:

Задача 1. Идет урок литературы. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось, что на уроке та самая тишина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.

Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, прощаясь с книгами, произнес: «Прощайте, друзья мои», мальчишка, сидевший за последней партой всхлипнул. Должно быть, он и сам не сознавал, что плачет, но слезы катились из его глаз. Да как же не плакать: ведь умирал великий Пушкин!

Задача 2. Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трех законах динамики и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторить научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону опытные данные, анализируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая ее непрерывное движение, имеют одинаковую физическую природу.

В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность ее квадрату расстояний между точечными массами. При проверке размерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения.

Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем универсальность полученной формулы.

Домашнее задание формулируем так: «Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами Совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающее предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния от него».

На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убежденность их автора.

Определите тип приведенного выше урока. Чем определяется его структура и какие задачи решаются в ходе его? Цели урока планируются для учителя или для учащихся? В чем причина глубокого и прочного интереса к физике?

Источник

Решение педагогических задач. Задачи по педагогике. Задачи по педагогике 1 курс, 2 семестр Вахрушева Анастасия, группа д18ми задача 1

Задачи по педагогике
1 курс, 2 семестр
Выполнила:
Вахрушева Анастасия, группа Д-18-МИ

Эта ситуация очень сложная, так как ученики, которые были зачинщиками уйти с урока наоборот остались, но почему? Наверное, потому что хотели показать себя более с лучшей стороны, показать, что они на самом деле хотя получать знания, а не убегать с урока, либо им просто страшно от того, что подумает о них учитель.

На мой взгляд, данное поведение учеников актуально в наши дни. Я считаю, чтобы учителю остаться победителем в этой ситуации нужно поговорить с классом и узнать, какие на это были причины. Но, ни в коем случае, не нужно обижаться и кричать на детей, потому что поймут, что все сделали правильно, ведь они и ждали такого результата.

Педагогика- это наука или искусство воспитания?
Мне кажется, что педагогика рассматривается двух сторон: как наука, и как искусство воспитания. Наука потому, что имеет свой предмет- педагогический процесс, и имеет обширную информацию о нем. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе педагогического процесса.
Искусство потому, что чтобы воспитать в человеке личность, стоит родиться творцом, а творцы и есть деятели искусства. В этом и состоит сложность искусства воспитания, так как каждая личность индивидуальна и требует особенного подхода для того, чтобы суметь раскрыть свои особенности, способности, стать достойным членом современного общества. Этот подход и есть искусство!

Каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Так как педагогическая деятельность носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог – мастер». Будущие учителя должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости.
Во-первых, учитель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам – иначе в его работе возникнут большие трудности. Позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества.
Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором.
В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
Организаторские способности, коммуникативные способности, дидактические способности, наблюдательские способности, речевые способности, способность управлять вниманием учащихся

Сопоставьте эти определения. Какое из них наиболее полно отражает сущностные признаки процесса обучения? Чем обосновано ваше мнение?

Читая высказывания авторов книг, я выявила 2 определения, которые, по моему мнению, более правильно передают формулировку слова «обучение». Я считаю, что определения Н.И. Болдырева и П.П. Костенкова полно отражают сущностные признаки процесса обучения.
На мой взгляд, в этом процессе между учителем и учениками должна быть взаимосвязь, взаимопонимание. Так как за счет этого, как мне кажется, ученики будут лучше усваивать знания, умения, информацию, которую хочет донести им учитель, и с легкостью выстраивать социальные отношения. Но так же с процессом обучения у учеников должны формироваться мировоззрение, интеллектуальные способности, которые помогут добиться немалых успехов не только в ВУЗе, но и в дальнейшей будущей жизни.

Какое из приведенных выше определений вы считаете наиболее научно обоснованным и почему?

В данной задаче, мне кажется, что более научно обоснованным определением является под №3, потому что развитие- это и есть процесс смены низших ступеней высшими. Мы стараемся быть лучше в чём-то, мы развиваемся, чтобы достичь каких-то целей, быть лучшей версией себя!

Один из авторов, поднимая на страницах «Учительской газеты» вопрос о воспитании эстетических вкусов у молодежи, сетует на то, что добрая половина молодежи, имеющей музыкальное образование, не любит музыку. Музыкальное образование, по его мнению, не всегда прививает любовь к музыке. Музыкальной грамотой можно овладеть, но в то же время можно остаться эмоционально глухим. Причину такого положения он видит в том, что в практике произошло смешение двух понятий: образование и воспитание.

Как вы считаете, прав ли автор, различая понятия образование и воспитание? В чем специфика каждого из них?

Размышляя над этой задачей, я поняла, что образование и воспитание- это два разных понятия. Образование- это объем каких-то знаний, умений и навыков, которыми овладел учащийся. А вот воспитание- это целенаправленный процесс формирования личности. Можно привести пример к данной задаче. Когда мне было всего 4 года, моя мама привела меня в вокальную студию. Так я проходила 12 лет. Мы ездили на разные конкурсы, где завоевывали первые места. Во мне воспитали любовь к музыке, даже не учась в музыкальной школе! Я не знаю ни нот, ни аккордов, ничего. Но я спокойно могу определить, где человек сфальшивил. Сейчас, если человек обучается в музыкальной школе, то он наверняка любит музыку, у него развит музыкальный слух, но есть и люди-исключение, которые, обучаясь в музыкальной школе, не любят музыку, не лежит душа к музыке, но до сих пор учатся, потому что так хотят родители!

Я считаю, что не всегда нужно музыкальное образование, можно просто записаться на какой-нибудь кружок, пусть это танцы или вокал, но ты будешь чувствовать музыку, ритм, ведь в тебе воспитают музыкальную личность, точно такую же, но только без музыкальных знаний.

Для изучения представлений детей о хорошем товарище классный руководитель предложил им следующие вопросы:
1. Кого можно назвать хорошим товарищем? Почему?
2. Вспомни случай из своей жизни или поступок литературного героя, который свидетельствовал бы о настоящем товариществе.
Собранные ответы суммировались классным руководителем для получения результатирующего итога.

Каким методом пользовался классный руководитель при изучении представлений детей? В чем недостатки этой методики? Можно ли таким путем получить объективную картину?

В данной задаче хорошо заметен метод сравнительного анализа, который предполагает суммарный сравнительный итог по тем или иными вопросам. Недостаток этой методики заключается в том, что суммируя все ответы, мы не можем выявить точку зрения каждого ученика.

Можно предположить, что ответ на данный вопрос состоит, прежде всего, в специфике самой процедуры анализа. В отдельных условиях внутренней и внешней среды можно, а в отдельных – нельзя.

В каких целях может использовать эту методику классный руководитель? Какие данные можно получить с ее помощью?

Я считаю, что данную методику используют в целях выявления за кого ученики будут писать контрольную работу «за себя» или «за коллектив». Можно обнаружить, что ученики, писавшие за себя, старались показать себя с хорошей стороны (имею в виду- какой умный ученик), а те кто писал за коллектив, хотели работать за честь класса.

Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя химии? Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

В данной задаче, я думаю, что ученица восхищена своим учителем и предметом. Успех учителя заключается в том, что она любит эту работу, этот предмет, это общение с детьми и вся ее работа приносит ей удовольствие. Мне кажется, что главная причина успеха преподавателя заключается в том, что она находит общий язык с учениками. Хоть и есть у нее любимчики, но к ним у нее особые требования. Ведь в основном, если у учителя есть любимчики, то к ним проявляется снисходительное отношение, чем к другим.

Я считаю, что методами ее преподавания является споры с учениками (хорошие споры, не приводящие к злости или чему-то плохому), так как в такой возраст детям, в большей степени, нравится спорить с учителями. В таком споре они могут высказать свое мнение.

От чего зависит результативность процесса обучения? В чем секрет успеха учителя математики, победившего полную «математическую глухоту» подростка?

Мне кажется, что результативность процесса обучения зависит от того, что учитель работает с каждым учеником индивидуально, то есть, дает какие-то задания, может объяснить детали урока, которые не понятны ученику. Значит, такой учитель имеет индивидуальный подход к каждому ученику, что показывает его педагогическое мастерство.

Я думаю, что в каждом классе есть ученики, которые не хотят или не любят учиться и их называют «троечниками» или «двоечниками». Как будущий учитель, мне кажется, что к таким учениками нужен тот самый индивидуальный подход, им нужно то самое внимание. Поэтому в этом примере педагог и дает ученику Гене задания, чтобы исправить его «математическую глухоту» и проявить внимание, что он смог почувствовать себя не «особым» учеником, а точно таким же как и все, и претендовать на хорошую оценку по математике.

Реализация каких принципов в процессе обучения помогла учителю добиться успехов?

Я думаю, что в данной задаче присутствуют следующие принципы:
1)принцип доступности
2)принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
Первый принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, моральных перегрузок.
Второй принцип способствует правильной организации обучения. Каждый ребенок проявляет свои индивидуальные особенности. Учитель благодаря индивидуальному подходу побуждает развитие каждого ребенка, что необходимо для дальнейшего совершенствования индивидуальных способностей и талантов.

Источник

Другое «Решение педагогических ситуаций и задач»,
Педагогика

Решение педагогических ситуаций и задач

Закажите подобную или любую другую работу недорого

у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. main block left city. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-main block left city. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка main block left city. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. main block right city. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-main block right city. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка main block right city. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. main block left bush. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-main block left bush. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка main block left bush. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. main block right bush. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-main block right bush. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка main block right bush.

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. handshake. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-handshake. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка handshake.

у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. last orders shelf. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-last orders shelf. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка last orders shelf. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. last orders computer. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-last orders computer. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка last orders computer.

Последние размещенные задания

Семья как сфера деятельности соц.работника

Контрольная, Основы социальной политики

Срок сдачи к 21 нояб.

Срочно нужна помощь.

Контрольная, финансовая математика

Срок сдачи к 21 нояб.

Сочинение, Английский язык

Срок сдачи к 16 нояб.

Курсовая, Металлические конструкции

Срок сдачи к 26 нояб.

Прикладные компьютерные технологии

Лабораторная, Информационые сети и комуникации

Срок сдачи к 20 дек.

написать курсовую работу

Курсовая, Экономика предприятия

Срок сдачи к 21 нояб.

Тема : Государственное регулирование рынка молока и молочной продукции.

Курсовая, Экономика отраслевых рынков

Срок сдачи к 19 нояб.

Прикладные компьютерные технологии

Контрольная, Информационые сети и комуникации

Срок сдачи к 20 дек.

Тема: «бренды и звёзды: рекламные компании с участием знаменитостей»

Источник

Психолого-педагогический практикум. Учебно-методическое пособие (стр. 5 )

у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. pandia next page. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-pandia next page. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. 1456723615phkhg. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо фото. у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо-1456723615phkhg. картинка у меня была любимая учительница свой предмет химию она знала хорошо. картинка 1456723615phkhg.

1. В чём педагогический смысл того, что произошло между девушками?

2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

3. Как бы вы распорядились такой информацией?

Таня примерная скромная ученица, она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит! Да ещё и ворчит:

Потом начинает стучать в дверь, дверь открывает встревоженная мать:

– Танечка, разве можно так стучать?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

— Опять платье не выстирала? – доносится оттуда её озлобленный, грубый голос.

— Не успела доченька, ты же знаешь, я больна.

1. В чём вы видите просчёты в воспитании Тани?

2. Как вы думаете, кто в этом виноват?

3. Что значит «быть» или «казаться»? «Жить» или «демонстрировать» себя?

4. Что бы вы посоветовали Тане и её маме?

Приложение 4

Педагогические задачи

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике её объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

То есть педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов реализации её на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно.

Приведём примеры педагогических задач.

А вот сочинение Славы: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку. Я не стал говорить маме про кошку, она бы её выгнала. А куда бы Мурка делась?»

1. Проанализируйте отрывки из письменных работ пятиклассников. Какую информацию они дают о детях?

2. Не преувеличивает ли педагог, утверждая: «Классный руководитель, преподающий русский язык и литературу, владеет настоящим сокровищем. Сочинения учащихся для него неисчерпаемый источник информации, зеркало, отражающее процесс формирования личности ребёнка»?

3. Нужно ли знать эти работы учащихся классному руководителю, если он не словесник?

4. Как можно использовать школьные сочинения в работе родителями?

Как-то ученица 9 класса Люба на вопрос учителя: почему она плохо учится? – заявила, что у неё плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое «психологическое отступление» на уроке. Он рассказал, что эксперименты учёных-психологов доказали: что у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провёл беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, который помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба была поражена тем, что у неё развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: «Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться».

1. Какова роль учителя в оказании школьникам помощи при изучении своего «Я»?

2. Как стимулировать у воспитанника процесс самовоспитания?

3. Как самовоспитание влияет на развитие личности?

В классе состоялась контрольная работа по английскому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у новой учительницы. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов учащиеся допустили массу ошибок. Прежняя учительница за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Ученики усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.

1. Как быть? Кто из педагогов не прав?

2. Как бы поступили вы в данном случае, чтобы избежать конфликтной ситуации в классе?

На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями:

— Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, всё ли усвоил?

Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у неё не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть её? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров над книгами сидели вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: Вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

1. Реализация каких принципов в процессе обучения помогла учителю добиться успеха?

В 4 классе ухудшилась дисциплина. Резко упала успеваемость. Молодая классная руководительница призвала на помощь родителей. Отец Миши провёл беседу с ребятами: «Ребята, пора взяться за ум! Ведь у вас до сих пор нет даже стенгазеты. Пора критиковать друг друга в печати и добиваться действительности своих выступлений».

Ребята решили создать редколлегию, в состав которой включили Мишу. Вскоре вышел первый номер газеты «Ёжик». В нём была критическая заметка о некоем Серёже, который издаёт на уроках непонятные звуки, напоминающие лошадиное ржание. Автором этой заметки был Миша.

Он пришёл из школы с синяком под глазом.

— Папа, а ты тоже ябеда?

— А ребята говорят, что тот, кто пишет о своем товарище всякие гадости, тот ябеда. А ты ведь тоже пишешь заметки в газету.

1. Какие ошибки были допущены классным руководителем и отцом Миши в работе с детьми?

2. Какая задача нравственного воспитания выпала из поля зрения воспитателей?

В 9 класс вошла учительница биологии. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушачьи скакнул ученик.

Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал. Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:

— Продолжим урок. Как я вам уже сказала…

Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимания. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот сопротивлялся. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен – войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.

1. Проанализируйте ситуацию. Почему педагог из неё вышел победителем?

2. Знание каких психологических закономерностей процесса обучения обеспечивает успех урока?

1. Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чём причина успеха преподавателя химии?

2. Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

Каковы должны быть позиции учителя, его роль в регулировании внутриколлективных отношений в процессе воспитания?

Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две – три фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.

— Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и в журнале появилась пятёрка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе

1. В чём причина успеха?

2. Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, поставленная педагогом?

Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поёт там в хоре.

— А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.

Единица по математике, размашисто выставленная «за грязь» в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно «съехал» в учёбе, то ли недисциплинирован и неряшлив.

1. Какие педагогические просчёты допущены учителями в оценивании знаний школьника?

2. Как влияет оценка на отношение ученика к учёбе?

Учитель истории заметил, что на уроке в 5 классе ученица Маша во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничилась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке».

2. Как следовало ему поступить?

1. Проанализируйте ситуацию. Верно ли поступил учитель?

2. Насколько эффективны такие методы воспитания сознательной дисциплины школьников и при соблюдении каких условий?

3. И как часто можно прибегать к подобным приёмам?

Молодую учительницу назначили классным руководителем в 9 А класс. Это не самый лёгкий класс, так как сформирован только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, класс не был коллективом. Классный руководитель сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам класса и школы. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка помогла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в классе, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребность старшеклассников в общении. Вот так одна из учениц в сочинении писала: «Я иду в свой класс не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жутко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни мой класс. Я научилась ценить прекрасное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не подведу ли я свой класс, не пострадает ли он из-за меня?»

1. Проанализируйте деятельность молодого учителя. Что помогло добиться положительных результатов в работе с непростым классом?

Классный руководитель спешит организовать в новом для неё классе интересные дела: сентябрьские походы, практикумы – конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, «Будьте любезны», устный журнал «Расскажи мне обо мне». Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей. Главный принцип работы классного руководителя – опора на положительное и индивидуальный подход к каждому. Благодаря походам и практическим делам педагог узнаёт своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное задание. Так, в походе классный руководитель узнала причину неприязни товарищей к Людмиле, которая говорила:

А потом в анкете подруги Люды нашла запись: «Люда – хозяйка, бережливая и очень заботливая». И классный руководитель использует эту положительную черту. По её предложению Люду избрали старостой. Решили: пусть позаботится обо всех. И лучшего старосты у них не было. И так каждому – дело по душе и по способностям.

1. Проанализируйте работу педагога. Выявите, каковы причины результативности процесса воспитания в классном коллективе.

2. Какие условия обеспечивают положительное влияние коллектива на личность каждого ученика?

В 7 класс пришел новый ученик. Несколько дней всё шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой счёт, просто не уважали. Толя удивился, а после уроков собрал вокруг себя ребят, которые, слушая его, неодобрительно поглядывали в сторону Стасика.

На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.

На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:

— В люди хочешь выйти? Стараешься.

Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:

— А мы выскочек не любим! – последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили.

1. Какие меры следует предпринять классному руководителю при планировании воспитательной работы в этом классе?

2. Возможно ли было педагогу предупредить возникновение такого случая в классе?

Как-то я оказалась свидетельницей разговора учителя с отцом девятиклассника. Педагог молодой, только второй год ведёт классное руководство. Отцу за сорок. Высшее образование, прочное общественное положение. Мать – врач. Сын – единственный. Классный руководитель искал ответ на вопрос: почему способный мальчик учится на тройки?

1. В чём сложность педагогической позиции учителя?

2. Какую работу ему предстоит проводить не только с юношей, но и с его родителями, чтобы не допустить перекосов в формировании его личности?

3. Что бы вы предприняли на месте молодого педагога?

В учительской возник спор. Одни утверждали, что любое внеклассное мероприятие должно быть тщательно продумано, отрепетировано и только после этого проведено. Одна учительница возразила:

— А если мы диспут готовим? Он ведь должен быть диспутом, а не заранее подготовленным и разыгранным спектаклем. Не следует с учителя спрашивать его сценария. Педагог должен лишь чётко знать, к чему он должен привести ребят в ходе диспута, и не только не сторониться каверзных вопросов, но считать их вполне естественными. Ведь ребята идут на диспут, чтобы разобраться в путанице неотстоявшихся чувств, которые не столько являются их убеждениями, сколько им кажутся.

Чья точка зрения, на ваш взгляд, более объективна?

Следует ли заранее готовить диспут, собрание по сценарию?

— Что случилось, ребята? Почему вы так радуетесь?

— Классный час отменили!

1. Вскройте причины отрицательной оценки классных часов учащимися. В чём секреты успеха классного часа?

2. Классный час – это воспитание словом. Каким должно быть слово учителя на классном часе?

3. Каковы же основные требования к организации внеклассной работы?

4. Какова роль учащихся в подготовке классного часа?

— Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвёл взглядом присутствующих в учительской.

— Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель Вашего Славы. Пригласила Вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.

— Извините. Вы – учитель. Я Вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это Ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого на подмогу не зову.

— Охотно верю. Однако воспитание Вашего сына не только наше дело, но и Ваше. Школа не всегда может…

— А я могу? Вы работаете по три – четыре часа в день. А я восемь. Да ещё у Вас отпуск 48 рабочих дней. Так что моё дело кормить, а Ваше воспитывать…

1. Какова же роль современной семьи в воспитании подрастающего поколения?

2. Каковы задачи родителей в воспитании детей?

3. Как бы вы ответили занятому отцу?

На доске учитель обнаружил «шпаргалку», облегчающую решение тех математических задач, что были предложены классу на контрольной. Что учитель скажет классу:

— Все оценки за эту контрольную будут снижены на один балл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *