Ты чему ребенка учишь
Чему учить ребенка, чтобы помочь освоить ему профессию будущего
Об эксперте: Оксана Селендеева — ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях. Бывшая директор по маркетингу московского банка Сбербанка.
Не угадывайте профессии будущего, влюбляйте в перспективные направления
Обучаться профессиям будущего невозможно. О них можно только фантазировать. Во-первых, никто точно не знает, что будет востребовано даже через пять лет. Во-вторых, чтобы обучать профессии будущего, преподавателю нужен подходящий опыт. А где его взять, если «профессия — будущего»?
Лучше зацепить ребенка тем, что выльется в интерес к перспективным отраслям. Например, сейчас в топе:
Чтобы заинтересовать ребенка, станьте супервайзером — наблюдайте за ним и цепляйтесь за то, на что ребенок обращает внимание. Предлагайте перспективные направления под интересы, а не продавливайте то, что кажется прибыльным. Для этого обязательно собирайте обратную связь педагогов.
В основном дети увлекаются через примеры конкретных персонажей. Они хотят быть такими же, как любимый герой мультфильма или видеоигры. Здорово, если вы сами станете для ребенка таким примером.
Личный опыт. Я постоянно присматриваюсь к тому, что интересно моей дочери Нике. Например, она постоянно рисовала, поэтому мы пришли к цифровому рисунку.
Я спросила: «Хочешь, чтобы твои рисунки были в компьютере? Сколько у тебя фломастеров и карандашей, штук 30? А знаешь, сколько там будет?». Она заинтересовалась. Тогда я обратилась к коллегам и согласовала расписание на цифровой рисунок.
Мы начинали с простого — рисовали мишку. Через месяц уже рисовали трехмерный домик с правильной геометрией, продвинутого мишку с разными цветами и отражением в реке. Обучение детскому языку программирования Scratch тоже началось с интереса к мультикам. Ника стала учиться в CODDY в 4,5 года — сначала на планшете, а сейчас на компьютере.
Папа приучает Нику к английскому через собственный пример. Он постоянно разговаривает на иностранном языке, плюс у нас подключены телеканалы и стриминговые сервисы на английском: Netflix, CNN, Fox News, Euronews. В фоновом режиме работает британское радио. Мы часто подчеркиваем, что тоже учились английскому, поэтому теперь на нем разговариваем, и она так сможет.
При этом попытки заставить делать что-то без объяснений не работают. Очень важно принимать ребенка, если ему не нравится то, что кажется вам перспективным. Не надо делать всех детей айтишниками. В любой профессии будут востребованы лучшие из лучших.
Чему учить ребенка
Не стоит уходить в футурологию — можно оттолкнуться от того, каких навыков сейчас не хватает многим взрослым. Развивайте в ребенке то, без чего невозможен успех в любой сфере в ускоряющемся ритме жизни.
Расслабляться и отдыхать
Отдых — не трата времени, а то, что помогает его сохранить. Неумение отдыхать приводит к эмоциональному выгоранию и депрессиям. Отсутствие этого навыка — частая причина прокрастинации. Уставший человек будет три часа биться над задачей, которую мог решить в два раза быстрее с получасовым перерывом. Его два часа скроллинга ленты соцсетей — неосознанная попытка отдохнуть.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Моей дочери Нике шесть лет. Я обращаю внимание на состояние ребенка: устала ли она, комфортно ли ей. Приучаю чувствовать потребности тела, заботиться о себе и поддерживать гармоничное состояние. Меня заряжает спорт — я занимаюсь каждый день, подаю пример дочери. Правда, обычно Ника сидит рядом и рисует.
Учиться онлайн
Уметь эффективно учиться онлайн удобно и выгодно. Индустрия развивается очень быстро — по данным eLearning Industry, индустрия онлайн-образования увеличится почти на треть к 2025 году. При этом офлайн станет еще эксклюзивнее и дороже.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Когда ввели карантин, мы плавно увеличивали нагрузку, чтобы учеба была в удовольствие и без лишнего стресса. Сейчас у Ники шесть онлайн-занятий в неделю. Понедельник — цифровой рисунок; вторник, среда, четверг — занятия по Scratch; пятница — снова цифровой рисунок; суббота — компьютерная грамотность, воскресенье –– занятия в офлайн-группе.
Конечно, сообщества поддержки в сети она еще не ищет — пока общение только внутри самих мини-групп. Сейчас она учится формулировать вопросы и просить поддержку у преподавателя.
Самодисциплина
Немногие из моих друзей могут каждый день делать даже зарядку. А если представить, что каждый день реально учишь по десять новых английских слов? Уровень языка бы был шекспировский. Чем раньше развить самодисциплину, тем проще ее поддерживать.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Бессмысленно говорить маленьким детям про будущую пользу и цели — слишком далеко и абстрактно. Я напоминаю Нике о договоренностях, пока это не войдет в привычку.
Говорю в спокойном дружеском тоне, чтобы не было отторжения. Например, «Помнишь о чем договаривались? Застелила постель?». Здесь важно не давать слабину, ребенок постоянно тебя проверяет.
Приводите в пример персонажей, которые нравятся ребенку, это здорово работает. Если герой любимого мультфильма наводит порядок в комнате, велик шанс, что Ника сама возьмется за это.
Уверенность в себе
Уверенность — это твердое «у меня получится!», которое бьет любой страх и сомнения. Чем больше всего получается, тем выше уверенность, желание пробовать, не сдаваться. Билл Гейтс считает, что ему повезло быть окруженным взрослыми, которые его всегда поддерживали. Он не боялся пробовать разное, терпеть неудачи, а к 13 годам нашел свою страсть.
«Уверенность первостепенна, с ней поиск любимого дела превращается в путешествие», — говорит миллиардер. Это необходимое качество, чтобы каждый камешек на пути не превращался в преграду.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Мы помогаем Нике самостоятельно получать больше позитивных импульсов извне.Чем больше позитивного опыта самостоятельности — тем увереннее становится ребенок.
Недавно Ника хотела раскраски. Говорю: «Подойди и у тети спроси». Она уточняет: «А как спросить?» Я предложила так и сказать, она сама подошла, купила. Это большой прогресс. Раньше она не могла себе такого позволить — боялась, как и многие дети.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.
12 фрaз родителей, которые не сaмым лучшим образом отрaжaются нa жизни ребенка.
Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка. И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека. Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.
Прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.
1. «Все папе расскажу»
Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».
Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.
Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.
2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»
Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».
Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), — не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.
Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании — показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.
3. «Ты меня в могилу сведешь»
Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».
Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.
Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок — абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей — воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить. Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее. Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.
4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»
Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».
Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.
Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное — верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.
5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»
Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».
Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.
Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается. А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.
6. «Почему четверка, а не пятерка?»
Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».
Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это — быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.
Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.
7. «Не хочешь по-хорошему?»
Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».
Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь. А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое. В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.
Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.
8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»
Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».
Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.
Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным. Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это. Хочешь?»
9. «Не выдумывай»
Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».
Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.
Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».
10. «Мне за тебя стыдно»
Что слышит ребенок: «Ты плохой».
Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.
Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.
11. «Пока не поешь — никаких игр»
Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».
Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.
Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.
12. «Замолчи!»
Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».
Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.
Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом