Сказка старик годовик чему учит
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Чтение сказки В. И. Даля Старик Годовик
Анастасия
Чтение сказки В. И. Даля Старик Годовик
Возрастная группа: разновозрастная группа
Образовательная область: Речевое развитие (чтение художественной литературы)
Тема НОД: Чтение сказки – загадки В. И. Даля «Старик-годовик
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»
Задачи: продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитывать желание детей слушать произведение;
воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (рисунок «Время года»).
Оборудование: мультимедийное оборудование; мольберт; иллюстрации к сказке;аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Январь», «Алиса в стране чудес» (саундтрек к мультфильму); маски «Времена года» для детей; раскраска «Времена года» на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством В. И. Даля; чтение сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка»;загадки про времена года,беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физкультминутки «Весна», пальчиковой гимнастики «Цветок».
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку.
На одном боку цветы расцветают,
На третьем – плоды созревают,
Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Сколько всего времён года? Назовите их.
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки (дети в масках времен года).
Несу тепло с собою,
Вы все меня. Я. (лето)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень).
В зелёные листочки
Времена года выстраиваются друг за другом.
Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Мужики стали жать рожь.
Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Зима: А назовите мои зимние месяцы?
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Ребята, а сколько же в году месяцев?
Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)
Ребята, а назовите дни недели.
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация)
Ребята, а теперь давайте немножко повеселимся. Вставайте, в круг.
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Так и брызнули цветами.
Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
Что сказочного?
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
Ребята, а давайте порадуем «Времена года» и нарисуем для них рисунки. Рисунки не простые, а для каждого времени года свои.
Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос красивый цветок на поляне.
К солнцу раскрыл он свои лепестки.
А под землей красоту и сияние дарят цветку корешки.
А теперь приступаем к рисованию. Каждая команда рисует картинку своего времени года.
Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились.
3. Заключительная часть
Что нового и интересного узнали сегодня?
С каким автором вы сегодня познакомились?
Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
С какими новыми словами познакомились?
Что показалось трудным?
О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (тематические раскраски). Дети под музыку входят в группу и встают в круг.
Дети отгадывают загадку. (Времена года)
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети садятся на стульчики.
Дети отгадывают загадки.
Дети «Времена года» садятся на стульчики.
Дети слушают сказку – загадку.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ответ полный развернутый.
Дети отвечают на вопросы «Времен года».
Дети полно и развернуто отвечают на вопросы сказки – загадки.
Дети встают в круг.
Руки вверх, все пальчики широко расставлены.
Дети встают, поднимаются на носочки.
Поднимают руки вверх, разжимают кулачки, пальчики широко расставлены.
Дети садятся на стульчики.
Дети дают полные развернутые ответы.
Дети делятся на четыре команды по временам года и рассаживаются за подготовленные для каждой команды столы.
Дети складывают кисти рук в «бутон» перед собой.
Дети «раскрывают» бутон, широко расставляют пальчики.
Опускают руки вниз, стряхивают кисти и шевелят пальчиками.
Под музыку дети рисуют.
Проводится выставка рисунков на доске.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Прикреплённые файлы:
Чтение детям ненецкой сказки «Кукушка» Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка». Творческое рассказывание по мотивам сказки. Цель: познакомить детей с новой сказкой,.
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Название темы: Чтение русской народной сказки»Царевна-лягушка». Возраст детей, образовательная область: 5-6 лет, речевое развитие. Цель.
Сценарий интегрированного экологического развлечения по мотивам сказки «Война грибов и ягод» В. Даля Интегрированное экологическое развлечение по мотивам сказки «Война грибов и ягод» В. Даля для детей подготовительной к школе группы с ОНР.
Конспект занятия «В гостях у сказки. Чтение художественной литературы» Конспект «Чтение художественной литературы» «В гостях у сказки» Цель: создать условия для активного использования литературного опыта в.
Конспект организованной образовательной деятельности «Чтение сказки В. Даля «Лиса лапотница» в средней группе Цель: способствовать формированию у детей интереса к сказкам. Задачи: Образовательные: • учить понимать жанровые особенности сказки, • учить.
Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
Конспект занятия «Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка» Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы. Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с мордовской народной.
Занятие по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Колобок» «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Цель: Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).
Конспект НОД «Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»
Левицкая Дарья
Конспект НОД «Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»
Тема: Знакомство с произведением В. Даля «Старик – годовик»
Цель: создание условий для закрепления временных понятий через знакомство с произведением В. Даля «Старик – годовик»
Задачи: закрепить знания о последовательной смене времен года, дни недели. Продолжать учить участвовать в беседе по содержанию произведения, понимать основную мысль. Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать. Воспитывать интерес к миру природы, уважительное отношение к книге, самостоятельность.
Словарная работа:уточнить значения слов: знойный, жать рожь.
Материалы и оборудование: книга В. И. Даля «Старик – годовик», фишки, презентация с ответами на загадки.
Подзываю к себе детей. Помогите мне отгадать загадку.
-На одном боку цветы расцветают,
На третьем – плоды созревают,
О чем эта загадка? (о временах года). Бок на котором цветы расцветают – это весна. Там, где листы опадают – осень, плоды созревают – летом, а кусты замерзают – зимой.
Посмотрите в окошко.
Какое сейчас время года? (зима)
А что на это указывает? (ответы детей) Какие признаки весны вы знаете? (мороз на улице, окна замерзают, снег кругом)
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
-Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем. Владимир Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Я принесла вам книгу, она много лет стояла у меня на книжной полке, ее читали моя бабушка и отец, ведь автор написал ее более 100 лет назад. Мы книгу бережем, берем аккуратно, только чистыми руками, страницы листаем осторожно, пользуемся закладкой.
-Сядьте красиво и правильно, слушайте внимательно.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
-Ребята, кто знает, что означает слово «знойно»? (означает «горячо», «душно», знойный воздух трудный для дыхания).
Мужики стали жать рожь.
Как вы понимаете выражение «жать рожь»? (означает срезать под корень стебли ржи серпом или специальными машинами).
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Посмотрите иллюстрации: вот чудесные птицы, а вот и сам старик – годовик. Иллюстрировала книгу художница Юлия Устинова.
-Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые нужно ответить.
-Что за птицы вылетели из рукава старка – годовика? (времена года)
-Какие это четыре крыла у каждой птицы? (зима, весна, лето, осень).
-Почему семь перьев в каждом крыле? (дни недели). Вспомните и назовите дни недели? (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
-Вы догадались, почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (день, ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
-Ребята, так кто же такой старик – годовик? (волшебник)
-Что помогает нам проследить за ходом времени, не дает забыть или перепутать, какое число, время года, день недели? (календарь).
Правильно, это календарь. Вы в группе тоже ведете свой календарь, где каждый день отмечаете погоду, меняете дату.
-Давайте выполним с вами задание, а называется оно «Закончи предложение». Я начну говорить, а вы заканчивайте, подбирайте нужные слова.
-Осенью бывает холодно, а зимой еще (холоднее)
-Весной бывает жарко, а летом… (еще жарче)
-Осенью ветер дует сильно, а зимой… (еще сильнее)
-Весной много цветов, а летом… (еще больше)
-Осенью дни короткие, а зимой… (еще короче)
-Весной дни длинные, а летом… (еще длиннее)
Хорошо, я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем с вами.
-Ветер дует нам в лицо
Ветерок все тише – тише,
Деревцо все выше – выше.
-Как вы думаете почему это произведение названо сказкой – загадкой? (потому что оно сказочное).
-А что в нем сказочного? (ответы детей)
-Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую интересную сказку – загадку? (ответы детей).
-Чему хотел научить? (любить природу и много знать о ней)
Я приглашаю вас поиграть. По примеру писателя, я тоже приготовила загадки.
Правила игры такие, если правильно отгадаете загадку, появится картинка, а отгадавший получит фишку. Выиграет тот, у кого больше фишек.
Несу тепло с собою,
Вы все меня. Я. (лето). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
Зовут меня. (зима). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
В зелёные листочки
Зовут меня. (весна). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Мокнет земля, стынут поля, дождь поливает – когда это бывает? (осенью). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Солнце печет, липа цветет, день прибывает – когда это бывает? (летом). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
Ваши глазки, смотрели на экран, надо им отдохнуть.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
-Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
-С каким автором и произведением вы сегодня познакомились? (В. И. Даль – «Старик – годовик»)
-С какими новыми словами вы познакомились? (знойный, жать рожь).
-Что понравилось (ответы детей).
-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? (ответы детей).
Я оставлю в группе у вас книгу, чтобы вы еще раз смогли послушать сказку и посмотреть иллюстрации, я уверена, что вы будете пользоваться книгой так же как я – бережно и аккуратно.
Фотоотчёт празднования Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Фотоотчёт празднования Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Празднование Дней рождения детей – один из видов деятельности,.
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.
Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона» Открытый просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в средней группе «Знакомство.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект экскурсии «Знакомство с библиотекой» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом экскурсии «Знакомство с библиотекой».
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.
Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Музыка. Дети входят в зал Вед: На Назара вы взгляните, Как нарядно он одет.
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.
Сказка В. И. Даля «Старик-годовик» на внеурочных занятиях во 2 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов
МБОУ «Ивановская СОШ»
Демянчук Ирина Валериевна
Сказка-загадка В.И. Даля «Старик-годовик»
на занятиях внеурочной деятельности во 2 классе
«Всему доброму, мудрому, высоконравственному
необходимо приобщать ребёнка в раннем возрасте»
Читают ли современные школьники произведения Владимира Ивановича Даля? К сожалению, в разделы «Литературное чтение» и «Литература» Федерального компонента государственного стандарта общего образования изучение творчества писателя не включено.
Да, наследие В. И. Даля не вошло в школьную программу. А в нашей школе созданы условия для «погружения» в мир далевских сказок, игр и загадок, пословиц и поговорок. Учащиеся имеют возможность познакомиться с главным трудом В. И. Даля – «Толковым словарём живого великорусского языка», который включает в себя более 200 тысяч слов в 4-х томах.
В нашей школе организован Школьный музей творческого наследия Владимира Ивановича Даля. В музее, создателем которого является директор школы Дмитрий Владимирович Котовец, собрано много материала для плодотворной работы по изучению творчества писателя. Также на базе школы открыта Региональная инновационная площадка «Школьный музей творческого наследия В. И. Даля как платформа для формирования речевого мастерства, культуры, патриотизма обучающихся»
Всю свою жизнь В. И. Даль собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка. Каждая строчка собранного материала знакомит ребенка с бытом, выразительным и ярким народным языком. Знакомство с богатством и многообразием русской речи происходит и при чтении произведений, написанных самим В. И. Далем. В сказках, малых фольклорных жанрах ярко раскрываются ум народа, национальная история, быт, мировоззрение. Произведения помогают воспитывать в детях чувство любви к Родине, национальной культуре, к языку. Поэтому освоение творческого наследия этого замечательного писателя является, на мой взгляд, делом очень важным.
Изучение сказок Владимира Ивановича Даля я включила в программу внеурочной деятельности для 2 класса «В гостях у книги».
Мир сказок оказывает большое влияние на рост творчества детей, который так необходим при их литературном развитии.
Сам В. И. Даль считал сказку чрезвычайно нужной ребенку, так как она укрепляет в нем моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Язык произведений писателя богат, выразителен. Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песен, стишков, народных речевых оборотов.
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», где главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают сделать вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».
Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и откликнется».
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Сказка «Старик-годовик»
В ней мы находим народную мудрость, которая была «соткана» поколениями. Реки, деревья, птицы – всё оживает, наполняется живыми красками. Учащиеся, благодаря своей детской фантазии, оживляют картины окружающего мира в своём воображении.
Сказку «Старик-годовик » можно читать много раз, не потеряв при этом любви и интереса к данному творению.
Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик-годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
В конце сказки автор задает вопросы читателю: что за птиц выпускает старик-годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.
Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик, – это календарные месяцы, по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.
Главный смысл сказки «Старик-годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик-годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Даль показал, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна, лето, осень. Наступает день, ночь…
Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранять природу, бережно к ней относиться.
Учащиеся с интересом и увлечением читают сказку, пересказывают, задают вопросы друг другу, работая в парах. Благодаря «Старику-годовику» ребята запоминают времена года, названия месяцев, дней недели. Когда читаешь сказку, слышишь музыку, нежную, мягкую. Поэтому первый раз для детей сказка звучит на фоне музыкального произведения. Это придаёт тексту эмоциональность и выразительность.
ФГОС начального общего предполагает включение школьников в проектную деятельность.
Сказка В. И. Даля даёт большую возможность привлечь учащихся к созданию проектов. Самым простым и интересным является инсценировка сказки «Старик-годовик». Дети делятся на группы и тщательно готовятся к выступлению. С помощью родителей шьются костюмы, изготавливается декорация. Выступления красочные, каждая группа старается творчески подойти к работе. Представлением довольны и выступающие, и зрители.
Всегда интересно и увлекательно проходит защита проектов – иллюстрации к сказке «Старик-годовик». Дети работают в группах по три человека. В группу обязательно я включаю «художника», хорошо рисующего учащегося, и двух помощников. Защита проекта – испытание для учеников. Необходимо составить грамотное и правильное выступление; красочно, доступно и эмоционально подать его слушателям.
Сказка «Старик-годовик» является хорошим подспорьем и к урокам «Окружающего мира».
На занятиях «В гостях у книги» мы читаем, отвечаем на вопросы, пересказываем, составляем план прочитанного. А в программу внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» я включила работу над языком сказок, пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля. Обязательна словарная работа. Кажется, всё понятно в сказке «Старик-годовик». Однако, выражению «Мужики стали рожь жать» требуется объяснение.
Сказка небольшая, но выразительные средства делают её объёмной. Автор использует метафоры: «старик-годовик», «имя птицы»; олицетворения: «повеял ветер», «показались цветы»; эпитеты: «непростые птицы», «белое крыло», «чёрное крыло».
Отдельным занятием проходит знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка». Учащиеся внимательно слушают. А я вижу интерес в глазах своих учеников. Это самое важное для учителя. По пословицам Даля ребята составляют небольшие рассказы. У моих учеников это получается здорово!
А игру «Кузовок» учащиеся устраивают и на переменах.
Творчество В. Даля привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. Изучение наследия учёного в современных условиях – долг памяти по отношению к великому сыну России – Владимиру Ивановичу Далю.
1. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова…. Повесть о В.И.Дале. М. «Детская литература». 1969.
2. Бессараб М.Я. «Владимир Даль». Библиотека «любителей российской словесности». М. «Современник». 1972.
4. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо. 2002.
5. Даль В.И. Старик – годовик. М. «Детская литература». 1987.