Сказка репка чему она учит
Русская народная сказка «Репка»
Читательский дневник по русской народной сказки «Репка»
Главные герои: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Характеристика главных героев:
Дед, бабка, внучка, кошка, Жучка, мышка — Трудолюбивые и добрые соседи, верные друзья.
Всегда помогают друг другу.
Краткое содержание сказки «Репка»
Дед посадил репку, которая выросла такой большой, что он не смог её вытянуть.
Помощь бабки ничего не изменила, позвали внучку.
Потом прибежали на помощь Жучка и кошка, но репка всё равно оставалась в земле.
И только появление мышки помогло героям вытащить корнеплод.
План сказки:
Основная мысль произведения «Репка»
Главная мысль сказки в том, что любое дело окажется простым, если взяться за него дружно.
Основная идея произведения в том, что сообща любая работа будет сделана быстрей.
Чему учит сказка
Сказка учит тому, что коллективный труд и быстрей, и эффективней индивидуального.
Учит действовать сообща, согласовывать усилия.
Учит пользе ведения подсобного хозяйства.
Краткий отзыв по сказке «Репка» для читательского дневника
Прочитав эту книжку, я подумала о том, что любое дело лучше выполнять с друзьями.
Они помогут, поддержат и работа будет выполнена лучше.
Это увлекательная и забавная сказка.
В ней рассказывается, как деревенские жители вытащили огромную репку.
Мне понравились все герои этой сказки, потому что они не пытались всё сделать в одиночку и не брезговали помощью.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что нельзя отказываться от подмоги, если человек вам пока не нравится.
Ведь совместный труд сближает, и может быть вы станете друзьями.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов
Незнакомых слов нет.
Отрывок, поразивший больше всего:
тянут-потянут, — вытянули репку!
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
Библиотека русских народных сказок пополняется.
В чем смысл сказки «Репка»?
Предыстория
Явный смысл сказки о репке
Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?
Почему внучка, а не сын или дочь?
Почему Жучка и кошка?
Что символизирует репка?
Кто такая мышка?
9 комментариев
Смысл сказки Репка Многие догадываются, что в сказках в виде простых истин заложен глубокий смысл.
Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть.
Это что шутка что-ли? При чём тут Иисус и Царствие Божее? В этой сказке просто описывается принцип работы рычажных весов. На одном конце весов предмет взвешивания (Репка) на другом конце гирьки. Сначала ставят большую гирьку, если она не «вытягивает» предмет, ставят ещё одну, поменьше. Потом ещё и ещё пока не вытянут. На рынках раньше были стандартные наборы гирь 5кг, 2кг, 1кг, 500г, 200г, 100г. Репка тоже выбрана не просто так. Такие вещи как веник, подкова или колесо продавались поштучно, сыпучие или жидкие товары (зерно, мука, молоко) мерами объёма (мешками или вёдрами), а такие товары как репа (очень распространена до появления картофеля) всегда взвешивается. Ребёнку в этой сказке объясняли как взвешивать продукты и как следить чтобы на рынке не обвесили. Прежде чем писать ерунду про библейские мотивы спросите у своих бабушек или у деревенских жителей как они 30-40 лет назад на рынок ходили. Там всё прагматично, без этой Вашей духовности…
Михаил, спасибо за комментарий. Изучая предмет русской сказки, не могу сказать что в своей основе сказка имеет сухой материализм.
Сказка рождена из мифа, басен и былин. Многие метафоры, заложенные в сказке – были утрачены в связи с изменением какого-нибудь элемента народного быта или религии. Но всякий раз народ переосмысливал сказки, добавлял новые эпитеты и выражения, внося новое понимание. С принятием христианства старые формы сказки обрели новый метафоричный смысл. Если сказка не отражала бы народное понимание жизни – она (сказка) бы умерла. Про это можно прочитать и у Афанасьева, и у Проппа.
За трансформацией русской сказки можно проследить на фоне 19 и 20 веков. Если в 19 веке сказка обрела литературную форму, в то 20 веке сказка подверглась советскому переосмыслению.
Сказка, прежде всего, запечатлевает духовную сторону народной жизни. Недаром сказка вышла корнями из языческого мифа. Какое значение народ придавал духовной пище? Огромное. Можно вспомнить Поучение Владимира Мономаха или Домострой. В этих произведениях, прежде всего, даны духовные наставления. Поэтому материалистическая трактовка сказки не может найти понимание ввиду своей ненужности.
В настоящей статье я не пытался найти прямое соответствие сказки элементам народной жизни. В первую очередь, это попытка переосмысления сказки с позиции духовно–нравственных ценностей, попытка найти полезное зерно для воспитания ребенка.
О библейских мотивах в сказке и в статье речь не идет. В статье раскрыты христианские добродетели, которые заложены в сказке – вольно или невольно.
Анализ сказки Репка
«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет. Текст прост к прочтению и имеет множество повторов.
Сказка поучительна, она раскрывает тему семейных отношений и взаимовыручки. В ней, по сути, все герои являются главными, что, в итоге, и говорит о важности каждого члена семьи и общем вкладе в процесс. Образ репы представлен как некая проблема, с которой одному не получается справиться.
Чему учит
Мораль сказки Репка
Как и положено сказке в ней есть мораль, которая говорит о том, что выполнить любое дело всегда легче вместе, чем трудиться по одному. Так же тонкой нитью прослеживается еще одно поучение, что для достижения результата иногда не хватает совсем немного усилий, то есть той самой мышки, которая стала последней в вытаскивании репки. Не только для детей полезна сказка, но и для взрослых поучительна. Чему может научить «Репка» взрослого состоявшегося человека?! Работе в команде, ведь это так важно, а возможно, присмотревшись к способностям коллег, получится объединить усилия и достичь максимально желаемого успеха.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Репка
Популярные сегодня темы
Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом
Вдоль поля шли Иван Иванович Чимша‑Гималайский, ветеринарный врач, с учителем гимназии Павлом Константиновичем Буркиным. Буркин напомнил Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать о своем брате. Но тут начался ливень.
Замечательный художник, который известен многими своими работами написал картину «Север» в 1879 году. В эти годы Куинджи создает еще пару картин, который можно обобщить одной темой – пейзажи и красота севера.
Духовно-нравственное воспитание посредством русской народной сказки «Репка»
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
На тему: «Духовно-нравственное воспитание через русскую народную сказку «Репка».
Подготовила: воспитатель первой категории
Озерова Елена Игоревна
Актуальность духовно-нравственного воспитания.
Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания в детском саду:
Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
1. Формировать первоначальные нравственные представления о семье, добре, послушании, доброжелательности, благодарности, трудолюбии;
2. Формировать нравственные потребности, стремления,чувства:
— активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
— чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других.
— любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
— чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
Тема моей работы по духовно-нравственному воспитанию – «Духовно-нравственное воспитание через русскую народную сказку «Репка».
Эта сказка детям хорошо знакома, ее читали детям родители, мы изучали ее в начале года. Поэтому ее рассказывали вместе. Я начинала предложение, дети заканчивали.Так мы выполняли сразу несколько задач:
— развитие речи детей;
— воспитание умения слушать другого человека, не перебивая;
— уверенность в себе;
— воспитание интереса к народному творчеству;
— желание помочь персонажам;
Далее была проведена беседа:
— кто репку посадил?
— смог ли дед сам ее вытащить? Почему?
Чему учит сказка: тому, что когда предстоит трудная работа, с которой человек не может справиться в одиночку, можно позвать на помощь родных, друзей.
На следующем занятии мы выполняли аппликацию «Репка». Мотивировала детей желанием помочь Деду с Бабкой посадить репку. В этих занятиях я ставила следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
— учить вежливо просить о помощи;
— развивать сочувствие к людям, желание помогать другому.
Получив результат (грядка с репками, услышали слова благодарности от Деда и бабки. Сформировалось позитивное отношение к оказанию помощи.
Что планирую в дальнейшем в этом направлении:
Продолжить знакомство детей с русским народным творчеством через сказки: «Теремок» (театрализованная деятельность, «Заюшкина избушка» (чтение худ. Литературы, рассказ по картинкам, игра-драматизация)
Работа с родителями (список литературы, рекомендуемой для прочтения детям).
Продолжать давать детям духовно-нравственные ориентиры через чтение художественной литературы; коллективные работы по лепке, аппликации, рисованию; подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают детям педагоги.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Фотоотчет о проведении инсценировки русской народной сказки «Репка» Здравствуйте уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фотоотчет об инсценировки русской народной сказки «Репка». Инсценирование сказки.
Мастер-класс по изготовлению платкового театра по мотивам русской народной сказки «Репка» Осень, осень. В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь: С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным.
Мастер-класс «Порядок изготовления книжки-малышки по мотивам русской народной сказки «Репка» Представляю порядок изготовления книжки-малышки по мотивам русской народной сказки «Репка». 1. Скачать с интернета любую раскраску-сказку,.
Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.
Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.
Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка» (старшая группа) b]Сказочница:[/b] Посидите тихо, детки, Да послушайте про репку… Сказка, может, и мала, Но про важные дела. Начинается как надо: Жили-были.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Чему нас учит сказка» «Репка»
Наталья Крылова
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Чему нас учит сказка» «Репка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №158» «Рябинушка»
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей»
города Чебоксары Чувашской республики
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
«Чему нас учит сказка «Репка»»
в средней группе №17
Крылова Наталья Петровна
«Чему нас учит сказка «Репка»»
Образовательные задачи
Уточнять и обобщать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал).
Закрепить умение считать в пределах 3, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Продолжать учить детей при сравнении предметов пользоваться приемами наложения.
Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение и общие речевые навыки, мелкую моторику рук, координацию движений с текстом, связную речь.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение внимательно слушать сверстников, проявлять интерес к занятию.
• Чтение русской народной сказки «Репка» и рассматривание изображений героев сказки.
• Загадывание загадок про овощи и фрукты.
• Дидактические игры на развитие математических способностей, игры с разрезными картинками и пазлами по сказке «Репка».
Ход занятия
Воспитатель с детьми образуют круг.
Воспитатель. Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем – «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Дети, а вы любите слушать сказки?
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы знаете?
Воспитатель. Молодцы, как много сказок вы знаете! А хотите отправится в сказочное путешествие?
Воспитатель. На чем же мы туда отправимся?
Дети. На самолете, на машине, на поезде.
Воспитатель. Я предлагаю отправиться в сказочное путешествие на ковре – самолете. Посмотрите, какой большой у меня ковер – самолет – на нем всем места хватит.
Воспитатель. Ой, посмотрите, а ковер – то дырявый! На таком мы не сможем отправиться в путешествие… Что же нам делать? Придумала! Отремонтируем ковёр – самолет.
Дидактическая игра «Найди заплатку»
На подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.
Воспитатель. Какие геометрические фигуры нам понадобились для ремонта ковра? Показ геометрических фигур – закрепление названий. Какую геометрическую фигуру ты выбрал? Ответ Какого она цвета? Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем встают на ковер.
Воспитатель. Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутится в сказке!
Звучит аудиозапись «волшебной» музыки (по выбору воспитателя).
Воспитатель. Вот мы и попали в сказку, откройте глаза. А чтобы узнать, в какую сказку мы попали, нужно разгадать загадку.
Что за сказка: внучка, Жучка, кошка, мышка
Деду с бабой помогали,
Воспитатель и дети сходят с «ковра – самолета» и проходят к магнитной доске. Ребята садятся на стульчики.
Воспитатель. Молодцы, правильно разгадали загадку.
Бабка с Дедкой дружно жили,
Вместе репку посадили
Поможем деду с бабкой вспомнить, как репка росла? У вас на тарелочках лежат репки разной величины, из них мы выложим как росла репка. Начинаем выкладывать с самой маленькой репки. (Работа детей) Нашли все маленькую репку…. И т. д.
Как росла репка у Саши? Ответ ребенка маленькая, больше, ещё больше и самая большая. (Можно закрепить хоровое закрепление)
Воспитатель. Дети, давайте вспомним эту сказку.
На магнитную доску прикрепляют репку.
Дети. Посадил дед репку (выставляют фигурку деда, выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он бабку звать.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, вот найду свой платок и приду на помощь.
Воспитатель. Дети что будем делать, как нам быть?
Дети предлагают помочь бабушке
Бабка. Спасибо за помощь! Помогу деду репку тянуть.
Воспитатель. Позвала бабка… кого?
Появляется фигурка внучки.
Воспитатель: Поможем, ребята? (Да)
Внучка: Посмотрите, ребята, сколько елочек в лесу? (3). Елочки одинаковые или разные? (Разные). Какая это елочка? (Высокая) Это елочка? (Низкая) Посмотрите, под елочками выросли грибочки. Сколько грибочков(2)Чего больше: елочек или грибочков) (Елочек). А что нужно сделать, чтобы было одинаково? (Прибавить или убавить 1 грибочек). Молодцы, ребята, помогли мне в лес за грибами сходить. Теперь я помогу Бабушке и Дедушке.
Воспитатель. Вот какие молодцы, все справились с заданием и помогли внучке!
Внучка. Спасибо, дети, за помощь, пойду помогу репку тянуть!
Дети вместе с воспитателем проходят к магнитной доске.
Дети. Внучка – за бабку, бабка – за дедку. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку!
Внучка. Жучка! Ну – кА, помогай!
Зря хвостом тут не виляй!
Появляется фигурка Жучки.
Жучка. Гав! Гав! Вы меня звали? Чтобы вытянуть репку, нужно много силы. Детки, а для чего репка нужна? Что из него можно приготовить?
Дети. Можно приготовить салат, кашу, а можно и сырую репку есть.
Воспитатель. Давайте, ребятки, кашу сварим и пальчики разомнем.
Физкультминутка «Репка»
Дети выполняют имитирующие движения согласно тексту.
Вот мы репку посадили (наклониться).
И водой её полили (имитация движения).
И из репы кашу сварим (имитация движения).
Жучка. Сколько у меня силы появилось! Пойду помогу репку тянуть!
Дети вместе с воспитателем проходят к магнитной доске.
Дети. Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, детка – за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут! Стала жучка звать кошку.
Кошка. Я помогу, если вы, ребятки, отгадаете мои загадки про части суток. Вы знаете, что такое сутки? (ДА)
В это время суток дети просыпаются, в детский садик собираются, делают все по порядку, занимаются зарядкой, завтракают и играют, все растения поливают. (УТРО)
В это время суток вы гуляете и играете, игрушки собираете. Повар делает котлеты и приглашает на обед. (ДЕНЬ)
В это время суток солнышко уже садится, всех зовет угомониться. Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи, малыши» (ВЕЧЕР)
Ну, а в это время суток спите вы уже в кроватках, сны вам снятся сладки- сладки. Звезды светят вам в тиши, спите крепко, малыши (НОЧЬ)
Дети. Кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Репку дергать помогай!
М. Я обязательно помогу, как только до вас добегу, по какой дорожке мне бежать, чтоб быстрее прибежать? А вот и дорожки Какого они цвета? Как мы их сравниваем? Наложим друг на друга. По какой же дорожке быстрее добежит мышка? (по короткой)
Дети. Мышка – за кошку, кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!
Воспитатель. Вот и закончилась сказка. Помогли мы репку вытянуть? А как вы думаете, чему нас учит эта сказка?
Воспитатель. Сказка нас учит тому, что нужно всегда помогать друг другу, и тогда все получится! Вам понравилось наше путешествие по сказке?
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель с детьми встают на «ковер – самолет»и произносят:
Наш ковер по небу мчится,
Чтоб в детский сад нам возвратится.
Воспитатель. За оказанную помощь герои сказки дарят вам репки.
Репка сделана в виде конверта, внутри – маленькие репки – медальки.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Забавное путешествие» по ознакомлению с окружающим миром Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья» (средняя группа) Цель: Способствовать.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мой родной посёлок» по ознакомлению с окружающим миром Цель: Воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников. Задачи: 1. Формировать начальные представления о своей.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «К нам пришла весна» Конспект образовательной деятельности «К нам пришла весна» (группа раннего возраста) Цель: Дать представления детям о времени года «Весна».
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Там, где всегда мороз» Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных Севера. Задачи: Образовательные: Формировать у детей элементарные представления.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по городу профессий» Задачи: Образовательная : • Способствовать формированию первичных представлений о многообразии профессий; • Расширить и конкретизировать.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Овощи для зайки» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 126» Конспект организованной образовательной деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Цветущий луг» Цель: сформировать представление детей о роли насекомых в процессе опыления цветов. Задачи: 1. Повторить и обобщить знания детей о луговых.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить.
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности.