Сказка бедняк и богач чему учит
Детский час
для детей и родителей
Басня собственного сочинения «Богач и бедняк»
Басня – произведение воспитательного плана. В басне присутствует мораль, на которую стоит обратить внимание. Басня «Богач и бедняк» о том, что не всё в нашей жизни решает богатство.
Басня собственного сочинения «Богач и бедняк»
Автор: Ирис Ревю
Один бедный сурок построил шалаш. Богатый сурок попенял бедному:
— Хорошего дома тебе не построить.
Бедный промолчал. Позвал он гостей в шалаш. Сурки прибежали, веселятся.
А богатый сурок сел перед своим дворцом, в одиночестве затосковал.
Пришел он к бедному сурку в шалаш.
Увидев его горестный взгляд, бедняк сказал:
— Шалаш, где смеются, дороже дворца, где плачут.
Мораль басни: Шалаш, где смеются, дороже дворца, где плачут.
Басня показывает: богатство – это не синоним счастья. Можно быть счастливым, и не имея огромных средств. Хорошо там, где есть люди, где есть общение. Общение – это самая суть нашей жизни. Высокое качество жизни невозможно без полноценного общения. Мы живы настолько, насколько мы способны общаться. Там, где эмоции, где смех, там жизнь.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Бедняк и богач: сказка братьев Гримм
В стародавние времена, когда господь бог ходил еще по земле, случилось, что однажды под вечер он устал, его застала ночь, и негде ему было переночевать. А стояли по дороге два дома, один против другого; был один большой и красивый, а другой — маленький и на вид неказистый. Большой дом принадлежал богачу, а маленький бедняку. И подумал господь: «Богатого я не затрудню, я у него и заночую». Услыхал богач, что стучатся к нему в дверь, открыл окошко и спросил незнакомца, что ему надобно. Господь ответил:
— Пустите меня переночевать!
Оглядел богач путника с головы до ног, а так как господь одевался в простую одежду и по его виду было не похоже, чтоб у него водились деньги в кармане, то покачал богач головой и сказал:
— Я не могу вас пустить, комнаты у меня завалены овощами и семенами; ежели мне пускать на ночлег всякого, кто в дверь постучится, то пришлось бы мне самому идти по свету с сумой. Попроситесь, может где и пустят.
Он захлопнул окошко, и господь бог остался стоять у дверей. Повернулся господь и направился через дорогу к маленькому домику. Только он постучался, отодвинул бедняк щеколду, открыл свою дверку и пригласил странника войти.
— Ночуйте у меня, — сказала он, — на дворе уж темно, да и куда вам теперь идти!
— Послушай, муженек, давай нынче постелем себе на ночь солому, а бедный странник пускай ложится на нашу постель и отдохнет: целый-то день он был на ногах, тут всякий умается.
— Я предложу ему это охотно, — ответил тот, подошел к господу богу и предложил, что если будет ему угодно лечь спать в их постель, то он мог бы на ней как следует отдохнуть. Господь бог не пожелал отбирать у стариков их постель, но они так ему предлагали, что, наконец, он согласился и лег в их постель; а они постелили себе на полу солому. На другой день поднялись они чуть свет и сварили гостю завтрак, такой хороший, какой только могли. Вот уже засияло солнце в окошко, встал господь, поел с ними и опять собрался в путь-дорогу. Он стоял уже в дверях, но обернулся и сказал:
— Оттого, что вы были такие жалостливые и добрые, пожелайте себе три разных желанья, и я вам их исполню.
— Чего же мне себе пожелать, как ни вечного блаженства и чтобы мы оба, пока живы, были бы здоровы и имели бы свой хлеб насущный; а третьего я и не знаю, чего себе пожелать.
И ответил милостивый господь бог:
— Не хочешь ли ты иметь новый дом вместо старого?
— О, да, — ответил бедняк, — если бы я мог и его получить, это было бы мне очень приятно.
И исполнил господь их желанья, обратил старый их дом в новый, дал им еще раз свое благословенье и отправился дальше.
Был уже день, когда богач поднялся. Высунулся он в окошко, видит — стоит напротив него новый, нарядный дом под красною черепицей, а стояла там прежде старая избушка. Раскрыл богач от удивленья глаза, кликнул жену и говорит:.
— Скажи мне, как это случилось? Ведь вчера ж вечером стояла там старая, убогая избушка, а нынче стоит новый, красивый дом. Сбегай-ка вниз да узнай, как все это произошло.
Пошла жена, стала расспрашивать бедняка. И он ей рассказал:
— Зашел вчера вечером какой-то странник, попросился у нас ночевать, а нынче утром, когда мы с ним прощались, он выполнил три наши желанья: вечное блаженство, здоровье в жизни и хлеб насущный да еще вместо нашей старой избушки новый, красивый дом.
Кинулась жена богача домой и рассказала мужу, как все случилось. А муж и говорит:
— Я готов сам себя на куски разорвать: эх, кабы знал я! Ведь незнакомец-то заходил раньше ко мне и хотел у нас переночевать, а я ему отказал.
— А ты не мешкай, — говорит жена, — садись поскорей на лошадь и сможешь нагнать того человека и его попросить, чтобы он исполнил твои три желанья.
— Хорошо, — сказал господь бог, — если я когда буду возвращаться, то так и сделаю.
Спросил богач, не может ли и он пожелать себе тоже три желанья, как и его сосед?
— Да, — сказал господь бог, — пожелать, конечно, можно, но это было бы плохо для тебя же самого, и лучше бы тебе ничего не желать.
Богач подумал, что надо бы себе что-нибудь такое придумать, что сделало бы его счастливым, если будет оно выполнено. И сказал господь бог:
— Езжай себе домой, и твои три желанья исполнятся.
Получил богач то, что хотел, поехал домой и начал раздумывать, что бы это такое себе пожелать: Думал он, раздумывал и опустил поводья, и пустилась лошадь вскачь, а это мешало богачу думать, и он никак не мог собраться с мыслями. Похлопал он лошадь по шее и говорит:
— Лиза, потише, — но лошадь продолжала скакать и начала становиться на дыбы. Рассердился богач и крикнул в нетерпенье: — Э, чтоб ты себе шею сломала!
И только он вымолвил эти слова — бух, свалился он на землю, а лошадь лежала мертвая и не шевелилась: так было исполнено его первое желанье.
А так как богач был по природе скрягой, то не хотелось ему бросать седла, снял он его и взвалил себе на плечи. Пришлось ему теперь идти пешком. «Осталось у меня еще два желанья», — подумал он и на этом успокоился. Шел он медленно по песку, а в полдень солнце грело горячо, и стало ему жарко и так на душе досадно: седло давило ему плечи, а ему все никак не приходило в голову, что бы это себе пожелать. «Если бы я пожелал себе все царства и все сокровища мира, — молвил он про себя, — то все-таки приходило бы мне в голову то одно, то другое желанье, это я точно знаю; мне хочется устроить так, чтобы мне ничего не оставалось желать». Он вздохнул и сказал:
— Да, если б я был баварским крестьянином, у которого бы тоже оставалось три желанья, то я знал бы, что делать, и пожелал бы себе, во-первых, побольше пива; во-вторых, пива столько, сколько бы мог выпить; а в-третьих, бочку пива в придачу.
То казалось ему, что вот уже желанье у него нашлось, но потом он считал его слишком малым. И вспомнилось ему, как должно быть теперь хорошо его жене, — сидит она себе дома в прохладной комнате и ест что-нибудь вкусное. Но это его порядочно рассердило, и вдруг невзначай он вымолвил:
— Хотелось бы мне, чтоб сидела она лучше дома в седле и не могла бы с него слезть и чтоб я не тащил его на плечах.
— Будь этим довольна, я готов пожелать тебе все богатства на свете, только оставайся ты сидеть в седле.
Но она обозвала его дураком и сказала:
— На что мне все богатства на свете, если я сижу в седле? Ты этого мне пожелал, ты и должен помочь мне с него слезть.
И хотелось ему или не хотелось, а пришлось-таки высказать свое третье желанье: чтоб избавилась жена от седла и смогла бы с него слезть. И тотчас желанье это исполнилось. Итак, досталось ему одно лишь: досада, заботы, ругань да пропавшая лошадь. А бедняки жили себе в довольстве, тихо и мирно, как живут добрые люди до самой блаженной смерти.
Сказка «Бедняк и богач»
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Бедняк и богач
Жили-были бедняк и богач. Поссорились они дома со всеми и ушли из своей деревни. Бросили жен, семьи. Идут. Бедняк затужил.
– Ничего у меня нет. Куда я денусь? Придется мне побираться.
– Молчи, пойдем с тобой на небо к святому Петру. Я с ним знаком, он нам откроет.
Хорошо. Шли, шли, благополучно добрались до неба. Постучали в райские ворота. Кто вышел открывать? Ясно, святой Петр,
– Ого! На небо вам нельзя. Сперва – в ад.
– Идите вон по той дороге, попадете в ад.
Пошли и благополучно пришли в ад. Там идет пир, угощение. Черти спрашивают:
– Мы здорово проголодались.
Дали им вина, хлеба. Путники наелись, выпили по бутылке вина. Ну, бутылки пустые, а хочется еще выпить. Бедный спрашивает богатого:
– Кто же за все заплатит?
– У меня денег хватит.
Решили еще выпить. Только начали, черти говорят им:
– Стоп, хватит! Извольте платить.
Богатый вынул кошелек и заплатил. Бедный думал, что тот и за него заплатит, ан – нет. Так богач остался в аду, а бедного выгнали. Пошел бедный обратно на небо и остался там колоть ангелам дрова, таскать воду – не задаром же его кормить!
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.
Урок по литературому чтению в 3 классе на тему: «Изучение литовской сказки «Бедняк и богач».
Урок разработан по программе «Перспективная начальная школа» и направлен на осознанное восприятие и усвоение литовской сказки «Бедняк и богач».
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературому чтению в 3 классе на тему: «Изучение литовской сказки «Бедняк и богач».»
Никулина Анастасия П-НО121
Конспект по литературному чтению
Дидактическое обоснование: «Литературное чтение 3 класс» Чуракова Н.А.
Тема урока: «Изучение литовской сказки «Бедняк и богач».
Дидактическая цель: создать условия для осознанного восприятия и усвоения литовской сказки «Бедняк и богач».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Предметные: формирование навыков правильного и осознанного чтения, умения характеризовать главных героев.
— формировать положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся.
-уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь оценивать качество выполненной работы на уроке в соответствии с принятыми требованиями.
— уметь отвечать на вопросы учителя, выделять последовательность развития сюжета;
-уметь работать с текстом, информацией.
— правильно строить свое речевое высказывание;
— формулировать свою точку зрения на поступки главных героев;
— воспринимать различные точки зрения.
Средства обучения: учебник Чураковой Н.А.
— Добрый день, ребята!
Я очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок,
2. Актуализация знаний учащихся и открытие новой темы урока
— Сейчас мы проверим, насколько вы хорошо умеете читать сказку по ролям.
(Спрашивает чтение по ролям сказки «Каша из топора»). Обсуждение вариантов исполнения: удалось ли чтецам передать настроение и характеры сказочных героев и персонажей?
— Давайте вспомним, чем отличается волшебная сказка от бытовой?
Читают сказку «Каша из топора» по ролям.
— Бытовые сказки, их сюжеты, поступки героев ярче, в отличии от волшебных, убеждают читателя в необходимости активного действия в жизни: учат надеяться не на волшебные силы, а только на себя самого, на свой ум, ловкость, изворотливость, жизненную хватку, на случай, а также на недогадливость и тупость своего противника.
3. Работа по теме урока
— Теперь мы почитаем сказки других народов. В них, как и в русских народных сказках отразились характер народа, его душа, представления о жизни и счастье, о добре и зле.
— Сегодня мы будет читать с вами литовскую сказку «Бедняк и богач».
— Как вы думаете, о чем будет говориться в сказке?
— Сегодня мы с вами это и выясним на уроке. Сейчас откройте в учебнике страницу 45. Найдите сказку «Бедняк и богач».
— Прочитайте ее про себя и определите, к какой группе сказок она относится. При чтении обратите внимание на характеры героев и на то, как они ведут себя в различных ситуациях.
— К какой группе вы отнесете эту сказку? Почему?
— Докажите текстом сказки.
— За что был награжден бедняк и наказан его богатый сосед?
— Подтвердите это словами из текста.
— Чем похожа эта сказка на русские народные?
— Какие качества ценит в человеке литовский народ?
— Чему учит эта сказка?
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
И на кустике повис.
— Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям. (Спрашивает учеников)
— О бедном и богатом человеке.
Открывают и читают про себя сказку в учебнике.
— К бытовым, потому что в ней нет волшебства.
«Бедняк в лесу на берегу реки рубил деревья. Только вдруг топор шиик! — и соскочил с топорища. В реку бултых — и утонул». Мимо проходил старик «скинул тулуп, снял лапти — и бултых в воду», доставать топор.
— Бедняк был награжден за честность, а богатый сосед наказан за жадность.
— Потому что героями сказки являются обычные люди.
— Честность, правдивость, справедливость.
— Не лгать и не жадничать.
Выполняют движения за учителем.
Читают сказку по ролям.
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития
Умение воссоздать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Умение осмыслить идею произведения.
— Оцените свое настроение смайликами: веселый, грустный, безразличный.
Оценивают свое настроение смайликами.
— Чем бытовые сказки отличаются от волшебных?
— Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?
— О каких качествах характера человека рассказывается в сказках?
Отвечают на вопросы учителя.
Домашнее задание: нарисовать рисунки к сказке «Бедняк и богач», пересказать данную сказку (с. 45-47)
План – конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: анализ произведения «Бедняк и богач»
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение
«Саратовский областной педагогический колледж»
План – конспект урока
по литературному чтению
в 3 классе на тему: анализ произведения
Учитель: Барбарич Е.В._______
Методист: Наумова Н.В.______
Тема урока: «Анализ литовской сказки «Бедняк и богач»»
познакомить учащихся с новым видом сказок (народная) на примере сказки «Бедняк и богач»;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.
1) Обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас;
2) Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
3) Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.
Оборудование: мультимедийная доска с презентацией.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Юрьевна. Сегодня я у вас буду вести урок литературного чтения.
— Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… привет
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
При встрече через много лет вы крикнете друзьям …
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Давайте дружно все в ответ, друг другу скажем мы …
— Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
И слушаем внимательно!
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
Проверка д/з (открываем страницу 41)
— Ребята, давайте же вспомним, о чем рассказывается в этой сказке?
(О том как солдат варил кашу из топора)
— Давай прочитаем еще раз эту сказку, но только по ролям.
— Ребята, а какой жанр у этой сказки? ( Бытовой)
— Чем бытовые сказки обличаются от других жанров? ()
— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
— Скажите мне пожалуйста, действительно ли солдат сварил кашу из топора? Как можно назвать такого человека, какими качествами он обладает? (хитрость, смышленость, ум, он проявил смекалку и обманул старуху ).
— А какой изображена старуха? (жадная, скупая)
— Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.)
— Прав ли солдат?( Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер).
— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему? (Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.)
— Как вы относитесь к обманщикам, ко лжи? А к солдату? Почему?
— И продолжая тему сказок, я бы хотела познакомить вас, с очень интересной сказкой другого народа. В ней как и в русской народной сказке, отражается характер народа, его душа, представление о жизни и счастье, о добре и зле. Иногда кажется, что все люди народы разные, что им трудно понять друг друга. Каждая сказка по-своему увлекательна, интересна, и без сомнений доставит удовольствие читателю.
(На слайде появляется картинка с бедняком и богачом) Кто же эти люди? (бедняк и богач) А кто из них богач, а кто бедняк, и почему?
— Исходя их этой картинки мы можем понять, как же называется наша сказка которую мы с вами будем сегодня рассматривать? (богач и бедняк)
— Давайте посмотрим внимательно на страницу 45, сейчас я буду читать, а вы внимательно следите, т.к. я могу остановиться и кто-то из вас начнет читать.
Можжевеловая – (можжевельник) — род вечнозелёных хвойных кустарников
— Чем понравилась сказка?
— Опишите какими качествами обладает бедняк?
— Кем является Леший в этой сказке? (помощником)
— А какими качествами обладает Богач?
— За что был награжден бедняк и наказан его богатый сосед?
Предлагаю вам почитать по ролям с чувствами героев(читают дети)соблюдая правильную интонацию.
— Ребята, а давайте подумаем, что объединяет эти две сказки? Какие качества характерны для русского и литовского народа?( сейчас в современном мире нас окружает обман. Его определить очень тяжело, будьте внимательны. Не важно какой национальности народ, всем присуще это на мой взгляд плохое качество. )
— Я бы хотела, чтобы вы обратили внимание на доску, тут висят два разных произведения, сейчас я раздам вам листочки и вы сначала подумаете, какая сказка вам понравилась больше, а потом на листочках вам нужно написать почему именно это произведение.
— Спасибо, ребята вы большие молодцы! И пора подводить итоги, Что же вы узнали нового из сегодняшнего урока?