Сказка байский сын и три мешка чему учит

Байский сын и три мешка

Жил на белом свете один богач. Всё его богатство заключалось в 3-х мешках золотых монет. И был у него один сын, которого он любил, что и души не чаял. И, когда тому исполнилось 18 лет, решил бай отправить его в город, за товаром, тем самым пытаясь приучить парня к торговле. И дал ему отец в дорогу первый мешок золотых монет. Отправился байский сынок в путь.

Шёл он, шёл, и увидел на краю дороги школу, где обучали грамоте приезжих юношей. Сын бая из любопытства вошёл в неё. Его встретил аксакал, который сказал, что учит любого за мешок золотых. Байский сын сперва подивился столь высокой цене обучения. Хотел он истратить отцовские деньги на товар, как было велено, но поучиться грамоте ему тоже очень хотелось, ведь в свои 18 он ни разу не был в школе. Байским сыновьям это не пологалось. И он истратил их на учёбу.

Спустя некоторое время он вернулся домой. Отец спросил его и про монеты, и про товар. Сын ответил: “Прости, ати, я израсхдовал всё на знания.” Отец разозлился: “Какие знания, сын? Много ль от них проку? Товара на них не купишь!” На следующий день купец дал юноше второй мешок и вновь отправил за товаром. Поехал тот в даль, и на пути повстречал школу музыки.

У знаний этой школы была та же цена, а парень так любил музыку, и мечтал обучиться играть хотя бы на 1-ом из музыкальных инструментов. Вернулся купеческий сынок через месяц, как и в прошлый раз, без товара и без денег. И тогда отец, узнав об этом, рассверепел ещё пуще. Через неделю купец послал сына в последний раз со словами: “Без товара не возвращайся!”. Но тот нашёл школу игры в шахматы, и потратил последний мешок на обучение в ней.

Появилась и другая ставка: царства другая половина. Байский сын получил и её. И тогда собравшиеся стоя поприветствовали нового властителя. Новый шах повелел привести своего отца. Увидя родного сына на троне, отец его с первого раза и не узнал. А сын, улыбнувшись, ему сказал: “Зря ты меня ругал и выгнал из дому, ведь я всё сделал правильно”.

Источник

Воспитание детей: чему учат татарские сказки?

Сказка байский сын и три мешка чему учит. 561083 INNERRESIZED600 700 278. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-561083 INNERRESIZED600 700 278. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка 561083 INNERRESIZED600 700 278.

Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!

У каждого народа есть свои сказки. Сказка демонстрирует национальное своебразие, народное представление о добре и справедливости.

Татарская сказка, как своеобразная художественная форма, наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родного края и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции татарского народа, его душу

Татарские сказки созвучны с исламской нравственностью, в них прослеживается глубокая почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему и другое.

Примеры поучительных татарских сказок:

1. Любовь к матери.

Татарская сказка «Три сестры» учит любить и уважать своих родителей, помогать им и заботиться о них в старости, наглядно показывая, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Ибн Мадж (рахимахуллахи) передал слова Пророка (ﷺ), сказанные им одному человеку: «Находись у ног своей матери, ведь там Рай».

2. Послушание родителей.

Татарская сказка «Зайка» воспитывает в детях послушание родителям. Показывает, что может произойти, если сделать не так, как они велят. Учит своевременно обращаться за помощью и по мере возможности делать добро другим.

«И склони пред ними обоими [родителями] крылья смирения из милости» (Перенесение ночью, 24).

Сказка байский сын и три мешка чему учит. preview. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-preview. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка preview.

3. «Вместе мы – сила».

Татарская народная сказка «Четыре друга» учит быть дружными, трудолюбивыми. Самый маленький член команды может принести большую помощь, если люди будут держатся все вместе.

Пророк (ﷺ) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).

Сказка байский сын и три мешка чему учит. 561125 INNERRESIZED600 450 84200057969797.59ea66453a8da. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-561125 INNERRESIZED600 450 84200057969797.59ea66453a8da. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка 561125 INNERRESIZED600 450 84200057969797.59ea66453a8da.

(Источник фото: behance.net)

4. Трудолюбие.

Татарская сказка «Три совета отца» показывает, что все богатство трудом достается. Сказка учит слушать мудрых советов, трудиться и заботиться о завтрашнем дне.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Лучший из вас тот, кто не оставляя эту жизнь ради Ахира и Ахира ради этой жизни, работает для обоих миров, и кто не является обузой для людей» (Мухтаруль-Ахадис).

5. Острый ум, чувство юмора.

Татарская сказка «Шурале» учит не терять смекалку и находчивость, не бояться духов, чудовищ и прочих монстров, а бороться с ними – находить нестандартные решения, проявлять фантазию и выдумку.

«Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход [избавление от сомнений в земной жизни и от наказания в Судный день]. [Аллах даст ему выход] и наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает все [что Он пожелал совершить]» (Сура ат-Таляк, 2-3).

Сказка байский сын и три мешка чему учит. preview. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-preview. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка preview.

6. Преданность слову, честность

Татарская сказка «Попугай» воспитывает ребенка быть честным и преданным своему слову. Учит извиняться, когда это необходимо и не отвечать злом на зло.

От Анаса ибн Малика (р.а.) передаётся, что любимец Аллаха (ﷺ) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное (аманат), и нет религии у того, кто не верен данному обещанию» (Ахмад).

7. Патриотизм.

Татарская сказка «Догадливый солдат» демонстрирует любовь к Родине, преданность своему правителю. Она показывает мудрость и находчивость героя, когда кажется, что ему уже ничего не поможет.

Когда посланник Аллаха (ﷺ) покидал Мекку, то говорил с горечью: «. Клянусь Аллахом. Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, Тирмизи).

Сказка байский сын и три мешка чему учит. 561138 INNERRESIZED600 600 280. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-561138 INNERRESIZED600 600 280. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка 561138 INNERRESIZED600 600 280.

8. Хвастовство и самолюбование до добра не доведут.

Татарская сказка «Шах-петух» призывает отказаться от хвастовства и восхищения самим собой. Она учит быть внимательными к окружающим, замечать достоинства других людей и недостатки в себе.

От Абдуллаха Ибн Масʻуда (р.а.) передаётся, что однажды Пророк (ﷺ) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку» (Муслим).

9. Правильно использовать свои и чужие умения, чтобы достичь благой цели.

Татарская сказка «Камыр-батыр» учит вовремя ориентироваться, анализировать ситуацию, подсказывать кому что делать. Она наглядно демонстрирует, что успеха можно добиться общими усилиями, командным духом. А также воспитывает смелость и непреклонность на пути к благой цели.

«Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель – пастух для людей и он будет спрошен за свою паству. Мужчина – пастух для своих домочадцев, и он будет спрошен за них. Женщина – пастушка в доме своего мужа и для его детей, и она будет спрошена за них. Раб – пастух над имуществом своего хозяина, и он будет спрошен за него. Разве не каждый из вас пастух?! Каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Бухари, Муслим).

10. Довольствоваться тем, что имеешь.

«Японская сказка» Габдуллы Тукая дает возможность осознать значимость своего труда, видеть преимущества и недостатки того, что нас окружает. Она логичным образом подводит к тому, что нужно довольствоваться тем, что имеешь и стремиться развиваться, добиваться высот собственным трудом.

Господин Мухаммад (ﷺ) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» (Муслим).

11. Нельзя воровать и обманывать.

Татарская сказка «Водяная» показывает детям, что нельзя трогать чужие вещи и лгать, учит нести ответственность за свои поступки.

Лучший из рода человеческого (ﷺ) сказал: « Первым делом в Судный день раба спросят о четырёх вещах: о годах его жизни – на что он потратил их, о молодости – как он провел её, об имуществе – откуда он получил его и на что потратил, и о знаниях – что он сделал с ними?» (Тирмизи).

12. Нельзя рассказывать чужие секреты.

Татарская сказка «Болтливая утка» учит уметь хранить тайну, держать язык за зубами, не доверять незнакомцам. Учит думать о том, что говоришь и кому говоришь. Она помогает ребенку развить предусмотрительность, осторожность, обдуманность.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник» (Табарани).

13. Не обижать тех, кто рядом.

Татарская сказка «Два петуха» учит относиться к ближнему с терпимостью, симпатией. Она показывает, что постоянная борьба ни к чему хорошему не приводит. Она демонстрирует, что нужно уметь находить между собой и другим что-то общее, что позволило бы сблизиться и мирно общаться.

«Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше верующего, который не общается с людьми и не относится с терпением к их обидам» (Бухари).

14. Не падать духом в беде и помогать нуждающимся.

Татарская сказка «Гульчечек» учит никогда не сдаваться и не падать духом, а искать выход из самого трудного положения. Сказка учит просить помощи, когда она требуется, и не забывать благодарить за нее. А также, по мере возможности, самому помогать нуждающимся.

«И не теряйте надежды на милость Аллаха [что Он избавит Своего раба от трудностей и одарит благополучием], ведь отчаиваются в милости Аллаха только неверующие люди [отрицающие безграничную милость своего Господа, в которой они утопают]» (Юсуф, 87).

В достоверном хадисе от посланника Аллаха (ﷺ) передается: «Лучшим и наиболее любимым для Аллаха из людей является тот, кто приносит больше пользы другим людям» (Ассильсиля Ассахиха 426, 906).

Таким образом, татарские народные сказки вкладывают в юные сердца чистые, добрые и возвышенные чувства. В них отражается исламская мораль. Татарские сказки помогают сохранить свой родной язык.

В современном мире, когда стало так много информации и приходится выбирать для своего ребенка то, что не совратило бы его нежную и чистую душу, татарские сказки имеют большое значение.

Источник

Сказка байский сын и три мешка чему учит

Жил на белом свете один богач. Всё его богатство заключалось в 3-х мешках золотых монет. И был у него один сын, которого он любил, что и души не чаял. И, когда тому исполнилось 18 лет, решил бай отправить его в город, за товаром, тем самым пытаясь приучить парня к торговле. И дал ему отец в дорогу первый мешок золотых монет. Отправился байский сынок в путь.

Шёл он, шёл, и увидел на краю дороги школу, где обучали грамоте приезжих юношей. Сын бая из любопытства вошёл в неё. Его встретил аксакал, который сказал, что учит любого за мешок золотых. Байский сын сперва подивился столь высокой цене обучения. Хотел он истратить отцовские деньги на товар, как было велено, но поучиться грамоте ему тоже очень хотелось, ведь в свои 18 он ни разу не был в школе. Байским сыновьям это не пологалось. И он истратил их на учёбу.

Спустя некоторое время он вернулся домой. Отец спросил его и про монеты, и про товар. Сын ответил: «Прости, ати, я израсхдовал всё на знания.» Отец разозлился: «Какие знания, сын? Много ль от них проку? Товара на них не купишь!» На следующий день купец дал юноше второй мешок и вновь отправил за товаром. Поехал тот в даль, и на пути повстречал школу музыки.

У знаний этой школы была та же цена, а парень так любил музыку, и мечтал обучиться играть хотя бы на 1-ом из музыкальных инструментов. Вернулся купеческий сынок через месяц, как и в прошлый раз, без товара и без денег. И тогда отец, узнав об этом, рассверепел ещё пуще. Через неделю купец послал сына в последний раз со словами: «Без товара не возвращайся!». Но тот нашёл школу игры в шахматы, и потратил последний мешок на обучение в ней.

Когда сын вернулся к баю, отец, естественно, не стал его впускать, и, выгнав вон, прокричал: «Ты мне более не сын! Ступай, куда хочешь, лишь бы с глаз моих долой!». И направился сынок, куда глаза глядят. Проходя мимо дворца шаха, он увидел столпившийся народ. «Что случилось?» — спросил он у первого встречного. «Шах устроил шахматный турнир, главный приз которого-его царевна-дочь. Желающих посостязаться много, а победить некому!» — ответили ему. И тогда сын богача решил сам участвовать в состязании.

И выиграл он у всех, дошёл до финала с непобедимым игроком — самим шахом. Первый кон он правителю уступил, зато следующие 2 победил. Разгневался шах: «Следующая ставка — полцарства!». Присутствующие затаили дыхание. И опять правитель проиграл.

Появилась и другая ставка: царства другая половина. Байский сын получил и её. И тогда собравшиеся стоя поприветствовали нового властителя. Новый шах повелел привести своего отца. Увидя родного сына на троне, отец его с первого раза и не узнал. А сын, улыбнувшись, ему сказал: «Зря ты меня ругал и выгнал из дому, ведь я всё сделал правильно».

Сайфулмулюк

Жил на свете царь. Хотя с женой они жили в любви и согласии, у них не было детей. Царь день и ночь думал: кому же он оставит царство? Слуги царя посоветовали ему жениться на другой. Так и сделал царь. Вторую жену царя звали Джамилей. Через год у них родился сын. Царь целую неделю пировал, не мог нарадоваться сыну. Царевича назвали Сайфулмулюк.

У одного из слуг царя тоже родился сын — Сагит. Сагит и Сайфулмулюк всегда вместе играли, ели из одной чашки. Так и прошло их детство.

Им исполнилось по пятнадцать лет. Царь построил им дворец, где они проводили свое время.

В одну темную ночь царя вызвали на крыльцо два незнакомца. Они подарили царю коня, золотое колечко, черную шубу и сказали, что дарит это добро царь чертей Шагадибал.

Настало утро. Царь вызвал к себе Сагита и Сайфулмулюка. Коня он подарил сыну слуги, а колечко и черную шубу — своему сыну. Сайфулмулюк надел шубу и увидел, что на шубе появился портрет красавицы.

День и ночь думал царевич о девушке, перестал есть и пить, стал сохнуть по ней. Когда царь-отец узнал о горе сына, он послал своих людей на корабле найти эту девушку и привезти ее в царство. Целый год путешествовали они но белому свету, но не смогли найти ее.

Сайфулмулюк опять впал в уныние. Он решил найти свое счастье сам. Построил сто кораблей, собрал самых храбрых,

смелых людей и отравился в далекое путешествие, взял с собой и Сагита. В море начался страшный шторм. Все корабли ушли на дно моря, остался только один корабль, на котором плыли Сайфулмулюк, Сагит и еще несколько человек. Шторм не прекращался. Наступила ночь. Усталые путешественники заснули крепким сном. Первым проснулся царевич, хотел ополоснуть лицо морской водой и погрузил руки в воду. Своим глазам не поверил: шторм сразу прекратился, а корабль оказался на другом берегу моря. Сайфулмулюк догадался, что колечко, подаренное отцом, не простое, а волшебное.

На другом берегу моря оказалось царство людоедов. Все жители этого царства по внешнему виду были похожи на людей, только очень толстые и высокие, зубы белые и крупные, сами черные и страшные. Людоеды погнали их в свое царство. У их царя была дочь. Царь давно искал ей жениха, но не мог найти, никто не хотел жениться на ней, очень уж некрасивая была она. Людоеды с большим аппетитом съели всех людей Сайфулмулюка.

Сагиту удалось сбежать, а Сайфулмулюка заставили жениться на дочери царя людоедов. Настала ночь. Сайфулмулюка и дочь царя людоедов заперли в каменную комнату. Царевич молил бога, чтоб он спас его от женитьбы. В полночь, когда дочь царя людоедов уснула, двери тихонько открылись, и Сайфулмулюк сбежал. Он кинулся в море, поплыл. Колечко, надетое на мизинец левой руки, придавало ему силы. К утру он доплыл до острова, где росли яблони, груши. Сайфулмулюк несколько дней отдохнул здесь, набрался сил и дальше поплыл. Доплыл до одного дерева, которое росло среди открытого моря, забрался на него. Смотрит: прилетела большая птица и села на верхушку дерева. Царевич крепко схватил обеими руками птицу за ноги и полетел с ней на другой берег моря. Там он увидел стеклянный дом, дверь которого была заперта на замок. Царевич разрубил саблей замок и проник в дом. В доме висела золотая колыбель, где сидела красивая девушка. Они познакомились. Оказалось, что в этом доме живет Чудо-юдо. Когда Малике (эту девушку так звали) было одиннадцать лет, ее украл Чудо-юдо. Сейчас ей двадцать лет. В течение девяти лет она жила здесь и ни разу не видела в здешних местах никого из человеческого рода. Малика спросила:

Источник

Байский сын и три мешка

Сказка байский сын и три мешка чему учит. akijat. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-akijat. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка akijat.

Жил на белом свете один богач. Всё его богатство заключалось в трёх мешках золотых монет. И был у него один сын, которого он любил, так что души не чаял. И, когда тому исполнилось восемнадцать лет, решил бай отправить его в город, за товаром, тем самым пытаясь приучить парня к торговле. И дал ему отец в дорогу первый мешок золотых монет. Отправился байский сынок в путь.

Шёл он, шёл, и увидел на краю дороги школу, где обучали грамоте приезжих юношей. Сын бая из любопытства вошёл в неё. Его встретил аксакал, который сказал, что учит любого за мешок золотых. Байский сын сперва подивился столь высокой цене обучения. Хотел он истратить отцовские деньги на товар, как было велено, но поучиться грамоте ему тоже очень хотелось, ведь в свои восемнадцать он ни разу не был в школе. Байским сыновьям это не пологалось. И он истратил их на учёбу.

Спустя некоторое время он вернулся домой. Отец спросил его и про монеты, и про товар. Сын ответил: «Прости, ати, я израсхдовал всё на знания.» Отец разозлился: «Какие знания, сын? Много ль от них проку? Товара на них не купишь!» На следующий день купец дал юноше второй мешок и вновь отправил за товаром. Поехал тот в даль, и на пути повстречал школу музыки. У знаний этой школы была та же цена, а парень так любил музыку, и мечтал обучиться играть хотя бы на одном из музыкальных инструментов. Вернулся купеческий сынок через месяц, как и в прошлый раз, без товара и без денег. И тогда отец, узнав об этом, рассверепел ещё пуще.

Через неделю купец послал сына в последний раз со словами: «Без товара не возвращайся!». Но тот нашёл школу игры в шахматы, и потратил последний мешок на обучение в ней.

Появилась и другая ставка: царства другая половина. Байский сын получил и её. И тогда собравшиеся стоя поприветствовали нового властителя. Новый шах повелел привести своего отца. Увидя родного сына на троне, отец его с первого раза и не узнал. А сын, улыбнувшись, ему сказал: «Зря ты меня ругал и выгнал из дому, ведь я всё сделал правильно».

Сказка байский сын и три мешка чему учит. akijat1. Сказка байский сын и три мешка чему учит фото. Сказка байский сын и три мешка чему учит-akijat1. картинка Сказка байский сын и три мешка чему учит. картинка akijat1.

Татарская народная сказка Байский сын и три мешка

Источник

Сказка байский сын и три мешка чему учит

— Человек без меня жить не может, — сказал Ум. — Если он с умом, ему счастье вовсе не нужно.

— Нет, без меня ты ничего не сможешь сделать. Человек и без ума может жить, — возразило Счастье.

Пока спорили, увидели у дороги пахаря с волами.

— Если ты сильнее, я возьму да и покину голову этого человека, тогда делай с ним что хочешь, — сказал Ум.

Сказано — сделано. Ум тут же и покинул голову джигита. Таким образом, джигит остался без ума. И как только он остался без ума, сразу же бросил соху и волов. Неподалеку протекала речка. Джигит вошел в воду, сел и вот плещется, вот плещется. А в это время по дороге шел большой караван. Купцы везли товар. Каждый раз они останавливались у этой речки и поили своих животных. Смотрят, на речке вода почему-то мутная.

— Что такое? — удивились они. — Что случилось с речкой?

И пошли они вверх по течению, чтобы выяснить причину. Прошли немного и видят: сидит в воде молодой человек в одежде и мутит воду. Подошли купцы поближе, тут джигит их и спрашивает:

— Кто вы и куда идете?

— Мы купцы, — отвечают те, — идем к такому-то падишаху.

— Вот как, — отвечает джигит, — он ведь близкий друг мне. Передайте ему от меня вот этот подарок.

И он достает со дна речки камень. Счастье тут же превращает этот камень в драгоценный. И молодой человек отдает его купцам. Такой бесценный подарок повергает их в страх.

— Ладно, — отвечают, — передадим. Взяв камень, купцы уходят. Джигит остается сидеть в воде. Спустя некоторое время купцы приходят во дворец падишаха и передают ему подарок. Говорят: Ваше величество, камень этот послал ваш друг, он живет в таком-то месте.

Падишах берет в руки подарок и про себя думает: «Кто бы это мог быть?»

— Кто он, имя не знаете? — спрашивает падишах.

— Нет, не знаем, — отвечают купцы.

— Тогда приведите его ко мне, — приказывает он.

Один из купцов отправляется обратно. Приходит к той речке и видит: молодой человек по-прежнему плещется в воде.

— Идем, — говорит купец, — тебя сам падишах зовет.

Глупец, — отвечает джигит, — я падишаха в глаза не видел, не хочу.

Купец к нему и так и эдак, и устрашает, и по-хорошему уговаривает, но тот ни с места.

— Безумец, — говорит ему купец уже в свою очередь, — ты преподнес падишаху такой дорогой подарок и не хочешь идти. Идем же скорей.

— Не говори чепухи, — смеется молодой человек, — и падишаха и тебя я совсем не знаю.

Ничего не добившись, купец отправляется обратно. Приходит и говорит падишаху:

— Ваше величество, джигит прийти отказывается. Тогда приведите силой, — приказывает падишах.

Рассерженные купцы отправляются обратно к джигиту. А тот по-прежнему бултыхается в воде.

— Пошли к падишаху, — говорят ему.

— Не пойду, — отвечает тот.

Тогда купцы повели его силой. По дороге говорят:

— Когда придем к падишаху, слушайся нас: скажем «да» — ты тоже отвечай «да». А то хуже будет.

Вот приводят его к падишаху. Справившись о здоровье своего гостя, спрашивает падишах:

— Это ты послал мне подарок? — И показывает ему камень.

Джигит, взглянув на купцов, отвечает:

— У меня нет для тебя такого дорогого подарка. Я отдам тебе свою дочь, согласен? — говорит падишах.

Услышав такое, купцы кивают головой, показывают джигиту кнут.

— Да, согласен, — отвечает джигит.

Не затягивая дело, справляют богатую свадьбу.

После свадьбы жениха и невесту запирают в отдельной комнате. Перед дверями комнаты глубокий колодец, а в колодце кишмя кишат змеи и другие гады.

— Крышку от колодца уберите, — распоряжается падишах, — пусть жених и невеста будут в безопасности.

Слуги убирают крышку колодца. Давайте заглянем, как там жених с невестой? Ведь жениха ум покинул. Он, безумец, в это время бьет падишахову дочь.

— Уходи отсюда, откуда ты только взялась на мою голову, не нужна ты мне! — кричит он. Она в крик-плач. Хочет уйти, да не уйдешь: крышка от колодца отставлена. Она об этом знает. А жених бьет пуще прежнего.

— Ну ладно, тогда я сам уйду, — говорит он и хочет выйти.

Но как только он взялся за дверную ручку, Счастье и говорит Уму:

— Пропадет ведь джигит-то, войди ему быстрей в голову. Счастьем одним, без Ума, видно, не обойтись. Не терять же ему дочку падишаха.

И за мановение ока Ум поселяется обратно в голове джигита. Держась за ручку двери, джигит думает: «Постой, куда же это я собрался, ведь я теперь зять падишаха». И подходит к своей невесте, спрашивает:

— Сам обижает, да еще спрашивает, — отвечает дочь падишаха.

Джигит теперь с умом, не теряется.

— Не плачь, — говорит, — у нас обычай такой: в первую ночь невесту принято побить, ты уж не обижайся…

И начал он невестушку свою целовать-миловать. С того дня зажили они мирно и счастливо.

Байский сын и три мешка

Жил на белом свете один богач. Всё его богатство заключалось в 3-х мешках золотых монет. И был у него один сын, которого он любил, что и души не чаял. И, когда тому исполнилось 18 лет, решил бай отправить его в город, за товаром, тем самым пытаясь приучить парня к торговле. И дал ему отец в дорогу первый мешок золотых монет. Отправился байский сынок в путь.

Шёл он, шёл, и увидел на краю дороги школу, где обучали грамоте приезжих юношей. Сын бая из любопытства вошёл в неё. Его встретил аксакал, который сказал, что учит любого за мешок золотых. Байский сын сперва подивился столь высокой цене обучения. Хотел он истратить отцовские деньги на товар, как было велено, но поучиться грамоте ему тоже очень хотелось, ведь в свои 18 он ни разу не был в школе. Байским сыновьям это не пологалось. И он истратил их на учёбу.

Спустя некоторое время он вернулся домой. Отец спросил его и про монеты, и про товар. Сын ответил: «Прости, ати, я израсхдовал всё на знания.» Отец разозлился: «Какие знания, сын? Много ль от них проку? Товара на них не купишь!» На следующий день купец дал юноше второй мешок и вновь отправил за товаром. Поехал тот в даль, и на пути повстречал школу музыки.

У знаний этой школы была та же цена, а парень так любил музыку, и мечтал обучиться играть хотя бы на 1-ом из музыкальных инструментов. Вернулся купеческий сынок через месяц, как и в прошлый раз, без товара и без денег. И тогда отец, узнав об этом, рассверепел ещё пуще. Через неделю купец послал сына в последний раз со словами: «Без товара не возвращайся!». Но тот нашёл школу игры в шахматы, и потратил последний мешок на обучение в ней.

Когда сын вернулся к баю, отец, естественно, не стал его впускать, и, выгнав вон, прокричал: «Ты мне более не сын! Ступай, куда хочешь, лишь бы с глаз моих долой!». И направился сынок, куда глаза глядят. Проходя мимо дворца шаха, он увидел столпившийся народ. «Что случилось?» — спросил он у первого встречного. «Шах устроил шахматный турнир, главный приз которого-его царевна-дочь. Желающих посостязаться много, а победить некому!» — ответили ему. И тогда сын богача решил сам участвовать в состязании.

И выиграл он у всех, дошёл до финала с непобедимым игроком — самим шахом. Первый кон он правителю уступил, зато следующие 2 победил. Разгневался шах: «Следующая ставка — полцарства!». Присутствующие затаили дыхание. И опять правитель проиграл.

Появилась и другая ставка: царства другая половина. Байский сын получил и её. И тогда собравшиеся стоя поприветствовали нового властителя. Новый шах повелел привести своего отца. Увидя родного сына на троне, отец его с первого раза и не узнал. А сын, улыбнувшись, ему сказал: «Зря ты меня ругал и выгнал из дому, ведь я всё сделал правильно».

Сайфулмулюк

Жил на свете царь. Хотя с женой они жили в любви и согласии, у них не было детей. Царь день и ночь думал: кому же он оставит царство? Слуги царя посоветовали ему жениться на другой. Так и сделал царь. Вторую жену царя звали Джамилей. Через год у них родился сын. Царь целую неделю пировал, не мог нарадоваться сыну. Царевича назвали Сайфулмулюк.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *