Шурале чему учит эта сказка
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста
Гульназ Тухбатуллина
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста
Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности детей дошкольного возраста.
Тухбатуллина Гульназ Газинуровна – воспитатель МАДОУ № 274 комбинированного вида г. Казань.
Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средстве развития и воспитания детей.
Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. А фольклор является эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло.
Читая поэмы «Су анасы» («Водяная») и «Шурале» дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же эти произведения имеют нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки. Читая поэму «Шурале» у детей развивается гордость человеческим умом, смекалкой. Ведь не зря говорят «Силой победишь одного, а умом – тысячу».
Стихотворения Г. Тукая побуждают детей учиться, трудиться, стараться доводить начатое дело до конца. Произведения «Кызыклы шкерт” (“Забавный ученик”) и “Эшк нд” объясняют детям,что приучаться к труду надо с ранних лет.
«Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмала учись!
Поэт хочет донести детям, что на основе всех благ и счастья лежит труд и усердие самого человека.
Важную и основную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста играет родной язык. Габдулла Тукай посвятил огромное количество стихотворений и поэм родному языку, родному краю и красоте родной природы.
«О язык родной певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать» («Родной язык»).
«Я многое увижу, ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был, и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!» («родная деревня»).
Через эти строки автор передает маленьким читателям всю красоту и важность родного языка и незаменимость родного края. Дети восхищаются неповторимыми пейзажами и природой, прививают любовь и уважение, гордость своим родным языком.
Подводя итог, можно сказать, что творчество Габдуллы Тукая является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку, своей Отчизне.
«Родной язык — неиссякаемый родник». «Габдулла Тукай — неиссякаемый родник родного языка» Габдулла Тукай-великий татарский поэт. Он солнце татарской поэзии. Ценно то, что произведения Г. Тукай пронзаны глубокой любовью к родному.
Знакомство старших дошкольников с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» В Республике Татарстан самым популярным и любимым является поэт Габдулла Тукай,.
Анализ стихотворения «Шурале» Габдуллы Тукая
Хрестоматийная поэма «Шурале» Габдуллы Тукая – образец литературной сказки, вдохновленной богатством национального фольклора.
Произведение датируется 1907 годом. К этому времени молодой поэт все чаще пишет гражданскую лирику, вступает в борьбу за облегчение народной доли, ведет просветительскую работу, активно публикуется. Тогда же он перебирается в Казань, в центр национальной литературной и политической жизни. В жанровом отношении – поэма, сказка. Рифмовка парная. Один из самых ярких переводов сказки на русский язык принадлежит перу С. Липкина. Интонация рассказчика песенная, сказовая, раздольная. Начинает он обстоятельно, с географической привязки места, где произошла история. Как говорится, всякий желающий может поехать и убедиться, поспрашивать у стариков. Кырлай – деревня, где маленький Г. Тукай был счастлив, пусть и недолго. Там он приохотился читать, полюбил природу и попробовал сочинять сам. Дальше в строчках расцветает народный юмор: «даже куры петь умеют». Редкое достоинство, по нашим временам. Затем следует признание в любви к этому благословенному краю, подсказанное благодарной памятью детства. Во второй части автор с беспечной пушкинской интонацией просит прощенья у читателей за лирическое отступление от обещанной истории.
Древний лес – и кормилец, и источник суеверного страха. Молодой джигит посреди ночи самозабвенно рубит дрова. Естественно, что за этим занятием его застает «скрюченный урод», злой и глупый дух. Портрет монстра дан в мельчайших подробностях. Оказывается, он из тех уродов, что привыкли «щекоткой убивать». Врожденная народная смекалка выручила джигита-полуночника и тут. Шурале остается с носом, точнее, без когтистых шаловливых пальцев, прищемленных бревном. Дровосек неумолим (кто ж поверит раскаянью нечистого духа!), и легко отражает попытку узнать его имя. Сбежавшиеся на вой собрата шурале – и те смеются над прищемленным «Вгодуминувшем». Россыпь эпитетов в стихе: крик ужасный, лес благоуханный (еще и инверсия). Анафоры: много здесь. Эпифоры: говорят. Перечисления, цветопись и звукопись. Сравнения: словно войско Чингисхана, словно небо, точно воины, как два огня. Колоритные диалоги. Парентеза (обращения и вводные слова): бессердечный, дурень, братец, разумеется. Инверсия: нарастала тишина. Детали пейзажа (флора и фауна). Апострофа: о, мой стих. Глаголы, придающие динамизм сюжету. Восклицания, вопросы, междометья. Повторы: сжалься, дай, кто ты. Лексика живая, разговорная.
«Шурале» Г. Тукая – сказка о победе неунывающего сердца татарского народа и над тяготами жизни, и над проделками нечистой силы.
Тукай «Шурале», какое краткое содержание, главные герои, основная мысль?
Поэму «Шурале» Габдулла Тукай написал в 1907 году.
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: какое краткое содержание для читательского дневника?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: о чем, 5,6 предложений, что писать?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: кто главные герои, их характеристика?
Поэма «Шурале» Габдулла Тукай: чему учит, какая основная мысль?
В поэме-сказке «Шурале» говорится, что один парень поехал на запряженной лошади в лес ночью. Он стал при свете луны рубить деревья на дрова. Вдруг пришел к нему Шурале, услышав стук топора. Он стал приглашать парня поиграть в щекотку. А парень знал, чем это может закончиться для него. Он ответил Шурале:» Поиграем, только сначала помоги затащить вот это бревно в телегу». Шурале согласился. парень попросил его уцепиться пальцами за щель в бревне. Шурале уцепился, засунув пальцы в щель в бревне. Парень тогда выбил из щели клин и прищемил пальцы Шурале. Шурале кричал и плакал, просил отпустить его, обещал его больше не трогать, спросил как зовут парня. Парень ответил: «Былтыр(В году минувшем)» и уехал. Собрались сородичи Шурале, спрашивают что случилось. Шурале ответил:»Былтыр (В году минувшем) прищемил пальцы». Сородичи только посмеялись над Шурале:»Если в году минувшем прищемил пальцы, почему же в этом году плачешь?»
Краткое содержание поэмы «Шурале»:
глава 1. есть рядом с Казанью небольшой аул Кырлае, веселый там народ живет, там вокруг лес, много грибов и ягод, много цветов и все там хорошо,
глава 2. зимой и осенью в Кырлае тоже хорошо, но пора рассказать и о Шурале,
глава 3. много в лесу под Кырлаем там зверей разных, много разных чудес,