шмелев русская песня чему учит
«Русская песня», анализ рассказа Шмелева
Иван Сергеевич Шмелев сперва принял Февральскую революцию и даже поехал в Сибирь, чтобы встретить политических каторжан. Впрочем, вскоре он разочаровался в ее идеалах. К Октябрьской революции писатель с самого начала относился негативно. В июне 1918 года Шмелев вместе с семьей поселился в Крыму. В 1921 году большевики, ранее занявшие полуостров, расстреляли его 25-летнего сына Сергея, офицера царской армии.
Шмелев покинул Советскую Россию в 1922 году. Сначала писатель отправился в Берлин, потом приехал в Париж. Французская столица стала для него новым домом до конца жизни. Находясь вдали от родной страны, Шмелев, как он сам признавался, писал «…только о России, о русском человеке, о его душе и сердце…». Это относится и к рассказу «Русская песня», датированному 1926 годом. В нем на первый план вышли картины «старого житья». Писатель с явной теплотой вспоминал прежнюю патриархальную Россию, навсегда потерянную. Вернуться на родину Шмелев смог только через много лет после смерти. В 2000-х годах прах писателя и его супруги перевезли в Россию и похоронили на территории некрополя Донского монастыря в Москве.
Персонажи
Изначально маляр казался страшным главному герою. В том, что мальчик боялся его, нет ничего удивительного. Рыжий маляр говорит мрачно, покачиваясь, сердито глядит исподлобья. Стамески он вытаскивает с таким видом, будто хочет зарезать. Пятки его покрыты серой и твердой кожей. Перед читателями возникает образ сурового русского мужика-работяги. Ближе к финалу рассказа выясняется, что у маляра добрая душа. Он не стал сурово наказывать мальчишек за шалость – лишь немного «оттрепал Ваську». Оказалось, у него самого в деревне растет сын. После этого случая ребятишки подружились с маляром. Маляр в данном случае – олицетворение всего русского народа. Под грубым одеянием у него скрывается нежная и в то же время суровая душа. Нежность и суровость – два качества, присущих всему русскому – душе, природе, песне, слову.
Роль русской песни в рассказе
Рассказ не зря назван «Русская песня». Она играет в произведении важнейшую роль. Это подтверждает последний абзац. Узнав русскую песню, герой меняется. С ее помощью он познает русскую душу, русскую природу, русское слово. Кроме того, главный герой взрослеет. Если раньше ему был знаком только мир светлого и беззаботного детства, то благодаря русской песне он знакомится с новым для него миром – миром «тоски и раздолья».
Особенности языка и средства художественной выразительности
Творчество Шмелева, в том числе и рассказ «Русская песня», отличает особенный язык. Недаром Куприн писал об Иване Сергеевиче: «Последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Язык Шмелева прост и народен, лаконичен, в произведениях нет лишних или случайных слов. Как отмечал философ Иван Александрович Ильин: «Рассказ Шмелева всегда неразвлеченно плывет в главном русле и ведет главную линию; этой линии служит каждое слово, каждый перерыв, каждая пауза. И чем сильнее драматическая или трагическая напряженность рассказа, тем большее значение приобретает каждая деталь текста».
Говоря об особенном языке «Русской песни», нельзя не упомянуть средства художественной выразительности, нередко встречающиеся в произведении. Среди них – олицетворения (слово «пришло и ласково легло в душу»), метафоры (песня как «мир тоски и раздолья»), эпитеты (нежная и суровая душа народа), инверсии («почувствовал я силу и красоту народного слова русского»).
Конспект урока И. С. Шмелев «Русская песня»
И. С. Шмелев «Русская песня»
Тип урока: комбинированный
Создать условия для реализации целей:
— познакомить детей с жизнью и творчеством И. С. Шмелева;
— развивать речь учащихся, творческое воображение, пополнять словарный запас;
— развивать умение анализировать произведение, отвечать на вопросы учителя.
— умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
— умение определять идею произведения; давать характеристику героям;
— формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении;
— создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
— умение высказывать свою точку зрения на события, поступки героев;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
— самостоятельно организовывать своё рабочее место;
— воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки;
— развивать интерес к чтению литературы, интеллект;
— расширять читательский кругозор;
Методы : словесный – беседа, рассказ; наглядный – презентация
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С. Меркин 7 класс 2-я часть.
— Здравствуйте, начинаем урок литературы
2. Проверка первичного восприятия
— Узнайте произведение по данному отрывку. (Чтение учителем отрывка из рассказа И.С.Шмелева «Русская песня»). Назовите автора. Поделитесь своими впечатлениями.
— Тема нашего урока: И. С. Шмелев «Русская песня»
— Что хотите узнать сегодня на уроке?
— Ребята, а что вы знаете об авторе этого произведения?
— Послушайте его биографию.
«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. И всё то, что тёплого бьётся в душе, что заставляет жить и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребёнка, глазами» Учился Шмелев в 6-й гимназии. Страстно увлекался чтением. Больше всего боготворил Пушкина, а его Татьяну Ларину считал олицетворением женского идеала.
И.С.Шмелёв не принял октябрьскую революцию. В 1917 году он уезжает в Крым. А после ареста сына и его расстрела Шмелёв уезжает во Францию. Именно здесь впервые возник у И.С.Шмелёва образ России прошлой. Писатель захотел показать истинную Россию, напомнить русским людям о ней, рассказать о ней детям, которые жили за границей, вдали от России. До конца своих дней И.С.Шмелев мечтал вернуться в Россию. Вернулся писатель сначала своими произведениями. В 1980 году, через тридцать лет после упокоения на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Долгий путь домой завершился на исходе мая первого года нового тысячелетия, когда через полвека после смерти прах писателя и его жены был перевезён согласно духовному завещанию в некрополь московского Донского монастыря.
— Как вы думаете, почему повествование ведется от лица мальчика?
(И.С. Шмелёв избрал форму сказа от лица маленького мальчика потому, что обращался к детям эмиграции, желая им передать «хранимую в сердце Россию»).
— Ребята, какие непонятные слова встретились вам в рассказе?
— А что значит на полвершочка? (Вершок – старая русская мера длины, равная 4,44 см).
— А что значит « пускать монаха»? (Пускать воздушного змея).
— А сейчас проанализируем рассказ.
— Кто является главным героем этого произведения?
— Как характеризует его автор?
— Что для него является ранним вестником весны? Подтвердите текстом
— Как автор описывает маляра?
— Какую песню пел маляр? Приведите цитату из текста.
— Что за история произошла в жизни автора?
— Какой реакции маляра вы ожидали на озорство мальчишек?
— Давайте попробуем устно нарисовать портрет маляра. Будем выполнять это задание по вариантам.
1 вариант – речь маляра
2 вариант – портрет маляра
3 вариант – пение маляра
— Для этого можете выписать примеры (словосочетания) из рассказа, которые вам понадобятся.
— Давайте прочитаем конец рассказа.
— Почему автор решил закончить рассказ именно так? Над чем он заставляет нас задуматься?
— Какова идея этого произведения?
И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека.
— Составьте отзыв о прочитанном произведении (план отзыва на слайде)
Обучающиеся отвечают / слушают
Ответы учащихся: стамеска, тесьма, палитура, парусина, полвершочка, камфора, сени, «пускать монаха»
Речь: «… впущать весну» и наводить ремонт».
«говорил мрачно, покачиваясь»:
— Ну, и где у вас тут чего.
— А ты не реви, дурашка. Такой же и у меня в деревне растет. Что хозяйской краски извел, дурра…да еще ревет.
Пение: …Сердито мурлыкал под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле-со…»
Да йеех и те-мы-на-ай…
Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы –на-ли в чужу-дальнюю сы-торонушку. » И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел её? Пел и ещё песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березоньку», и ещё «про поле чистое»…
Домашнее задание: Учебник, стр. 151-159; прочитать повесть «Мещерская сторона» К. Г. Паустовского.
Биография К. Г. Паустовского (подготовить презентации).
Урок «Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».»
Выбранный для просмотра документ Урок 51..docx
Тема. Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».
выявить художественную идею рассказа И.С. Шмелева «Русская песня»;
развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей художественного мира И.С. Шмелева.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.
І. Проверка домашнего задания.
• Обращение к статье учебника об И.С. Шмелеве.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
И.С. Шмелев родился в Москве 21 сентября (3 октября) 1873 г.
3. Обращение к учебнику. Вид на Московский Кремль. Фотография. Начало XX в.
4. Обращение к фотографии И.С. Шмелева.
Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («дома я не видел книг, кроме Евангелия»,— вспоминал Шмелев). Патриархальны, религиозны, как и хозяева, и преданы им были слуги. Они рассказывали маленькому Ване истории об иноках и святых людях, сопровождали его в поездке в Троице-Сергиеву лавру.
Эта красочная, разноликая толпа, представляющая, кажется, всю Россию, встретится на страницах многих его книг, но прежде всего в «итоговых» произведениях — «Родное», «Богомолье», «Лето Господне».
6. Выразительное чтение учащимся воспоминаний И. Шмелева.
«В нашем доме,— рассказывал Шмелев,— появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. Приходили получать расчет и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова.
Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молоточки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и черные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. Много повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог. Он делал то, чего не могли сделать такие, как я, как мои родные.
Во дворе было много ремесленников — бараночников, сапожником, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неподражаемых чувствований и опыта. Двор наш для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами».
Шмелев встретился с рабочим людом разных губерний, со вчерашними крестьянами, принесшими с собой свои обычаи, разнообразно богатый язык, песни, прибаутки, поговорки. Все это, преображенное, возникает на страницах шмелевских книг в его сказах.
— Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был жесток и груб с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос?
— Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал ожидали вы?
7. Составление цитатного плана рассказа И. Шмелева «Русская песня».
8. Лексическая работа: пускать «монаха», груду парусиновых брюк, на полвершочка, политура, камфара.
9. Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Ну, где у вас тут чего?».
— Почему для героя рассказа ранним вестником весны является полосатый мешок, а вторым важным признаком весны — лета было явление рыжего маляра, а не прилет птиц, например, или капель?
10. Исследовательская работа с текстом.
— Устно нарисуйте портрет маляра.
1 вариант — речь маляра.
2 вариант — внешний вид.
— Выпишите из текста рассказа словосочетания, которые понадобятся вам для выполнения работы.
«… «впущать весну» и наводить ремонт».
… говорил мрачно, пока-чиваясь:
— Ну, и где у вас тут чего.
— А ты не реви, дурашка. Такой же растет и у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра. да еще ревет.
. Сердито мурлыкать под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле-со. »
Да йехх и те-мы-на-ай. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра мо-лодца в чужу-дальнюю сы-торонушку. ». И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки — про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое».
— Какое качество характера маляра проявляется в отношении его к ребятам?
До конца своих дней чувствовал Шмелев глубокую боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях: «Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем мудреным до простоты-красоты душевной миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло — и вместе со мною уйдет».
— Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы-, вз-, по-. С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах?
Приставки обозначают неоднократно повторяющееся быстрое действие. Такие слова делают язык рассказа метким, точным, выразительным.
И.А. Ильин в статье «Творчество Шмелева» отметил наиболее яркие особенности языка И.С. Шмелева: «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз. Слова Шмелева просты; а душа читателя вдруг как бы просыпается, встревоженная, открывает духовные глаза и начинает напряженно прислушиваться и всматриваться, как в аспидную тучу на горизонте, где сверкнула далекая молния».
А.И. Куприн писал об И.С. Шмелеве: «Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». И действительно, в рассказе мы восхищаемся смело и точно расставленными словами. У Шмелева значимо каждое междометие, каждая неправильность. Это живая, теплая, яркая речь. Оживляют ее и фразеологизмы.
• Какую роль играют фразеологизмы в тексте? Назовите их.
Попал в лапы, маляру было нипочем, состроил рожу.
• Найдите в тексте фразы, в которых звучит ирония. Для чего автор использует ее в рассказе?
• Выпишите из текста рассказа от слов «Впервые тогда. » до конца рассказа слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте?
III. Подведение итогов урока.
В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
1.Прочитать рассказ М.М.Пришвина «Москва-река».
— подготовить выразительное чтение фрагмента главы «Образ художника» книги В.Д.Пришвиной «Наш дом»;
— подготовить сообщение о Богемском лесе в Звенигороде.
3.Групповое задание: подготовить выставку книг М.М.Пришвина.
Смысл рассказа «Русская песня» Шмелева
Иван Сергеевич Шмелев – один из русских писателей, тяжело переживших революцию и вынужденных эмигрировать после ее завершения. Он был истинным патриотом и безумно любил свою родину, хоть и нашел в 1922 году убежище в Париже и окончил свои дни во Франции. Как признавался сам писатель, живя за границей, он думал и писал только о родине, при этом в его произведениях отражается любовь не к правительству, а к русскому быту, культуре и к русской душе, проявления которой заметны в каждом произведении Шмелева. Его рассказ «Русская песня» был написан в 1926 году, когда писатель уже эмигрировал во Францию. Произведение наполнено тоской и одновременно светлыми воспоминаниями о любимой родине.
События рассказа «Русская песня»
Произведение, наполненное воспоминаниями и ностальгией по дореволюционной России, повествует о быте ее жителей. Повествование ведется от лица безымянного мальчика неопределенного возраста, образ которого, скорее всего, олицетворяет самого Шмелева, бесконечно влюбленного в свою родину и бережно хранящего светлые воспоминания о ней. В начале рассказа главный герой вспоминает подготовку к лету, и кажется, что дальше повествование пойдет о том, как проходят будни мальчика летом в деревне. Но внимание мальчика выхватывает только один эпизод из этого лета: встречу с маляром.
Маляр поначалу пугает ребятишек: это суровый, мрачный, грубый на вид человек. Деревенские ребятишки, главный герой рассказа и его друг Васька, решают подшутить над рабочим и боятся, что им за это прилетит, однако неожиданно для детей маляр оказывается не злым и не грубым. За его внешне угрожающим видом скрывается добрая понимающая душа, и он не наказывает ребят. Оказывается, у него у самого есть сын в деревне. Можно сказать, что образ сурового мужика-рабочего – олицетворение русской души, широкой, открытой и доброй, спрятанной под неказистым обликом русского человека.
В конце рассказа главный герой обращает внимание на звучащую вдалеке русскую песню и описывает чувства, которые рождает у него эта мелодия.
Смысл рассказа «Русская песня»
Этот рассказ можно смело назвать гимном русской душе, русскому человеку и русской культуре. Писатель обращается не к великим свершениям русского народа, а к его быту и традициям, к крестьянству, как к главному носителю этих традиций, и воспевает чистоту, силу и широту русской души, по которой тосковал в разлуке с родиной. Весь рассказ пронизан светом и чистотой русской природы, обыденной красотой русского быта и тоской по чему-то родному, своему, но вместе с тем несбыточному и исчезнувшему, потерянному и более не обретенному.
Русская песня в этом рассказе – это тот образ, через который раскрывается русская душа. Ее покой, ее широта и мелодичность переворачивают восприятие мира главного героя, заставляют его ощутить нечто новое, с чем он доселе не сталкивался, познать и почувствовать величие русского народа, выраженное, выливающееся в творческих порывах, в песнях, поражающих своей широтой и душевностью.
Стоит отметить особенность Шмелева, как писателя. Его язык, которым написаны его произведения, обладает особой широтой, выразительностью, богатством. Даже в стилистике его произведений сквозит огромная, безумная любовь к родной стране, к ее природе и людям. Шмелев, являющийся истинным стилистическим продолжателем величайших русских писателей, в своих произведениях воспевает народную Россию и ее духовность, творчество, культуру. С особой нежностью он относится и к языку, используя его средства выразительности для того, чтобы максимально ярко и красочно передать силу, мощь, широту и богатство исконно русской души.
Иван Шмелев — Русская песня:
Краткое содержание
Рассказчик вспоминает, как в детстве с нетерпением ждал лета. Приметой этого был приход «страшного» рыжего маляра. Выставляя рамы в окнах (впуская весну), он громко пел «В темном лесе». Однажды он заснул, а мальчик с приятелем Васькой выкрасил ему пятки и ногти краской. Проснувшись и вляпавшись в краску, сердитый маляр поймал испуганного Ваську, но вскоре остыл: «Такой же у меня растет в деревне» (сын).
И стал ребятам другом. От него мальчик услышал русские народные песни, тоскливые, щемящие, раздольные. В них ему открылась «душа родного народа», мир русской природы, красота, ласка и сила народного слова. Он и взрослым не устает познавать «крепость и сладость» русской песни.
Читательский дневник по рассказу «Русская песня» Шмелева
Сюжет
Мальчик-рассказчик с приятелем Васькой из озорства мажет краской ноги спящего маляра, выставлявшего весной рамы в окнах дома. Проснувшись, тот недолго сердится: ведь у самого такой же сорванец-сын в деревне. Он дружит с ребятами, поет им песни. Автор вырос, но до сих пор восхищается красотой, печалью, глубиной русской песни, в которой звучит душа народа.
Отзыв
В рассказе чувствуется ностальгия автора по России на чужбине. Описана шалость мальчишек, но главной темой стала русская песня, знакомство мальчика с душой родного народа, своим краем, природой его, людьми. Автор восхищается меткими, глубокими, красивыми словами песен, рожденных в среде простого народа.
В рассказе у маляра нет имени, он просто человек из народа, каких много. Он сам как герой русской песни. Труженик, оторван от дома, скучает по сыну, с виду суровый, сердитый, но добрый, жалостливый, отходчивый, искренний. Рассказ учит любить родной край, свой народ, язык и культуру, быть благодарным, чутким, творческим, чувствовать красоту, сочувствовать простым людям, уважать чужой труд.