школа молодого учителя единый методический день в школе школа передового учителя это
Единый методический день в школе
Одной из ведущих функций внутришкольной методической работы является работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Этому способствуют такие традиционные формы работы как предметные методические объединения (МО), семинары, консультации, работа школы передового опыта, наставничество. Предметные объединения – это традиционная, вполне оправдавшая себя за многие годы форма методической работы с учителями. В школе №7 имени В.Н.Пушкарева г. Острова она “впитала” в себя как традиционные формы и методы работы с педагогами, так и новые формы и методы, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к образованию в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это деловые игры, “мозговые атаки”, фестивали методических идей, презентации, диагностические методы и другие. При этом все школьные МО работают по своим проблемам, но в русле общешкольной методической темы “Построение общеобразовательной системы “Школа самореализации учащихся”. Как показывает внутришкольная диагностика о работе МО самыми предпочитаемыми формами практической методической работы учителя называют открытые уроки и мероприятия, мастер-классы. Именно там происходит распространение передового педагогического опыта. Однако, если открытые уроки даются только в рамках одного предметного МО, то учителя других предметов остаются в стороне от передовых идей и технологий, которыми владеют учителя других предметов. Поэтому в школе решили пойти по другому пути. В сентябре 2009 г., на первом в учебном году научно – методическом совете (НМС) директор школы выдвинула идею проведения единых методических дней (ЕМД). Педагоги поддержали это начинание, вскоре было выработано и утверждено Положение о едином методическом дне (приложение I). Школа второй год работает по такой системе, накоплен некоторый положительный опыт. В рамках каждого ЕМД проводится целая серия открытых уроков и внеклассных мероприятий, объединенных одной общей темой.
Раскрою некоторые технологические “секреты” подготовки и проведения ЕМД.
Цели и задачи единого методического дня.
— Активизация методической работы в школе.
— Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.
— Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
— Распространение передового педагогического опыта учителей школы.
Выделяем несколько этапов в организации проведении ЕМД:
1 этап: подготовительный
2 этап: организационно-методический
План проведения ЕМД представляется в форме таблицы и вывешивается в учительской за 2 недели до проведения ЕМД (приложение II)
Все учителя с учетом их пожеланий записываются в специальной таблице для посещения открытых уроков и мероприятий. При этом происходит распределение учителей по урокам, зачастую не являющимся их специализацией. Учитель идет смотреть современную технологию, общие методические приемы и формы работы.
В каждой группе учителей, посещающих открытые мероприятия, назначаются руководители группы, они на перемене организуют обсуждение уроков (мероприятий) и выступают с анализом урока, мероприятия на заключительном этапе ЕМД.
ЕМД начинается мини лекцией, раскрывающей основные положения предложенной проблемы. Например “ИКТ в обучении и воспитании”, “Межпредметные связи в обучении” (приложение III). Эту лекцию готовит и проводит заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам, отвечающий за научно-методическую работу в школе. Время лекции 10-15 минут, она обязательно сопровождается мультимедийной презентацией, после нее руководители МО получают методические материалы по теме, которые будут храниться в документах МО и использоваться педагогами в работе (памятки, рекомендации, аспектный анализ урока, внеклассного мероприятия). (Приложение IV).
Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий педагогами школы (каждый педагог посещает 3 открытых урока и мероприятия)
На заключительном этапе вновь все педагоги собираются вместе в одном из кабинетов школы, где под руководством завуча, отвечающего за проведение ЕМД, проходит анализ посещенных уроков и мероприятий: выступают руководители групп (регламент – до 5 мин).
Завуч школы подводит итоги ЕМД, проводит рефлексию мероприятия.
3 этап: заключительный
Педагоги, которые проводят открытые уроки и мероприятия на ЕМД, сдают в учебную часть разработки уроков и самоанализ в печатном и электронном виде (на диске) для оформления тематической папки в методический кабинет школы.
По итогам ЕМД завуч готовит справку и проект приказа, в котором отмечаются благодарностями и премиями из надтарифного фонда школы (стимулирующие доплаты) все учителя, проводившие открытые уроки и мероприятия, директор школы издает соответствующий приказ.
Следует заметить, что при проведении ЕМД в то время, когда методической учебой заняты педагоги школы, учащиеся также не бездействует. В школе в этот день проводиться плановый День здоровья, в организации которого заняты педагог-организатор, воспитатели ГПД, другие свободные от уроков специалисты.
Единый методический день становится смотром педагогического мастерства педагогов школы.
Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами
Саргылана Ноговицына
Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
В дошкольном учреждении работает несколько методических объединений,которые воспитатель может выбрать по желанию:
• «Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ, организации своей деятельности;
• «Творческая группа» для улучшения образовательной работы в рамках программы развития учреждения;
Такая дифференцированность вызвана разноуровневым составом педагогического коллектива, учитывая их стаж работы, образование, интересы, трудности, ведь формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе.
Основной направленностью ШМП стало: методическое сопровождение адаптации педагога, содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов. Поэтому в положении о школе молодого воспитателя мы закрепили данный тезис. Чтобы определить содержание встреч были проведены ряд бесед для начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, что составила основу плана работы на год.
План «Школа молодого педагога» на 2015-2016 учебный год
Месяц Тема заседания Форма проведения Ответственные
Сентябрь Разработка памяток для вновь поступающих педагогов
О самообразовании. Консультация Ст. воспитатель
Октябрь Планирование. Трудности.
Методика проведения НОД Консультация Ст. воспитатель
Ноябрь «Методические рекомендации по преодолению трудностей (по запросу) Беседы Ст. воспитатель
февраль Учимся взаимодействовать с родителями Разнообразные формы работы с родителями.
Решение педагогических ситуаций. Консультация Заведующий
апрель Процедура прохождения аттестации. Обсуждение Заведующий
В течение года В течение учебного года посещение открытых занятий, участие в работе семинаров, консультаций и т. д. Участие Заведующий
В течение года Анализ документации Проверка документации Заведующий
Май Анализ работы молодых специалистов в течение года Беседа Заведующий
Каждый год содержание плана изменяется в соответствии с потребностями педагогов.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:
-Традиционные: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микрогруппы, наставничество, педагогические советы, повышение квалификации.
— Инновационные: «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов.
Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Тематические семинары Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. В нашем детском саду практикуем выезд молодых специалистов в разные улусы для обмена опытом с другими воспитателями. Были в Горном, Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласских улусах.
Зона анализа и результатов:
Учебный год Кол-во молодых педагогов Участие в конкурсах Повышение квалификации Печатные материалы в краевых сборниках Аттестация
2013-2014 16 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
2014-2015 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
Участие в НПК с докладом- 8 8 4 СЗД- 2 педагога
2015-2016 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
Участие в НПК с докладом- 12 9 6 СЗД-2 педагога
1 квалиф. кат-5 педагога
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаем этому методу значительное предпочтение.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.
1.Книга под редакцией: Управление персоналом. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, М. ЮНИТИ, 2002.
4 Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.— М: ТЦ Сфера, 2003.
Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Плоскостопие является одним из распространённых.
Беседа педагога — психолога с молодыми специалистами «Личность педагога» В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно.
Фотоотчет о проведении деловой игры с молодыми специалистами и их наставниками 28 февраля 2018 года в МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» по плану работы «Школы молодого специалиста» прошла деловая игра для педагогов «Креативность.
Инклюзивная практика как одна из форм воспитания толерантности Формирование равных возможностей для людей с ограничениями здоровья в интеграции в общество и во все сферы жизнедеятельности является одним.
Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость.
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Происходящая в стране модернизация.
Наставничество, как метод становления молодого педагога Основными задачами наставничества являются: – привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление.
Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей педагогический проект Власовой Р. Н., воспитателя группы дошкольного возраста.
Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?» Как организовать эффективное музыкальное занятие? Структура музыкального занятия для детей Обучение ребенка музыке будет успешным, если.
Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика» Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным мероприятиям поэтому.
ПРОГРАММА «ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК Директор Оленовской ООШ № 1
________Т.А. Густыря _______________О.Н. Кочубей
заместитель директора по УВР
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель – стажист, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на стандарты Донецкой Народной Республики эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.
С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
совершенствование системы методической работы в районе;
повышение качества образования;
повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели Программы:
умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
умение проектировать воспитательную систему;
умение индивидуально работать с детьми;
овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
становление молодого учителя как учителя-профессионала;
повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы включает:
* создание оптимальных условий для успешной работы;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по Программе «Школа молодого учителя» – составная часть методической службы.
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы. Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
Так, например, проводятся методические педагогические семинары
При проведении методических педагогических семинаров
организуется обзор новинок методической литературы,
проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,
проводится систематизация опыта педагогов школы и района.
Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.
Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
Первый год обучения
Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»
-Презентация программы Школы молодого учителя.
-Знакомство с локальными актами школы.
-Составление календарно-тематического планирования.
«Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы»;
«Мои предпочтения при выборе форм совершенствования своего профессионального мастерства»
-Методическое требование к современному уроку.
-Типы и формы урока.
-Соответствие методов обучения формам организации урока.
-Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
-Способы совершенствования аналитической культуры учителя.
-Требования к анализу и деятельности учителя на уроке.
-Практикум «Самоанализ урока».
-Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания»
-Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
— Круглый стол «Методы и приемы развития познавательной мотивации обучающихся».
-Способы организации работы обучающихся с учебником, учебным текстом.
— Семинар – тренинг «Психологические основы урока»
-Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний обучающихся.
-Семинар «Как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам, РКМ».
-Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее».
— Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся.
-Здоровьесберегающий подход в обучении.
-Выбор методической темы по самообразованию.
-Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».
— Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».
-Организация проверки ЗУН учащихся.
-Составление учебно-методической базы на следующий год.
— Анализ работы школы молодого учителя.
-Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.