Шим лесные сказки чему учит

Эдуард Шим рассказ «Не смей»

Читательский дневник по рассказу «Не смей» Эдуарда Шима

Автор: Эдуард Юрьевич Шим

Название произведения: «Не смей»

Главные герои: Фёдор, Татьяна.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Татьяна — маленькая и добрая девочка.

Не дала в обиду паука.

Защитница. Любит природу.

Фёдор — строгий и озлобленный мальчишка.

Не любит, когда его дёргают.

Понял, что обижать слабых — это некрасиво.

Краткое содержание рассказа «Не смей»

Перед домом на песочнице постоянно играют дети.

Среди них есть атаман — Фёдор, а самая слабая девочка — Татьяна.

Однажды Фёдор хотел прихлопнуть паучка, но Татьяна вовремя заметила это и крикнула: «Не смей!».

И мальчик её послушал.

План рассказа:

Основная мысль рассказа «Не смей!»

Главная мысль рассказа в том, что нужно защищать меньших и слабых, беречь природу.

Основная идея рассказа в том, что нельзя обижать тех, кто слабее тебя.

Чему учит рассказ

Рассказ учит любить природу, не обижать животных, не давить пауков.

Учит доброте и отзывчивости.

Учит заступаться за беззащитных.

Краткий отзыв по рассказу «Не смей!» для читательского дневника:

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что большие дела начинаются с малых поступков.

Девочка не дала в обиду сенокосца, которому многие дети так любят отрывать длинные ноги.

И значит она вырастет защитницей природы.

Но и Фёдор задумался о том, что маленьких обижать нельзя.

Это хороший и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, что храбрость человека проистекает от сознания им своей правоты.

Мне очень понравилась Татьяна, которая не побоялась встать на защиту паучка.

Она добрая и отзывчивая девочка.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый из нас может внести свой вклад в дело защиты природы.

Не дать сломать ветку, поймать бабочку, разорить муравейник.

Пословицы к произведению:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна.

Источник

Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог первой квалификационной категории Грехова Елена Юрьевна).

Тема занятия:

Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима.

Цель занятия:

Сформировать первичные представления школьников о своеобразии познавательных произведений Э. Шима на материале сказок «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнашки».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Развитие интереса учащихся к миру животных, воспитание любви и сочувствия к «братьям нашим меньшим».

2. Развитие умения сотрудничать со сверстниками, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

3. Развитие умения осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

Предметные:

1. Знакомство с особенностью сказок Э.Шима.

2. Совершенствование читательских умений: сравнивать произведения на одну тему, воссоздавать в своем воображении образные картины.

Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса», выставка книг Э. Шима, портрет автора, картинки лягушки и ящерицы, слайды с изображением цветов и деревьев, картинки деревьев для физминутки, картинки кабанчика и косулёнка, клей-карандаш для учеников, пазлы – ландыша (6 шт.), листы для наклеивания (6 шт.), шаблоны косуленка и кабанчика.

Шим лесные сказки чему учит. shim1. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim1. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim1.

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Педагог: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (учитель читает стихотворение, дети закрывают глаза и слушают, происходит настрой на занятие).

Педагог: Итак, куда мы отправляемся? ( В лес ). Да, в любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? ( В весенний лес ). Почему вы так решили? Докажите.

– Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!

2. Определение темы и целей занятия

Педагог: Кто из писателей нам сегодня поможет увидеть красоту лесу, разгадать загадки природы, мы узнаем, отгадав ребус. У некоторых из вас на партах есть карточки с цифрами и буквами с двух сторон, вы должны выйти к доске и поставить букву.

Групповая работа, с отрудничество с одноклассниками.

У детей на партах карточки: с одной стороны – с буквами имени и фамилии писателя Эдуард Шим, а с другой – цифры от 1 до 9.).

Педагог: Итак, что же у нас получилось?

3. Выставка книг Э. Шима. Знакомство с книгами писателя. Воспитание читательских потребностей.

Педагог: Рассмотрите портрет писателя. Эдуард Шим писал о природе, о животных, рассказывал читателям необычные сказки. В своих книгах он стал необычным «переводчиком»: он переводит язык зверей и птиц на человеческий язык. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот.

Посмотрите, здесь у нас представлена выставка книг этого писателя. Эти книги прочитали ваши одноклассники, они сейчас вам о них расскажут.

Группа ребят из 4-5 человек рассказывает о прочитанных книгах по следующему плану:

Первичное обобщение.

– Можете ли вы сейчас сказать, что общего у всех книг, которые написал Э.Шим? Что помогло вам сделать это маленькое открытие? (Иллюстрации, названия, рассказ одноклассников).

4. Знакомство с произведениями Э. Шима

Педагог: О чём говорят звери, мы узнаем из первого произведения Э. Шима. А чей же мы разговор сейчас подслушаем, узнаем из загадок.

Дети отгадывают загадки:

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная сижу,
Дом на речке и в пруду. ( Лягушка)

Коль за хвост поймаешь,
Сразу понимаешь,
Хвост в руке, её уж нет,
Это от кого привет? ( Ящерица)

Педагог: Кто догадался, о ком будет произведение Э. Шима? Что из загадок вы узнали об этих животных?

– Ученики прочитают это произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие удивительные свойства этих животных раскрыл нам автор.

Чтение по ролям сказки-миниатюры Э.Шима «Лягушонок и Ящерка» (читают 2 подготовленных ученика). После этого дети делятся первичными впечатлениями.

Педагог: Предлагаю вам перечитать текст самостоятельно, при чтении обратите внимание на то, как автор называет героев. Подумайте, почему.

Дети читают текст самостоятельно. О тветы детей после чтения. (Названия героев: Лягушонок, Ящерка. Они маленькие, глупые).

После чтения беседа по вопросам:

Промежуточный вывод. Хотя эта сказка маленькая, но она нам дает новые знания о том, в чем особенности хвостов лягушки и ящерицы, чем они отличия друг от друга. Она познавательная, этим отличаются сказки Э.Шима от народных сказок о животных.

– А вы хотите ещё что-нибудь интересного узнать о природе? Тогда продолжаем наше путешествие вм есте с Эдуардом Шимом. Представьте: мы в весеннем лесу. Если мы пойдём на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем увидеть следующее.

Просмотр слайдов с изображением черемухи, ландыша, берёзы, одуванчика, подснежника.

Шим лесные сказки чему учит. shim4. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim4. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim4.

– Итак, что же мы увидели в лесу? ( Разные растения, которые появляются весной ).

– О каком из этих растений загадка – Белые горошки на зелёной ножке? (Весенний цветок – ландыш).

– Что вы о нем знаете?

– А вот что об этом цветке узнал Э. Шим – мы сейчас узнаем.

Первичное самостоятельное чтение сказки «Ландыш».

Проверка первичного восприятия:

– Насколько внимательно вы прочитали о ландыше, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопросы:

5. Творческая работа

Педагог: Мне хотелось, чтобы вы очень хорошо запомнили, как выглядит это растение вместе с ягодами. Для этого предлагаю выполнить творческое задание : собрать пазл ландыша, получившуюся картинку наклеить на лист.

Шим лесные сказки чему учит. shim5. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim5. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim5.

Дети выполняют задание в мини-группах по 4 человека.

Педагог: Конечно, это очень красивый цветок, и многие люди собирают их целыми охапками, чтобы поставить в вазу и любоваться. Что бы вы сказали таким людям? Как бы вы повели себя в таком лесу?

6. Физминутка для глаз.

Педагог: В лесу растут разные деревья, а знаете ли вы их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, а вы к нему поворачиваетесь.

По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, сирени. Дети находят глазами деревья.

7. Знакомство со сказкой «Полосы и пятнашки».

Театрализация

Педагог: А какую пользу деревья приносят животным? В следующем произведении Э.Шима мы узнаем, за что животные благодарят деревья.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса детей.

– Прочитайте слова на доске, которые встретятся в сказке.

Косулёнок
Кабанчик
Полосы
Пятнашки
Прятки
Заспорили
Медведица.

Педагог: Какие слова вам непонятны? Кто такой Косулёнок? (Лесной козлёночек, дети рассматривают картинку).

Шим лесные сказки чему учит. shim6. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim6. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim6.

Кто такой Кабанчик? (Лесной поросёнок, дети рассматривают картинку).

Шим лесные сказки чему учит. shim7. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim7. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim7.

– Попробуйте предположить по этим словам, о чём говорится в тексте. (Прием антиципации).

Заранее подготовленные ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».

Шим лесные сказки чему учит. shim3. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim3. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim3.

Педагог: Оправдались наши предположения перед чтением? Назовите героев сказки, что вы о них можете сказать?

Чтение сказки вслух по предложениям. После чтения беседа:

8. Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька». Групповая работа

Педагог: У вас на партах есть шаблоны наших героев, выберите любого из них, приклейте в один из прямоугольников на с.31 «Читательского портфеля» и попробуйте его спрятать так, как он спрятался от Медведицы. После выполнения задания о бменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, удалось ли ему спрятать зверька от Медведицы.

Выполнение работы в тетради на с. 31 (Задание №7). Взаимопроверка в парах.

Шим лесные сказки чему учит. shim2. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-shim2. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка shim2.

9. Подведение итога урока. Рефлексия. Развитие читательского интереса к книгам Э. Шима

Педагог: Мы сегодня знакомились со сказками Э. Шима, которые не просто интересны читателям, но в них есть ответы многие на занимательные вопросы. Ответ на какой вопрос вы узнали из этой сказки? ( Ответы детей).

– На нашем занятии мы сегодня знакомились с произведениями Э.Шима. Чем они вам запомнились? ( Ответы детей: сказки Эдуарда Шима о животных, растениях, природе, они познавательные).

– В спомните все сказки этого писателя, с которыми мы сегодня познакомились, и отметьте в тетради свое мнение как читателя об этих произведениях (задание в тетради №8 – читательская рефлексия).

– Итак, нам пора возвращаться в класс. Продолжите предложения (на доске, на индивидуальной карточке):

– Кому захотелось ещё прочитать другие сказки писателя Э.Шима? Где вы можете их найти? ( Ответы детей: в городской, в школьной, в домашней библиотеке). Наше занятие окончено.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Источник

Рецензии на книгу « Рассказы и сказки о природе » Эдуард Шим

Шим лесные сказки чему учит. zero. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-zero. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка zero.

Добавляю фотографии страниц с оставшимися рассказами и сказками.

Шим лесные сказки чему учит. zero. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-zero. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка zero.

«Вы когда-нибудь видели, как цветёт скромный гусиный лук? Подглядели, как милая певунья славка кормит своих птенцов? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава? Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый слышит, но умеет ли слушать? И как же много потеряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живёт удивительный мир лесов, полей, озёр и болот. Как удивительно красивы вырезные листья клёна или сверкающие на солнце ледяные сосульки.
А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающейся весны, золотого лета, плодоносной осени, снежной зимы не стоит того, чтобы её почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать насторожёнными ушами!
Кто же научит вас видеть и слушать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт вам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? На ваше счастье – есть. Старшие из них – Михаил Пришвин и Виталий Бианки. Вы, наверное, читали их Рассказы и сказки о природе. Но есть и другие, те, кого можно считать продолжателями, подхватившими волшебное слово старших. И среди них тот, чьи рассказы и сказки собраны в этой книге, Эдуард Шим.
Двадцать лет назад вышла его первая книжка о природе «Лето, на Корбе». С тех пор писатель становится вашим добрым рассказчиком и другом. Он пишет книги, которые помогают людям лучше видеть и лучше слышать, которые передают другим радость узнавания и понимания природы, радость какую он испытывает сам. Вот сборники рассказов – «Неслышные голоса», «Следы на воде», «Лесные разговоры». И вот эта книга рассказов и сказок. Они написаны, и это сразу чувствуется, человеком, влюблённым в красоту родных лесов и полей. У него приметливый взгляд и терпеливое внимание. Он умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы…»

Книжка замечательная, тёплая, добрая, а какие чудесные иллюстрации к ней нарисовали любимые Наталья Салиенко и Евгений Подколзин. В них столько по-настоящему русского, светлого, подлинного – рассматривать одно удовольствие.
Исполнено издание хорошо: твёрдая обложка, прошитый блок, плотные офсетные странички, шрифт некрупный, но чёткий, комфортный для чтения.

Источник

Шим лесные сказки чему учит

Серия «Библиотека начальной школы»

© Цыганков И. А., ил., 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Шим лесные сказки чему учит. i 001. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 001. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 001.

Шим лесные сказки чему учит. i 002. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 002. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 002.

Шим лесные сказки чему учит. i 003. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 003. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 003.

Кто копыто потерял?

Шим лесные сказки чему учит. i 004. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 004. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 004.

Шнырял Зайчонок по лесу, видит – на поляне пень стоит гнилой, а на пне – чьё-то большое копыто.

Серое гладкое копыто с коричневым ободком. Новенькое!

– Это кто же копыто потерял?! Вот ротозей-то, а? Небось теперь на трёх ногах ковыляет, плачется, да найти не может. Выручить, что ли, беднягу?

Сидит Зайчонок, раздумывает: «Чьё такое большое копыто? Какого зверя?»

Из ельника выбегает на поляну Кабан. Длинное рыло к земле опустил, пятачком вертит, нюхает. Будто ищет чего-то.

– Дяденька Кабан! – Зайчонок кричит. – Это не ты здесь копыто потерял?

– Почему думаешь, что я потерял? Ась?

– Да ты, дяденька, подслеповатенький! Небось и потерял!

– Хрюк! – Кабан говорит. – Насмешил. Я, может, лучший бегун в лесу! У меня копыта – хрю! – специальные. Сквозь такой бурелом проскочу, где все другие застрянут. По болотам сигаю. По кустам-камышам. Во́ у меня копыта какие, гляди!

Поглядел Зайчонок – верно, особенные копыта у Кабана. Вострые. Долгие. И раздвоенные. Совсем не похожи на обронённое…

Шим лесные сказки чему учит. i 005. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 005. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 005.

«Нет, – думает Зайчонок, – это кто-то другой потерял. Что ещё за звери есть с копытами?»

Выпрыгнула на полянку лесная Коза. Приседает на ножках, оглядывается. Ушки торчком.

– Тётенька, – Зайчонок кричит, – не ты здесь копыто потеряла?

– А почему думаешь, что я?

– Да ты, тётенька, пугливая! Небось с перепугу и потеряла!

– Ах ты, – говорит, – несмышлёный! Разве у меня такие копытца? У меня они точёные, лёгонькие! Я ведь – глянь-ка! – прямо по воздуху летаю!

Поглядел Зайчонок – верно, копытца у Козы как игрушечки. Совсем не похожи на обронённое. Значит, кто-то другой потерял.

Что за зверь в лесу с большими копытами, неуклюжими?

Шагает через полянку Лось. Горбоносую голову нагнул, будто высматривает чего-то. Бородой чуть не по земле метёт.

– Дедушка Лось! – кричит Зайчонок. – Это не ты здесь копыто потерял?

– Почему, пострел, на меня думаешь?

– Да ты, дедушка, старенький, забывчивый. Небось и потерял!

Качнул бородой Лось, усмехнулся.

– Я, – говорит, – зимой рога теряю. Это верно. Это со мной бывает…

– Вот, вот! Я и говорю! Потеряешь, дедушка, а найти не можешь?

– А я и не ищу. Весной у меня рога новые появляются. Будут ещё больше да грозней… А копыт мы, Лоси, не теряем. Нет у нас такого обычая. Гляди-ка: я на своих копытах по трясине шагаю. Как на лыжах! Нужда придёт – оборониться копытом могу. Хоть от Волка, хоть от Медведя. Мои копыта дорого стоят!

Поглядел Зайчонок – верно, грозные у Лося копыта. И удобные, по ноге присадистые.

– Ну кто же, – тогда Зайчонок говорит, – кто же вот это копыто потерял? Эту лепёху нескладную?!

– А никто не терял, – отвечает Лось.

– Да взялось-то оно откуда?!

Подскочил Зайчонок поближе, толкнул копыто – а оно не шевелится.

Подёргал, подёргал – не отрывается!

Приросло оно, что ли?!

И тут учуял Зайчонок, что от копыта лесным грибом пахнет.

– Да это же гриб, дедушка!!

Шим лесные сказки чему учит. i 006. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 006. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 006.

– Конечно, гриб, – отвечает Лось. – Гриб-трутовик. Ни съесть его, ни к делу пристроить… Уж такое копыто никчёмушное. Одному гнилому пню впору!

Как Воробей тёплый угол искал

Шим лесные сказки чему учит. i 007. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 007. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 007.

Жил да был на свете Воробей.

Не городской воробей – деревенский. Городские – те скучно привыкли одеваться, серенько. А этот расписной красавец: шапка на нём коричневая, на щеках чёрные наушники, и по каждому крылу две белые полоски пущены.

Летом хорошо жилось Воробью. И вольготно, и сытно. А пришла осень, и совсем худым стало житьё.

Льют дожди холодные, ветер-сиверко задувает, а еды так и вовсе не сыскать. Весь хлеб колхозники в амбары свезли, домашнюю птицу в сараи заперли, – нигде зёрнышка не украдёшь. Загоревал Воробей, да нечего делать. Ты птица сорная, бесполезная, никто тебя задарма голубить не станет. Сам живи.

Вот и надумал Воробей лететь куда глаза глядят.

«Хоть земля, – думает, – и круглая, но должен же найтись на ней тёплый угол… Авось найду!»

Долго ли, коротко летел – притомился. Воробьиные крылышки куцые, такие за море не унесут. Мах, мах – да и впопыхах.

Запыхался Воробей и сел на лесной опушке.

Видит – растут кругом частые кустики, болотные кочки торчат, и ходят между кочек белые птицы с чёрными хвостами.

– Здоро́во! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?

– Мы Белые Куропатки, – отвечают птицы. – А ты кто?

– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.

– Зачем тебе лететь? – удивились куропатки. – Оставайся с нами.

– А хорошо ли живёте?

– Уж куда лучше. Было нам холодно, мы в зимнее толстое перо оделись. И тепло, и не видно нас. Было по снегу неловко ходить, мы лыжи приспособили из пёрышков. Теперь не проваливаемся. Было голодно, мы длинные когти отрастили, теперь снег роем, ягоду выкапываем. Чем не житьё?

Шим лесные сказки чему учит. i 008. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 008. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 008.

– Ну, не-ет! – говорит Воробей. – Это не по мне. Забот полон рот: и шубу надо, и лыжи, да ещё ягоду копай. Прощайте!

Долго ли, коротко – добрался до светлого березничка. На ветку спустился. Видит – сидят на берёзе две птицы: обе пёстренькие, обе хохлатые.

– Здорово! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?

– Мы Рябчики, – отвечают птицы. – А ты кто?

– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.

– Зачем тебе лететь? – удивились рябчики. – С нами оставайся.

– А хорошо ли живёте?

– Уж куда лучше. Было нам голодно, мы взяли да гладких камушков наглотались. И теперь животы у нас любую еду перетрут: и хвою, и почки, и серёжки, и веточки… Что твоя мельница! Было нам холодно, да мы в снегу спать научились. Нырнём в снег, будто в перину – и до утра! Чем не житьё?

Шим лесные сказки чему учит. i 009. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 009. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 009.

– Ну, не-ет! – сказал Воробей. – И это не по мне. Чтоб я камни глотал да в снегу спал… Прощайте!

Долго ли, коротко – добрался до тёмного ельничка. На еловую лапу сел, огляделся. Видит – копошится рядом красная птица с носом, будто кривые ножницы.

– Здорово! – говорит Воробей. – Ты чей таков?

– Я Клёст, – отвечает птица. – А ты кто?

– Я, брат, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.

– Зачем тебе лететь? – удивился Клёст. – Оставайся со мной!

– А хорошо ли живёшь?

– Уж куда лучше. Было мне голодно, я себе – эвон! – какой хитрый нос смастерил. Что твои щипцы! Теперь шишки лущу, семена из них тащу, до того сытно! Было мне холодно, стал я гнездо рубить. Тёплое будет, хоть под Новый год птенцов выводи… Чем не житьё?

Источник

Шим лесные сказки чему учит

Немножко об авторе

Вы когда-нибудь видели, как цветёт скромный гусиный лук? Подглядели, как милая певунья славка кормит своих птенцов? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава? Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый слышит, но умеет ли слушать? И как же много потеряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живёт удивительный мир лесов, полей, озёр и болот. Как удивительно красивы вырезные листья клёна или сверкающие на солнце ледяные сосульки.

А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающейся весны, золотого лета, плодоносной осени, снежной зимы не стоит того, чтобы её почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать насторожёнными ушами!

Кто же научит вас видеть и слушать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт вам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? На ваше счастье — есть. Старшие из них — Михаил Пришвин и Виталий Бианки. Вы, наверное, читали их рассказы и сказки о природе. Но есть и другие, те, кого можно считать продолжателями, подхватившими волшебное слово старших. И среди них тот, чьи рассказы и сказки собраны в этой книге, Эдуард Шим.

Двадцать лет назад вышла его первая книжка о природе «Лето, на Корбе». С тех пор писатель становится вашим добрым рассказчиком и другом. Он пишет книги, которые помогают людям лучше видеть и лучше слышать, которые передают другим радость узнавания и понимания природы, радость какую он испытывает сам. Вот сборники рассказов — «Неслышные голоса», «Следы на воде», «Лесные разговоры». И вот эта книга рассказов и сказок. Они написаны, и это сразу чувствуется, человеком, влюблённым в красоту родных лесов и полей. У него приметливый взгляд и терпеливое внимание. Он умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы.

А когда станете постарше, — писатель придёт к вам с другими своими книгами. Он познакомит читателей с разными интересными людьми, их судьбами, характерами, встречами, делами («Мальчик в лесу», «Ваня песенки поёт»), И ещё, и это очень важно, он умеет увидеть и передать радость человеческого труда.

Прочитайте его «Деревянную книгу», и она откроет вам двери в мир, где действуют умные руки, умеющие делать настоящие вещи. И каждая страница — маленький гимн труду. Да и в тех рассказах, которые вы прочтёте в его книгах, счастье познания природы всегда сочетается хоть с крохотной, но обязательно кому-то нужной работой. У него у самого умелые руки, — он и писатель, и садовод, и столяр-краснодеревщик, и токарь, и слесарь. Поэтому и во многих рассказах своих он так влюблённо говорит не только о родной природе, но и о тех, кто умелыми руками помогает украшению нашей земли. Даже если это совсем маленькая и скромная работа.

И если, прочитав эти его рассказы, вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия и что-то самому сделать на радость другу, — добрый вам путь!

Шим лесные сказки чему учит. i 001. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 001. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 001.

Шёл я из школы домой. Ранней весной это было. Погода ненастная. С утра моросит дождь — надоедливый, одинаковый. Водопроводный какой-то. Распустил все дороги, из тропинок ручьи понаделал. Идти неловко, — ноги разъезжаются.

От школы до деревни — полтора километра. Пока я полпути прошёл, промок до карманов.

Дорога вдоль лесной опушки проложена. Вошёл я под деревья, а тут ещё хуже. Со всех ветвей капает, течёт, льётся. Струйка с берёзовой ветки мне за шиворот угодила.

Разозлился я. Мимоходом хлопнул берёзку кулаком.

— Ишь, — говорю, — расхныкалась!

Тряхнула берёзка ветками, окатила меня водой, как из лейки.

Охнул я от обиды. Стукнул ещё разок.

Ещё раз меня окатило.

Чуть я не заплакал.

Иду, злюсь, и до того мне противными кажутся и серое скучное небо, и хлябкая дорога, и мокрые деревья, что хоть не гляди. Скорей бы до дому добежать, что ли.

И тут я вспомнил, как из этого же самого места мне однажды уходить не хотелось. На охоте это было. В первый раз меня тогда со взрослыми взяли. И первый выстрел мой был вот здесь, около опушки.

Вспомнил я, как все мы — охотники — шли цепью и ждали, когда спереди или сбоку крикнут: «Береги!»

Это особенное слово такое, охотничье. Означает оно, что показался зверь, бежит на стрелков.

Как услышишь это слово, так уж и точно — береги. Береги всякий шорох, всякое движенье вокруг. Лови их, не пропускай. Уши напряги, глаза напряги, даже носом чуй!

Вот что по-охотничьи значит «береги!».

Хорошее слово. Сторожкое.

До того забылся я, что вдруг слышу это слово наяву. Близко так раздалось:

Может, это я сам сказал, а может, — почудилось.

Но «береги!» есть «береги!»

Навострились у меня уши, глаза сразу стали приглядистее.

Вижу — при дороге стоит старая ель. Нижние лапы у неё шатром висят. Сухой пригорушек под этим шатром, и даже кажется, что струится там тёплый воздух.

Вот тебе и дом — от непогоды схорониться.

Залез я под плотные лапы, сел, сумку положил. И сразу не стало для меня дождя и серого неба. Тепло, сухо.

И тогда я сам уже во второй раз говорю:

Пригляделся к деревьям. Вижу — не плачут они, а умываются. Ветки от дождя — блестящие, распаренные, словно из бани. И каждая ветка подчёркнута светлой цепочкой капелек. Будто вспотела.

А на земле, под деревьями, движутся прошлогодние бурые листья. Они движутся едва заметно, бесшумно, но упорно, как заведённые. С пригорков сползают в низинки, в ямы, и там оседают и прижимаются к земле.

А на пригорках распрямляются стебельки первой травы. Распрямляются и скидывают с себя цепкие старые листья…

Тайная работа идёт в лесу. Моется он, чистится, готовится надеть весенний наряд.

Рассмотрел я это и в третий раз говорю:

Качнулась впереди ветка. Желудёвого цвета пятнышко мелькнуло. Белка!

Вылетела на еловый сук — батюшки! — такая-то растрёпанная, мокрохвостая, сердитая… И будто в скакалочку заиграла: подпрыгивает на суку, старается, хвостом трясёт, а сама — ни с места.

Что за фокусы, растрёпа? Отряхиваешься, что ли?

Ухнула вниз и пропала в хвое.

Шим лесные сказки чему учит. i 002. Шим лесные сказки чему учит фото. Шим лесные сказки чему учит-i 002. картинка Шим лесные сказки чему учит. картинка i 002.

Поглядел я на землю.

Бегучий крохотный ручеёк звенит у пригорка. Вдруг на берегу ручейка земля вспучилась, разверзлась. Вылезли на белый свет две ладошки и розовый пятачок. Вот тебе на! — крот явился.

Захлюпал по воде, перебрался на другой берег и опять в землю нырнул. Дрыгнул хвостиком — только его и видели.

Тоже фокусник. Где нырять полагается, он пешком топает. А где все пешком ходят, там ныряет. Видать, — не захотел под ручейком подземный ход прокладывать. Наверно, земля там сырая, липкая. Завязнешь ещё.

На голову мне хвоя посыпалась. Раздвинул я ветви, глянул.

Качаются наверху лапы в красных штанишках. Это дятловы! Уцепился дятел за шишку и повис на носу. Так и висит. Подрыгивает.

Это он шишку так отрывает.

Шишка оборвалась, захлопали крылья — фррр! — умчался носастый. А передо мной — новое зрелище.

На кустик можжевельника, на колкие веточки опустилась весёлая стайка…

Не стану-ка я вам дальше рассказывать, что повидал в лесу тем дождливым и скучным днём. Интереснее вам самим поглядеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *