Шим лесные сказки чему учит
Эдуард Шим рассказ «Не смей»
Читательский дневник по рассказу «Не смей» Эдуарда Шима
Автор: Эдуард Юрьевич Шим
Название произведения: «Не смей»
Главные герои: Фёдор, Татьяна.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Татьяна — маленькая и добрая девочка.
Не дала в обиду паука.
Защитница. Любит природу.
Фёдор — строгий и озлобленный мальчишка.
Не любит, когда его дёргают.
Понял, что обижать слабых — это некрасиво.
Краткое содержание рассказа «Не смей»
Перед домом на песочнице постоянно играют дети.
Среди них есть атаман — Фёдор, а самая слабая девочка — Татьяна.
Однажды Фёдор хотел прихлопнуть паучка, но Татьяна вовремя заметила это и крикнула: «Не смей!».
И мальчик её послушал.
План рассказа:
Основная мысль рассказа «Не смей!»
Главная мысль рассказа в том, что нужно защищать меньших и слабых, беречь природу.
Основная идея рассказа в том, что нельзя обижать тех, кто слабее тебя.
Чему учит рассказ
Рассказ учит любить природу, не обижать животных, не давить пауков.
Учит доброте и отзывчивости.
Учит заступаться за беззащитных.
Краткий отзыв по рассказу «Не смей!» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что большие дела начинаются с малых поступков.
Девочка не дала в обиду сенокосца, которому многие дети так любят отрывать длинные ноги.
И значит она вырастет защитницей природы.
Но и Фёдор задумался о том, что маленьких обижать нельзя.
Это хороший и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что храбрость человека проистекает от сознания им своей правоты.
Мне очень понравилась Татьяна, которая не побоялась встать на защиту паучка.
Она добрая и отзывчивая девочка.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый из нас может внести свой вклад в дело защиты природы.
Не дать сломать ветку, поймать бабочку, разорить муравейник.
Пословицы к произведению:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна.
Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима
Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог первой квалификационной категории Грехова Елена Юрьевна).
Тема занятия:
Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима.
Цель занятия:
Сформировать первичные представления школьников о своеобразии познавательных произведений Э. Шима на материале сказок «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнашки».
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Развитие интереса учащихся к миру животных, воспитание любви и сочувствия к «братьям нашим меньшим».
2. Развитие умения сотрудничать со сверстниками, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
3. Развитие умения осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
Предметные:
1. Знакомство с особенностью сказок Э.Шима.
2. Совершенствование читательских умений: сравнивать произведения на одну тему, воссоздавать в своем воображении образные картины.
Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса», выставка книг Э. Шима, портрет автора, картинки лягушки и ящерицы, слайды с изображением цветов и деревьев, картинки деревьев для физминутки, картинки кабанчика и косулёнка, клей-карандаш для учеников, пазлы – ландыша (6 шт.), листы для наклеивания (6 шт.), шаблоны косуленка и кабанчика.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Педагог: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (учитель читает стихотворение, дети закрывают глаза и слушают, происходит настрой на занятие).
Педагог: Итак, куда мы отправляемся? ( В лес ). Да, в любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? ( В весенний лес ). Почему вы так решили? Докажите.
– Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!
2. Определение темы и целей занятия
Педагог: Кто из писателей нам сегодня поможет увидеть красоту лесу, разгадать загадки природы, мы узнаем, отгадав ребус. У некоторых из вас на партах есть карточки с цифрами и буквами с двух сторон, вы должны выйти к доске и поставить букву.
Групповая работа, с отрудничество с одноклассниками.
У детей на партах карточки: с одной стороны – с буквами имени и фамилии писателя Эдуард Шим, а с другой – цифры от 1 до 9.).
Педагог: Итак, что же у нас получилось?
3. Выставка книг Э. Шима. Знакомство с книгами писателя. Воспитание читательских потребностей.
Педагог: Рассмотрите портрет писателя. Эдуард Шим писал о природе, о животных, рассказывал читателям необычные сказки. В своих книгах он стал необычным «переводчиком»: он переводит язык зверей и птиц на человеческий язык. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот.
Посмотрите, здесь у нас представлена выставка книг этого писателя. Эти книги прочитали ваши одноклассники, они сейчас вам о них расскажут.
Группа ребят из 4-5 человек рассказывает о прочитанных книгах по следующему плану:
Первичное обобщение.
– Можете ли вы сейчас сказать, что общего у всех книг, которые написал Э.Шим? Что помогло вам сделать это маленькое открытие? (Иллюстрации, названия, рассказ одноклассников).
4. Знакомство с произведениями Э. Шима
Педагог: О чём говорят звери, мы узнаем из первого произведения Э. Шима. А чей же мы разговор сейчас подслушаем, узнаем из загадок.
Дети отгадывают загадки:
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная сижу,
Дом на речке и в пруду. ( Лягушка)
Коль за хвост поймаешь,
Сразу понимаешь,
Хвост в руке, её уж нет,
Это от кого привет? ( Ящерица)
Педагог: Кто догадался, о ком будет произведение Э. Шима? Что из загадок вы узнали об этих животных?
– Ученики прочитают это произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие удивительные свойства этих животных раскрыл нам автор.
Чтение по ролям сказки-миниатюры Э.Шима «Лягушонок и Ящерка» (читают 2 подготовленных ученика). После этого дети делятся первичными впечатлениями.
Педагог: Предлагаю вам перечитать текст самостоятельно, при чтении обратите внимание на то, как автор называет героев. Подумайте, почему.
Дети читают текст самостоятельно. О тветы детей после чтения. (Названия героев: Лягушонок, Ящерка. Они маленькие, глупые).
После чтения беседа по вопросам:
Промежуточный вывод. Хотя эта сказка маленькая, но она нам дает новые знания о том, в чем особенности хвостов лягушки и ящерицы, чем они отличия друг от друга. Она познавательная, этим отличаются сказки Э.Шима от народных сказок о животных.
– А вы хотите ещё что-нибудь интересного узнать о природе? Тогда продолжаем наше путешествие вм есте с Эдуардом Шимом. Представьте: мы в весеннем лесу. Если мы пойдём на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем увидеть следующее.
Просмотр слайдов с изображением черемухи, ландыша, берёзы, одуванчика, подснежника.
– Итак, что же мы увидели в лесу? ( Разные растения, которые появляются весной ).
– О каком из этих растений загадка – Белые горошки на зелёной ножке? (Весенний цветок – ландыш).
– Что вы о нем знаете?
– А вот что об этом цветке узнал Э. Шим – мы сейчас узнаем.
Первичное самостоятельное чтение сказки «Ландыш».
Проверка первичного восприятия:
– Насколько внимательно вы прочитали о ландыше, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопросы:
5. Творческая работа
Педагог: Мне хотелось, чтобы вы очень хорошо запомнили, как выглядит это растение вместе с ягодами. Для этого предлагаю выполнить творческое задание : собрать пазл ландыша, получившуюся картинку наклеить на лист.
Дети выполняют задание в мини-группах по 4 человека.
Педагог: Конечно, это очень красивый цветок, и многие люди собирают их целыми охапками, чтобы поставить в вазу и любоваться. Что бы вы сказали таким людям? Как бы вы повели себя в таком лесу?
6. Физминутка для глаз.
Педагог: В лесу растут разные деревья, а знаете ли вы их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, а вы к нему поворачиваетесь.
По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, сирени. Дети находят глазами деревья.
7. Знакомство со сказкой «Полосы и пятнашки».
Театрализация
Педагог: А какую пользу деревья приносят животным? В следующем произведении Э.Шима мы узнаем, за что животные благодарят деревья.
Словарная работа. Обогащение словарного запаса детей.
– Прочитайте слова на доске, которые встретятся в сказке.
Косулёнок
Кабанчик
Полосы
Пятнашки
Прятки
Заспорили
Медведица.
Педагог: Какие слова вам непонятны? Кто такой Косулёнок? (Лесной козлёночек, дети рассматривают картинку).
Кто такой Кабанчик? (Лесной поросёнок, дети рассматривают картинку).
– Попробуйте предположить по этим словам, о чём говорится в тексте. (Прием антиципации).
Заранее подготовленные ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».
Педагог: Оправдались наши предположения перед чтением? Назовите героев сказки, что вы о них можете сказать?
Чтение сказки вслух по предложениям. После чтения беседа:
8. Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька». Групповая работа
Педагог: У вас на партах есть шаблоны наших героев, выберите любого из них, приклейте в один из прямоугольников на с.31 «Читательского портфеля» и попробуйте его спрятать так, как он спрятался от Медведицы. После выполнения задания о бменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, удалось ли ему спрятать зверька от Медведицы.
Выполнение работы в тетради на с. 31 (Задание №7). Взаимопроверка в парах.
9. Подведение итога урока. Рефлексия. Развитие читательского интереса к книгам Э. Шима
Педагог: Мы сегодня знакомились со сказками Э. Шима, которые не просто интересны читателям, но в них есть ответы многие на занимательные вопросы. Ответ на какой вопрос вы узнали из этой сказки? ( Ответы детей).
– На нашем занятии мы сегодня знакомились с произведениями Э.Шима. Чем они вам запомнились? ( Ответы детей: сказки Эдуарда Шима о животных, растениях, природе, они познавательные).
– В спомните все сказки этого писателя, с которыми мы сегодня познакомились, и отметьте в тетради свое мнение как читателя об этих произведениях (задание в тетради №8 – читательская рефлексия).
– Итак, нам пора возвращаться в класс. Продолжите предложения (на доске, на индивидуальной карточке):
– Кому захотелось ещё прочитать другие сказки писателя Э.Шима? Где вы можете их найти? ( Ответы детей: в городской, в школьной, в домашней библиотеке). Наше занятие окончено.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.
Рецензии на книгу « Рассказы и сказки о природе » Эдуард Шим
Добавляю фотографии страниц с оставшимися рассказами и сказками.
«Вы когда-нибудь видели, как цветёт скромный гусиный лук? Подглядели, как милая певунья славка кормит своих птенцов? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава? Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый слышит, но умеет ли слушать? И как же много потеряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живёт удивительный мир лесов, полей, озёр и болот. Как удивительно красивы вырезные листья клёна или сверкающие на солнце ледяные сосульки.
А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающейся весны, золотого лета, плодоносной осени, снежной зимы не стоит того, чтобы её почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать насторожёнными ушами!
Кто же научит вас видеть и слушать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт вам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? На ваше счастье – есть. Старшие из них – Михаил Пришвин и Виталий Бианки. Вы, наверное, читали их Рассказы и сказки о природе. Но есть и другие, те, кого можно считать продолжателями, подхватившими волшебное слово старших. И среди них тот, чьи рассказы и сказки собраны в этой книге, Эдуард Шим.
Двадцать лет назад вышла его первая книжка о природе «Лето, на Корбе». С тех пор писатель становится вашим добрым рассказчиком и другом. Он пишет книги, которые помогают людям лучше видеть и лучше слышать, которые передают другим радость узнавания и понимания природы, радость какую он испытывает сам. Вот сборники рассказов – «Неслышные голоса», «Следы на воде», «Лесные разговоры». И вот эта книга рассказов и сказок. Они написаны, и это сразу чувствуется, человеком, влюблённым в красоту родных лесов и полей. У него приметливый взгляд и терпеливое внимание. Он умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы…»
Книжка замечательная, тёплая, добрая, а какие чудесные иллюстрации к ней нарисовали любимые Наталья Салиенко и Евгений Подколзин. В них столько по-настоящему русского, светлого, подлинного – рассматривать одно удовольствие.
Исполнено издание хорошо: твёрдая обложка, прошитый блок, плотные офсетные странички, шрифт некрупный, но чёткий, комфортный для чтения.
Шим лесные сказки чему учит
Серия «Библиотека начальной школы»
© Цыганков И. А., ил., 2021
© ООО «Издательство АСТ», 2021
Кто копыто потерял?
Шнырял Зайчонок по лесу, видит – на поляне пень стоит гнилой, а на пне – чьё-то большое копыто.
Серое гладкое копыто с коричневым ободком. Новенькое!
– Это кто же копыто потерял?! Вот ротозей-то, а? Небось теперь на трёх ногах ковыляет, плачется, да найти не может. Выручить, что ли, беднягу?
Сидит Зайчонок, раздумывает: «Чьё такое большое копыто? Какого зверя?»
Из ельника выбегает на поляну Кабан. Длинное рыло к земле опустил, пятачком вертит, нюхает. Будто ищет чего-то.
– Дяденька Кабан! – Зайчонок кричит. – Это не ты здесь копыто потерял?
– Почему думаешь, что я потерял? Ась?
– Да ты, дяденька, подслеповатенький! Небось и потерял!
– Хрюк! – Кабан говорит. – Насмешил. Я, может, лучший бегун в лесу! У меня копыта – хрю! – специальные. Сквозь такой бурелом проскочу, где все другие застрянут. По болотам сигаю. По кустам-камышам. Во́ у меня копыта какие, гляди!
Поглядел Зайчонок – верно, особенные копыта у Кабана. Вострые. Долгие. И раздвоенные. Совсем не похожи на обронённое…
«Нет, – думает Зайчонок, – это кто-то другой потерял. Что ещё за звери есть с копытами?»
Выпрыгнула на полянку лесная Коза. Приседает на ножках, оглядывается. Ушки торчком.
– Тётенька, – Зайчонок кричит, – не ты здесь копыто потеряла?
– А почему думаешь, что я?
– Да ты, тётенька, пугливая! Небось с перепугу и потеряла!
– Ах ты, – говорит, – несмышлёный! Разве у меня такие копытца? У меня они точёные, лёгонькие! Я ведь – глянь-ка! – прямо по воздуху летаю!
Поглядел Зайчонок – верно, копытца у Козы как игрушечки. Совсем не похожи на обронённое. Значит, кто-то другой потерял.
Что за зверь в лесу с большими копытами, неуклюжими?
Шагает через полянку Лось. Горбоносую голову нагнул, будто высматривает чего-то. Бородой чуть не по земле метёт.
– Дедушка Лось! – кричит Зайчонок. – Это не ты здесь копыто потерял?
– Почему, пострел, на меня думаешь?
– Да ты, дедушка, старенький, забывчивый. Небось и потерял!
Качнул бородой Лось, усмехнулся.
– Я, – говорит, – зимой рога теряю. Это верно. Это со мной бывает…
– Вот, вот! Я и говорю! Потеряешь, дедушка, а найти не можешь?
– А я и не ищу. Весной у меня рога новые появляются. Будут ещё больше да грозней… А копыт мы, Лоси, не теряем. Нет у нас такого обычая. Гляди-ка: я на своих копытах по трясине шагаю. Как на лыжах! Нужда придёт – оборониться копытом могу. Хоть от Волка, хоть от Медведя. Мои копыта дорого стоят!
Поглядел Зайчонок – верно, грозные у Лося копыта. И удобные, по ноге присадистые.
– Ну кто же, – тогда Зайчонок говорит, – кто же вот это копыто потерял? Эту лепёху нескладную?!
– А никто не терял, – отвечает Лось.
– Да взялось-то оно откуда?!
Подскочил Зайчонок поближе, толкнул копыто – а оно не шевелится.
Подёргал, подёргал – не отрывается!
Приросло оно, что ли?!
И тут учуял Зайчонок, что от копыта лесным грибом пахнет.
– Да это же гриб, дедушка!!
– Конечно, гриб, – отвечает Лось. – Гриб-трутовик. Ни съесть его, ни к делу пристроить… Уж такое копыто никчёмушное. Одному гнилому пню впору!
Как Воробей тёплый угол искал
Жил да был на свете Воробей.
Не городской воробей – деревенский. Городские – те скучно привыкли одеваться, серенько. А этот расписной красавец: шапка на нём коричневая, на щеках чёрные наушники, и по каждому крылу две белые полоски пущены.
Летом хорошо жилось Воробью. И вольготно, и сытно. А пришла осень, и совсем худым стало житьё.
Льют дожди холодные, ветер-сиверко задувает, а еды так и вовсе не сыскать. Весь хлеб колхозники в амбары свезли, домашнюю птицу в сараи заперли, – нигде зёрнышка не украдёшь. Загоревал Воробей, да нечего делать. Ты птица сорная, бесполезная, никто тебя задарма голубить не станет. Сам живи.
Вот и надумал Воробей лететь куда глаза глядят.
«Хоть земля, – думает, – и круглая, но должен же найтись на ней тёплый угол… Авось найду!»
Долго ли, коротко летел – притомился. Воробьиные крылышки куцые, такие за море не унесут. Мах, мах – да и впопыхах.
Запыхался Воробей и сел на лесной опушке.
Видит – растут кругом частые кустики, болотные кочки торчат, и ходят между кочек белые птицы с чёрными хвостами.
– Здоро́во! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?
– Мы Белые Куропатки, – отвечают птицы. – А ты кто?
– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.
– Зачем тебе лететь? – удивились куропатки. – Оставайся с нами.
– А хорошо ли живёте?
– Уж куда лучше. Было нам холодно, мы в зимнее толстое перо оделись. И тепло, и не видно нас. Было по снегу неловко ходить, мы лыжи приспособили из пёрышков. Теперь не проваливаемся. Было голодно, мы длинные когти отрастили, теперь снег роем, ягоду выкапываем. Чем не житьё?
– Ну, не-ет! – говорит Воробей. – Это не по мне. Забот полон рот: и шубу надо, и лыжи, да ещё ягоду копай. Прощайте!
Долго ли, коротко – добрался до светлого березничка. На ветку спустился. Видит – сидят на берёзе две птицы: обе пёстренькие, обе хохлатые.
– Здорово! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?
– Мы Рябчики, – отвечают птицы. – А ты кто?
– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.
– Зачем тебе лететь? – удивились рябчики. – С нами оставайся.
– А хорошо ли живёте?
– Уж куда лучше. Было нам голодно, мы взяли да гладких камушков наглотались. И теперь животы у нас любую еду перетрут: и хвою, и почки, и серёжки, и веточки… Что твоя мельница! Было нам холодно, да мы в снегу спать научились. Нырнём в снег, будто в перину – и до утра! Чем не житьё?
– Ну, не-ет! – сказал Воробей. – И это не по мне. Чтоб я камни глотал да в снегу спал… Прощайте!
Долго ли, коротко – добрался до тёмного ельничка. На еловую лапу сел, огляделся. Видит – копошится рядом красная птица с носом, будто кривые ножницы.
– Здорово! – говорит Воробей. – Ты чей таков?
– Я Клёст, – отвечает птица. – А ты кто?
– Я, брат, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.
– Зачем тебе лететь? – удивился Клёст. – Оставайся со мной!
– А хорошо ли живёшь?
– Уж куда лучше. Было мне голодно, я себе – эвон! – какой хитрый нос смастерил. Что твои щипцы! Теперь шишки лущу, семена из них тащу, до того сытно! Было мне холодно, стал я гнездо рубить. Тёплое будет, хоть под Новый год птенцов выводи… Чем не житьё?
Шим лесные сказки чему учит
Немножко об авторе
Вы когда-нибудь видели, как цветёт скромный гусиный лук? Подглядели, как милая певунья славка кормит своих птенцов? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава? Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый слышит, но умеет ли слушать? И как же много потеряет тот, кто не подглядел и не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живёт удивительный мир лесов, полей, озёр и болот. Как удивительно красивы вырезные листья клёна или сверкающие на солнце ледяные сосульки.
А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающейся весны, золотого лета, плодоносной осени, снежной зимы не стоит того, чтобы её почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать насторожёнными ушами!
Кто же научит вас видеть и слушать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт вам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? На ваше счастье — есть. Старшие из них — Михаил Пришвин и Виталий Бианки. Вы, наверное, читали их рассказы и сказки о природе. Но есть и другие, те, кого можно считать продолжателями, подхватившими волшебное слово старших. И среди них тот, чьи рассказы и сказки собраны в этой книге, Эдуард Шим.
Двадцать лет назад вышла его первая книжка о природе «Лето, на Корбе». С тех пор писатель становится вашим добрым рассказчиком и другом. Он пишет книги, которые помогают людям лучше видеть и лучше слышать, которые передают другим радость узнавания и понимания природы, радость какую он испытывает сам. Вот сборники рассказов — «Неслышные голоса», «Следы на воде», «Лесные разговоры». И вот эта книга рассказов и сказок. Они написаны, и это сразу чувствуется, человеком, влюблённым в красоту родных лесов и полей. У него приметливый взгляд и терпеливое внимание. Он умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы.
А когда станете постарше, — писатель придёт к вам с другими своими книгами. Он познакомит читателей с разными интересными людьми, их судьбами, характерами, встречами, делами («Мальчик в лесу», «Ваня песенки поёт»), И ещё, и это очень важно, он умеет увидеть и передать радость человеческого труда.
Прочитайте его «Деревянную книгу», и она откроет вам двери в мир, где действуют умные руки, умеющие делать настоящие вещи. И каждая страница — маленький гимн труду. Да и в тех рассказах, которые вы прочтёте в его книгах, счастье познания природы всегда сочетается хоть с крохотной, но обязательно кому-то нужной работой. У него у самого умелые руки, — он и писатель, и садовод, и столяр-краснодеревщик, и токарь, и слесарь. Поэтому и во многих рассказах своих он так влюблённо говорит не только о родной природе, но и о тех, кто умелыми руками помогает украшению нашей земли. Даже если это совсем маленькая и скромная работа.
И если, прочитав эти его рассказы, вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия и что-то самому сделать на радость другу, — добрый вам путь!
Шёл я из школы домой. Ранней весной это было. Погода ненастная. С утра моросит дождь — надоедливый, одинаковый. Водопроводный какой-то. Распустил все дороги, из тропинок ручьи понаделал. Идти неловко, — ноги разъезжаются.
От школы до деревни — полтора километра. Пока я полпути прошёл, промок до карманов.
Дорога вдоль лесной опушки проложена. Вошёл я под деревья, а тут ещё хуже. Со всех ветвей капает, течёт, льётся. Струйка с берёзовой ветки мне за шиворот угодила.
Разозлился я. Мимоходом хлопнул берёзку кулаком.
— Ишь, — говорю, — расхныкалась!
Тряхнула берёзка ветками, окатила меня водой, как из лейки.
Охнул я от обиды. Стукнул ещё разок.
Ещё раз меня окатило.
Чуть я не заплакал.
Иду, злюсь, и до того мне противными кажутся и серое скучное небо, и хлябкая дорога, и мокрые деревья, что хоть не гляди. Скорей бы до дому добежать, что ли.
И тут я вспомнил, как из этого же самого места мне однажды уходить не хотелось. На охоте это было. В первый раз меня тогда со взрослыми взяли. И первый выстрел мой был вот здесь, около опушки.
Вспомнил я, как все мы — охотники — шли цепью и ждали, когда спереди или сбоку крикнут: «Береги!»
Это особенное слово такое, охотничье. Означает оно, что показался зверь, бежит на стрелков.
Как услышишь это слово, так уж и точно — береги. Береги всякий шорох, всякое движенье вокруг. Лови их, не пропускай. Уши напряги, глаза напряги, даже носом чуй!
Вот что по-охотничьи значит «береги!».
Хорошее слово. Сторожкое.
До того забылся я, что вдруг слышу это слово наяву. Близко так раздалось:
Может, это я сам сказал, а может, — почудилось.
Но «береги!» есть «береги!»
Навострились у меня уши, глаза сразу стали приглядистее.
Вижу — при дороге стоит старая ель. Нижние лапы у неё шатром висят. Сухой пригорушек под этим шатром, и даже кажется, что струится там тёплый воздух.
Вот тебе и дом — от непогоды схорониться.
Залез я под плотные лапы, сел, сумку положил. И сразу не стало для меня дождя и серого неба. Тепло, сухо.
И тогда я сам уже во второй раз говорю:
Пригляделся к деревьям. Вижу — не плачут они, а умываются. Ветки от дождя — блестящие, распаренные, словно из бани. И каждая ветка подчёркнута светлой цепочкой капелек. Будто вспотела.
А на земле, под деревьями, движутся прошлогодние бурые листья. Они движутся едва заметно, бесшумно, но упорно, как заведённые. С пригорков сползают в низинки, в ямы, и там оседают и прижимаются к земле.
А на пригорках распрямляются стебельки первой травы. Распрямляются и скидывают с себя цепкие старые листья…
Тайная работа идёт в лесу. Моется он, чистится, готовится надеть весенний наряд.
Рассмотрел я это и в третий раз говорю:
Качнулась впереди ветка. Желудёвого цвета пятнышко мелькнуло. Белка!
Вылетела на еловый сук — батюшки! — такая-то растрёпанная, мокрохвостая, сердитая… И будто в скакалочку заиграла: подпрыгивает на суку, старается, хвостом трясёт, а сама — ни с места.
Что за фокусы, растрёпа? Отряхиваешься, что ли?
Ухнула вниз и пропала в хвое.
Поглядел я на землю.
Бегучий крохотный ручеёк звенит у пригорка. Вдруг на берегу ручейка земля вспучилась, разверзлась. Вылезли на белый свет две ладошки и розовый пятачок. Вот тебе на! — крот явился.
Захлюпал по воде, перебрался на другой берег и опять в землю нырнул. Дрыгнул хвостиком — только его и видели.
Тоже фокусник. Где нырять полагается, он пешком топает. А где все пешком ходят, там ныряет. Видать, — не захотел под ручейком подземный ход прокладывать. Наверно, земля там сырая, липкая. Завязнешь ещё.
На голову мне хвоя посыпалась. Раздвинул я ветви, глянул.
Качаются наверху лапы в красных штанишках. Это дятловы! Уцепился дятел за шишку и повис на носу. Так и висит. Подрыгивает.
Это он шишку так отрывает.
Шишка оборвалась, захлопали крылья — фррр! — умчался носастый. А передо мной — новое зрелище.
На кустик можжевельника, на колкие веточки опустилась весёлая стайка…
Не стану-ка я вам дальше рассказывать, что повидал в лесу тем дождливым и скучным днём. Интереснее вам самим поглядеть.