с какого возраста надо учить ребенка читать
Во сколько лет ребенок должен уметь читать
Умение читать – один из базовых социальных навыков человека. Без него невозможно получать и передавать информацию, потому такое умение должно быть развито у каждого человека. Современные родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения он уже имел некоторую базу знаний. Так когда ребенку нужно начинать заниматься в этом направлении?
Содержание:
Когда начинаем
У специалистов нет единого мнения по поводу раннего обучения детей чтению, нет его и у родителей. Кто-то считает, что ребенок должен получить базовые навыки чтения еще до поступления в школу: это позволит легче адаптироваться к образовательному процессу. Другие уверены, что научить малыша читать должен учитель в 1 классе, так как излишне раннее начало учебы вредно для детей: пусть они пока наслаждаются детством.
Слишком раннее обучение – почему это вредно
Развитие когнитивных способностей ребенка проходит по некоторым закономерностям, определенными этапами, изменять его или ускорять нежелательно, а часто и вовсе невозможно. До пяти лет дети мыслят образно – картинками, а воспринимать информацию в виде букв, цифр или других знаков им трудно. И даже поняв общий принцип чтения, маленькие ученики читают, но не могут понять суть написанного.
Раннее обучение чтению может привести к проблемам со здоровьем:
Усиленные занятия могут разбалансировать развитие разных видов мышления у ребенка: упор будет сделан на логическом, а образное будет «заброшено». Да, ребенок станет лучше запоминать, говорить, анализировать, логически мыслить, но развитие правого полушария будет замедлено, а ведь оно отвечает за не менее важные мечты, эмоции, понимание музыки и цвета. Эмоциональное развитие малыша будет несколько приторможено, и в старшем возрасте это может откликнуться серьезными проблемами в виде:
Известно, что многие вундеркинды развиты с самого раннего детства, но чаще всего, взрослея, они не имеют счастья и мало приспособлены к реалиям окружающего мира. Потому важнее вырастить из ребенка социально приспособленного человека, чем научить его читать слишком рано.
Что говорят специалисты
Психологи, психофизиологи и другие специалисты рекомендуют начинать учить дошкольника читать не ранее, чем ему исполнится 5 лет, но при этом он должен быть готов к обучению. Об этом говорят:
Здоровый ребенок в пять лет обычно обладает всеми этими навыками. И в этом возрасте пора знакомиться с буквами и звуками, тогда к моменту поступления в 1 класс ребенок освоит чтение на достаточном уровне.
Можно ли привить любовь к чтению
Мало научить ребенка читать – ему еще нужно привить любовь к этому занятию. Рассматривайте любимые книги и читайте их, изучайте иллюстрации, знакомьтесь с приключениями персонажей. Важно, чтобы старшие члены семьи показали малышу, что чтение – это удивительная познавательная возможность, а не постылая повинность. Полезным будет, если ребенок видел в своем близком окружении людей с книгами, тогда он, подражая им, сам захочет окунуться в мир литературы.
Первые уроки чтения следует проводить в формате игры: так материал будет усваиваться ребенком легче и лучше, малыш не будет успевать терять во время занятия концентрацию внимания, избежит стрессовых переживаний.
Выбираем методику обучения
Методик, позволяющих научить ребенка читать, сегодня множество, важно выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.
Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором). Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам.
Немало методик основано на использовании кубиков или табличек. Они удобны и интересны, но часто подвергаются критике со стороны школьных учителей. Считается, что такое обучение пропускает очень важную составляющую – базовое знакомство с алфавитом.
Самые известные из таких методик:
Методика Монтессори – еще один известный вариант обучения. Малыши сначала осваивают письмо, потом переходят к знакомству с буквами, а затем учатся читать слоги.
Есть ли минусы у домашнего обучения чтению
Отсутствие системности – основная проблема самостоятельных уроков по обучению чтению. Кроме того, дома родители обычно пропускают такую важную часть занятий, как звуковой разбор слова, также у ребенка могут возникнуть сложности с разбивкой слов на слоги. Эту ошибку исправить впоследствии бывает непросто, потому лучше сразу поручить профессиональному педагогу обучать ребенка грамоте. Это может быть как частный репетитор, так и преподаватель подготовительных курсов перед первым классом – такие занятия сегодня проводятся буквально в каждой школе.
Несколько важных деталей
Если вы решили обучать ребенка чтению дома, важно придерживаться нескольких правил. Вся учеба должна быть построена по принципу «От простого к сложному», то есть сначала нужно выучить буквы и звуки, затем их можно начинать составлять в слоги и только потом переходить к целым словам. Применяйте изученный материал на практике: ищите знакомые буквы на вывесках во время прогулки, пишите их на песку или на снегу, лепите их из пластилина, выкладывайте из бусинок.
Для занятий нужно обустроить уголок с удобным стулом и столом либо партой, правильным освещением. Первые уроки не должны длиться дольше 10-15 минут, не нужно допускать переутомления ученика. После окончания их следует навести порядок на рабочем месте, убрать за собой книги и учебные принадлежности.
Уроки должны проходить регулярно, однако нехорошей идеей будет проводить занятие, если ученик более или находится в плохом настроении. За каждое учебное достижение малыша обязательно нужно похвалить.
Как и когда правильно учить ребенка читать?
Содержание
Чтение — один из необходимых навыков, без которого невозможно полноценно существовать в обществе. Как правильно учить ребёнка читать и с чего следует начать, рассказываем в этом материале.
В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать
Родителям часто кажется, что чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Но стоит понимать, что главная цель — не научить малыша читать как можно скорее, а сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Ведь если ещё до школы учёба у ребёнка будет ассоциироваться с негативом, то пользы этот навык приносить не будет.
Научить читать — задача школы. Если он придёт в 1 класс и будет читать слишком хорошо, то учиться ему будет неинтересно, это может отбить мотивацию на все будущие годы обучения. Поэтому учить читать с 2 лет не нужно.
Как понять, что ребёнок готов к обучению
Перед тем, как начать учить ребёнка читать, следует понять, готов он к обучению или нет. Есть несколько признаков, по которым можно это определить:
Какие проблемы существуют при обучении детей
Первое, с чего начинается тренировка навыка чтения, — алфавит. Распространённая ошибка родителей — учить алфавит именно по названию букв: «А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ)». Если изучать алфавит таким образом, то у ребёнка в дальнейшем будут проблемы с чтением. Например, слово «папа» он будет читать как «пэ-а-пэ-а». Поэтому важно учить именно звуки.
Существует определённый алгоритм изучения алфавита:
Учить буквы удобно через карточки. На карточке напишите заглавные буквы, например: гласные — красным цветом, согласные — чёрным. На обороте укажите звуки, которые надо произносить. Следите за произношением и, если ребёнок забывает, как произносить звук, подсказывайте ему. Так он поймёт, какие звуки можно тянуть, а какие нет.
Сначала возьмите 3–4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Важно, чтобы сначала малыш указывал на букву, не произнося её. Например, вы называете букву, а он показывает на соответствующую карточку. Наблюдайте за тем, как он справляется с задачей: если он указывает на правильные карточки без ошибок, можно переходить к следующему этапу — говорить вслух. Таким образом за неделю можно выучить все буквы и звуки.
После этого можно браться за слоги. Двигайтесь от простого к сложному: сначала двухбуквенные, потом трёхбуквенные. Первое время лучше брать открытые слоги: «по-па-пу-ро». Напишите их в столбик и объясните, как их читать, попросите повторить. Затем перемешайте, и пусть он прочитает их снова.
Главное в этом упражнении, чтобы ребёнок читал столбики много раз, доводя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбиков — можно взять даже 2–3 — а качество прочтения, чтобы произношение крепко фиксировалось в памяти.
Только после того, как малыш понял произношение слогов, можете переходить к следующему этапу — коротким словам. Также напишите в столбик слова (например: кот, пот, ток, бок) и попросите прочитать их. Главное, доводить каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать без запинок все слова целиком, не развивая слоговое чтение.
Помните, что чтение слогов — важный этап, его нужно хорошо закрепить. Это может занять много времени, но не нужно спешить и переходить на слова.
Чтобы малышу было проще и интереснее изучать слоги, попробуйте добавить в занятия несколько упражнений.
1. Восприятие слогов целиком.
Кладите буквы на расстоянии, пусть он читает их, переводя взгляд, а затем кладите вплотную. Заменяйте гласные, потом согласные — так будут появляться новые варианты.
Положите согласные и гласные вразброс. Спросите у ребёнка, какие буквосочетания он хочет прочитать. Пусть выбирает буквы сам. Он может переставлять их и класть рядом или водить указкой от одной буквы к другой.
Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности — в дальнейшем это поможет с лёгкостью читать слова со школьной доски.
2. Соотнесение читаемого слога со слышимым.
Разрежьте азбуку. Называйте один слог и просите ребёнка сложить его из букв.
3. Чтение слогов про себя.
Попросите малыша прочитать слоги про себя, затем повторить их вслух. Можно также попросить его слегка шевелить губами при чтении, чтобы вы смогли угадать, что он прочёл. Иногда ошибайтесь, чтобы он вас поправлял.
4. Чтение «осмысленных» слогов.
Придавайте слогам смысл, будто словам. Читайте ребёнку предложения, в которых есть слова-слоги. Используйте звукоподражания и усечённые слова. Помещайте их в конец предложения, тогда прочитать их поможет смысловая догадка. Затем помещайте слоги в начало и середину предложения, чтобы ребёнок читал внимательнее.
Я и ты — это МЫ. Мальчик зовёт бабушку: «БА». Змея шипит: «Шу!» МА — так кто-то зовёт маму. «ЛА-ЛА-ЛА», — так поёт девочка. «ДА», — ответил мальчик. Девочка сказала: «НА!» — и дала собачке косточку. Корабль плывёт ПО морю.
Чтобы обучение было эффективным, ребёнку оно должно нравиться. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игры, добавьте их в процесс обучения.
При выполнении заданий называйте буквы сами, не требуйте этого от ребёнка. Пока он не запомнил буквы глазами, нет смыла соотносить их со звуками.
Какие методики обучения существуют
Существует много действенных методик, помогающих малышу освоить чтение. Рассмотрим самые популярные из них.
Методика «Занять высоту»
Суть в том, чтобы поставить навык чтения на небольшом подмножестве букв. Выберите 3 буквы, например согласные К, Т, П и гласные О, А. Затем с помощью карточек выучите эти буквы, доведите до автоматизма, а потом составьте из них слоги: «по», «ка», «та», «то». Начинать лучше с открытых слогов и не брать гласные, которые смягчают согласные.
Когда ребёнок научится их читать, дайте ему короткие слова: пот, ток, кот. Так малыш может научиться читать даже за один день. Будучи в восторге от своих достижений, в дальнейшем он будет с радостью учить все остальные буквы. Обязательно подкрепите его старания положительной мотивацией, сказав: «Смотри, как всё легко! Буковок осталось 25–30 штук. Ты их выучишь и будешь так же прекрасно читать».
Главная задача родителей — не гнаться за быстрым результатом, особенно на этапе чтения открытых слогов, а постепенно усложнять задачу: переходить к слогам только тогда, когда малыш идеально знает все звуки. Когда он поймёт, как произносятся слоги, берите короткие слова. А когда уже и они будут даваться ребёнку легко, переходите к чтению несложных предложений.
Данная методика помогает ребёнку освоить и буквы, и слоги, а также понять, в чём различие гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Отличительная особенность методики — 52 кубика разных цветов и размеров, на каждом из которых изображены сочетания согласной и гласной буквы. На больших кубиках изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Вам необходимо самостоятельно пропевать эти сочетания, чтобы ребёнок лучше их запоминал. Так занятия будут проходить быстрее и эффективнее.
Карточки Домана
Этот метод помогает ребёнку запоминать слова целиком: от простых (мама, папа) до сложных (арбуз, яблоко). Для начала покажите ребёнку первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Затем попросите повторить. Когда он освоит карточки, можно переходить к составлению словосочетаний. Плюс этой методики в том, что она не только помогает запоминать много слов, но и хорошо развивает память.
Методика Марии Монтессори
Суть методики в том, что ребёнку необходимо сначала нарисовать букву и только потом произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички. Затем попросите ребёнка пальцем обвести их контур и назвать звук. После того как малыш выучит согласные и гласные звуки, можно переходить к словам и несложным фразам. Таким образом он не только научиться читать, но и будет развивать мелкую моторику и логику.
Методика Ольги Соболевой
Данная методика рассчитана на детей 5–5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на строчке текста. Суть метода в том, чтобы малыш запоминал буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. Важно учитывать, как вашему ребёнку легче воспринимать информацию: визуально, аудиально или кинестетически. Плюс в том, что вместе с обучением чтению у ребёнка развивается фантазия, память и внимание.
В дошкольном возрасте самый эффективный способ обучения — игра, а не обычные занятия, на которых родитель выступает в роли строгого учителя. Любознательность ребёнка — ваш главный помощник в обучении. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьётесь нужного результата.
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Рассказываем, как и с какого возраста начинать обучение ребёнка чтению и какими методиками пользоваться.
Когда учить ребёнка читать
Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.
Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги Соболевой
Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Как научить ребёнка читать по слогам
Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их.
Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.
Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.
Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.
Упражнения для обучения чтению
В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.
Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким:
Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:
Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:
Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Резюме
Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:
Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.