ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы»

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. b942a3e194c0c207a22b56c5544c49c4. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-b942a3e194c0c207a22b56c5544c49c4. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка b942a3e194c0c207a22b56c5544c49c4. Екатерина Владимировна
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы»

Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.

Если же при систематической работе по обучению чтению ученик не узнаёт «в лицо» изученную букву, не воспроизводите графически, путает с другими буквами, то необходимо срочно обратиться к неврологу, так как эти трудности могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития ребёнка, обусловленной нарушением кровотока в шейном отделе позвоночника в результате родовой травмы, которая чаще всего проявляется в начале обучения в первом классе.

Некоторые из этих нарушений видны невооружённым глазом (повышенная подвижность, утомляемость, негативизм, жалобы на головную боль, тошноту, плаксивость)и сразу привлекают к себе внимание и настораживают учителя и родителей.

Другие же нарушения можно выявить, лишь проведя специальное обследование.

Возможно, у ребёнкаимеется одно из следующих нарушений:

Недоразвитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания;

Затруднена ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве (не может правильно показать и назвать правую руку, левую ногу и т. п., сказать, что находится справа или слева от него);

Поздняя латерализация, когда у ребёнка не сформировалась ведущая роль одного из полушарий головного мозга, что и определяет ведущую роль конечностей, ведущий глаз, ведущее ухо;

Переучивание истинного левши;

Трудности в установлении связи между звуком и буквой, обусловленные недоразвитием зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти;

Нарушение поведения и учебой мотивации (легко отвлекается, устаёт, не может долго заниматься одним делом, преобладают игровые интересы, не сформирована позиция школьника).

Большинство указанных проблем связано с нарушением в работе центральной нервной системы.

Только квалифицированный врач-невролог может, проведя соответствующее обследование неврологического статуса ребёнка, установить первопричину трудностей, дать грамотные рекомендации и подобрать, если необходимо, соответствующее лечение.

Задача родителей-скрупулёзно выполнять все назначения врача.

И тогда работа с проблемным ребёнком,подкрепляемая наблюдением и лечением невролога по устранению любой речевой патологии, куда включается формирование чтения и письма, походит быстрее и качественнее.

Итак, уважаемые родители, если вы выяснили, какие особенности в развитии ребёнка мешают ему успешно запоминать буквы, можно приступать к занятиям.

Представляю вашему вниманию различные упражнения, задания, игры, направленные на коррекцию зрительно- пространственных представлений, внимания, памяти, учебной мотивации.

Если навык ориентировки в схеме собственного тела не сформирован до 6 лет, то процесс формирования при поступлении в школу будет требовать огромных со стороны родителей, логопеда и ребёнка в течение длительного периода по определённой программе.

— Слова: слева, справа, влево, вправо, левее, правее должны отрабатываться постоянно, когда ребёнок берёт в руку ложку, кисточку, карандаш, откручивает или закручивает,и когда на улице видит различные предметы: дома, деревья, машины ит. д.

— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах,задавать вопросы на ориентировку: «Что (Кто) справа внизу, слева вверху, кто перед, кто за, кто между …. (Сказки: «Репка», «Колобок», «Федорино горе»)и т. д.

— Полезно, рассматривая иллюстрации в книгах, интересоваться у ребёнка, что нарисовано справа, что слева, вверху, впереди, сзади, между, над, под, около, за и т. д.

— Всё это будет сформировано, если ребёнок начнёт правильно определять, где правая рука, левое ухо, правое колено и т д., ведь все остальные ориентиры он будет соотносить с правой или левой рукой или другой частью тела.

— Одновременно необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук (занятия пальчиковой гимнастикой).

— Интересными и очень полезными для выработки ориентировки на плоскости листа в клетку являются графические диктанты, когда по словесной инструкции ребёнок изображает фигуру.

*Проведи отрезок: влево вверх наискосок 4 клетки.

*Проведи отрезок влево вниз наискосок 2клетки.

*Проведи отрезок вправо вверх наискосок 5 клеток.

*Проведи отрезок вправо вниз наискосок 2 клетки.

-Помогут запомнить написание печатных букв и такие буквенные таблички:

а)На левой табличке-ленте будут буквы,смотрящие влево: Л Я З У Э Ч

б)на правой –смотрящие вправо: Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е

Желательно расположить их так, чтобы ребёнок мог постоянно при необходимости их видеть. Это облегчит процесс запоминания, особенно при хорошей зрительной памяти.

Если ребёнок неправильно пишет только некоторые буквы, то на табличках будут только эти буквы.

Полезно с ребёнком учить азбуку в стихах, например, С. Я Маршака, А. Шибаева и других авторов, чьи стихи запоминаются на всю жизнь, так как ложатся на лёгкую рифму и весёлое образное содержание.

БукваБ Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот. С. Маршак.

или Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком. А. Шибаев.

Записав букву, обязательно свяжите её со звуком, укажите слова с этим звуком, а потом выучите с ребёнком 2-4 строчки стихов.

— Прописывание в воздухе букв указательным пальцем ведущей руки очень полезно, т. к. при этом идт пространственное конструирование по памяти, подкреплённое рукодвигательным образом, и при этом восстанавливается соответствие со слуховым образом.

-Очень хорошим подспорьем в работе являются моторные подкрепления зрительного образа букв, когда ребёнку предлагаются задания на ощупывания выпуклых букв.

— Когда навык будет выработан, хорошо дать для моторного восприятия и сравнительного анализа две похожие буквы,например: Н –П или Н – И; Б – В, эту игру можно назвать «Прятки, Как зовут меня, скажи».

Постоянная работа с ребёнком в форме игры по данным рекомендациям обязательно даст положительный результат. Хотя ошибки по оптико-моторному типу устраняются с большим трудом, т. к вырабатывается устойчивый стереотип, при котором буквы – заменители по своему строению всегда проще «правильной» буквы, которую заменяют. Даже взрослые люди неожиданно для себя допускают те ошибки, которые делали в детстве, (но чаще при письме) на фоне утомления и стрессов.

То же самое будет происходить и с детьми. Не превращайте занятия в пытку для ребёнка. У него всегда есть право на ошибку, как и у вас. Оценивайте его попытки, его старание, когда еще не наступила быстрая положительная динамика, не убивайте в нём веру в успех, никогда не сравнивайте со старшими способными детьми, приятелями по классу. Думайте, работайте, не опуская рук. Всё, что заложите в начале обучения, окупится с лихвой. Помните, что легче предупредить ошибки в чтении и письме, чем их исправлять.

Удачи вам и вашим детям!

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. a2fcbc4c55fddc1b9e99032dd5c05fc2.jpg. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-a2fcbc4c55fddc1b9e99032dd5c05fc2.jpg. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка a2fcbc4c55fddc1b9e99032dd5c05fc2.jpg.Конкурс в группе «Буква, я тебя знаю». Работа с родителями. В начале конкурс «Буква, Я тебя знаю» задумывался для того, чтобы помочь детям научиться отгадывать загадки. Родители проявили выдумку.

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. cccf80774f469dcaa7ac3ebe7829d0c8.jpg. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-cccf80774f469dcaa7ac3ebe7829d0c8.jpg. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка cccf80774f469dcaa7ac3ebe7829d0c8.jpg.Вязаные буквы Если ребенок еще не знает буквы. Ребенок уже знает звуки. Тогда ему легко будет объяснить, что такое буква. Ведь звук — это то, что мы.

Источник

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей. Узнали у нейропсихолога Натальи Андреевой, почему возникает такая проблема и какие есть способы помочь ребёнку в игровой форме.

Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.

Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. 590. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-590. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка 590.

В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.

Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Недостаточная переработка зрительной информации

1. Недостаточность зрительного восприятия

В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. 96. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-96. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка 96.

Чтлнц скзл мн чт пствл мн дв. Как придумать собственный язык вместе с ребёнком

Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.

2. Зрительно-пространственная несформированность

Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

3. Недостаточное развитие зрительной памяти

Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго

Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Дефицит нейродинамических процессов мозга

Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.

Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. 590. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-590. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка 590.

Как можно помочь ребёнку?

Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.

1. Развитие тактильного образа буквы

Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. 96. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-96. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка 96.

Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия

Для более старших дошкольников и младших школьников можно уже предложить задания со словами и текстами:

2. Развитие зрительного восприятия

3. Развитие зрительной памяти

4. Развитие зрительно-пространственной функции

5. Повышение энергетического тонуса

Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:

Источник

Ребенок не хочет учить буквы

Обучение ребенка чтению. Ребенок не хочет учить буквы. Как учить буквы с ребенком. С какого возраста следует «развивать» ребенка? Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость.

ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. yb 01. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать фото. ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать-yb 01. картинка ребенок не хочет учить буквы в 6 лет что делать. картинка yb 01.

Крупная, слегка сонная на вид Зоя сидела в кресле и лениво расправляла оборки на очень красивом бархатном платье. На ее ногах были точно такие же лодочки, как и у мамы, только, естественно, меньше размером. Ноги совершенно неподвижно висели в воздухе, не доставая ковра. Взглянув исподлобья на меня и на маму, Зоя подавила зевок.

Естественно, я этого не сделала. Люди обратились с проблемой. Проблему надо решить. По крайней мере попробовать.

И я поняла, что теперь она считает, что рассказала достаточно, и ждет конкретных советов, как сделать так, чтобы Зоя захотела и выучила наконец эти несчастные буквы.

Как развиваются мозг и психические функции ребенка-дошкольника

Чуть раньше происходит и еще одно важное событие, связанное с памятью. Память включается в процесс формирования личности, то есть у ребенка появляются воспоминания.

С какого возраста следует «развивать» ребенка? Как и зачем это обычно делают?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две отчетливо просматривающиеся тенденции.

Первая, это когда мать (гораздо реже отец) развивает ребенка сама, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, Никитиных или Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий «компот» с опорой на более-менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения, как правило, начинают «развивать» ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички «достижений» ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно «работают» в направлениях, которые кажутся им проблемными.

Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, наподобие маленьких африканцев, постоянно с матерью, подвешенные для удобства в современной модели «кенгурушника». Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически, и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные «новинки» вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция «развивания» детей выглядит на первый взгляд куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются «рассуждениями на тему», более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных «обучалках-развивалках». В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их «творчески переработать». Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с «хорошими, добрыми традициями», в класс, который ведет немолодая опытная учительница.

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям (понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое «раннее развитие». Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года:

— Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мы-то без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете. Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов. Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и дальше.

Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года:

Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года:

— Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она была не так, чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик, воспитатели говорят: «Надо же, какая развитая девочка!» А ведь ей невропатолог ставил «задержку психического развития»!

Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года:

— Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая-то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры придумываю. Я же педагог все-таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся. А мне с ними весело, потому что я все время что-то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает. Это же и есть счастье, правильно я говорю?

Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие коррекционная программа, тем больше будут успехи.

Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Она, имея на руках двух совсем маленьких детей, вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью.

Мы рассматриваем этот тип ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов.

Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти тестирование, необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые хорошие школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для каждого типа навыков существует свой оптимальный возраст начала обучения, как правило тесно связанный с созреванием каких-то психических функций и началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии гласит: «Если где-то что-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится».

Как развивать ребенка, чтобы не повредить ему?

Твердо решив, что вашему ребенку положительно необходимо «раннее развитие», следует помнить, что существует ряд достаточно несложных правил и закономерностей, которые целесообразно иметь в виду.

Если ваш ребенок родился абсолютно здоровым, не состоит на учете ни у одного из специалистов и никогда не болел ничем, кроме ОРЗ и других простудных заболеваний, то вы смело можете это правило пропустить и читать дальше. Если же вышесказанное к вам не относится, то прежде, чем начать обливать ребенка холодной водой, кормить его проростками пшеницы или отдать его в группу разговорного китайского языка, целесообразно проконсультироваться с участковым терапевтом, психологом или наблюдающим вас специалистом, а в последнем случае еще и с логопедом.

Для большинства соматических заболеваний и неврологических состояний существуют весьма четкие показания и противопоказания, о которых вам и сообщат на приеме соответствующего специалиста. Здоровый ребенок вполне может нырять в ванну с холодной водой, но для ребенка с хроническим пиелонефритом или двумя перенесенными отитами это очень опасно. Ребенок, перенесший дисбактериоз, имеющий функциональные расстройства пищеварительной системы или пищевую аллергию, вряд ли положительно среагирует на смелые эксперименты с диетой. А ребенка с нарушением развития речи вряд ли стоит обучать английскому языку прежде, чем он научится правильно говорить на русском.

Не верьте никакой рекламе! Экспериментировать на маленьком человеке, который не может дать вам адекватной обратной связи и рассказать о своих чувствах и переживаниях, просто безнравственно. Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учебное заведение, обязательно поговорите с педагогами и родителями детей, уже посещающих это учебное заведение, попросите разрешения присутствовать на всех(!) видах занятий. Если вам отказывают, не стоит ничего никому доказывать. Просто поищите другую «обучалку».

Если вы решили взять на вооружение какую-то систему «раннего развития», которая, судя по книге автора, дает потрясающие результаты, постарайтесь отыскать последователей этой системы и для начала понаблюдать за их работой. Вполне вероятно, что вы что-то не совсем правильно поняли в книге. Вполне вероятно, что система, в целом очень ценная и прогрессивная, не подходит именно для вас или вашего ребенка. И наконец, возможно, что вы имеете дело с не очень профессиональным, тщеславным, чересчур увлекающимся автором, а то и просто с шарлатаном.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в темпе и качественных характеристиках психического и моторного развития. Если речь идет о здоровых детях, то никакие «средние показатели» не могут рассматриваться как абсолют. Категория «все дети в этом возрасте. » в девяти случаях из десяти не имеет под собой совершенно никаких оснований.

Это верно, что для развития ребенка ему нужны впечатления. Но эти впечатления и переживания вряд ли должны быть экстраординарными с взрослой точки зрения. Вы можете быть сколь угодно радикальными в экспериментах над собой, в попытках придать свежесть и остроту собственной жизни. Но не стоит вмешивать в это ребенка.

Автор знаком с уже взрослым сейчас человеком, который рассказывал о своих детских впечатлениях. Отец этого человека, заядлый турист, решил как можно раньше приобщить сынишку к своему увлечению, и брал четырех-пятилетнего малыша в длительные пешие маршруты. Ребенок очень любил и уважал отца, не решался возражать ему и много лет покорно, на пределе своих физических возможностей, таскался по дорогам Советского Союза, глядя себе под ноги и ничего не замечая кругом. Инженер-отец получал от этого безграничного физического напряжения необходимую ему разрядку после сидячей работы. А сын? Когда в студенческие годы мы звали его в поход, он вздрагивал и зябко поводил плечами.

Пришлось мне наблюдать и дочь супружеской четы «медитативных художников», трехлетнюю малышку, которая при повышении температуры бодро ныряла в ванну с ледяной водой и сознательно отказывалась от мяса и колбасы. У девочки был запущенный хронический отит, значительно снижен слух, и, чтобы говорить с ней, приходилось почти кричать.

Итак, избегайте всего радикального, ибо истина, может быть, и не лежит точно посередине, но очень редко расположена с краю.

Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению. Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т.д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний совершенно неадекватен его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

— общую информированность;
— уровень восприятия;
— развитие слуховой и зрительной памяти;
— развитие мышления;
— психосоциальную зрелость;
— уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста. Обычно выделяют три уровня школьной зрелости.

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня), и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере в начале обучения) они должны оказывать своему сыну (или дочери) очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом.

Очень низкий уровень школьной зрелости. Психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный для их чада год.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего (еще шестилетнего) ребенка.

Как правильно выбрать школу?

Общее стратегическое правило очень простое и вроде бы очевидное. Но именно оно почему-то часто не учитывается родителями.

Именно в начальной школе определяется интерес и позитивное отношение ребенка к обучению (или отсутствие этого интереса и соответственно негативное отношение к школе и обучению в ней). Дети, которые хорошо и с интересом учились в начальной школе, а потом «съехали», встречаются, к сожалению, довольно часто. А вот дети, которые бы в начальной школе учились плохо и совершенно без интереса, а потом вдруг воспылали бы к школе горячей любовью, автору вообще никогда не встречались (и даже рассказов о таких детях я никогда не слышала). Следовательно, главное правило: школа должна быть такой, чтобы ребенок в начальной школе мог учиться хорошо, получать хорошие отметки и похвалы учителя и родителей.

Трижды подумайте, прежде чем «запихивать» ребенка со средними способностями в сильную школу. Он будет там уставать, нервничать, отставать от своих более способных сверстников, комплексовать и часто болеть. Стоит ли этого усиленная программа по математике и изучение испанского языка с первого класса?

Для ребенка с низким уровнем школьной зрелости целесообразно подобрать школу с программой 1(4), то есть такую, где дети учатся в начальной школе 4 года. Слегка растянутая программа позволит вашему ребенку «дозреть» и к средней школе нагнать сверстников.

Наиболее разнообразные проблемы встают перед родителями детей с высоким уровнем школьной зрелости. Ребенок способный, надо что-то делать, но что?

Начните выбор школы с индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок явный «технарь», все собирает и разбирает, часами сидит за конструктором лего? Его не оторвать от компьютера? Он предпочитает логические игры и очень любит задачки «на сообразительность»? Имеет смысл подумать о математической школе.

Ребенок любит музыку и стихи, легко запоминает и пересказывает полюбившиеся книги, сочиняет к ним продолжения? Обладает хорошей, литературной речью, его любознательность лежит не в плоскости решения задач. Он задает вопросы из области истории, географии, биологии, даже философии? Можно думать о гуманитарной гимназии.

Трезво оцените благосостояние своей семьи. Вот предлагают очень престижный платный класс с углубленным изучением ряда предметов. Очень интересно. Но сможете ли вы платить? Сможете, даже продав последнюю рубашку? Для ребенка ничего не жаль! А вы подумали о том, каково будет вашему ребенку в этом классе, где половина детей «новых русских», где с самого раннего детства культивируются ценности, может быть, и неплохие сами по себе, но абсолютно чуждые менталитету вашей семьи?! Вы хотите чужого человека в доме? Вы хотите, чтобы ребенок переживал, жалел и презирал вас за то, что у вас нет шикарной машины, за то, что вы не можете слетать отдохнуть на Гавайи. Может быть, поискать что-нибудь другое, менее «современное»?

И наконец, последнее. Начальная школа (именно начальная, для средней школы ситуация меняется, потому что ребенок становится взрослее и крепче) не должна быть очень далеко от дома, особенно недопустима долгая езда на общественном транспорте. В этом случае ребенок уже приходит в школу утомленным, с гипоксией и повышенным или пониженным давлением, надышавшись парами бензина и вирусами пополам с микробами. И это повторяется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Никакая «хорошесть» выбранной школы не искупает этой ситуации.

С Зоей мы работали долго, почти в течение полугода. Медлительная, флегматичная девчушка и вправду моментально «отключалась», стоило предложить ей хоть какое-нибудь интеллектуальное задание, или даже просто показать «развивающую» книжку. По результатам тестирования получалось, что у Зои плохо развиты абсолютно все функции восприятия и мышления. Печальная картина, но я не слишком унывала и не давала унывать Зоиной маме. У меня были все основания полагать, что Зоя так плохо справилась с тестовыми заданиями потому, что просто не хотела с ними справляться.

Поначалу мы просто играли с ней в куклы. Это дело Зоя любила, здесь у нее проявлялись и изобретательность, и творческое мышление, и любознательность. Все плохо работающие на тестировании функции в игре работали абсолютно нормально. Зоя все помнила, смеялась, готовила замысловатые обеды, сочиняла какие-то семейные истории по образцу мексиканских мыльных опер. Я в основном выполняла роль наблюдателя.

Потом пришло время куклам идти в школу. Зоя тяжело вздыхала, но под напором неопровержимых аргументов с моей стороны вынуждена была согласиться. Я предупредила ее, что это будет не обычная школа, а школа со смеховым уклоном. Для начала куклы спрятали настоящий букварь, потому что вовсе не хотели ничему учиться. Тогда мы с Зоей слепили букварь из пластилина. Буквы изготавливались из пластилина и прилеплялись на листы картона. Букварь получился огромный и спрятать его больше не было никакой возможности.

Домашнее задание в нашей смеховой школе было испечь буквы из теста (образцом служил отыскавшийся настоящий букварь). Румяные подсохшие буквы Зоя принесла на следующее занятие и честно призналась, что не хватает букв «ю» и «ы» (они развалились) и буквы «в», которую по недоразумению съел папа. После этого куклы ели буквы, а Зоя, сверяясь с пластилиновым букварем, почти безошибочно угадывала, какой буквы не хватает. Вскоре алфавит был съеден в прямом и переносном смыслах. Мама возликовала, но это было только начало работы. Предстояло убедить Зою, что учиться может быть так же интересно, как играть.

«Развивающие» книжки, на которые у Зои была парадоксальная реакция, пришлось спрятать в шкаф, а основное действие разворачивалось прямо в кукольной спальне. Куклы путешествовали, пекли треугольные, круглые и квадратные пироги, искали пропавшие вещи и вспоминали, сколько их было и где они стояли, писали друг другу любовные записки и посылали телеграммы, отыскивали закономерности в зашифрованных посланиях из таинственной страны и декламировали друг другу заученные Зоей стихотворения на кукольных праздниках.

Я заверила девочку, что все самое интересное только начинается и, когда она пойдет в школу, ее ждет множество находок, которые она всегда сможет использовать в своем кукольном мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *