развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

развитие речи учащихся в период обучения грамоте. 0e88 00098467 491b1f44. развитие речи учащихся в период обучения грамоте фото. развитие речи учащихся в период обучения грамоте-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие речи учащихся в период обучения грамоте. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, а потому, что требует учитель и учебный процесс.

2. Появляется письменная речь

4. Речь становится объектом изучения . Дети узнают, что речь состоит из предложений, они складываются из слов, слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

Развитие речи в школе осуществляется по направлениям:

· Работа над словом (лексический уровень)

· Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)

· Работа над связной речью (уровень текста)

· Работа над произношением (произносительный уровень)

Лексический уровень (работа над словом)

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений.

Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат. С каждой страницы букваря следует выделять новые слова. Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

· Показ картинки или предмета, называния этого предмета;

· Словарные игровые моменты — с помощью словесного лото, считалок, потешек;

· Объяснение слов в беседах, рассказах, выразительном чтении стихотворений;

Новые слова вводятся в предложения, читаются, используются для звукового анализа. Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа, т.е. наблюдения над значениями слов, уточнение их значений.

Синтаксический уровень (работа над словосочетанием и предложением)

Работа над предложением включает в себя выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. Дети должны научиться выделять предложения в речи, составлять их, читать по букварю; использовать развернутые высказывания, полные предложениям.

Построение предложений проводится на основе образцов: образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя. В процессе работы над предложением усваиваются термины «полный» и «краткий» ответ. Полный ответ необходим, когда нужно точное формулирование мысли, например, при пересказе, описании картинки. В беседе с детьми возможны и краткие ответы, естественные для диалога.

Уровень текста (работа над связной речью)

Связная речь в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного, рассказы по наблюдениям, по воспоминаниям, по воображению, выразительное чтение заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок и т.д.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с сюжетных картинок, которые используются для составления рассказов. Вопросы учителя служат своеобразным планом рассказа: Например, Где были дети? Что делала девочка? Что нашел мальчик?

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели».

Следует использовать серии картинок. Составляя по каждой картинке 1—2 предложения, дети получают последовательные рассказы, озаглавливают их. В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему. (Например, расскажите о том, как провели каникулы).

Произносительный уровень (работа над произношением)

1. У пражнения в громкости произношения: произносить слова то усиливая голос, то ослабляя его до шепота.

2. У пражнения в темпе произношения: произносить слова сначала медленно, а затем все более быстрым темпом.

3. Отработка произношения отдельных согласных звуков

4. А ртикуляционная гимнастика

Развитие речи в период обучения грамоте предполагает систематизацию, уточнение и расширение знаний при работе по тематическим страницам букваря.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Лекция: Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

3. Работа над словом.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

5. Работа над связной речи.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

7. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

1. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.

Наглядность и образность- особенности мышления младших школьников. Обобщения все более основываются на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений.

В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах.

В последние годы несколько перестроена методика обучения грамоте. Введен период опережающего звукового анализа. Он исходит из закономерностей развивающего обучения. Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому, чего он еще делать не умеет. Только так достигается умственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных возможностей и мышления.

2. Условия развития речи в период обучения грамоте.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс.

Создавая на уроке непринуждённую обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. Появляется письменная речь.

3. Большое место начинает занимать монологическая речь.

4. В школе речь становится объектом изучения.

Развитие речи осуществляется по 3 направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

3. Работа над словом.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

В связи с основной темой каждой страницы букваря привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся.

Целесообразно выделять словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

— путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

— в словарных играх- с помощью словестного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

— в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандирования слов и пр.

Наибольшее значение для развития детей в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и их оттенков.

4. Работа над словосочетанием и предложением.

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) Переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) Установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций.Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов.В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

5. Работа над связной речью.

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы— по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи.

Начинать работу на связной речью удобнее всего с картинок. Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности :он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.

6. Развитие речи учащихся на уроках письма.

Сфера творческого письма, в отличии от списывания и письма под диктовку, постоянно расширяется в школе и тем более после ее окончания

Очень важно чтобы с первых шагов обучения письму первоклассники осознали эту сферу деятельности как письменную передачу мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов.

Списывание и диктант как формы учебного письма включаются в круг работы школьников на втором этапе – после письма творческого. Элементы творческого письма в период обучения грамоте присутствуют на каждом уроке.

Во втором полугодии 1 класса оно перерастает в элементарное сочинение и изложение. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений, уже во 2 классе могут писать сочинения объемом 30- 35 слов; у них формируется языковое чутье и навык правописания.

Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей, тем правильней будет у них формироваться навык письменной речи.

Для письма и чтения велико значение общего речевого развития школьника. Позднее, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, мышление, процесс выражения мыслей в речевых формах.

7. Работа над произношением

и восприятием звуков речи.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьников. Поэтому составной частью работы над развитием речи является работа над дикцией. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это.

Недочеты в произношении:

— шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков.

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя добиться от каждого ясного произношения слов.

Упражнения, для развития артикуляционного аппарата:

1) Упражнение в громкости произношения: т.е. от шепота до крика и наоборот;

2) Упражнение в темпе произношения;

3) Отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) Артикуляционная гимнастика;

5) Упражнения на произношение трудных звукосочетаний: скороговорки, чистоговорки.

Нужно научить детейправильному дыханию во время речи.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким восприятием на слух, в этом случае могут быть еле заметны недочеты.

Различие звуков речи этими учащимися достигается в процессе упражнений, но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела темы.

2. Как связаны мышление и речь?

3. Как строится работа по развитию речи на лексическом уровне?

4. Что характерно для работы по развитию речи на синтаксическом уровне?

5. Чем характеризуется работа по развитию связной речи?

6. Как строится работа по развитию связной речи на уроках письма?

7. Какая проводится работа над произношением и восприятием звуков речи?

Источник

Статья на тему «Развитие речи учащихся в период обучения грамоте».

развитие речи учащихся в период обучения грамоте. 0e88 00098467 491b1f44. развитие речи учащихся в период обучения грамоте фото. развитие речи учащихся в период обучения грамоте-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие речи учащихся в период обучения грамоте. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте:

Доминирует наглядно-образное мышление; обобщение основывается на выявлении существенных признаков; речь слабо организованна, отсутствует логика изложения.

Закономерности обучения младших школьников : обучение должно идти впереди развития; обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка; учить ребенка тому чего он еще не знает. Задачи учителя: научить придерживаться определенного плана изложения; научить опережающему звуковому анализу: выделяют звук; обозначают буквы; определяют место изучаемого звука; анализируют все звуки в слове по порядку.

Изменения в речи ребенка с приходом в школу:

Возрастает волевой фактор (ребенок говорит, потому что его к этому побуждает учитель и учебный процесс); появляется письменная речь; вводится культура речи (ребенку необходимо говорить четко, ясно, понятно для других; самоконтроль и наблюдение за речью других).

Работа над предложением в период обучения грамоте.

С первого урока обучения грамоте дети учатся выделять предложения из речевого потока, отвечать на вопросы учителя, используя высказывания, предложения. Задачи, которые решаются на синтаксическом уровне:

Осознание предложения, как самостоятельной единицы речи; переход от односложных высказываний к развернутым; научить детей устанавливать связь между словами. Образцом построения предложений служат тексты, вопросы, речь учителя.

Работа над связной речью. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

Вдохнули – на выдохе счёт от1 до… Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок. “Задуй три свечи”.

“ Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением). 2.Инсценирование небольших отрывков. Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Источник

Методические рекомендации на тему» Развитие речи обучающихся первого класса в период обучения грамоте»

развитие речи учащихся в период обучения грамоте. 0e88 00098467 491b1f44. развитие речи учащихся в период обучения грамоте фото. развитие речи учащихся в период обучения грамоте-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие речи учащихся в период обучения грамоте. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Луханина Ирина Александровна, учитель начальных классов

ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»

Тема : « Развитие речи обучающихся первого класса

в период обучения грамоте»

« Ребенок, поступивший в школу, пишет Н.И.Жинкин,- владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать и ответить на вопросы, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнять несложные словесные инструкции. Но его высказывания надо все время поддерживать, так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита».

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор : ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства; так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа ( лексический уровень ), работа над словосочетанием и предложением ( синтаксический уровень ), работа над связной речью ( уровень текста ).

Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, которые в общеобразовательной школе теряются, т.к. речь ребенка не позволяет полноценно усваивать программный материал. Детям с нарушениями речи необходима специальная помощь в овладении знаниями.

Общее недоразвитие речи (ОНР), что это такое и как работать с детьми, имеющими такое нарушение?

В настоящее время под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентой речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом .

Общее недоразвитие речи возникает и при сложных нарушениях речи — алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, — в тех случаях, когда диагностируется недостаточность фонематического восприятия, словарного запаса, грамматической стороны речи.

Рассматривая общую характеристику детей с ОНР, можно отметить, что при ОНР отмечается позднее начало речи , хотя понимание обращенной речи относительно благополучно. Речь таких детей малопонятна. Речевое недоразвитие может быть разной степени: у одной группы детей наблюдается лепетная речь или отсутствие речи, у другой группы наблюдается мало развернутая речь или развернутая речь с фонетико-фонематическими или лексико-грамматическими нарушениями. Неполноценная речевая деятельность влияет на развитие психических процессов, хотя психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени. В настоящее время условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

В период обучения грамоте проходит целенаправленное становление речевого слуха учащихся. Дети учатся осмысленно слушать речь окружающих, воспринимать информацию на разных уровнях звучания (тихо, громко), у них формируется способность ощущать мелодику, тон и тембральную окраску речи, чувство ритма в тесном единстве с темпом, воспроизводить в речи требуемые ситуацией темп и ритм. Особое внимание уделяется развитию умения различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой языка.

Так, уже в «Азбуке» задана система отработки артикуляции через упражнения типа «Разминка», чтение и составление чистоговорок, введена серия упражнений «Читай — слушай, сравнивай», формирующих умения анализа и сопоставления устной и письменной речи. Например: «Составь предложения, где все слова начинались бы на определенный звук» и т.п. Речевой слух предполагает внимание к мелодике звучания. В обучение введены песни Д. Кабалевского, В. Шаинского и др.

Становление активного и пассивного словаря учащихся — необходимое условие грамотного построения процесса обучения. Решение задач обогащения, расширения, уточнения словаря учащихся, овладения разнообразными языковыми конструкциями осуществляется в ходе специально организованной речевой деятельности чтения, письма, наблюдения над языковым материалом, слушания художественных произведений, заучивания наизусть, воспроизведения прослушанных текстов.

В «Азбуке» первоклассники осваивают явления словообразования на основе образно-структурных схем, практически осваивают многозначность, подбирают синонимы, антонимы, учатся предугадывать последующее слово в словосочетаниях на основе смысла и грамматической конструкции. Совершенствование речепроизносительных навыков предполагает постоянное внимание к выявлению у детей речевых недочетов и их исправлению, становлению орфоэпических норм произношения. При построении учебных книг «Азбуки» учитывались и вводились логопедические методики, способствующие отработке чистоты и правильности произношения, искоренения наиболее часто встречающихся у детей произносительных ошибок.

В свою очередь обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слов. Наблюдения над звуковым составом слова, сравнение и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения по анализу и синтезу способствуют формированию у детей четких и ясных представлений о звуковом составе слова, что в свою очередь приводит к закреплению правильного произношения, приучает сознательно читать и писать.

При обучении грамоте детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий:

1. Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда – в предупреждении специфических дисграфических ошибок.

Каждый звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква. В этом смысле обучение грамоте строится как непосредственное продолжение обучения произношению, хотя изучение звуков в произношении нередко начинается задолго до прохождения их на уроках грамоты. Например, работа над мягкими или звонкими согласными в произношении в некоторых случаях продолжается более года, прежде чем эти звуки соотносятся с соответствующими буквами.

В процессе работы над произношением ребенок научается не только правильно произносить звук в словах и фразах различной сложности, но и отличать его от других звуков и правильно выделять из слова. Особенно много внимания уделяется различению звуков, отличающихся друг от друга тонкими акустико-артикуляционными признаками. Пока учащиеся не научатся правильно произносить и различать такие звуки, невозможно обеспечить верную и прочную связь между звуком и буквой.

Несмотря на это, не следует задерживать процесс обучения грамоте до тех пор, пока будет сформировано правильное произношение всех звуков речи. На определенном уровне развития произношения у детей, как уже было показано, появляется готовность к обучению грамоте. При этом следует иметь в виду, что если на первых порах наблюдается как бы разрыв во времени между изучением звука в произношении и в грамоте, то на дальнейших этапах обучения усвоение грамоты непосредственно следует за развивающимся произношением.

2. Порядок прохождения звуков и букв на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении.

В первую очередь изучаются те звуки, которые произносятся детьми в основном правильно. Это следующие звуки и соответствующие им буквы: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Исключение могут составить такие звуки, как ы, с, л, которые в некоторых случаях произносятся детьми дефектно. Однако они должны быть в момент соотнесения их с буквой уже поставлены и отработаны в произношении.

Затем постепенно начинается работа над звуками, неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются одними из первых (ш, р, ж, некоторые мягкие, фонемы), и наконец включаются в работу все остальные исправленные и поставленные звуки (и, мягкие фонемы, звонкие согласные, аффрикаты).

С целью предупреждения специфических ошибок в письме детей с общим недоразвитием речи, в частности ошибок на замены букв (пб, сш, зж и т.д.), необходимо раздвинуть во времени изучение парных акустических сходных звуков и соответствующих им букв. Например, ш не дается вскоре после с, д – после т и т.д.

3. Темп прохождения вех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Весь процесс обучения грамоте рассчитан на полтора года причем большое значение придается подготовительному периоду. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться от четырех до одного месяца.

4. Большое вниманий отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания. Для образования такого навыка необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения эти должны проводиться систематически. Вводится специально ряд логических упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, имеющих большое значение для формирования звуковой стороны речи.

5. Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности. Этот материал на первых порах обучения должен быть заранее подготовлен на уроках развития речи. Однако по мере обучения грамоте речевой материал становится все более обширным и сложным и, в свою очередь, способствует развитию лексики и грамматического строя речи.

6. На протяжении всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждающая ошибки письма в период усвоения правил правописания.

Известно, что учащиеся с недоразвитием речи не всегда успешно усваивают такие разделы программы, как правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных и т.д. (их проходят позже), так как у них с большим трудом формируется морфологический анализ слова.

Для того чтобы облегчить усвоение этих разделов, уже с самого начала обучения детей грамоте большое внимание уделяется пропедевтическим упражнениям по анализу звукобуквенного и простейшего морфологического состава слова.

Обращается внимание на общие и отличные признаки в словах, сопоставляются одинаковые корни и различные окончания, приставки или суффиксы. Дети практически подводятся к различным упражнениям по словоизменениям и словообразованиям. Эти упражнения не должны превышать познавательных возможностей ребенка, и проводить их следует в практическом плане, попутно включая почти в каждый урок по обучению чтению и письму. Повседневное использование этих упражнений на занятиях способствует формированию у детей умения образовывать слова и обращать внимание на их состав.

1. На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. При этом необходимо помнить, что каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов .

2. Ознакомление с каждой новой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертания, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличных элементов в их начертании.

3. Дети читают то, что складывают из букв разрезной азбуки или пишут, и, наоборот, складывают и пишут то, что читают. Каждое слово новой звуко-слоговой структуры, до того как оно будет сложено из букв разрезной азбуки и записано, должно быть обязательно проанализировано. Учащиеся должны установить его слоговой состав, составить из букв разрезной азбуки, разделив на слоги, и прочесть все слово по слогам, а затем записать. Такая аналитико-синтетическая работа помогает практически осознать слоговой и звуковой состав слов и овладеть им.

— устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря — это развитие гибкости словаря, а именно:

— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

— усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря — это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.

Устранение нелитературных слов — это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

На уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтении предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа произведения.

Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замена слова описательным оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) полное логическое определение понятия;

8) экскурсия с целью наблюдения явления;

9) подведение частного понятия под общее;

10) расчленение общего понятия на частные;

11) объяснение слова через его состав, через историю возникновения;

12) включение слова в контекст.

В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

Чтобы новое слово вошло в активный словарь ребенка, нельзя ограничиваться изолированным его изучением, а, раскрывая значение этого слова, следует практически показать, как оно употребляется в речи. Таким образом, в процессе чтения ребенок должен усваивать не только лексическое значение слова, но и его грамматическую форму. Слова в читаемых рассказах даются в контексте, и это помогает учащимся практически усвоить, когда и как их можно использовать. Кроме того, контекст способствует осознанию всех оттенков значения слов и практически показывает, как изменяется значение слова в зависимости от приставки, суффикса, окончания.

Первоначальное ознакомление со словосочетанием предполагает практическое усвоение номинативного свойства словосочетания: оно называет предметы, действия, их признаки, но называет более конкретно. Эта работа проводится при сопоставлении словосочетаний со словом, на основе распространения которого они получены, например: дом — высокий дом, низкий дом, каменный дом, городской дом и др.

Дети опытным путем приходят к выводу, что словосочетания образуют слова, совместимые по смыслу. Нельзя, например, сказать печальный стул. Кроме того, в ходе наблюдений выясняется, что сочетание одного знаменательного слова с другим служебным не образует словосочетания. Так, существительные с предлогами (на поляне, в воде) являются грамматической формой отдельных слов, не составляют словосочетания.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.);

2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использование эффективных приемов:

1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки;

2) опора на опыт восприятия в прошлом (например: Приходилось ли видеть свинцовые тучи? Расскажите);

Виды упражнений со словосочетаниями:

1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова;

2) выяснение связей между словами;

3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.);

4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова;

5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности;

6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи;

7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями;

8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях;

9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст).

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне.

1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но в то же время необходимо поддерживать использование детьми таких речевых оборотов, обеспечивая правильность их употребления. Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя.

Роль вопросов в период обучения грамоте очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «крат- кий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

В период обучения грамоте особое значение имеет индивидуальный подход. Дети приходят в школу не только по-разному подготовленные в области знания букв, чтения, письма, знакомства с книгами, но и при наличии нормы имеют определенные различия психофизического характера. У детей различные артикуляционные навыки, речевой слух, общеречевое развитие, внимание, память и т.д.

Индивидуализация обучения и выравнивания навыков решается за счет отбора содержания, применения определенных методов и приемов, тесного взаимодействия с семьей, а также использования различных учебных пособий, позволяющих варьировать содержание, методы и темп обучения. А в основе всего — учебник «Азбука»

Успех обеспечивается определенным комплектом пособий.

«Азбука» — учебник, который задает основное содержание обучения грамоте, чтению, содержит материалы, позволяющие осваивать явления языка в определенной системе, указывает направления знакомства с кругом детского чтения и книгой.

«Прописи» — система пособий, определяющих подготовку по освоению первоначального письма и формированию элементарного графического навыка, закладывает пропедевтический языковой курс.

Система пособий, обеспечивающих фронтальную работу, помогает организовать внимание детей и сосредоточить их на учебной работе: подвижная азбука для работы у доски и наборное полотно, слоговые таблицы, таблицы слов, сюжетные картины для организации рассказывания.

Знакомство с кругом детского чтения требует наличия не менее 20 детских книг, разных по тематике, содержанию, авторской принадлежности, структуре, художественно-графическому оформлению. Учитель может подобрать их самостоятельно, опираясь на программные требования и методические закономерности, или воспользоваться специальными блоками книг, предназначенных для чтения вслух детям с последующим их коллективным рассматриванием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *