развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке

«Гармонический слух и основы методики его развития»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. 20210413 vu tg sbscrb2. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-20210413 vu tg sbscrb2. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

Работу над развитием гармонического слуха надо начинать на первых этапах обучения, так как первые впечатления особенно ярки и прочны. Развитие гармонического слуха должно идти параллельно с развитием мелодического слуха.

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. empty avatar. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-empty avatar. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка empty avatar.

Содержимое разработки

Белохлебова Ирина Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин

МАУ ДО Детская школа искусств № 2 г. Ульяновска

«Гармонический слух и основы методики его развития»

По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое.

Работу над развитием гармонического слуха надо начинать на первых этапах обучения, так как первые впечатления особенно ярки и прочны. Развитие гармонического слуха должно идти параллельно с развитием мелодического слуха.

Для полноценного понимания гармонических явлений необходимы теоретические знания, так как благодаря им осмысливаются слуховые впечатления. Без теоретических определений слуховые впечатления не могут быть закреплены в сознании учащихся.

Для развития гармонического слуха полезно как можно больше играть аккорды и вслушиваться в них. Учащиеся, постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (пианисты, баянисты, аккордеонисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее.

Гармонический слух активно развивается при сочинении музыки, импровизации. На сольфеджио необходимо развивать способности сочинять, подбирать за инструментом.

Работа над развитием гармонического слуха требует от педагога умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом, или окраской, функциональными связями и голосоведением.

Все три этапа построены по принципу определения окраски отдельных созвучий, а не их связей.

Голосоведение. При пении аккордов необходимо фиксировать внимание на линии каждого голоса. Учащимся легче всего выделить мелодию, затем линию баса. Линии средних голосов менее яркие, поэтому их выделить труднее.

В работе над развитием чувства голосоведения основной формой является слушание, анализ на слух. Пение в хоре, слушание многоголосного пения также необходимы для развития чувства голосоведения. Очень полезно подбирание на фортепиано. Подбирание – активная и полноценная форма проверки слуховых ощущений. Подбирание на фортепиано является единственной возможностью воссоздать полностью гармоническое звучание.

Выводы. Развитый гармонический слух предполагает, что ученик, владея навыками определения разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и тем самым может полностью осознать воспринимаемую музыку, т.е. может проанализировать, сыграть и записать её. Для достижения этой цели необходимо:

Работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения;

Формировать все три стороны гармонического слуха, работая сначала отдельно над каждой из них, затем – сочетая их;

Исходить из наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и детализируя их;

Разнообразить приёмы работы, избегать стандартов, использовать яркие, контрастные звучания, чаще привлекать примеры из музыкальной литературы.

Список используемой литературы.

О.Л. Берак «Школа ритма»

Б.В.Асафьев Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Л./1973/

Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» М./1986/

М.Т.Картавцева «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»/М./1970/

М.Т. Картавцева «Сольфеджио XXI век» /1999/

А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»/Л./1970/

Костырева Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных способностей младших школьников»/изд.Академия/2008/

Источник

«Упражнения для работы над развитием гармонического слуха у учащихся ДШИ младшего школьного возраста на уроках ансамбля»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. 0e88 00098467 491b1f44. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-0e88 00098467 491b1f44. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Управление по культуре Администрации Тюменского Муниципального района

Муниципальное автономное учреждение

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»

« Упражнения для работы над развитием гармонического слуха у учащихся ДШИ младшего школьного возраста на уроках ансамбля»

Прокопьева Марина Сергеевна

Специальность Эстрадный вокал

Что есть «гармония»? Гармонией мы называем согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей. Человек стремится к гармонии во всех сферах своей жизни. В музыке понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности, характерной для стиля композитора аккордики (например, «рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»). Однако, если говорить конкретно о вокальной музыке, не так то просто ансамблю или хору сразу чисто и слаженно воспроизводить одновременно несколько звуков, сложенных в аккорд. Здесь не обойтись без такого понятия как «гармонический слух»

В наше время при обучении эстрадному вокалу каждый ребенок хочет чувствовать себя звездой, выделяться из общей массы вокалистов, чувствовать себя единственным и неповторимым. Из-за этого на уроках ансамбля дети не слушают своих партнеров, что дает возможность называть такое исполнение не ансамблем, а просто коллективным одновременным воспроизведением одной и той же песни. Здесь педагогу помогает гармонический слух.

Неправильно было думать, что восприятие многоголосия трудно и недоступно учащимся. Многоголосное звучание, как правило, знакомо им и привычно. Педагогу важно воспитать осознание гармонии, дать навыки владения этой стороной слуха. В некоторых случаях гармония не осложняет, а облегчает осознание явлений.

Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха можно и должно начинать с раннего возраста или на первых этапах обучения. Это – период накопления слуховых впечатлений, заполнение «кладовых мозга». Известно, что первые впечатления, особенно ярки и прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий сольфеджио на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосием, а работа над гармоническим слухом может начаться только параллельно с курсом гармонии. Это в корне неправильное мнение; оно ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. Главная задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха. И где, как не на уроках ансамбля, накапливать этот слуховой опыт?

На данном этапе работы с детским вокальным коллективом каждый педагог впервые задает себе вопрос: как же развивать у учащихся гармонический слух?

В данной методической разработке мне бы хотелось поделиться некоторыми методами и приёмами, придуманными мной для развития гармонического слуха у младших школьников.

Цель – найти или разработать практическое решение вопроса о развитии гармонического слуха у младших школьников.

Собрать информацию о работе слуховых органов человека;

Выяснить особенности детского голосообразования и диапазона в младшем школьном возрасте;

Разработать упражнения для развития гармонического слуха на уроках ансамбля.

Работа над развитием гармонического слуха развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html m439e4232. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html m439e4232. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html m439e4232.

Ушная раковина, устроена так, чтобы улавливать звуковую волну и направлять её в слуховой проход, к барабанной перепонке. Это вызывает её вибрацию, от неё начинают колебаться три слуховые косточки среднего уха.

Потом эти колебания переходят во внутреннее ухо, которое представляет собой систему заполненных жидкостью каналов и полостей. Через эти жидкие среды, колебания передаются улитке — воспринимающей части внутреннего уха, снабженной волосковыми слуховыми клетками. Звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы и передаются в мозг, который их «расшифровывает», и мы слышим звук.

Устройство человеческого мозга позволяет нам слушать и анализировать звучание одновременно нескольких звуков. Тем самым можно объяснить физиологическую природу происхождения гармонического слуха человека. Однако чистое интонирование аккордов или интервалов зависит не только от органов слуха, но и от органов голосообразования. Вот как устроен голос и голосовой аппарат: развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 7a6dfbd1. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 7a6dfbd1. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 7a6dfbd1.

— Мы делаем вдох, лёгкие увеличиваются в объеме;

— На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из лёгких;

— Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки;

— Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле;

— Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде;

-А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием – в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке и т.д.;

— Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции;

— Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и поём!

Однако не всегда наш голосовой аппарат работает одинаково.

Вместе с человеком голос тоже проживает несколько периодов: зарождение, формирование, становление, расцвет, угасание.Не случайно в вокальных конкурсах учитываются особенности детского голоса, и участники делятся на возрастные группы. Категории могут слегка варьироваться, но в методической литературе существует следующее подразделение на возрастные группы: 7 — 10, 10 – 13, 13 – 15, 15 – 18. В последние годы, правда, в конкурсах принимают участие совсем юные исполнители от… и до семи лет. Есть, конечно, талантливые дети в этом возрасте, но, в основном, преподаватели стараются пораньше «выпустить» ребенка на сцену, пока у него нет еще сценического страха и волнения, и приучать постепенно к концертной и конкурсной деятельности.

Младшим домутационным возрастом считается возраст от 7 до 10 лет.

Что же характерно для детского голоса в возрасте от семи до десяти лет? Этот возраст принято называть младший домутационный возраст. Звучание голосов и у мальчиков, и у девочек в этом возрасте одинаковое – детское. Ребенок в этом возрасте развивается постепенно, так же развивается и голосовой аппарат ребенка. Бывают в этом возрасте и «гудошники», но в последние годы, по моим наблюдениям, таких детей мало. Однако не только я, но и мои коллеги – преподаватели вокала в музыкальной школе отмечают возросшее число детей с дефектами речи, начиная от едва выраженных дефектов до дефектов явных, например, связанных с неправильным прикусом.

Но мы говорим сегодня о характерных особенностях детского голоса каждого возрастного периода. Так вот, для младшего домутационного возраста 7 – 10 лет характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя.
Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро.

Старший домутационный возраст — это возраст от 10 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется тембровая окраска в голосе, полётность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры: головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах).

Мутационный период – это возраст от 13 до 15 лет.

Приблизительно с 13 лет начинается бурное изменение детского организма – половое созревание. И это видно невооруженным взглядом: начинают меняться черты лица, дети быстро растут. Происходят резкие изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.

Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит. Меняется характер и поведение ребенка – он становится или замкнутым, или дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период – естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и формируется более интенсивно.

Время мутационного периода – начало и продолжительность — в каждом случае индивидуально. Оно может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Причем, если дети начали петь задолго до наступления мутации, то этот период протекает не так явно и проходит быстрее.
В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких звуков.

Послемутационный период — это период от 16 до 18 лет.
При правильной работе в мутационный период 13 – 15 лет, к 16 годам начинают проявляться характерные черты взрослого голоса. Гортать в это время еще продолжает расти, но голос уже набирает силу и приближается по динамике к звучанию взрослого голоса. Продолжает развиваться дыхательный аппарат. Диапазон в этот период нужно развивать осторожно. Звук должен быть мягкий, без крика, так как связки после мутации еще не окрепшие и нежные.

Окончательно голосовой аппарат, как и человеческий организм, формируется лишь к 20 – 21 году.

Рассмотренные выше периоды – это стадии развития детского голоса. Нужно понимать, что каждый период, и каждый детский голос имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе над развитием детского голоса в классе вокала.

Учитывая все выше изложенные факторы, мной был разработан ряд упражнений, которые можно использовать при распевке на уроках вокала с детьми младшего школьного возраста. Каждое из упражнений направлено на проработку отдельного музыкального интервала. Однако стоит их исполнять не в привычном нам порядке от чистой примы до чистой октавы, а от более легких для детского восприятия интервалов к более сложным.

Начинать стоит с унисона или с интервала «чистая прима» (ч.1). Для этого мной была взята всем известная попевка «Андрей-воробей»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html m3ed6df7b. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html m3ed6df7b. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html m3ed6df7b.

Начиная с тональности «До-мажор» следует двигаться по полутонам вверх, останавливаясь на каждой тональности и исполняя эту попевку.

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 3222f248. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 3222f248. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 3222f248.

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html m69cffeff. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html m69cffeff. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html m69cffeff.

Так же данную попевку можно исполнять каноном. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов.

Начинать работу непосредственно с интервалами стоит с более широких, таких как «Чистая кварта» (ч.4), «Чистая квинта» (ч.5) и т.д. Ниже приведен нотный материал упражнения «Чистая кварта»(ч.4)

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 31d45f4. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 31d45f4. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 31d45f4.

Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Ля-мажор»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 4926a45f. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 4926a45f. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 4926a45f.

Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Соль-мажор»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 5e81e904. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 5e81e904. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 5e81e904.

Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Фа-мажор»

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html m28927d1. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html m28927d1. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html m28927d1.

Для работы над Септимой намеренно была взята малая септима, так как расстояние в полтона более обостряет чувство тяготения, чем расстояние в тон. Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Си бемоль-мажор»

Теперь стоит переходить к более узким интервалам, так как они более сложны для восприятия ребенка.

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 5f5b6704. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 5f5b6704. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 5f5b6704.

Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «До-мажор» второй октавы.

«Большая секунда» (б.2)

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 4bd1df9e. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 4bd1df9e. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 4bd1df9e.

Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте стоит остановиться на тональности «До-мажор» второй октавы.

развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. hello html 77b0a63f. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке фото. развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке-hello html 77b0a63f. картинка развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке. картинка hello html 77b0a63f.

Практически все интервалы намеренно взяты «большими» для придания упражнениям мажорного звучания. Если необходимо работать над «малыми» интервалами, то для этого следует изменить знаки в тональностях.

Источник

Гармонический слух и основы методики его развития

Автор: Дунаева Ольга Ивановна, ПДО теоретических дисциплин ДШИ №7

По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое.

Гармонический слух проявляется, прежде всего, в способности воспринимать многоголосие. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому главный принцип методики развития слуха в целом – сначала явление должно быть услышано, прочувствовано, а затем теоретически осмысленно – приобретает в работе над развитием гармонического слуха особенно большое значение.

В процессе восприятия многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на окраску аккорда, на его «звуковой облик» (фонизм), на функциональное значение аккордов, созвучий на их связи между собой. Кроме того, внимание может быть направлено на отдельные голоса или звуки аккордов, созвучий. Для полноценного развития гармонического слуха необходимо работать над всеми перечисленными сторонами восприятия. При этом надо помнить, что восприятие двух первых сторон – фонизма и значения функциональных связей – основано, главным образом, на эмоциональном ощущении и меньше связано с конкретной высотой звуков, тогда как третья сторона основана на рациональном осознании, на определении высоты каждого звука.

Неправильно было думать, что восприятие многоголосия трудно и недоступно учащимся. Многоголосное звучание, как правило, знакомо им и привычно. Педагогу важно воспитать осознание гармонии, дать навыки владения этой стороной слуха. В некоторых случаях гармония не осложняет, а облегчает осознание явлений. Так, например, при развитии чувства лада, при изучении связей звуков обязательно используется гармония, так как при этом ощущение тяготений определяется яснее.

Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха можно и должно начинать с раннего возраста или на первых этапах обучения. Это – период накопления слуховых впечатлений, заполнение «кладовых мозга». Известно, что первые впечатления, особенно ярки и прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий сольфеджио на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосием, а работа над гармоническим слухом может начаться только параллельно с курсом гармонии. Это в корне неправильное мнение; оно ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. Главная задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха.

Во взрослой аудитории – в музыкальных училищах, институтах и консерваториях – учащиеся, студенты. Как правило, обладают значительно большим опытом в слушании многоголосной музыки. Однако часто в результате пассивного подхода к явлениям гармонии в предыдущие годы она воспринимается только эмоционально, неосознанно. Так, например, вокалисты, имеющие большой опыт в пении с сопровождением, эмоционально чутки к гармонии, легко воспринимают мелодию в данной тональности, данной гармонии, но делают это неосознанно. Одна из задач педагога – воспитать направленность внимания на те или другие стороны многоголосия, научить понимать гармонию. Несомненно, что теоретические знания, так как благодаря им осмысливают слуховые впечатления. Кроме того, без теоретических определений слуховые впечатления не могут быть закреплены в сознании учащихся и потому не будут способствовать выработке определенных навыков слухового анализа.

Большую сложность представляет собой работа над воспроизведением услышанного многоголосия, над закреплением многоголосных внутренних представлений. Как известно, внутренние представления в начальном периоде развития слуха бывают слабыми и неясными; их состояние требует проверки и уточнения звучанием. Такой проверкой является мысленное пение, причем движения голосового аппарата помогают уточнить внутренние представления. При многоголосии такая проверка для одного учащегося исключается и внутренние многоголосные представления, не проверяемые пением, должны базироваться только на слуховом образе, закрепленном в памяти. Это также осложняет работу над воспроизведением многоголосия.

Существующий в педагогической практике прием определения аккорда путем пропевания каждого его звука и последующего осознания сочетания этих звуков – неполноценен, так как основан лишь на одной стороне гармонического слуха. При этом аккорд воспринимается в основном не гармонически, как комплекс, а мелодически. Такой прием легче благодаря тому, что предыдущая работа над развитием мелодического слуха уже подготовила базу при изучении интервалов, ступеней лада, но он не воспитывает другие стороны гармонического слуха. Только при очень развитом гармоническом слухе, при ясном внутреннем слышании краски всего аккорда можно рекомендовать пропевание отдельных составляющих его звуков в любом расположении. Следует заметить, что применяемое многими педагогами пение соединений аккордов в широком расположении часто бывает основано не на слышании гармонического комплекса, а на интонировании интервалов, образующих аккорд, им, конечно, на теоретической сообразительности. Такой подход к пению аккордов механистичен и не способствует выработке у учащихся подлинного ощущения аккорда как его функционального значения в гармонической последовательности. Привычка складывать аккорд из отдельных звуков приводит к полному непониманию гармонии.

Для развития гармонического слуха полезно как можно больше играть аккорды и вслушиваться в них. Поэтому учащиеся, по роду своей специальности постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (например, пианисты, баянисты, арфисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее.

Ощущение краски аккордов и их функциональных связей особенно трудно дается учащимся, обладающим абсолютным слухом или хорошо развитым мелодическим слухом, например, скрипачам, виолончелистам. Задача педагога – обратить особое внимание на выработку слышания комплекса звуков, иначе – на фоническую краску аккордов.

Другой важной формой в развитии гармонического слуха является участие в создании многоголосия. Это прежде всего пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии и другие активные формы развития гармонического слуха. К сожалению, опыт активного создания многоголосия у взрослых учащихся невелик: в массовом бытовом пении господствует одноголосное хоровое исполнение. Наша система обучения игре на одноголосных инструментах (балалайке, домре, скрипке, виолончели и других) и сольному пению мало способствует развитию гармонического слуха.

Гармонический слух активно развивается при сочинении музыки, импровизации всякого рода (в хоре, за инструментом), и очень жаль, что забыты традиции импровизации многоголосия, которыми так богато народное пение. Вместе с тем практика показывает, что каждый человек обладает большей или меньшей способностью к творчеству. И если в занятиях по специальности исполнительский процесс сам по себе служит выражением творческих способностей учащегося, то в сольфеджио необходимо развивать способности сочинять, вторить, подбирать за инструментом. На всех этапах обучения и особенно на начальном, работая над многоголосием, следует широко использовать подобные формы развития слуха.

Главная задача в работе над созданием многоголосия – воспитание чувства строя. Умение подстроиться, найти свое место в хоре или ансамбле, услышать общее звучание и являются основой чувства строя. Учащиеся начинают ощущать строй уже при исполнении одноголосных мелодий хором. Но особенно важны первые попытки создания многоголосия, то есть начало работы над двухголосным звучанием. При этом следует, прежде всего обратить внимание учащихся на красочное богатство двухголосного звучания по сравнению с одноголосной мелодией и только затем – на мелодические линии каждого голоса, которые и создают это двухголосие.

Второе направление берет за основу воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях. С самого начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку.

Это правильный, но трудный путь, и ему должен предшествовать период осознания двухголосия, выработки ощущения стройности, слияние разных звуков.

Методически наиболее целесообразен третий путь, который заключается в том, что изучение многоголосия начинается с народных песен подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы в народной песне, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче, выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно.

Практика показывает, что этот метод в дальнейшем дает наилучшие результаты. Работа над двухголосием (и многоголосием) необходима и для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса.

Особое значение для этого имеет установление связи мелодической линии с гармонией. Здесь полезно вспомнить опыт одного из педагогов детской музыкальной школы, проводившегося в классе интересную работу. Играется простая гармоническая схема, не объясняя значения и названия аккордов, детям предлагается по слуху найти путь своего голоса. Упражнения поются вначале без названий звуков, в разных тональностях, затем сольфеджируя. Схемы, последовательность аккордов меняются.

Развивая чуткость к гармонии, следует всячески активизировать творческую интуицию учащихся. Например, можно предложить спеть собственную мелодию на слова или на слоги, но так чтобы она «уложилась» в аккомпанемент.

Думается, что восприятие чуткости к гармонии, творческой интуиции должно вестись на протяжении всего курса гармонии, при прохождении модуляций, сложных сочетаний. Очень полезна гармонизация мелодии по слуху. При этом на первый план следует выдвигать выразительность звучания образующегося многоголосия, а не исходить из каких-либо схем. Такой метод лишает слух активности, сужает творческую фантазию в выборе гармонических средств.

Существуют и другие приемы. Например, Р.Ромм предлагает отдельно выписывать аккорды для гармонизации мелодии, которые можно использовать по своему усмотрению там, где «подскажет ухо». Конечно, слуховая активность здесь значительно больше, гармонические средства – более интересны и разнообразны, чем трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты.

В «Музыкальной грамоте» Е.Давыдовой и С.Запорожец (выпуск 3 М., 1971) применяется еще один прием: к мелодии даны ступени, на которых можно по слуху подобрать тот или другой аккорд или ограничиться одним басовым голосом.

Нельзя забывать и о том, что импровизация второго голоса (подголоска) есть тоже функция гармонического слуха, и потому эта форма работы также очень полезна в классах сольфеджио.

Условно названный «период накоплений» не должен ограничиваться начальным этапом. Приведенные здесь примеры касаются гармонического слуха. Можно только пожелать, чтобы в музыкальных училищах, в группах мало подготовленных учащихся проводилась бы подобная работа, и началу изучения курса гармонии предшествовал бы период накопления слуховых впечатлений. Каждое новое явление в области гармонии должно быть подготовлено со всех сторон в слуховом опыте учащегося. Поэтому правы те педагоги, которые считают, что не может быть полной синхронности между программами сольфеджио и гармонии, так как одной из задач сольфеджио является подготовка слуховой базы к осознанию гармоний.

Дальнейшая работа над развитием гармонического слуха требует от педагога умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом, или окраской, функциональными связями и голосоведением. При этом надо учесть, что путь развития различных сторон гармонического слуха в большей степени зависит от специальности учащегося и от его индивидуальных качеств. Задача педагога – установить, какая сторона гармонического слуха тормозит общее развитие учащегося, и выбрать для каждого особый путь преодоления недостатков и выравнивания всех сторон гармонического слуха.

Хотя гармонический слух представляет собой совокупность трех сторон, в данной работе изложение основ мелодики преподавания мы даем по каждой стороне отдельно с тем, чтобы более подробно осветить задачи и пути их развития.

эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Фоническая краска созвучий связана с их акустической природой, с явлениями диссонантности и консонантности.

Акустические признаки интервалов, аккордов ярче всего выявляются в среднем регистре, в тесном расположении. Изменение тембра или регистра изменяет акустические признаки, окраску интервалов, аккордов.

Поэтому в практике работы следует начинать с наиболее яркого звучания (то есть в среднем регистре, тесном расположении) и постепенно расширять диапазон и регистры. Нужно учесть, что при слушании окраски аккордов мелодическое положение, тем полнее и разнообразнее будет осознана его краска. Количество голосов так же не имеет значения. Расширяя диапазон слушания, не надо бояться аккорд в многоголосии (более трех, четырех голосов), его краска будет только ярче. Поскольку в развитии ощущения фонизма аккорда большую роль играет эмоциональное восприятие, следует избегать застывших стандартов и формул в упражнениях и широко использовать контрастные сочетания.

В методике работы над развитием этой стороны гармонического слуха самым важным является восприятие правильной направленности слухового внимания учащихся. Педагог не должен допускать проверки и определения созвучий путем пропевания звуков. Воспитывая целенаправленное внимание, педагог обязан соблюдать строгую последовательность в нарастании трудностей, распределить работу по этапам. Вот примерные этапы интервалов и аккордов.

Первый этап. Средний регистр. Определяется лишь понятие диссонанс и консонанс. Используются контрастные интервалы: секунды-октавы, терции-септимы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные в любых обращениях и расположениях. Септаккорды: доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный.

Второй этап. Тот же регистр. Определяется окраска аккордов и интервалом в зависимости от «ширины» расположения интервалов и созвучий. Например: секунда – диссонанс тесный, септима – диссонанс широкий, терция – консонанс тесный и т.д. Аккорды: свободное, многоголосное изложение трезвучий и септаккордов. Определяется расположение: тесное, широкое и группа аккордов.

Третий этап. Используются все регистры (вверх – вторая, третья –октавы, вниз – малая и большая). Определяется тоновая величина интервалов: большие и малые терции, секунды, чистые квинты, кварты, октавы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные. Септаккорды: доминантсептаккорд, малый минорный, малый вводный, уменьшенный. Определяются аккорды в разных регистрах, но уде в строгом четырехголосном изложении; используются все обращения без их точного определения.

Все три этапа построены по принципу определения окраски отдельных созвучий, а не их связей. Но для того чтобы учащиеся не прибегали к мелодической проверке, следует чередовать их быстро, один за другим. Эти упражнения проводятся путем устного опроса. Дальше нужно переходить к определению группы созвучий «цепочки», начиная с двух-трех, а затем все большего количества интервалов или аккордов. При этом можно использовать и письменные упражнения, рекомендованные Островским: играется ряд интервалов (или аккордов) – учащиеся записывают из названия цифровкой. Вначале последовательность строится на сопоставлении акустически контрастных созвучий, а затем можно переходить к организованным в ладу более осмысленным последовательностям. Этими упражнениями создается естественный переход к определению окраски созвучий в примерах их музыкальной литературы, где логика функциональных связей, объединяясь с ощущением фонической краски созвучия, создает возможность полного музыкального анализа слышимого.

Переходим к рассмотрению функциональных связей между аккордами. Основа восприятия этой стороны гармонического звучания тесно связана с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовое значение мелодических оборотов, должна быть использована на самых начальных этапах обучения, чтобы естественно (и пока интуитивно) воспитать чувство логики музыкального языка. Как уже говорилось, Римский-Корсаков назвал эту особенность восприятия «архитектоническом» слухом.

В методике работы над развитием чувства функциональной логики важной задачей является осознание получаемых ощущений. Большое значение имеют при этом теоретические знания и умение применять их на практике. В сольфеджио важно ознакомить учащихся с красочной стороной разных гармонических оборотов и других гармонических явлений: разрешений, тяготений, краски неаполитанского септаккорда, двойной доминанты, полученные впечатления были осознаны, названы и чтобы в дальнейшем учащиеся могли мысленно представить себе их звучание.

Примеры для ознакомления и запоминания должны быть яркими, выразительными и разнообразными. Не следует начинать со строгого четырехголосия, оно сухо и несколько бледно звучит. Не нужно бояться фактурного изложения, примеров их литературы со свободным голосоведением, с выразительной мелодией. Очень важно, чтобы красочный образ того или другого оборота схватывался учеником с первого раза. Надо помнить, что путь развития восприятия идет от осознания наиболее общих черт к более детальным. Постепенно к осознанию формы и логики развития добавляется осознание средств, путей, которыми эта форма выражена. Самое опасное – звучание схем, стандартизация. Иным преподавателям кажется, что слаборазвитых учащихся нужно хотя бы научить узнавать несколько готовых, заученных схем. Такие педагоги не учитывают, что функциональные связи и гармония, прежде всего, ощущаются, эмоционально воспринимаются в своих наиболее общих, колористических чертах, в независимости от подготовленности учащегося, а потом уже в процессе развития познаются в деталях. Если ученик будет слушать звучание схемы, внимание его будет фиксироваться не на характере слышимого, не на впечатлении от него, а лишь на задаче «угадать», какой из выученных примеров сыгран. При этом каждый из них придумывает для определения какой-то свой ориентир, вовсе не гармонический: по мелодии, по количеству аккордов и т.д.

Осознание окраски созвучий и их функциональных связей доступно самому широкому кругу учащихся разных специальностей. Конечно, природная музыкальность, эстетическая восприимчивость натуры учащегося имеют большое значение. Однако для развития полноценного, профессионального гармонического слуха этого недостаточно; необходимо умение точно определять все звуки, составляющие интервал или аккорд. Восприятие этого умения – завершающий этап в работе над развитием гармонического слуха.

Теплов определяет эту сторону гармонического слуха как способность массу звуков, образующих созвучие, расчленить на отдельные звуки. Мы ее условно назовем «чувством голосоведения».

В методике работы над чувством голосоведения возникают следующие задачи.

В работе над развитием чувства голосоведения (как и вообще при развитии гармонического слуха) основной формой является слушание, анализ и слух. В более продвинутых группах к этому добавляются диктанты – письменные и устные. Хорошо использовать для упражнений в переключении внимания запись линии одного какого-нибудь голоса, особенно баса. При этом другие голоса или вся гармоническая схема последовательности могут быть известны учащимся. Пение в хоре, слушание многоголосного пения также необходимо для развития чувства голосоведения.

Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и тем самым может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть и записать ее. Для достижения этой цели необходимо:1)работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения (включая подготовительный период); 2)формировать все три стороны гармонического слуха, работая сперва отдельно над каждой из них, затем – сочетая их; 3)исходить из наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и детализируя их; 4)возможно больше разнообразить приемы работы, избегать стандартов, использовать яркие, контрастные звучания, больше и шире привлекать примеры их музыкальной литературы.

Список используемой литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *