развалины храма богини геры на острове самосе
СОДЕРЖАНИЕ
История
Археологические данные показывают, что этот район был местом поселения в раннем бронзовом веке, а культовая деятельность на месте алтаря, возможно, началась в позднемикенский период. Первый храм Геры был построен в восьмом веке до нашей эры. Пик процветания святилища начался в конце седьмого века с первой фазы монументального строительства, во время которого были построены храм Гекатомпедоса II, южная стоа, два колоссальных куроя и Священный путь, который соединял святилище с город Самос по суше.
Описание
Священный путь
Священный путь играл центральную роль в религиозных процессиях, и его известность подтверждается многочисленными подношениями по обету, которые выстроились на его маршруте, и тем фактом, что многие строения святилища разделяют его расположение. Он был восстановлен в третьем веке нашей эры дорогостоящими каменными плитами, которые можно увидеть сегодня.
Храм Геры
Первый храм (Гекатомпедос)
Первый храм, Hekatompedos (I) (4) или сто футов храм, знаменует собой первое монументальное сооружение на этом месте в восьмом веке до нашей эры. Это было длинное узкое здание из сырцового кирпича с рядом колонн, идущих по центру, чтобы поддерживать конструкцию крыши. Он был перестроен в конце седьмого века, одновременно со строительством Священного Пути и Южной Стоа. Эта вторая форма известна как Hekatompedos (II) и имела длину примерно 33 метра (108 футов). Стены были построены из известняка, а не из сырцового кирпича; восточный конец был оставлен открытым. Вдоль боковых стен располагались два ряда внутренних колонн, что означало, что от входа в культовую статую был хороший обзор по центральной оси. Возможно, там было крыльцо с колоннадой в восточном конце, чтобы обозначить вход, и периферийная колоннада, проходящая вокруг снаружи, но это не точно.
Второй храм (храм Ройкоса)
Долгое время дата постройки этого храма оспаривалась, но раскопки 1989 года показали, что работы начались в какой-то момент между 600 и 570 годами до нашей эры и были завершены около 560 года до нашей эры. Он простоял всего около десяти лет, прежде чем был разрушен около 550 г. до н.э., когда он мог быть разрушен землетрясением или демонтирован, потому что болотистая земля и плохой фундамент сделали его опасно нестабильным. Большая часть его камня была повторно использована при строительстве его преемника, Великого храма.
Третий храм (храм Поликрата)
Первые основы целлы были заложены во второй половине шестого века и обычно связаны с правлением Поликрата. Основания периферийной колоннады и пронаоса закладывались только примерно в 500 году до нашей эры. Строительство продолжалось и в римский период, но этот храм так и не был полностью завершен. В конечном итоге культовая статуя была перенесена в римский храм, хотя другие статуи и обеты продолжали храниться в нем.
В византийские времена храм служил каменоломней, так что в конечном итоге он был разобран до самого основания, оставив только фундамент и единственную колонну, которая, кажется, была сохранена в качестве навигационного пункта для кораблей.
Римский храм
Алтарь
Есть археологические свидетельства активности на месте алтаря (7) позднего микенского периода, но первое строение было построено в IX веке до нашей эры. Эта грубая каменная конструкция без отделки имела размеры 2,5 метра (8,2 фута) на 1,25 метра (4,1 фута).
Он перестраивался семь раз, достигнув своей окончательной монументальной формы в шестом веке, одновременно со строительством храма Ройкос, который был построен на том же уровне и оси. Прямоугольный алтарь был примерно 35 метров (115 футов) в длину (север-юг), 16 метров (52 фута) в ширину (восток-запад) и 20 метров (66 футов) в высоту (вверх-вниз). Вся западная сторона состояла из лестницы, ведущей на плоскую площадку, где совершались жертвоприношения, которая была окружена невысокой стеной с северной, восточной и южной сторон. Вдоль стены алтаря на уровне помоста и в верхней части невысокой стены располагалась серия рельефов с цветами и животными. Алтарь продолжал использоваться после разрушения храма Ройкос, и в конечном итоге он был отремонтирован в римский период.
Кости животных, найденные на этом участке, показывают, что большинство жертв приносили взрослые коровы. Было также довольно много овец и свиней, а также несколько оленей. Никаких бедренных костей на этом участке не обнаружено; Кириелей предполагает, что это может быть потому, что они были сожжены на жертвеннике, или, возможно, потому, что они были отданы священникам в качестве их особой доли.
К востоку от алтаря находилась священная роща, которая, возможно, включала священное дерево лигос, которое было идентифицировано как место рождения Геры. Ранее считалось, что пень этого дерева был обнаружен во время раскопок в 1963 году, но последующие испытания показали, что это не родственное можжевеловое дерево.
Стоас
Южная стоа (11) была построена в конце седьмого века до нашей эры, как часть того же раунда монументализации, во время которого были построены храм Гекатомпедос и Священный путь. Южная стоа была построена из сырцового кирпича и дерева и имела длину около 60 метров (200 футов) и проходила примерно с северо-запада на юго-восток. Два ряда колонн поддерживали крышу, а внутренние стены делили ее на три равные части. Южное здание было снесено в середине шестого века до нашей эры, чтобы освободить место для Южного здания.
Северная стоа (9) была построена в шестом веке до нашей эры, возможно, чтобы заменить Южную стоу, примерно по той же модели и в масштабе, что и южная. Его задняя стена была образована участком стены святилища. Обе стоа служили для обозначения границ святилища и предоставляли посетителям место, где они могли укрыться от солнца и спать по ночам.
Северное здание
Функция конструкции остается неясной. Хотя сооружение имеет форму храма, похоже, что с ним не был связан алтарь. Kyrieleis предполагает, что он был построен, чтобы служить сокровищницей саамского государства.
Южное здание
Южное здание (10) было построено в середине шестого века одновременно с Северным корпусом и имеет его дизайн. Чтобы освободить место, снесли южную стойку.
Скульптура
Предложения по обету
Вокруг святилища было найдено значительное количество керамической посуды и чашек для питья, которые использовались в жертвенных пирах. Наиболее значительными из них являются образцы начала шестого века. Некоторые из них нарисованы ΗΡΗ (Гера), что указывает на то, что они принадлежали богине. На других написаны буквы ΔΗ ( DE ), что может указывать на то, что они являются общественной собственностью ( demosion ). Любая интерпретация была бы важна для понимания политической истории Самоса начала шестого века, которая очень неясна. Однако Кириэлис утверждает, что они на самом деле читают (Η) ΡΗ (Гера). Мастерские, в которых изготавливалась эта керамика, были обнаружены на месте святилища.
Раскопки
Пифагорея и храм Геры на острове Самос
Небольшой остров на просторах Эгейского моря, бывший свидетелем расцвета и упадка нескольких цивилизаций, оставивших здесь после себя руины древнего порта Пифагореи с его греческими и римскими памятниками античного периода, а также грандиозный храм богини Геры.
Страна: Греция
Категория: архитектура
Остров Самос – небольшой клочок земли в Эгейском море, площадь которого едва превышает сорок тысяч гектаров. В былые времена он являлся главным морским портом и центром торговли в античной Греции. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки древних сооружений и сохранившиеся в них артефакты, обнаруженные в ходе масштабных археологических раскопок. Прежде всего, примечательна северо-восточная часть острова, где на побережье в окружении гор, находятся древний портовый город Пифагорея и образцовый храм Геры.
Пифагорея представляла собой типичный порт времен греческой колонизации, раскинувшийся на берегу живописной гавани и защищенный нагромождениями отвесных скал. Самые первые археологические находки, найденные здесь, относятся к до классическому периоду, датированному IV и III тысячелетиями до нашей эры. Благодаря географическому соседству острова с землями Малой Азии, в VI столетии до нашей эры город вошел в число ведущих морских держав среди восточных областей Средиземноморья. Но в III веке нашей эры, Самос был завоеван германцами, после чего Пифагорея лишилась своего значимого положения и перестала быть важным центром морской торговли. В разное время, до и после прихода германцев, остров также находился под контролем минойцев, микенцев, персов, византийцев, венецианцев и турок, в конечном счете войдя в состав Греции лишь в 1910 году.
Благодаря многолетним археологическим раскопкам, удалось полностью восстановить утерянный план городских улиц с их храмами, зданиями, общественными термами, системой канализации и акведуком, а также стадионом и прочими постройками эллинистического и романского периодов. Одной из важнейших достопримечательностей Пифагореи считается искусственный тоннель Евпалиния, сооруженный в VI веке до нашей эры, по километровой конструкции которого жители ежедневно получали воду.
Но самым значимым историческим памятником Самоса является великий Гераион, воздвигнутый в VIII веке до нашей эры и в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся до тех пор, пока Ройк и Феодор не превратили его в колоссальное строение нового ионического ордера. Свод храма Геры поддерживался с помощью сотни высоких колонн, для обработки оснований которых, был изобретен специальный станок. Но по прошествии тридцати лет с момента своего основания, комплекс храма был разрушен персами и с тех пор до наших дней здесь сохранились лишь алтарь, постаменты многочисленных статуй, стоа и малые храмы, включающие руины христианской базилики, построенной в V веке.
Пифагорея и храм Геры на острове Самос
Остров Самос площадью 478 км 2 расположен в восточной части Эгейского моря. Мягкий климат, прекрасные пляжи, разнообразие растительного мира и ценные археологические находки делают его очень привлекательным для туристов.
Среди руин Пифагореи – античного полиса с древнегреческими и древнеримскими памятниками, примечателен датируемый 539 – 524 годами до н. э. туннель Эфиалинос – акведук длиной более 1 км и высотой 2 м, строившийся 15 лет. Кстати, название Пифагорея, в честь родившегося здесь в 580 г. до н. э. знаменитого философа и математика Пифагора, он получил уже в середине двадцатого века, а до этого был известен как Самос. Памятник Пифагору установлен здесь на набережной.
На острове Самос был широко распространен культ богини Геры, а ее святилище очень почитаемо. Руины Герайона – храма Геры, одного из самых больших в Греции, находятся в 9 км от Пифагореи. На Ионических островах он стал образцом для других. Возведенный в 8 веке до н. э., храм Геры был почти полностью разрушен землетрясением, сохранилась только одна колонна.
В Археологическом музее Самоса хранится большая коллекция религиозных даров из святилища Геры, греческих и римских статуй (среди которых «курос» – мраморная статуя юноши 6 века до н. э.).
Пифагорея и храм Геры были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.
Древний водопровод в Греции, являющийся шедевром древнего зодчества и храм Геры на острове Самос
Остров Самос в Греции являлся центром ионийской культуры во времена античности. Там родились такие знаменитые личности, как философы Пифагор, Мелисс и Эпикур, астрономы Аристарх и Аристилл. А также на острове долгое время был рабом поэт-баснописец Эзоп.
Геродот в своих трудах упоминал остров и писал о том, что там есть такие чудеса, как водопровод в виде тоннеля через гору, дамба в порту и храм Геры.
Остров Самос в Греции
Остров был заселен с давних времен, здесь были найдены следы минойской и микенской цивилизаций. Также считается, что на острове родилась богиня Гера, поэтому там развился культ и было образовано святилище в её честь.
Остров, благодаря своему расположению, стал посредником между территорией Малой Азии и Греции. Развивалась торговля и остров начал процветать. Торговали не только с ближайшими соседями, но и с более дальними, например, с Египтом и с прибрежными городами Черного моря.
Мореплавание было хорошо развито, поэтому именно греки с острова Самос первыми достигли берегов Гибралтарского пролива. Здесь же изобрели новый тип корабля из 50 вёсел.
Самосский тип корабля, VI век до н.э., модель в Технологическом музее в Салониках
Около 538 г. до н.э. аристократ Поликрат с братьями организовали вооруженный переворот и захватили власть. Народ в целом поддержал тирана, а вот авторитетные и богатые жители относились к Поликрату с ненавистью. Поэтому очень скоро все недовольные были изгнаны с острова. В их числе был и философ Пифагор.
Самос при Поликрате стал центром пиратства, грабил не только противников, но и друзей. Известная фраза Поликрата гласит:
«Лучше заслужить благодарность друзей, возвратив им отнятое, чем вообще ничего не отнимать у них»
Но были и плюсы. На острове разворачивается строительство, укрепляются стены, украшается храм Геры и строится знаменитый тоннель — Самосский акведук.
Древний водопровод Эвпалина — Самосский акведук
Строительством тоннеля руководил инженер Эвпалин, при тиране Поликрате. Водопровод составил 1034 метра и имел небольшой уклон, чтоб вода сама стекала в город.
Чтоб ускорить строительство акведука было принято сложное решение — начинать строить одновременно с двух сторон и встретится в середине горы. Казалось бы, непосильная задача для того времени, но греки справились.
Археологические исследования показали, что Эвпалин ошибся в месте стыковки всего на 1 метр по вертикали и на 6 метров по горизонтали. Для исправления ситуации, Эвпалин повернул ось водопровода на 30°.
Акведук функционировал более 1000 лет, с 520 г. до н.э. и примерно до 700 г. н.э. Но потом о нём постепенно забыли, потому что был проведен другой водопровод в город. Археологи искали водопровод Эвпалина по описаниям Геродота. В своей третьей книге «Талия» Геродот следующим образом описывал это чудо света:
«…сквозной тоннель в горе высотой в 150 оргий, начинающийся у её подножия по обеим сторонам. Длина тоннеля 7 стадий, а высота и ширина по 8 футов. Под этим тоннелем по всей его длине они прокопали канал глубиной в 20 локтей и 3 фута ширины, через который в город по трубам проведена вода из одного обильного источника. Строителем же этого водопроводного сооружения был Евпалит, сын Навстрофа, мегарец».
Для масштаба с человеком
Самосский акведук является шедевром древнего зодчества. Эвпалит применял такие принципы геометрии, которые только спустя несколько столетий сформулировал Евклид.
Источник включал в себя каменный резервуар, который ежедневно снабжал город 400 кубометрами воды.
Храм Геры на острове Самос
На острове Самос было расположено одно из самых древнейших святилищ в Греции. И археологические исследования позволяют сделать предположение, что храм, построенный в VIII в. до н.э. был не первым на этом месте.
Архаичный храм был с немного узкой целлой, которая по своим размерам была 33 х 6,5 м. На плоских плитах посередине стояли деревянные стойки. Портик был в антах. Крыша, скорее всего, у него была плоская. В середине того же столетия храм перестроили. При этом стойки, которые до этого стояли посередине, остались стоять, а вот ширина самой целлы была увеличена. Также снаружи целлу окружили рядом деревянных опор, которые образовали непрерывный портик вокруг всей постройки. И, скорее всего, это был самый первый периптер не только в Греческом, но и в мировом зодчестве. Портик этого храма включал в себя 7 опор спереди, 6 сзади и по 17 опор по бокам. Все опоры стояли на простых каменных базах.
Первоначально план храма Геры был выполнен так, что культовую статую пришлось ставить сбоку, а не посередине целлы, даже после перестройки и расширения целлы.
Вторая перестройка храма, скорее всего, была в начале VII в. до н.э. И в этот раз планировка целлы была коренным образом улучшена. Средний ряд опор решили заменить двумя рядами опор вдоль стен целлы, строго по оси соответствующих стоек птерона. Все опоры были сделаны из дерева и представляли собой единый каркас, который сверху перевязали балками. Наружный обход, из 18 х 6 стоек по периметру, теперь не загораживал вход. Перекрытие храма по-прежнему было плоским и деревянным, без черепиц.
Третий храм Геры был построен около 550 г. до н.э. Архитектура этого храма имеет исключительное значение для всей истории архитектуры, потому что там впервые встречается зрелый и полностью выполненный ионический ордер в малоазийском варианте.
Реконструкция храма Геры на острове Самос
Этот храм часто называют ройковским, по имени одного из строителей, Ройка из Самоса. Но, возможно, лучше было бы его назвать в честь другого зодчего — Феодора, который ещё строил Эфейских храм, а также прославился как изобретатель токарного станка и литья статуй из бронзы. Есть предположения, что этот мастер-новатор, автор самого раннего известного нам архитектурного трактата, является ещё и создателем ионического ордера.
Размер храма Геры по стилобату составлял 50,5 х 103 м. Число колонн было 21 х 8, но с задней стороны было 10 колонн.
Четвертый храм Геры был размером 55 х 111,5 м. и возвышался над землею на 2 ступени. Храм, скорее всего, был построен при Поликрате. У храма было 2 ряда колонн на продольных фасадах, и по 3 колонны на торцовых фасадах. У восточного фасада было 8 колонн и расстояние между ними увеличивалось к середине. С западного торца было по 9 колонн в ряду, а на продольных сторонах — по 24.
Часть наружных колонн была исполнена из мрамора, часть — из пороса. Колонны пронаоса имели поросовые стволы, мраморные базы и капители. На базах колонн была очень высокая каннелированная спира. Капители имели астрогал своеобразной формы — в виде гладкой полосы, зажатой между двумя валиками. В некоторых капителях шейка была орнаментирована. Капители самосского храма состояли из двух частей, причем эхин был высечен из одного блока с верхним барабаном ствола колонны.
Всемирная история архитектуры, Том II
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂