разум и чувство две силы
Сочинение Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой
Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве составляющем внутренний конфликт личности. Эта тема интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором
между велением чувства и подсказкой разума.
Великолепный пример русской классики – роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая свои идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.
Хочу превести еще один пример из литературы в котором показана борьба разума и чувств. Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно.
Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мёртвые и ничтожные одна без другой (Виссарион Белинский)
В данном высказывании известный российский литературный критик рассуждает о двух важнейших составляющих человеческой природы. Он не ставит ни разум, ни чувства на первое место, отмечая, что сердцу необходима поддержка разума, а разуму нужен совет сердца.
Я согласен с этим утверждением Белинского, поскольку тоже считаю, что среди этих двух элементов нет более важного или менее значимого. Только в их объединении кроется обогащение и раскрытие человеческой души, её истинная прекрасная сущность.
Обратимся к теоретическому смыслу данной цитаты классика. Разум – это способность человека отвечать за свои поступки и давать объективную оценку происходящему вокруг него. Чувства – это способность человека эмоционально воспринимать те же происходящие в окружающем его мире события. Разум является философской категорией, выражающей высший тип мыслительной деятельности, способностью мыслить всеобще; способностью к анализу, синтезу, абстрагированию и обобщению. Чувства – это эмоциональные процессы жизнедеятельности человека, которые отражают его субъективное, эмоционально окрашенное, оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Каждый человек наделён как рациональным умом, так и порывистыми чувствами. Со временем одна из этих сущностей развивается сильнее другой и начинает преобладать в характере человека, зачастую определяя его судьбу. Но ни разуму, ни чувствам не нужно отдавать полного предпочтения, чтобы стать счастливым.
За примерами можно обратиться к русской классической литературе. Катерина, главная героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», будучи замужней женщиной, влюбляется в молодого человека Бориса и решается на тайные отношения с ним. Она отлично понимает, что идёт на «страшный грех», да «сил не хватает» рассудок её отуманен. Итог этой роковой страсти печален: женщина совершает самоубийство.
С другой стороны, Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» предстаёт перед читателем совершенно холодным, лишённым эмоциональных порывов человеком. Однако такое абсолютное торжество разума отнюдь не сделало Печорина счастливым. Наоборот – он глубоко несчастный, страдающий человек. Таким образом, можно сделать вывод, что никто не сможет довольствоваться счастьем, если он бросается в крайности. Только союз холодного ума и горячего сердца приносит человеку гармонию.
Пример из мирового кино – один из лучших фильмов 1995 года, получивший 6 номинаций на Оскар и победивший в номинации «Лучший сценарий» так и называется – «Разум и чувства». Это мелодрама, рассказывающая о дух сёстрах – прагматичной Элинор и романтичной Марианне. Каждая из них, через жизненные испытания и любовные переживания, приходит к пониманию того, что разум и чувства нуждаются друг в друге и не должны доминировать друг над другом.
Подводя общую черту под своими рассуждениями, я хотел бы сделать следующий вывод. Как разум, так и чувства могут сделать человека лучше и сильнее, а могут и погубить его. Если человек не будет соблюдать равного баланса разума и чувств, то это может привести к печальным последствиям. А если они будут мирно сосуществовать – жизнь можно сделать счастливой и гармоничной.
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Разум и чувства». Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.
Сочинение на тему «Разум и чувство»
Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.
Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.
Сочинение на тему «Разум и чувство»: гармония или противоборство? (по произведениям А.Алексина, А. Пушкина)
«Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)
Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.
Разум и чувство взаимно исключающие понятия? (по произведениям Л. Толстого, М.Булгакова)
Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
Это высказывание принадлежит известному русскому критику В.Г. Белинскому. Действительно, каждый из людей от рождения наделён и рациональным умом, и порывистым чувством. Однако, со временем одно в нас всё более развивается, а другое неизбежно затухает, тем самым закладывая основу – характер, а далее, определяя судьбу. Так как же разум с чувством управляет жизнью человека? Чему следует отдавать предпочтение, чтобы быть счастливым? За материалом для исследования обратимся к Отечественной литературе.
Сначала разберёмся, что будет, если оказаться без здравого восприятия действительности, а руководствоваться одною лишь «горячностью» души. Сразу вспоминается Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза», которая, имея супруга, по уши влюбляется в Бориса. Она прекрасно понимает, что идёт на «страшный грех», да «сил не хватает», рассудок отуманен. И каков же итог? Не совладав со страстью, девушка совершает самоубийство – бросается в воду.
Таким образом, никакой благодетели мы не увидели.
Быть может, следует оставаться бесчувственным, и тогда проблемы сами собой исчезнут? Но не тут-то было! Опять же обращаемся к классике: Печорин из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Глаза, холодные «как сталь», подозрительность и недоверчивость стали непременным атрибутом его «скрытной» натуры. Ни любовь, угасшая много лет назад, ни встреча со старым товарищем по службе Максимом Максимычем не вызывала на лице молодого офицера каких-либо особых изменений. Ему были безразличны людские эмоции, потому не удивительно, что одиночество отяготило душу Печорина. Разве можно назвать это счастьем? Не думаю.
Но вы скажете: «будь он не таким замкнутым – не страдал бы». Что ж, вспомните Базарова из «Отцов и детей» Тургенева. Тот также не признавал чувств, считал их глупостью, но в выражениях не стеснялся, вёл себя развязно, не соблюдая и малейших «принсипов» порядочного человека. Однако Евгению Васильевичу тоже не удалось получить снисхождение общества, всех лишь отталкивало «материалистическое» мышление героя.
Получается, прав был критик Белинский. Никто не сможет довольствоваться жизнью, бросаясь в крайности. Только совмещающий холодный ум и горячее сердце обретает покой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Итоговое сочинение 2019 «Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой»
Пример сочинения
Вопрос о правильном соотношении чувств и разума в личности занимает человечество не первое столетие. Сначала люди отдавали приоритет рациональному началу, потом на пьедестал возводили человеческие чувства. Но разве можно разделить то, что должно находиться в гармонии друг с другом? Мне кажется, что утверждение критика Белинского вполне справедливо: и разум, и чувство по отдельности «мертвы и ничтожны».
Вспомним героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«. Печорин обладает ясным умом и холодной душой. Григорий Александрович говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Не имея благородной цели в жизни, скучающий герой разрушает чужие судьбы: невольно губит Бэлу, отравляет жизнь княжны Мери, убивает Грушницкого… Опустошённая душа молодого человека — источник его страданий и страданий окружающих его людей. Писатель на примере Печорина показывает, каким бесплодным может быть разум без чувства.
Пример гармоничного сочетания разума и чувств мы находим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Безухов в результате духовных исканий становится человеком, соединяющим в себе любящее сердце и деятельный ум. В отличие нравственно омертвелых Курагиных, Пьер всю жизнь находится в поиске подлинного смысла жизни. Сначала приоритет чувства в жизни молодого человека приводит к разочарованиям. Так, неудачная женитьба на лживой Элен и дуэль с Долоховым показывают, насколько был слеп разум Пьера. Потом героя увлекают мнимые истины масонства, пока Безухов не разглядел неискренность своих новых друзей… Настоящее счастье герой обретает в семье, в единстве со своим народом и со всем в мире. По мнению Л.Н.Толстого, разум и чувство не должны быть в противоречии друг с другом.
Мне кажется, что каждому из нас нужно стремиться уравновешивать в себе «две силы», так как без этого нельзя стать по-настоящему цельной и зрелой личностью.