разум есть несравненно высшая способность но она приобретается не иначе как победой над страстями

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями Гоголь (Итоговое сочинение (декабрьское))

В русской литературе есть немало примеров, иллюстрирующих эту мысль. В них литературным героям приходится овладеть своими чувствами и сделать правильный выбор, чтобы действия основывались только на разумном решении, а не были бы порождены страстями, ослепляющими разум.

Так в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в эпизоде, повествующем о проводах князя Андрея на войну, читатели видят старого графа Болконского, который, казалось бы, скуп на слова, холоден; прощание сына и отца сдержанное, но читатель в каждом движении, слове графа чувствует большую любовь к сыну, а видит лишь, как старый Болконский, отвернувшись ото всех, вытирает слезу.

В этом эпизоде автор показал, как граф Николай Андреевич превозмогает свои чувства при прощании с сыном, чтобы не показать свою слабость, из-за которой он мог изменить настроение своего сына на дальнейшую службу.

Старый граф победил свои чувства и поступил разумно, что, несомненно, явилось правильным решением.

Второй пример победы разума над страстями можно увидеть в произведении В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». В жизни персонажей бабушки Настасьи и деда Егора наступает момент, когда нужно выбирать между переездом в город и тем, чтобы остаться на своей родной земле, Матёре. Они выбирают переезд.

Их чувства не позволяли им покидать Матёру, место, где прошла вся их жизнь, куда они «вросли своими корнями». Разум же говорил, что так или иначе, эта родная земля скроется под водой, исчезнет, будто бы её и не было, а вместе с ней исчезнут и они. Выбрав переезд, они подавили то сильное чувство, останавливающее их, тем самым поступая, как велит разум.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Николай Васильевич Гоголь. Первое апреля.

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого точно нет у других писателей»

Николай Васильевич родился 1 апреля (20 марта) 1809 года в местечке Сорочинцы Полтавской губернии

«Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.»

«Часто сквозь видимый миру смех
льются невидимые миру слезы.»

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.»

«… женщины, это такой предмет… просто и говорить нечего… Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек — и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь.»

«Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве.»

«Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие.»

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.»

© Николай Васильевич Гоголь
https://www.inpearls.ru/

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В.Гоголь). (Итоговое сочинение (декабрьское))

Н.В.Гоголь писал: «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Из этого высказывания понятно, что разум – это нравственная сила человека, которая помогает ему избегать ошибок. Но приобретается разум только тогда, когда мы одерживаем победу над своими страстями. Страсти мешают человеку думать, ослепляют его, ведут к ложным жизненным шагам. Только победив свои страсти, мы может приобрести разум.

Если вовремя не победить свои чувства, можно прийти к печальным последствиям. А когда мы одерживаем победу над какой-либо страстью, в нас начинают торжествовать разум и воля, и мы избегаем нравственные ошибки.

Приведём литературный аргумент. Герой исторической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Андрий страстно влюбился в прекрасную полячку и ради неё забыл обо всём. Андрий отказывается от матери, отца, брата, запорожского товарищества, от отчизны Украины. Ради того, чтобы быть рядом со своей возлюбленной, Андрий становится предателем, переходит на сторону врагов. Ослеплённый страстью, желая заслужить любовь польской красавицы, Андрий не замечает ничего вокруг, ни над чем не задумывается, рубит в бою налево и направо своих же товарищей. Только увидев перед собой грозного отца, бледный Андрий послушно, как ребёнок, слезает с коня, покорно ожидая неминуемой расплаты за свою измену. Но даже и тогда, перед смертью, его уста шепчут имя прекрасной полячки. Гоголь с сожалением пишет о том, что погиб казак, который мог бы стать украшением и цветом всего запорожского казачества, погиб бесславно, как предатель.

Мы доказали, что если человек приобретает разум, как высшую способность мыслить, оценивать свои поступки, то он совершенствует себя. Когда же кто-то не может победить свои слабости, то он совершает ошибки, которые иногда могут привести к печальным последствиям.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Онлайн чтение книги Н.В. Гоголь. Статьи
Христианин идет вперед*

(Письмо к Щ***ву)

Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик, и до самого гроба ученик. По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и всё им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и, где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула пред ним даль и подвиги — угаснула и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее.

Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам всё то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся в нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая всё внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем. Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. Всё становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик. Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Отзывы и комментарии

Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать. правила

Источник

Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями (Н. В. Гоголь)

Преобладающие над разумом чувства нередко ведут к ошибкам, порой непоправимым. Но возникающими в душе чувствами сложно управлять, об этом знает практически каждый.

Именно поэтому человеку свойственны глупые и необъяснимые поступки.

Мне кажется, что чувства должны гармонировать с разумом. Опираясь лишь на эмоции, можно натворить немало

Каждый из героев повести руководствовался в своих поступках тем, что оказывало на него большее воздействие.

Эрасту были свойственны низменные страсти: он проиграл в карты собственное имение, однако в какой-то момент разум одержал верх над страстями и подсказал герою простой выход из сложной ситуации. Исправить положение он мог женитьбой на богатой вдове. Поступок неблаговидный, но вполне

Чистый расчет лишил его главной радости жизни – любви, но ради положения в обществе Эраст готов на такую жертву.

Лиза напротив полностью отдалась во власть сердечных чувств. Под их напором разум просто не в состоянии был дать совет молодой крестьянке. Девушка напрочь забыла о социальном неравенстве с возлюбленным, а выгодную для себя партию отвергла без сожалений. Но в итоге чувства к Эрасту довели героиню до самоубийства, хотя Лиза всем сердцем была привязана к старенькой матери.

В итоге ни одни из героев повествования не стал счастливым. Лиза умерла, сердце матери стонет от горя, а Эраст до скончания дней своих будет считать себя убийцей… Несмотря на прагматизм, молодой человек наделен совестью – это тоже важное чувство.

В итоге можно констатировать, что лишь согласие между разумом и душевными страстями способно помочь человеку в трудную минуту. Если руководствоваться только разумом или одними эмоциями – велика вероятность фатальной ошибки.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *