разрушенный храм в афинах

Парфенон: печальная судьба легендарного древнегреческого храма

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

разрушенный храм в афинах. 219464042. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219464042. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219464042.

разрушенный храм в афинах. 219467920. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219467920. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219467920.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.

разрушенный храм в афинах. 219464683. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219464683. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219464683.

разрушенный храм в афинах. 219465692. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219465692. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219465692.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.

разрушенный храм в афинах. 219466908. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219466908. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219466908.

разрушенный храм в афинах. 219466358. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219466358. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219466358.

Чёрные дни Парфенона

История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.

разрушенный храм в афинах. 219461651. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219461651. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219461651.

В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.

разрушенный храм в афинах. 219464489. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219464489. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219464489.

Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.

Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.

разрушенный храм в афинах. 219461372. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219461372. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219461372.

Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.

разрушенный храм в афинах. 219462414. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-219462414. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 219462414.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как европейцы разрушили Парфенон

Судьбоносный выстрел, разрушивший главный храм Афин, прозвучал не с той стороны, откуда его ждали.

Полуразрушенный Парфенон, который почти всегда находится на реконструкции, воспринимается сегодня как символ былого, давно угасшего величия. Сотни тысяч туристов, поднимающихся на Акрополь, представляют, что храм Афины пал от рук варваров, для которых древнегреческая цивилизация не значила практически ничего. На самом же деле Парфенон выстоял во время многочисленных нашествий, разграблений и пожаров. Римляне основали в нём христианский храм, готы никак не навредили величественной постройке, крестоносцы – ограбили, но ломать не стали. Под властью османов Парфенон тоже существовал спокойно, но уже в качестве мечети.

Храм Афины превратился в руины только в конце 17 века. И разрушили его не те, кто не чтил древнегреческую культуру, а те, кто ей искренне восторгался.

Европейские государства объединились под эгидой «Священной лиги» для того, чтобы дать отпор постепенно ослабевающей Османской империи. Кампания шла вполне успешно: в 1683 году турки потерпели тяжелое поражение от армии польского короля Яна Собеского и вынуждены были сдать Вену. После этого путь на Балканы для европейцев был открыт. В противостояние включились венецианцы, у которых, естественно, были свои интересы в Средиземном море.

разрушенный храм в афинах. 35455553 m. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-35455553 m. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 35455553 m.

Афинский Акрополь. Лео фон Кленце, 1846 год. (polit.ru)

Армаду «Священной лиги», из-за который пришлось практически опустошить казну Святого престола, возглавил как раз прославленный венецианец – старый воин Франческо Морозини. Флотом, ходившим под флагом венецианского крылатого льва, он командовал с 32 лет, всю жизнь «последний великий полководец Венеции» сражался против турок и успел за это время их неистово возненавидеть.

В июне 1684 года после торжественного богослужения в соборе Сан-Марко венецианский флот под предводительством 66-летнего Морозини выдвинулся на восток. Сухопутную армию возглавил швед Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, который получил очень качественное немецкое образование в Йенском и Лейпцигском университетах. Своё выпускное сочинение он зачитывал на латыни, посвятив его несчастьям, которые вынуждены были пережить Афины, попавшие под власть варваров-турков.

Венеция теснит османов

Венеция ликовала. Патрас, Навплион, Аргос и Коринф один за другим пали под ударами венецианской армии, южная Греция, включая весь Пелопоннес, оказалась в руках христиан. Тогда на Коринфском перешейке, который отделяет южную Грецию от центральной, собрали военный совет для обсуждения дальнейших планов. Предлагалось даже прорыть через перешеек канал, чтобы облегчить передвижение Венецианскому флоту. Тогда это сочли слишком масштабной затеей, которая требовала огромного труда и времени, поэтому Коринфский канал появился только спустя два столетия.

разрушенный храм в афинах. 35455554 m. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-35455554 m. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 35455554 m.

Коринфский канал. (greecetoday.ru)

В итоге Кёнигсмарк отбросил разумные планы – остаться, например, на Пелопоннесе и дать немного отдохнуть своей армии – и выбрал самый авантюрный: сделать решительный рывок до Афин и выгнать османскую армию из прославленного города. Главный аргумент честолюбивого шведского полководца состоял даже не в стратегической важности Афин, а в том, что вся Европа будет рукоплескать армии, которая отобьет родину Сократа, Платона и Аристотеля. Полководцы, в том числе и опытный Морозини, уступили красноречию Кёнигсмарка. Бессмысленный с военной точки зрения и фатальный для Парфенона поход стартовал.

Источник

разрушенный храм в афинах. userinfo v8. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-userinfo v8. картинка разрушенный храм в афинах. картинка userinfo v8.masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания.

Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. То был период высшего подъема античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь по сей день гордо напоминает об этом всему миру.

разрушенный храм в афинах. 0 9fb5a c9edb04 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 9fb5a c9edb04 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 9fb5a c9edb04 XXXL.

История древнего храма берёт своё начало более 2-ух тысячелетий тому назад. В 447 году до н.э. Перикл отдал приказ о строительстве масштабного храма и поручил это архитекторам Калликрату и Иктину. Работы над Парфеноном велись на протяжении 15 лет, а для строительства храма использовался исключительно белый мрамор.

Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн всего 46, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.

Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В целле стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновой кости. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам.

Кликабельно 2100 рх

Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. (В начале XIX века лорд Эльджин увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 году ее приобрел Британский музей.)

Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. За последние годы ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, нанесли мрамору Парфенона чувствительный ущерб.

разрушенный храм в афинах. 0 7b6a3 4b720287 XXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 7b6a3 4b720287 XXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 7b6a3 4b720287 XXL.

Большинство изображений храма повествовали о различных битвах и сражениях греков. Так на западных плитах были рисунки, посвящённые войне греков с амазонками, а на южных – схватка кентавров и лапифов. Стоит отметить, что греки любили изображать себя в мифических картинах битв богов, тем самым отмечая свою причастность к зарождению новой эры.

Кликабельно 1700 рх Акрополь. Вид на театр IV в. Парфенон

Одной из самых главных достопримечательностей храма была статуя богини Афины выполненная из чистого золота и вставок из слоновой кости. К сожалению, статуя тоже не сохранилась до наших дней и представление о ней можно получить лишь увидев её копии меньшего размера.

Рисунки Манолиса Корреса

Сохраниться Парфенону в первозданном виде до наших дней было не суждено. Впервые храм серьёзно пострадал уже в 295 году до н.э. при осаде Акрополя Деметрием Полиокретом. Спустя несколько столетий (в 4 веке нашей эры) храм был преобразован в христианскую церковь. Некоторые части сооружения были либо уничтожены, либо перестроены. На этом напасти не закончились…

В 1460 году Парфенон оказался во власти турок, и христианская церковь в одночасье превратилась в мечеть, а пристроенную к храму колокольню переоборудовали в минарет.

В 17 веке из-за войны за независимость с турками на территории Парфенона был обустроен пороховой склад. Разместить боеприпасы на территории исторического объекта было очень плохой идеей, так как в 1687 году в результате обстрела храма венецианскими мортирами было уничтожено не только более 10 гигантских колонн, но и вся центральная часть Парфеона. Что там просиходило подробнее давайте узнаем …

В 1683 году турецкая армия, осаждавшая Вену, потерпела поражение от объединенных европейских сил под командованием польского короля Яна Собеского.

Победа европейских сил под Веной обусловила переход европейских союзных государств в контрнаступление, на острие которого стояла Венеция, имевшая в восточном Средиземноморье свои экономические и политические интересы. Командовал венецианскими войсками Франческо Морозини.

Турки имели незначительные силы в Афинах, поэтому они оставили город и заперлись в крепости Акрополя. Войско венецианцев стало лагерем к западу от города, и предложило турецкому гарнизону почетную капитуляцию, чтобы избежать ненужное кровопролитие. Турки ответили отказом, и начался штурм Акрополя.

22 сентября венецианцы установили артиллерийские батареи на холмах напротив Акрополя и пытались подвести мины под крепостные стены, что им не удавалось сделать из-за твердости скальных пород. Тогда же перебежавший турецкий дезертир сообщил венецианцам, что турки сложили весь запас пороха в Парфеноне, т.к. были уверены, что европейцы не станут разрушать храм.

После потери пороховых складов турки приняли предложенную им капитуляцию. Венецианцы позволили туркам уйти на турецкие корабли, которые ожидали их в шести милях от Пирея, и взять с собой столько имущества, сколько те смогут унести.

Взятие венецианцами Афин привело к обычной в то время перестройке храмов под нужды религии победителей. Например, шведы превратили одну из изящных мечетей в лютеранскую церковь, еще несколько мечетей были переделаны венецианцами в католические церкви. Однако разрушенный Парфенон никому не был нужен.

Через шесть месяцев после взятия Афин, венецианцы решили покинуть город по стратегическим соображениям. Турки вернулись в город еще на несколько столетей, однако и они не занимались восстановлением Парфенона.

В период с 1802 по 1804 года в Лондон было доставлено несколько десятков уцелевших мраморных скульптур, которые были размещены в Британском музее. Всё это привело к тому, что Парфенон некогда бывший роскошным храмом превратился в руины, не представляющие никакой ценности…

Кликабельно 1800 рх

Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822)

К счастью уже в 1834 году Парфенон очистили от чужеродных объектов, а в 1930 году началась реставрация древнегреческого храма. На сегодняшний день восстановлены практически все повреждённые колонны. Кроме того, некоторые скульптуры, которые долгое время были в музеях либо в частных коллекциях, были возвращены на территорию храма либо доставлены в Афинский Национальный музей.

Мраморные скульптуры Парфенона не являются самостоятельными произведениями искусства. Они были созданы как архитектурная и символическая часть храма богини Афины, построенного в V веке до н.э. в период расцвета древнегреческой культуры. Основной концепцией строения являлся баланс, достигаемый посредством идеальной симметрии триглифов, метопов, фриза и фронтонов храма. Понять и оценить памятник в целом возможно только вместе с его скульптурами, тогда как сами скульптуры могут быть значимыми, только находясь рядом с храмом, в их естественном историческом окружении.

разрушенный храм в афинах. 0 e1b5a f2f3eb72 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 e1b5a f2f3eb72 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 e1b5a f2f3eb72 XXXL.

Парфенон с его 2500-летней историей остается великим памятником и считается значимым символом свободы мышления. демократии, философии, гармонии и права. Это самый выдающийся памятник западной цивилизации. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в Список всемирного наследия.

Из 97 уцелевших частей фриза Парфенона 56 были вывезены в Лондон, а 40 остались в Афинах. Из 64 сохранившихся метопов 48 находятся в Афинах и 15 были увезены в Лондон. Из 28 же скульптур с фронтонов храма 19 увезли в Лондон и 9 остались в Афинах. Считается, что на фризе Парфенона изображено шествие в честь праздника — Панафиней. Метопы представляют собой сцены гигантомахии — на восточной стороне, амазономахии — на западной стороне, троянской войны — на северной стороне и битвы кентавров с лапифами — на южной. Восточный фронтон иллюстрирует рождение Афины, а западный фронтон — битву между богиней Афиной и богом Посейдоном за право покровительства над Афинами.

Кликабельно 2900 рх

Греция просит содействия Великобритании, как во имя самого памятника, так и во имя всемирного культурного наследия. Достижение взаимопонимания возможно посредством двустороннего сотрудничества в области культуры и образования. Если говорить конкретнее, то предложение Греции состоит в том, чтобы организовать выставку воссоединенного мрамора Парфенона в большом зале нового Музея Акрополя, тогда как Великобритания может принять участие в реставрации и обновлении самого Парфенона. Экспонирование собранных вместе скульптур может позволить нам по-новому взглянуть на этот уникальный памятник, способствовать развитию науки и продемонстрировать будущим поколениям достижения человеческой цивилизации. Изображения и их описание взяты из книги Елены Корки, главы департамента Греции и института археологии «Воссоединение скульптур Парфенона», выпущенного в Афинах Министерством Греции по культуре и туризму двумя изданиями — в 2002 и 2003 годах, издательство KAPON

До наших дней уцелели следующие части скульптурного украшения храма:

Восточная сторона (Гигантомахия)

Все 14 плит находятся в музее Акрополя

Западная сторона (Амазономахия)

все 14 плит находятся на самом храме Северная сторона (Троянская война)

13 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя и на самом храме

Южная сторона (Битва между лапифами и кентаврами)

1 плита находится на самом храме

11 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя

16 целых и частично разрушенных плит находятся в Британском Музее (фрагменты 6 из них находятся также в Музее Акрополя)

разрушенный храм в афинах. 0 e1b68 7921fbf7 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 e1b68 7921fbf7 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 e1b68 7921fbf7 XXXL.

Восточный фронтон (Рождение Афины)

4 скульптуры находятся в Музее Акрополя (C, H, N, P)

10 скульптур находятся в Британском Музее (A, B, D, E, F, G, K, L, M, O)

Западный фронтон (Битва между Афиной и Посейдоном)

8 скульптур находятся в Музее Акрополя (B, E, J, K, S, U, V, W)

4 скульптуры находятся в Британском Музее (A, P, Q, T)

фрагменты 6 скульптур хранятся в обоих музеях (C, H, L, M, N, O)

Фриз изображал собой шествие в честь Великих Панафиней и изначально включало в себя 115 плит(119 рельефных изображений, поскольку угловые камни имеют по два изображения на сторонах). Из них полностью или частично уцелели 112 плит:

Западная сторона (сохранились все 16 плит)

Из них в Музее Акрополя находятся 13 плит

В Британском Музее находятся 2 плиты

И фрагменты одной из плит хранятся в обоих музеях

Южная сторона (уцелела 41 плита)

2 плиты находятся на самом храме

12 плит находятся в Музее Акрополя

24 плиты находятся в Британском Музее

Фрагменты 3 плит хранятся в обоих музеях

Северная сторона (сохранились 46 плит)

24 плиты находятся в Музее Акрополя

15 плит находятся в Британском Музее

Фрагменты 7 плит хранятся в обоих музеях

Восточная сторона (сохранилось 9 плит)

3 плиты находятся в Музее Акрополя

1 плита находится в Британском Музее

Фрагменты 5 плит хранятся в обоих музеях

разрушенный храм в афинах. 0 e1b69 f3523c63 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 e1b69 f3523c63 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 e1b69 f3523c63 XXXL.

разрушенный храм в афинах. 0 9fb4b b3ad85d1 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 9fb4b b3ad85d1 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 9fb4b b3ad85d1 XXXL.

разрушенный храм в афинах. 0 9fb4c c67767b9 XXXL. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-0 9fb4c c67767b9 XXXL. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 0 9fb4c c67767b9 XXXL.

источники
http://www.km.ru
http://ilovegreece.ru

И еще несколько образцов древних сооружений специально для вас: Эллинистический Храм Гарни или вот Храм Августа и Ливии, ну и посмотрите еще на Мадаин-Салих (Mada’in Saleh)

Источник

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

разрушенный храм в афинах. 4d4338a5de60b3d6ece60a669546e366f5a0ua. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-4d4338a5de60b3d6ece60a669546e366f5a0ua. картинка разрушенный храм в афинах. картинка 4d4338a5de60b3d6ece60a669546e366f5a0ua.

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.

Одним из таких объектов является Парфенон.

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

— у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

— нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

— все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

— мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

— уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

— ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

разрушенный храм в афинах. no avatar. разрушенный храм в афинах фото. разрушенный храм в афинах-no avatar. картинка разрушенный храм в афинах. картинка no avatar.

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *