разрешены ли службы в храмах сейчас
Патриарх Кирилл вернул в храмы и монастыри «ковидные» ограничения: Правила беспрецедентны
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил циркулярное письмо епархиальным Преосвященным на территории России. Документ напоминает о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции. Перечисленные в документе правила благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сегодняшнее циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции в приходах и монастырях Русской Православной Церкви, по сути, во многом повторило весенние предписания. Об этом напомнил руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков.
По его словам, в том числе и поэтому священноначалие намеренно «перестраховывается», усиливая профилактические ограничения в приходах и монастырях. Хотя, в первую очередь, эти меры, конечно же, направлены на сохранение жизней и здоровья прихожан и паломников.
Святейший Патриарх благословил строго соблюдать в храмах и монастырях следующие уже известные правила:
Кроме того, следует напомнить игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных обителей, что в случае заболевания хотя бы даже одного насельника (насельницы) монастырь должен быть закрыт на 14-дневный карантин с проведением профилактических мероприятий (а именно: тестирования всех насельников или насельниц; проведения дезинфекции посещений).
В регионах с особенно сложной эпидемической ситуацией епархиальным архиереям рекомендуется издавать распоряжения о закрытии монастырей для посетителей в качестве профилактической меры.
О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19
Крест не лобызать, использовать перчатки, соблюдать социальное дистанцирование — именно такие правила теперь действуют в храмах Русской Православной Церкви. Храмы Подмосковья 3 июня 2020 года открылись для прихожан после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. На какие изменения пришлось пойти Церкви из-за эпидемии? Подробнее о том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойдой.
— Сегодня свои двери для прихожан снова открыли храмы в Московской области. Какие меры безопасности принимаются для недопущения распространения коронавирусной инфекции?
— Доступ прихожан в храмы со дня открытия будет обеспечен с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора, в том числе социальной дистанции во время богослужений из расчета один человек на четыре квадратных метра. Еще 17 марта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была утверждена инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. В ней перечислены правила, составленные с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви, которые соблюдаются и будут соблюдаться до улучшения эпидемиологической обстановки.
— Как изменилось проведение религиозных обрядов из-за пандемии?
— Церковные таинства всегда остаются неизменными, и пандемия не сможет поменять их природу. Те временные меры, которые приняты сейчас, ни в коей мере не являются изменением порядка богослужебной жизни.
— Как, например, теперь будет проходить обряд причастия?
— В инструкции перечислены точные рекомендации по совершению таинств в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В частности, там говорится, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено. Ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела. С учетом при этом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Предписывается также преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. Для раздачи антидора рекомендуется использовать одноразовые гигиенические перчатки. Для утирания уст по отдельности для каждого причастника — использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Причастникам рекомендуется временно воздержаться от лобзания Чаши.
— Есть ли позиция Церкви по целованию креста и икон прихожанами сейчас, так как угроза заражения коронавирусной инфекцией все еще не сошла на нет?
— Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан, также рекомендуется регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. Хочу заметить, что и до пандемии стекло на иконах, к которому прикладывались прихожане, регулярно дезинфицировали.
— Прихожане долгое время не могли посетить церкви. Обращались ли они за консультациями и психологической помощью дистанционно? Какие темы больше всего беспокоили людей в это непростое время?
— Православная служба помощи «Милосердие» во время пандемии активно помогает больным коронавирусом, их близким и всем, кто страдает от сложившейся эпидемиологической ситуации. Работает круглосуточная горячая линия «Милосердие». По телефону +7 (495) 542-00-00 можно получить психологическую помощь, оставить заявку на получение помощи, если вы относитесь к группе риска и вам некому доставить продукты и предметы первой необходимости, если вы попали в другую экстренную ситуацию из-за эпидемии коронавируса. Горячие линии организованы и в епархиях по всей стране. В конце марта социальная сеть «Одноклассники» при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата запустили группу «Поговори со священником». Сейчас в группе больше 20 тысяч участников. Десять священников в режиме онлайн отвечают на звонки, ведут прямые эфиры. За это время поступило более 5 000 звонков. Можно определенно сказать, что людям очень не хватает мудрого пастырского слова, успокоения, радости от возможности помолиться в стенах своего храма.
— Планируете сохранить этот формат взаимодействия с верующими после пандемии?
— Церковь давно взаимодействует с прихожанами в режиме онлайн, но, разумеется, это не заменяет и, уверен, никогда не заменит молитвы в храме, разговора со священником, не говоря уже о таинствах, которые просто невозможно проводить дистанционно.
— Есть ли примерные сроки открытия храмов в других регионах?
— Мы очень ждем открытия храмов по всей стране. Нам известно о письме Анны Поповой от 23 мая в региональные структуры Роспотребнадзора с рекомендациями, какие меры должны приниматься в плане постепенного снятия ограничений на посещение храмов на каждом из трех обозначенных этапов выхода из текущей ситуации. Рабочая группа при Патриархе обсуждала эти меры с представителями ведомства. Они представляются вполне приемлемыми. В зависимости от того, какой этап сейчас в том или ином регионе, епархия по согласованию с местной властью будет вводить указанные меры. В ряде регионов процесс уже идет, в некоторых ограничения с самого начала не были такими сильными в связи с эпидемиологической обстановкой.
— Совсем скоро день Святой Троицы, в который верующие традиционно стремятся в храмы. Будут ли двери храмов открыты в этот день для прихожан?
— Повторюсь, все зависит от эпидемиологической обстановки в регионе и решения санитарных властей. Как я уже говорил, доступ в храмы будет обеспечен с соблюдением всех пунктов инструкции в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции и, разумеется, с соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора. Патриарх Кирилл благословил открытие всех храмов Московской епархии для прихожан с субботы. Уже открыты для посещения Храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове, где соблюдаются все санитарные нормы. Недавно митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий сообщил, что главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Михайловна Микаилова сообщила ему о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Согласно этому решению, верующим разрешается посещать храмы на территории Московской области в небогослужебное время, а богослужения можно совершать на воздухе, около храмов, также при соблюдении всех санитарных предписаний.
Роспотребнадзор разрешил пускать в храмы после эпидемии не более 10 человек
Общие требования
На всех этапах развития эпидемической ситуации Роспотребнадзор рекомендует ограничить участие в богослужениях, обрядах и церемониях, проводимых в помещениях, лиц из группы риска, то есть тех, кому больше 65 лет, и тех, кто страдает хроническими заболеваниями. На всех этапах должно сохраняться обязательное ношение защитных масок. Священнослужителям рекомендовано надевать маски во время таинства исповеди.
Остается и требование социального дистанцирования не менее 1,5 метра между людьми в помещениях и на территории религиозных организаций, с соответствующей разметкой. В этом же ряду и другие санитарные меры, такие как регулярное проветривание, антисептическая обработка рук при входе и пр.
Вне службы
Рекомендации предусматривают открытие приходских храмов (других религиозных организаций) для индивидуального посещения граждан вне времени богослужений. Эту будет возможно при стабилизации показателей заболеваемости и уровне охвата населения тестированием на COVID-19 не менее 70 на 100 тыс. населения (исходя из среднего значения за предыдущие 7 дней).
В этих случаях во внебогослужебное время предлагается ограничить число лиц, одновременно присутствующих в культовом сооружении: не более двух человек для храмов площадью до 100 кв. метров, пять человек для храмов площадью от 100 до 400 кв. метров и 10 человек для храмов площадью свыше 400 кв. метров.
При определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения. При упомянутых выше условиях возможно совершение в храмах частных треб (отпевания, венчания, крестины и другие) при ограниченном присутствии близких людей.
Этапы
При переходе региона к первому этапу снятия ограничительных мер в храмах площадью не более 400 кв. метров рекомендуется совершать богослужения внутри культового сооружения в присутствии не более одного человека на 4 кв. метра, в храмах площадью более 400 кв. метров допустимо одновременное нахождение до 100 человек.
В монастырях рекомендовано допускать открытие для посещения верующими «одного храма при условии исключения нахождения посетителей на остальной монастырской территории и ограждения пути доступа от монастырских ворот до входа в храм».
Ранее председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов сообщил «Интерфаксу», что уже ведется работа по подготовке открытия храмов в Москве, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, достигнув соглашения с патриархией.
Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники
Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:
Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.
Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.
Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.
У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.
Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:
Следует разделить возможность заражения в храме и возможность заражения через Причастие. В храме заразиться, естественно, можно и не только короновирусом, но и гриппом, и любой другой воздушно-капельной инфекцией. Так же, как в храме может обвалиться потолок и поубивать или покалечить людей. Другое дело — Причастие. В Чаше — Кровь и Тело Христово. Мы в это верим, иначе Причастие бессмысленно. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом случае является злом, даже если Господь обращает её к вящей славе Своей (иначе не нужны были бы врачи, которые, как сказано в Священном Писании, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто возникает недопонимание — мы знаем, что Святые Дары сохраняют свои физические свойства. На основании этого многие предполагают, что они также могут являться переносчиком вируса. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может оказаться. Но его злотворная способность (собственно возможность заражать) не реализуется. Возможно, что вирусы были и в раю, и никого не заражали. Причастие — это соединение Бога и человека, причём соединение благодатное и физическое, поэтому зла оно не приносит.
Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:
Тело и Кровь Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.
И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь Господни, а в них никакая зараза и никакой вирус не могут жить.
Также следует помнить, что попечение Бога о нас простирается даже до, казалось бы, мелочей: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неисчислимо количество случаев исцелений и даже прекращения эпидемий при обращении верующих к Богу, множество чудотворных икон, прежде всего Пресвятой Богородицы, помогали во времена “поветрий и моровых язв”.
За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверждать, что свойства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый свой приход, мне пришлось принимать храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе стороны. Но так уж случилось, что священник не потребил Чашу после своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил сжечь то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, но и придумывать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно забыть обо всех предосторожностях. Да, Бог печется о каждом мгновении жизни человека. Но и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и отцом, думаю, совершенно логично.
В тех храмах, где я несу послушание настоятеля, введены меры безопасности. Закуплена одноразовая посуда, более тщательно протираются иконы, помещения проветриваются. Но мы помним, что “если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” ( Пс 126:1 ), поэтому мы, предпринимая меры безопасности, всё своё упование возлагаем на Бога.
Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:
Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таких ситуациях является сильным мотивирующим фактором, вплоть до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нервных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те стародавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Более того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, после крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы верят, что это произошло помощью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.
Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:
Коронавирус не существует сам по себе, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать после Причастия из одноразовых стаканчиков.
Собрала мнения Александра Грипас
Коронавирус: «Церковь должна быть готова к масштабным катастрофам»
Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)
Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса. Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии.
– Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам?
Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям
– То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно.
– Что вы имеете в виду?
– Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.
Видите ли, князь века сего, противостоящий в лице светского мира Христовой Церкви, всё время проверяет нас на прочность, ищет слабые места, где можно пробить брешь в жизни Церкви. Сейчас, с этим коронавирусом, он тоже пробует нас «на зуб». Может быть, через пару месяцев мы будем с улыбкой вспоминать об этой страшилке, как вспоминаем сейчас о «птичьем» или «свином» гриппе. Но то, что будет сказано и принято Церковью сейчас, будет иметь последствия в богословском, каноническом и литургическом смысле ещё очень долго, а может быть, и всегда. Не вдаваясь в рассуждения, что такое коронавирус – технология влияния или реальная пандемия, скажем лишь, что та доктрина, которая в связи с этой ситуацией будет выработана сегодня Церковью, станет в будущем либо иммунитетом и защитой от более сильных и изощренных ударов по Церкви, либо станет брешью в церковном корабле.
– Как это может произойти, в чем слабость позиций, которые высказываются сегодня верующими?
– Начну со второй крайности – «нам ничего не повредит!» Это как минимум звучит очень самоуверенно и попахивает духовной прелестью. Такая самоуверенность рождается от неофитства выразителей этой позиции, от их незнания церковной истории, православной аскетики, от непонимания на опыте своей немощи, в том числе немощи своей личной веры. Они уверены, что евангельские слова «змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16, 18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, лишь замечу, что священнослужители старшего поколения, а также миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют этого комсомольского запала – «нам ничего не повредит!» Хотя старшему поколению, в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит. И где грань между «повредит» и «не повредит»? Евхаристическая Чаша – святая вода – чудотворная икона – простая икона – храм – запивка – благословение священника – свечка, просфорка? Как определить грань, где можно заразиться, а где нет? А если при этом помнить заявление Священного Синода о необходимости дезинфекции храмов и использования для запивки одноразовой посуды, значит, можно всё-таки где-то заразиться? А есть ли здесь место чуду? И где же грань между чудом и обыденностью? Лично я думаю, что место чуду, безусловно, есть. Но и грань при этом существует. Только эта грань не может быть так примитивно определена, как нам того хотелось бы и как нам бы удобно было с практической точки зрения: вот, от Чаши нельзя заразиться, а от запивки можно, потому и стаканчики одноразовые. Тут всё намного сложнее, и это поле для работы Синодальных комиссий и мудрых духовников. Но сейчас речь не об этом.
Уверенных в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно
Если бы гипотетически такая прелестная гипотеза – «нам ничего не повредит!» – без всяких оговорок была бы сегодня принята в качестве общецерковной доктрины, то это могло бы стать в будущем мощным инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь уверенных в своей праведности и в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Гордецов посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать. Думаю, читатели сами без труда смоделируют возможные ситуации, как противники Церкви смогут отравить/заразить/осквернить целые сообщества таких верующих гордецов. Если, конечно, Господь не умилосердится над Своими глуповатыми и самоуверенными чадами и не пошлёт им на выручку нового великомученика Феодора Тирона.
– А какой может быть вред, если наша Церковь примет за правило полностью следовать предписаниям эпидемиологов, как это уже сделали в ряде Церквей?
– В таком случае мы просто попадём в капкан, который за нами захлопнется. Земная Церковь в любом случае когда-то, ко времени антихриста, окажется в подобном капкане, когда нас лишат свободы в совершении литургии и во многом другом. Но зачем же приближать эти проблемы самостоятельно? Если Церковью будет принята доктрина реагирования на социальные проблемы – «всё, что скажут – исполняем!», то в скором будущем власти в разных странах смогут закрывать наши храмы и лишать верных литургии под любыми гуманитарными предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата и т.д. Верующие Украины, а сейчас и Черногории, в последнее время очень хорошо поняли, как современная политика, не меняя гуманного выражения лица, может пытаться разорить и уничтожить многомиллионные церковные сообщества, пользуясь своими рычагами управления. Оптимизма это не прибавляет. И нам нужно уже сегодня быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях. Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети.
Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети
– И какой же видится выход? Какие богословские и канонические основания Церкви необходимо заложить сегодня в решение подобных гуманитарных вопросов, чтобы защититься от проблем в будущем?
– Наша Церковь уже начала это делать. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с эпидемией, а также местные епархиальные Циркуляры иерархов нашей Церкви в связи с коронавирусом – твердо и однозначно уводят паству от однобокого понимания, а значит, и однобокого решения возникшей проблемы. Думаю, что над этим ещё должны очень хорошо и оперативно поработать профильные церковные комиссии, чтобы найти нужные механизмы для защиты Церкви и нужные слова для объяснения этих механизмов верующим. Озвучу свою точку зрения, которая, возможно, в какой-то части может оказаться несовершенной или ошибочной, – после окончательных церковных определений это станет понятно. Мне кажется, что, с одной стороны, надо разработать внутрецерковную концепцию информационной защиты паствы от всяких лжевирусов, как технологий современной геополитики. При этом нужно учесть неопределенность реальной эпидемической ситуации, когда в будущем будут использоваться такие технологии, а значит, и фактическая санитарная защита верующих при посещении храмов должна быть «быстрого развертывания».
А с другой стороны – надо всегда быть готовыми к исполнению Евангелия:
«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24; 6–8).
А значит, нужно разработать и иметь литургическую концепцию жизни Церкви, если вдруг на самом деле общество накроет настоящая смертельно опасная инфекция, или заражение территорий ядами, или радиацией без возможности эвакуации. Это не фантазии и не чьи-то страшилки. Сейчас это апокалиптическая реальность будущего. Когда Церковь столкнётся с этой реальностью, не знает никто, кроме Бога. Но её отголоски, так скажем, «репетиции», случаются уже сейчас. Вот, например, коронавирус. И Церковь уже сегодня должна быть готова к возможным масштабным катастрофам и реальным пандемиям.
Какая альтернатива общественному богослужению? Где мера допустимости дезинфекции (дезактивации и т.д.) святыни? Есть ли в условиях тотальной эпидемии альтернатива храмовому Причащению? Может быть, в таких исключительных ситуациях к запасным Дарам позволить прикасаться мирянам и причащаться им на дому, как это было в древней Церкви? В этом случае надо определить, кто настоящий «мирянин», а кто нет. Фиксированные списки прихожан? Одноразовые сжигаемые сосуды для запасных Даров? Дистанционная Исповедь? Всё это вопросы, которые, я уверен, рано или поздно встанут перед нашей Святой Православной Церковью. Дай Господь, чтобы как можно позже. Но готовиться к их решению нужно уже сейчас.