разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики

Успешное совершенствование практики педагога через непрерывное профессиональное развитие

разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. 0e88 00098467 491b1f44. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики фото. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Дядечко Валентина Юрьевна,

Филиал АО «НЦПК « Өрлеу »

Институт повышения квалификации

по Костанайской области»,

Успешное совершенствование практики педагога через непрерывное профессиональное развитие

В условиях модернизации образования происходит активный поиск новых ценностей, педагогических, социальных, научно-методических приоритетов, которые могли бы стать основой современной педагогики и обеспечить создание условий для выполнения постоянно меняющегося социального заказа.

Основной характеристикой XXI века является непрерывность образования. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, предлагается по-новому осмыслить и расширить концепцию непрерывного образования. Подобное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков.

Доктор педагогических наук Герман Селевко заметил: «Сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы» [3, 138 стр.].

Таким образом, главной задачей современной школы является научить учащегося учиться: извлекать знания из разных источников, видеть проблему и искать пути ее решения, достигать поставленной цели, чтобы в будущем он смог ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и найти свое место в быстро меняющемся мире.

Для педагогической системы, для того чтобы быть успешным, обучение должно происходить параллельно на всех уровнях; т.е. обучение, предназначенное для учащихся/студентов, для учебно-вспомогательного персонала, для школ и для систем, в рамках которых они работают [1, 123 стр.].

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы гибкого реагирования, совершенствования и изменения, а от педагога – его становления как профессионала, не только глубоко знающего свой предмет, но и легко ориентирующегося в инновациях, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

В рамках Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан разработан пошаговый подход к рефлексии, планированию и консультированию с целью развития лидерства учителя.

Первым шагом является выявление ценностей и проблем, требующих решений. Для педагогов такими ценностями являются: мотивированность учеников на успешное обучение, комфортность («Учить всех всему легко и приятно» Я.А. Коменский) и высокая результативность процесса обучения.

Следующий шаг предполагает консультации коллег по поводу программы изменений. Перед началом практики в школе с использованием идей Программы курсов рекомендуется провести консультации с коллегами по планируемым изменениям в преподавании и обучении, получившим отражение в серии последовательных уроков. Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители) вносят свой вклад в процесс планирования и проведения уроков и предлагают дополнительные пути достижения поставленной цели.

Легкодостижимой в проведении консультаций оказалась пропедевтическая работа с учащимися, что привело их к быстрой адаптации к новым подходам на уроках.

Удивило желание детей помочь учителю в освоении идей курсов, осмыслении действия новой методики, их спокойное отношение к тому, что их записывают на видео и фотографируют.

Как видно из реального результата консультирований, процесс согласования и консультации был эффективным, работа по развитию лидерства учителя в процессе обучения проходила планомерно, и, что крайне важно, поддерживалась и организовывалась администрацией школы.

Качественная работа по развитию лидерства учителя включает апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор.

Во время практики в школе на первых уроках учителя встречаются со следующими проблемами:

— группа «закрывается», зацикливается на своей работе, не слушает представления и ответы других групп;

— отвечая у доски при представлении иллюстрированного доклада, не все ученики чувствуют себя комфортно, работают в основном не с классом, а с учителем;

— даже работая по критериям оценивания, которые были выработаны самими учениками, при оценке работы других групп ученики затрудняются, проявляют стеснение и неуверенность.

Данные проблемы преодолеваются на следующих уроках путём совместных тренингов с учителями самопознания и школьными психологами.

Учителями проводилось поэтапное оценивание собственных действий посредством анализа организуемого учебного процесса. Одним из исходных пунктов такого анализа является определение реального места уроков в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей. Анализируя содержание уроков с позиций внедрения модулей Программы, приходит понимание значимости для учащихся данного возраста проблемы межпредметных связей изучаемого материала, увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения, коллизии.

Кроме того, учителями выявлено, насколько целостно усваиваются учениками различные виды опыта – деятельностного, творческого, социального, личностного; как опыт, полученный на уроках, влияет на качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий), на эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированность), на уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность).

Результатом стало, во-первых, изучение проявлений личности учеников, востребованных данной ситуацией ( избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность) . Во-вторых, формирование у учеников опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагало показ им на уроках образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.

Результатом проведения серии последовательных уроков с использованием идей Программы является обзор практики на заседании методического Совета школы, где презентуются «изюминки» реализации идей Программы:

– специальная подборка материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных и социальных проблем);

– композиция методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, рефлексия);

Педагогические коллективы готовы к введению инноваций и преобразованию воспитательно-образовательного процесса в школе.

MacBeath et al., 2006.

Селевко Г. Компетентности и их классификация.//Народное образование. 2004. №4. С. 138.

Источник

Педагогическая и учебно-исследовательская практика

разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. cover. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики фото. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики-cover. картинка разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. картинка cover.

В учебном пособии рассмотрены теоретические основы организации педагогической и учебно-исследовательской практики, даны общие характеристики педагогической и учебно-исследовательской практики, раскрыты организационные требования к базам практик, уточнены механизмы руководства педагогической практикой бакалавров, определены права и обязанности практикантов, представлена отчетная документация по всем элементам практики, охарактеризована учебно-воспитательная деятельность будущего педагога. В приложениях пособия представлены фрагмент программы по педагогической практике, проекты учебного занятия и сценария воспитательного мероприятия, примерные схемы анализа данных мероприятий, методики изучения учащихся и класса.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая и учебно-исследовательская практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Общие положения, цели, задачи педагогической практики

Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования и выступает как одно из средств формирования специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих бакалавров педагогического образования, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного педагога.

Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование является частью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Ее прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данного направления подготовки.

Программа педагогической практики базируется на следующих основных принципах:

− наличие обратной связи теоретического обучения и практики;

− соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

− преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;

− динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;

− полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционнореабилитационной и т. д.);

− перспективность — знакомство со сферами социальнопедагогической деятельности с учетом их перспективного развития;

− свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики, научно-исследовательской работы.

Педагогическая практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы.

Таким образом, практическая подготовка будущих педагогов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.

Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществление практической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.

Задачами педагогической практики являются:

1) конкретизировать, расширить теоретические знания по педагогике, формировать практические навыки работы с детьми различных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения;

2) изучить педагогический процесс в реальных условиях образовательного учреждения;

3) сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения воспитательной деятельности с детьми различных возрастных групп;

4) воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями;

5) организовать взаимодействие с общественными и молодежными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

6) осуществить профессиональное самообразование и личностный рост, воспитать устойчивый интерес к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;

7) формировать у студентов профессиональные умения и навыки (компетенции), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;

8) развивать у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;

9) формировать творческий, исследовательский подход к педагогическому процессу.

Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: − педагогическая; − культурно-просветительская.

В области педагогической деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:

— изучить возможности, потребности, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

— организовать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику дисциплин предметной области;

— организовать взаимодействие с общественными и молодежными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

— использовать возможности образовательной среды школы для обеспечения качества образования, в том числе с применением инновационных технологий; — осуществить самообразование и личностной рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области культурно-просветительской деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:

— изучить потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

— совместно с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе разрабатывать и реализовывать систему культурнопросветительских мероприятий в школе.

Формой проведения педагогической практики является активная (6 недель) практика, включает разделы: ознакомительная каждодневная пассивная практика студентов, рабочая практика, аналитическая практика.

Источник

Пути самосовершенствования педагогического мастерства

разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. 0e88 00098467 491b1f44. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики фото. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. hello html m649b1ae3. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики фото. разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики-hello html m649b1ae3. картинка разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики. картинка hello html m649b1ae3.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

студентка Ш-41 группы

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы.Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства. Но, для начала, рассмотрим этапы его становления:

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися, серии уроков, творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога). Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Источник

Глава 3. Цели, задачи и функции педагогики

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни» (Столяренко А. М., с. 75-76).

Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях (Интернет-ресурс).

Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения (Педагогика, с. 26).

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:

Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания (Интернет-ресурс).

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) разработка методологии и методики педагогического познания;

3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1

4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;

5) развитие педагогического движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;

6) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению, отвечающему современным условиям и потребностям;

7) педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;

8) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности в соответствии с требованиями времени;

9) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан;

10) разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;

11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

12) предвидение педагогических последствий существующих условий жизни, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов;

13) разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического сопровождения, педагогического консультирования, педагогической помощи, педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.);

14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности;

15) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России;

16) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы вне стен образовательных учреждений, в гуще жизни общества, деятельности его структур, среди людей.

Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:

1) социальная — служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;

2) научно-развивающая — Способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;

3) познавательная — исследование педагогической действительности во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;

4) диагностическая — изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;

5) прогностическая — научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;

6) проективно-конструктивная — разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;

7) организационно-методическая — разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

8) практически преобразовательная — участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической ра,5оты, а с ее помощью и содействие развитию общества;

9) интегрирующая — организация взаимодействия различных лиц и структур общества для единства действий в достижении педагогических целей, а также использования в педагогической практике положений и рекомендаций других наук, могущих повысить ее эффективность;

10) профессионально-педагогическая — формирование и повышение педагогического мастерства и культуры субъектов педагогической деятельности, а также необходимой педагогической компетентности других лиц, чья деятельность в иных сферах влияет на достижение оптимальных педагогических результатов;

11) воспитательно-просветительская — повышение уровня педагогической подготовленности населения, развенчание научно некорректных подходов к решению задач воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования; оказание помощи гражданам в понимании педагогической действительности причин ее состояния, овладении умением лучше понимать себя, других и свое Влияние на них; побуждение к активной и цивилизованной самореализации, разумному поведению, здоровому, безопасному, граждански активному образу в жизни, участию в профилактике педагогической запущенности детей и преодоления допущенных ранее ошибок;

12) педагогически-организующая — содействие развитию педагогического движения и педагогического всеобщего обучения в стране, их форм, свойственных гражданскому обществу; подъем общего уровня культуры и научности решения педагогических задач, приличествующих и потребных цивилизованному государству и обществу; пропаганда научно-педагогических знаний (Столяренко А. М., с. 75-79).

По мнению других авторов, существует иная классификация педагогических задач:

1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля, поведения или общения и т. д.);

2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;

3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

4) задачи по организации деятельности учащихся;

5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;

6) задачи по переориентации ученика;

7) задачи по изменению отношения к учителю;

8) задачи по закреплению привычки, интереса;

9) задачи по умению самоконтроля слов и действий ученика;

10) задачи по росту самостоятельности;

11) задачи на развитие и проявление творчества;

12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

13) задачи по педагогическому стимулированию;

14) задачи по самовоспитанию (Бордовская Н. В., с 208).

Педагогика — социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества. Педагогика — общественная сала, широко включенная в производство цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбу с невежеством в умах и практике, способная перманентно и существенно повышать свой вклад в их результаты. Главная социальная миссия педагогики — преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого. Ее поддержка обществом и государством обладает ничем не заменимыми и высокими социальной ценностью, результативностью и рентабельностью (Столяренко А.М., с. 75-79).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *