разработка использования технических средств обучения в образовательном процессе
Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками
Мирослава Ткач
Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками
О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
Под Икт мы понимаем – Информационно – коммуникативные технологии. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
ИКТ стало мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.Появились новые формы взаимодействия с родителями: «Сайт детского сада», в целях открытости и доступности информации и «Электронная почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.
Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей. Использование ИКТ для развития познавательных процессов дошкольников обеспечивает личностно-ориентированный подход, способствует интеллектуальному росту ребенка; улучшаются произвольная память и внимание; формируется познавательная мотивация; моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
По сравнению с традиционными формами развития познавательных процессов дошкольниковкомпьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
О таком разнообразии подачи познавательного материала детям ранее приходилось только мечтать. Появилась уникальная возможность накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей.
В нашем группе мы начали работу по направлению использования презентации MS Power Point в непрерывной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так были созданы серии презентаций –бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. К образовательной деятельности были подготовлены презентации «Грибковое лукошко», «Осенние загадки. Дары осени», «Берёза – символ России», «В солнечном царстве – космическом государстве», «Он сказал: поехали!», «Тайны звёздного неба». В игровой форме знакомим детей со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, показываем звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Для воспитания полезных привычек детей используем презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой.
Были разработаны серии развивающих игр и упражнений по Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа,игры: «Наш гараж», «Что изменилось»— несколько вариантов, «Опиши картинку», «Домик чисел»). Также создана очень интересная презентация для музыкального праздника по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом-Сургутом, посвященная теме «Моя малая Родина».
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентации «Моя семья» и показ на родительском собрании помогли ближе нам познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения.
Используя на родительских собраниях компьютер, мы показываем различные презентации в фото разных видов деятельности детей, видеоматериалы, проводим различные консультации с наглядностью.
Для педагогов использование ИКТ облегчило задачу подбора материала для работыс детьми и выявило несколько положительных моментов:
• использование качественного наглядного материала;
• подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала;
• накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы;
• снижается время для подготовки к организационной деятельности;
• происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета;
• для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику.
Использование интерактивного пола в работе с младшими дошкольниками. Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.
Использование магнитной доски в работе с дошкольниками Богавиева С. А. Большакова О. В. — соавтор Незаменимым помощником для организации образовательной деятельности является магнитная доска.
Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.
Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.
Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных.
Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.
Консультация для педагогов ДОУ «Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения» Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения. ИК-технологии повысят продуктивность учебно-воспитательного.
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности Методическая рекомендацияИспользование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности Веремьянина Надежда Анатольевна.
Статья «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками» Статья «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками» Учитывая современную жизнь, система образования, предъявляет.
Технические средства обучения в практике образовательной деятельности
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.
В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Степень применения компьютерной техники в образовательном учреждении зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов обучающихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения.
Школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Зуевка предоставляет широкие возможности для организации изучения информационных технологий. В школе имеется 2 кабинета информатики, видеотелеконференцсвязь, современные ТСО установлены в кабинетах большинства учителей-предметников, в библиотеке, на рабочих местах администрации. Все компьютеры школы объедены в локальную сеть с подключением к сети Интернет по выделенной линии.
У школы создан и работает Web-сайт, функции которого заключаются не только в предоставлении информации и общении между учениками, но и в получении обратной связи. С этого учебного года школа является методическим центром района, многие учителя нашей школы являются руководителями районных методических объединений. В связи с этим, возникла потребность в общении не только учитель – ученик, но и учитель – учитель. Данная проблема разрешилась созданием Web-страниц учителей школ района. Это позволяет проводить дополнительные, не выездные, заседания РМО, получать консультации, решать насущные проблемы.
В 2010-2011 учебном году инновационной формой работы в районе является сетевое взаимодействие, которое немыслимо без использования средств ТСО.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных ТСО и информационных технологий. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. В своей практике я применяю ТСО и информационные технологии во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.
ПК, несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:
– для индивидуализации учебного процесса,
– как средство наглядности учебного процесса,
– путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),
– способ моделирования изучаемых процессов или явлений, организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
– средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т.д.
Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
– разработка и применение мультимедийных сценариев уроков;
– применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий;
– проверка знаний на уроке;
– внеурочная деятельность.
Разработка и применение мультимедийных сценариев уроков
Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются на уроках разного типа.
В этих сценариях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной, а динамичной, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом.
Применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий
Обучающие программы предоставляют возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся самостоятельно могут сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.
Проверка знаний на уроке
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации и компьютерный тренажер «Активная физика».
Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками». Мною разработаны некоторые компьютерные тесты («Электрическое поле», «Механические волны», «Молекулярная физика», «Изменение внутренней энергии», «Модели атомов» и др.) с выбором ответа, которые я применяю, проводя урок в компьютерном классе.
Внеурочная деятельность
Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеурочной работы с детьми: подготовка и проведение традиционной научно-практической конференции в школе (оформление и защита проектов и исследовательских работ), подготовка к естественно-научному турниру школьного и муниципального уровней, подготовка к олимпиаде по предмету, различные конкурсы. Данное направление содержит в себе задания, выполнение которых предполагает не только непосредственное общение ученика с учителем, но и посредством электронной почты.
В каждом классе есть такие ученики, которые при прохождении нового материала по некоторым темам по заданию учителя заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учитель при этом дает необходимые пояснения и комментарии. В качестве примера можно привести несколько таких тем: простые механизмы, виды теплопередачи, устройство атомного реактора, электрические двигатели и т.д.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение ТСО и информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету.
Внедрение в образование современных ТСО повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в том числе и меня, в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Но как бы ни использовались современные ТСО, личность учителя всегда играет главенствующую роль.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАМНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Доклад
на тему
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТехническиХ средств обучения и педагогических програмных средств в учебно-воспитательном процессе
Подготовила Колосова Д. Г.
Технические средства обучения (ТСО)– совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.
Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.
На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю.
Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания.
Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.
И это, пожалуй, первое и главное правило в использовании ТСО в процессе обучения, ведь правильное их использование позволяет знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни и многое другое.
Раскроем содержание понятия « программные педагогические средства вычислительной техники».
С одной стороны, программные педагогические средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам. Таким образом, мы определили место программных педагогических средств в составе программного обеспечения компьютера. С другой стороны, – это дидактические средства, предназначенные для различных целей обучения: формирования знаний, умений и навыков.
С позиций программной реализации к числу программных педагогических средств могут быть отнесены компьютерные обучающие программы (они, в свою очередь, могут быть подразделены на информационные, контролирующие, моделирующие, демонстрационные, тренажерные, комбинированные и другие), экспертные системы учебного назначения, компьютерные игры и другие. Отметим, что при определенных условиях на занятиях по различным предметам могут использоваться инструментальные программные средства, такие как текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и тому подобное.
1. Педагогические программные средства являются не только экономически выгодными, но и более понятными для современной молодежи;
2. С развитием науки и техники учебная информация может изменяться быстрыми темпами. Интернет-ориентированные электронные учебники можно легко обновлять, не неся при этом существенных затрат.
4. Педагогические программные средства позволяют объективно и достоверно определять уровни учебных достижений учащихся, что достигается с помощью многовариантных многоуровневых тестов, задач, тренажеров.
5. Эффективность работы преподавателя повышается, увеличивается составляющая творческой работы. Преподаватель может дополнять, модифицировать, корректировать учебник с учетом возрастных, психологических, социальных и региональных условий.
Важными моментами в реализации поставленных целей является высокий уровень выполнения информационно-технического обеспечения с использованием современных IT
Итак, технические средства обучения (ТСО)– совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации, а программные педагогические средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. И то и другое помогают существенно улучшить качество учебного процесса.
Особенности применения технических средств при организации процесса обучения
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Дата публикации: 07.11.2013
Статья просмотрена: 3402 раза
Библиографическое описание:
Маликов, Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения / Т. Ф. Маликов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4452/ (дата обращения: 19.11.2021).
В современных условиях информатизация общества предусматривает обязательное применение телекоммуникационных технологий и технических средств в образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру обучающихся.
Современный образовательный процесс невозможно представить без широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные ресурсы. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) в самом общем случае понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.
Анализ литературы и изучение практического опыта работы учебных заведений показали, что внедрение ЦОР в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления о возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности.
В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между студентом и преподавателем, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного студента. Однако электронная образовательная среда способствуют формированию и новой роли преподавателя. В такой высокоинформативной среде преподаватель и студент равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков — глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе.
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний день, можно разделить на две группы:
1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);
2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
Можно выделить следующие направления разработки и использования ЦОР в учебном процессе:
1. Разработка урока преподавателем на основе готовых ЦОР, представленных в сети Интернет;
2. Самостоятельная разработка преподавателем ЦОР для поддержки отдельных этапов урока;
3. Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с ЦОР, представленными в сети Интернет, во внеурочное время.
Одной из наиболее предпочтительных классификаций ЦОР является их классификация по целям использования на различных этапах урока. При этом выделяют следующие виды ЦОР, используемые для:
− объяснения нового материала;
− закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;
− контроля и оценки знаний, умений и навыков;
− подготовки домашнего задания.
Любой творчески работающий преподаватель не ограничивается использованием готовых ЦОР, а активно разрабатывает и накапливает свою коллекцию. На начальном этапе основным средством разработки ЦОР может выступать пакет программ Microsoft Office. Более профессиональным инструментом разработки ЦОР является среда Macromedia Flash, предоставляющая большие возможности для создания учебных интерактивных анимации, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать учебный процесс.
В настоящее время многие образовательные учреждения снабжаются интерактивными досками (ИД). Однако отношение у учителей-предметников складывается достаточно разное. Некоторые преподаватели считают использование ИД в образовательной сфере единственно верным решением, другие же предпочитают применять традиционные методики преподавания в своей профессиональной деятельности. Тем не менее, интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее классических школьных досок, поскольку материал подается с помощью наглядных схем и рисунков, улучшается коммуникативное взаимодействие со студентами. Соответственно, улучшается и качество образования.
Интерактивная доска — это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся.
Специальное программное обеспечение (ПО) позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Поэтому даже слабые студенты с удовольствием работают с ней, а это дорогого стоит. Низкая успеваемость часто объясняется отсутствием интереса к предмету. При использовании же интерактивной доски у студента стимулируется одновременно несколько видов памяти.
В процессе работы с интерактивной доской можно предложить следующие виды заданий:
— публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная форма работы),
— организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие.
Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всей группы. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно, представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и обучающиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. ИД может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
К основным преимуществам при использовании ИД можно отнести:
— похожи на традиционные доски, но в то же время они помогают преподавателю использовать средства обучения легко, находясь в постоянном контакте с классом.
— помогают расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию учащимся быстрее, чем при использовании стандартных средств.
— позволяют преподавателю увеличить понимание материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке.
— позволяют преподавателю создавать изменения в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретные задачи, поставленные на уроке.
— позволяют студентам воспринимать информацию быстрее.
— позволяют студентам принимать участие в групповых дискуссиях.
— позволяют проводить проверку знаний учащихся в классе.
Основные способы использования интерактивной доски на уроке:
— Использование пометок поверх выводимых на экран изображений. Например, на уроке русского языка можно использовать данный способ при разборе сложных синтаксических конструкций. Заранее подготовив материал на интерактивной доске можно выделять разными цветами грамматическую основу.
— Изменение текста в выводимых на доске документах, используя виртуальную клавиатуру. Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а учащиеся должны найти эти ошибки и их исправить.
— Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.
— Демонстрация учебных видеороликов. Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности.
— Создание рисунков без использования компьютерной мыши. Например, при объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске.
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в разнообразных направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать изучаемый материал интересным и динамичным. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.
2. Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс на уроке. Многие преподаватели утверждают, что студенты становятся более заинтересованными на уроке с использованием интерактивной доски. Материал становится для них более доступным, понятным и наглядным, что улучшает атмосферу понимания в классе, и студенты становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: не тратится много времени на то, чтобы написать текст на традиционной доске; все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
В целях эффективного внедрения нового образовательного инструмента в этом учебном году планируется создать специализированный методический комплекс, предназначенный для отработки навыков использования интерактивной доски на учебных занятиях. В комплекс войдут:
— инструкция для пользователя
· основные возможности интерактивной доски SMART Board,
· стандартные аксессуары интерактивной доски SMART Board,
· настройка проецируемого изображения,
· принцип работы интерактивной доски Smart Board,
· преимущества работы с интерактивными досками,
· использование интерактивной доски и ее инструментов,
· использование программного обеспечения Notebook,
· примеры использования интерактивной доски на учебных занятиях;
— комплект демонстрационных практических работ и заданий для самостоятельной проработки;
— комплект методических разработок учебных занятий по предметам общеобразовательного цикла с использованием ИД;
Данный комплекс позволит осуществлять эффективную подготовку преподавателей в области внедрения новых интерактивных технологий на учебных занятиях, внеучебной деятельности, при проведении конференций и презентаций.
Итак, для того чтобы преподаватель мог начать пользоваться интерактивными досками, необходимо:
— Обеспечить стабильный и быстрый Интернет в учебном образовании, что позволяет использовать разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков математики, физики, истории, географии, английского языка, технологии и других предметов с использованием интерактивной доски.
— Свободный доступ преподавателя и студентов к интерактивной доске в любое время позволит преподавателям и студентам быстрее привыкнуть к работе с интерактивной доской, изучить возможности и функции интерактивной доски, при этом преподаватели могут набираться опыта в удобном для них режиме.
— Создание уроков для интерактивной доски требует не только определенных навыков, но и времени для подготовки к занятию. Очень важно, чтобы администрация понимала это и поддерживала преподавателей в этом начинании. Постепенно каждый преподаватель создаст свои собственные наработки. Необходимо создать возможность для преподавателей обмениваться своими идеями и ресурсами между собой.
— Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно более простым для всех преподавателей. Возможные технические проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель, должны быть сведены к минимуму, и эта задача чаще всего возлагается на преподавателей информатики. Высокий уровень технической поддержки преподавателей — необходимая составляющая компьютеризации учебных заведении.
Преподаватели, работающие с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого студентами материала. Они утверждают, что интерактивная доска помогает преподнести больше информации за меньшее время, и при этом студенты активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для преподавателей по любому предмету, будь то использование интерактивной доски в начальной школе, средней школе, колледжах, ВУЗах, или даже в детском саду.
1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте ≪Информатизация системы образования и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176–182.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6. С. 11–40.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]-:http://school-collection.edu.ru
4. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]-: http://www.metodkopilka.ru
Похожие статьи
интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.
Особенности применения технических средств при организации. интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД, информация.
Использование интерактивных досок | Статья в журнале.
интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение, время урока, визуальный материал.
интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.
Особенности применения технических средств при организации. интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД, информация.
Особенности использования современных информационных.
интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД, информация.
интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.
Особенности применения технических средств при организации. интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД, информация.
интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.
Особенности применения технических средств при организации. интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД, информация.
Использование интерактивного оборудования с детьми.
1) Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Использование мультимедийных средств обучения в практике.
учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс
Использование интерактивного оборудования в учебном процессе. Интерактивная доска — одно из самых современных средств обучения.
Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики
GTD, обратная связь, совместная работа, сервис, реальное время, урок, учебный процесс, ученик, учитель, виртуальная онлайн-доска.