разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика

Творческий проект на тему «психолого-педагогическая диагностика в начальном образовании»

разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. 0e88 00098467 491b1f44. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Тема проекта: психолого-педагогическая диагностика в начальном образовании

Цель: разработка «Технологии психолого-педагогической диагностики и квалиметрии в начальном образовании».

Воспитательная работа в начальной школе осуществляется повседневно, если классный руководитель может в каждом деле увидеть великую цель, если он живет жизнью учеников. То есть воспитательная функция заключается в организации деятельности по переводу общечеловеческих ценностей в сознание и опыт поведения учащихся через проявление собственного отношения классного руководителя, организацию жизнедеятельности учащихся. В конце концов целью воспитания является самовоспитание учеников, то есть побуждать его к самопознанию, к управлению своих развитием.

Для того, чтобы решить эту задачу, современному педагогу начальной школы необходимо две роли: с помощью диагностики прослеживается результативность работы учащихся и учителя; диагностика из инструмента только познания превращается в инструмент формирования.

Как видим, педагог становится мастером тогда, когда он может наладить взаимодействие с учащимися на основе рефлективного управления: умеет организовать целесообразную деятельность учеников и видит не только последствия предметного плана, но и изменения в развитии воспитанников.

При диагностическом подходе к формированию общей цели воспитания определяют такие основные компоненты:

а) социальные черты;

б) собственный жизненный довод;

в) интеллектуальные черты;

г) генетические черты.

Психолого-педагогическая диагностика как самостоятельная отрасль педагогической деятельности педагога начального звена.

Согласно основным принципам диагностический подход создает следующие организационные-педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия педагога:

а) предоставление воспитательному процессу особенностей, которые максимально моделируют реалии жизнедеятельности;

б) привлечение учащихся к разнообразных форм и видов воспитательной деятельности, что активизирует самостоятельность, инициативу, находчивость ученика, то есть создает базу для развития ее творческих способностей;

в) целенаправленное проявление и развитие творческой индивидуальности каждого ученика.

Начальная диагностика связана с планированием и управлением воспитательной работой. На данном этапе педагог изучает уровень воспитанности учащихся, уровень развития ученического коллектива.

Корректирующая диагностика проводится во время самого процесса организации деятельности ученических коллективов, ориентирует классного руководителя на изменения, происходящие в развитии учащихся и ученических коллективов.

Корректирующая диагностика позволяет классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с учениками, результативность воспитательной работы.

Обобщающая диагностика дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Она проводится в конце каждого учебного года.

Психолого-педагогическая диагностика необходима для повышения эффективности воспитательной работы учителя и предусматривает следующую структуру ее объектов.

Структура объектов педагогической диагностики.

1. Диагностика личности ученика.

При этом изучается:

а) направленность личности (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, система отношение);

б) познавательная и учебная культура;

в) здоровье и физическая культура;

г) культура поведения и общения;

д) условия семейного воспитания;

е) характерологические особенности (характер, темперамент, воля, память, привычки).

Изучение личности ученика, знания отклонений в его развитии позволяют выработать обоснован и конкретизирован план педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая диагностика в начальной школе связана с определением путей достижения воспитательной цели.

Психолого-педагогическая диагностика в воспитательных технологиях выступает, как индикатор и как метод воспитания. Если диагностика проводится целенаправленно, она превращается в средство руководства организованным самопознанием. Повышает эффективность индивидуального подхода, дает необходимую информацию педагогам и родителям, совмещает педагогическую науку и практику через воспитательные технологии.

Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совете, родительских собраниях, в индивидуальной беседе с учениками, с группой активистов, т. е. в разной форме и разными методиками. Все зависит от индивидуальных особенностей учащихся, уровня сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого классного руководителя.

Психолого-педагогическая диагностика в начальной школе состоит из следующих этапов.

2. Диагностика ученического коллектива.

Изучаются: структура, особенности межличностных отношений, основные ценности, отношение к учебе, воспитания в учебном заведении, характер общественного мнения, сплоченность коллектива, основные виды инициативной деятельности, формы досуга.

Но прежде чем привлекать учащихся к анализу различных ситуаций, нужно сформировать в них соответствующие умения: соотносить анализируемые явления с нормами и правилами поведения; определять моральную значимость анализируемого; устанавливать причинно-следственные связи; предвидеть возможные результаты; мотивировать свою оценку; самостоятельно принимать решения.

Если коллектив находится на низком уровне развития, то классный руководитель выступает организатором его деятельности. Его задача состоит в том, чтобы разрушить негативные установки, перестроить отношения, которые сложились. А для этого нужно выделить ядро коллектива и опереться на него. Учеными установлено, что классный руководитель может управлять развитием коллектива:

— если хорошо знает воспитанность, индивидуальные личности и возможности каждого ученика и отдельных групп учащихся;

— укрепляет и расширяет актив, развивает организаторские навыки и умения всех учащихся, вооружит их знанием воспитательных функций коллектива;

— обладает конкретными знаниями состояния его развития в целом и по отдельным признакам;

— развивает инициативу и саморегуляцию на основе самоанализа, самоконтроля усвоенных критерий нравственной воспитанности личности и коллектива учащихся;

— изменяет соотношение сил в коллективе за счет увеличения числа учащихся с положительным опытом нравственного поведения, перевода учащихся с неустойчивой саморегуляцией и нравственной поведением в активную позицию;

— изменяет в соответствии с уровнем развития коллектива собственную педагогическую позицию.

3. Диагностика воспитательного процесса.

Основным элементом воспитательного процесса является воспитана ситуация. В ней перекрещиваются сложные взаимоотношения личности ученика, классного руководителя, коллектива, среды, общества. Основу ситуации составляет воспитательное взаимодействие, которое имеет соответствующую цель и в отношении нее содержание и средства воспитания. В понятие «воспитательная ситуация» включается влияние классного руководителя, влияние его личности на ученика, деятельность коллектива, а также другие воздействия, которые достаточно значимы для данной ситуации.

Поэтому результаты воспитания отдалены, но диагностирование воспитательного процесса, как в воспитательной ситуации, возможно.

Нами были отобран диагностический инструментарий для оценки управленческой компетенции младших школьников.

Оценка сформированности начальных управленческих компетенций детей младшего школьного возраста проводилась по следующим критериям:

1. Когнитивный компонент начальных управленческих компетенций : умение ставить цели и задачи, вербально выражать свое мнение, остроумие и скорость нахождения ответа в процессе решения задач, знания общепринятых способов решения задач, знания о полезности объекта деятельности, способность видеть новое в обычном, понимание сущности проблемы, способность к анализу и синтезу.

2. Эмоционально-ценностный компонент начальных управленческих компетенций: стремление проявлять управленческие способности, реализация своего потенциала, потребность в расширении возможного, потребность в отстаивании своего мнения, открытость и интерес к неизвестному, заинтересованность в решении проблем, которые возникают.

3. Практически-деятельностный компонент начальных управленческих компетенций : готовность предлагать разнообразные идеи в необычных ситуациях, умение отстаивать свое мнение и принимать мнение другого.

В ходе данного исследования были использованы следующие методики:

— Карта оценки развития ценностных отношений у младших школьников (авторы С.В. Александрова, Н.А. Алексеева, Е.И. Баранова и другие).

Цель: изучить сформированность умений ставить цели и задачи, вербально выражать свое мнение, остроумие и скорость нахождения ответа в процессе решения задач, знания общепринятых способов решения задач, знания о полезности объекта деятельности, способность видеть новое в обычном, понимание сущности проблемы, способность к анализу и синтезу.

— Диагностика отношения к жизненным ценностям (автор А.И. Шемшурина).

Цель: изучить стремление проявлять управленческие способности, реализация своего потенциала, потребность в расширении возможного, потребность в отстаивании своего мнения, открытость и интерес к неизвестному, заинтересованность в решении проблем, которые возникают.

— Методика «Ранжирование понятий» (автор Н.Е. Щурков).

Цель: выявление личной значимости готовности предлагать разнообразные идеи в необычных ситуациях, умение отстаивать свое мнение и принимать мнение другого.

В нашем исследовании мы опирались на компоненты карты оценки развития ценностных отношений у младших школьников, выделенные С.В. Александровой, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Н.Ю. Булыненковой, Л.В. Зинчук, Т.А. Клюкиной, В.Н. Михайловой, О.М. Никифоровой, Н.Н. Сидоровой, Е.Н. Степановым. Эта карта составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемыми к личностным результатам учащихся.

В ходе оценивания был выявлен уровень сформированности начальных управленческих компетенций отношения к жизненным ценностям младших школьников: высокий, средний, низкий.

Мы апробировали данный диагностический инструментарий на базе МБОУ СОШ № 1. В исследовании приняли участие 20 учеников 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет.

На первом этапе исследования было проведено наблюдение за учениками, в ходе которого был заполнен бланк экспертной оценки развития ценностных отношений младших школьников.

Бланк экспертной оценки развития ценностных отношений на констатирующем этапе представлен в таблице 1.

Таблица 1. Бланк экспертной оценки развития ценностных отношений младших школьников

сформированность умений ставить цели и задачи, вербально выражать свое мнение

остроумие и скорость нахождения ответа в процессе решения задач

знания общепринятых способов решения задач

понимание сущности проблемы, способность к анализу и синтезу.

Источник

Программа диагностирования личности и группы (коллектива)

разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. 0e88 00098467 491b1f44. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

личности и группы (коллектива)

Личностно ориентированная модель образования (а именно эта модель присуща нашему «Центру») имеет целью всестороннее развитие личности обучающегося, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивированного компонента личности.

Для того чтобы планомерное воздействие (обучение и воспитание) было эффективным необходимо знать основные характерологические особенности личности, индивидуальные особенности каждого обучающегося. Кроме того, успех педагогических усилий во многом зависит от установившихся межличностных отношений в группе.

А это значит, что необходимо постоянно отслеживать динамику развития не только отдельных обучающихся, но и группы в целом.

Цель программы : получение целостного представления о различных сторонах личности обучающихся и группы.

— изучение личностных особенностей обучающихся;

— оценка сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе развития;

— определение изменений в ценностных ориентациях, интересах и развитии обучающихся;

— изучение психологической атмосферы и динамики развития группы.

Программа состоит из 4 блоков:

Изучение личности подростка:

— индивидуальные особенности личности;

— сформированность нравственной направленности.

2. Адаптационный потенциал:

— склонности к различным девиациям.

— характер взаимодействия обучающихся группы;

— уровень сплоченности группы.

4. Изучение взаимоотношений в семье.

Главные преимущества данной программы:

направленность на выявление особенностей развития обучающихся;

исследование в течение всего периода обучения;

выявление потенциальных возможностей развития обучающегося;

учет возрастных особенностей;

охват исследованием всех обучающихся данного подразделения;

систематичность и комплексность.

Краткая психологическая характеристика

детей младшего подросткового возраста

Младшим подростковым возрастом принято считать период развития детей от 10 до 13 лет. В этом возрасте начинает происходить бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.

Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потери детского мироощущения, когда появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.

Краткая психологическая характеристика

детей старшего подросткового возраста

В данной возрастной группе (13-15 лет) у детей происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установки на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни.

Л.С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов, которые он назвал доминантами:

— интерес к собственной личности (эгоцентрическая доминанта)

— тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и другим негативным проявлениям (доминанта усилия)

— стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму (доминанта романтики)

Система социальных отношений подростка:

— вновь возникают трудности во взаимоотношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное теперь происходит вне школы;

— детские компании (поиск друга, поиск того, кто может тебя понять).

Ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.

Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Краткая психологическая характеристика

детей юношеского возраста

Юношеский возраст (с 14-15 до 17 лет) – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентированная активность. Она связывается со стремлением к автономии, праву быть самим собой.

В это период начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Это выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.

Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Примерный план диагностического обследования

Изучение личности обучающего:

— тип акцентуации харак-тера

— опросник Кеттелла. Цель: определение личностных особенностей;

— опросник Айзенка. Цель: определение индивидуально-типологических особенностей;

— склонности к различ-ным девиациям

— тест Филипса. Цель: диагностика уровня тревожности;

— опросник Басса-Дарки. Цель: диагностика уровня агрессии;

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— опросник САН. Цель: оценка самочувствия, активности и настроения.

— оценка отношений подростка с группой. Цель: определение типа восприятия индивидуумом группы.

Изучение взаимоотно-шений в семье

— «Рисунок семьи». Цель: выявление представления ребенка о семье и о своем положении в ней.

Старший подросток (13-15 лет)

Изучение личности обучающего:

— тип акцентуации харак-тера

— методика КОС. Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей;

— методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

— тест Филипса. Цель: диагностика уровня тревожности;

— склонности к различ-ным девиациям

— опросник ДАП-П. цель: выявление склонности к различным формам девиантного поведения;

— методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— «Определение психологического климата в группе». Цель: изучение взаимоотношений в группе.

Изучение взаимоотно-шений в семье

— исследование поведения родителей и отношения подростков к ним с методикой «АДОР»

Юношеский (15 – 17 лет)

Изучение личности обучающего:

— тип акцентуации харак-тера

— методика КОС. Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей;

— методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

— склонности к различ-ным девиациям

— опросник ДАП-П. цель: выявление склонности к различным формам девиантного поведения;

— методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

— тест Спилберга-Ханина. Цель: выявление уровня тревожности;

— характер взаимо-действия обучающихся группы

— уровень сплоченности группы

— социометрия. Цель: определение социометрического статуса в группе;

Изучение взаимоотно-шений в семье

— исследование поведения родителей и отношения подростков к ним с методикой «АДОР»

Источник

Психолого-педагогическая диагностика учащихся и всего коллектива.

разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. 0e88 00098467 491b1f44. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. hello html 2490572. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-hello html 2490572. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка hello html 2490572.разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. hello html 2490572. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-hello html 2490572. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка hello html 2490572.разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. hello html 2490572. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика фото. разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика-hello html 2490572. картинка разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы практика. картинка hello html 2490572.Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.

Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.

Ниже приводятся диагностические методики, которые я использую в своей практической деятельности.

Диагностическая методика «Мое учение»

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.

2. Я хожу в школу, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.

3. Мои любимые предметы:

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:

Выявление доминирующего мотива учения

На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
— сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
— практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
— характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к предмету.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится учитель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

5. Общение с учителем

6. Общение со сверстниками

8. Избежание неприятностей

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

Изучение воспитанности школьников
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).
1.Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12.Умение организовывать свой труд.
13. умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.

II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?

IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?

V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Цель: узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?

Круги условно обозначают активность ребят:
1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива;
2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют;
3-й круг – активность и пассивность соседствуют, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете;
4-й круг – в делах класса участвуют редко и то в качестве зрителей;
5-й круг – избегают общих дел, отказываются участвовать в них.

Ребята должны отметить в 1-й мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени знаком «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны.

Микропрактикум «Мой класс»
(для учащихся 5-х классов)

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
— с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
— какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
— Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Изучение взаимоотношений в коллективе

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
— поведение;
— учеба;
— личная неприязнь;
— нежелание понимать друг друга.

2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
— да;
— нет;
— иногда.

3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?
— да;
— нет;
— иногда.

4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?
— неуспеваемость;
— конфликт с учителем;
— конфликт с одноклассниками;
— я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.

Анкета «Вот я какой!»

Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе труднее всего ответить?

Анкета «Мое мнение о классе»

Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
— 4 – совершенно согласен;
— 3 – согласен;
— 2 – трудно сказать;
— 1 – не согласен;
— 0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.

Обработка полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет:
1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
а) Часто б) Иногда в) Никогда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *