разнообразие форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Формы обучения и воспитания дошкольников
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это возрастной период от 3- лет до поступления в школу (до 7-ми лет), во время которого происходит всестороннее развитие и формирование личности ребенка.
В период дошкольного детства у детей активно развиваются анализаторы, воображение, память, речь, мышление, происходит чувственное познание мира, формирование мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Период дошкольного детства является уникальным и важным этапом в становлении личности ребенка. От того, что будет заложено в дошкольном возрасте, зависит, каким вырастет и станет человек в будущем.
Именно поэтому, процессам воспитания и обучения детей дошкольного возраста отводится такое большое значение. Несмотря на то, что обучение и воспитание реализуются разными видами педагогической деятельности, они тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность формирования и развития личности во многом зависит от совокупного их применения. Невозможно воспитатель достойного человека, вне процесса обучения, равно как и невозможно получить образованного человека, вне процесса воспитания. Только реализуемые в совокупности и единстве воспитание и обучения способны сформировать образованного и воспитанного члена общества.
Воспитание по своему характеру осуществляется как процесс межличностного общения между воспитателем и воспитанниками. Процесс обучения представляет собой передачу знаний от воспитателя к ребенку в рамках специально организованного учебного занятия. Однако и во время воспитательного процесса ребенок получает не только воспитательное воздействие, но и некоторые знания. Так же, как и во время организованного учебного занятия, он получает не только знания, но и воспитательное воздействие от педагога.
Эффективность воспитания и обучения зависит от правильно подобранных методов и средств, а также от формы организации педагогического процесса.
Виды форм воспитания детей дошкольного возраста
Форма воспитания, как часть педагогического процесса, находится в зависимости от поставленных целей, содержания и методов, одновременно обуславливая их реализацию в конкретной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Исходя из этого, формы воспитания во многом зависят от конкретных педагогических ситуаций, в связи с чем, они весьма разнообразны, имеют творческий характер и зачастую индивидуально неповторимы.
Несмотря на неповторимость и индивидуальность, принято классифицировать формы воспитания детей дошкольного возраста по ряду оснований.
Формы воспитания дошкольников в зависимости от количества участников процесса:
Формы воспитания дошкольников в зависимости от основного вида деятельности:
Формы воспитания в зависимости от метода воспитательного воздействия на ребенка (автор Н. И. Болдырев):
Таким образом, формы воспитания детей дошкольного возраста подразделяются в зависимости от метода воспитательного воздействия, времени и периодичности, а также от количества участников.
Занятие как основная форма обучения детей дошкольного возраста в ДОУ
Занятие – это основная форма обучения детей дошкольного возраста в ДОУ.
Занятия в ДОУ организуются в соответствии с Программой детского сада и проводятся непосредственно воспитателем группы. Занятия проводятся во всех возрастных группах ДОУ, частота их проведения устанавливается в соответствии с ФГОС ДО и прописывается в режиме дня группы. В основном занятия проводятся в первой половине дня.
В настоящее время в детских садах занятия проводятся по следующим направлениям:
Воспитателем группы составляется сетка расписания на месяц, в которой отображено сколько и каких занятий будет проводится в неделю, их тема и цель. Количество занятий зависит от возрастной группы.
Каждое занятия имеет три основные части:
Первая часть – Введение.
Содержание: введение детей в тему предстоящего занятия, определение поставленных целей и задач, объяснение детям ожидаемого результата.
Вторая часть – Самостоятельная работа воспитанников.
Содержание: дести самостоятельно и при помощи воспитателя выполняют задания.
Третья часть – Анализ.
Содержание: воспитатель, совместно с детьми, обсуждают полученные результаты, дают им оценку. Рефлексия занятия.
В настоящее время, группы детских садов укомплектованы детьми по максимум. Иногда группу посещают по 30-35 детей. В связи с чем, остро встал вопрос по поиску путей совершенствования форм обучения. Фронтальная форма учебного занятия все чаще показывает недостатки в проведении занятий с большим количеством детей. Воспитатель физически не способен «охватить» всех детей. Продуктивно работает только треть воспитанников (наиболее активные дети группы). Соответственно занятия носят формальный характер и не дают ожидаемого результата. Именно поэтому все чаще воспитатели прибегают к делению детей на подгруппы и помощи младшего воспитателя. Такая форма организации занятий дает необходимый результат в обучении детей.
Формы организации обучения дошкольников
Сона Цатурян
Формы организации обучения дошкольников
Формы организации обучения дошкольников
В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?
Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, опре-деляющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают:
— индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
— групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
— коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
— самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?
Форма организации обучения — ограниченная рамками времени кон-струкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содер-жание, методы, средства обучения.
С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия.Для занятия был характерен ряд признаков:
1) на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;
2) занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;
3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.
В каких формах организуется обучение детей в детском саду?
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованнаяобразовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследователь-скую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, чтения.
На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно спе-циалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в спе-циально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности. (см. табл. 5).
Таблица 5. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности
Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Направленность на ре-шение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
Продолжительность в течение дня и количе-ство в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия) Младшая группа — 15 мин., 10 образователь-ных ситуаций в неделю
Средняя группа — 20 мин., 11 образователь-ных ситуаций в неделю
Старшая группа — 25 мин., 13 образователь-ных ситуаций в неделю
Подготовительная группа — 30 мин., 15 обра-зовательных ситуаций в неделю
Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая
Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми Позиция передачи социального опыта
Позиция ребенка в образовательной деятельности Активность, направленная на освоение соци-ального опыта
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, матема-тической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Обучение в современном дошкольном образовательном учреждении — составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня
Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образова-тельной области (или вида деятельности, ее структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной си-туации по образовательной области «Коммуникация» (О. Н. Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, орга-низация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении ее содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слушания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.
Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образовательная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме — это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, хвалит и мотивирует их, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.
В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяется необходимостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательной ситуации «Солнышко» детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р. М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее — послушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «солнечные» слова, придумать «запахи и интонации» (мелодии) солнечной страны (солнца) — деятельность организуется с опорой на сенсорные коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями).В диалоге педагог активизирует детей пофантазировать на тему влияния солнца на живой мир: бывает ли солнце беспощадным? ласковым? что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? как природный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневное время суток? Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).
Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.
С чего начинается образовательная ситуация?
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать, привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
Чем завершается образовательная ситуация?
Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение обра-зовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает резуль-таты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Важно побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться, это раскрывает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.
Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.
Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников» Учет индивидуальных особенностей детей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического.
Опыт работы со студентами СПО «Активные формы обучения на занятиях химии» Активные формы обучения относятся к классу образовательных технологий, как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации.
Мастер-класс «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников». Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации.
Разные формы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Учить детей правилам дорожного движения актуально в любом возрасте. Уже с детского сада начинается этап приобщения учащихся к основам дорожного.
Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.
Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.
Конспекты по педагогике «виды обучения дошкольников. формы обучения: традиционные, инновационные, вариативные.»
виды обучения дошкольников. формы обучения: традиционные, инновационные, вариативные.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем в обучении наряду с традиционными появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
В традиционном обучении ведущую роль играет учитель.
Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.
Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.
К традиционным видам обучения относят:
догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.
объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.
самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.
К традиционными считаются фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.
Понятие «инновация» означает «обновление, новшество или изменение».
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационные технологии в преподавании – это новые методы общения с учениками, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.
Необходимо, чтобы традиционные и инновационные технологии обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Вариативные формы образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы образования.
Вариативные формы образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Виды вариативных форм дошкольного образования:
Средства и формы воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Ольга Пенкина
Средства и формы воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В период дошкольного детства у детей активно развиваются анализаторы, воображение, память, речь, мышление, происходит чувственное познание мира, формирование мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Период дошкольного детства является уникальным и важным этапом в становлении личности ребенка. От того, что будет заложено в дошкольном возрасте, зависит, каким вырастет и станет человек в будущем. Именно поэтому, процессам воспитания и обучения детей дошкольного возраста отводится такое большое значение. Несмотря на то, что обучение и воспитание реализуются разными видами педагогической деятельности, они тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность формирования и развития личности во многом зависит от совокупного их применения. Невозможно воспитатель достойного человека, вне процесса обучения, равно как и невозможно получить образованного человека, вне процесса воспитания. Только реализуемые в совокупности и единстве воспитание и обучения способны сформировать образованного и воспитанного члена общества.
1. Средства обучения в педагогическом процессе ДОУ.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средстваобучения на следующие виды:
— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);
— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);
— аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
— учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
— тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П. И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Л. С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь, семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы, паралингвистические (жесты, мимика) средства. Эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др., окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);
— сотворчество педагога и обучающегося;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада.Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т. д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты, временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые,конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др., для подвижных игр (маски, дополнительный материал, дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
В детских садах появляются технические средства обучения нового
поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные
интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.
2. Формы воспитания в педагогическом процессе ДОУ.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.
В словаре С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как воспитатель, так и воспитанники. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими воспитателями (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между воспитателями и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы дошкольников.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения воспитателя и воспитанников основной компонент организации педагогического процесса.
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
2.2 Классификация форм воспитательной работы Титовой Е. В.
Выбор форм воспитательнойработы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст воспитанников.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности ДОУ.
8. Уровень профессионализма воспитателя.
Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.
Понятие «мероприятие»исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер.
Как определенный тип формыработы мероприятие можно выбирать:
• когда нужно решить задачи;
• когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
• когда организаторские функции слишком сложны для детей;
• когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
• когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые «дела».
По характеру реализации форм-делразличают три их подтипа:
• дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
• творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
• коллективные творческие дела (КТД, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями,так как они:
• предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
• обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
• способствуют укреплению группы, его структуры, содействуют разнообразию отношений;
• эмоционально привлекательны для детей, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
К третьей группе форм воспитательной работы относятся «игры».
Для перечисленных типов формможно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
По времени подготовки и проведения:
• относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
• организуемые одним человеком;
• организуемые группой участников;
По характеру включения в деятельность:
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
• «открытые» (для других, совместно с другими);
• «закрытые» (для своей группы).
По методам воспитания:
• практические (походы куда-либо);
По направлению воспитательнойработы или видам деятельности:
• организация познавательно-развивающей деятельности;
• нравственное воспитание;
• эстетическое воспитание;
• физическое воспитание.
У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).
В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения.
Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.
Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
В дошкольном возрасте дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания. На неё почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребёнка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное — познавательное, и игровое — занимательное.
В русскоязычной литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.
Лев Семёнович Выготский подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития).
Согласно теории Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры.
Мы считаем, что, прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит воспитатель и сколько воспитанник, как часто используется в воспитательной работе данная форма.
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.
Индивидуальные формы пронизывают общение воспитателей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, выполнение совместного поручения, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед воспитателями в индивидуальных формахработы стоит одна из важнейших задач: открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, микро-кружки. В этих формах воспитатель проявляет себя как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание дошкольников. Главная задача воспитателя, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата.
К коллективным формам работы воспитателей с дошкольниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста воспитанников и ряда других условий воспитатели могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; помощника детей в организации деятельности.
Различные вариации форм воспитательной работы позволяют больше использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая достоинства и недостатки.
А благодаря использованию наглядных пособий и использование современных образовательных технологий, будет способствовать повышение качества дошкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, дети будут успешно проходить адаптацию в 1 классе.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.
Использование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.