разница в обучении подростков и взрослых английскому
Почему взрослым учить английский проще, чем детям. 5 неочевидных причин
Учить английский нужно с детского сада, в крайнем случае — с первого класса. Потом все, мозги уже не те. Чтобы разобраться, насколько правдив этот стереотип, мы поговорили с Любовью Окуловой. Любовь уже больше 13 лет преподает английский взрослым и детям и рассказала, почему зрелым ученикам освоить язык часто бывает проще.
1. У взрослых лучше развита психика
Примерно к 20 годам завершается развитие всех систем в организме человека, включая психику. Это имеет большое значение в обучении: взрослые способны удерживать внимание в течение долгого времени, имеют больший объем памяти, навыки самоконтроля и самоорганизации и могут выдерживать моменты скуки или трудностей.
Что это дает
Не нужно тратить время на дисциплину и мотивацию. Больше никаких бесполезных минут (и десятков минут!) на занятии, когда кто-то бросается бумажками, роняет учебники, залезает под парту или громко общается с соседом.
Можно эффективно поработать, а не только развлекаться. Взрослый ученик может серьезно позаниматься, а не только делать задания в формате «два притопа, три прихлопа» с песнями, стихами и комиксами. Вместо пяти веселых заданий на запоминание слов вы выполните два рутинных — и этого будет достаточно для прогресса.
2. У взрослых больше жизненного опыта
Чаще всего взрослые просто в силу возраста больше знают о мире и уже бывали во многих ситуациях, когда нужен английский.
Что это дает
Проще практиковать язык. Чтобы научиться говорить на английском, на нем нужно говорить. Поэтому на уроках мы с учениками постоянно что-то обсуждаем: историю, путешествия, колонизацию Марса. Эти задания просто невозможны, если человеку нечего сказать и на родном языке. Одна моя ученица 13 лет в задании «Расскажите о своем лучшем воспоминании из отпуска» написала «I don’t have any» («У меня их нет»). К 25 годам у людей есть опыт и свое мнение практически на все — практиковать язык не проблема.
Материал лучше запоминается. Если учитель работает по коммуникативной методике, вы будете разыгрывать на занятиях задания-ситуации: знакомство на конференции, чек-ин в отеле, возврат авиабилета, собеседование.
Скорее всего, вы уже бывали в таких ситуациях и представляете себе сценарий: я скажу вот это, а мне ответят вот так. Включаются образы и эмоции — а они очень помогают запоминать слова и грамматику.
3. Взрослые лучше знают родной язык
Ваш опыт использования родного языка примерно равен вашему возрасту. Ничем другим в жизни вы не занимаетесь такое же количество лет! Мастерство в одном языке проще перенести в другой.
Что это дает
Проще учить слова. В среднем взрослый в 30 лет знает 72 тысячи слов, а подросток в 15 лет — только 45 тысяч (источник — исследование MyVocab). Поэтому детям часто приходится объяснять не только перевод слова на английский, но его его значение на русском. Даже в темах начального уровня: от профессий типа playwright (драматург) до путешествий типа to overbook (забронировать больше мест, чем доступно). У взрослых такие ситуации единичны, и слова учатся быстрее.
Проще научиться читать и писать на английском. Вы уже имели дело с текстами разнообразных форматов: статьи, имейлы, смс, рассказы, комиксы, отчеты, законы, инструкции. Вы умеете предсказывать план и содержание текста по его внешнему виду и заголовку и находить нужную информацию, не читая весь текст целиком. Школьники в быту имеют дело с ограниченным набором: смс, чаты, учебники, блоги — и им приходится на уроке учиться тому, что вы уже узнали из жизни.
Если думаете взяться за английский, загляните в наш бесплатный личный план. Там полезные материалы и ресурсы для старта.
Чем преподавание для детей отличается от преподавания для взрослых
Ну, это же как London is the capital of Great Britain (читайте: очевидно – и знают даже те, кто больше ничего не знает). И дети, и взрослые, – конечно, люди, но люди очень разные, потому что разновозрастные. Начинающие преподаватели или те из нас, кто долгое время работал с одной возрастной группой, могут не задумываться различиях в преподавании английского языка взрослым и детям. Остановимся на них подробнее.
Детьми движет интерес, взрослыми – мотивация
Даже если английский язык сам по себе взрослому студенту не интересен, но по каким-либо причинам очень нужен, этого достаточно, чтобы студент сворачивал горы. Мы вовсе не утверждаем, что уроки для взрослых могут быть скучными, ведь все мы немного дети, и любой взрослый студент с удовольствием поиграет или посоревнуется с преподавателем.
Для детей же все вокруг – o brave new world. Им еще рано задумываться о карьере, даже оценки не для всех значимы. Но если ребенку интересно, любопытно, если каждое занятие – гремучая смесь интриги, квеста и американских горок, то эти самые горки ребенок с удовольствием свернет.
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior
«Получая в ученики ребенка, ты получаешь лист бумаги, абсолютно чистый с одной стороны – ее ты можешь заполнить своим опытом, знаниями и идеями. Но с другой стороны этого листочка уже столько информации, что ты и представить не могла! Поколение Z (наши ученики) помогают оставаться в тренде, т.е. узнавать новое, интересное, актуальное. При этом я вовсе не хочу сказать, что взрослым студентам нечему нас научить. У них больше жизненного и трудового опыта, чем у детей, однако они четко знают свои цели и средства, которые они на них тратят, поэтому здесь знаниями делишься только ты, это игра в одни ворота».
С детьми важно учитывать физиологию
Ребенок, который устал сидеть или хочет в туалет, думать не способен. Поэтому преподаватель английского (и любого другого предмета) должен закладывать в план занятия разминки, пробежки до туалета, смену краткосрочных активностей, упражнения, которые подразумевают движение. Кроме того, ребенку для нормального усвоения учебного материала важен физический комфорт: чтобы не дуло, вокруг не шумели, стул был удобным, а стол подходил по высоте. Согласны, преподаватель, который занимается с ребенком через Skype, не может прямо влиять на то, в каких условиях учится ребенок, но подсказать родителям – в его силах.
Взрослым тоже нужно иногда отдыхать, а в проветренном помещении думается лучше. Но учебные промежутки могут быть длиннее, и танцевать на уроке не обязательно. А о походе в туалет взрослый студент, скорее всего, подумает заранее, еще до начала занятия.
Дети обожают играть
В игре их можно научить чему угодно: и правильному произношению, и грамматике. Играя, взаимодействуя с игрушками, картинками, напевая песенки, заучивая стишки, участвуя в ролевых играх, ребенок запомнит в разы больше слов, чем в процессе повторения, рассматривания картинок, учебника или записывая новые слова в блокнот-словарик. Кроме того, в игре ребенок практически не устает (как минимум, не осознает усталость). Наконец, компаньон по игре автоматически становится объектом симпатии и заслуживает уважение.
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:
«Держать учеников в тонусе очень помогает наша платформа. Когда я начинала работать в проекте Школьники, у нас было только два курса для детей, а сейчас раздел Kids самый большой и разнообразный. Я постоянно изучаю обновления платформы и понимаю, что одной программой мы не ограничены. Мы с учениками часто пользуемся курсами с новостями, грамматикой, аудиокнигами, экзаменационными курсами, что в разы облегчает мне задачу с удивлением своих учеников. Помимо всего этого, онлайн формат обучения помогает мгновенно получать доступ к информации, которая нам нужна во время урока. В целом же, мне не приходится готовиться к урокам по два часа, печатать и вырезать к урокам картинки, скачивать нужные материалы или нести двухкилограммовый ноутбук на другой конец города, чтобы порадовать учеников смешными картинками и видео».
Дети недолюбливают дисциплину
У взрослых студентов отличные навыки самоорганизации и хорошие – самодисциплины. Им не нужно напоминать о том, что пора сесть за домашнее задание.
Детям тяжелее соблюдать порядок, придерживаться правил. Сложности могут возникнуть как во время подготовки к занятиям (« не хочу, не буду! »), так и во время них (« ну всё, вы тут дальше сами, а я пошел »). Поэтому во время уроков преподавателю приходится чуть больше внимания обращать на дисциплину, чуть строже контролировать поведение ребенка, а вот самостоятельных домашних заданий он вынужден давать меньше.
Взрослым – похвала, детям – положительное подкрепление
Как ни парадоксально, но взрослым студентам требуется больше похвалы и конструктивной обратной связи: многие взрослые привязывают способности к языкам к интеллекту, потому болезненно воспринимают собственное несовершенство.
Детям достаточно положительного подкрепления: сделал хорошо – дальше будет еще интереснее.
Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:
«На наших занятиях мы используем коммуникативную методику, основная задача которой – научить ребенка легко общаться на английском языке. УЛЫБКА (англ. SMILE ) – так называется наша методика. Что это значит?
S = skill-oriented learning: развитие умений необходимых для общения,
M = multi-sensory motivation: активизация всех каналов восприятия информации,
I = intelligence-building activities: развитие мышления,
L = long-term memory storage through music, movement, rhythm and rhyme: долгосрочное запоминание материала с помощью музыки, движений, ритма,
E = exciting sketches, stories, and games: захватывающие истории и игры».
Взрослым сложнее угодить
Взрослые студенты сами оплачивают занятия по английскому языку, а потому ожидают высокого уровня преподавания за свои деньги. Кроме того, у них есть опыт взаимодействия с другими преподавателями (в школе, в кружках, в вузах, на других занятиях по английскому для взрослых) – естественно, они сравнивают! Наконец, в силу возраста, амбиций и определенных достижений (личных, карьерных) взрослые люди в целом настроены критичнее, они более зажаты, их ожидания от преподавателя выше.
С детьми преподавателю нужно быть артистом
На занятиях с ребенком от преподавателя требуется больше экспрессии, артистизма, чтобы не терять внимание малыша, удерживать его интерес. Многие преподаватели чувствуют необходимость дополнительно работать с голосом, мимикой и жестикуляцией.
Со взрослыми же студентами преподавателю достаточно вести себя естественно, не наигранно, а многие студенты даже предпочитают суховатый стиль общения.
Перечислим еще несколько наблюдений о том, чем отличается обучение английскому детей от обучения взрослых:
Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:
«В каждое занятие мы закладываем определенную проблему, которую ребенок решает по ходу урока. Малыш учит английский и параллельно с этим познает мир, решает творческие задачи. А еще мы проводим так называемые уроки CLIL и Craft.
Метод CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) — это изучение на английском других предметов школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, биология, литература, история, география, обществознание и другие. Язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.
Аналогично и с уроками Craft, на которых дети мастерят различные поделки, а значит язык служит вспомогательным инструментом, чтобы объяснить, как сделать ту или иную интересную вещь».
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:
«Различается эмоциональная составляющая. Пару лет назад я преподавала в крупных российских и международных компаниях, у меня были отличные отношения со студентами, взаимные поздравления на праздники и разговоры по-душам. Сейчас ни с одним из них я не общаюсь, да и не за чем. Но вот мои первые ученики (дети), с которых началась моя карьера преподавателя в 2012 году, до сих пор узнают, как у меня дела и поздравляют с праздниками. А это дорогого стоит!»
«Какие цели перед собой ставят ваши ученики? Вот самые распространенные: сдать ОГЭ/ЕГЭ; улучшить оценки в школе; для путешествий; поступить в другую школу, гимназию, лицей; учеба за границей и т.д. Многие из целей, с которыми приходит ученик, долгосрочные. И вот вам интересный факт: только в своего ребенка взрослый человек готов постоянно вкладывать. Работая с детьми, преподаватель сможет обеспечить себя работой и, скажем честно, стабильным доходом. Так, Настя, с которой я начала заниматься в 2015 году с уровня elementary по два раза в неделю, сейчас сдала ЕГЭ и поступила в МГЛУ. И мы продолжаем заниматься и совершенствоваться, потому что нет предела совершенству»
Разница в обучении подростков и взрослых английскому
Ну, это же как London is the capital of Great Britain (читайте: очевидно – и знают даже те, кто больше ничего не знает). И дети, и взрослые, – конечно, люди, но люди очень разные, потому что разновозрастные. Начинающие преподаватели или те из нас, кто долгое время работал с одной возрастной группой, могут не задумываться различиях в преподавании английского языка взрослым и детям. Остановимся на них подробнее.
Детьми движет интерес, взрослыми – мотивация
Даже если английский язык сам по себе взрослому студенту не интересен, но по каким-либо причинам очень нужен, этого достаточно, чтобы студент сворачивал горы. Мы вовсе не утверждаем, что уроки для взрослых могут быть скучными, ведь все мы немного дети, и любой взрослый студент с удовольствием поиграет или посоревнуется с преподавателем.
Для детей же все вокруг – o brave new world. Им еще рано задумываться о карьере, даже оценки не для всех значимы. Но если ребенку интересно, любопытно, если каждое занятие – гремучая смесь интриги, квеста и американских горок, то эти самые горки ребенок с удовольствием свернет.
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior
«Получая в ученики ребенка, ты получаешь лист бумаги, абсолютно чистый с одной стороны – ее ты можешь заполнить своим опытом, знаниями и идеями. Но с другой стороны этого листочка уже столько информации, что ты и представить не могла! Поколение Z (наши ученики) помогают оставаться в тренде, т.е. узнавать новое, интересное, актуальное. При этом я вовсе не хочу сказать, что взрослым студентам нечему нас научить. У них больше жизненного и трудового опыта, чем у детей, однако они четко знают свои цели и средства, которые они на них тратят, поэтому здесь знаниями делишься только ты, это игра в одни ворота».
С детьми важно учитывать физиологию
Ребенок, который устал сидеть или хочет в туалет, думать не способен. Поэтому преподаватель английского (и любого другого предмета) должен закладывать в план занятия разминки, пробежки до туалета, смену краткосрочных активностей, упражнения, которые подразумевают движение. Кроме того, ребенку для нормального усвоения учебного материала важен физический комфорт: чтобы не дуло, вокруг не шумели, стул был удобным, а стол подходил по высоте. Согласны, преподаватель, который занимается с ребенком через Skype, не может прямо влиять на то, в каких условиях учится ребенок, но подсказать родителям – в его силах.
Взрослым тоже нужно иногда отдыхать, а в проветренном помещении думается лучше. Но учебные промежутки могут быть длиннее, и танцевать на уроке не обязательно. А о походе в туалет взрослый студент, скорее всего, подумает заранее, еще до начала занятия.
Дети обожают играть
В игре их можно научить чему угодно: и правильному произношению, и грамматике. Играя, взаимодействуя с игрушками, картинками, напевая песенки, заучивая стишки, участвуя в ролевых играх, ребенок запомнит в разы больше слов, чем в процессе повторения, рассматривания картинок, учебника или записывая новые слова в блокнот-словарик. Кроме того, в игре ребенок практически не устает (как минимум, не осознает усталость). Наконец, компаньон по игре автоматически становится объектом симпатии и заслуживает уважение.
Насколько часто использовать игру в занятиях со взрослыми, преподаватель решает в зависимости от целей студентов. Например, в процессе подготовке к экзаменам TOEFL, IELTS и т.п. просто не до игр. И это не страшно: некоторых взрослых игры даже смущают и отвлекают.
Дети недолюбливают дисциплину
У взрослых студентов отличные навыки самоорганизации и хорошие – самодисциплины. Им не нужно напоминать о том, что пора сесть за домашнее задание.
Детям тяжелее соблюдать порядок, придерживаться правил. Сложности могут возникнуть как во время подготовки к занятиям («не хочу, не буду!»), так и во время них («ну всё, вы тут дальше сами, а я пошел»). Поэтому во время уроков преподавателю приходится чуть больше внимания обращать на дисциплину, чуть строже контролировать поведение ребенка, а вот самостоятельных домашних заданий он вынужден давать меньше.
Взрослым – похвала, детям – положительное подкрепление
Как ни парадоксально, но взрослым студентам требуется больше похвалы и конструктивной обратной связи: многие взрослые привязывают способности к языкам к интеллекту, потому болезненно воспринимают собственное несовершенство.
Детям достаточно положительного подкрепления: сделал хорошо – дальше будет еще интереснее.
Взрослым сложнее угодить
Взрослые студенты сами оплачивают занятия по английскому языку, а потому ожидают высокого уровня преподавания за свои деньги. Кроме того, у них есть опыт взаимодействия с другими преподавателями (в школе, в кружках, в вузах, на других занятиях по английскому для взрослых) – естественно, они сравнивают! Наконец, в силу возраста, амбиций и определенных достижений (личных, карьерных) взрослые люди в целом настроены критичнее, они более зажаты, их ожидания от преподавателя выше.
С детьми преподавателю нужно быть артистом
На занятиях с ребенком от преподавателя требуется больше экспрессии, артистизма, чтобы не терять внимание малыша, удерживать его интерес. Многие преподаватели чувствуют необходимость дополнительно работать с голосом, мимикой и жестикуляцией.
Со взрослыми же студентами преподавателю достаточно вести себя естественно, не наигранно, а многие студенты даже предпочитают суховатый стиль общения.
Перечислим еще несколько наблюдений о том, чем отличается обучение английскому детей от обучения взрослых:
Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary
«В каждое занятие мы закладываем определенную проблему, которую ребенок решает по ходу урока. Малыш учит английский и параллельно с этим познает мир, решает творческие задачи. А еще мы проводим так называемые уроки CLIL и Craft.
Метод CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) — это изучение на английском других предметов школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, биология, литература, история, география, обществознание и другие. Язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.
Аналогично и с уроками Craft, на которых дети мастерят различные поделки, а значит язык служит вспомогательным инструментом, чтобы объяснить, как сделать ту или иную интересную вещь».
Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior
«Различается эмоциональная составляющая. Пару лет назад я преподавала в крупных российских и международных компаниях, у меня были отличные отношения со студентами, взаимные поздравления на праздники и разговоры по-душам. Сейчас ни с одним из них я не общаюсь, да и не за чем. Но вот мои первые ученики (дети), с которых началась моя карьера преподавателя в 2012 году, до сих пор узнают, как у меня дела и поздравляют с праздниками. А это дорогого стоит!»
«Какие цели перед собой ставят ваши ученики? Вот самые распространенные: сдать ОГЭ/ЕГЭ; улучшить оценки в школе; для путешествий; поступить в другую школу, гимназию, лицей; учеба за границей и т.д. Многие из целей, с которыми приходит ученик, долгосрочные. И вот вам интересный факт: только в своего ребенка взрослый человек готов постоянно вкладывать. Работая с детьми, преподаватель сможет обеспечить себя работой и, скажем честно, стабильным доходом. Так, Настя, с которой я начала заниматься в 2015 году с уровня elementary по два раза в неделю, сейчас сдала ЕГЭ и поступила в МГЛУ. И мы продолжаем заниматься и совершенствоваться, потому что нет предела совершенству :)»
ru_learnenglish
Learn English!
For speakers of Russian
Хорошо известно, что у слушателей разных возрастов изучение английского языка проходит по-разному. Опытный преподаватель объяснит:
— почему дети в начальной школе схватывают новые слова, фразы на лету и начинают быстро говорить?
— почему подростки, с неохотой выполняют упражнения дома, а на уроке в группе сверстников начинают активно усваивать язык и демонстрировать свои знания?
— почему взрослым редко ставят на занятиях оценки?
В данной статье мы ответим на 3 перечисленных и много других вопросов. На примерах практики нашей школы объясним родителям, как учеба ребенка может быть эффективной и одновременно легкой. Покажем взрослым механизмы быстрого и прочного овладения иностранным языком. Одновременно станет понятным, почему только крупные школы обладают возможностью грамотно и эффективно учитывать все возрастные особенности.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6 – 10/11 лет)
В нашей стране чаще всего дети начинают учить английский язык в младшем школьном возрасте. Например, самые младшие группы принимают детей с 6 до 9 лет. По мнению ряда исследователей, это наиболее благоприятный возраст для знакомства с языком. Речевые способности еще находятся в стадии интенсивного развития, и дети являются своего рода «специалистами в овладении языка». Они быстро, легко и прочно запоминают большое количество слов, фраз, хорошо имитируют произношение, интонацию.
У младших школьников наиболее развита механическая память. Дети от 6 до 9 легко запоминают стихи, диалоги и даже небольшие тексты и затем воспроизводят их близко к тексту. Но им трудно дается реконструирование и перекомбинирование материала. Поэтому, на наших занятиях в младших возрастных группах нет заданий на пересказ своими словами, но учитель часто задает выучить наизусть.
Внимание младших школьников в основном непроизвольно и неустойчиво. Детям тяжело заставить себя сконцентрироваться, сосредоточиться. А вот запомнить большую часть информации «как бы само по себе» оказывается легко. Вот почему на занятиях так важно яркое интересное предъявление материала, которое привлечет внимание учеников (Рис.1), а также частая смена видов деятельности. Мы постоянно чередуем на уроках стихи, рифмовки, считалки, загадки, развивающие игры, проектную деятельность. Дети поют, рисуют, танцуют, инсценируют сказки на английском языке.
Особое внимание на занятиях с младшими школьниками наши преподаватели уделяют активизации основных каналов восприятия – визуального, слухового, телесно-чувственного. Система занятий построена так, чтобы дети сопровождали английские песни, фразы, рассказы своими движениями. Учебники и рабочие материалы снабжены красочными рисунками. При работе на доске или в тетради используются яркие маркеры.
У детей происходит постепенная смена ведущей деятельности: от игровой к учебной (Рис. 2). Игра позволяет создать у детей положительную мотивацию. Эффективность использования игровой формы в обучении доказана многими исследователями: Е.И. Негневицкой, Е.М. Матецкой, Г.А. Китайгородской, И.А. Зимней, Д.Б. Элькониным и другими.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ 11 – 14
В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Увеличивается ее объем, активно начинает развиваться логическая память. В этом возрасте для того, чтобы запомнить материал, ребенок может установить логическую связь между его частями. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала.
В учебных материалах для подростков мы меняем характер устных и письменных упражнений. Начинаем использовать на уроках появляющуюся в этом возрасте способность правильно читать с выражением. Включаем задания на пересказ как близко к тексту, так и своими словами. Дети могут самостоятельно готовить устные выступления. Письменная речь меняется и постепенно становится более богатой, переходит от изложения к сочинению.
У подростков постепенно формируются произвольное внимание и память. Упражнения составляются с учетом факта, что подростки могут определенное время концентрироваться на одном виде деятельности.
Подростком движет общение со сверстниками. Учеба в данном возрасте – средство самоутверждения в коллективе сверстников. Учитывая это, в некоторых школах специально тренируют преподавателей строить урок так, чтобы у каждого ученика появилась возможность проявить себя. Разные задания требуют применить творчество, смекалку, настойчивость, азарт соревнования или обсуждения. Мы активно сочетаем групповую и парную работу, в которой сами ученики частично выполняют функции учителя и самостоятельно осваивают и закрепляют новый материал.
Учащиеся старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости, но развитие их интеллектуальной сферы еще продолжается. Развивается абстрактно-логическое, а также критическое мышление. Учащиеся с большим удовольствием теоретизируют, спорят, дискутируют, ищут причинно-следственные связи между явлениями, учатся доказывать, аргументировать.
Как правило, у учащихся особый интерес возникает к стране изучаемого языка (культуре, истории), а также к проблеме нравственных ценностей. Именно в этом возрасте мы рекомендуем зарубежные детские лагеря для совершенствования языковых навыков.
У школьников 12-16 лет возрастает самостоятельность, появляется более сознательное отношение к учебе, желание самостоятельно планировать свое обучение. По данной причине постепенно меняется роль учителя на занятии. Он становится партнером по общению, помощником. Он направляет учебный процесс.
Практика изучения языка старшими школьниками строится с использованием следующих педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, ролевая игра (в том числе профессионально-ориентированная ролевая игра), игра проблемной направленности, дискуссии, мозговые атаки, проектная методика.
В работе со взрослыми важно учитывать наличие у слушателей определенного жизненного опыта, а также ряд возрастных, социальных и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые их них.
Взрослые стремятся к активному участию в процессе обучения. Наибольшая эффективность достигается при совместной деятельности преподавателя и учащегося на всех этапах учебного процесса от его планирования и подготовки до анализа результатов. Например, мы практикуем такие задания, где нет единственно правильного решения. Основная цель таких упражнений – развить языковые навыки на базе существующего индивидуального опыта слушателя.
У взрослых есть потребность в безотлагательном применении полученных знаний, умений, навыков. Для ее реализации мы применяем на занятиях ролевые игры, имитацию реальных жизненных ситуаций. Это существенно ускоряет применение языка в практике.
Взрослые учащиеся имеют более высокую мотивацию по сравнению с детьми и подростками. Они психологически настроены на то, чтобы получить запланированный результат и лучше осознают необходимость языка в их жизни. Применяется целый комплекс мотивационных технологий. Слушателям не требуется САМОорганизация. Высокая мотивация поддерживается и управляется преподавателем, что значительно снижает нагрузку на учащихся.
Большинство взрослых негативно относятся к оцениванию их знаний. На занятиях в своей школе мы практикуем более эффективный прием. Сначала оценку результатов проводит сам учащийся. Затем результаты обсуждаются совместно преподавателем и учащимися.
С возрастом у многих людей способность к запоминанию падает. Поэтому наши взрослые слушатели не учат, например, грамматические правила, а изучают логику языка. Это позволяет освоить грамматику до уровня Upper Intermediate за 8 месяцев занятий «с нуля». Наработка лексики идет по специальному графику повторения слов, который разработан психологами на основе ритмов работы памяти человека. Для лучшего запоминания слов слушатели используют ассоциации, создают зрительные образы, интеллект-карты.
На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:
У слушателей разных возрастных групп существует ряд психолого-физиологических особенностей, которые необходимо учитывать на занятиях по английскому языку.
Младший школьный возраст. На занятиях важно яркое интересное предъявление материала, а также частая смена видов деятельности. Особое значение имеют активизация основных каналов восприятия и создание у детей положительной мотивации с помощью игр.
Подростковый возраст. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала. На уроках создаются условия, в которых у каждого ученика есть возможность проявить себя.
Старший школьный возраст. На занятиях эффективным является использование ролевых игр, дискуссий, игр проблемной направленности, проектной методики, обучения в сотрудничестве. Учитель на занятии становится партнером по общению, помощником, направляющим учебный процесс.
Взрослые слушатели. Преподавателю необходимо вовлекать учащихся на всех этапах учебного процесса, использовать различные игры и приемы, улучшающие и облегчающие запоминание материала и дающие возможность начать сразу применять полученные знания в жизни.
Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL
Елена Юденкова
Использованная литература:
1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
2. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.
4. Основы андрагогики / Т.А. Василькова. – М.:КНОРУС, 2011.