раздельное обучение занимающихся на занятиях по гендерному признаку индивидуально
Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек (из опыта работы)
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 18.05.2019
Статья просмотрена: 512 раз
Библиографическое описание:
Бесчасная, Н. Ю. Особенности раздельного обучения мальчиков и девочек (из опыта работы) / Н. Ю. Бесчасная. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15088/ (дата обращения: 18.11.2021).
В начале XX века в обществе наблюдалось повышенное внимание к вопросам воспитания и обучения детей разного пола. На страницах газет, в педагогических изданиях обсуждалась проблема психических особенностей мужчин и женщин. Бурную дискуссию вызвал вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек в школе. Мнения общественности и педагогов по этому вопросу разделились. Сторонники совместного обучения детей разного пола считали, что это позволит решить проблему равенства мужчин и женщин.
Существовала и другая точка зрения на совместное обучение мальчиков и девочек. Так, известный психолог М. М. Рубинштейн рассматривал вопрос воспитания представителей разного пола как проблему «философии культуры», подчеркивая равную ценность, но не тождественность мужской и женской психики. Негативные последствия совместного обучения в школе детей разного пола М. М. Рубинштейн [5] видел в возможном «нивелировании» женской и мужской психики и создании «равенства духа», в то время как идеалом педагогики должно быть развитие индивидуального духа.
В истории отечественного среднего образования были периоды, когда раздельное по признаку пола обучение было общепринятым, так как было определено законом. Известно, что в дореволюционной России девочки не обучались вместе с мальчиками, эта практика обосновывалась особенностями женской психики, меньшими интеллектуальными способностями женщины. Однако с начала XX в. по примеру некоторых стран Европы в России начали создаваться образовательные учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием.
Введение в России в 20-е годы прошлого столетия совместной формы обучения было необходимым и прогрессивным явлением, поскольку определялось требованиями времени, глобальными преобразованиями в различных областях жизни и обеспечивало равные права мужчин и женщин в образовании.
Однако понимание обеспечения равных прав как равного подхода в воспитании представителей обоих полов привело и к негативным последствиям. Прежде всего, это проявилось в прекращении почти на полвека исследований в области психологии пола, изучения различных аспектов проблемы воспитания и обучения разнополых детей.
Уже три года в Лицее № 6 г. Благовещенска применяется метод раздельного обучения мальчиков и девочек — гендерное обучение. В своей работе я попытаюсь сравнить информацию, преподносимую нам теоретическими источниками с реальной жизнью, проверить, действительно ли гендерное обучение дает положительный результат.
Сравнение положений теории гендерного обучения и собственной педагогической практики
Теория
Практика
проще дать нужный образец поведения в лице учителя
легко протекающее половое созревание подростков
разница в восприятии информации
отсутствие тревоги из-за оценки противоположного пола
отсутствие необходимых навыков общения с противоположным полом
– От личности учителя во многом зависит отношение ребенка к учебе, а значит, к труду, да и вообще к жизни. Учитель — образец поведения, эмоциональных реакций на какие-то события. И в этом случае желательно, чтобы перед мальчиками был образец мужского поведения. Учителю-мужчине в классе мальчиков просто будет легче завоевать авторитет, заинтересовать ребят, вызвать уважение к себе. А учителю-женщине, соответственно, в классе девочек легче создать доверительную атмосферу. У нас этот принцип соблюдается, и, я считаю, работает.
– Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе. Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.
– У мальчиков на первом месте — логика, у девочек — эмоциональная составляющая. Первые менее усидчивые, тогда как вторые с легкостью справятся с большим объёмом монотонной работы. При раздельной системе обучения можно это учесть. Например, сократить время урока для юношей, при этом максимально насытить лекцию фактами или практическими занятиями. А девушки лучше усвоят материал, если подойти к уроку более творчески. Допустим, урок английского языка: преподаватель рассказывает о Великобритании и Лондоне. Мальчики запомнят цифры и данные. Девочки тоже, но через призму рассказов об истории, легендах.
– Теоретические источники говорят нам, что в средней школе особую важность приобретает оценка противоположного пола. В гендерных классах нет тревоги по поводу того, «как меня сегодня оценят девочки или мальчики». Соответственно, и на самооценку это не влияет. Нет тревоги — лучше успеваемость. После практически трех лет работы в гендерных классах я могу согласиться с этим пунктом — большинство девочек безбоязненно выходят к доске, рассказывают выученные правила или стихотворения, но все равно есть дети стеснительные и замкнутые, и однополость коллектива тут не особо помогает. По поводу отсутствия в гендерных классах конкуренции я не соглашусь — каждая старается ответить лучше, полнее одноклассницы, и при групповых формах работы соревновательный момент присутствует. Но иногда, в связи с изменениями в расписании, приходится объединять два разнополых класса и девочки меняются на глазах: они замыкаются и не могут без стеснения ответить на уроке, плюс мальчики обращают на них внимание и девочки отвлекаются от предмета.
– Самым главным минусом гендерного образования теоретические источники считают отсутствие навыков общения с противоположным полом. Я думаю, это будет действительно весомым минусом при полностью однополом образовании, как это происходит в школах-интернатах или кадетских корпусах, где обучающиеся в течение всего учебного процесса находятся в окружении ребят своего пола. У нас же дети из гендерных классов контактируют друг с другом на переменах, общешкольных мероприятиях и получают все необходимые навыки общения с противоположным полом. В лицее проводится множество различных мероприятий, где ребята из гендерных классов принимают участие вместе: кадетский и пушкинский бал, уроки хореографии, конкурс-смотр строя и песни, поздравления с 8 марта и 23 февраля. Интересно проходит подготовка к поздравлению мальчиков: это уже не 10–15 мальчишек-одноклассников, а целый класс парней. Девочки очень ответственно подходят к подготовке концерта — пишут сценарий, придумывают поздравительные номера, обсуждают, что подарить мальчикам.
Качество знаний по английскому языку в 7-х смешанных и гендерных классах
2016/17
2017/18
2018/19 (планируемое)
гендерное обучение
Доказано, что у парней:
•Сильнее развито правое полушарие мозга.
•Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
•На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
•Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.
Доказано, что у девушек:
•Сильнее развито левое полушарие мозга.
•Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина — преимущественно с помощью левого полушария.
•Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше — всего 4 минуты.
•В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
•Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.
Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.
СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах — к роли жены и светской дамы.
Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.
Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:
1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.
3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.
Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:
1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.
2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.
Проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в начальной школе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проект «Раздельное обучение девочек и мальчиков на основе гендерного подхода в
начальной школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г.Томска
(МБОУ СОШ № 2 г.Томска)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Управление и мониторинг
Описание слайда:
Краткая аннотация проекта
разработан в МБОУ СОШ № 2 г. Томска для изменения организации и совершенствования содержания образовательного процесса в начальной школе с целью повышения качественной успеваемости, сохранения и развития психофизического здоровья обучающихся. В этом заключается актуальность данного проекта для школы.
Описание слайда:
Состояние качественной успеваемости в учреждении связано со многими факторами, но основной из них – это здоровье обучающихся. Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Основываясь на исследования ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся к школьной жизни, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родителей к общеобразовательному учреждению.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Во-вторых, это развитие системы поддержки талантливых детей. Для этого создаются определенные условия:
— оформляется документация на здание школы по адресу: пр. Ленина, 177, на базе которого планируется открыть эстетический центр, где будут размещены кабинеты музыки, технологии, изобразительного искусства, дошкольного отделения, игровой зал;
— администрацией проводится организационная и методическая работа с кадровым составом: учителями начальных классов, педагогом-психологом, логопедом и др.;
— по договорам о совместной деятельности привлекаются специалисты из других образовательных учреждений: Института культуры ТГУ, психологического факультета ТГУ, кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО, ИМЦ г.Томска, центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел», ДДиЮ «Наша гавань», ДЮЦ «Звездочка» и др.;
— разрабатываются образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности по ФГОС.
Описание слайда:
В-третьих, особое внимание уделяется повышению квалификации учителей начальной школы, педагога-психолога, логопеда. Кафедра сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО с 18 по 30 июня 2012 года проводит курсы повышения квалификации (72 час.) по гендерному обучению для педагогического и управленческого персонала СОШ № 2, всего пройдут обучение 10 чел. Учебные модули включают в себя:
– гендерное обучение, гендерное образование, гендерное воспитание;
— психологическое обоснование и исследования гендерного обучения в школе (работоспособность, эмоциональный статус, невротизация и др. особенности);
— модель раздельного обучения девочек и мальчиков: теория и практика;
— психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в классе раздельного обучения;
— психолого-педагогическая работа с родителями обучающихся гендерных классов.
Разрабатывается программа обучения, которая будет реализована в течение 2012-2013 учебного года, в рамках которой пройдут обучающие семинары для учителей начальной школы по возрастной психологии мальчиков и девочек с выработкой рекомендаций для родителей (по договору о сотрудничестве с группой психологов центра «Альтернатива» ДДиЮ «Факел»). Кроме того, учителя, работающие в гендерных классах, будут получать консультации у сотрудников кафедры психологии ТГУ.
Описание слайда:
В-четвертых, раздельное обучение девочек и мальчиков ориентировано на сохранение и укрепление здоровья школьников, планируется проведение диагностических исследований первоклассников совместно с МБЛПУ ДГБ № 2 поликлиника № 2. Кроме того, по мнению психологов, гендерный подход в учебной и воспитательной практике актуален в применении как способ возможной профилактики феномена нарастающей психофизической дисфункциональности. Учет половозрастных особенностей детей младшего школьного возраста способствует здоровьесбережению обучающихся, а этот показатель является одним из основных по запросам родителей.
Описание слайда:
Описание слайда:
Аналитическое обоснование (SWOT – анализ)
Сильные стороны:
— Постоянный пед. коллектив
— Традиции школы
— Комфортные условия для обучения
Индивидуальный подход
Местоположение (центр)
Слабые стороны:
— Низкие показатели успеваемости
— Особенность контингента обучающихся
— Недостаточный уровень культуры
— Внедрение новых технологий, методик и др.
Недостаток мат.-техн базы
Нет единой психолого-пед. системы
Возможности:
— Эффективное управление развитием учреждения
— Повышение квалификации учителей
Привлечение соц. Партнеров
Использование потенциала окр. среды
Приобщение социума к участию в жизни школы
Угрозы:
— Изменение статуса школы (перевод в основную)
— Конкуренция др.школ № 3,16
— Снижение бюджетного финансирования
Рост социально-неблагополучных семей
Старение пед. коллектива
Описание слайда:
Основная идея инновационного развития
Создание условий для самореализации личности ребенка с учетом трех уровней:
интеллектуального;
физического;
нравственного.
Это концептуальная идея школы, воплощаемая через гендерный подход в обучении.
Описание слайда:
Условия, обеспечение, сопровождение реализации проекта:
Материально-техническая база;
Кадровый состав;
Система социального партнерства;
Психолого-педагогическое сопровождение проекта.
Описание слайда:
Система социального партнерства:
Описание слайда:
Постановка проблемы:
Процессы модернизации в области образования ставят перед общеобразовательными учреждениями конкретные задачи, среди которых вопрос о поиске таких форм и методов работы с детьми, которые бы существенно повышали качество общеобразовательной подготовки обучающихся, способствовали сохранению и укреплению здоровья, формировали адекватную жизненную позицию школьников, ориентировали их на личностное самоопределение, способствовали выбору идеалов и жизненных целей.
Описание слайда:
Постановка проблемы
Состояние качественной успеваемости в учреждении и психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Такие возможности может дать ставший популярным в последнее время гендерный подход в обучении и воспитании, в основу которого заложена идея о том, что учет полоролевых особенностей обучающихся способствует сохранению психофизического здоровья в форме максимальной реализации их личностных склонностей и способностей. Кроме того, по исследованиям ученых-психологов, в классах раздельного обучения быстрее проходит адаптация обучающихся, глубже формируются коммуникации и ключевые компетентности, растет качественная успеваемость и обучающиеся реально ощущают свою успешность, а это одна из главных составляющих запроса родительской общественности к общеобразовательному учреждению.
Описание слайда:
Постановка проблемы:
Поиск новых путей для решения многих вопросов в образовании заставляет обратить взор в прошлое, переосмыслить опыт прошлых поколений. Как говорят «новое – это забытое старое». Использовать важно только то, что может улучшить образовательный процесс, повысить качественную успеваемость, изменения нужно вводить постепенно, к инновационным процессам должны быть готовы и учителя, и родители, и школьники. Из истории нашей школы мы выяснили, что в самые первые годы в здании размещались два Владимирских училища – женское и мужское. Раздельное обучение мальчиков и девочек в образовательных учреждениях прошлых лет было повсеместным, это было связано с неравноправием женщин и мужчин, с распределением конкретных социальных функций для каждого пола.
Описание слайда:
Постановка проблемы:
Идея о раздельном обучении в классах девочек и мальчиков на основе гендерного подхода стала для проектной группы ключом к его изучению. Сейчас организация образовательного процесса, построенная на гендерном подходе, используется не только в странах Европы и Америки, опыт такого обучения есть и в отдельных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Арзамас и др.). В городе Томске такой практики нет, за исключением Кадетского корпуса, где обучаются только мальчики.
Творческая группа изучила историю и научные исследования в области раздельного обучения в России, определила преимущества и недостатки.
В настоящее время в условиях упадка семейных ценностей, которые необходимо возрождать, на первый план выдвигается именно этот аспект, поскольку формирование здорового полноценного общества связанно с институтом семьи и брака.
Описание слайда:
Исследования ученых – психологов:
Исторический опыт показывает, что такое обучение вполне успешно существовало на протяжении достаточно большого количества времени. В дальнейшем в нашей стране как отклик на влияние времени существовало бесполое обучение, результаты которого особенно заметны в последнее время.
Гендерно – ориентированное обучение и воспитание обучающихся являются предметом комплексного научного исследования во многих странах мира. В США, например, еще в 1965 году был создан специальный Совет, координирующий усилия ученых, врачей и педагогов по вопросам социальной адаптации школьников, усвоения ими социальных ценностей и норм, регулирующих поведение мальчиков и девочек. Постепенное осознание педагогической общественностью России важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия XX века.
Пример: Дети по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно, во внешнем плане – это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д.
Осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации ребенка.
Описание слайда:
Исследования ученых – психологов:
Другой подход, когнитивно-генетический, полоролевое развитие связывает со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом необязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.
Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются. Таким образом, биологический подход черты личности ребенка выводит непосредственно из его половой принадлежности, обусловленной генетическими данными, а психологический – ведущее значение приписывает научению в системе половой принадлежности.
Описание слайда:
Условные различия
мальчиков и девочек:
Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?
Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.
Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.
К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.
Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.
У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.
По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.
Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.
Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.
Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.
Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.
Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.
В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.
Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.
Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».
А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.
Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.
Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.
В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.