разбор тактико специального учения

Разбор тактико специального учения

разбор тактико специального учения. gor doc obzor. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-gor doc obzor. картинка разбор тактико специального учения. картинка gor doc obzor.Обзор документа

Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

МинистрЕ.Н. Зиничев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный № 59580

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 29.07.2020 № 565

Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

2. Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции.

3. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

5. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.

7. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.

8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

12. ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.

ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.

ОТ проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.

ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.

Если цели, указанные в тематике при организации учений и тренировок, не достигнуты, то решением соответствующих руководителей они могут быть спланированы и проведены повторно.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2019, N 27, ст. 3524.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

Обзор документа

МЧС определило порядок подготовки и проведения в органах и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.

Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями органов и организаций с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС.

Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

Источник

разбор тактико специального учения. 81. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-81. картинка разбор тактико специального учения. картинка 81.

Учения и тренировки являются наиболее эффективным средством повышения готовности руководящего состава, органов управления, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС), в том числе подразделений, привлекаемых по планам взаимодействия к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На учениях совершенствуются теоретические знания и практические навыки в организации и проведении мероприятий по ГО и ЧС. Учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки работающего и неработающего населения к действиям в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

В системе ГО и ЧС муниципальные предприятия, учреждения и организации, а также сторонние организации, входящие в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – муниципальное звено ТП РСЧС), на объектовом уровне проводят самостоятельно или по указанию вышестоящего руководства следующие учения и тренировки:

— штабные тренировки – для совершенствования практических навыков должностных лиц органа управления ГО и ЧС в выполнении функциональных обязанностей, повышении слаженности, организации взаимодействия и оперативности в работе;

— объектовые тренировки – для отработки практических мероприятий, предусмотренных планом ГО и ЧС организаций (объектов);

— тактико-специальные учения – для подготовки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), повышения их слаженности;

— специальные учения и тренировки – для получения навыков по предупреждению пожаров и действиям в случае их возникновения.

Совместные командно-штабные учения звена ТП РСЧС или отдельных его служб проводятся по согласованию с руководителями сторонних организаций, входящих в эти службы – для отработки совместных действий и проверки готовности органов управления и сил звена ТП РСЧС по ведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.

Виды проводимых учений и тренировок

Подготовка органов управления и сил звена ТП РСЧС по достижению слаженности действий и оперативности управления осуществляется на командно-штабных учениях (далее – КШУ) или тактико-специальных учениях (далее – ТСУ).

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся органом местного самоуправления не реже 1 раза в 3 года. В организациях проводятся ТСУ продолжительностью до 8 часов 1 раз в год.

Формирования выводятся на ТСУ укомплектованными личным составом, техникой, приборами, вооружением, средствами защиты и материальными запасами в максимально полном объеме.

— совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и звена ТП РСЧС при организации и проведении АСДНР;

— проверка готовности формирований к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями ГО и ЧС осуществляется при проведении штабных тренировок (далее – ШТ).

Основной целью ШТ является:

— выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

— достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области ГО и ЧС осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее – ОТ) 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. В общеобразовательных учебных заведениях объектовые тренировки проводятся ежегодно без прекращения учебного процесса.

На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному или ведомственному принципу по единому плану.

Практическое обучение органов управления и сил ГО и ЧС, а также работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее – СУТ).

СУТ по противопожарной защите в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов. Целями СУТ являются:

— проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

— проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

— обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

— повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Порядок проведения учений и тренировок

Проведение учений и тренировок по ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах планируются заблаговременно на предстоящий год. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организации, подведомственные местному органу самоуправления, а также организации, входящие в состав звена ТП РСЧС, направляют годовой план учений и тренировок в отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования до 30 декабря истекающего года.

Помимо плановых учения и тренировки могут быть проверочные, показные, опытные и исследовательские.

Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения по специальной подготовке руководителей организаций, органов управления и сил ГО и ЧС с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению АСДНР.

Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил ГО и ЧС.

Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил ГО и ЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению АСДНР.

Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики ГО и ЧС и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль проведения учений и тренировок на территории муниципального образования осуществляет отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования, а на подведомственных объектах – соответствующие должностные лица данных организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Для подготовки и проведения учений и тренировок разрабатываются следующие документы:

Источник

Организация и проведении тактико-специальных учений

разбор тактико специального учения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка разбор тактико специального учения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разбор тактико специального учения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка разбор тактико специального учения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разбор тактико специального учения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка разбор тактико специального учения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разбор тактико специального учения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка разбор тактико специального учения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

разбор тактико специального учения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка разбор тактико специального учения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

разбор тактико специального учения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка разбор тактико специального учения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Подготовка и проведение разбора учений

Разбор проводится, как правило, сразу же после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту его завершения.

Еще до начала учения подготавливается теоретическая часть разбора, в которой излагаются основные требования нормативных правовых и методических документов, приказов и указаний соответствующих ведомственных структур применительно к теме проводимого учения.

Основными данными для разбора являются личные впечатления и наблюдения руководителя, его заместителей, замечания, высказанные при отработке учебных вопросов, а также замечания и оценка действий обучаемых, сделанные посредниками.

В докладе руководителя напоминаются тема и учебные вопросы, состав участников, обстановка, в которой действовали все участники. Затем рассматривается работа РиКНС, умение быстро и грамотно принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных. Дается оценка организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения действий, полноты отработки учебных вопросов и достижения целей учения. Завершается разбор рассмотрением реальности мероприятий, изложенных в планирующих документах по ГСЧС и ГО, изложением указаний по устранению выявленных недостатков и постановкой задач по совершенствованию деятельности органов управления и сил ГСЧС и ГО. Желательно иллюстрировать разбор схемами, графиками, таблицами, расчетами и другими документами.

До общего разбора могут проводиться частные разборы в службах ГО и формированиях, участвовавших в учениях. Их проводят заместители руководителя и посредники.

Все положительное и новое, направленное на дальнейшее совершенствование уровня решения задач ГСЧС и ГО, доводится до всего РиКНС.

Тактико-специальные учения (ТСУ) являются основной и наиболее эффективной формой подготовки и слаживания невоенизированных (специальных) формирований ГО, а также подразделений аварийно-спасательных служб для ведения АСДНР при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач ГО.

Основными целями ТСУ являются:

— совершенствование практических навыков командно-начальствующего состава по управлению формированиями при организации и проведении АСДНР и мероприятий по защите населения;

— подготовка и слаживание формирований как для самостоятельного выполнения АСДНР и мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с другими формированиями;

— проверка готовности формирований к действиям в зонах ЧС, очагах поражения (заражения) согласно предназначению;

— выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств.

В целях исследования новых форм и методов подготовки формирований, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения от ЧС и последствий применения ССП, а также проверки отдельных положений проектов нормативных документов по действиям формирований в соответствии с решением МЧС Республики Беларусь, руководителей республиканских органов государственного управления может быть организовано проведение опытно-исследовательских тактико-специальных учений.

На них должна создаваться сложная и поучительная обстановка, характерная для действий в условиях сильных разрушений, пожаров, наводнений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, требующая от командно-начальствующего состава своевременных и обоснованных решений на проведение АСДНР, умелых действий формирований в различных условиях обстановки.

разбор тактико специального учения. 640 1. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-640 1. картинка разбор тактико специального учения. картинка 640 1.

Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями служб. Например, совместно со спасательным отрядом (командой, группой) могут и должны участвовать санитарные дружины (посты), формирования разведки, охраны общественного порядка, противопожарные, убежищ и укрытий и другие. Количество привлекаемых формирований от служб зависит от темы учения, учебных целей, характера и объема АСДНР.

При этом если какое-либо невоенизированное (специальное) формирование по тем или иным причинам не было привлечено на общее ТСУ формирований, с ним до очередного комплексного учения должно быть обязательно проведено самостоятельное ТСУ.

В тех случаях, когда это предусмотрено планом, учения проводятся совместно с подразделениями специализированных аварийно-спасательных служб города (района).

Практическая работа является основным методом подготовки личного состава к проведению АСДНР в зонах ЧС и очагах поражения.

Руководитель учения при подготовке учения обязан:

— изучить соответствующие нормативные и правовые документы (законы, постановления, наставления, руководства);

— проанализировать состояние подготовки формирований, определить исходные данные, тему, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, количество и состав привлекаемых формирований, район учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения;

— установить порядок подготовки натурных участков, какими силами и в какие сроки должны быть они подготовлены;

— организовать подготовку заместителей, помощников, посредников и всех участников. Обучить командиров умелой организации управления при проведении АСДНР.

Руководитель учения в ходе проведения учения обязан:

— анализировать решения и отдаваемые распоряжения, степень и качество выполнения их личным составом;

— руководить наращиванием обстановки для достижения поставленных учебных целей;

— осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности и экологических требований;

— по окончании учения провести разбор, оценить действия командиров, расчетов и формирований в целом.

На штаб руководства возлагается разработка документов по подготовке и проведению учения, оборудование района действий, а также осуществление контроля по окончании учения за сбором и возвращением формирований в места их постоянной работы, приведением в порядок района, где проводились практические работы.

Материально-техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается в обеспечении формирований необходимой техникой, горюче-смазочными материалами, специальным имуществом, требующимися запасами средств имитации и другими материальными средствами, организацией питания.

При проведении учений с формированиями общего назначения начальники служб гражданской обороны организации, как правило, назначаются помощниками руководителя при соответствующих формированиях.

Для обеспечения своевременного, качественного и полного выполнения формированиями поставленных задач и достижения учебных целей, осуществления постоянного руководства, а также для предупреждения нарушений мер безопасности в формирования направляются посредники.

Для создания обстановки, приближенной к действительной, обозначаются зоны затопления, химического заражения и радиационного загрязнения, имитируются разрушения, пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях, разливы (выбросы) СДЯВ.

Имитация должна быть управляемой, не требующей больших затрат времени и средств на ее подготовку и приведение в действие. Для этого в распоряжение помощника руководителя учения по имитации выделяется необходимое количество личного состава, техники и материальных средств. Он разрабатывает план имитации, оборудует необходимым образом район учения, предусматривает и контролирует соблюдение мер безопасности.

Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей учения, от уровня подготовленности привлекаемых к учению формирований, их материально-технического обеспечения, а также от состояния района учения.

При подготовке к учению разрабатываются следующие документы:

Источник

Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок (стр. 4 )

разбор тактико специального учения. pandia next page. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-pandia next page. картинка разбор тактико специального учения. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

разбор тактико специального учения. 15012714311c66h8. разбор тактико специального учения фото. разбор тактико специального учения-15012714311c66h8. картинка разбор тактико специального учения. картинка 15012714311c66h8.

— установления единых взглядов на методику организации и проведения комплексных учений;

— показа наиболее целесообразных форм и методов действий руководящего состава организаций (объектов) в подготовительный период, в ходе учения и при его проведении по таким вопросам, как организация управления, оповещения и связи; действия сил в случае аварии, катастрофы, стихийного бедствия; совершенствования системы ГО организации (объекта) при переводе с мирного на военное положение; организация и поддержание взаимодействия внутри формирования, между формированиями организации (объекта) и силами постоянной готовности при совместном выполнении поставленных задач.

Показные учения обычно проводятся в период подведения итогов года и при постановке новых задач.

Для проведения учения, кроме обычных документов, дополнитель­но разрабатываются «План показа» с необходимыми вариантами действий участников учения.

В замысле показного учения отражаются те же вопросы, что и в замыс­ле КШУ (ТСУ), но дополнительно указываются учебные цели для привлека­емых руководителей и других участников, основные мероприятия по показу эпизодов учения, места показа, маршруты передвижения к ним.

В ходе показного учения для более полного достижения поставленных целей разрешается делать частные отбои для проведения разбора отработан­ных этапов (вопросов), подготовки к показу очередных учебных мероприя­тий и переезда (перехода) участников учений на новое место показа.

Общий разбор и обсуждение результатов осуществляется в зависимос­ти от конкретных условий по окончании учения.

Опытно-исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвида­ции ЧС в организациях (на объектах).

Опытно-исследовательские учения проводятся с целью:

— проверки предлагаемых новых, принципиально важных, положений проектов директивных документов по организации мероприятий РСЧС и ведению ГО в организациях (на объектах);

— проверки новой организационно-штатной структуры сил и органов управления ГОЧС и новой техники, используемой для проведения АСДНР при ликвидации последствий аварий (катастроф), стихийных бедствий и применения противником современных средств поражения;

— исследования и оценки наиболее целесообразных способов применения формирований и техники при выполнении задач РСЧС и ГО;

— поиска новых путей сокращения сроков оповещения и сбора руководящего состава и органов управления ГОЧС, а также уточнения плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— изучения возможностей повышения устойчивости работы организаций (объектов) в мирное и военное время.

На опытно-исследовательское учение организации (объекта) привлекается как полностью укомплектованная структура звена РСЧС и ГО или только руководящий состав, отдел ГОЧС (КЧС и ОПБ), АСС, АСФ, НАСФ для oотработки конкретных практических действий.

Порядок проведения опытно-исследовательского учения определяется организационными указаниями руководителя, по распоряжению которого оно проводится. В них указываются цели и вопросы исследования, состав привлекаемых сил и средств, время и район практических действий.

Для всесторонних исследований, в том числе по вопросам устойчи­вости работы организации (объекта) в ЧС природного, техногенного характера и в военное время, на опытно-исследовательское учение привлекаются постоянно дейс­твующие или специально создаваемые на период учения исследовательские группы из наиболее подготовленных специалистов отдела ГОЧС и КЧС и ОПБ. В их состав могут быть включены, по согласованию, представители научно-исследовательских учреждений и органов управления ГОЧС.

Основными задачами таких групп являются: проведение анализа и оп­ределение достигнутого уровня устойчивости в работе организации (объекта), поиск новых путей и выработка практических предложений и мероприятий, обеспечива­ющих безаварийную и надежную производственную деятельность предпри­ятия в сложных условиях обстановки.

Исследования проводятся по заранее разработанным программам (пла­нам), в которых конкретизируются цели, вопросы и методы исследования, порядок проведения экспериментов, сбора информации, обобщения резуль­татов, разработки частных отчетов, составление общего отчета по учению.

На опытно-исследовательских учениях допускается многократное пов­торение некоторых приемов и способов действия сил РСЧС и ГО. Проводит­ся значительное количество самых разнообразных по форме и содержанию экспериментов. Объявляются частные отбои или временные остановки сил для фиксации положения, обсуждения полученных результатов исследова­ния и уточнения дальнейшего порядка действий. Проводится хронометри­рование действий управленческих структур, а также сил ликвидации ЧС.

Продолжительность опытно-исследовательского учения зависит от масштабов учения, важности темы и поставленных целей, количества воп­росов и глубины их исследования, а также методов работы самих исследова­телей.

Для опытно-исследовательского учения, помимо планирующих доку­ментов, разрабатываются общие и частные планы исследования по вопросам исследования.

В плане исследования обычно указываются:

— тема, цели, которые ставятся на учение в целом и по этапам;

— основные вопросы, подлежащие исследованию (экспериментальной проверке);

— порядок исследования каждого вопроса и оформления полученных результатов;

— ответственные за проведение исследования и обобщение результатов лица.

На основе полученных данных формулируются общие выводы и прак­тические рекомендации по исследуемым вопросам, О результатах опытно-исследовательского учения составляется отчет, который в двухмесячный срок представляется руководителю, по указанию которого проводилось учение.

В отчете должны быть указаны:

­ тема, цели учения и сроки его проведения;

­ основные показатели действий обучаемых;

­ степень выполнения исследовательских и учебных целей, качество от­работки учебных вопросов;

­ мероприятия, проведенные в ходе учения по исследованию пути повы­шения устойчивости организации (объекта), а также перечень практических работ, выпол­нение которых способствовало решению поставленных задач, достигнутый при этом экономический эффект;

­ положительные стороны и основные недостатки в подготовке сил РСЧС и ГО организации (объекта), оценка их действий, предложения по дальнейшему совершенствованию ГО и звена РСЧС организации (объекта);

­ предварительные результаты исследований;

­ общие выводы и предложения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

Общие положения по организации и проведению

Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки АСС (АСФ, НАСФ) РСЧС и сил ГО (далее – формирования) для выполнения задач по предназначению.

Они организуются и проводятся в целях:

— совершенствования практических навыков руководящего состава в управлении формированиями при организации и проведении АСДНР и мероприятий по защите населения;

— слаживания формирований, как для самостоятельного выполнения задач РСЧС и ГО, так и во взаимодействии с другими формированиями и подразделениями войск ГО;

— проверки готовности формирований к действиям по ликвидации ЧС, а также последствий применения противником современных средств поражения;

— выработки у личного состава высоких морально-психологических качеств;

— совершенствования организационно-штатной структуры формирований, приемов и способов их действий.

Тактико-специальные учения (ТСУ) проводятся со всеми формированиями РСЧС и ГО как в ходе комплексных учений и объектовых тренировок, так и самостоятельно.

В первую очередь такая форма обучения наиболее характерна для формирований постоянной готовности и НАСФ.

Часть формирований может привлекаться на командно-штабные учения, проводимые в организации (на объекте).

Как правило, на ТСУ формирования выводятся полностью укомплектованными личным составом, техникой и табельным имуществом в соответствии с организационно-штатной структурой.

Основным методом подготовки личного состава формирований в ходе, учения является практическое выполнение работ по предназначению с отработкой нормативов.

Руководителем учения с АСФ (НАСФ) назначается соответствующий руководитель организации (объекта), руководитель органа управления ГОЧС или руководитель формирования.

Если численность АСФ (НАСФ) 100 человек и более, то для подготовки и проведения ТСУ создается штаб руководства, при проведении ТСУ с АСФ (НАСФ) меньшей численности создаются группы управления.

Заместителями (помощниками) руководителя ТСУ назначаются руководители структурных подразделений организации (объекта), которые выполняют также обязанности посредников.

Численный состав штаба руководства (группы управления) определяется, исходя из учебных целей ТСУ, а также состава привлекаемых формирований. В отдельных случаях, для оказания методической помощи в организации и проведении ТСУ, по решению руководителя управления (отдела) ГО муниципального образования, могут привлекаться работники управления (отдела) ГОЧС преподаватели учебно-методических центров по ГОЧС, инструкторы ГО курсов ГО городов (районов) УМЦ ГОЧС.

Обязанности должностных лиц по подготовке и проведению ТСУ

Руководитель учения несет личную ответственность за подготовку и проведение ТСУ.

— изучить положения соответствующих рекомендаций и руководств;

— проанализировать уровень подготовки формирования;

— определить исходные данные для организации ТСУ (тему, учебные цели, этапы учения, учебные вопросы, кто привлекается на учение, сроки проведения, район (место) проведения учения, силы и средства для проведения имитации и вопросы материально-технического обеспечения учения);

— руководить разработкой плана проведения ТСУ;

— определить примерный перечень работ, которые целесообразно выполнить в период подготовки и проведения ТСУ в организации (на объекте);

— определить порядок подготовки района проведения ТСУ, установить, какими силами и в какие сроки он должен быть подготовлен;

— организовать подготовку к учению штаба руководства (группы управления, своих заместителей (помощников), а также руководящего и всего личного состава АСС (АСФ, НАСФ), привлекаемого на ТСУ;

— знать состояние и возможности формирования по выполнению поставленных задач;

— анализировать решения, принимаемые руководителями формирований в ходе учения и отдаваемые ими распоряжения;

— руководить наращиванием обстановки для достижения поставленных учебных целей;

— решать вопросы обеспечения личного состава формирования питанием, водой, вещевым имуществом;

— обеспечить соблюдение требований безопасности и сохранение техники государственного, коллективного и личного имущества граждан;

— по окончании учения организовать сбор и проверку личного состава и техники, провести разбор учения, оценить действия руководящего состава и формирования в целом.

Штаб руководства (группа управления) является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение ТСУ.

На штаб руководства (группу управления) возлагается:

— разработка документов по подготовке и проведению учения;

— согласование частных планов заместителей и помощников руководителя учения;

— подготовка района (места) проведения ТСУ;

— организация связи и, при необходимости, комендантской службы;

— организация своевременной и полной отработки всех учебных вопросов для достижения поставленных целей учения;

— подготовка и организация разбора учения;

— контроль за выполнением участниками мер безопасности;

— подготовка доклада в вышестоящий орган управления ГОЧС о резуль­татах проведенного ТСУ.

Обеспечение формирований техникой и имуществом, необходимым для проведения учения, осуществляют организации (объекты), на базе которых созданы формирования.

Организация материально-технического обеспечения тактико-специ­альных учений ТСУ включает:

— разработку плана материально-технического обеспечения формирова­ния, привлекаемого на учение и организацию его выполнения;

— осуществление контроля за своевременным обеспечением формиро­вания горячей пищей, водой, горюче-смазочными материалами, а также за правильной эксплуатацией техники в пределах установленного расхода моторесурса и поддержание ее в рабочем состоянии.

При проведении ТСУ с формированиями общего назначения могут назначаться помощники руководителя учения.

Обязанности помощников руководителя учения следующие:

— принимать участие в разработке документов по подготовке и проведе­нию учения;

— разрабатывать частные планы работы и представлять их руководителю учения для утверждения;

— знать обстановку и задачи формирования в ходе учения;

— контролировать действия формирования, добиваясь полной отработки всех учебных вопросов;

— учить руководителя формирования анализу сложившейся обстановки, принятию обоснованных решений, постановке задач формированию и кон­тролю их выполнения в ходе учения;

— оценивать работу руководителя и личного состава формирования;

— своевременно докладывать руководителю учения о принятых руководителем формирования решениях по обстановке;

— осуществлять контроль за соблюдением личным составом формирова­ния требований безопасности;

— своевременно представлять материал для разбора.

Проведение практических мероприятий, как правило, проводится с имитацией. Имитация должна быть максимально приближенной к воз­можным условиям обстановки, которую имитируют соответствующими средствами, способствовать выработке у личного состава объективного и до­стоверного представления о характере и масштабах возможных последствий ЧС (адекватно имитировать воздействие по организации (объекту) современных средств поражения противника).

На ТСУ может имитироваться обстановка в целом, необходимая обучаемым, и могут имитироваться дополняющие ее второстепенные детали для обозначения которых применяют условные знаки и указатели. Для имитации спасаемого персонала при проведении практических работ используются манекены.

Участки заражения АХОВ могут имитироваться песком, опилками или окрашенной жидкостью, обозначаться указателями.

Для проведения имитации создается группа и назначается помощник руководителя учения по имитации.

Помощник руководителя учения по имитации обязан:

— разработать план имитации в соответствии с замыслом учения и представить его руководителю учения для утверждения;

— организовать оборудование участков имитации и их охрану;

— проводить в ходе учения имитацию угроз по указанию руководителя, обеспечивая соблюдение требований безопасности;

— по окончании учения привести в исходное состояние район (место) проведения имитации, собрать (уничтожить) неиспользованные имитационные средства, доложить об этом руководителю учения.

Подготовка тактико-специальных учений

Подготовка ТСУ начинается не позднее, чем за два месяца до его проведения при этом разрабатываются следующие документы:

— приказ о подготовке и проведении учения;

— план проведения учения.

При необходимости разрабатывается замысел проведения учения с пояснительной запиской. При проведении тактико-специальных учений с АСС, АСФ, НАСФ) в составе комплексных учений и объектовых тренировок отдельный приказ и календарный план для ТСУ не разрабатываются. Приказ о подготовке и проведении ТСУ разрабатывается и доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до его проведения. В нем указываются: цели и время проведения учения, состав обучаемых и порядок их подготовки, сроки и объем работ по подготовке мест проведения практических мероприятий, ответственные исполнители, требования безопасности на учениях.

Подготовка к ТСУ осуществляется в соответствии с календарным планом подготовки тактико-специального учения, который разрабатывается штабом руководства (группой управления) или руководителем учения, нем определяются мероприятия по подготовке к учению заместителей (помощников) руководителя учения, начальников служб и штаба руководства (группы управления), а также руководящего и личного состава формирования, указываются ответственные лица за разработку документов на учение, перечисляются необходимый объем работ по подготовке района (места) учения и имитации, мероприятия по обеспечению учения, назначаются сроки готовности и ответственные лица. Календарный план утверждается руководителем учения.

План проведения ТСУ разрабатывается штабом руководства (групп управления) учения с участием заместителей руководителя учения, руководителей служб, подписывается руководителем учения и утверждается начальником, которому подчинен руководитель учения.

В плане проведения ТСУ указываются: тема учения, учебные цели, каждой категории обучаемых; время проведения учения; состав привлекаемого формирования (формирований); количество техники, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; создаваемая исходная обстановка, которая может сложиться в организации (на объекте) в результате ЧС или в военное время. К плану проведения ТСУ (с учетом характера создаваемой обстановки) могут прилагаться: схема марша и обстановки на маршруте выдвижения формирования из района расположения (места сбора) к участку работ; учебный план организации (объекта) с обстановкой на определенное время; характеристика зданий и защитных сооружений организации (объекта); план имитации на учение, другие расчетные данные.

Структура замысла учения и пояснительной записки аналогичны изложенным ранее в разделах подготовки и проведения командно-штабного и комплексного учений.

Подготовка заместителей (помощников) руководителя учения, штаба руководства (группы управления), посредников организуется руководителем учения.

Основная работа проводится на местности в организации (объекте), в районе предстоящего учения; изучается обстановка по каждому этапу ТСУ. Разбираются возможные варианты решений обучаемых руководителей формирований, условно проигрываются действия группы имитации.

Подготовка личного состава формирований к ТСУ осуществляется ходе плановых занятий. Непосредственно перед учением со всем личном составом изучаются требования мер безопасности.

Подготовка должна обеспечить: изучение и правильное понимание темы учения, целей, задач и плана проведения учения по этапам, обязанностей, методики отработки учебных вопросов, требований руководящих документов, регламентирующих обучение формирований, изучение района (места) учения.

Руководитель учения определяет места выполнения практических работ на различных этапах учения, определяется объем и места проведения имитации, а также место сбора после проведения учения.

Подготовка района (места) проведения ТСУ проводится в соответствии с замыслом учения в целях изучения характера местности и особенностей проведения АСДНР. Одновременно определяются необходимые ресурсы сил и средств для его оборудования.

Цель подготовки района заключается в создании обстановки максимально приближенной к реальной, позволяющей отработать все возможные виды и способы ведения АСДНР.

Методика проведения тактико-специальных учений

После приведения формирования в готовность руководитель учения вручает руководителю формирования тактическое задание, в котором указываются обстановка и задачи формирования, после чего руководителю форми­рования предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки остановки, принятия решения и постановки задач подчиненным, а также для организации действий.

В ходе учения руководитель ТСУ учит руководителя формирования управлению подчиненными подразделениями, ведению разведки, сбору и обобщению данных обстановки, принятию решений, организации взаимодействия с другими формированиями, организации и проведению АСДНР.

Заместители (помощники) руководителя учения находятся при руководителях тех формирований, к которым они назначены или на учебных местах по отработке практических действий. В ходе учения, в соответствии с частными планами, они способствуют обучению руководителей и личного со­става формирований организации и умелому проведению работ по предна­значению. Используя средства имитации, путем подачи вводных, создают и наращивают обстановку на местах (участках) действий формирований.

При отработке каждого учебного вопроса ведут анализ действий формирований, их выучки, недостатков и поучительных приемов и способов выполнения задач и своевременно докладывают руководителю учения свои данные для разбора.

При уяснении задачи руководитель формирования намечает мероприятия, которые необходимо провести для подготовки к выполнению поставленной задачи, отдает предварительные распоряжения или указания.

Оценивая обстановку, руководитель формирования ориентирует подчиненных о полученной задаче, определяет характер и объем разрушений, пожаров, заражения радиоактивными веществами или АХОВ, виды предстоящих работ, их объемы и возможности формирования по их выполнению состояние маршрутов выдвижения к участкам проведения работ, влияние местности, погоды, времени года и суток на выполнение задачи. При возможности о сложившейся обстановке ориентирует подчиненных.

В решении руководитель формирования определяет: замысел действий, предусматривающий последовательность выполнения работ, распределение сил и средств по участкам (местам) работ, направление сосредоточения основных усилий, сроки выполнения работ, порядок выдвижения к участкам: (местам) работ, порядок управления формированием и взаимодействия другими силами.

По прибытии в район (к месту) проведения работ руководитель формирования ориентирует подчиненных о полученной задаче, доводит до личного состава обстановку, принимает решение, ставит задачу, в которой указывает; какие виды спасательных работ провести; порядок использования техники; места сбора и погрузки пораженных, травмированных на транспорт и порядок их эвакуации; время начала и окончания работ; свое место и место заместителя, меры безопасности.

При планировании проведения спасательных работ должна создаваться обстановка максимально приближенная к возможным ЧС в организации (на объекте).

В соответствии с замыслом учения и предназначением формирования на учении могут отрабатываться следующие вопросы:

Входе учения особое внимание уделяется организации взаимодействия формирований. Взаимодействие формирований организуется: по задачам, объектам работ и времени, очередность и технологию выполнения АСДНР с каждым видом формирований. Для наращивания обстановки руководитель лично или через своих помощников, вручением вводных и с помощью средств имитации, доводит до обучаемых изменения в обстановке, новые данные о последствиях ЧС, возрастания масштабов аварии, о выходе из строя техники, пострадавших, об изменении радиационной, пожарной обстановки, возникновении очагов поражения вследствие террористического акта и другие данные.

При этом руководитель учения добивается от руководителей формирований осуществления маневра силами и средствами с учетом складывающейся обстановки, принятия соответствующих решений по организации и проведению АСДНР, проявления инициативы и смекалки.

По завершении отработки учебных вопросов, предусмотренных замыслом и планом проведения учения, руководитель учения отдает указания о времени и месте сосредоточения формирования, проверке наличия личного состава и техники, приведении в порядок места проведения учения, месте и времени проведения разбора. При необходимости проводится санитарная обработка состава и специальная обработка техники.

Разбор является заключительной частью учения. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи.

Подводятся итоги учения, в которых руководитель учения определяет, в какой степени достигнуты учебные цели; оценивает действия обучаемых с обязательной краткой характеристикой примеров правильных решений, а также отмечает недостатки, которые имели место; указывает, на что нужно обратить в ходе дальнейшей подготовки руководящего состава и личного состава формирований.

При оценке действий обучаемых формирований учитываются:

— умелое ведение разведки;

— правильность и целесообразность принятых руководителями формирований решений;

— четкость организации и производительность ведения АСДНР;

— поддержание взаимодействия между формированиями;

— своевременность выдвижения к месту проведения АСДНР;

— результаты практических действий формирований;

— своевременность принятия мер по защите формирований от современных средств поражения противника и вредных факторов ЧС;

— соблюдение мер безопасности.

Общая оценка действий формирований, а также индивидуальной оценки руководящего и рядового состава заносятся в соответствующие журналы учета подготовки формирований.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Штабные тренировки являются одной из действенных форм совершенствования подготовки руководящего состава, КЧС и ОПБ, органов управления ГО к выполнению функциональных обязанностей при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС, а также слаживания органов управления в целом.

Основной целью штабных тренировок является выработка у руководителей, органов управления и специалистов практических навыков управлению силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий ЧС, а также в военное время, достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления целом.

В зависимости от темы и поставленных целей штабные тренировки могут быть совместные и раздельными.

Совместные штабные тренировки проводятся с привлечением opганов управления организации (объекта) и всех (основных) структурных подразделений организации (объекта) с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные штабные тренировки проводятся с каждым из указанных органов управления ГОЧС или отдельными их подразделениями.

Тематика тренировок определяется руководителем организации (объекта) при и планировании основных мероприятий на текущий год с учетом особенности организации (объекта), её роли и места в системе ГОЧС, степени подготовленности органов управления ГОЧС и уточняется по мере необходимости.

Руководителем совместной штабной тренировки обычно назначается руководитель организации (объекта) или один из его заместителей.

Руководителем раздельной штабной тренировки может назначаться руководитель того подразделения с органом управления ГОЧС, которого проводится тренировка.

Состав участников определяется руководителем тренировки в зависимости от её темы, целей и отрабатываемых вопросов. В целях отработки слаженности действий структурных подразделений к участию в тренировке необходимо привлекать руководящий состав этих подразделений и ведущих специалистов в полном составе.

Порядок подготовки совместных штабных тренировок аналогичен порядку подготовки командно-штабных учений. Для подготовки и проведения тренировки разрабатываются:

— приказ (распоряжение) о подготовке и проведении штабной тренировки;

— календарный план подготовки тренировок;

— задание на тренировку;

— план проведения тренировки;

Календарный план подготовки тренировки предусматривает перечень мероприятий по подготовке тренировки, сроки их проведения, ответс­твенных лиц за разработку организационно-методических документов, их утверждение; за изучение руководящих и нормативных документов, разра­ботка частных планов проведения тренировки с отдельными категориями обучаемых; проведение инструктивных занятий и групповых упражнений; изучение мер безопасности; подготовку мест проведения тренировки и ма­териальной базы.

В задании на тренировку указываются: тема, цели и сроки проведения тренировки, состав участников, что необходимо изучить, подготовить и выпол­нить на тренировке. Для тренировки может создаваться исходная обстановка.

В зависимости от степени подготовленности участников в ходе тре­нировки может предусматриваться отработка всего комплекса вопросов уп­равления мероприятиями предупреждения и ликвидации ЧС или несколько наиболее сложных, недостаточно усвоенных вопросов.

Методика проведения тренировки определяется руководителем трени­ровки в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов.

Наиболее целесообразна последовательная форма практической отра­ботки поставленных вопросов, с детальным разбором действий обучаемых, отданных распоряжений и оформленных документов по завершении обра­ботки каждого учебного вопроса. При выявлении значительных пробелов в подготовке участников по отдельным вопросам, может осуществляться повторная отработка вопроса.

В порядке подготовки к тренировке предусматривается проведение занятий с участниками тренировки по изучению руководящих документов, плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, новых способов и технологий ведения АСДНР, средств защиты других вопросов с учетом уровня подготовки обучаемых и их функциональных обязанностей.

По завершении тренировки проводится итоговый разбор действий обучаемых и ставятся задачи на устранение выявленных недостатков.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ОБЪЕКТОВЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ,

ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработке приемов и способов защиты персонала организации (объекта) в ЧС мирного и военного времени и отрабатываются мероприятия ГО, повышающие устойчивость работы этих организаций (объектов) в мирное и военное время.

Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руко­водителя организации (объекта), так и в составе групп организаций (объектов). В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, не­обходимого на выполнение практических мероприятий, специфики организации (объекта), количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов.

Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учи­тывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки.

Перечень и объем выполняемых мероприятия должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации (на объекте).

К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие организаций (объектов), студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с организацией (объектом) поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *