рай в древнеримских мифах как называется

Римская мифология

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной, чем греческая.

Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе, но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

Источник

Список имен римских богов, мифология цивилизации

В течение примерно двенадцати веков древнеримской цивилизации религия постепенно развивалась из доморощенного пантеистического анимизма. Со временем появлялись новые имена богов римской мифологии.

Верования стали включать в себя греческий пантеон, иные культы и практику поклонения Императору. Так продолжалось до принятия христианства. Именно поэтому имена римских и греческих богов соответствуют мифологическим персонажам с одними и теми же характеристиками.

рай в древнеримских мифах как называется. cb5be19dc7c51074b134a172f69c3899. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-cb5be19dc7c51074b134a172f69c3899. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка cb5be19dc7c51074b134a172f69c3899. Вам будет интересно: Концепция идеального газа. Закон Авогадро и молярный объем газа

рай в древнеримских мифах как называется. 2a07ae705dc0e52a66236e7bb131bd52. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-2a07ae705dc0e52a66236e7bb131bd52. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка 2a07ae705dc0e52a66236e7bb131bd52.

Религия Рима

На протяжении всей своей истории концепция нумена, всепроникающей божественности или духовности, пронизывает римскую религиозную философию.

Однако как и многие языческие верования, успех в жизни обуславливался хорошими отношениями с богами. Их поддержание включало в себя как молитву, так и жертвоприношения в обмен на материальную выгоду.

Римские боги выполняли различные функции, соответствующие тем или иным аспектам жизни. В Лацио, регионе Италии, где был основан Рим, было много богов, в том числе этрусков и сабинян.

Главный пантеон

Боги и богини группировались по-разному. Выделялись как двадцать, так и двенадцать основных представителей римского пантеона. Несмотря на то, что группа из 12 богов была заимствована у греков, она имела доэллинское происхождение, вероятно, уходя корнями в религии ликийского и хеттского народов.

рай в древнеримских мифах как называется. 10ee09d4f22339ba2e14743dd4ac55fb. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-10ee09d4f22339ba2e14743dd4ac55fb. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка 10ee09d4f22339ba2e14743dd4ac55fb. Вам будет интересно: Значение слова индиго: тайна необычных детей

Позолоченные статуи украшали центральный форум Рима. Шесть богов и шесть богинь иногда объединялись попарно – мужчина и женщина. Список римских богов по парам: Юпитер-Юнона, Нептун-Минерва, Марс-Венера, Аполлон-Диана, Вулкан-Веста и Меркурий-Церера.

рай в древнеримских мифах как называется. b74ed677c90610044a96916573ae5e54. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-b74ed677c90610044a96916573ae5e54. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка b74ed677c90610044a96916573ae5e54.

Развитие пантеона

По мере того, как росла территория империи, появлялись новые имена римских богов. Пантеон расширялся и включал в себя культы вновь завоеванных и соседствующих народов. При условии, что они вписывались в римскую культуру. Например, знакомство римлян с эллинской культурой и последующее завоевание римлянами городов-государств Македонии и Греции заставили римлян перенять многие греческие мифы, а также объединить греческие божества с собственными.

Список имен римских богов и богинь выглядит следующим образом.

Юпитер

Король богов, сын Сатурна, брат Нептуна, Плутона и Юноны (также ее муж). Он бог неба и грома, покровитель Рима.

Среди всех имен римских богов он занимает первое место. Юпитер был царем неба и земли и всех олимпийских небожителей. Он был также известен как бог справедливости. Он был назван главным среди всех на специальном собрании, которое последовало после свержения им Сатурна и титанов.

Юпитер предоставил Нептуну власть над морем, а его брату Плутону – над подземным миром. Женой Юпитера была Юнона, которая очень ревновала к тому, что он много внимания уделял другим богиням и женщинам.

Юнона

В религии древних римлян это главная богиня, являющаяся женским аналогом Юпитера, очень похожая на греческую Геру, с которой ее отождествляли. Вместе с Юпитером и Минервой она была членом Капитолийской триады божеств, традиционно представляемой этрусскими королями. Юнона была связана со всеми аспектами жизни женщин, особенно с семьей.

рай в древнеримских мифах как называется. 311563bbf81636815a09215d6686f213. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-311563bbf81636815a09215d6686f213. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка 311563bbf81636815a09215d6686f213.

Минерва

Нептун

Брат Юпитера, Плутона и Юноны, бог пресной воды и моря, землетрясений, ураганов и лошадей, часто изображается с его трезубцем.

Впервые он упоминается в римской мифологии в связи с водой около 399 г. до н. э. Часто его изображают как пожилого человека с длинной бородой. Нептуна иногда видят рядом с рыбой и другими морскими существами. Он также связан со спортивными скачками: это связано с его ранними изображениями, где он показан едущим по морю на колеснице, запряженной лошадьми.

рай в древнеримских мифах как называется. dcc05be061c602da2c4a8fd41c27a6b7. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-dcc05be061c602da2c4a8fd41c27a6b7. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка dcc05be061c602da2c4a8fd41c27a6b7.

Венера

Мать римского народа, богиня любви, красоты, плодородия, секса, желания и процветания, покровительница вина.

Сначала она была связана с полями и садами. А позже римляне стали отождествлять ее с греческой богиней любви Афродитой.

Судя по всему, в Риме в ранние времена ей не поклонялись, так как в древних записях нет никакого упоминания о ней. Это подтверждается отсутствием какого-либо праздника в честь нее в древнейшем римском календаре и отсутствием фламена (особого священника).

Сын Юноны, бог войны и хранитель сельского хозяйства, воплощение мужества и агрессии, отец Ромула – основателя Рима. В литературе является отображением физической агрессии и насильственного аспекта войны.

Аполлон

Лучник, сын Юпитера и Латоны, близнец Дианы, бог музыки, исцеления, света и правды. Аполлон – один из немногих римских богов, который сохранил то же имя, что и его греческий аналог.

Говорят, что у императора Константина было видение, связанное с Аполлоном. Он продолжал использовать его в качестве одного из своих ключевых символов до принятия христианства.

рай в древнеримских мифах как называется. f1157f8d0d216496f40825b019709947. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-f1157f8d0d216496f40825b019709947. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка f1157f8d0d216496f40825b019709947.

Диана

Хотя Диана была в основном связана с охотой, ее также почитали как богиню лесов, детей и родов, плодородия, целомудрия, луны и диких животных. Ее поклонники верили, что она может разговаривать с лесными животными и даже контролировать их действия. Чаще всего ее изображают с луком в руках и колчаном со стрелами на плече.

Вулкан

Римский бог, отцом которого был Юпитер, а матерью – Юнона. Считалось, что с такими родителями он должен был быть довольно красив. Однако в детстве Вулкан был очень маленьким и некрасивым. У него было красное искаженное лицо. Юнона была так напугана его видом, что сбросила его с вершины горы Олимп, когда он был еще ребенком. По легенде он упал в море. Ударившись об воду, он сломал ногу, которая не зажила до конца. Поэтому при ходьбе Вулкан хромал. Морская нимфа Фетида нашла его, забрала в свой подводный дом и вырастила как собственного сына.

Веста

Дочь Сатурна и Опса, богиня домашнего очага, дома и семьи. Она входила в список римских богов (12 великих) и была дочерью Кроноса и Реи. Согласно общепринятой традиции, она была перворожденной дочерью Реи, поэтому была первой из детей, которых проглотил Кронос.

Меркурий

Сын Майи и Юпитера, бог прибыли, торговли, красноречия, общения, путешествий, обмана и воров, проводник мертвых душ в подземный мир.

Он был самым умным из олимпийских богов и служил посланником для всех остальных. Он управлял богатством, удачей, торговлей, плодородием и воровством.

Среди его личных любимых коммерческих занятий была торговля кукурузой. Как божество спортсменов он защищал спортзалы и стадионы.

Несмотря на его добродетельные качества, Меркурий был также опасным врагом, обманщиком и вором. Его также почитали как бога сна.

Церера

Ее также можно найти среди имен римских богов. Вечная Мать, дочь Сатурна и Опса, отвечала за земледелие, зерно, женщин, материнство и брак.

Церера была римской богиней земледелия, зерна и любви, которую мать несет для своего ребенка. Она была дочерью Сатурна и Опса, сестрой Юпитера и матерью Прозерпины. Церера была доброй и доброжелательной богиней для римлян, и у них было общее выражение «подходит для Цереры», что означало великолепие.

Ее любили за служение человечеству, за дарование людям урожая как награды за возделывание почвы. Церера, в Греции известная как Деметра, была богиней урожая, и ей приписывали тот факт, что она научила людей выращивать, хранить и готовить зерно и кукурузу. Считалось, что она несет ответственность за плодородие земли.

Источник

Мифы и предания Древнего Рима

рай в древнеримских мифах как называется. cover. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-cover. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка cover.

Мы привыкли ассоциировать Древний Рим с разнузданной роскошью пиршественных залов и железной поступью легионов Цезаря, а римскую культуру считать калькой с греческой. В действительности это не так. Римская культура самобытна, и наша книга посвящена лишь одному ее аспекту – мифам и преданиям Рима: тому, во что и как верили древние жители Италии, каких богов просили о помощи в минуту отчаяния, почему гордились своим благородным происхождением, и чьи имена поколениями трепетно передавались из уст в уста, пока римские историки не увековечили деяния смельчаков в своих трудах. Под этой обложкой вы найдете изложенный в соответствии с античными источниками рассказ о римских богах и их служителях, о праздниках и жертвоприношениях, о легендарных героях и правителях, о самоотверженности граждан и безумии императоров. Книга станет прекрасным подарком для всех, кто, стремясь развеять стереотипы, желает познакомиться с культурой Вечного города.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и предания Древнего Рима предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Пантеон и верования Древнего Рима

рай в древнеримских мифах как называется. i 004. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 004. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 004.

О римской мифологии

рай в древнеримских мифах как называется. i 002. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 002. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 002.

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее — довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства — от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона — того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи — покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны — тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога — покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» — «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после — торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

— Юпитер (у греков Зевс) — бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

— Нептун (у греков Посейдон) — бог морей;

— Вулкан (у греков Гефест) — бог огня и кузнечного ремесла;

— Аполлон — бог света, наук и искусств;

— Меркурий (у греков Гермес) — бог торговли;

— Марс (у греков Арес) — бог войны;

— Юнона (у греков Гера) — богиня брака, жена Юпитера;

— Минерва (у греков Афина) — богиня мудрости и ремесел;

— Церера (у греков Деметра) — богиня плодородия;

— Венера (у греков Афродита) — богиня любви и красоты;

— Веста (у греков Гестия) — богиня семейного очага;

— Диана (у греков Артемида) — богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели уже не демиургом, а божеством дверей, входа и выхода, но он оставался одним из наиболее чтимых римских богов.

Имя его, по всей видимости, происходит от слова ianua — «дверь», хотя Цицерон связывал его с глаголом inire — «наступать», Овидий же возводил имя «Янус» к «Хаосу», из которого тот якобы и появился в момент сотворения мира. В древности, говорят, Янус жил на месте Рима на холме Яникуле.

Так как Янус был богом дверей, храм его, построенный по преданию Нумой Помпилием в северной части римского форума, представлял собой двойную, с крышей и стенами, арку. Это были символические ворота римского государства, в центре которых, внутри, возвышалось изображение Януса.

Храм Януса служил показателем войны и мира в Риме: когда начиналась война, царь или консул отпирал храм и через эти ворота, перед ликами бога, проходили отправлявшиеся в поход римские воины. На время войны ворота оставались открытыми и запирались только тогда, когда во всем государстве наступал мир. Отсюда, по всей видимости, некая связь Януса с Квирином, сабинским богом войны. По крайней мере, храм-ворота Нума Помпилий посвятил, по преданию, божеству Янусу Квирину, так же именуют его в торжественной формуле объявления войны жрецы-фециалы.

Будучи богом входа, Янус считался в Риме покровителем любого начала. Римляне говорили: «В руках Януса — начало, в руках Юпитера — все». При обращении к богам первым провозглашалось имя Януса. В честь него назывался первый месяц двенадцатимесячного года, январь — januaris, ему посвящался сам праздник нового года — январские календы, когда в жертву Янусу приносили белого быка. Любые календы, то есть первый день месяца, также были посвящены Янусу, как и утренние часы каждого дня. Постепенно Януса стали почитать как божество, управляющее движением года и времени вообще. На некоторых его изображениях на пальцах рук Януса начертано разбитое надвое римское число CCCLXV (на правой CCC, на левой — LXV), то есть 365 — по количеству дней в году.

Вдобавок Януса полагали божественным привратником, именуя его Замыкающим и Отворяющим, так как утром он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь запирал его обратно. Поэтому Януса изображают с ключом в одной руке и посохом в другой.

Но самый известный внешний атрибут Януса — его двуликость, причем лица Януса смотрят в противоположные стороны. Черту эту объясняли тем, что двери тоже ведут как наружу, так и внутрь, а еще тем, что Янус смотрит одновременно в прошлое и в будущее.

Несмотря на то что Янус был одним из наиболее уважаемых государством богов, в народе культ Януса не получил широкого распространения. Однако простые люди считали Януса также покровителем дорог и путников, а римские мореходы подносили ему дары, так как верили, что именно он научил людей строить первые корабли.

Некоторые говорят, что Янус был женат на нимфе Ютурне, сестре рутульского царя Турна, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Ютурна родила ему сына Фонта, бога родников.

рай в древнеримских мифах как называется. i 005. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 005. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 005.

Танец под музыку времени. Художник Н. Пуссен

Рассказывают также историю о Янусе и нимфе Карне, в которую он был влюблен. Карна избегала общества мужчин, предпочитая охотиться с дротиками на зверей и птиц. Много юношей искали ее любви, и самым настырным она говорила, что при свете солнца ей стыдно ответить их просьбам, но предлагала пройти в темную пещеру, где обещала ласки. Сама же, вместе того чтобы идти за ними, пряталась в густом кустарнике.

Так же отвечала Карна и влюбленному Янусу, но забыла, что у Януса два лица и он спиной видит, куда она спряталась. В зарослях под самой скалой Янус настиг нимфу и, уже обнимая, пообещал взамен утраченной девственности сделать ее богиней дверных петель и подарил ветку белого терновника, которым отвращали от дверей дома несчастья.

Однажды Карна спасла от ночных птиц, питавшихся кровью и внутренностями младенцев, пятидневного Проку, будущего царя Альбы-Лонги. Окропив водой порог и пожертвовав птицам свиные потроха, Карна оставила на окне царского дома белую ветку Януса, и больше ночные птицы не трогали младенца. С тех пор Карну почитали как защитницу детей и хранительницу внутренних органов человека.

Бога Сатурна римляне почитали с глубокой древности и очень широко, повсюду были его святилища, а сама Италия, по преданию, изначально называлась Сатурновой землей. Сатурна считали богом плодородной земли и посевов (имя его происходит от латинского satus — посев), но образ его постепенно слился с фигурой греческого бога Кроноса, отца Зевса, которого тот сверг и заключил в бездне Тартара.

рай в древнеримских мифах как называется. i 006. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 006. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 006.

Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. Художник И. Акимов

В умах римлян это предание преобразилось и звучало так: когда Юпитер сбросил Сатурна с трона, тот сел на корабль и после долгих скитаний причалил к берегам Лация, центральной Италии, где жило племя латинов и где будет со временем построен вечный город Рим. По Тибру Сатурн поднялся на корабле до холма Яникула, где его гостеприимно принял Янус. Сам Сатурн обосновался на другом берегу реки, у подножия Капитолия. У того же холма стояло и древнейшее его святилище. В те давние времена жившие поблизости люди были дикими и добывали себе пропитание охотой. Сатурн собрал их в единое племя, научил обрабатывать землю, выращивать фрукты и виноград. Говорят, сама эта земля получила название «Лаций» от слова latere, «скрывать», потому что укрыла бежавшего от сыновнего гнева Сатурна.

рай в древнеримских мифах как называется. i 007. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 007. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 007.

Золотой век Художник Э. Дж. Пойнтер

Время, когда бог правил латинами, называли Золотым веком. Тогда все люди жили в мире и изобилии и были равны, не делились на рабов и свободных, бедных и богатых. Но со временем Сатурн покинул Капитолий, и Золотой век ушел в прошлое. В честь Сатурна, создателя земледелия, и в память о его временах в конце каждого года римляне справляли веселый праздник Сатурналии, посвященный сбору последнего урожая, когда рабы уравнивались в правах с хозяевами. Также называли сатурновым поколением мирных земледельцев, живущих на лоне природы, и сатурновым стихом — незатейливый размер, которым писали древнейшие поэты.

Во времена Республики на месте древнего святилища воздвигли храм в честь Сатурна и его жены, богини Опс, которую ассоциировали с греческой Реей. Под этим храмом как под охраной бога держали римскую казну и договоры о государственных долгах и доходах.

Рассказывали также, что у Сатурна был сын по имени Пик, бог полей и лесов. Был он прекрасен телом и душой, и многие нимфы заглядывались на него, но он отдал свое сердце лишь одной — дочери Януса Каненте, славившейся своим не обыкновенным голосом. Однажды Пик отправился в леса Лаврента охотиться на кабанов. Там увидела его волшебница Цирцея, собиравшая травы, и остолбенела, пораженная красотой Пика: он ехал через лес на коне с двумя дротиками в руках и в алом плаще-хламиде, сколотом золотой пряжкой. С первого взгляда Цирцея влюбилась в Пика и, чтобы выманить его подальше от свиты, сотворила призрак вепря, увлекший Пика в глухую чащу.

рай в древнеримских мифах как называется. i 008. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 008. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 008.

Цирцея. Художник Дж. У. Уотерхаус

В чаще подкараулила волшебница Пика и стала умолять его о любви. Пик же отвечал, что любит лишь свою жену Каненту и будет хранить ей верность. Оскорбленная отказом Цирцея выкрикнула заклинание, и почувствовал Пик, что превращается в птицу. В досаде бил он клювом деревья, но человеческий облик к нему не вернулся. Только оперенье птицы сохранило следы былого наряда Пика: крылья ее красноватые, а вокруг шеи — золотой ободок. Мы называем эту птицу дятлом.

Тщетно спутники Пика искали его по лесам, нашли только Цирцею. Они узнали могущественную волшебницу и стали требовать, чтобы она вернула им Пика, но коварная Цирцея воззвала к безднам и превратила спутников Пика в диких зверей.

Канента же никак не могла дождаться мужа. Она рыдала, в горе рвала волосы и шесть дней и ночей без сна и еды бродила по лесам и полям, разыскивая Пика. Наконец пришла она к берегу Тибра и там без сил опустилась на землю, чтобы спеть свою последнюю песню. Канента пела и потихоньку таяла в воздухе, пока совсем не исчезла. В память о Каненте место, где ее не стало, называют Певчим.

Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать, что культ Юпитера развивался с трех разных сторон и впоследствии слился в образ могущественнейшего из всех богов.

Юпитер, безусловно, почитался с незапамятных времен как бог молнии и света. Одно из свидетельств тому — посвящение Юпитеру всех полнолуний, или, как их называли в Риме, ид: времени, когда светло даже ночью. В иды, как свидетельствуют античные историки, освящали храмы Юпитера, в иды же приносили Юпитеру в жертву белую овцу — белый цвет считался особенно угодным богу. Другим жертвенным животным Юпитера был белый бык, которого консулы приводили к алтарю на Капитолии в день вступления в должность новых магистратов. Отсюда, возможно, пошла известная поговорка: «Что положено Юпитеру, не положено быку». Другой вариант ее происхождения — отсылка к греческому мифу о похищении прекрасной Европы Зевсом-Юпитером, принявшим облик этого животного.

Олицетворяя всю небесную стихию, Юпитер считался также повелителем туч, оттого в засуху крестьяне молились ему о даровании дождя. Заранее прося у бога дать достаточно влаги для посевов, земледельцы приносили ему дары и перед началом полевых работ. Особо чтили Юпитера виноградари, освящавшие в его честь начало сбора урожая. Однако бог неба проявлял себя не только с благой стороны: он посылал на землю грозы и молнии, с которыми у римлян связано огромное число суеверий. Так, например, человек, выживший после удара молнии, приобретал славу божественного избранника.

Первый храм в Риме, по преданию, был заложен Ромулом, основателем города, после победы над городом Ценина и посвящен Юпитеру Феретрию. Имя это возводили либо к слову ferire — «бить», либо к feretrum — так назывался помост, на который складывали снятые с павших врагов доспехи, часто впоследствии жертвуемые божеству, покровительствовавшему стороне победителей. Чести принести такую жертву удостаивался лишь предводитель войска: так и Ромул принес к священному дубу на месте будущего храма Юпитера доспехи убитого им ценинского вождя Акрона.

рай в древнеримских мифах как называется. i 009. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 009. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 009.

Юпитер и Фетида. Художник О. Энгр

Феретрий — древняя ипостась Юпитера, свидетельствующая о том, что он почитался как покровитель военных вождей. Оттого особой формой дани Юпитеру у римских полководцев был триумф — торжественный въезд в город военачальника после успешной кампании, где он представал в образе самого бога, даровавшего войску победу. Триумфатор въезжал в Рим на золотой колеснице, облаченный, как статуя Юпитера Капитолийского: в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, и пурпурную с золотом тогу; лицо триумфатора разрисовывали красной краской, чтобы оно больше напоминало выкрашенное киноварью терракотовое изваяние бога. В руке он сжимал скипетр из слоновой кости, увенчанный фигурой орла, а для еще большего сходства со статуей специальный раб, стоявший за спиной, держал над его головой золотой венок.

С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи лавровый венок, которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».

В храме Юпитера Феретрия хранилась и древнейшая реликвия — священный камень Юпитера, бывший его олицетворением до тех времен, когда богам начали ставить статуи. Камень это был, видимо, кремнем для высекания искры, потому что действие это по виду немного напоминало вспышку молнии.

Интересным образом характеризует Юпитера и фигура его жреца, flamen Dialis. Принято считать, что эту должность учредил царь Нума Помпилий, а до него функцию главного жреца Юпитера исполняли сами цари. На жреца Юпитера ложилась масса различных сакральных ограничений. Так, например, он не должен был прикасаться к покойнику и вообще ко всему, что относилось к культу мертвых: бобам, собаке, козе, и даже само слово «бобы» он не имел права произносить. Это оттого, что в древности люди полагали, будто бы царь-жрец обладал особой магической силой, обеспечивающей благоденствие всей общины, и боялись, как бы он не осквернил эту силу прикосновением к нечистому.

Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.

Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.

По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.

рай в древнеримских мифах как называется. i 010. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 010. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 010.

Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема

Культ Марса был одним из самых распространенных по всей Италии. Многие племена называли его именем первый месяц весны, а в древности и первый месяц нового года. Изначально Марсу не строили храмов, а приносили жертвы в священных рощах, в праздники Марса принято было убирать дома лавром. Ученые трактуют образ Марса как бога-покровителя племени, точнее, можно сказать, что у каждой общины, избравшей его своим заступником, был собственный Марс.

С почитанием Марса связан интереснейший обычай — «священная весна». Если племени грозила опасность, Марса просили отвести ее и клялись принести ему в жертву детей и скот, родившихся ближайшей весной. На практике детей щадили и не убивали, но когда они достигали зрелости, выселяли за границы племенной территории. В результате таких изгнаний молодежь основывала новые общины — недаром покровителем всех ищущих новые места поселения считался волк, священное животное Марса. Другим животным Марса называли дятла.

Надо заметить, что представления древних о Марсе весьма противоречивы. В них можно выделить два направления: Марса почитали как божество природы и земледелия, с одной стороны, и как божество войны — с другой. Вторая его ипостась более известна.

В святилище Марса в Регии, «царском доме» у подножия Палатина, хранились копья Марса. Если они сами собой сдвигались с места, это считалось предзнаменованием войны. Там же находились щиты Марса, по преданию, выкованные во времена Нумы Помпилия. По древнему обычаю, полководец, выступавший в поход, касался сперва щита, а потом копья с возгласом: «Пробудись, Марс!»

Марсу приносили жертвы и молились перед каждым сражением и после его окончания. От его имени присуждали награды отличившимся воинам. Наивысшая награда полагалась военачальнику, который спас свой легион или целое войско, например вывел его из окружения. Она называлась corona graminea, и ее сплетали из травы и цветов, сорванных непосредственно на месте сражения.

рай в древнеримских мифах как называется. i 011. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 011. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 011.

Бог войны Марс. Художник Д. Веласкес

Марсу с незапамятных времен был посвящен луг на берегу Тибра, Марсово поле. Раз в пять лет вооруженные римские граждане собирались там на праздник религиозного очищения: приносили в жертву животных и упражнялись в военном искусстве. Однако Марс был не просто богом войны, обе его функции равно важны. Вероятно, будучи племенным божеством, Марс становился богом войны или земледелия в зависимости от того, кто и когда обращался к нему за помощью. Для крестьян он был покровителем природы, для воинов — защитником поселения.

Квирин был племенным божеством сабинян. Как Марс считался отцом Ромула, так и Квирин — отцом основателя сабинской общины Модия Фофидия. Его имя происходит либо от названия сабинского города Куры, либо от слова quiris — копье. Культ Квирина связан с холмом Квириналом, где находилось древнее сабинское поселение и старейшее святилище Квирина.

Как и Марс, Квирин имел две ипостаси: военную и земледельческую. Существовали две симметричные коллегии жрецов-салиев, совершавших обряды в честь Марса и Квирина. Изначально, до появления изображений богов, Квирин, как и Марс, почитался в образе копья. Со временем Квирином стали считать обожествленного Ромула, который, по преданию, не умер, а сделался покровителем своего города.

В такой трансформации нет ничего странного. Ромул, конечно, считался сыном Марса, но римская община складывалась из разных племен, и в первую очередь — латинов и сабинян. Можно было бы назвать Марса и Квирина богами-двойниками, но почитались они как два разных бога и имели собственных жрецов-фламинов. Вместе с Юпитером Марс и Квирин составляли архаическую триаду самых могущественных римских богов.

Древние видели в женщине главным образом мать семейства, оберегающую дом и детей в то время, пока мужчины занимаются своими мужскими делами. Воспроизведение рода было крайне важно, ведь от детей зависело выживание общины в будущем, поэтому в традициях закрепилось большое уважение к женщине как к матери, а также хранительнице мира и порядка. Оттого многие женские божества, которых мы встречаем в архаичных культурах, являются в той или иной степени производными от образа богини-матери.

Одним из древнейших женских божеств у римлян была Теллура — олицетворение матери-земли: землю в то время и представляли весьма буквально — как женщину, принимающую в свое лоно семена и рожающую по истечении срока. В жертву Теллуре приносили беременных свиней и коров, у которых вырезали из чрева еще не родившихся детенышей и сжигали их. Верили, что родящая сила животных способна оказать магическое влияние и на засеянное поле. Интересно, что Теллуре также приносили искупительные жертвы те, кто не оказывал должного почтения мертвым в течение года. Теллура, как мать-земля, не только вынашивала посевы, но и принимала в себя умерших.

С культом Теллуры тесно связан культ Цереры, богини урожая. Но если Теллура олицетворяла собой непосредственно плодородную почву, мать-кормилицу, то Церера оберегала зреющие на полях хлеба. Воплощение духа урожая в облике женщины, пожалуй, неслучайно: в примитивном земледелии работа мужчины сопряжена с тяжелым физическим трудом, но большинство трудоемких операций выполняют женщины. Как и греческая Деметра, с которой они слились в единый образ, Церера почиталась в основном деревенскими жителями.

рай в древнеримских мифах как называется. i 012. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 012. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 012.

Флора и Церера. Художник К. А. Лоренцен

В античные времена мир со всем его пространством, занятиями и обязанностями делился на мужской и женский куда в большой мере, чем сейчас. Существовала масса женских дел, которых не подобало касаться мужчине, и в их числе, например, домашняя работа. Воплощением всех специфических женских функций, включая, конечно, и рождение детей, была Юнона, покровительница брака.

Ее культ имел широкое распространение по всей Средней Италии. В Риме ее отдельно чтили под именем Юноны Луцины, святилище которой находилось на Эсквилине. В этой своей ипостаси Юнона покровительствовала разрешению от бремени, и ей, как воплощению деторождения, приносили в жертву одно из самых плодовитых животных — козу. В целом Юнона покровительствовала не только замужним женщинам, но и девушкам, созревшим для брака.

По мере роста римского государства Юнона стала считаться супругой Юпитера, и за отправлением ее культа следила жена фламина (жреца) Юпитера — фламиника. Как жена отца богов, Юнона стала покровительницей римской общины, наряду с Юпитером и Минервой образовав так называемую капитолийскую триаду наиболее чтимых небожителей, со временем сменившую прежнюю, более воинственную архаичную триаду.

Богиня Минерва имеет древнее италийское, по всей видимости, этрусское происхождение. По крайней мере, этруски с давних пор почитали ее как покровительницу ремесел и искусств, а также всяческих мирных занятий на благо семьи и общества. В этом качестве Минерва утвердилась и в римском пантеоне, заняв нишу богини ремесленников и рукодельниц, не свойственную Юноне. С распространением греческого влияния Минерва объединилась с Афиной, вероятно, тогда и заимствовав у последней черты богини мудрости и войны.

рай в древнеримских мифах как называется. i 013. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 013. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 013.

Минерва и кентавр. Художник С. Боттичелли

Юпитеру, Юноне и Минерве как защитникам государства был возведен совместный Капитолийский храм, своего рода религиозный центр Рима, строительство которого началось при царе Тарквинии Гордом, а закончилось в первый год римской республики. По имени храма и холма Капитолий, на котором его воздвигли, этих богов и называют капитолийской триадой.

Связь с богиней-матерью можно проследить даже для девственной Дианы, богини-охотницы, объединившейся с греческой Артемидой. Поздние авторы изображали ее в коротком хитоне, охотящуюся со свитой в глухих лесах и жестоко карающую мужчин, осмелившихся поднять взгляд на воинственную богиню. В древности же, однако, Диану почитали как богиню леса, сочетавшуюся священным браком с лесным царем, духом деревьев и растений, погибавшим и возрождавшимся год от года. Диану воспринимали как покровительницу всех лесных животных и вдобавок растительности как таковой.

Диану полагали также богиней луны. По мнению древних римлян, фазы луны непосредственно влияли на функции женского организма. От ночного светила, как полагали римляне, зависели не только женские месячные циклы, но и зачатие ребенка, поэтому римские женщины приносили жертвы Диане как помощнице в делах деторождения.

Перечень главных римских богинь мы хотели бы закончить Венерой, хотя в действительности богинь в пантеоне значительно больше. Будучи изначально богиней весны и садов, Венера позднее приняла на себя функции греческой Афродиты, культ которой, вероятно, попал в Италию довольно рано из греческих колоний на Сицилии. Так она стала богиней красоты и воплощением всего, что может быть привлекательным и желанным в женщине. Постепенно под влиянием более формальной и организованной римской культуры Венера превратилась в богиню любви, преимущественно супружеской, и покровительницу брака. Особой популярностью в государственных масштабах ее культ стал пользоваться только с приходом к власти Юлия Цезаря, род которого, по преданию, восходил к легендарному герою Энею, сыну Венеры. Тогда Венере начали поклоняться как прародительнице римского государства.

рай в древнеримских мифах как называется. i 014. рай в древнеримских мифах как называется фото. рай в древнеримских мифах как называется-i 014. картинка рай в древнеримских мифах как называется. картинка i 014.

Рождение Венеры. Художник А. В. Бугро

Отдельно от прочих следует рассказать о Весте и ее служительницах. Весту почитали как богиню домашнего очага и семьи и отождествляли с греческой богиней Гестией. Однако в отличие от Гестии, культ которой у греков был относительно скромным, Веста занимала важнейшее место в государственной религии Рима и воспринималась в качестве хранительницы всей римской общины как большой семьи, собранной у единого городского очага.

Кроме очага, сакрального центра дома, Весте была посвящена прихожая, так называемый «вестибул». Несложно догадаться, что отсюда и пошло известное нам слово «вестибюль», означающее просторное помещение при парадном входе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *